Энцефабол ребенку 4 года

Действующее вещество:ПиритинолПиритинол

Лекарственная форма: &nbspСуспензия для приема внутрь. Состав:

5 мл суспензии (1 чайная ложка) содержат:

Активный компонент – Пиритинол – 80,5 мг*;

Вспомогательные вещества – Натрия сахарината дигидрат – 1,1 мг, пропилпарагидроксибензоат -1,75 мг, метилпарагидроксибензоат – 3,25 мг, лимонной кислоты моногидрат – 5,0 мг, калия сорбат- 6,75 мг, контрамарум ароматический – 2,65 мг, повидон – 50,0 мг, кремния диоксид коллоидный – 50.0 мг, гиэтеллоза – 36,805 мг, глицерол 85% – 250.0 мг, сорбитола раствор 70%- 750,0 мг, вода очищенная – 4 062,195 мг.

* Соответствует содержанию пиритинола дигидрохлорида моногидрата 100 мг

Описание:Вязкая суспензия от молочно-белого до слегка коричневатого цвета с ароматным запахом. Фармакотерапевтическая группа:Ноотропное средство. АТХ: &nbsp

N.06.B.X.02 Пиритинол

Фармакодинамика:

Пиритинол повышает патологически сниженный метаболизм в головном мозге с помощью увеличения захвата и утилизации глюкозы, повышает метаболизм нуклеиновых кислот и высвобождение ацетилхолина в синапсах нервных клеток, улучшает холинэргическую передачу между клетками нервной ткани. Способствует стабилизации структуры клеточной мембраны нервных клеток и их функции с помощью ингибирования ферментов лизосом, предотвращая этим образование свободных радикалов.

Пиритинол улучшает реологические свойства крови, повышает пластичность эритроцитов с помощью увеличения содержания АТФ в их мембране, что приводит к снижению вязкости крови и улучшению кровотока. Пиритинол, улучшая кровообращение в ишемизированных участках мозга, увеличивает их снабжение кислородом; повышает обмен глюкозы. В результате улучшаются показатели памяти и восстанавливаются нарушенные обменные процессы в нервной ткани, что способствует полноценному функционированию ее клеток.

Фармакокинетика:

Пиритинол быстро всасывается при пероральном приеме. Биодоступность составляет в среднем 85 % (76 – 93 %). Максимальная концентрация в плазме достигается через 30 – 60 минут после приема внутрь 100 мг пиритинола дигидрохлорида моногидрата. Период полувыведения около 2,5 часов.

Пиритинол быстро метаболизирует. 20 – 40 % вещества обратимо связывается с белками плазмы. Как основные метаболиты идентифицированы следующие вещества: 2-метил-3-гидрокси-4-гидроксиметил-5-метилмеркаптометилпиридин и 2-метил-3-гидрокси-4-гидроксиметил-5-метилсульфинилметилпиридин. Конъюгированные метаболиты выводятся преимущественно через почки. Суммарная экскреция с мочой в течение 24 часов составляет 72,4 – 74,2 %. Наибольшая часть полученной дозы экскретируется в течение первых 4 часов после приема. С фекалиями выводится только 5 % дозы.

При повторном пероральном назначении кумуляции не наблюдается. Токсические концентрации не развиваются даже при нарушенной функции почек.

Проникает через гематоэнцефалический барьер, метаболиты накапливаются преимущественно в сером веществе головного мозга.

Пиритинол проникает через плацентарный барьер. Проведенные исследования не выявили тератогенной или эмбриотоксической активности.

Показания:

Симптоматическое лечение хронических нарушений функции головного мозга при наличии следующих основных симптомов:

-нарушение памяти, концентрации внимания и мышления;

-снижение мотивации;

-быстрая утомляемость;

-другие симптомы при цереброваскулярных заболеваниях или нарушениях.

В педиатрии: нарушения нервно-психического развития.

Противопоказания:

-повышенная чувствительность к пиритинолу и вспомогательным веществам;

-хронический ревматоидный артрит в комбинации со следующими сопутствующими заболеваниями: тяжелая почечная или печеночная недостаточность; тяжелые заболевания крови; аутоиммунные заболевания: системная красная волчанка, миастения, пузырчатка (острые или в анамнезе).

Так как препарат содержит сорбитол, не рекомендуется его назначение пациентам с редкими наследственными заболеваниями, связанными с непереносимостью фруктозы.

