Эмоциональные критерии развития ребенка
Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также
различные диагностические методики.
Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях – в группе, на прогулке, во время
прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со
сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.
Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или
иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.
Представляю комплекс методик,
используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.
Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)
Эмоциональная сфера ребенка Стрелкова Л.
Adobe Acrobat Document
291.1 KB
Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:
– адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
– дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
– широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане,
терминологическая оснащенность языка;
– адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Методика «Волшебная страна чувств»
(Авторская – Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)
Методика_Волшебная_страна_чувств.PDF
Adobe Acrobat Document
283.5 KB
Бланки Волшебная страна чувств.PDF
Adobe Acrobat Document
624.1 KB
Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального
состояния ребенка
Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Методика “Выбери нужное лицо”
Тест тревожности.pdf
Adobe Acrobat Document
611.7 KB
Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных
ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере
взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни
ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным
лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо
для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.
Методика «Контурный САТ-Н
(Детский апперцептивный тест
Л. Беллак, О. Беллак)
Test_CAT_H.pdf
Adobe Acrobat Document
427.4 KB
Методика выявляет реальное состояние
ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель
тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то,
что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития
ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует
изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями
зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
Цветовой тест Люшера
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления
внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных
цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды
Методика «Лесенка»
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою
значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Нужно определить свое место на лестнице ума, здоровья, красоты
