Энциклопедия ребенок 2 до года
У меня уже был большой пост о наших энциклопедиях и смотрелках вот тут, но пришло время несколько его обновить и дополнить. Если вы еще ничего не знаете о детских энциклопедиях, то советую читать оба обзора, они друг друга дополняют.
Чтобы немножко разобраться во всей этой кипе энциклопедий, сделаю небольшое вступление. Если вам скучно читать много текста, просто прокрутите немножко вниз, я сегодня зануда и раскладываю все по полкам)
Мы читаем энциклопедии примерно с года с небольшим. Наши первые были почти без текста, на них Алиса училась узнавать предметы, соотносить их с реальными предметами быта, затем, когда стала постарше, с их помощью мне было намного проще последовательно донести ребенку информацию об окружающем мире. Сразу хочу сказать, что не стоит путать детские энциклопедии со взрослыми. Говорю это потому, что часто натыкаюсь на мнение, что детям энциклопедии не нужны, нечего корпеть над научной литературой в таком возрасте) Для детей, в отличие от нас, это не сборник фактов для учебы и зазубривания, а очень увлекательный способ познания мира.
Самыми первыми “энциклопедиями” у нас стали “вимельбухи” или книги-картинки. Сначала мы заказывали их из Германии, потом что-то нашли в наших магазинах, и, наконец, в продаже появились недорогие и очень хорошие книги-картинки для малышей, которые мы смотрим и по сей день, но только сейчас уже изучаем по ним английские слова. Книжки настолько недорогие, что я делаю себе памятки прямо ручкой (о ужас!), и это очень удобно.
Второй серией наших энциклопедий стали книги издательства Аркаим (или АСТ). У нас была буквально парочка, которые мне удалось ухватить, потому что когда Алиса вошла в нужный возраст, их уже расхватали. Две книжки этой серии я показывала вот тут в числе дугих.
А теперь на эту тему суперновость!
Издательство АСТ переиздало обалденные детские энциклопедии с окошками серии “Зачем? Отчего? Почему?”! Не могу подобрать других слов, это просто праздник какой-то, это лучшие первые энциклопедии из всех, что мне встречались!. И я точно куплю себе несколько, несмотря на треск по швам книжных полок, и еще в подарок закуплюсь, а то у меня среди друзей намечается беби-бум, они потом тоже днем с огнем их не сыщут.
1. В этой серии книги делятся на две группы – для детей помладше: у них в левом верхнем углу пометка “для малышей”, они чуть меньшего формата (и цена ниже), и для детей постарше – без пометки, в формате А4. Купить можно уже сейчас вот тут в Лабиринте, в Май-шопе.
2. Еще одна очень хорошая серия детских энциклопедий, выполненная в том же стиле – “Я открываю мир” издательства Аркебус (в Озоне, в Лабиринте). Эти две серии очень похожи, где-то пересекаются, но чаще дополняют друг друга. В прошлом посте об энциклопедиях я показывала нашу подборку, на этот раз она дополнилась еще одной книгой, которую я уже не думала покупать, считая, что переросли, но нет, понравилась.
В книге есть интересные факты, которые подходят малышне. Например, Алиса очень радовалась, когда узнала, что у ягнят трясутся хвостики, когда они пьют молоко.
Ну и третья серия качественных энциклопедий с окошками для детей чуть постарше (примерно от 2,5-3 лет, хотя все условно) – серия “Книга с секретами” издательства Робинс (в Озоне, в Май-шопе).
Мы взяли парочку на пробу:
3. “Открой тайны подземного мира”, книга с секретами.
В этой книге рассказывается про устройство улиц, подземные города, метро, про подземную жизнь, пещеры, вулканы и даже устройство Земли.
Информация изложена доступно, многое будет интересно даже двухлеткам. Книга долгоиграющая, в каждом возрасте будет что обсудить и добавить к уже имеющемуся багажу знаний.
4. И еще одна от Робинса: “Открой тайны подводного мира”, книга с секретами.
У нас собралась уже целая коллекция книг об океанах, морях и подводных обитателях, но эта книга не стала лишней.
Она изобилует деталями и интересными фактами, рассматривает мировой океан в разных разрезах: океан сегодня, океан в начале истории, ледовитые и тропические воды, морские глубины и жизнь у поверхности, волнение и штиль, и так далее. В общем, очень насыщенная книга, которая позволяет и порассматривать картинки, и потренироваться в поиске, и дает широкое представление об окружающем мире.
Про основные серии рассказала, ну а теперь про все остальное вразнобой.
Только у ленивого, наверное, еще нет этой книги.
Книга рассказывает историю о девочке Тане, которая приехала в деревню из города, и бабушка с дедушкой показали ей все премудрости садоводства и огородничества. Таня увидела своими глазами, как растут овощи, как меняется природа в разное время года, помогала по огороду и узнала много нового о пользе и свойствах разных продуктов.