Так как препарат содержит парагидроксибензоат, в редких случаях возможны аллергические реакции у предрасположенных пациентов, которые могут проявляться с задержкой.

С осторожностью:

С осторожностью следует назначать препарат пациентам с тяжелой почечной или печеночной недостаточностью, тяжелыми заболеваниями крови, ревматоидным артритом, гиперчувствительностью к D-пеницилламину, аутоиммунными заболеваниями: системная красная волчанка, миастения, пузырчатка (острыми или в анамнезе).

Беременность и лактация:

Данные для ограниченного числа беременных женщин, применявших данный препарат, свидетельствуют об отсутствии каких-либо нежелательных воздействий пиритинола на беременность или здоровье плода/новорожденного. Другие значимые эпидемиологические данные в настоящее время отсутствуют. Исследования на животных не обнаружили какого- либо прямого или непрямого нежелательного воздействия пиритинола на беременность, эмбриональное развитие, роды или постнатальное развитие.

Пиритинол проникает через плацентарный барьер и его незначительные количества (макс. 0,4 %) экскретируются в грудное молоко. Угроза для ребенка отсутствует.

Препарат следует применять, только если ожидаемая польза для матери превышает возможный риск для плода и ребенка.

Способ применения и дозы:

Взрослые: по 2 чайных ложки суспензии 3 раза в день (600 мг пиритинола дигидрохлорида моногидрата в день).

Новорожденные: с 3 дня после рождения по 1 мл суспензии в день в течение месяца, доза принимается утром. Начиная со 2 месяца после рождения, эту дозу увеличивают на 1 мл каждую неделю, до тех пор, пока суточная доза не достигнет 5 мл (1 чайной ложки).

Дети от 1 года: по ½ – 1 чайной ложке суспензии 1 – 3 раза в день (от 50 до 300 мг пиритинола д и гидрохлорида моногидрата в день в зависимости от показаний).

Дети от 7 лет: по – 2 чайных ложки суспензии 1-3 раза в день (от 50 до 600 мг пиритинола дигидрохлорида моногидрата в день в зависимости от показаний). Принимать препарат следует во время или после еды. При нарушениях сна последнюю дневную дозу не следует принимать вечером или на ночь.

Длительность лечения зависит от клинической картины заболевания. Как правило, терапевтический успех достигается после 3-4 недель лечения. Оптимальный эффект наступает обычно через 6-12 недель. Длительность лечения должна составлять не менее 8 недель, и при необходимости оно может быть продолжено. У новорожденных с высоким риском развития перинатальной патологии центральной нервной системы средняя продолжительность лечения составляет в среднем 6 месяцев.

Через три месяца следует проверить наличие показаний для дальнейшего лечения.

Побочные эффекты:

Частота побочных эффектов препарата расценивается следующим образом: Очень частые: >1/10 Частые: >1/100, <1/10 Нечастые: >1/1000, <1/100 Редкие: >1/10 000, <1/1000 Очень редкие: <1/10 000

Нарушения со стороны системы крови и лимфатической системы (*)

Нечасто: Эозинофилия, тромбоцитопения;

Очень редко: Лейкопения, агранулоцитоз;

Нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта

Часто: Тошнота, рвота, стоматит, диарея;

Общие расстройства и нарушения в месте введения

Нечасто: Головная боль, головокружение, вкусовые расстройства*, чувство холода, утомляемость;

Нарушения со стороны печени и желчевыводящих путей

Нечасто: Печеночная недостаточность*;

Очень редко: Гепатит*, холестаз*, холестатический гепатит*, желтуха;

Нарушения со стороны иммунной системы (*)

Часто: Реакции гиперчувствительности различной степени тяжести преимущественно в виде высыпаний на коже или слизистых оболочках, зуда, повышение температуры тела;

Очень редко: Аутоиммунный инсулиновый синдром;

Нарушения со стороны обмена веществ и питания

Нечасто: Снижение аппетита;

Нарушения со стороны скелетно-мышечной и соединительной ткани

Очень редко: Миалгия, артралгия, миастения, полимиозит*;

Нарушения со стороны нервной системы

Часто: Нарушения сна;

Нечасто: Повышенная возбудимость;

Очень редко: Парестезия*;

Нарушения со стороны почек и мочевыводящих путей

Часто: Протеинурия;

Очень редко: Нефротический синдром, гематурия*;

Нарушения со стороны дыхательной системы, органов грудной клетки и средостения

Очень редко: Одышка;

Нарушения со стороны кожи и подкожных тканей

Часто: Сыпь*, зуд;

Очень редко: Плоский лишай*, крапивница*, буллезная пемфигиоидная реакция кожи*, алопеция*, онихолизис*;

Лабораторные и инструментальные данные (*)

Нечасто: Повышение активности трансаминаз, появление антинуклеарных антител;

Очень редко: Появление LE-клеток, появление антиинсулиновых антител.

