Энциклопедия раннего развития ребенка

Энциклопедия раннего развития ребенка thumbnail

Анна Рапопорт

Энциклопедия методов раннего развития

ВВЕДЕНИЕ

ВСЕ О РАННЕМ РАЗВИТИИ: ЧТО, ЗАЧЕМ И КАК?

Что такое раннее развитие

Кто вы, дорогой читатель? Позвольте немного пофантазировать. Наверное, вы будущая мама, ждущая чудесного первенца, мечтающая воспитать его здоровым и счастливым человеком. Или вы заботливый папа, желающий подарить своему ребенку успешную жизнь, полную открытий и приключений. А может быть, вы бабушка или дедушка, располагающие временем и собирающиеся освободить своих вечно занятых детей от воспитания малыша, взять на себя все заботы?

Кем бы вы ни были, уважаемый читатель, одно ясно – вы неравнодушный человек, вы хотите дать малышу самое лучшее и необходимое в его непредсказуемой жизни. Наверняка вы что-то слышали о методах раннего развития, что-то читали – но отступились перед необозримой грудой книг, материалов, игр… Может быть, вас что-то вдохновило, что-то испугало. Как разобраться в этом море методик, авторов? Именно для вас создана эта книга, посвященная разным взглядам и методикам раннего развития.

Для начала давайте зададим себе вопрос: а что это такое, раннее развитие? Вот ответы, данные разными людьми – психологами, врачами, авторами методик, журналистами, преподавателями дошкольных учреждений.

1. Раннее развитие – это обучение и воспитание ребенка с рождения и до 6 лет.

2. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет).

3. Раннее развитие – это специальные методики, направленные на опережающее развитие способностей ребенка, на то, чтобы он начал осуществлять различные физические и интеллектуальные действия и операции раньше, чем подавляющее большинство его сверстников.

4. Раннее развитие – это миф. Продуманное обучение ребенка в первые три года жизни – это не раннее, а своевременное развитие, потому что потом мозг ребенка перестанет настолько эффективно воспринимать информацию.

Обобщив все эти ответы, для себя мы можем сделать вывод, что раннее развитие – это некая программа действий, которую сознательно выбирают родители для того, чтобы максимально эффективно и как можно раньше (по крайней мере, до шести лет) раскрыть и укрепить все способности своего ребенка.

Итак, опираясь на это определение, давайте и начнем изучать нашу книгу.

Раннее развитие: аргументы «за» и «против»

И все-таки, так ли все однозначно с ранним развитием?

Как ни покажется это странным, но далеко не все умные и квалифицированные специалисты, не все любящие и неравнодушные родители убеждены в пользе раннего развития. Довольно много уважаемых и совсем не глупых людей считают, что не стоит торопить природу: нормальный ребенок обязательно сам научится ползать, ходить, плавать, рисовать, в свое время он начнет читать и писать, освоит математику и иностранный язык. В конце концов, говорят противники раннего развития, тысячелетиями человечество как-то развивалось, появлялись гении физики и химии, живописи и литературы, изобретатели и космонавты… Даже в наши дни в индийских или африканских племенах, далеких от цивилизации, растут здоровые, неглупые и счастливые дети. И все это без какого-либо намека на раннее развитие!

В общем и целом, аргументы противников раннего развития сводятся к следующему.

• Раннее развитие вредит здоровью ребенка, поскольку нарушает естественный ход формирования его организма и адаптации к окружающей среде.

• Развитие интеллекта и физических возможностей ребенка, на которые ориентированы почти все методики, оставляет в стороне эмоциональную сферу, уровень социализации и, самое главное, психическую жизнь ребенка. А их невозможно поторопить никаким образом. В результате возникает очень опасный дисбаланс: физически и интеллектуально опережающий своих сверстников ребенок может значительно отставать от них в эмоциональном плане, быть своеобразным «инопланетянином» в группе, классе или на детской площадке.

• Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов. Гораздо полезнее посвятить эти драгоценные часы самому ребенку, играм и прогулкам, а не чтению книжек и клеению карточек (сейчас многие материалы можно купить, но стоят они очень недешево). И нельзя отнимать время у ребенка: лучше просто поиграть в машинки и куклы, чем заставлять его читать и считать. Читать и считать он обязательно научится позднее, а вот играть времени у него уже не будет. Не отнимайте у человека детство!

• А зачем, собственно, ребенку нужно читать в два го да или играть на пианино в пять? Что он будет читать? У нас нет книг для такого раннего возраста – значит, родителям придется сочинять и делать их самим. Что он поймет в музыке Баха, даже если сможет воспроизвести ее? Даже если к пяти годам он будет знать таблицу умножения – что это ему даст? Рано или поздно (скорее всего к 15-20 годам) «развитой» ребенок сравняется со своими сверстниками, которые обошлись без всякого раннего развития.

• Не всякий родитель пожелает своему ребенку судьбу вундеркинда. Ведь это не только восторги взрослых, но и нелюбовь сверстников, зачастую отсутствие близких друзей и семьи, ощущение себя белой вороной. Родителям вундеркинда тоже не позавидуешь: они намертво привязаны к своему ребенку, вынуждены жертвовать своими интересами и личным временем ради занятий с ребенком по специальной программе.

На все эти опасения и обвинения сторонники раннего развития могут убедительно ответить: мир, в котором мы живем, совершенно не похож на мир, существовавший сто, двести, пятьсот лет назад. И дело не только в обилии техники или открытости границ – дело в том, что этот мир непредсказуем. Во времена Пушкина (не говоря уж о более ранних временах) родители хорошо знали, к какой жизни им следует готовить ребенка, все было заранее спланировано на много десятилетий вперед. А в наши времена? Кто может предсказать, какой будет жизнь вашего ребенка через двадцать, тридцать лет? У нас не родители учат детей, а зачастую дети родителей. Поэтому надо крайне осторожно обращаться к опыту прошлых поколений. Что касается опыта первобытных племен – да, конечно, дети там растут замечательные и без умения читать и считать. Но ваш-то ребенок, скорее всего, будет жить не в племени среди растений и животных, а в высокотехнологичной цивилизации, среди компьютеров и мобильных телефонов!!! Так что выбирайте сами – учить или не учить.

Читайте также:  Год ребенку последующие развитие

Мы не отнимаем у ребенка детство, говорят сторонники раннего развития. Мы просто делаем это детство насыщенным, разнообразным и интересным. Ни одна методика, ни один автор не призывает заменить прогулки и игры обучением за партой. Речь идет лишь о том, чтобы сделать прогулки образовательными, а игры – развивающими. Помните самое главное правило раннего развития: никакого насилия! Если ребенку не интересно – значит, что-то вы делаете не так, и надо отказаться от занятий или выбрать другой метод. И еще один аспект. Истоки раннего развития организма лежат в физической активности ребенка, поэтому спорт и прогулки не альтернатива развитию, а необходимая и обязательная его часть.

Самая сложная проблема, не имеющая единственного решения, – это проблема времени. Один из лидеров раннего развития, Гленн Доман, прямо указывал, что его методика адресована «профессиональным родителям», то есть тем, для кого воспитание ребенка – основная и единственная профессия. Популярный отечественный автор Лена Данилова в одной из своих статей пишет: «Раннее развитие – это многолетний, кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь ваших детей, постоянного творческого напряжения, значительных затрат времени и сил на подготовку пособий, разработку игр и занятий». Такой подход может отпугнуть многих: все-таки в России не так много мам, единственным делом которых является воспитание ребенка. Но не все так однозначно; решение проблемы времени зависит во многом от умения взрослых организовать свое время. По тратить полчаса, а не полтора на приготовление обеда, а свободный час посвятить раннему развитию. Пригласить бабушку или домработницу для уборки дома, а в освободившийся час склеить и написать необходимые материалы и игры. Было бы желание, а время найдется.

Источник

Анна Рапопорт

Энциклопедия методов раннего развития

ВВЕДЕНИЕ ВСЕ О РАННЕМ РАЗВИТИИ: ЧТО, ЗАЧЕМ И КАК?