и т.д.
Методика «Два дома»
metodika_dva_doma.pdf
Adobe Acrobat Document
98.8 KB
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье,
в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
Методика
«Несуществующее животное»
Несуществующее животное.pdf
Adobe Acrobat Document
134.9 KB
Методика изучает личностные особенности ребенка: уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов,
уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.
Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе
животное, а также назвать его несуществующим названием.
Методика «Кактус»
Методика Кактус.pdf
Adobe Acrobat Document
175.8 KB
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности
и интенсивности.
Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится
беседа.
Рисунок семьи
Рисунок семьи.pdf
Adobe Acrobat Document
255.0 KB
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью, после чего проводится беседа
Методика «Паровозик» (Велиева С.В.)
методика Паравозик.pdf
Adobe Acrobat Document
270.0 KB
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния
ребёнка:нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной
среде (выявление тревожности у дошкольников).
Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Источник
Ëd©£Oæí¹L´¾ÔiHÑdäÁzáLûåß{}ùé»qßU9$c½dm)ºþç*Ù£#HHÌ2IßûUêd¢Éaæ~ù=õ§~)õ©_Ä&ty_¿G£ÔI¼Roïi `h9BO&uÃê089bn@R»$¨B`®à#µR,Ñ[ëÙÃÂ@ÏUô6KÌÅBÐÜ%r¡UMÏÏÙUº|_M¥z2:
}Y«ûi4 pßTÓÁ¬2¾>e1EQSÉ?
å÷`Ðq_05léQfÒÐ#ºwàñúØà0lK¼ïAQZZ&ܱÏÈô#¾d*þ¹Ï°×GV¦Äoé3Zí RóF1ùz~O,0ÌY´Ì»©vXªvÄ ¶ÔM8ú(g.
¶{6+Mi:DÈ6aï±J2· ¶é¿ Øf|í¸Ó©`íˬ(ÑÌûÊÁÅ®”§; µnc£Jñyô×*FÿZH%[&Í{ýÅ° .¼F`yô%£)ë5Ôúã±üåM?9âÑöû²ÿ½VÎý¶bn)×>÷0mÈ »SE£øòtS(Ñ*Ëæ(WCäÑ
&ÇsÔÝÜbÀK¼gØí§G³NCXÚy$9åâä¦n* ê`³4è-
rWÈH^ TÆ-»Üþké!¤ÒöÌb.¡i6Ö9é¨nB5Æu@ÿ¹k2å_«aÇ5e]9&dáÌ;
Õ1Ñ] ÈÍDñQÐ9¡ÝÅ@1Û4d29U÷}o29²X0G¹²,{³O+/i?iV3)k1üØ9Sª³Ûtãì&jêqØ´h#£9¬¾4av*]{+¦LVâsµy²Nǥ¬ÛÀJ}ÓJÙºFsS=xPu__c}=ú¸®µ x¥JbÔ2öf,ðoñÛÅ|k©oø~”!ÿ=ÒÆ«*_>ßÉ4a¡ì«¿+ÕÃ(B²é¦´g·pûUX½W2Õ}~HJúv*T27ecËlqc¤fÏJ$VyÛídÍ{DXØãO=hçå}ÛûQ9©)ìIJjH@ìv¯R gHßUÂÕ÷Ô:¶Â)LJaiWªér¥m0D·H
ôx¶ÉäiCKØ^K)ôd
À¢!ôCàÚ!ÇÇ VïïEwêf` û¯
n (ò§jlêëhç+NjÐ&Ëå=Åâ”Q1ÕîXcyºzlóf_î¿ÑçbUÊx#ÕìgQ¥¬Ä*BÝ
ëfm¸Û0cÅÇ
vÃÑ]d¥ÁÇZ éVãïÇþ]+ˬ¯t?ÅJÏLÛáË’ÃJÎABb9Ö_ØÑÈ+»mÔáttu2:×ÌÈ©9èc*
$rHä_¯/.0ù2IP´XæúÓwË?¡m=VN¨/×M_Õ÷} °n#äæöÞ¶|JúM¦z©Fì¯/à©¥1©©¹häôCü?KK¯k$êr-Ðдì&ØW5}ç
%Âàжþ±X·uéBüÂWN©HÕn5¸ä«]jYâp/ÔIÖ7Ï#0Ét(í p¬è)k²bUøÖü°gî«$ïÁ{åe%8Çe
äÈÅÂq°é1í´Çò^¥ývÛuÊE:]=Cª?T¤ôØÃ
ýN ®!Ùwi¥¦3ûMб¯ªûêÁÔ@ÁUß$Õ-㺔b:L %||»PÑ `çö 2èYl±²öÞ.#@¥QÈåÑR¿ú{¥ò´LWZ¾èÖ|pqÅÝ,|r·Õ·xâÝ~
vöóöV(¤@>½ÝÊù¤Iò1rúEô¾°?U³ª8
:Ïù.aÖç&ÔND$Ó-êËTÎ/ñV
´L
[jbÉõµr²ï#~«ÃFùÈqÔyÊù+kfåPg©6Gyl2wüJÑF%ª>¿YàÃIèÙæ0yÈuÈss5zn2ÁââÑÏ)ZæÈ6Ñ’Âe6ø(ý5S8
?^þW¢Ï̼NâÏs55’k”aqU:sÚËPá=ÂÒ¥ôûðø”Ö3=µTTá
