Эмоциональное здоровье ребенка как основа физического развития

Эмоциональное здоровье ребенка как основа физического развития thumbnail

«Эмоциональное здоровье – важное условие

для развития физических качеств»

Введение

Итак, представляя себе человеческое существо как некую единую, целостную энергосистему, легко понять, что все, влияющее на тело, непременно влияет на эмоциональное состояние, и все, влияющее на эмоции, непременно влияет на тело. Не может быть эмоционального расстройства, не влияющего на тело, и также не может быть телесных изменений, не сопровождающихся изменениями эмоциональными.

Формула “Здоровая психика – здоровое тело” и наоборот, надеюсь, уже не вызывает сомнений. Однако хочется добавить, что сугубо медицинский взгляд оставляет за пределами своего внимания очень важную составляющую – Личность, еще точнее Персону человека, то, что психолог называет Я, самого себя. Персона – это уже царство психологии. Существует такой феномен, который может быть замечен каждым внимательным человеком, умеющим наблюдать за собой. Как правило, у любого из нас в присутствии другого человека наблюдаются изменения в работе некоторых его физиологических процессов: может изменяться частота дыхания, сердцебиения, давления крови и т.д., а также более скрытых процессов: химический состав крови, содержание выдыхаемого воздуха и др. Все это, естественно, отражается и на психических процессах. Человек начинает думать быстрее или медленнее, вспоминать события более подробно или вообще забывать слова, движения его рук могут становиться более изящными или скованными, все это многие переживали не раз. Этот удивительный феномен может иметь очень большое значение для физического развития дошкольника.

Когда психика ребенка находится в состоянии интенсивного развития и то или иное воздействие на личность может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности и, в том числе, на его участие в физкультурной деятельности группы в условиях детского дошкольного учреждения.

Основы гармоничного психофизического развития ребенка

Учитывая вышесказанное, хочется отметить важность гармоничности психофизиологического развития дошкольника. Необходимо грамотно и пропорционально распределять не только физические, но и психические нагрузки на растущий организм ребенка, более того очень важно совмещать и грамотно использовать физические нагрузки вкупе с психологическими, т.е. совмещать физическое и психологическое развитие ребенка.

Рассмотрим каким образом психологические составляющие: внимание, воображение, наблюдательность и др. влияют на физическое здоровье дошкольника.

Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Развитость внимания обладает высокой значимостью в различной деятельности дошкольника, в том числе и в физкультурной, ведь одно из условий плодотворных занятий ребенка физкультурой – ориентация на слова и указания инструктора – педагога. Игра «Что изменилось?» Ход: каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит (закрывает глаза). За это время производится изменение в прическе, одежде, позе и др. не больше 2-х, 3-х. задача водящего подметить изменения. Игра «Запомни ритм» – повторить за воспитателем хлопки с разными интервалами.

Большую значимость при восстановлении образов используемых на занятиях физической культурой у дошкольников имеет развитость воображения. Воображение – это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. В случае, когда ребенку в ходе занятия физической культурой для выполнения того или иного упражнения важно восстановить (представить) тот или иной образ. Игра «Рисуем солнечную музыку» Ц: Развитие творческого воображения, образного мышления. Игра «Чудесные превращения» Ц: Активизация поисковой деятельности детей, научение подражать животным, предметам мимикой, пантомимикой (Игра «Волшебник»)

Наблюдательность – один из важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность-наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Чтобы подмечать в объектах малозаметные, но существенные детали, необходимо многое помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Дошкольники уже многое замечают, и это помогает им познавать окружающий мир. Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребенка, элементарной формой проявления которых является любопытство и любознательность. Тренировка наблюдательности актуальна при занятиях с детьми физической культурой в связи с тем, что большинство образов, приводимых педагогом на занятиях, чтобы заинтересовать детей, требуют, как раз активного включения наблюдательности. Игра «Встаньте те, кто…- любит цветы, бегать, имеет младшую сестру; короткую стрижку, синие шорты, красные сандалии… Игра «Зеркало» – один показывает действия, мимику, жесты – другой пытается повторить (пары)

Читайте также:  Развитие ребенка в конце 7 месяцами

Кроме психики ребенка, которая составляет неотъемлемую часть эмоциональной сферы, немаловажную роль в физическом развитии ребенка играют чувства и эмоции. Рассмотрим, как можно учитывая некоторые чувства детей сделать более эффективными физические упражнения.

Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха. Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Примеры: отсутствие страха и чрезмерный страх являются «симптомами», на которые педагог должен обратить внимание. «Боязнь сделать что-то не так, неправильно», «Страх быть осмеянным» – в таких случаях педагогу необходимо найти индивидуальный подход к ребенку, поддержать его.

Чувство прекрасного, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Использование красочного инвентаря для занятий физкультурой. Агрессия. Очень часто дети, не зная, как справиться с теми или иными чувствами бывают агрессивны – ребенок злиться и не может избавится от этого чувства. Игра «Рвакля» Ц: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии. Ход – позволить ребенку мять, рвать бумагу, газеты. «Минута шалости» Ц: психологическая разгрузка. «Злые добрые кошки» – снятие общей агрессии. «Воробьиные драки» – снятие физической агрессии (пары). Мотивация – ценностная ориентация – воспитание общепринятых ценностей : здоровье (Физическое – Психическое) сказкотерапия Подбираются сказки (можно придумать) где пропагандируется сила, здоровье, ум. После прочтения ведется беседа с детьми.

Эмоциональная коммуникативность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам и одновременно оценивать эти правила и нормы, соответствующим образом реагируя на них. Игра «Клеевой дождик» Ц: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучению согласованности своих движений с окружающими. Ход – дети ставят руки на пояс друг другу становятся паровозиком и идут, преодолевая различные препятствия. Игра «Путаница» Ц: активизация группы, переживание группового единства. Ход – дети стоят в кругу взявшись за руки, водящий выходит, дети запутываются, не разжимая рук. «Волшебные заросли» Ц: снятие телесных барьеров, развития умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения» Ход – один из участников пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» – всеми остальными участниками – водоросли понимают человеческую речь, реагируют на прикосновения они могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, если их хорошо попросят – в конце обсуждение.

Деятельность педагога-воспитателя дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической культуры

Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников. Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствования основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье.

Анализ работы дошкольных учреждений, проведенный специалистами свидетельствует о том, что во многих из них физическое воспитание отсутствует как система, с помощью которой у детей формируются здоровые привычки (не только умения выполнять то или иное действие, но и первичные знания об основах физической культуры и здоровом образе жизни), Самое страшное: отсутствует интерес к физическому воспитанию у педагогов и родителей: последних порой больше интересуют успехи ребенка в математике, чем достижения в физкультуре.

Известно: для того чтобы у детей была удовлетворена потребность в движении, 50% всего времени пребывания в дошкольном учреждении они должны двигаться.

Успешное овладение разнообразной двигательной деятельностью во многом зависит от уровня развития быстроты, силы, ловкости, но особенно от важнейшего качества – выносливости. При этом выделяют т.н. «психологическую выносливость», основанную на конкретных характеристиках темперамента, психики дошкольника.

Читайте также:  Система умственного развития ребенка

Физические игры и упражнения, развивающие все виды выносливости, должны входить во все виды деятельности детей.

Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив, ребенок не владеет социально приемлемыми способами общения, не имеет опыта совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми навыками Это делает его непривлекательным партнером в глазах сверстников, и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При этом на фоне недовольства обиды нередко появляются и агрессивные действия: ребенок ломает чужие постройки, рвет рисунки, портит и разбрасывает игрушки, прилагает все усилия, чтобы помешать игре, в которую его не принимают.

