Эмоциональное развитие ребенка в норме и патологии

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.
А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности», трудностей социальной адаптации.
Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.
Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!
Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.
К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.
Типичными признаками патологии могут быть:
– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;
– чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,
– жестокость к другим людям или животным,
– преднамеренная порча имущества,
– поджоги,
– воровство,
– обман,
– уходы из дома,
– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;
– вызывающие провокационные поступки;
– систематическое непослушание.
Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
- Гиперактивное поведение
- Демонстративное поведение
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
- Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
- Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
- Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
- Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.
Источник
v3.U‹ŠÙ%idùþn* Ó¦PÏüt,u_iU8:ó+º%´âÞ ´ãôTΣ›zÓâü8çÃs×A;¤Û{#ß-äÒ¬sÕU°ß)ö”ꚃµkhc4:C¦ªæ»æöâ¥S²2BoL”H½ ¼~_‰øäláч˜í•-¬U xûU¥HÎ3Wäm1Å×MW¼sÍž3gûͳç®ÛÆ÷žÃü-§¼JöÝêâü2¨È ¬E¥Ì‡S4O”Á?¾¸%%Ƌ蛘x´O-´¦ Yƶ”s¥ïÇ-fUæ«”næ¹€ãµ{r>eMã’¡º”çûj,©B| ªNÜ¿#YÕÔ’ò z2’·L#2¯n£úï¯ñŒ¾s}Ñ’Í땘•ÓîåÎý¾6l*!¨²™èw&†´3Aé@4鬞ÇQRÉáH9ßâ»æ[‡¢RµeTÌ€ò-‹i™aéb?æä&£Ï}îdÀ”RØ_¶Êd]5KájÖÒEf¯šk2ûTUÝ4zrP³u5ù˪pž-kI]>¾ÔùSŸI!}´u´·²ø7fŒî endstream endobj 29 0 obj > endobj 30 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Box[ 0 0 720 540] /Contents 31 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 3>> endobj 31 0 obj > stream xœ¥XM‹#7½ütÜ]°FRé«¡ið¸ÇK ÈaÉ)d÷”@’ÿ’ªôÙ-½=›ƒO·TUªWõ^Éìé’6ÏOŸ.?