Что такое раннее развитие

Кто вы, дорогой читатель? Позвольте немного пофантазировать. Наверное, вы будущая мама, ждущая чудесного первенца, мечтающая воспитать его здоровым и счастливым человеком. Или вы заботливый папа, желающий подарить своему ребенку успешную жизнь, полную открытий и приключений. А может быть, вы бабушка или дедушка, располагающие временем и собирающиеся освободить своих вечно занятых детей от воспитания малыша, взять на себя все заботы?

Кем бы вы ни были, уважаемый читатель, одно ясно – вы неравнодушный человек, вы хотите дать малышу самое лучшее и необходимое в его непредсказуемой жизни. Наверняка вы что-то слышали о методах раннего развития, что-то читали – но отступились перед необозримой грудой книг, материалов, игр… Может быть, вас что-то вдохновило, что-то испугало. Как разобраться в этом море методик, авторов? Именно для вас создана эта книга, посвященная разным взглядам и методикам раннего развития.

Для начала давайте зададим себе вопрос: а что это такое, раннее развитие? Вот ответы, данные разными людьми – психологами, врачами, авторами методик, журналистами, преподавателями дошкольных учреждений.

1. Раннее развитие – это обучение и воспитание ребенка с рождения и до 6 лет.

2. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет).

3. Раннее развитие – это специальные методики, направленные на опережающее развитие способностей ребенка, на то, чтобы он начал осуществлять различные физические и интеллектуальные действия и операции раньше, чем подавляющее большинство его сверстников.

4. Раннее развитие – это миф. Продуманное обучение ребенка в первые три года жизни – это не раннее, а своевременное развитие, потому что потом мозг ребенка перестанет настолько эффективно воспринимать информацию.

Обобщив все эти ответы, для себя мы можем сделать вывод, что раннее развитие – это некая программа действий, которую сознательно выбирают родители для того, чтобы максимально эффективно и как можно раньше (по крайней мере, до шести лет) раскрыть и укрепить все способности своего ребенка. Итак, опираясь на это определение, давайте и начнем изучать нашу книгу.

Раннее развитие: аргументы «за» и «против»

И все-таки, так ли все однозначно с ранним развитием?

Как ни покажется это странным, но далеко не все умные и квалифицированные специалисты, не все любящие и неравнодушные родители убеждены в пользе раннего развития. Довольно много уважаемых и совсем не глупых людей считают, что не стоит торопить природу: нормальный ребенок обязательно сам научится ползать, ходить, плавать, рисовать, в свое время он начнет читать и писать, освоит математику и иностранный язык. В конце концов, говорят противники раннего развития, тысячелетиями человечество как-то развивалось, появлялись гении физики и химии, живописи и литературы, изобретатели и космонавты… Даже в наши дни в индийских или африканских племенах, далеких от цивилизации, растут здоровые, неглупые и счастливые дети. И все это без какого-либо намека на раннее развитие!

В общем и целом, аргументы противников раннего развития сводятся к следующему.

• Раннее развитие вредит здоровью ребенка, поскольку нарушает естественный ход формирования его организма и адаптации к окружающей среде.

• Развитие интеллекта и физических возможностей ребенка, на которые ориентированы почти все методики, оставляет в стороне эмоциональную сферу, уровень социализации и, самое главное, психическую жизнь ребенка. А их невозможно поторопить никаким образом. В результате возникает очень опасный дисбаланс: физически и интеллектуально опережающий своих сверстников ребенок может значительно отставать от них в эмоциональном плане, быть своеобразным «инопланетянином» в группе, классе или на детской площадке.

• Почти все методики раннего развития очень трудоемки, требуют от родителей значительного времени для их изучения и изготовления дидактических материалов. Гораздо полезнее посвятить эти драгоценные часы самому ребенку, играм и прогулкам, а не чтению книжек и клеению карточек (сейчас многие материалы можно купить, но стоят они очень недешево). И нельзя отнимать время у ребенка: лучше просто поиграть в машинки и куклы, чем заставлять его читать и считать. Читать и считать он обязательно научится позднее, а вот играть времени у него уже не будет. Не отнимайте у человека детство!