В этом случае требуется большая работа как педагога детского сада, так и родителей. Педагог приглашает родителей на беседу, объясняет им ситуацию, играет с ребенком в их присутствии, включая родителей в эту игру. Он знакомит родителей с приблизительной тематикой игр, принятых группе, предлагает им литературу для «проигрывания» сказок и рассказов объясняет последовательность усложнения игровых действий в соответствии возрастом ребенка. Рекомендуется ежедневно играть с ребенком в игрушки, также в ролевые игры или хотя бы вести «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).

Также для сокращения уровня агрессии можно рекомендовать включение данного ребенка в спортивные игры, прежде всего командного типа, чтобы он понял свою ответственность перед командой за агрессивное поведение на площадке. При этом, дабы не создавать у него негативное восприятие детей, которые играют в другой команде необходимо постоянно «смешивать» игроков различных команд.

Одно из основных направлений деятельности педагога – это создание благоприятной атмосферы в детском коллективе. Для этого педагог-воспитатель оптимизирует общение ребенка со сверстниками и взрослыми, формирует у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, умение владеть собой.

В своей работе педагог использует такие методы, как наблюдение, беседа с родителями, с самим ребенком проективные методы (например, рисунок «семья»). Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают педагогу выявить прежде всего возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.

Такого вида работа, с учетом зоны ближнего развития, способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны воспитателя, позволяет оптимизировать физкультурную деятельность как этого ребенка, так и всей группы в которой он занимается.

Источник

Влияние эмоционального состояния ребенка на его физическое здоровье

Физическое здоровье ребенка определяется по его настроению (эмоциональному состоянию), аппетиту, двигательной активности, сну. Все эти показатели связаны друг с другом и зависимы друг от друга. Если у ребенка плохое настроение, он не ест и плохо спит, а если не ел и не спал, то он и не будет играть, заниматься, т.е. его эмоциональное состояние падает.

Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным эмоционально-положительным отношением к окружающему. Здоровый ребенок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт со взрослыми, с увлечением играет с детьми или самостоятельно, спокойно выполняет требования взрослых, он весел. Находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, ребенок сам себе препятствует оптимальному удовлетворению собственных органических психологических потребностей. Как же сохранить ребенку положительное эмоциональное состояние и физическое здоровье?

Закон оздоровления – это психологическая активность ребенка. («Психологическая активность характеризует жизненные ресурсы ребенка» Г.Сельс.)

Двигательная активность способствует очищению организма от шлаков, токсинов, негативов, играет роль в формировании сознания и оздоровлении организма ребенка.

Для сохранения эмоционально-положительного состояния ребенка раннего возраста, посещающего дошкольное учреждение, необходимы следующие условия:

  • полноценный ночной сон;
  • положительные эмоции при сборах в детский сад;
  • хорошее физическое самочувствие;
  • желательно, чтобы количество рядом находящихся детей соответствовало норме:

– от 1г. до 1,5 лет – 8-10 детей;

– с 1,5 до 2 лет – 10-12 детей;

– с 2 до 3 лет – 15-16 детей.

  • соблюдение режима дня и питания в ДОО;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм в детском саду;
  • профессиональная компетентность, выдержка и терпение взрослых людей по отношению к ребенку;
  • пребывание в коллективе не более 7-8 часов.

Положительный эмоциональный настрой необходимо сохранять в течение всего дня. Для этого в группах раннего возраста созданы надлежащие условия: богатые, яркие, развивающие и игровые зоны, использование музыкальной аппаратуры, игр-забав, интересных игровых занятий с использованием потешек, песенок, стихов, прибауток. Все это в раннем возрасте способствует сохранению эмоционального состояния ребенка на высоком уровне.

Читайте также:  Поговорки для развития речи ребенку 3 лет

«Энергия+эмоции+физическое благополучие=полноценное здоровье ребенка» Ридерз Дайджест

Энергозапас у каждого ребенка находится на своем уровне. Один ребенок 2-3 часа бегает, прыгает, потом хорошо спит и ест. Другой, набегавшись, перевозбудится, у него пропадет аппетит сон и т.д., поэтому к каждому ребенку, не смотря на то, что он в коллективе, осуществляется индивидуальный подход.