¬èùÔÆæ}õ(Keðh©£¾ÓÚ#¤Êû=çàt0ØSP=
mëìB%ÂÕýE}b|}Úr3|§ Á7;¾»e>pN4l=-´J
ÝE9(ÌÎFÀzà:ªëfEÒ ^òþ
’ÆçOWëã©úLÈq$2`àBl+ú`XÝH;ÍYí’MÚç-Éum²[H¶»”ú{GzÐÀu-Üx¨óñAÛ×*Æ#7öæÎÎV×{w¡%y¯färÀéøaÀD©EcAx”èÀ3ü xa`dWJØt¤x%ý]35ïQÖMîV¯ÂÁþ5â°¿@¼±z¶ËWc|Ü©Â[øÌè®CC7,Ï}V3°pTWO&Ðq£{*ÂN:¾.Â$ s°
@0Fd=”ͬGàÌE¾&SWi੬0£öXçMlqÆeMÐ>dåE}2¢3O@~.ôÔÎ/y£^Ä{l°oz´Æ64¥Z¤Xc®Õ/)u¥
èPy’ à|¢ð8ý´°jàM@R-ÌyÍ@ÅãÙ2/g
À_ ‘t£J älPÈpÍÊç¸FWaàºæü VóÊeg&m
¦³i-«½Iú«/²²í¶IyIß`餵âü¾¬3³±µ¬Te)0Ø}pu7ä5µn¶®Ík rýò b(üLÏq±ÖXl}¬h(
ÃQi/P¡NìÝÑA¥uµ°ï9`d8ÀÖî
i58iÑâQýÌÝ Ôèr¼jÒPêh¸Ï44IK¾Îr`
3ôË©/¸ b:ürdÄðmÃÁÚ9´q\#ÀQãÝ,HáçQYã1M×öqUUÐFÊÝMyò=
vÌØ´rkKwÐØ@/ô¢gi¿ei¥m èEÑ
à²Aö=M~
Éoa#·BªM”|´±$ë1ªX)QBl$Ðo$Gy×#¦ªrv¦” Ò:0,JK@Dx
´]f²§´C² P}ÀcXW”|Ö”pªæ┩ÏÖµk’ci9ut¯t6öÇÞpúÒ’j¶æd)EôZq{ýpT”C̬Ê)
lä,Jò
·Â¯hãÄ_IWj¥QtgaZ¯=ÂÚ/y1`5OIYÜÒê«AÌ*·¨kS®XáSjF»îdéy±ÁD@+;sy½ÿs#ùv!º®½çYzä½v
zÍèq§JÓ@)3ÀHÄr#é
cRRý `”§Fs/ÖÕ·T¯Iñ$Y
-ôF{ááÓÅÌZ82s¿ËFG
îjBVìÛ¢Iëjø§¸}LAßPÎãÉ·ôø»u|5ZÇ×ÜKAg1âÜ ÕXd.io]GÄ8Xg2qÏÖ%]©V¼Ô1Àèöå Ê:Fi©%eÇNèYÖ
ÖªÀÅVU?ÜT âP×
“¹ZÜlEò#=2ú:=E§´A¹ÀTjÔ@×= >ikæíSî4Mê½+ [Ý6Íi]Ó5¿BÏÚÒïöØ,Mßk²!m½Îת|Ð+ÑÊÿP@91kõ*WKà-°¿öd®÷®ø£
’Ç×þ Ê¡KNÕô{5¤Äíº=ê”1³2åª÷ñÀðYÙ~©+ÀÀj+¦dR»äo·/ú6Tݪ±*7³y¸øv{¾N!’Qÿý.PÔÁ½®¨£ô7ïwé@È7¯¡l¨¤ßY $×Ê)ÎCI
@PQÉ+/·©’õÉ^äU÷ÀäêÓe±xhø
Ƚ8¹Æ
H5÷Jn ß
Ò«»o µ¬üA=Â^
%v
>Á`ôÔ£ác+`ve §%Ý”ù¶u¬cÉÍ.OüÁ]>W_9ÖµÄ3å&ûj¯#TéH¶¯chÒp3õÚ»qåéF½Ó¶hLpw¨;RÈ
3ºòOoêÅlLHãSãOi0!¬Ö¤¦zm
À*WW×P”tßiÛº2ª=á |´åk`>u¹hõ}hL3#BOtýf
3kË&uøêÏÂVôhSSÒ
DÒ _ CrëçìÄPª·ëFàZ. ú~£Ö»ýÖ-Îa£UGÔÉLîÍ¥ÞáÛVUñ&×UU;äýYUý¿¨ª®ï#,f¬ªJÆ^UUÅ3Ú!ËìJÕn&kF3Yνaáz½~½X*È×%Þhx]ôÌz¿/ISº5R/}=4º
`.ZÓQ·g [äuд:gUK1»¶¬×¼{Uh*}%8W·ýþí>,
çCRÚÙ¢|AÃËW
B¬Ü)JîÀÒu£B¤b°¬6~»ÂÈYF¦PÆÍÌT,Î0 ®(p84J¢ôzõmPÞ² X7}Ë#ÂM}UWÕ¸[r_Äzÿóç9[/æ þ÷baì+90xéÓ´ë¿ì°ÿbÝäöCTúÙÐÛ0¹Ç¥Ó:k»ô`Ò½êb¹]X] «ÂïÀ}Na£+Wö¨Ç©î(ª£yw}Á]©emÁBÙ³³pz
ïÊ·5y]eèt¸ ÏA]
NâTëºnvò:’vCQ2Ouî*îFwçº0S é 7ºèÇøAp®AÑØÒE4Væ7|
)Ñ{?©c*e8ùUºªVÔt¥úÔN$Ñÿ Ýpaüäÿ+;¯í§îdʯ¢TÍH©”T¿6øn1Ú+#KBEmáàÈ«ÝÚkìÍR!ìÛí2l·Úμ4Å©Ç %ªzIEJÛen¾ÑeÛUSì6çª “%ç@:1J 1,j/ÉÆܤ^ßÐÇL{cÌÖ¬ÎEi2x°ís1%jÙ´:
#c¨ç*¸M;òJAY8éÀ¦®×÷BFéGßGÅgÖC»÷PJ÷PÐ~6¯Ä¡²+ò÷K
½ûXÊN£mNfý¿(àÉóX?HÒ¡vs¨Îe[cµ^aa«î¼i_nõÀrµ)dQF
ÛbH/éCÌ;ªjFf#ª&f EÖª½¾Ï«çpz)1tKζzûqUyä9Ò)οpQû£+ã>nBqÓÐúÿ Ap
endstream
endobj
21 0 obj
>
endobj
22 0 obj
>
endobj
23 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.2 841.92] /Contents 24 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 2>>
endobj
24 0 obj
>
stream
xÝZKG¾ôæ(ÔÛïiµ08°ñaqlÇÛÑ%ÿ>ýêVK»kB°w%Íö£_}UÕý÷ÓçïOÝnw³?ßÿùáîíÍáÛéôíË»þúpóæñÓ篧Ïß¾ö}w8Þvõêæ^t#¬»ëé°ýG:ÍѼãλ/ëî>¹_?¯Wo7Ý«wÝïëÕÿ÷zÅ@Fv!¦U’;j?Òîûõê÷º¯!|fHvfbÄi#Åx»a`óß´8%Å»|qû¿»{}Ûu7oa_ßþrìpfævS£ÔR¸ðS®1Ç^Û·Rô[e_ÅÞþÜö>ºï·Ì}VýÖ¸WÚÇÇ£`ag6³3S©|çL¥2(Sø^Yð5hf2#Ö°”åР춒t,0h.îJK8+ÏÄïðÇ>»úÜrÉK I¡jë4îvæ!OÒ ¦ÉÛðWóΣ²¡U±fa¨ýuÂ!·ßr໽÷ÆÌjK}G¸Wu«áSÊo=þkmHÈ=øcÁz[ÃøÊíRl7″”Û5,x ¸Ñ^DIJøË`вÔX _æ ´·S])ªk3n]©’kïÙ¨$^Lõf0~ ¢Ra[ÕU8 ,ÌÔAo·0¬BÔJâ6lXCãÞ