Читайте также:  Проблемы развития ребенка зпр

• А зачем, собственно, ребенку нужно читать в два го да или играть на пианино в пять? Что он будет читать? У нас нет книг для такого раннего возраста – значит, родителям придется сочинять и делать их самим. Что он поймет в музыке Баха, даже если сможет воспроизвести ее? Даже если к пяти годам он будет знать таблицу умножения – что это ему даст? Рано или поздно (скорее всего к 15-20 годам) «развитой» ребенок сравняется со своими сверстниками, которые обошлись без всякого раннего развития.

• Не всякий родитель пожелает своему ребенку судьбу вундеркинда. Ведь это не только восторги взрослых, но и нелюбовь сверстников, зачастую отсутствие близких друзей и семьи, ощущение себя белой вороной. Родителям вундеркинда тоже не позавидуешь: они намертво привязаны к своему ребенку, вынуждены жертвовать своими интересами и личным временем ради занятий с ребенком по специальной программе.

На все эти опасения и обвинения сторонники раннего развития могут убедительно ответить: мир, в котором мы живем, совершенно не похож на мир, существовавший сто, двести, пятьсот лет назад. И дело не только в обилии техники или открытости границ – дело в том, что этот мир непредсказуем. Во времена Пушкина (не говоря уж о более ранних временах) родители хорошо знали, к какой жизни им следует готовить ребенка, все было заранее спланировано на много десятилетий вперед. А в наши времена? Кто может предсказать, какой будет жизнь вашего ребенка через двадцать, тридцать лет? У нас не родители учат детей, а зачастую дети родителей. Поэтому надо крайне осторожно обращаться к опыту прошлых поколений. Что касается опыта первобытных племен – да, конечно, дети там растут замечательные и без умения читать и считать. Но ваш-то ребенок, скорее всего, будет жить не в племени среди растений и животных, а в высокотехнологичной цивилизации, среди компьютеров и мобильных телефонов!!! Так что выбирайте сами – учить или не учить.

Мы не отнимаем у ребенка детство, говорят сторонники раннего развития. Мы просто делаем это детство насыщенным, разнообразным и интересным. Ни одна методика, ни один автор не призывает заменить прогулки и игры обучением за партой. Речь идет лишь о том, чтобы сделать прогулки образовательными, а игры – развивающими. Помните самое главное правило раннего развития: никакого насилия! Если ребенку не интересно – значит, что-то вы делаете не так, и надо отказаться от занятий или выбрать другой метод. И еще один аспект. Истоки раннего развития организма лежат в физической активности ребенка, поэтому спорт и прогулки не альтернатива развитию, а необходимая и обязательная его часть.

Самая сложная проблема, не имеющая единственного решения, – это проблема времени. Один из лидеров раннего развития, Гленн Доман, прямо указывал, что его методика адресована «профессиональным родителям», то есть тем, для кого воспитание ребенка – основная и единственная профессия. Популярный отечественный автор Лена Данилова в одной из своих статей пишет: «Раннее развитие – это многолетний, кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь ваших детей, постоянного творческого напряжения, значительных затрат времени и сил на подготовку пособий, разработку игр и занятий». Такой подход может отпугнуть многих: все-таки в России не так много мам, единственным делом которых является воспитание ребенка. Но не все так однозначно; решение проблемы времени зависит во многом от умения взрослых организовать свое время. По тратить полчаса, а не полтора на приготовление обеда, а свободный час посвятить раннему развитию. Пригласить бабушку или домработницу для уборки дома, а в освободившийся час склеить и написать необходимые материалы и игры. Было бы желание, а время найдется.