¬L,{^/ìïãA0Á…R)á˜S’-Ø?¿~`O1ìë¿Çƒd_Ëb!¬º[ýåÃñðóñÀ^>]kŸ,{ý kL20á’g$Ÿ4{ý3zAW‡ÏïØûߨëÇÃKØO6$Úðº3″¥à`˜öÀ’‰F>ÏB=[â”@É2,n 2ü»†Ï5|â+/@†eŠ-†eaÍË¢ÃReè5″Wò™¾Ó²å¤âû¸t-[A”-q¼ý™•Õ)¦Á4ábDü®×’£Äjc¸³”A:Õ( ðŽûi°õfÕÁl˜’765ðèKs£ó‰…wƒt ö:q³7€»ø¹Ã·7UJC8>m6SZÂ,VúSs®-EÆïÒbÅÚ rYNRtØ¡µt𡥈`üC[ý›¡á-Ç… ›ÂÄú¾Ü)̘i;H´Óݲ4ƒ²1†,®ˆHÊqXã)»áD˜ØkJ›¦µØr˜Ê’Xï¶’DNÈ…ÜÆŒ1ø”ÑsJË%¥+§ÍÐsD>Æy^0&´Øs#-¦uÒÇ^ 3â® ©¸ëÀNȲ`£™¹$wO6?£¸r)œj#$#×9&g’.YrÅ’g/¯jQùíÌ‹RŽÛ2fòÁNPÜøngt{&H3SÕ?ÌÌ($-ky?¤Jƒ¥Ù£)ýû6£pª[rãÐRðxæÑÙÜÀÚä·éÎ^ÆÁ&Ý»ÖfVÔlŠj=¶´¼ìƒVj¯ÝÐʉ;½Iu(±uŸÁ&ÂÃ}*ÚF sg&ЇkXÆ4,3͵éC-)úæ/Ú*nÝ6″->_[¢X,Qô}õ! …æÎôGÎäè^6þbU«ŽTkÌA[LV¼¼äœ%ÃÃå./r’ž’/ªMf|ªà]’éå*‰Pu+)+L>y0+Òˆ²1H(Äâ)ah¶%’ ÓÄyWÈÍ*|¶™ Ú3:k‡úµQE»©@Ö3=V©qš·[wJïæzl”ö€Ô|Ï}E£ AÏÁmÄŠ’e^€Qå= e×°S%Q.Ô¢L ¹êóÄŒ’ovñ”œ,÷½Ëwüý¸ITÑÀ)Ýڇܬ÷q³ËÅô]ÜÜoU’Ç©öuf¨ˆ2″®ÚöÁ^2ªcbªÂ€d~î’™’- p›³ I5Ó÷Ȇ±†Cgy§j˜ G61ÝQÒnºE öˆ££®MU- úÔ¶º9f$†í˜B ßíiˆÛàÞÜG‹ÚÃU *ª‰Ï#iÄ2×Äø©t0¼ZÌãY¯½×¼•’å±ïP5NWµò”Å%§Ï̵¢‹™ºíÚ?Î0ß°rºçLIÌ=•* £ÒI*Û”e êeᆰKù”ÜÚK˜L¶ibþó¶æJuV%SACè°ø&© [²ê¬(1X_¦°D½€Ûü¡‰+ÌÜ÷gúä /ŒÄÒ6″•Xº±L??×JA¦Bíô>ûÈ”˜(Õå)DÍÜ Ðéj.h°iÚäQÂ@pmë¬?Kæo8A’!~T’sߤôÆþšë(Å`Ë̆ ßa7æ÷Œ© 9÷ÒÌjw_LqJù=ë¦çî¸SÒÄëóÖáš!ÞÑSáj¼óZl¢®¶®†?Þ£û01LêÞÈöÐ~xÑ endstream endobj 32 0 obj > endobj 33 0 obj [ 34 0 R] endobj 34 0 obj > endobj 35 0 obj > endobj 36 0 obj > endobj 37 0 obj > endobj 38 0 obj [ 39 0 R] endobj 39 0 obj > endobj 40 0 obj > endobj 41 0 obj > endobj 42 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Box[ 0 0 720 540] /Contents 43 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 4>> endobj 43 0 obj > stream xœYMÜ6½0ÿÁÇ$À:ú´e“`Æ-P Eè¡è±É©Úþ ‘HŠ”ìùØ´‡ÉîŽ-‘â{|$•îãÝéôñ‡å»k§æ¹»-î¯ãAuªWJicÔØFuÞ©îï߇_>t?ÿ컯ÿºûZ^VjÐÊUoùp÷Zug§~ ®{ý’vŒÛuºÓƒëGݹ`ûIw¯$3ÙÖçãá×”2¥¬¹ÆÏ9~¬‡SüiãgPV_âÏuñ+=Ì:à#{…Ç&¤ï£¿ñ;-«5ÿÏæ{JÏæßº×ï‡OÑEéæP{i|ï§ÎYO^F߬ý7ò`È’?¨%Ø:´d£ðl‡tüÆêÙj|ßiÞ/}|Ø8ivœô”ëm¨œ|×½ç•xLït¨ös¶OfÆÞ:² ãN¼šu£Ú¬Cg*H8íübNšZ!œò¹½ÎöÔ¢:¿$2ès~àònñµüŠ+8Í™:*ذ Õ”•XÚ´ 9B̵9ÇÉÌK&Ôu6J¼šÌiÇ$‰ÛæÈ¬¸d ^¨+p~ÚFÂN|¿Cã‹ zÍ´¥Ãöp°üÓsÈR8ÉdËðÁ,¾6¦ßmŒ-[¤m5~¿¾´m^s¥CÉGŒµÊˆÜ‰ÑÔ”69’g|ˆ¡I»ØPˆb&ÊH¹@à-KËâVh¢R,lDæ+”1ûˆÁôÁ 2È« C•¿C/S˜FæpöÈÉRŒ5’Êcü³›™öc”®žYuâW#?’