eÑ÷I³-¡=#j¤³¤ç$óh$QPTAÚo$cB®ÁNÞ*q¼ÅKðfPÇh&¸J4¾añKté«Y!ééõÙi7ÒFXf>ØàEÞc«ÄÁ[C
q{ïldí묧èc0¦x
cH Ò¨ZT
A2V6YãóøïD»ÏthÝ6DZÌeöïAß(V %,àã¤Ïpò&íî{¢àºnóèqÃ&YÆ27ÛWåÄÿ©BÊd4:ÉîûI ï«üÏÀlGbº*as ´2jóh}é
1¹OdfËJ(k¾²±ÕPÍ¡¡Mù}°«(Ã0ÆBÁûû cÌÅÃ#«*Â&°Cí
´3,¦pg “½ ÜË Ìp1?LàJ²dEVºgHrb¤ÆÄq[fýÎæ~¡´Ä´Vçv¨=4
UEj¶ÝÒ&øLXÔlëO-Ka/fÄ6#rØL¥ÕFcÕd.¼Ê©V”ZRl¥Z!l=f.m·&Í¥Ud!ÌËÈM°á.J ²YLÀYRÖKÕr s=zÚo&§-¡±:_
]87Ì3áÎCJ>ý1©¡NÑdͦØ5 éxZdT3ß¼êÅt`çÁKª¹+ÂB?n- ä!^0w0-ÐÙ¾uÁ®«åÙÌÖ)Ç×&ƤI%ê¬vÌ{KÞ.r’õiÎòSëZ31YlU3Ùbå(?ÙRL[TgWNûÎtãÅFå3cS¥-0¾ö¸l÷ü¤2F.h`ÛÂ+,bÆÐR×V¦Ûa9«¥
ÔÄÍõ)ÛÁàù¶±c½PúE¤ìo³±U¤ëV¤sMÝÀ,ÒSçüÄ÷Y¢DìaDÆþnàØ¡½d&¦Ö¶ìÊ´Þ¹)¹9gÒNÕtæ-ÙlÙ5vie%|ÒAOZ´:O´6_ÓµausŹö?ÓmJdò5ØMH¡Ù%ô1Ø%çD£J:ººó¢Ôu^@IÄáÂ21/O°pnÊÊX
X¨
IWf«i)Ùä±PÈcþv¸ÂTbot@fÊ°Ò»©2`ÒÉÙx4fy{Rxãè lNÄÛy¨øõµ´#Û«µ¤å¢0ó;7f¬ÎѦçf¬ÇµDÄL¤gÐ
‘l£O=rHÑ·ü߯A=/;^Ë-ÔNØÏ~ÔßHÀi«»H¶ãâÙØ&²î!ägp]ï¸2êß Á¬ÊlÜбL౤ ^jßðþ*gÁ Ïà¡ÅÉh=Hµ¯,4Ú-SóªØ¥ñtÚ¦»XÃ-p}Däf¢N7PtÈ
ã5«ÞNGà>×@f²I¢>p¡1íÐK
®íxÕR8:p4ìA z’ «°M.G» Å íѸë6ÈÂkáCm=znxõëpòF,×Ôµ Ùà:D¿Çcbç&:ía
[¶|7îé÷ÔÝ4q}¡Í7MÊZ 0À±”w_h {]Ã>egkʾ_Él%Us*;Ü¿)ÖÝ;
endstream
endobj
25 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.2 841.92] /Contents 26 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 3>>
endobj
26 0 obj
>
stream
x¥[Ko$·¾Ðè£@-6M6 03Z `Àä°ða±Y;{ð:1tÉ¿OóQäW${¦5{W;=ÍbU±ê«KÇ?ß¾þúéóÛðôôx|{ûôùß_þ5||úôÛ×oÞ¾þñípNÏçáôz÷øbIÂ
¯¿ÞßMXÿ§ÇÅéA/ã¢õðúûý~óýíþîãÃ_~^ÿq÷a]ÿßû;5q¥Fåì0rý(?¿Üßýó¯Ã·æÝy%r”I26Ò2íFØøøÍþ.ârjøúÿðáÇó0ûãùïÏ`ÊÓäün°°£kåhá’!Õùð ×æ|ýÃò??°³=wT½çyíÈDi@LDÍãª?»*Dí¡!”¦[£QºRÄ$êð0Iç
=®¦õ©+zZñ0
Ðçð’®ÖV6O¯7KÔìúGÞã#ÜVÂ;f}¹°ÂcORNÀËÛ Å3@,®¯Ì§´sZ
¢Yz¯¼ÃO7
G=×+$éç)n`HZ¯9i#m+ î³ÚÓ.r¯Xá»çÂAáÿaM>lÜ_zËú3y_à7VQÚ,pÞçÃáÑ/JÓÊKk¿>Æã®,ñÖZDX:?!Ì¿¾0Y¾òâê´¨?p+ò5)Ê[Y¿vÂ.)åÄëD^¸ ÷ºÁªºè+¾å zì )Õ$5è yAí~+Ò¶YUÞÓq#Âe3ñ,,;Ì`^Í_¨lÖFÝ®¢¨IoaßèĪluÎ
e’ôI-Ær9ª½Átv´KÖ> =YäÛl
yÄ-ðÌ𥠪Í6á8êu u`ß ¡L ì~ð+¸ÈSµlå¹òGÓ Spõ×+bëàvM|wѧûÆmÄãÖ¬{vóðú9ĺ9 ÙuïÊA$ÖÍv|þ,1M¨}Yk”«Ã*Ë˾ ¥ÁB Ðj*r˹=Læ 1ì¥ÞvuÜ%´îÅO´ è%h%=K¦{±z):¥DñXF3²~Ų:”@T=ÍS²;’¤ê½j&Æ.d&Á
Xh)
«+²Õ,ö¡ígÞs¨bq±®´>ã¿?SD¥xlY¢;ÒÐæ-wxï*øSÑrZ¿@FßlmBYaR¤Ò¼Y
)Q8í{bU’_ý|9õ®4Û3ÊC¶S®ÊpPOÎ
t¸Ñ7%`@/J¬Ë#jǨæŨh×üï¬Ú1¼ða¾Î²qú¢Zz¨SÍSÙj°@±½°½ª§¥FÆ°’Ý2jBcØL¶+KÕgÂÒWfÅÝ5¾jÎQ56ÕTÐpØÆnIìª+À1+ÑoQk£ ×jtµjï¹ed+*¸l,£.ÐÖSS
’9VNÖ´Ñ#ÙJP_P¶aG!ÈRÌyS§{s¥VëìnLz²ø üÅ· ýV÷Þi©ªã°VT¬Ä}WO½©Ê¿|Áûp0y&$Wm@;9ZWlgi>ÌÂCL :`)2T%¢¤û5ÅWF~aB² ÎþÜæ=,Höv ¼í¨s
Ý¢í½§l²§l´ °äÏJÏ24Ö[çBÅ !bºeaW%g»xÓ§}×)àZ«|¿tç YNéXÙ-É”wg”lÕ]䤡ϔÕsåGQ*W×2Z¾DQ®µÒ£) n¦n©§ÝI8_x AÖù¸Ðàä8©¬H`HÒ³P~ê®ÊºúNo 7’}~ åúPgVòúzrþ{f1з¸l2ù,r0 ¾ !j?8i²±Ñ{Yë%)-ë%JFìv9·Ésvì8ÁUUbãeS¢{§ORW¿Ö2¾”¤çjçäóñ |ÁüÌ, PN¥_°±bµ
ã&trdE”p÷¸?üæHæÀã0í3zm¥ÖTA-ìǪòE”JiBS
NQ²$³~5Þ=xåæQBR1oèò
MÓ}FiÎÃAÅ
r¶9´ÑØÜèQô£&TÝ
kè^ÍøÃÉDZî”%60bìì_áªFÞ/zÕ«E3£âªË7ÔnÍw?è0Tõ6aÎ÷6M^QUsE¾î%D
5Q½åê}£.Í(lsu?»ÒÎDW)%í-^wÑárëæu.nWÓl§’ )$°ñQh.þ^ y+{¡ri`O¨õc:¿|5¦÷^©õ¨JSaR&Jᬒë`6ͱ·”èÝ@,륷½ýÊ3zå
RõÄ6zW3Qº