* При появлении указанных побочных действий лечение должно быть немедленно прекращено и при необходимости должна быть назначена симптоматическая терапия.

Передозировка:

В случае передозировки выраженность побочных явлений возрастает. Необходимо обратиться к врачу. Первая помощь заключается в промывании желудка, приеме активированного угля.

Взаимодействие:

Пиритинол может потенцировать побочные реакции пеницилламина, препаратов золота, сульфасалазина, левамизола.

Особые указания:

Предположительно, у пациентов с ревматоидным артритом наблюдается повышенная чувствительность к соединениям (включая пиритинол), имеющим тиоловую группу (SH-группу), что связано с основным заболеванием. В связи с этим у пациентов с ревматоидным артритом могут более часто возникать побочные реакции, характерные для антиревматических лекарственных средств, включая лейкопению, агранулоцитоз, эозинофилию, тромбоцитопению, нарушения функции печени, повышение активности трансаминаз, холестаз, сыпь, зуд, алопецию, плоский лишай, буллезную пемфигиоидную реакцию кожи, появление антинуклеарных антител, появление LE-клеток, появление антиинсулиновых антител, парестезию.

Пациентам с ревматоидным артритом рекомендуется проходить регулярные медицинские осмотры и лабораторные тесты.

У пациентов с известной гиперчувствительностью к D-пеницилламину могут наблюдаться схожие побочные эффекты вследствие химического сходства с пиритинолом (тиоловые группы).

Влияние на способность управлять трансп. ср. и мех.:

В период лечения необходимо соблюдать осторожность при управлении транспортными средствами и занятии другими потенциально опасными видами деятельности, требующими повышенной концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций, в связи с возможностью возникновения у отдельных пациентов нежелательных реакций, таких как головокружение и усталость.

Форма выпуска/дозировка:

Суспензия для приема внутрь.

Упаковка:

По 200 мл во флакон темного стекла с алюминиевой завинчивающейся крышкой с контролем первого вскрытия. Флакон помещают в картонную пачку вместе с инструкцией по применению.

Условия хранения:

Хранить при температуре 20 – 25 °С.

Хранить в недоступном для детей месте.

Срок годности:

5 лет.

Не использовать по истечении срока годности.

Условия отпуска из аптек:По рецепту Регистрационный номер:П N013412/01 Дата регистрации:22.01.2008 Владелец Регистрационного удостоверения:Мерк КГаАМерк КГаА Германия Производитель: &nbsp Представительство: &nbspТакеда Фармасьютикалс ОООТакеда Фармасьютикалс ООО Дата обновления информации: &nbsp16.10.2015 Иллюстрированные инструкции Инструкции

Источник

Считает, что товар хороший

Энцефабол

100 мг, таблетки, покрытые оболочкой, 50 шт.

Врач прописал моему ребенку Энцефабол с целью ускорения психофизического развития. Когда я пошла его купить я была поражена цене. Ну неужели, чтоб твой ребенок был здоров, надо из кожи вон вылезти, чтоб позволить себе приобретение таких препаратов. Обошла несколько аптек, нашла чуток дешевле и купила. Помимо этого, нам был назначен еще один препарат в инъекциях, который вообще пришлось заказывать, т.к. в нашем городе по аптекам не нашла. Я возмущена только доступностью, к качеству и результатам претензий никаких нет. С побочными эффектами (аллергия, истерики, нарушение сна и другими неприятностями), мы слава богу, не столкнулись. Зато налицо был прогресс речевого развития, то что мы с лечащим врачом и пытались достичь. В комплексе такое медикаментозное лечение пошло нам на пользу

Считает, что товар отличный

Энцефабол

100 мг, таблетки, покрытые оболочкой, 50 шт.

