Эмоциональные критерии развития ребенка

Особенности развития эмоциональной сферы у детей  дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также
различные диагностические методики.

         Регулярные наблюдения  за детьми  в естественных ситуациях –  в группе, на прогулке, во время
прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со
сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.

      Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или
иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.

Представляю комплекс методик,

используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.

Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)

Эмоциональная сфера ребенка Стрелкова Л.

Adobe Acrobat Document
291.1 KB

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

– адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

– дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

– широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане,
терминологическая оснащенность языка;

– адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере. 

Методика «Волшебная страна чувств» 

(Авторская – Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Методика_Волшебная_страна_чувств.PDF

Adobe Acrobat Document
283.5 KB

Бланки Волшебная страна чувств.PDF

Adobe Acrobat Document
624.1 KB

Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального
состояния ребенка 

Задачи: 

• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями. 

• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения. 

• Развивать у детей навыки самоконтроля. 

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика “Выбери нужное лицо”

Тест тревожности.pdf

Adobe Acrobat Document
611.7 KB

  Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных
ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере
взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

          Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни
ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным
лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо
для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Методика «Контурный САТ-Н

(Детский апперцептивный тест

Л. Беллак, О. Беллак)

Test_CAT_H.pdf

Adobe Acrobat Document
427.4 KB

   Методика выявляет реальное состояние
ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель
тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то,
что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития
ребенка.

   Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует
изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями
зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются  в определенном порядке.

Цветовой тест Люшера

    Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления
внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

   Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных
цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды

 Методика «Лесенка»

   Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою
значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

   Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Нужно определить свое место на лестнице ума, здоровья, красоты
и т.д.

Методика  «Два дома»

metodika_dva_doma.pdf

Adobe Acrobat Document
98.8 KB

         Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье,
в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

      Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

Методика

«Несуществующее животное»

Несуществующее животное.pdf

Adobe Acrobat Document
134.9 KB

      Методика изучает личностные особенности ребенка: уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов,
уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

    Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе
животное, а также назвать его несуществующим названием.

Методика «Кактус»

Методика Кактус.pdf

Adobe Acrobat Document
175.8 KB

      Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности
и интенсивности.

       Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится
беседа.

Рисунок семьи

Рисунок семьи.pdf

Adobe Acrobat Document
255.0 KB

   Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

        Ребенку предлагают нарисовать свою семью, после чего проводится беседа

Методика «Паровозик» (Велиева С.В.)

методика Паравозик.pdf

Adobe Acrobat Document
270.0 KB

      Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния
ребёнка:нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной
среде (выявление тревожности у дошкольников). 

Читайте также:  Развитие восприятия ребенка с ограниченными возможностями

     Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.

Источник

„Ëd©‰£O‘æí¹L´¾™ÔŠŽiHўdäÁzáLûåß{}ù黜qߊU9$c½dm)ºþç*Ù£#‚HHÌ2IßûUêd¢Éaæ~ù=õ§~)õ©_Ĉ&“ty_¿G£ÔI¼Roïi Š`h9BO&uÃê089bn@R»Š$¨B`®‘à#µR,Ñ[ë™ÙÃÂ@ÏUô6K̈ÅBÐÜ%r¡™UMÏϘÙUº|_M¥z2:
}Y«ûiš4 p߇˜“T”ÓÁ¬2ˆ¾>™eŠ1E“QSÉ? … å÷`Ðq››ƒ_05léQfÒÐ#ºwà–•ñú؃à0lK¼ï‡›AQZZ&ܱŠ“Ïȇô#¾d*þ¹Ï°×GV¦Äoé3Zíœ Ró‹F1ùz~O,0ÌY´Ì»©vXªv™Ä Œ¶ÔM8úˆ(g.
¶{6+šM‰i:DÈ6aï±J2·‹ ¶éš¿ Øfƒ|í¸“†Ó©`íˬ†(Ñ̒ûÊÁÅ®”§; µnc£J–ñyô×*FÿZHƒ%[&͊{ýÅ° .¼F`yô%£)ë5Ôúžã±üåM?9âÑöû‘²ÿ½VÎý¶­b‘€n)×>÷0mÈ »SE£øò’‡tS(Ñ*Ëæ‘(WCäх&ÇsԑÝÜbÀK¼gØí§G³NCXÚŸy$9åâä¦n* ꉋ`‚³4èŠ-
™rW›ÈšH^ TÆ-»Üþ‰ké!¤†ÒöÌb.“¡i6Ö9镨nB5ƃu@ÿ¹k2å_«aÇ5e]9&dŽ“áÌ;
‹Õ1ѐ†] ÈÍDžñQÐ9¡ÝÅ@1Û4d29U÷}o29²X0G¹²,{³O+/i?iVŽ3)k1üØ9–Sª³ÛŠtãì&„jêqŸØ´™­h#˜ž£9¬–š€¾€4•av*]{+¦LVâsŒµy²NÇ¥”¬ÛÀJ}ӛJهºF—sS=šxPu__c}=ú¸®µ x‰¥JbÔ2ö€f,ðoñÛÅ|k©oø~”Š!ÿ=ґƫž*_>ß­É4a¡ì«š¿+ÕÃ(­B²é¦´g·’—pûUX½W2Ր}‰~HŒJúv*T„Œ27ecËlqc¤fÏJ$VyۙídÍ{DXØãO=hçå}ÛûQ9©)ìIJjŒH@ì•v¯R gHßUÂÕ÷Ô:¶Â)›L“JaiWªér¥m0D·H…ô‚x™¶ÉäiCKØ^K)ôd…À¢!ŸôCàÚ!ǝǠVïïEwê’f` û†¯…Ÿn (ò§jlêëhç+N™jÐ&Ëå=Åâ”Q€1ÕîX’cyŽºzlóf_î¿ÑçbUÊxŒ#ÕìgQ¥¬Ä*B݇
ëfm¸Û0cŜDžvÃѐ]d¥ÁŠÇZ ŽéVãïÇþ]+ˬ¯t?”ÅJÏLÛá™Ë’’ÃJΒABb„9Ö_ØÑÈ+»mŸÔáttu2:×ÌÈ©9èc*
$rHä_¯/.0ùŸ2ŽIP‘´X”怚úÓwË?¡m=VN¨/×M_Õ÷} °n#äæöÞ¶‚|JúM¦z©Fì¯/à©¥1©©¹häôCü?KK‚¯k$êr-ÐЙ´ì&­ØW5}ç…%­ÂàЋ¶þ±X·ué€BüÂWN©HÕn5¸ä«]jYâp/ÔIÖ7Ï#0žÉtŽ(í p¬è)k™²b€Uø֗ü°gî«$ïÁ{ƒåe%8Çe…–äÈŚÂqŠ°é1í´Ç˜ò^¥ývÛuÊE:]=Cª?T¤ôØÔ
ýN ®!Ùw›i¥¦3ˆûMб¯ªûêÁ™Ô@ÁœUžß$Ո-㺗””b:L %||»PÑ `çö 2èYl±²ö‹Þ.#@¥QÈåÑR¿˜ú{¥ò´L‰WZ¾è™ŸÖ|pqÅÝ,|r·Õ·xâÝ~
vö•óöV(¤@>½­ÝÊù¤Iò1‡rú†ŽEô¾°?U³ª8
:Ïù.aÖç&ԜND$Ó-êËTŒÎ/ñV…˜´L
[jbŽÉõµr²ï#~«ÃFùÈqÔyÊù–+kfå™Pg©6Gyl2w”üJÑF%ª“>¿Yà™˜ÃIèÙæ0yÈu”Èss5zn2ÁââŽÑ’ƒÏ)ZæÈ6Ñ’Âe6ø(ý5S8
?^þW¢Ï̼NâÏs5‚5’k”aqU:sÚ˞Pá=•“Ò¥ôûð‰ø”Ö3=µTTá„
¬èùÔƒæ}õ(Keðh©£¾ÓÚ#¤Êû=‚çàt0ØSP=…mëìB%ÂÕýE}b|}šÚŠrœ3†|§ Á7’;›¾»e>pN4l=–˜-´J