M¬ôç$rܯLÆÞܶcUUÁR`”èC]FêÓ’ ZêÕ4²§%n²®Î.>»ÙàÙÝ:uYuKxfQçÖ;4èÌÍmF¿ZÃîÁb(¯H :D²d(íe#kÑjÓ[OÀs¤:ÓÀËqbbÇf-ÔÙüôĬe,äìAT¥f©3Ãøä{fÃq¥`$×L}£Öv¾#_ ϧØyªnlÓ& MÐL´p#¥2Mgönéz²Ñ¡*ÓëÝläzãe#ÒÖf0YfeódݯÈKS ³´jÍå9«¸¤$w¦HѬKL5{/
7£Hi{z÷üBÍ,àNò”ì³`!ei²«Ðä6P·±ù(uaZ³-¦Ú+¶cs{Ã,§Ñtê§HÿÂT’µYÒ8ÙNfS«¸Ø&kK?ØÔc_@(
]uÛÊK}ZDª¯]!»R¯iv£µü¤ßw¯fD±SxÙ-GV*Öys9C¢ªbè9TMoÛJ¾i|9Ϋw£*9xëgïL²ïüT½ª;[@4¸~ÈZã!wÆ-0
Fï.*´VÚ5)xCw^HµnndÝ(Y
Ï$txØÇ¡8|ñ ٧zƺsOÜÖãØZo”Az|ï{§÷ÙK¬NÉmCqRF¿ÏUçS£pa°¤î§zã.ÓÚØIðõ(²ÕcÕw)¹:üü¹Je¹.Ú÷/¾óínÉè8Þð ~eg«rã©É
VQ¡xCx7Ç’R¨ä»¼¾ËÞ¯îgLyÜís’ZïAv+ÇUèÎïúðÛ@_ò7jØ”¼î’¢ÿÜúÛØãW~u!óq¡Ép½@z¾,å|w3RøPÊoÿâÐÐb
endstream
endobj
27 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.2 841.92] /Contents 28 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 4>>
endobj
28 0 obj
>
stream
x½[Ko$·¾Ðè£`[|? aI$ÃÂ
³¶÷àÝÄÐ%ÿ>ÍfYE²gZû0ü¦M«¾úêAêîøçË_ßýò2Ýßß_^ÞýòûûOoïN^^>ýñóÝóÿþóþîÇw¿}øøîåçÃtz|NÏ·7wg;I10=ÿz{#’±ü#§`æÌdâÿ¸½Óo鿽yûÝôýÏÓó?oo÷ÿ{{£¥£´uðÔòQM¾¿½ù×ߦÝ3%QTLxÍÙo¿³dñ¾hr%»É’>ùòïôôÃÃ4ÝýûÃÃ?’Á”©Ójtb©Älõä½}ÈßeâAÚå§;.ÿ¡ìÓá_>ÛóáNÏíòûñðƤß}úïðf}Á/_8-ÐË àë4t}ÍÁ+(ßÒv¥1ÞãåSÅ=Ö^4Íçq>®©$ËêJâ´«ÇåÁ:í¡j2©ªh=Ù¸V9î¼.Ü}^$«pyîò Gßâ´üd2~Õ¸ËöTÒ¤>Öß¾~£Y7îN°8ªîuªôò9ÏfoÈ/³¦l
¥z8HÕH¥BZÖȲrq°w’Ã,ð¾CÐEtRdÂOïá>[ê¨5À¹SÓ{¸2!ÿ^M ÀÈy¨uu0
ÙºdÎp¦ ³5AGÔ¢ úeNÒÀÁfÁe+¨ç:Q±TüYGN®eÀ7³ÕGÈ´`r9″|ç8 Ó!HcOÙXîi cu7¥H8S ³ö}6»£À¼”Û8 ç¦e³ÔtNTÜes 1+_Ìe +ÉÅHm£;WBSÍVV&”Mv¯Èô«³oyþ?ØƲN ²TÅÔ±èÄh[å×
X[|ÆxFn°gEÇpÿÈakð×½ÃIéx]ÈØ}(Nà½
çÝ,t`G|
M¢²cÄúBy´6ÜO(JyÔßeµpI,@0Þ¬z¡Ý¬aÜP÷ë Z%2Jt3Ú)a Ç&$pYð¹G$ïÑó²Ý¹T H È8²@uÅÇñ8²7tº4±l#ì¹4Êsp¹F._}Uqç¯GhÄÄ47~ºnH)2öAÅuÄI6&cÇBEçmºloåg·ÂC¾è_pëÉXµE jEèç¹fX JA¦Vr¸MaAv:5ð}¿ú,_&6§þ,óĤóAtXÆukÑ¥ÏðÛ
¶©’¢óæëV:U|%ÅÏ}õvDÓH:_3¹,¡Ó£±Zq1DÄ9
9Üë9ÎÒ9Ä1ÂkÈ~Çc-Û`(Yh¡@3=4°íA¹D^ǾJ^àæºj&õØ¡P¨Z(T¯ÒúHMùeé8ÐÉ*XÀhun¨6kÉBÇ 0¹Ðk;£k
صÕ
±]ßCîí{XkgU)ШCÉ3ùl;üª(oj_8Olj!6Ò(¨òce¨¬§{[!ÐÈ2 ”£ åÑ!HÍeÝá¥4ÕÖW]&¤è:q&ÝÀl `O5oNy2k íö @²¥¾#¡¡XFárJGÜ=óöAª± ¿nqâ” nðêyl{¤ÙP)-OCÒòUF¤ M¹Þe®0ÚÙf°ÂÏBU»röq
^. /%MCmvæ ·Ü°ÏAjMì)(aáÈÅlª´{b±¾U¥aÐí[+¤¹{©uY8¬m14Û4©%M²¨0·a#ÙGÂ⹺9#2µZÄPNP`¨P©Ôfb&¼®Ei½t
Источник
В 6-7 месяцев ребенок тянется к игрушкам, улыбается им, оживленно реагирует на лицо матери. В 8-10 месяцев положительное отношение вызывают дети его же возраста, он реагирует на изменение лиц близких ему людей (улыбка вызывает радость, гримасы — страх, слезы). В 1-1,2 года дифференцированно относится к окружающим предметам (к одним тянется, другие отвергает), начинает понимать нормы через «можно» и «нельзя», радуется, произнося слова. Характерная особенность эмоций детей этого возраста — легкая «заражаемость чувствами» других людей. На этой основе происходит формирование сопереживания. Так, плач сверстника вызывает у ребенка слезы. С полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится источником его переживаний, поэтому он часто пытается заслужить положительную оценку окружающих. В этом возрасте у детей формируется чувство стыда под влиянием порицания взрослых.