Ровно в 8 месяцев невролог поставил моему сыну диагноз – задержка темпов моторного развития. Диагноз звучит устрашающе, но на самом деле ничего критичного нет. Как оказалось, у многих деток возникают такие проблемы. Согласно назначениям и рекомендациям надо было купить препарат Энцефабол, посещать массажи и специальную гимнастику. Цена на препарат еще более ли менее адекватное, а вот полное лечение обошлось в круглую сумму (думаю, не каждая семья сможет позволит и это обидно). Результат первый положительный я увидела через 2 недели: сын сам стал переворачиваться и садиться. Ранее без помощи у нас не обходились эти действия. Все назначения и рекомендации продолжаем выполнять, но я уже вижу действенность такого лечения.

Считает, что товар хороший

Энцефабол

100 мг, таблетки, покрытые оболочкой, 50 шт.

В первое время приема препарата Энцефабол мой сын стал неуправляемый, все время капризничал, не спал. Я уже хотела отказаться от него, но благо додумалась проконсультироваться с нашим лечащим врачом, которая сказала, что это нормальное явления для начала приема. Спустя неделю вся это симптоматика исчезла. Через 2 месяца приема суспензии сын стал говорить предложения. До этого он просто имел незначительный запас слов. Купить лекарство несложно, есть в каждой аптеке, вот только цена не радует. Конечно, если вы собираетесь давать ребенку, то лучше обратиться к специалисту и проконсультироваться. Вдруг ему этот препарат совсем противопоказан.

Считает, что товар обычный

Энцефабол

100 мг, таблетки, покрытые оболочкой, 50 шт.

В самом начале приема препарата Энцефабол все было хорошо, я начала ждать результат приема и дождалась: вот только с появлением новых слов, у нас еще появилась аллергическая реакция. Появилась сыпь, видимо накопились компоненты в организме и проявились наружу. Хорошо, что дома был антигистаминный препарат и я сразу приняла меры. Вот как оказалось, нам не подошли компоненты данного препарата, пришлось отменить его прием и переходить на другой (жаль, т.к. цена на новый оказалась выше, чем на тот, от которого вылезла побочка). Купить и рискнуть можно, просто мой ребенок с детства аллергетик и я всегда опасаюсь такой реакции. Жаль, что и в данной ситуации она нас подвела

Считает, что товар хороший

Энцефабол

100 мг, таблетки, покрытые оболочкой, 50 шт.

Мой сын в 3 года практически ничего не говорил, только отдельные слова и то запас их у него был скудный. Я стала бить тревогу и записалась на прием к частному специалисту. После осмотра нам был назначен Энцефабол и рекомендовала купить в форме суспензии. Меня это сразу порадовало, т.к. мой ребенок таблетки никак не воспринимает, для нас это целая пытка. Очень высокая цена, но что не сделаешь ради здоровья своего малыша. Суспензию сначала я попробовала на вкус, она приятная и сладкая. Ребенок принимал с удовольствием, как будто я ему просто даю сладость. Через месяц приема я увидела первый результат – стал произносить новые слова. Для нас это уже прогресс, продолжаем принимать.

Считает, что товар отличный

Энцефабол

100 мг, таблетки, покрытые оболочкой, 50 шт.

Дочь к трем годам почти ничего не говорила, поэтому невролог назначила нам препарат Энцефабол, который необходимо принимать 2 месяца. Большой конечно период и цена на препарат не маленькая, зато с помощью него дочь начала четко проговаривать буквы и выдавать свои мысли предложениями. Если изначально я раздумывала купить или нет, то сейчас не жалею о своем действии.

Считает, что товар хороший

Энцефабол

100 мг, таблетки, покрытые оболочкой, 50 шт.

Мне пришлось столкнуться на данный момент с покупкой препарата Энцефабол 2 раза. Второй раз покупала с содроганием и опаской. Объясню почему. Сыну был назначен он в 3 месяца, но от препарата мое дите стало совсем другое, как будто подменили (капризным, перевозбужденным, не сам не спал, не другим не давал). Пришлось прекратить прием. Во второй раз назначен он был моей дочери в 3 года, но уже для другой цели. Цена за несколько лет на препарат подросла, но незначительно. Вот дочери он подошел идеально (стала разговаривать предложениями, не мычит, не тычет пальцами). Поэтому, как видите, все индивидуально.