И наконец, про вундеркиндов. Если родителей, желающих вырастить вундеркиндов, мало, то еще меньше тех, кто мечтает вырастить серую посредственность, – по крайней мере, такие родители вряд ли читают эту книгу. Раннее развитие – это не панацея, и результат не гарантирован. Окружающая ребенка среда – важнейший фактор его развития, но ведь есть еще и наследственность, и природные способности, и склонности. Вы можете активно развивать в нем математический интеллект, а он станет спортсменом или поэтом. Цель раннего развития – не вырастить вундеркинда, а дать ребенку шанс проявить все, заложенное в нем природой. Это шанс стать счастливой, гармоничной и социальной успешной личностью. Есть вероятность, что такая личность вырастет и без активной помощи взрослых. Но эта вероятность гораздо больше, если родители помогают ребенку и верят в его силы.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Смотрите также

  • Интересно было узнавать, что нас ожидает каждый месяц и что с этим делать.

    Доброго времени суток! Эту книгу мне подарила подруга. Я и мой муж очень обрадовались, так как про детей маленьких мы ничего не знали, то думали она нам поможет. Читать я начала её когда ребенку исполнилось 3 недели.

  • Лучшее для раннего развития ребенка

    Практическая энциклопедия раннего развития ребенка помогла нам на этапе, когда ребенку было от полутора до трех лет. Книга очень полезная. Это, конечно, не новоявленная методика раннего развития, которая направлена более всего на учение, обучение чтению или языку .

  • Все гениальное просто

    Мне близка методика Марии Монтессори, по этому я максимально стараюсь использовать ее основы в воспитании нашего малыша. Знаю, что для развития ребенка совсем не нужно много дорогих игрушек, все самое лучшее всегда под рукой (только мы, мамы и папы, об этом не догадываемся).

  • Хорошая книга за 199 рублей из Фикс прайс! Но не все пришлось по душе.

    Здравствуйте! Я люблю книги всей душой. И стараюсь привить эту любовь к ним своей дочери. Она хоть и маленькая, но уже проявляет интерес. В Фикс прайс, есть множество интересных детских книг – я их там частенько покупаю.

  • Мамы, вы действительно в восторге от этой книги? По-моему, “энциклопедия” слишком громкое слово для такого издания. Примеры познавательных текстов.

    Энциклопедии я всегда очень любила – яркие, красочные, информативные, в которых можно найти ответы на множество вопросов различной тематики. Такие книги настоящий источник знаний! И сейчас я с большим удовольствием покупаю детские энциклопедии для ребенка.

  • Пособия, которые купили по рекомендации нейропсихолога оказались полным провалом, ну или не полным, но около того

    Здравствуйте! Я ленивая мама, но все же стараюсь заниматься с ребенком каждый день хоть немного. И пособия покупаю только те, что рекомендуют опытные мамы или вот как в этом случае нейропсихолог.

  • С “Энциклопедией добрых дел” легче вырастить малыша добрым, заботливым и внимательным ❤ 32 сказки о помощи, грусти, честности, зависти, доброте, страхах + множество стихов, заданий, пословиц и игр!

    В последнее время мной движет непреодолимое желание скупить как можно больше детских книг. Не могу остановиться) Но не все книги мне нравятся, я люблю необычные. Само собой у сына есть классические русско-народные сказки, сказки известных писателей, книги про животных, развивающая литература…

  • Энциклопедия Е.Ульевой супер бомба! Перечитываем и зачитываем до дыр! Прекрасная книга, не имеющая аналогов!!!

    Всем привет! Расскажу об одной из наших любимых книг Елены Ульевой. Энциклопедия для малышей в сказках. Новые истории. Заказали мы на сайте [ссылка] 3 таких энциклопедии, ребенок и мама в восторге! Начну с того, что сама энциклопедия мягкая как журнал, 93 страницы, бумага глянцевая.

  • Очень классная энциклопедия, теперь я знаю все ответы на детские вопросы.

    Добрый день. Сегодня хочу поделиться ещё одной интересной, умной книжкой для детей «Энциклопедия для малышей в сказках»:Она продавалась в мягком переплете, яркая и красочная.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со сверстником

Популярные отзывы

  • Очень весенняя книга с атмосферными иллюстрациями и немного странной темой)

    Доброго времени суток всем, заглянувшим в мой отзыв! Сегодня хочу рассказать об одной из книг, которые я недавно выиграла в розыгрыше в Инстаграме от издательства “Ясень и бук”. Это книга Елены Хаецкой “Первое апреля бурундучка”.