К 1,5-2 годам у детей формируются симпатии и антипатии к отдельным людям, закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих. В этом же возрасте возникают зачатки интеллектуального чувства в виде любознательности, эстетического — в виде стремления повторить знакомые мелодии, элементы танца, рассматривать иллюстрированные книги.
В 2-3 года у ребенка под влиянием коллективных игр и занятий в детском саду начинают формироваться общественные чувства. В этом возрасте радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее развитие интеллектуальных чувств указывает обилие задаваемых ребенком вопросов «что?», «почему?». Продолжают развиваться эстетические чувства; можно наблюдать интерес детей к явлениям природы.
В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся «оказать помощь». В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов ребенка.
В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанности к сверстникам. Новым в этом возрасте является чувство юмора, понимание комического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными, что в физиологическом плане определяется преобладанием возбуждения над торможением.
В 5—6 лет дети начинают по-разному реагировать на приближение времени поступления в школу: у некоторых это вызывает чувство тревоги, у некоторых — чувство радости (дети любуются школьными принадлежностями, имитируют свои ответы учителю)6.
Уже в дошкольном возрасте наблюдаются существенные различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек. Поданным А. И. Захарова, проводившего опрос родителей, пики сензитивности приходятся у мальчиков на 5 и 9 лет, у девочек на 10 лет. Капризность выражена у мальчиков в 3-5 лет и в 7-10, а у девочек капризность характерна для всего дошкольного возраста (3— 7 лет). Упрямство и негативизм более характерны для мальчиков в 3 года, затем уменьшаются и опять увеличиваются к 8 годам, у девочек нерезкие подъемы упрямства встречаются в 4 года и в 11 лет. Кроме того, мальчики, по оценке родителей, более возбудимые и нервные, чем девочки, и у них нервность, в отличие от девочек, повышается к 4 годам и продолжает сохраняться на высоком уровне, имея тенденцию к нарастанию в старшем подростковом возрасте7.
О состоянии психологического дискомфорта или эмоциональной деп- ривации у детей до 3 лет взрослому будет сигнализировать повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, с желудочно-кишечными расстройствами. Такой соматовегетативный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе.