ÝE9Œ(Ì΋FÀzà:ªëžƒ‚€ŽfEÒ Ÿ^òþ”…’ÆçOœWëã©úLÈq$2`“àBl+ú`XÝH;ÍYí’MÚç‡-ɖœum²ˆ[ˆH¶»”ú{ƒGzÐÀ‡u—-Üx¨óñA’Ûט*Æ#7öæÎÎV×{w¡%y¯f›ärÀéøaÀD©EcAx”èÀ3ü xa`d‘WJØt¤x%’ý]35ïQ€ÖMîV†¯ÂÁþ5â°¿@¼±z¶ËWc|˜—Ü©Â[ø€Ì‘è®CC‘7,ϒ}Vž3°„špTWO&Мq”£{*ÂN:¾.—$ s°
@0Fd=”ͬGàÌE¾&SWi੬ˆ0£‘ö”X璃MlqÆeMÐ>dåE€}2¢3O@~.ôԝ˜ŒÎ/y£^Ä{l°o€z´Æ64¥ƒZ¤X„‰c®Õ/)u¥
èPy’ ˜žœà|¢ð8ý´°‡jŠàM@R-ÌyÍ@ÅãÙ2/žg
À_ ‘t£J älPÈṕʕ–縙FWašàºæü” ™VóÊeg&m
¦³i‡-«½Iúž‚«/€²²í¶IyIߓ`餵âü¾¬”3³±µ¬šTe)0Ø}pu7ä5„µn¶®Ík rýò b(üLϚ’ƒq±ÖXl}˜¬h(
ÃQi/P¡NìÝÑA¥uµ°ï9`d8†À˜Öî
i58iÑâQýÌÝ Ôèr¼jÒPêh¸Ï44IK¾Îr`…3ôË©/¸ b:ürdÄðmÃÁ‹Ú9´q\€”#ÀQãÝ,HáçQžYã1M×öqœUUžÐFʆÝMy„ò=
vÌØ´rkKwÐØ@/ô¢gi¿ei¥m è‰EÑ
à²Aö=M~Š‹
Éoa‰#·BªM”|´„±$Šë™1ªX)QBl$Ðo$Gžy×#¦ªrvš¦”‡ €‹Ò:œ0,JK@Dx
´]f²ŒŽ§´CŽ² PŽ}ÀcXW”|Ö”pªæₘ”“©ÏÖµŽk’ci9†ut¯t6öÇÞpúÒ’j¶æd)Eô‹Zq{œýpT”C̬Ê)
ƒŸlä,Jò…·Â¯hãĚ_IWj¥QtgaZ¯›=Âڀ/y1›`5•OIŠY܍Òê«Ả*·¨kS®XáSjF‹»îd™éy±ÁD@+;sy½ÿs#ùv!›º®½çYzä½v…zÍèq§JÓ@)3ÀH”Är#é
cRœRý– `”§Fs/ÖÕ·T­¯Iñ$ŸY
-ôF{áᔌӟÅÌZ82s¿ËFG…îjBV‚ì—Û¢Iëjø§¸}LAßPÎãÉ·ôø»u|5ZÇ×ÜKAg1âÜ ÕXŸd.io]„GœÄ8XgŸ–2ŠqÏÖ%­]©V¼Ô1Àèöåž Ê™:Fi›©%eÇNè•Y€Ö
ÖªÀÅVU?ܐT âPח
“¹ZÜlEò#=2ú:=E§´A¹žÀTjÔ@×= >ikæíSîŠ4M“ê½+ [‚Ý6Íi]Ó5—¿BÏÚ҆ïöØ,Mß€k²!m½Îת|Ð+ÑÊÿP@91kõ*WKà-°¿öd®÷®øœ£…’Ç×þ Ê¡KNՆô˜{5¤Äíº=ê””1³2åª÷ñÀðYÙ~©+ÀÀ˜‚j+’’¦dRŠ”»äo·/ú€6Tݪ­±*’7³y¸øv{¾N!’Qˆ—ÿ–ý.PÔÁ‚½®¨£ô7ïwé@žÈ7“¯¡l¨¤ßY ”$×ʆ)ÎCžI
@PQÉ+/·©’õɒ^ŠäU‰Š÷ÀäêÓe±xhø…Ƚ8¹Æ
H5÷Jn ß
Ò«»o µ¬üAœ‹=Â^
%Œv
>Á`ôÔ£ác+`veŸ §%Ý”ù¶u¬cÉ͖.OüÁ]>W_9ÖµŒÄ3å&ûj¯#‡ŠTéH¶€¯ch€Òp3õÚ»qåéF½Ó¶˜h‘›Lpw¨;Rȅ3›ºòŠOoêÅlLHãSãOi0‚!¬Ö¤‰¦„zm
À*WW×P•”t„ßiÛº2ª=á |´åk`>u›¹hõ}hL”3#†BOtýfƒ
3kË&uøê“ÏÂV‡ôhSSÒ
DŸÒ€ _ CrëçìÄPª·—ëFàZˆ. žú~£Ö»ýÖ-Îa£UGÔÉL‡îÍ¥ÞáÛVUñ&×UU;äýYUý¿¨ª®ï#,f¬ªJÆ^UUÅ3‡Ú!­ËìJÕn&kF3Yνaáz½‚–~—ž½X*Èד%žÞhx]ô̗z¿/ISº5R›/}=4º„…`‹.ZӀQ·g [äuд:gUK1»¶¬×¼{Uh*}%8W·ýþí>,
çCRÚÙ¢ƒ|Aí’ËW…B¬Ü)JƒîÀ•Òu£B¤b°¬6~»ÂÈYF¦PÆÍÌT,Î0 ®€(p8‡4J¢ôz‹õmPÞ² X7}‚Ë#ÂM}UWÕ¸[r_‰Äzÿóç‹9[/æ þ÷baì+90xéÓ´ë¿ì°ÿb—Ýä‰öCTú‡ÙÐÛ0¹„Ç¥Ó:k»ô‚`Ò½êb‹Š¹]X] «Âï‹À}Na›£+Wö¨Ç©î(ª£yw}Á]©emÁBٗ³•³pz
ïÊ·5y]eèt¸— ÏA]…NâTëºnvò:’vœCœQ2Ouî*îFw”çº0”S ƒžé 7ºèÇøAp®›AÑØÒE4Væ7|
)Ñ{?©c*e8ùUºªVÔt¥úÔN$Ñÿ ŠÝŒpaüäÿ+;¯í§îdʯ¢TÍH©”T¿6øn1Ú+#KBEmáàÈ«ÝÚkì–ÍR!ìÛí2l·Úμ4Å©Ç %ªzIŠEJÛen¾Ñe‡ÛUSì6žçª “%ç@:1šJ •1,j/ÉÆܤ^ßÐÇL{cÌ֋¬Î­Ei2x°œís1%jÙ´:Œ
#c¨ç*¸M;òJAY8éÀ¦®×÷­BFéGßGÅgÖC»÷šPJ÷PІ~6†¯Äˆ¡²+ò÷K„
Ÿ½ûXœÊN£mNfý¿(àɍ”óX?HÒ¡vs¨Îe[cµ^aa—„«îœ¼i_nõÀrµ)„dQF