Конечно, это не совсем энциклопедия, а скорее попытка изложить знания в художественном тексте, и весьма удачная. Мы ее и читаем и просто рассматриваем.
Книга большого формата, отпечатана на качественной мелованной бумаге.
В этой книге всего 6 разворотов с объемными панорамами. Лично мне они очень нравятся, будто нарисованы акварелью и тушью, или даже шариковой ручкой. Но сразу надо сказать, что книга на любителя. Стоимость книги явно завышена, но о покупке я ни капли не жалею. И скажу почему.
Картинки в этой книге в буквальном смысле оживают. Алиса может подолгу рассматривать их, хотя их всего только шесть, достраивать свой мир прямо на страницах книги, расставляя наши любимые Шляйх и подобные игрушки, которые как раз соразмерны животным в книге. Но самое главное – именно эта книга сподвигла нас с Алисой создавать свои горы и айсберги на ковре.
Честно скажу, если бы я увидела ее на полке в магазине, то вряд ли бы купила. Но книгу нам подарили, а Алиса прилипла к ней и искренне смеется над тыквой-телефоном и носком, который мимо проходил.
Это книга с дырками. На одном развороте дырки и немножко текста, а на другом… На другом вот что:
8. Примерно такая же бредовая, но очень НЕлюбимая мной книга “Найди и покажи весь мир”. (в Лабиринте, в Озоне, в Риде)
Я купила ее, считая, что это продолжение замечательной засмотренной до дыр серии “Найди и покажи” (все там же, в предыдущем посте о них есть).
Но юмор оказался совсем не по возрасту…
Местами злой…
Местами полный отшиб башки…
Так что книга, на мой взгляд, конечно, имеет право на существование, но только в библиотеке мальчишек школьного возраста. Раньше этой мутью я бы не засоряла детские неокрепшие умы)
Это большая академическая энциклопедия о лесах и деревьях, крупного формата на мелованной бумаге, в которой содержится очень много полезной информации. Конечно, выпускали такую книгу для школьников, написана она академическим языком, но что мешает нам не читать ее, а смотреть, подглядывая в текст?
Фотосинтез и ореалы произрастания оставим на потом, а вот строение деревьев, их использование в промышленности и быту, виды лесов и их обитатели – это то, что надо нам сейчас!
Но если честно, мне хотелось бы видеть книгу о растениях другой. Такой, в стиле старых ботанических энциклопедий в приглушенных тонах, где все растения нарисованы от руки без применения компьютерной графики.
Дорогие издатели, услышьте меня, я очень хочу такую книгу в ручном исполнении и на состаренной бумаге.
Я не думаю, что эта чудесная серия нуждается в представлении.
Если коротко, то это книжка на пружине, как перекидной блокнот, где плотные картонные страницы испещрены заданиями для детей: найти и отметить, собрать, построить – и все это надо сделать на местности.
Ходишь по городу/лесу/берегу/улице, ищешь знакомые детали в книге и отмечаешь. Просто находка для родителей 3-6 лет!
И ведь книга не только занимает детское время и делает прогулку особенной, она учит обращать внимание на детали и развивает фантазию, ведь часто надо найти что-то в форме чего-то или что-то похожее на… Мы пока только приобщаемся, но я чувствую, что у нас с этими альбомами большое будущее)
А вот еще одна из этой серии. Суть примерно та же, но все новое, ведь тема неисчерпаема)
11. Еще из новых вимельбухов у нас появились “Веселые пряталки. В рыцарсокм замке” (в Лабиринте, в Озоне)
Это был пробный заказ, на заценку этой серии книг-картинок. Если честно, бывают и лучше, сильно книга меня не впечатлила, и вот почему. Замок оказался хоть и средневековым, но наполненным не принцессами и рыцарями, а бесчинствующими туристами. То есть средневековой романтики и быта, которые так хотелось показать ребенку, чтобы рассказать о том, что было давным-давно, не получилось. А что рассказывать по таким картинкам – вообще непонятно.
Так что если хочтеся показать малышу замок, то лучше обратить свой взор на Аркаимовскую энциклопедию из пункта 1.
Ну а теперь о географии.
Про карты на стенах я уже писала вот здесь. Теперь пора и о литературе сказать.
У нас есть два основных атласа:
Этот атлас с окошками в лучших традициях. Плотный картон, относительно симпатичные рисунки. Надеюсь, вы уже не обращаете внимание на возрастные рекомендации производителей, и пометка 6+ вас не пугает) Атлас отлично подойдет как самый-самый первый.
Под каждым окошком немножко дополнительной информации, которая в нашем возрасте приносит не столько пользы, сколько детям интересно открыть окошки)
Радует так же и то, что разные типы местности и рельефа отмечены разными цветами, и на карте отмечены различные значимые и интересные объекты и факты.