èÈÈå4}äh¤~q4YÔ”µ2ƒòï%ÄäÌšÈ H‰Æ™ƒ»Ñ;uäÓYÇ57q’f…à`*ù’$+Åå!>.ʼg|T•õÑè™î$ø©Õ«=Uo¤4-å^Õ~Ý-tûŒ¤›Xký7HzµÎ®œÃ˜ÒœÞ[ùL¼€ /µ¢4hˆg]L‹ˆ”æ ´ùŠF”Å-¹Slàq*ôÃXæÝËû}’9íz=ÕïvïFÞéЛ±‰}¬=TYc1B”ŸƒH%µ²þ}kýb ¦*P(*b›¬×{Ñ«™¤†·Rа¥…-‘Xë¢`×”~QsI÷‹(]YeÇ•ûCí2aÓ{é¼,÷˜ÓV* Ðr`ZÊ8Æ¿³d‰ ½/bMùµêvÇBâÇ;sÞå 4%œ¢òy£Ã¤RÆmSÜ”©·˜s9š †ßc’N¦Ü-õ€½âçfÞZØÅ{ÒéÄYJe ‘@e©ª^óáwÿIq£Ç†‰fe,¨Š”oÜ[EId™àŠš›2ÞEfãÐð»R’ÎÙê-›ÑôjâZuJ·”8J’kšÎ! ýHÖ14t8LÜÃlaÓ‰kK¬s’$5³góâçJ³WXv€:”€.Sg2¾A:êæºïF£v6ϲ;KÖxy×Ñ”ÃX”]Ïò¢[PpÙà -pÌ)éi>’¸-ÎÌoßø8¤ a’€”Üo7Íeàü¬µUoÇ´¥¹†-=#j.e
¨³½{)aPÝ-ä·ºŽzºöùIõÚUñÞ¹j37oAâò½’yÃZ^2L·jì¿ ÿû= endstream endobj 44 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Box[ 0 0 720 540] /Contents 45 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 5>> endobj 45 0 obj > stream xœXK‹#7¾ütœ]2Z•Þ ¦ÁíÇ’ÀBBrØä˜ÝSIþ?Dª*½Üí3íiIUõÕW_•,>ý,‡O_N?ž…šg±œOâŸýN %•R µ “h%œUâß?÷»ß>Š¿÷»OŸuâûûˆïu±R”Vû¸ßý²ß‰Ë-“%`KËK:ë ÂLrŠV¼|Ë’¦ã°Q’l4rñòW6ƒ¶>ïw_J½2pTFÒû¢Œvégmé»c~ËKÒc}N¯kZz¥¥éÿJ™9¯4-²3}öüø”ÿ/?íw-ä!y©·¼tQIë{/¿>‰·[)@?ìÔVËžquã?1a Sö²G9ùYÈ[uÆxñ{ÒÅ;fmÒfW™ÒC¦œÐ°ÂÀ™-Yél DŰò¶öµÚ«6E”²œš6Î6åi6)p[€I‰÷˜øô™ÓhÎ0>6ÍAÈÆd×gŸQõø5¹’éðl*ð3àÿ .ÁT¥&2″·æL[ }ZxíÂþpÎ0¶0ƒâÓõ©ùiyۼ߀6i¦Æ¯#[ˆ³ëçBÑ@ae””(Ïà ¶§Ù1f’¹g%½,|[+å‰f2UÍñåïX¶`À?÷óYü,Âd”L¼-²Ð’ MzŒp:4Ëø~ÆÕ©rqu -Y£:âè´Ô¡áx&/rƬª$fÅÞSÉb$5òéqe-‰eaÅÕ©CÆ|s®Ö:±fµ^F3ÄýºP˜ ¡ð:¡ŒámØâò°µ$íÙ•XYÑRB¦:ó5ÏE3±,©|sQ)x†ž_È/ÎÊ1¥»å†ú+ÅFsjõ~k»§C` )N¨kÛ-³{“l«FÙ8!|•ÁÊæ~Zì[ë,®Ù_K:J‰6T”>È´«õGEq*G'”@SÞI·œÁ(lg0″(ER¼ ‡ç g’vÒni]Ì,µÐx¾UÊãMJ§ïaP€¢ËcGçQ$MkLµg»îp*êCS’·kü̪;cþ8² Ádå®à]KF†WL‰B¥¯åíõds¶=Ý-Síµ´å´ ‹R}ÛxÃå’&ðfiòÑ;ðô¼1Œmì4VjëzF #Fr².[Ò€¡nò3!,]xŸÆ©§•ŸÛJ®cáÙÒ·ÙiVêh*)ÝzéèÖO$Š i³’F&X¦5ÍQA;cÀúÃŒCWaƱiL©ƒªC±’ºÆÆWúB=5£ÃÔ®²”J!Ô6ŒûT,¾òèQÚE3ˆÑ¤ÞÔ²ëàT‡Ò7AÓé¯s»ÝÙ²ÍÍó¶Y©£ÛñüëêZg$ØqíÖµfÊ‹âm(aÃeÓç›0€*Z”ÏH>-:¯aŽŽ[mÄêÑ/Eé-à1ÔlÀ™é¨Ùy´yµvÍ}uüØ ^ëq0MLµÒ|¦æÑ]vŽ¥Ý±6tâ].§]ûÉ2dº{O¸Üa2!C¼ñA/ {,ÔfTCßÎÞMX:F§áЧò×é÷òNóRÝìyuôµ¾´|ßä;ìÔK}±ÎåúS»T.