‘ÛbˆH/éCÌ;ªj†Ff#ª&f EÖª‹½¾Ï«çpz)1tKžÎ¶zûœqUyä9Ò)οpQû£+ã>nBqÓÐúÿ Ap
endstream
endobj
21 0 obj
>
endobj
22 0 obj
>
endobj
23 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.2 841.92] /Contents 24 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 2>>
endobj
24 0 obj
>
stream
xœÝZK‹G¾ôæ(ÔÛïˆiµ08°ƒñaqlÇۉÑ%ÿ>ýšžêž™VK»kB°w%Íö£_}UÕ­›ý÷Ó珏ïOÝnw³?ßÿùáîíÍáÛéôíË»›‡þúpóæñÓ篏§Ïß¾ö}w8Þv‡‡õêæ^t#¬»‡ëé°ýG:͑Ѽãλ‡/ëî>¹_?¯Wo7Ý«wÝïë՝ÿ÷zň@FvŒ!¦U’;j?Òîû‡õê÷Ÿº¯“!|fH„v„fbÄi#Åx»a`óߞ´8%“Å»|qû¿»{}Ûu7oœa_ßþrìpfævƒS£‘ԝR‰¸ðS®1Ç^Û·Rô[e_ÅÞþÜö>ºï·Ì}VýÖ¸WÚÇÇ£`ag6³3S©|çL¥‰2(Sø^Yð–5hf2#Ö°”åР춒t—,0h.îJK8+„ÏĚïðÇ>”»úƒÜrÉKš I¡jë4îvæ!Oғ ¦É„ÛðWóŠÎ­£²¡U±faŒ¨ýuŽ‘Â!·ßr໽÷ÆÌjKˆ}G¸Wu«áSÊo=þ“kmHÈ=øcÁz[‘žÃ‘‡øÊíRl7″”Û5,x ¸Ñ^DIJø‘Ë`вÔXš Ÿ_æ ´·S])ƒªk3n]©’kï“Ù¨$^Lõ‚f0~ ¢Ra[ÕU8 ,ÌÔAo·0¬BœÔJâ‰6‘lXCãޅe“Ñ÷I³-¡žŽ=#j¤’³¤ç$œóh$QPŽTAÚo$‰cBŸ®ÁNÞ*q¼ÅKšðfPÇh&¸J4¾›añKté«Y!‡ééõÙiƒ7҆FXf>ØàEވc«ÄÁ[‰C

q{ïldí묧èc0¦x
cH Ò¨ZT
A2†V6YãóøïD»Ïth‚Ý6DZÌeöïAß(V %,à㘤Ïp€ò&íî{¢àºnóèqÃ&YÆ2™7ÛWåĚÿ©BÊd4:ÉîûI ï«üÏÀlGbŒº*as ´2jóh}é
 1”¹­OdfËJ(k—¾²±ÕPÍ¡Œ¡ŽMù}°«(Ã0ÆBÁûû cÌÅÃ#«*Â&°Cí
´3,“™¦pg„ “½ ÜË  ÌpŒ1?LŒàJƒ²dEVºgHrb¤ÆĒq[fŽýÎæ~¡´Ä´V™çv¨=4