Считает, что товар отличный

Энцефабол

100 мг, таблетки, покрытые оболочкой, 50 шт.

У нас с супругой двойняшки и мы видим разницу в развитии между ними. Прекрасно понимаю, что дочь отстает от сына в общении. Хотя им уже по 3 годы. Обратились мы к специалисту, оказалась задержка речевого развития. Нам посоветовали купить препарат «Энцефабол». Пить надо на протяжении двух месяцев, а цена высокая.. Поэтому я не ринулся сразу в аптеку, а решил изучить что пишут люди в интернете. Особо негативного я ничего не увидел, много положительных отзывов. Нашел препарат в аптеке возле дома, рецепт не нужен при покупке. 2 раза в день (утром и в обед) мы давали по 5 капель. Через 2 недели увидели первые сдвиги, доска стала не только слогами говорить, но и появились новые слова. Вот знаете, с такими результатами и не жалко потраченных средств. Рекомендую, но не забывайте сначала показать своего ребенка специалистам!

Считает, что товар хороший

Энцефабол

100 мг, таблетки, покрытые оболочкой, 50 шт.

У моего сына в годовалом возрасте не совсем хорошо функционировала левая рука (это всем знакомый мышечный тонус). Врач меня успокоила и посоветовала купить Энцефабол. К цене я была готова. Помимо лекарства еще был рекомендован массаж. Энцефабол принимали на протяжении 2х месяцев. Вкус приятных, побочных действий не отмечено. Не знаю, что именно помогло, но в комплексе после завершения всех действий у нас совсем исчез тонус. Я безумно рада, денег отдано немало, но за положительный результат не жалко.

Источник

Известно, что формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной степени зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат и сохранен слух. Еще одно непременное условие – полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка [1, 6].

К наиболее тяжелым расстройствам развития речи относится алалия. Более точным является международный термин «дисфазия», или «дисфазия развития». Дисфазия развития является наиболее распространенным нарушением речевого развития на этапе, когда речь уже имеется, понимание речи достаточно развито, но при этом нарушена способность говорить [4, 7]. Наиболее часто встречающиеся варианты дисфазии – экспрессивное и смешанное экспрессивно-импрессивное расстройства – проявляются запаздыванием развития экспрессивной речи по сравнению с развитием понимания, при этом экспрессивная речь характеризуется рядом клинических отклонений.

Согласно современным представлениям, дисфазия – это системное недоразвитие речи центрального характера. Недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, лежащий в основе дисфазии, может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. Причиной дисфазии может быть раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов у матери. В последние годы особое внимание исследователей привлекает роль наследственных факторов в формировании как речевых способностей, так и различных нарушений развития речи, в том числе дисфазий. Обнаружены и изучаются специфические гены (FOXP2, CNTNAP2, ATP2C2, CMIP) и связанные с ними мозговые механизмы речи [10].

Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В отечественной логопедической школе выделяются 3 уровня общего недоразвития речи (ОНР), причем первые два характеризуют более глубокие степени нарушения, а на третьем, более высоком уровне развития, у детей имеются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. По Р.Е. Левиной [5], 3 уровня речевого недоразвития представлены следующим образом: 1-й – отсутствие общеупотребительной речи, 2-й – начатки общеупотребительной речи и 3-й – развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. С возрастом и показателями интеллектуального развития ребенка указанные уровни прямо не соотносятся: дети более старшего возраста могут иметь худшую речь. При проведении комплексной коррекции (логопедической, психолого-педагогической, а также медикаментозной терапии, обычно в виде повторных курсов лечения ноотропами) в речи детей с дисфазией прослеживается положительная динамика, они последовательно переходят с одного уровня развития речи на другой, более высокий, приобретают новые речевые навыки и умения.

Отсутствие помощи в раннем возрасте приводит к формированию целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные ими трудности адаптации в детском коллективе, незрелость в эмоциональной сфере и поведении, недостаточная познавательная активность, трудности в овладении школьной программой. Отсутствие речи или ее недоразвитие обязательно сказываются в школьном возрасте, когда недостатки развития устной речи создают серьезные препятствия для формирования письменной речи, становления навыков чтения и письма.