Íxøì/uÝhv+÷Ó’µ¹DmpìG°ñ-“û}Þ]ʺ¢ªãe©ãIá†q¯(ÿÖ(2″å@ºØÔxDŠÞ[ì…§îJ놆]î™õ¾¿´‹¾ºÖÛ§ÙžÆq®¯”YrŽ}Ácnþ¬J«^TwWoîôؼÝYÀàoUo fo%áUCZûŒÿ©2H¥ê5]%4B²eˆióèU59.!6×õú?Å,m endstream endobj 46 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Box[ 0 0 720 540] /Contents 47 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 6>> endobj 47 0 obj > stream xœX˪ä6Ý7ô?h™Þ-Áºíî!@B.d²ÌÌ*$ÿ’ꡇíî;3Ìâr»Ý-ªêÔ©S%‰÷?‹izÿÓòÃ*Ô£”wJüûçùôÛ;ñ÷ùôþï^|úï|ÒâSyY© •ëÞþøî|úå|·Ÿ!Kš,]_Ó^w-ì(ÇèÄëǼcÚNh¡½’z.Z9jñúW6¶>œO¿OÊïÊš8?)«Ýüb~ˆù_H¿-3gÒµ¤Gé±¾ÂÏ*=IÏÒ²ô›Ñé©;¾gbú®æq’éõùñúãùtK·^‡Îiç¥Q8ëÙéäªni”5Û˜{G®ØHß×ùÅ’+è.™×Š>wpÜÎïz^>ßgé™ÓôŒl8 þãþßÓþv‹Ì…-z|îã.lsvœú°¿ßו»ü›.ÿ^½Ë¿³2›rÒ;RÅá kµ[K|ÁD’,%B³ŸjÊ1M)/+aç-L#³:ôx¬QwZvÙSám*;#±3n÷¼bºÊóvÚôÜz´5Ü€èD0m3Ì×á±Rùé·3ªá ÔÁJ;fƒÑX#’CN71-gFœÊ8Sù+øI!æÂÄ8 `òΊ¬1™!N”ù¹y”«Ðg¼ì S-ßÏ{YröÕc vÚ£G¬ÇÈi†Š{û²Ì܃áB»öÀçR»¡Jº}ë!b#Haõ–@|6i0šè b”DZbˆW”R¢Í†U½liÁE-´ÝH-3©sðŠHÍä&Ýz]«¥ö;&åÂârhÀ)¤ûŽ:`u©º”Óý³ãÜK”jÉæÍyÉ}”O#QˆAc1ÈñcT+Ö°˜áßvêôš}AÚµíf홪qS/ðFH›.5¥ Ÿ,C· 6Lei•É…”˜Ì0Xµ,Ì}§RY[“žÃ”=”çY11ÊX¯ÊF•Œ¢nl$f;Åó7½ìÔÙP™ößOuRÛÎ×ç Ø4à°ï¿&鯷ûïA§è-š¥¬6[‘×…¢ Ͳb™ÙKÓÎjB!h,½Ò!Hc2#rƒa&1k÷s”éWh1u&© CßëçB”¦¤L[R,ºk¦ÒîŸÔ«qZÚÚOÔÂÒ¾‹fbš ªÕl UeVPòâUc´nkPÎ$àR²•Lx6nq!Xày ÍêåijÉ#öÃëªß°ûø êHÑÛjÛ‡ÙÎMmªpe1{»×¤Ó4M¯Ik6ŽÈi~”z‡Ápg‹Â‰ôûÒjØOï…kHI”fšE{mý(øõûÛ0æú@ŠúÚ÷©¹¤3@ëA§DUÃk/£Ýú*è7]‡†rÅÓçRš¥Ë!ø£í™ÆëqÌòYlÖr-°-á!TöûªëyZL3″›JJ’쇨ýíÕRø‡´ß¾’g†ÙµL,…UA4ä}Ñ¡@CÂõ E~Ùd]bëIé6¤lG6Ö¤ë:Ó«FÑû¤ñû.}eÑüZ2̃ÂK¬I!mÃÛÖïg:¢}1Ôz¼WóTŽ15:žØyÊ¡ Æð@7O°-úCd¦hæMÚ26Eâ°Ù8@¾tÖÜ tÚ,ÕŽËå씫ÑÒ7w3Ÿ”j½Ü79ce-KsTHÝÊo`/¶8{e>æ”ÙוßN•Áî ¨ƒöwÏ ÒNS*4ëĨ”b&Õßõ”`-ʦ¥¾T}sÍMþ¹â©m3*dèd›¹jÊÜÆs«eYúy «L¾©Z¼#è§ÆÏ.6ã ‘W€¸ ˆ/åtíýhs’ˆÄ’tšL‡-‘Kil/D9D¡Üð…7K‡-°@9æ-Ó*°È3u(Ñ™s¨(¡ò ËWa(N;w”ð”2¤’3t]ŸïÖÚãR½š£VÇA¯õùÐ_’6l²·R§¥~?§.ù:¶¹`zNë|sÝGÔê¼ LCÕÞ»d^Ðä endstream endobj 48 0 obj >/Font>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Box[ 0 0 720 540] /Contents 49 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 7>> endobj 49 0 obj > stream xœµYK‹#7¾üú¸»`J¯îÓàé/ ,$d ‡%§ÝSIþ?DªRéÑ/Û³Ùƒ™q[R•êñÕWÕÍÓOÍùüôiüajä04ÏÓØü}އŸ‡æåÓØ4…$ˆ’ž_ýYWhŒÒ™æõK8Ñ×@ÓK¡A5ÆvÂöÍëŸAÊúxKõü,µ¥Vã`ÏRkðŸ^jpþ’ÿ€ÿÙ€×I¿5¯?