13. “Мой первый атлас мира с наклейками”, издательство Робинс (в Озоне, в Май-Шопе)
Этот атлас не менее симпатичен, но не на картоне, а на плотных глянцевых листах и с наклейками, больше похож на журнал.
На черно-белые рисунки предлагается найти и наклеить цветные наклейки.
А вот так выглядят наклейки:
Если честно, лично мне изобразительный стиль в этом журнале нравится больше, но посоветовать один из атласов не могу – они друг друга отлично дополняют.
Эта симпатичная тоненькая книженция в мягкой обложке о разных видах жилищ.
За 70 рублей книжка отрабатывает себя на все 100%. И хотя текст далек от идеального, местами даже бессвязный, все это можно простить за такую цену, а еще потому что я такие книги все равно не читаю, а пересказываю или рассказываю от себя, просто подглядывая в текст.
В книжке ведется рассказ о том, из чего строят дома в разных концах света. Например, в России – из дерева, в Азии из бамбука и рисовой бумаги, в Африке из глины. О передвижных домах, об умных домах, о домах из снега и льда, о самых высоких и необычных – хоть и мельком, но можно узнать из этой книги. В общем, для введения в эту тему книга вполне подойдет.
Ну а если вдруг ребенок заинтересуется, то можно приступать к строительству из подручных материалов)
А вот это настоящая серьезная долгоиграющая литература. Комплект в двух томах.
Первый тираж раскупили довольно быстро, и я поспешила заказать переиздание, когда оно появилось. Очень рада, что успела, потому что для меня это находка!
Это издание в двух томах. Первый сейчас будет намного актуальнее для малышей 2-5 лет, второй заинтересует, вероятно, чуть позже. В первом томе ведется рассказ о том, из чего можно построить дом, какие они бывают, как украсить, о современных жилищах, и жилищах прошлого, об основных архитектурных терминах и достопримечательностях. Во втором томе больше рассказывается о великих архитекторах, находках, материалах и приемах. Иллюстрации в книгах подобраны просто отлично, их очень много, часто на целый разворот. Качество издания тоже на высоте, большой формат, твердая обложка, плотная мелованная бумага, в общем, настоящее наслаждение для гурманов) Если вы умеете преподносить такие книги ребенку, то очень советую.
Покажу первый, он мне особенно нравится:
Надеюсь, я показала вам что-то новое, потому что пост пролежал в черновиках несколько месяцев, все никак не было времени картинки загрузить.
Источник
Содержание
- Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
- Развитие ребенка: первый месяц жизни
- Развитие ребенка: второй месяц жизни
- Развитие ребенка: третий месяц жизни
- Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
- Развитие ребенка: пятый месяц жизни
- Развитие ребенка: шестой месяц жизни
- Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: девятый месяц жизни
- Развитие ребенка: десятый месяц жизни
- Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
- Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
- Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
- Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.
Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.
Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.
Развитие ребенка: первый месяц жизни
В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:
- Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
- Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
- Узнает голос и запах мамы.
- Выражает эмоции плачем.
Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:
- Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
- Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
- Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
- Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
- Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.
Развитие ребенка: второй месяц жизни
На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.
- Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
- Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
- Начинает активно гулить и агукать.
- Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
- Идет активное развитие органов зрения и слуха.
- Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.
Развитие ребенка: третий месяц жизни
На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.
- Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
- Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
- Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
- Может узнавать окружающих и радуется им.
- Громко смеется и подражает мимике взрослых.
Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.
- К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
- Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
- Ребенок различает цвета и форму.
- Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
- Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
- Отличается родителей от других людей.
- Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
- При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Развитие ребенка: пятый месяц жизни
На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.
- Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
- Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
- Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
- Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
- У малыша начинают прорезываться первые зубки.
- Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Развитие ребенка: шестой месяц жизни
На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.
- Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
- На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
- Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
- Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
- Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
- Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
- Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.
Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.
- На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
- Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
- Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
- Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
- С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
- При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
- С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
- Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».
Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.
- За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
- Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
- По просьбе старших может что-то принести или показать.
- Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
- Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.
Развитие ребенка: девятый месяц жизни
На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.
- На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
- Пытается вскарабкаться на стул, диван.
- Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
- Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
- Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
- На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
- Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
- Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.
Развитие ребенка: десятый месяц жизни
На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.
- Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
- Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
- Вставать и пытаться делать первые шаги.
- Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
- Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
- Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.
Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.
- К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
- Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
- Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
- Пытается пить из кружки и есть с ложки.
- По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
- Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
- Прощается, махая ручкой.
УРА! Ребенку 1 годик!
Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.
- За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
- Самостоятельно встает и может чуть пройти.
- Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
- Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
- Понимает предназначение некоторых предметов.
- Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.
Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.
Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:
- мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
- говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
- девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.
Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Источник