  • Красочная упаковка для унылого текста. В волшебных окошках обычные какашки. Мое тело протестует.

    Здравствуйте! Всегда хочется для ребенка купить что-то не только приятное, но и полезное. Тем более в условиях, ограниченных этим ковидом встреч. Как у нас в СССР говорили – книга лучший подарок. Come Back to the USSR. Услышал (в интернете) о книге “Волшебные окошки. Мое тело”. Решил купить.

  • Хорошая достойная книга – по тексту. Но иллюстрации делают её более, чем просто хорошей – они шикарные!

    Доброго времени суток всем, заглянувшим в мой сегодняшний отзыв! Сегодня хочу рассказать о ещё одной новой детской книге, пополнившей нашу домашнюю библиотеку за новогодние праздники – это “Крошка Венди и дом на дереве”.

  • Красный букварь с Буквоежиком! Невероятное количество занятий в одной книге, которая поможет научить читать ребенка. Букварь-тренажер. Обучение чтению с нуля. Шамиль Ахмадуллин

    Тот, кто не читал одну сказку 38 раз к ряду, никогда не поймет накал ожидания момента, когда же уже ребенок начнет читать сам. Но как показывает практика, часто вообще не понятно, с какой же стороны к этому процессу подступиться и как же сделать так, чтобы изучение букв было не напряжным для семьи.

  • Мама, это телевизор? Фотикулярная книга Динозавры. Магия вне Хогвартса.

    Первое, что воскликнула моя дочь, взяв в ее в руки: “Ого, это телевизор!”.И это сама суть ощущения. Фотикулярная книга Динозавры от издательства Неокнига – это целый фейерверк самых разных эмоций.Но, пожалуй первые – это удивление и восторг.

  • Я кайфую от тетрадей Я МОГУ. Они круче Кумонов, а еще дешевле. Интересные развивающие тетради, по которым хочется заниматься

    Здравствуйте! Дочь прошла много пособий “Кумон” и “Я могу”, поэтому мне было с чем сравнить и сделать вывод, что пособия Я МОГУ ребенку нравятся больше. Не все идеальны, есть свои минусы, но сейчас стараюсь больше приобретать именно эти пособия. Я МОГУ находить решения.

  • Интерактивная книга с хорошей историей, учит читать, писать, сопереживать, помогать

    Регулярно “роюсь” по разным сайтам в поисках хороших детских книг.Когда я увидела эту книгу на ВБ – не удержалась, купила для сына.Точь в точь эта же книга, с такой же обложкой была у меня в детстве!

  • Как жаль, что нет машины времени. Зато как здорово, что есть такие книги. Как заглянуть в “100 лет назад”.

    Доброго времени суток всем, заглянувшим в мой отзыв! Сегодня снова о детских книгах. Начинаю разбор стопки, присоединившейся к нашей библиотеке в новогодние праздники. Одной из не тематических книг (не связанных только с зимой и Новым годом) стала история Марии Толмачевой “Как жила Тася”.

  • Вполне рабочая методика! Мои похвалы и немного брюзжания. Занимаемся с ребенком 2,9 лет

    Разбирая вещи, мы наткнулись на книжечку, которую мне рекомендовали еще несколько лет назад, как неплохое логопедическое пособие для домашнего развития. Формулировка странная, пособие у меня лежало и лежало, пока двухлетняя дочь не обнаружила его в разбираемой стопке и не утащила себе.

  • Книга для развития речи малышей и пополнения словарного запаса детей постарше и даже взрослых! ????

    Всем привет! Я очень люблю покупать для своих детей книги. Мне нравится рассматривать вместе с ними красочные иллюстрации, читать, погружаться в эти хоть и детские сказки и истории. Мне кажется, что книги для детей, по крайней мере пока, люблю больше я, чем дети.

Источник