Если по каким-либо причинам ребенку-дошкольнику плохо, то у него, скорее всего разовьется психомоторное возбуждение, могут возникнуть тики и заикание. Данный уровень реагирования обусловлен наиболее интенсивной в этом возрасте дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора.
Чаще всего причинами негативных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте являются депривация потребности общения в семье или со сверстниками. Литературные данные свидетельствуют о том, что высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и школу, неприятие со стороны сверстников. В числе эмоциональных проявлений дошкольника, обращающих на себя наибольшее внимание родителей и чаще всего изучаемых психологами, находятся: детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипки, угрозы, разрушения построек сверстников и др.), детские страхи, депрессия, конфликтность, тревожность и др.
Общая характеристика развития эмоционально- нравственной сферы школьника
Младший школьный возраст, так же как и дошкольный, считается особенно «эмоционально насыщенным». В школьном возрасте к перечисленным выше ситуациям, которые вызывают высокую ситуативную тревожность у детей, добавляются оценочные, особенно при публичной оценке (ответу доски, контрольные, экзамены).
Удетей младшего школьного возраста в случаях острых психических травм, таких как болезнь или смерть близкого человека, или хронических психотрав- мирующих воздействий, например неправильного воспитания и др., формируется аффективный уровень реагирования. Его проявления характеризуются повышением общей эмоциональной возбудимости, симптомами и синдромами страхов, проявлением агрессии или негативизма. Такие эмоциональные реакции могут быть следствием самых разных факторов, однако в первую очередь — психологических. Показано, что преимущественные проявления каждого возрастного уровня не исключают симптомы предыдущих уровней, но отводят им периферическое место. Преобладание у ребенка форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, свидетельствует о задержке психического развития*.
С семилетним возрастом связывают один из кризисов возрастного развития. В этом возрасте ребенок поступает в школу. Изменение его социального статуса сопровождается интенсивным биологическим созреванием. Психологически ребенок начинает осознавать себя как «социального индивида», школьника. У ребенка формируется внутренняя позиция. В эмоциональной сфере это может проявляться в том, что ребенок становится капризным, раздражительным, непослушным. Для периода поступления в школу и первых месяцев учебы характерны также снижение самооценки и достаточно высокий уровень тревожности. Однако после адаптационного периода, продолжающегося обычно от одного до трех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются.
Л. С. Выготский в своей работе «Кризис 7 лет» отметил такие важные особенности переживаний детей данного возраста, как их осмысление, т. е. понимание того, что такое «я добрый», «я сердитый», «мне грустно». На основе осмысления формируется отношение к себе, и осмысление может порождать борьбу между переживаниями. Обычно переживания являются прямым следствием новых, трудных или неприятных жизненных ситуаций, а также отражением в особой эмоциональной форме степени удовлетворенности потребностей человека (Л. И. Божович, М. С. Неймарк и др.).
Рассматривая переживания таким образом, А. М. Прихожан констатирует, что «пики» тревожности указывают на те потребности, удовлетворение которых наиболее значимо для эмоционального благополучия детей. Поданным ее исследований9, в конце 1970-х — начале 1980-х гг. основные «пики» тревожности и частотные страхи фиксировались у учащихся младших классов на школьных проблемах, у подростков — на взаимоотношениях со сверстниками, у старшеклассников — на взаимоотношениях со взрослыми и боязнью личностной несостоятельности. Половые различия в тот период проявлялись в основном во времени наиболее интенсивного переживания так называемых «архаических» страхов или классических фобий (боязнь высоты, темноты, крови, некоторых животных и т. д.): 11-12 лет у девочек и 13—14 — у мальчиков, совпадая с первой фазой полового созревания. Кроме того, у мальчиков-подростков была в большей степени, чем у девочек, выражена боязнь физического насилия. В конце 1990-х гг. обращает на себя внимание, прежде всего, увеличение числа доминирующих страхов, характерное для всех возрастов. Возрастает выраженность «школьных» .страхов, которые становятся более разнообразными по содержанию и затрагивают выборку 13-14-летних, чего не отмечалось в предшествующие периоды исследований. Увеличивается выраженность «архаических» и «магических» страхов.
Сопоставление данных по годам, возрастам и полу свидетельствует, во-первых, отом, что существуют страхи, связанные с ситуаций перемен, сложившейся в нашей стране (хотя некоторые тревоги и страхи могут быть названы «вневременными») и, во-вторых, о наличии возрастно-половых пиков тревожности, характеризующих различия в потребностях мальчиков и девочек.
Значимость половых различий в эмоциональной сфере мальчиков и девочек отмечается и другими исследователями. Так, например^ наиболее уязвимым в плане возникновения невротических личностных расстройств А. И. Захаров называет для мальчиков возраст 8 лет, а для девочек — 10. По всему возрасту от 1 до 15лет, по данным Захарова, у мальчиков более выражены: повышенная возбудимость, нервность; проблемы адаптации в дошкольных и школьных учреждениях; воспитатели и педагоги чаще делают им замечания по поводу поведения. У девочек в сравнении с мальчиками преобладают сензитивность, беззащитность и на уровне тенденции капризность.