/^TÇçkКò|*m g”ž®jíF:ÑÖ߉÷ëÚ9Õ‹¶«×6ÅÚ…EUeQÛ@WÉ6Z¨F÷0Šï*»v¡7Ì÷µr±O=OþÞZ]uÞS¶:~:´ú À/W²ô˜sZèxw½}8ãJ?yS·ø5n×g2³Îÿ&1q! ø?î½Dïä#•ýï*ªëc=>Ö†[àv””ƒÁ¿/¨ç`ÎÙírª4rP}ð»ÿîèJ¨Î”šS’vxƒpÐu8…ß’:^Ðÿ¤Ç$v=.È UÌÆLp›™Dlë× X;wžn3èkéÀBTgD¯çR,†‹T”A«ØÂº÷ç²SB-ôgO»{Ý-9:‹õæ²>åÝi#?TÂÚzmóþf:éD[mkN;êß?S8lßÒ(9″éÇ}ÅU)ÄeÞફX¢k¾©5N@¿pIÊ, ÊÇYA}T/:.ÈÊ>¥º{YრÓI”~ ×¥tôb´Ë7ï ƒšbò’4s.2æªkJ €t´A
Источник
Существует понятие психической нормы, при которой наблюдается максимальное приближение субъективных образов к отраженным объектам действительности. Имеются адекватные реакции, способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций, происходит самоутверждение в коллективе без ущерба для его остальных членов.
Эмоции являются формой переживания, в которой человек непосредственно отражает свое отношение к чему или кому-либо. Непосредственность здесь означает отражение с помощью собственного тела (мимики, пантомимики, голоса) и его различных психофизических состояний.
Понимать эмоциональные состояния другого можно двумя путями: посредством сопереживании (ответного эмоционального отклика) или посредством мыслительного анализа. Обе эти способности у детей совершенствуются с возрастом. Дети гораздо раньше начинают понимать эмоциональное состояние других людей через сопереживание или собственный ответный чувственный отклик.
Ученые выделяют семь основных эмоций:
радость, грусть, гнев, страх, отвращение, стыд, утомление, удивление и интерес. Наиболее простые и полярные эмоциистановятся доступными пониманию детей раньше других эмоций, это: радость – грусть, агрессия (гнев) – страх, интерес – отвращение. Более сложные – скуку, стыд, гордость, отчаяние, смирение и т.д. – дети начинают различать и понимать позже, так же как и сложные эмоции или всевозможные их оттенки (досаду: боль с раздражением).