Чем раньше замечено неблагополучие в развитии речи ребенка и с ним начали работать специалисты, тем лучше будут достигнутые результаты, потому что резервные возможности мозга ребенка наиболее высоки в первые годы жизни. Наиболее эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сенситивный для формирования речи возрастной период от 2,5 до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции. Если специальные меры не будут приняты, то процесс овладения речью не просто задержится по времени, но станет принимать искаженный характер [4, 7]. Наряду с проведением логопедической и психолого-педагогической коррекции детям с алалией рекомендуется назначать повторные курсы терапии препаратами ноотропного ряда.

Цель настоящего исследования – изучение терапевтического действия энцефабола при дисфазии развития.

Энцефабол (пиритинол) – ноотропный препарат, по химической структуре может рассматриваться как удвоенная молекула пиридоксина, содержащая дисульфидный «мостик» (дисульфид пиридоксина). При различных патологических состояниях энцефабол повышает в головном мозге метаболизм посредством увеличения захвата и утилизации глюкозы, активирует метаболизм нуклеиновых кислот и высвобождение ацетилхолина в синапсах, улучшает холинергическую передачу между нейронами, повышает устойчивость мозга к гипоксии. При длительном приеме энцефабол увеличивает работоспособность и способность к обучению, оказывает стимулирующее действие на высшие психические функции [9].

Обследовали 40 детей в возрасте от 3 до 5 лет с расстройством экспрессивной речи (F 80.1 по МКБ-10 [6]) и картиной ОНР 1-2 уровня.

Все дети направлялись к неврологу после наблюдения в амбулаторных условиях и логопедического обследования. Из исследования исключались дети, у которых отставание в развитии речи обусловливалось снижением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, неполноценным питанием, а также влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточным общением и воспитанием).

В ходе открытого контролируемого исследования пациенты с дисфазией были рандомизированы на 2 группы: 1-я (основная) группа – 20 детей, 14 мальчиков и 6 девочек – лечилась энцефаболом в течение 2 мес; 2-я группа (контрольная) состояла из 20 детей, 15 мальчиков и 5 девочек, которым медикаментозная терапия не назначалась, но которые также наблюдались в течение 2 мес. Родители всех детей дополнительно получали рекомендации логопеда, направленные на стимуляцию речевого развития.

Энцефабол применялся в режиме монотерапии в форме суспензии (с содержанием в 1 мл 20 мг активного вещества) в суточной дозе 200-250 мг в день (12-15 мг/кг в сут), в 2 приема: утром (после завтрака) и днем (после дневного сна и полдника). Для снижения вероятности возникновения побочных эффектов рекомендовалось постепенное наращивание дозы энцефабола в первые 7-10 дней приема.

Накануне начала лечения и в конце его (60-й день) дети с дисфазией проходили неврологическое и логопедическое обследование. Показатели состояния речи у детей анализировались по специальной методике [2].

При первом обследовании родителей просили заполнить специальные анкеты, в которых указывались: все слова, которые произносит на данный момент ребенок, как именно он их произносит и что они обозначают (принимая во внимания многочисленные искажения при произнесении слов у детей с дисфазией), а также все фразы, произносимые ребенком, как они звучат и что означают. Затем от родителей требовалось в течение 2 мес вести подробный дневник наблюдений, в котором следовало отмечать все новые слова и фразы, которые начинал произносить ребенок, указывая даты появления этих слов и фраз. Таким образом, в обеих группах детей имелась возможность оценить словарный запас и состояние фразовой речи в динамике. Кроме того, при первом обследовании и через 2 мес родителей просили оценить общее состояние речи детей с алалией по следующим шкалам: восприятие речи (импрессивная речь), речевое внимание и разговорная (экспрессивная) речь [2]. Каждый из показателей оценивался по 10-балльной системе. Хотя подобная оценка носит достаточно субъективный характер, она тем не менее имеет определенное диагностическое значение, в том числе при изучении состояния речи у детей в динамике.

До и после лечения проводилось анкетирование родителей для выявления проявлений минимальной мозговой дисфункции [3]. В этом случае использовался специальный опросник, в котором предусмотрена фиксация тех или иных симптомов и условная оценка степени их выраженности в баллах. Ответы оцениваются следующим образом: симптом отсутствует – 0 баллов, выражен слабо – 1 балл, выражен значительно – 2 балла, выражен очень сильно – 3 балла. Для дошкольников методика включает перечень вопросов по 63 симптомам, которые сгруппированы по 10 шкалам: церебрастенические симптомы; психосоматические нарушения; тревожность, страхи и навязчивости; моторная неловкость; гиперактивность; нарушения устной речи; дефицит внимания; эмоциональные нарушения; проблемы поведения; агрессивность и реакции оппозиции.