U‡Ej¶ÝÒ&øLXÔlëO-Ka/fÄ6ž#r”‚Ø–‡L¥„ÕFcÕd.¼Ê©V”ZŒ­R­l¥Z!l=f.m·&†Í–¥Ud!‚ÌËÈM°á.J ²ˆYLÀ€YRÖKÕr s=zÚo&§-¡±:_
]87ˆ’Ì3áÎCJ•>ý1©¡NьdͦØ5” éxZdƒT3ß¼êÅt`çŠÁKª¹+’ÂB?n- ä‚!^0w0-ÐÙ¾­u†Áˆ”®«åÙÌ։)Ç×&ƤI%꬈vÌ{Kވ.r’õiÎòS–ëZ31Y•lU3Ùbå(?ÙRL[TgWNû€ÎtãÅFå„3cS¥-0¾ö¸l÷ü¤2F.h`ÛÂ+,bÆÐR×V¦Û†—a’9«•¥­
ÔÄÍõ)ÛÁ™àˆù¶±ƒc½PúE¤ìŽo³±U¤ëV¤sMݝÀ,ÒSçüÄ÷Y¢DìaDÆþn€–ƒàØ¡½d&¦Ö–¶ì‚Ê´Þ¹)¹ž9gÒNÕtæ-Ùl†Ù5vie†%|ÒAOZ´:O´6_ӃµausŹ’‚™ö?Ó­mƒJdò5‚†ØMH¡Ù%ô1„Ø%çD­£J:ººó¢Ôu^@I˜Ä—ˆŠáÂ21‡/O°•pnÊÊX…X¨
“‹”IWfƒ«”iš)“Ùä±PÈcþv¸ÂTbot@fʃ°‚Ò»©2`ÒÉÙx4fy{Rxã•è lNÄÛy¨øõµ•´#žÛ«µ¤å¢0ó;7f¬ÎѦçf¬ÇµDÄL¤gЭ
‘l£O=rHÑ·ü߯A=/;^Ë-ÔNØÏ~ÔßHÀi–«»H¶ãâÙØ&²î!›ägp]ï¸2‘êß Á­¬ÊlÜбL౞¤ ^jßð€þ*„gÁ ÏࡋŘÉh=Hµ¯,4Ú-Só™ªØ‚¥ñt•Ú¦»XÃ-p}Däf¢‘N7Ptȅã5«ÞNG’à>×@f²I¢>p¡1íÐK…®íx՛R8:p4ìA žz’ ˜«°€M.G†» Å íѸë6ȈÂk•á–Cm=znxõëpòF,כԵ Ùà:D›¿Çœcbç&ž:ía
[€¶|7îé÷ÔÝ4q—}¡Í7MÊZ 0À‹±”w_h {]Ê>egkʊ¾_Él%Us*;Ü¿)ÖÝ;
endstream
endobj
25 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.2 841.92] /Contents 26 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 3>>
endobj
26 0 obj
>
stream
xœ¥[Ko$·¾Ðè£@-6M6 03Z `Àä°ða±Y;{ð:1tÉ¿OóQäW${¦5{W;=ÍbU±ê«KÇ?ß¾þúéóÛðôôx|{ûôùß_þ5||úôÛ×oŸÞ¾þñípNÏçáôz÷øb†IŒÂ
¯¿ÞßMƒXÿ›§ÇÅéA/ã¢õðúûý~óýíþîãÃ_~^ÿq÷a]ÿßû;5™q™¥Fåì0rý(‡?¿Üßýó¯Ã·æÝy%r”‡I26Ò2íF›Øøøƒ†Íþ.ârjˆœøúÿðáÇó0ûãùïσ`ÊÓäünŒ°°£™kåhá’!Õùð ×Ÿæ|˜ý—Ãò??°³=wT½çy•íÈDi„˜@ˆLDÍãª?»*Dí¡!™”¦[“£Qƒ•ºRÄ$Ÿ„êð0Iç…=®’“¦õ©+zZñ0…Ðçð’®Ö†V“6O‡¯7KÔìúG‚Þã#ÜVÂ;f}¹°ƒÂcORNÀˆËÛ Å3@,®¯Ì§´sZ…¢Yz¯¼ÃO7…G=׊+Œ$éç)n`HZ¯Ÿ9i#mœ+ î³ÚžÓ.r¯Xá»çÂAáÿa­M>lÜ_zËú3y_à„7VˆQÚ,pÞçÃáÑ/JÓʟKk¿™>Æã®,‚ñÖZDX:?‚!Ì¿Ÿ¾0Y¾òâ괁¨?p+“ò5)Ê[Y¿˜“v–.)–发Ē’ëD^—¸ œ÷ºÁªºè+š¾”å zì )Õ$5è yAí~+Ò¶Y’UÞÓq#“e3ñ,,;Ì`^Í_¨lÖFݑ®¢¨IoaßèĪl‘uÎ