Что касается возрастных изменений эмоциональной сферы в целом, то можно отметить, что для подростков по сравнению с младшими школьниками характерно развитие критичности, преднамеренности и до некоторой степени самостоятельности. Подростки в большей степени, чем младшие школьники, способны учитывать предыдущий эмоциональный опыт, на основании которого у них формируются устойчивые эмоциональные отношения. В тоже время свойственная подросткам повышенная возбудимость, неуравновешенность с преобладанием возбуждения над торможением, связанные с психофизиологическими особенностями возраста, накладывают отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов. Тем не менее подростки уже способны сдерживать свои эмоции, управлять ими.
Юношескому возрасту свойственна устремленность в будущее. По сравнению с подростками, юношей характеризует меньшая импульсивность, большая эмоциональная устойчивость, дифференцированность эмоциональных реакций и способов их выражения, рост осознанности эмоций, повышение самоконтроля и саморегуляции эмоций.
Соответственно, с возрастом изменяется и чувствительность к методам, направленным на выявление эмоциональных состояний. Так, наиболее адекватным для детей младшего школьного возраста является метод наблюдения за моторным поведением ребенка, для младших подростков — проективные методы, а для старших подростков и юношей — методы прямого анкетирования и опроса, что связано с достаточно высоким уровнем развития у них интеллекта и рефлексии.
На протяжении школьного периода изменяется и эмоциональное отношение к учению. Так, на первых этапах обучения эмоциональное отношение ребенка к учебной деятельности определяется любознательностью, непосредственным интересом к окружающему и стремлением к выполнению общественно значимой деятельности, наличием внутренней позиции школьника. Ведущую роль в отношении младших школьников к учению играют непосредственные переживания, связанные с реатьными учебными достижениями ребенка, с мерой их соответствия его притязаниям. У подростков эмоциональная оценка результатов учебной деятельности формирует отношение к последующей деятельности в зависимости от успеха или неуспеха. Возрастает самоконтроль и саморегуляция, значительно менее ярким становится внешнее проявление эмоций в ходе конкретной деятельности10.
Учебные интересы старших школьников начинают опосредоваться их профессиональными намерениями. Положительное отношение к учебной деятельности уже меньше связано с непосредственной эмоциональной оценкой и больше—с оценкой практической и общественной значимости предмета, возрастает критичность и требовательность учеников к организации учебного процесса.
В целом эмоциональное самочувствие ребенка можно считать косвенным индикатором школьной адаптации—дезадаптации. Эмопии не только сопровождают, но и регулируют этот процесс. Ф. Б. Березин считает, что возрастание тревоги приводит к выраженным изменениям вегетативно-гуморального регулирования, увеличивая вероятность адаптационных нарушений. В то же время усиление тревоги приводит и к включению или повышению интенсивности действия адаптационных механизмов. Благодаря последним происходит модификация поведенческой активности в виде воздействия на среду или ухода из повышающей тревогу ситуации, блокирования тех форм деятельности, которые сопровождаются эмоциональным напряжением. Другой способ уменьшения тревоги — реориентация личности, которая меняет отношение к ситуации при относительном постоянстве среды. В результате уменьшается тревога и восстанавливается психическая адаптация.
Что касается развития нравственной сферы личности подростка, то его основными движущими силами в этот период могут быть названы биологическое взросление, социальное научение и опыт разрешения сложных нравственных дилемм в контексте жизненных реалий той социальной системы, к которой он принадлежит. Биологическое развитие является такой же необходимой основой нравственного развития, как это имеет место в когнитивном развитии (по Ж. Пиаже). Высшие уровни нравственного развития, поданным некоторых американских психологов, недостижимы для тех детей, у которых еще не начала складываться способность к гипотетико- дедуктивному мышлению, являющаяся, согласно Ж. Пиаже, высшей стадией развития интеллекта. Но по мере того как человек взрослеет, его нравственное развитие делается все более независимым от возраста.
Социальное научение означает интернализацию внешних требований, т. е. перевод внешнего контроля во внутренние нормы. Считается, что контроль интернализирован, если человек раз за разом ведет себя этично в ситуации, когда ему не грозит наказание за отступление от моральных норм. Имеются данные о том, что на социальное научение моральным нормам влияет та забота, которую ребенок испытал в раннем детстве. Если прочная эмоциональная связь со взрослым не сформирована в первый год жизни и не сохраняется на протяжении первых лет жизни ребенка, интернализация нравственных ценностей может вообще не произойти, в то время как теплые, эмоционально тесные связи ребенка и родителя (особенно родителя того же пола, что и ребенок) способствуют развитию нравственности. Наряду с этим фактором на формирование личной системы моральных ценностей оказывает влияние и множество других факторов. Каждый индивид подвергается многочисленным влияниям в семье, в школе, с телеэкрана, на улице, и все их невозможно учесть или предсказать. Можно лишь описать некоторые закономерности. Например, известно, что значимые для подростка люди оказывают опосредованное влияние на самооценку. Самооценка, в свою очередь, также влияет на принятие или отторжение нравственных норм. А высокая самооценка становится барьером для совершения неблаговидных поступков (Л. Фестингер, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).
Огромное влияние на формирование нравственной сферы личности как подростка, так и взрослого человека оказывает опыт разрешения более сложных нравственных дилемм, учитывающий реалии той социальной системы, в которой происходило развитие. Например, при обследовании лиц, отказавшихся от службы во Вьетнаме, Кольберг обнаружил существенный прогресс в развитии их моральных суждений. В экспериментах других американ?