Статистический анализ результатов проводился с применением непараметрического критерия Вилкоксона.

В табл. 1 показана динамика показателей речевого развития у детей с дисфазией по оценкам родителей.

Изначально в обеих группах самыми низкими были показатели экспрессивной речи. Из таблицы видно, что в группе пациентов, получивших курс лечения энцефаболом, было достигнуто достоверное улучшение по всем трем шкалам: экспрессивная, импрессивная речь и речевое внимание. У детей контрольной группы за тот же период эти характеристики речи существенно не изменились.

В табл. 2 представлена динамика показателей экспрессивной речи (словарного запаса и фразовой речи) у детей с дисфазией за 2-месячный период наблюдения.

В отличие от контрольной группы, для детей, леченных энцефаболом, было характерным достоверное улучшение всех анализировавшихся показателей: наблюдалось увеличение количества произносимых слов (активного словаря), среднего числа слогов в произносимых словах, количества фраз в разговорной речи, среднего и максимального числа слов во фразах. В контрольной группе отмечалось только нарастание объема активного словаря и количества фраз, но если при лечении энцефаболом данные показатели возросли в 3 раза, то в контрольной группе – лишь в 1,5 раза. Динамика объема активного словаря в двух группах детей за 2-месячный период показана на рисунке. Рисунок 1. Изменения словарного запаса в контрольной и основной группах детей с дисфазией развития до (I) и после (II) лечения. Светлые столбики – контрольная группа, темные – основная.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о значительном положительном влиянии энцефабола на состояние речи у детей с ОНР 1-2 уровня, обусловленном дисфазией развития.

Как показало анкетирование родителей (табл. 3), на фоне лечения энцефаболом у ряда детей отмечалось также уменьшение выраженности психосоматических нарушений (беспричинные боли в животе, энурез), парасомний (ночные страхи, снохождение, сноговорение), двигательных нарушений в виде неуклюжести, неловкости, плохой координации движений и трудностей мелкой моторики.

Одновременно улучшались показатели внимания, наблюдался регресс и эмоциональных нарушений: если до лечения ребенок вел себя несоответственно возрасту, как маленький, был чрезмерно стеснительным, боялся не понравиться окружающим, был очень обидчивым, не мог постоять за себя, считал себя несчастным, то после лечения энцефаболом эти проявления сглаживались.

Побочные эффекты на фоне лечения энцефаболом у обследованных пациентов наблюдались редко, не были стойкими и значительно выраженными. Они проявлялись в трудностях засыпания в начале ночного сна на 1-й нед терапии у 4 детей, что было связано с неточным соблюдением родителями режима назначения препарата с постепенным увеличением дозы. Эти явления исчезали на 2-й нед лечения и не требовали снижения дозы препарата.

Логопедическая, психолого-педагогическая, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение являются основными направлениями коррекции при нарушениях развития речи у детей. При этом, поскольку дисфазия представляет собой сложную медико-психолого-педагогическую проблему, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов разного профиля – врачей, логопедов, психологов, педагогов. Важно, чтобы совместные усилия специалистов были направлены на раннее выявление и коррекцию нарушений формирования устной и письменной речи у детей.

Планирование и проведение коррекционных мероприятий, в том числе медикаментозной терапии, должны осуществляться по индивидуальным программам для каждого ребенка.

В современной литературе имеются лишь общие рекомендации о целесообразности применения препаратов ноотропного ряда при лечении нарушений развития речи у детей. Опубликованные к настоящему времени данные клинико-психологического изучения эффектов ноотропов при этих состояниях немногочисленны и носят фрагментарный характер.