‘e’ôI-Ɖ‰r9˜ª½Át–v´K֎> =Y‹ä’Ûlœ
yÄ-ðÌ𥠪Í6á8êu u`ß ¡L ì‚~™ð+¸ÈSµƒŒ‹™lå¹òGÓ Spõך+ŽbëàvM|wѧûÆm”ÄãÖ¬{vóðú9ĺ9 ÙuïʛA$Ö’Ív|•‡þ,1MŒ¨}Y‰k”«Ã*Ë˾” ¥ÁB Ðj*r˹=Læ 1€€ì¥ÞvuÜ%´îÅO´ è%’h%=K¦{±z):¥DñXF3²Š~Ųˆ:”@T=ÍS²;’¤ê½j&Æ.d&Á…“Xh)
«ž+²Õ,ö¡ígÞs¨bŸq±®´>㘿?SD¥x”lY¢;ÒÐæž-wxï*øSÑrZ¿@FßlmBYaR¤Ò¼Y…)Q8í{b–U’_ý|ž9õ®4Û3ÊC¶S®ÊpPO‹­Î
tˆ¸‰ŒÑ7•%`@/ˆJ›¬Ë#jˆÇ¨æ„ŽÅ¨h×üï¬Ú1™¼ða¾›Î²qú‘¢Zˆz‰¨–SÍS‰‰Ù“j°@±½°½ª—§–¥FÆ°’Ý2jBcØL¶+KÕgÂÒW›fÅÝ5¾jΐ€Q56ÕTÐpØÆnI†ìª+À1+ÑoQk£ ×jtµjï¹—ed+*¸Šl,£.ÐÖSS…’9VN֍´Ñˆ#ÙJP_P¶aG!›ÈRÌ”ŒyS§{s¥VëìnLz²ø üÅ· ýƒV÷ބi©ªã°VˆT¬Ä}WO½©Ê¿Œ|Áûp0y&$Wm@;9ZWl€‚gi>ÌÂCL :`)ƒ2T%•¢¤û5ÅWF~›‡aB² œÎþÜæ=,Höv •¼í¨s
Ý¢í½§lœ²§l´ °äÏJ†Ï24ֈ[ŒçBŁ !bº†eŠaW%g»xÓ§}כœ)àZ«|¿tç –YNéX‰’Ù-É”wg†”l”Õ]䞤¡‚Ï’”ՋsåGQ*W×2Z¾DQ®µÒ£) n¦n©§ÝI8_x AÖù¸Ðà˜ä8©š¬H­`HÒ³P~ꎍ®Ê’ºúNo Ÿ7”’}~ åúPgVòúzrþ{f‰1з–¸l2ù,r—‹0 ¾ !j‘?8i‡²±Ñ{Yë%)-ë%JF‡ìv9·›Ésvì8ÁUUbãeSžž¢{§ORW¿Ö2¾”¤çj‘ç–äóñ |Á—üÌ, PN¥_°±bµ…ã&trdE”p÷¸?’üæHæÀ‘ã•0”íŸ3zm¥”ÖTA-ìǪòE”JiBS
NQ²$³~5Þ=xåæQBR‚1oèò…M•Ó}FiÎÃAŅr•¶9´ÑØÜèQô£&TÝ
kè^ÍøÃÉDZî”%6Ÿ0šbìì_ŠáªFÞ/zÕ«E3„£âªË7ÔnÍw?è0ŠTõ6a€Î÷6M^QUsE¾î%–D
5QŽ—½åê}£‰.Í(lsžu?»ÒÎDW)‡%í-^wÑárëæu.nW‘‚Ól§’ )$°ñQ‘h.þ^ y+{¡riœ`O‚¨–õ‘c:¿|5¦÷^©õ¨JSaR&J‚”ᬒë`6ͱƒ·”è•Ý@,랭¥·½ýÊ3zå