У взрослого энергия восполняется на 90% с пищей, а у ребенка в момент отдыха, сна, уединения. У ребенка идет энергичное скопление шлаков, отрицательных эмоций и энергий (шум, плач другого ребенка, испуг т.д.) В момент предела возможности от скопления этих энергий детский организм в отличии от взрослого может поставить автостоп… Это самозащита. А позже происходит разгрузка. Она проходит разными путями: спокойно, в виде детской истерики, капризов, проявления замкнутости или поднятием температуры тела. Именно по этой причине нельзя допускать очень длительного пребывания ребенка в коллективе детских яслей или в гостях.

На сегодня разработана шкала эмоциональных проявлений детей раннего возраста. Она состоит из оценки чувственных проявлений ребенка:

  • Сверхчувствительность;
  • Воздуждаемость;
  • Капризность;
  • Боязливость;
  • Плаксивость;
  • Тревога;
  • Веселость;
  • Гнев;
  • Ревность;
  • Обидчивость;
  • Удивление;
  • Жестокость;
  • Ласковость;
  • Сочувствие;
  • Стыд;
  • Любопытство;
  • Удовольствие;

Во время адаптации я выделила для себя детей с индивидуальным эмоциональным состоянием: недостаток родительского общения, суперопека, страх разрыва связи с мамой.

Именно эти дети прошли тяжкую адаптацию в 2 этапа. После длительной болезни адаптация была повторной и более сложной, чем на первом этапе. Эти малыши с неуравновешенным, слабым энергозапасом давали или срыв в здоровье, или их организм защищался, давая очень высокую температуру, судороги, истощение и др.

Первостепенной задачей у меня было уравновесить эмоциональное состояние ребенка через индивидуальный подход к каждому ребенку. Я с ними пела, читала им стихи, потешки, прибаутки, играла. Во всех режимных моментах была рядом: докармливала, брала на руки, сидела рядом и т.д. Иными словами отвлекала и увлекала.

Нельзя сказать, что результат был быстрым и легким. Всем было сложно, время помогало. Эмоциональное состояние и энергозапас у этих детей постепенно нормализовался. Теперь все эти дети регулярно посещают ясли, спокойно ведут себя и саду и дома, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, физически окрепли.

Были дети другого склада: они с первого дня посещения были как дома. У них всегда хорошее настроение, они физически крепкие, у них стойкий энергозапас и, поэтому дети, находясь даже 7-10 часов в дошкольном учреждении, чувствуют себя хорошо и не болеют.

А вот Кирилл Г. тоже всегда в хорошем настроении, очень активен, эмоционален, физически крепок, но и у него происходит очень быстрое истощение энергии и нужен своевременный отдых – пополнение, что в детском коллективе в присутствии других детей и при соблюдении режима невозможно. Ребенок давал срывы в виде подъема температуры тела, но находясь дома он был практически здоров. Этому ребенку понадобилось несколько месяцев для того, чтобы научиться, находясь в коллективе, восстанавливать свой энергозапас.

Конечно, второй год жизни ребенка – это наисложнейший год, т.к. у ребенка прорезываются и укрепляются зубы. Этот процесс забирает много энергии и физических сил ребенка. Витамины и минеральные вещества идут на формирование зубов, на все другие процессы их количество резко уменьшается, организм длительное время ослаблен.

Итак: на втором году жизни ребенка первостепенной задачей является положительное эмоциональное состояние, а от него уже идет все остальное.

Положительное эмоциональное состояние

Достаточный энергетический запас

Правильное физическое развитие

Хорошая двигательная активность

Полноценное здоровье

На сегодня я могу сказать, что эти все пять задач в нашей группе мы выполнили. Наши дети здоровы и регулярно посещают детский сад.

В заключении следует отметить, что развитие эмоциональной сферы ребенка далеко не спонтанное «развертывание врожденных задатков», а сложнейший и целенаправленный воспитательный процесс, который в свою очередь, влияет на психическое и физическое развитие ребенка

Источник