В публикации O. Benesova и соавт. [9], было отмечено, что терапия энцефаболом дает незначительные результаты при умственной отсталости у детей, тогда как его эффективность весьма высока при лечении различных форм минимальных мозговых дисфункций, сопровождающихся трудностями в обучении и нарушениями поведения. В ней было привлечено также внимание к результатам проспективного контролированного клинического обследования 128 новорожденных с тяжелыми гипоксически-ишемическими поражениями ЦНС в результате патологического течения беременности и родов. Помимо интенсивной терапии и последующих реабилитационных мероприятий, проводившихся всем детям по сходному протоколу, 66 пациентов дополнительно получали лечение энцефаболом (16-80 мг в день перорально), начиная с 3-х суток после рождения и до возраста 3-12 мес в зависимости от тяжести исходной неврологической симптоматики. В дальнейшем особенности развития всех детей оценивались в динамике педиатром, психологом и неврологом до достижения ими школьного возраста. К 6 годам состояние оценивалось как нормальное у 79% детей, получивших на первом году жизни курс лечения энцефаболом, и лишь у 45% детей контрольной группы. Неврологические расстройства, сопровождавшиеся инвалидностью (детский церебральный паралич, умственная отсталость, эпилепсия), имели место у 11% детей, пролеченных энцефаболом, по сравнению с 40% детей контрольной группы. Был сделан вывод, что раннее назначение длительной терапии энцефаболом является не только эффективным методом лечения ранних гипоксически-ишемических поражений ЦНС, но также способно предотвращать развитие их тяжелых отдаленных последствий. Отмечено, что у детей, получивших терапию энцефаболом, не было зарегистрировано случаев задержки развития речи, тогда как в контрольной группе она наблюдалась у 8% детей.

В исследовании Н.В. Яновской [8] 48 детям в возрасте от 3 мес до 1 года с перенесенной перинатальной гипоксией (с преобладанием в клинической картине задержки психоречевого и статомоторного развития) назначали энцефабол в суспензии (100 мг в 5 мл), в дозе 2,5 мл суспензии 1-3 раза в день, с постепенным увеличением дозы до 5 мл (100 мг). Дети получали препарат в течение 2 нед во время прохождения курса восстановительного лечения в стационаре и затем амбулаторно в течение 1 мес.

В контрольную группу вошли 10 пациентов. До лечения у всех детей были выявлены расстройства в эмоциональной и речевой сфере. В доречевой период эти нарушения проявлялись в виде бедности звуковых компонентов гуления и лепета. В последующем развитии отмечали запаздывание становления речи, формирования фразовой речи, накопления активного словарного запаса. После проведения комплексного восстановительного лечения с включением препарата энцефабол установлено улучшение со стороны эмоциональной сферы: дети стали более коммуникабельными, увеличилась речевая продукция. В двигательной сфере также выявлена положительная динамика со стороны показателей моторного развития: улучшились контроль головы, повороты, сидение, вставание, ходьба, манипуляции кистей рук. Отмечены тенденция к нормализации мышечного тонуса в конечностях, увеличение объема спонтанной двигательной активности.

На ЭЭГ после лечения наблюдались улучшение корковой динамики, уменьшение асимметрии биоэлектрической активности, нивелирование признаков незрелости коры. По данным ультразвукового допплерографического исследования сосудов головного мозга и шеи выявлены улучшение показателей кровотока, нарастание линейной скорости кровотока по передним и средним мозговым артериям, уменьшение его дефицита и асимметрии, уменьшение проявлений внутричерепной гипертензии как следствие улучшения венозного оттока.

Приведенные данные показывают, что энцефабол является эффективным и безопасным препаратом для лечения детей с последствиями перинатальных гипоксических поражений ЦНС, начиная с периода новорожденности. Согласно выводам упоминавшихся выше авторов, применение энцефабола приводит к улучшению нейрометаболического и гемодинамического обеспечения головного мозга, что в комплексе с реабилитационными мероприятиями позволяет нормализовать или улучшить метаболизм пострадавшего мозга и тем самым предупредить или ограничить наступление необратимых церебральных расстройств.

В настоящем исследовании подтверждено положительное действие энцефабола, назначавшегося в качестве монотерапии. Его применение в режиме монотерапии в течение 2 мес позволило достичь достоверного улучшения показателей экспрессивной и импрессивной речи, а также речевого внимания, увеличения объема активного словаря и количества фраз. Родители детей отметили, что на фоне лечения энцефаболом имели место уменьшение выраженности моторной неловкости, психосоматических нарушений, улучшение характеристики внимания, наблюдался регресс эмоциональных нарушений.

Необходимо учитывать, что проявления дисфазии обычно характеризуются стойкостью и не могут быть полностью преодолены в короткие сроки. В тех случаях, когда результаты первого к