RõÄ6ŽzW3Qº…M¬ôç$rܯLƚÞܶc‹UUÁR`”èC]F’êÓ’ ZêÕ4²”ž§%—n²®ŸÎ.>»ÙàÙÝ:uYuKxfQçÖ;4èÌÍmƒ•F¿ZÃîÁb(¯H :D²d(íe#kÑjÓ[OÀžs˜¤:ÓÀËqbbÇf-ÔÙüôĬe–,ŠäìAT¥f©3Ãøä{fÃq¥`$×L}£Öv¾#_ ˜Ïž§ØyªnlÓ& MЃLŽ´p#¥2Mgö’néz—²Ñ¡*ÓëÝläzãe#ÒÖf0YfeŒó„„dݯÈKSŠ ³´jÍå9«¸¤$w¦Hљ¬‰KL5„€{/­…‚“7£Hi{z„÷‰üB˜Í,à’N˜ò”ì³`!ei²­«Ðä6P·±ù(uaZ³-¦Ú›+¶cs{Á,§Ñtê§HÿÂT’µYÒ8ÙNfS«¸ŸØ&kK?ØÔc_@(­
]uÛÊK’}ZDª¯]”!»R¯iv£µü¤ßw¯fD±Sx€Ù-GV*Öys‹9C¢™ªbè9TMo۞Jš¾i|9Ϋw„£*9xëgïL²ï™üT½ª;‚[@4¸~ÈZã!wƐ-›0
­FïŽ.*´žVÚ5)xCŽw^HµŒnndÝ(Y
Ϛ’$txØÇ¡8|ñ” Ù§z‘ƺsOÜÖãØZo”“Az|ï{§š÷ÙK¬Œ›NÉmCqRF¿ÏUçS£‹pŽa°¤î§zã.œÓÚØIðõ(²ÕcÕw)¹:ü’ü¹Je¹.ڛ÷/¾óínÉèŒ8—Þ“ð •~eg«rã©É…VQ¡xCxŠ7Ç’R¨ä»¼¾ËŠÞ¯î‘gLy’Üís’ZïAv+ÇUèÎïúðۑ‹@_ò7jؔ”¼î’¢ÿÜúۍØãW~u!óq¡Ép½@z¾™,å|w3RøPƒÊo›‘ÿâÐÐb
endstream
endobj
27 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.2 841.92] /Contents 28 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 4>>
endobj
28 0 obj
>
stream
xœ½[Ko$·¾Ðè£`[|? a€I$€Ã‡…³¶÷àÝÄÐ%ÿ>ÍfYE²gZû0ü¦‡M«¾úêAêîøçˇ_ßýò2Ýßß_^ÞýòûûOoïNŸ^^>ýñóÝóÿþóþîÇw¿}øøîå珇Ãtz|˜NÏ·7wg;I1‹0=ÿz{#’±ü#§`æÌd⍙žÿ¸½Óo鿽yûÝôýÏÓó?oož–÷ÿ{{£¥£›´žuð“›ÔòQM¾¿½ù×ߦÝ3’%Q“TLẍ́كo¿³dñŸ¾hr%»É’>ùòïôôÃÃ4Ýý˜ûÃÃ?’Á””©Ójtb©Älõ佚}ÈßeâAÚå§;.ÿ¡ìÓá_>ÛóáNÏíòûñðƤß}úïðf}Á/_8-„Ð˃ àë4t}ÍÁ+ŠŽ(ßґv¥œ„‘1Þã“åS’Å=֟^4Íçq>®Ÿ©$ËêJ␴«ÇåÁ:í¡j2©ªh=„Ù¸V9î¼.Ü}^$«pyîò Gßâ´ü–d2~Õ¸ËöTÒ¤>Ö߉¾~£œY7îN°8ªîŠuªôò9ϚfoœÈ/³¦l•
‘¥z8HÕH¥BZÖȲœrq°w’’‘È,ð¾CЁEtRdÂOïá>[Ÿê¨5À¹SŸÓ{¸˜2!ÿ^„„Mž ÀÈy“ˆ¨‡uu0…Ùºd†Î“p¦ ³€5AGԞ¢ úe’‡NҊÀÁfÁe+¨ç:Q±TüˆYGN®eÀ7³Õ‹GÈ´`r9″|ç8 Ó!HcOÙX”îi cu7¥H‹ˆ8S ³ö}6»£À¼”Û8 ç¦e³‚ÔtNTÜes 1+_Ìe +ÉÅHm£;WBSÍVV&”ŒMžv¯Èô«³oyþ–?ØƲN ²TÅÔ±èÄh[åך
‘X[|ÆxFn°gEǑpÿÈakð•×½ÃIéx„]Ȑ”Ø}(N‡à½
çÝ,t`Gœ|
M¢²cÄúBy´­6ÜO(JyÔßeµpI,ˆ““@0Þ¬Šz¡Ý¬aœÜP÷ë ŒZ%2Jt3Ú)a Ç&$pYð¹G$–ïÑó²Ý¹T H ȁ8²@u˜“ÅǛñ8²7tº4±l#„ì¹4Êsp¹F._}Uq範Gh›ÄÄ4‹7~ºnH)2öAÅuÄI6&cÇBEçmºloåg·ÂCš¾è_pëÉXµE jEèç¹fXš JA¦Vr¸Œ‰MaAžv:5„ð}¿ú,_&6§þ,óĜ¤óAtXÆukь¥ÏðÛ
¶©’¢óæëV:U|%ÅÏ}õvDÓH:_3¹,¡Ó£€±Zq1D—Ä9…9Üë9ÎÒ9Ä1ÂkÈ~Çc-Û`(Yh¡@3=4°íA¹D^ǾJ^à扺j&õ؉¡P“¨Z(T¯šÒúHMùeé8ÐÉ*XÀhun¨6kÉBǘ 0¹Ðk;£k
صœÕ…±]ßCîí{XkgU)ШCÉ3ùl;üª(oj_ž8Olj!6Ò(¨òce¨Ÿ—¬–§{[!“ÐÈ2 –”£‡ åÑ!HŽÍeÝá¥4šÕÖW]&¤è:q&ÝÀl `O5oNy2k ’íö @²¥¾#¡‰¡XFárJG“Ü=óöA’ª± Œ¿n™qâ” nðêyl{¤ÙP)-OCÒòUF“¤ M¹Þe®0“ÚÙf°ÂÏBU»röq
•^. /‰%MC’Ÿƒmšvæ ·Ü°ÏAjMì)(aáÈÅlª‡´{Œ†b±¾U¥aÐí[+¤¹{—©uY8ƒ¬m14Û4©%M²‹¨0·a#ÙGÂ⹺9#2µZÄPNP`¨P©Ôfb&¼®Ei½t

Источник

В 6-7 месяцев ребенок тянется к игрушкам, улыбается им, оживленно реагирует на лицо матери. В 8-10 месяцев положительное отношение вы­зывают дети его же возраста, он реагирует на изменение лиц близких ему людей (улыбка вызывает радость, гримасы — страх, слезы). В 1-1,2 года дифференцированно относится к окружающим предметам (к одним тянет­ся, другие отвергает), начинает понимать нормы через «можно» и «нельзя», радуется, произнося слова. Характерная особенность эмоций детей этого возраста — легкая «заражаемость чувствами» других людей. На этой осно­ве происходит формирование сопереживания. Так, плач сверстника вызы­вает у ребенка слезы. С полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится источником его переживаний, поэтому он часто пытается заслужить положительную оценку окружающих. В этом возрасте у детей фор­мируется чувство стыда под влиянием порицания взрослых.

К 1,5-2 годам у детей формируются симпатии и антипатии к отдельным людям, закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызываю­щих осуждение со стороны окружающих. В этом же возрасте возникают за­чатки интеллектуального чувства в виде любознательности, эстетического — в виде стремления повторить знакомые мелодии, элементы танца, рассмат­ривать иллюстрированные книги.

В 2-3 года у ребенка под влиянием коллективных игр и занятий в дет­ском саду начинают формироваться общественные чувства. В этом возрас­те радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее раз­витие интеллектуальных чувств указывает обилие задаваемых ребенком вопросов «что?», «почему?». Продолжают развиваться эстетические чувства; можно наблюдать интерес детей к явлениям природы.

В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребенок переносит на пер­сонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся «оказать помощь». В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов ребенка.

В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанности к свер­стникам. Новым в этом возрасте является чувство юмора, понимание ко­мического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы форми­руются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние при­знаки эмоций. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными, что в физиологическом плане определяется преобладанием возбуждения над торможением.

В 5—6 лет дети начинают по-разному реагировать на приближение вре­мени поступления в школу: у некоторых это вызывает чувство тревоги, у не­которых — чувство радости (дети любуются школьными принадлежностя­ми, имитируют свои ответы учителю)6.

Уже в дошкольном возрасте наблюдаются существенные различия в эмо­циональной сфере мальчиков и девочек. Поданным А. И. Захарова, проводив­шего опрос родителей, пики сензитивности приходятся у мальчиков на 5 и 9 лет, у девочек на 10 лет. Капризность выражена у мальчиков в 3-5 лет и в 7-10, а у девочек капризность характерна для всего дошкольного возраста (3— 7 лет). Упрямство и негативизм более характерны для мальчиков в 3 года, за­тем уменьшаются и опять увеличиваются к 8 годам, у девочек нерезкие подъе­мы упрямства встречаются в 4 года и в 11 лет. Кроме того, мальчики, по оценке родителей, более возбудимые и нервные, чем девочки, и у них нервность, в от­личие от девочек, повышается к 4 годам и продолжает сохраняться на высоком уровне, имея тенденцию к нарастанию в старшем подростковом возрасте7.

Читайте также:  Гармоничное развитие личности ребенка как цель

О состоянии психологического дискомфорта или эмоциональной деп- ривации у детей до 3 лет взрослому будет сигнализировать повышенная об­щая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, с желудоч­но-кишечными расстройствами. Такой соматовегетативный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе.

Если по каким-либо причинам ребенку-дошкольнику плохо, то у него, скорее всего разовьется психомоторное возбуждение, могут возникнуть ти­ки и заикание. Данный уровень реагирования обусловлен наиболее интен­сивной в этом возрасте дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора.

Чаще всего причинами негативных эмоциональных состояний в до­школьном возрасте являются депривация потребности общения в семье или со сверстниками. Литературные данные свидетельствуют о том, что высо­кую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое из­менение привычной обстановки, поступление в детский сад и школу, не­приятие со стороны сверстников. В числе эмоциональных проявлений до­школьника, обращающих на себя наибольшее внимание родителей и чаще всего изучаемых психологами, находятся: детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипки, угрозы, разрушения построек сверстников и др.), детские страхи, депрессия, конфликтность, тревожность и др.

Общая характеристика развития эмоционально- нравственной сферы школьника

Младший школьный возраст, так же как и дошкольный, считается осо­бенно «эмоционально насыщенным». В школьном возрасте к перечислен­ным выше ситуациям, которые вызывают высокую ситуативную тревож­ность у детей, добавляются оценочные, особенно при публичной оценке (ответу доски, контрольные, экзамены).

Удетей младшего школьного возраста в случаях острых психических травм, таких как болезнь или смерть близкого человека, или хронических психотрав- мирующих воздействий, например неправильного воспитания и др., форми­руется аффективный уровень реагирования. Его проявления характеризуются повышением общей эмоциональной возбудимости, симптомами и синдро­мами страхов, проявлением агрессии или негативизма. Такие эмоциональ­ные реакции могут быть следствием самых разных факторов, однако в пер­вую очередь — психологических. Показано, что преимущественные проявления каждого возрастного уровня не исключают симптомы предыду­щих уровней, но отводят им периферическое место. Преобладание у ребенка форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, свидетельству­ет о задержке психического развития*.

С семилетним возрастом связывают один из кризисов возрастного раз­вития. В этом возрасте ребенок поступает в школу. Изменение его социаль­ного статуса сопровождается интенсивным биологическим созреванием. Психологически ребенок начинает осознавать себя как «социального ин­дивида», школьника. У ребенка формируется внутренняя позиция. В эмо­циональной сфере это может проявляться в том, что ребенок становится капризным, раздражительным, непослушным. Для периода поступления в школу и первых месяцев учебы характерны также снижение самооценки и достаточно высокий уровень тревожности. Однако после адаптационно­го периода, продолжающегося обычно от одного до трех месяцев, положе­ние меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются.

Л. С. Выготский в своей работе «Кризис 7 лет» отметил такие важные особенности переживаний детей данного возраста, как их осмысление, т. е. понимание того, что такое «я добрый», «я сердитый», «мне грустно». На ос­нове осмысления формируется отношение к себе, и осмысление может по­рождать борьбу между переживаниями. Обычно переживания являются пря­мым следствием новых, трудных или неприятных жизненных ситуаций, а также отражением в особой эмоциональной форме степени удовлетворен­ности потребностей человека (Л. И. Божович, М. С. Неймарк и др.).

Рассматривая переживания таким образом, А. М. Прихожан констати­рует, что «пики» тревожности указывают на те потребности, удовлетворе­ние которых наиболее значимо для эмоционального благополучия детей. Поданным ее исследований9, в конце 1970-х — начале 1980-х гг. основные «пики» тревожности и частотные страхи фиксировались у учащихся млад­ших классов на школьных проблемах, у подростков — на взаимоотношени­ях со сверстниками, у старшеклассников — на взаимоотношениях со взрос­лыми и боязнью личностной несостоятельности. Половые различия в тот период проявлялись в основном во времени наиболее интенсивного пере­живания так называемых «архаических» страхов или классических фобий (боязнь высоты, темноты, крови, некоторых животных и т. д.): 11-12 лет у девочек и 13—14 — у мальчиков, совпадая с первой фазой полового созре­вания. Кроме того, у мальчиков-подростков была в большей степени, чем у девочек, выражена боязнь физического насилия. В конце 1990-х гг. обра­щает на себя внимание, прежде всего, увеличение числа доминирующих страхов, характерное для всех возрастов. Возрастает выраженность «школь­ных» .страхов, которые становятся более разнообразными по содержанию и затрагивают выборку 13-14-летних, чего не отмечалось в предшествую­щие периоды исследований. Увеличивается выраженность «архаических» и «магических» страхов.

Сопоставление данных по годам, возрастам и полу свидетельствует, во-пер­вых, отом, что существуют страхи, связанные с ситуаций перемен, сложившейся в нашей стране (хотя некоторые тревоги и страхи могут быть названы «вневре­менными») и, во-вторых, о наличии возрастно-половых пиков тревожности, характеризующих различия в потребностях мальчиков и девочек.

Значимость половых различий в эмоциональной сфере мальчиков и де­вочек отмечается и другими исследователями. Так, например^ наиболее уяз­вимым в плане возникновения невротических личностных расстройств А. И. Захаров называет для мальчиков возраст 8 лет, а для девочек — 10. По всему возрасту от 1 до 15лет, по данным Захарова, у мальчиков более выраже­ны: повышенная возбудимость, нервность; проблемы адаптации в дошколь­ных и школьных учреждениях; воспитатели и педагоги чаще делают им заме­чания по поводу поведения. У девочек в сравнении с мальчиками преобладают сензитивность, беззащитность и на уровне тенденции капризность.

Читайте также:  Нормы развития ребенка первого года жизни

Что касается возрастных изменений эмоциональной сферы в целом, то можно отметить, что для подростков по сравнению с младшими школьни­ками характерно развитие критичности, преднамеренности и до некоторой степени самостоятельности. Подростки в большей степени, чем младшие школьники, способны учитывать предыдущий эмоциональный опыт, на ос­новании которого у них формируются устойчивые эмоциональные отно­шения. В тоже время свойственная подросткам повышенная возбудимость, неуравновешенность с преобладанием возбуждения над торможением, свя­занные с психофизиологическими особенностями возраста, накладывают отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов. Тем не менее подростки уже способны сдерживать свои эмоции, управлять ими.

Юношескому возрасту свойственна устремленность в будущее. По срав­нению с подростками, юношей характеризует меньшая импульсивность, большая эмоциональная устойчивость, дифференцированность эмоцио­нальных реакций и способов их выражения, рост осознанности эмоций, повышение самоконтроля и саморегуляции эмоций.

Соответственно, с возрастом изменяется и чувствительность к методам, направленным на выявление эмоциональных состояний. Так, наиболее адек­ватным для детей младшего школьного возраста является метод наблюде­ния за моторным поведением ребенка, для младших подростков — проек­тивные методы, а для старших подростков и юношей — методы прямого анкетирования и опроса, что связано с достаточно высоким уровнем раз­вития у них интеллекта и рефлексии.

На протяжении школьного периода изменяется и эмоциональное отно­шение к учению. Так, на первых этапах обучения эмоциональное отношение ребенка к учебной деятельности определяется любознательностью, непосредственным интересом к окружающему и стремлением к выполнению общественно значимой деятельности, наличием внутренней позиции школь­ника. Ведущую роль в отношении младших школьников к учению играют непосредственные переживания, связанные с реатьными учебными дости­жениями ребенка, с мерой их соответствия его притязаниям. У подростков эмоциональная оценка результатов учебной деятельности формирует отно­шение к последующей деятельности в зависимости от успеха или неуспеха. Возрастает самоконтроль и саморегуляция, значительно менее ярким стано­вится внешнее проявление эмоций в ходе конкретной деятельности10.

Учебные интересы старших школьников начинают опосредоваться их про­фессиональными намерениями. Положительное отношение к учебной деятель­ности уже меньше связано с непосредственной эмоциональной оценкой и боль­ше—с оценкой практической и общественной значимости предмета, возрастает критичность и требовательность учеников к организации учебного процесса.

В целом эмоциональное самочувствие ребенка можно считать косвенным индикатором школьной адаптации—дезадаптации. Эмопии не только сопро­вождают, но и регулируют этот процесс. Ф. Б. Березин считает, что возраста­ние тревоги приводит к выраженным изменениям вегетативно-гуморального регулирования, увеличивая вероятность адаптационных нарушений. В то же время усиление тревоги приводит и к включению или повышению интенсив­ности действия адаптационных механизмов. Благодаря последним происхо­дит модификация поведенческой активности в виде воздействия на среду или ухода из повышающей тревогу ситуации, блокирования тех форм деятельнос­ти, которые сопровождаются эмоциональным напряжением. Другой способ уменьшения тревоги — реориентация личности, которая меняет отношение к ситуации при относительном постоянстве среды. В результате уменьшается тревога и восстанавливается психическая адаптация.

Что касается развития нравственной сферы личности подростка, то его основными движущими силами в этот период могут быть названы биоло­гическое взросление, социальное научение и опыт разрешения сложных нравственных дилемм в контексте жизненных реалий той социальной сис­темы, к которой он принадлежит. Биологическое развитие является такой же необходимой основой нравственного развития, как это имеет место в ког­нитивном развитии (по Ж. Пиаже). Высшие уровни нравственного разви­тия, поданным некоторых американских психологов, недостижимы для тех детей, у которых еще не начала складываться способность к гипотетико- дедуктивному мышлению, являющаяся, согласно Ж. Пиаже, высшей ста­дией развития интеллекта. Но по мере того как человек взрослеет, его нрав­ственное развитие делается все более независимым от возраста.

Социальное научение означает интернализацию внешних требований, т. е. перевод внешнего контроля во внутренние нормы. Считается, что контроль интернализирован, если человек раз за разом ведет себя этично в ситуации, когда ему не грозит наказание за отступление от моральных норм. Имеются данные о том, что на социальное научение моральным нормам влияет та за­бота, которую ребенок испытал в раннем детстве. Если прочная эмоциональ­ная связь со взрослым не сформирована в первый год жизни и не сохраняет­ся на протяжении первых лет жизни ребенка, интернализация нравственных ценностей может вообще не произойти, в то время как теплые, эмоциональ­но тесные связи ребенка и родителя (особенно родителя того же пола, что и ребенок) способствуют развитию нравственности. Наряду с этим фактором на формирование личной системы моральных ценностей оказывает влияние и множество других факторов. Каждый индивид подвергается многочислен­ным влияниям в семье, в школе, с телеэкрана, на улице, и все их невозможно учесть или предсказать. Можно лишь описать некоторые закономерности. Например, известно, что значимые для подростка люди оказывают опосре­дованное влияние на самооценку. Самооценка, в свою очередь, также влияет на принятие или отторжение нравственных норм. А высокая самооценка ста­новится барьером для совершения неблаговидных поступков (Л. Фестингер, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).

Огромное влияние на формирование нравственной сферы личности как подростка, так и взрослого человека оказывает опыт разрешения более слож­ных нравственных дилемм, учитывающий реалии той социальной системы, в которой происходило развитие. Например, при обследовании лиц, отка­завшихся от службы во Вьетнаме, Кольберг обнаружил существенный про­гресс в развитии их моральных суждений. В экспериментах других амери­кан?