По мере развития человека, ему становятся доступными переживания по поводу все более сложных объектов в форме высших эмоций: интеллектуальных (удивление, сомнение, догадка, юмор, сарказм и т.д.), эстетических (переживания красивого, безобразного, безликого, восхитительного, прекрасного и т.д.), этических (переживания долга, возвышенного, низкого, подлого, стыда, зависти и т.д.). Формирование у детей способности понимать и переживать высшие эмоции говорит об их эмоциональном развитии.
Известно, что понимание детьми интеллектуальных эмоций тесно связано с возрастным формированием их умственных способностей. Так младшие школьники совершенно не способны уловить сарказм в ситуационных высказываниях, лишенных особой насмешливой интонации, которая подчеркивает несовпадение смысла ситуации и того, что о ней говорят.
Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Основными же являются СДВГ, неврозы, аутизм.
Симптомы эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста
1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:
– неуравновешенность; – возбудимость; – негативизм; – упрямство;
– бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т. д.);
– неуступчивость; – конфликтность; – жестокость; – эмоциональная холодность;
– устойчивое негативное отношение к общению;
– застревание на отрицательных эмоциях;
– отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.
2. Особенности внутреннего мира:
– острая восприимчивость; – впечатлительность; – тревожность;
– болезненная чувствительность; – мнительность;
– наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.
Выделяют три уровня социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста:
– низкий (неблагополучие) (нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками; отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия; отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях; исключительная ориентация на собственные действия; непризнание правил и норм общения и деятельности; отсутствие понятий “хорошо-плохо” или нежелание им следовать при сформированности; конфликтность, агрессивность);
-средний (недостаточная инициативность в общении; предпочтение исключительно пассивных ролей; ситуативная регуляция аффективных проявлений;
неумение улаживать конфликты; принятие помощи и возможность ее оказания);
-высокий (желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
успешное участие в коллективных делах; успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей; умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем; признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми; заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру; умение занять себя; владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния).
Выделяют три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей:
– биологические (Предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик личности ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений. К факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка, можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний);
– психологические (К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
– социально-психологические (СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности, ребёнок с СДВГ плохо себя ведет и не обращает внимания на окружающих. Он невнимателен к другим людям по своей природе. Гиперактивный ребенок может просто не понимать, что приятно другому человеку, а что неприятно и быть безразличным к переживаниям других людей. Они очень часто отстают в психоэмоциональном развитии, но они, как правило, стремятся руководить другими детьми. Это одна из причин плохих отношений со сверстниками. Взрослеют такие дети медленнее. Процесс взросления растягивается у них на более долгое время, не линейно, а скачками. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект. Среди них могут быть одаренные люди;
шизофрения – сложное, многообразное заболевание. До сих пор неясны причины, вызывающие это заболевание. Отличительными особенностями психики больных детей являются искажение восприятия и мыслительных операций, своеобразие игровой деятельности и общения;
аутизм – полный или частичный отказ от общения с окружающими рассматривается разными авторами либо как самостоятельное психическое заболевание, либо как синдром при шизофрении или другом психическом заболевании. Их общей особенностью является своеобразие, часто неравномерность развития отдельных сторон психики. Дети часто выглядят неадекватно. Своеобразной может быть их мимика, жесты, позы, интонации речи. Их игры и творчество, как правило, носят специфический характер и являются предметом исследования патопсихологов. Часто нарушается процесс общения с другими людьми: детьми и взрослыми. Патология может проявляться в характере интересов, фантазий, страхов).
На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
В начале обучения в младших классах самооценка школьника формируется учителем на основании результатов учебы. К окончанию начальной школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и переоценке другими детьми. При этом во внимание принимаются не учебные характеристики, качества, проявляющиеся в общении, к 4-му классу резко возрастает количество негативных самооценок. Уровень самооценки и эмоционального состояния ребенка значительно зависит от домашней обстановки в семье. Дети с пониженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях или там где родители живут в разладе.
Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности; капризность, упрямство – объясняются недостатками семейного воспитания.
К окончанию начальной школы у ребенка формируются: трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность. Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, формируется умение сдерживать и контролировать вои поступки, не поддаваться непосредственным импульсам, растет настойчивость.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник