Эмоциональное развитие ребенка средней группы

Эмоциональное развитие ребенка средней группы thumbnail

ИГРЫ И ТРЕНИНГИ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Задача:  Толерантное отношение к детям и взрослым, уважение к их увлечениям, интересам каждого.

Игра «Ладошки».

Материал: цветные карандаши, лист бумаги.

Обведите ладошки всех членов своей  дружной семьи, в том числе маленькой сестры и брата. Дорисуйте контуры ладошек, украсьте их. Впишите пожелания друг другу. Наклейте полученные рисунки на большой лист бумаги. Озаглавьте плакат, например, «Это – наш мир, и мы в нем». Дорисовывайте общую газету, каждый раз добавляя что-нибудь интересное.

Рекомендация: использование для воспитания добрых чувств  к  близким, укрепления неразрывных связей со своей семьей.

Игра «Друзья».

Материал: фотографии друзей (взрослых и животных).

Воспитатель предлагает поиграть в игру. Назовите по имени своих друзей. Дети выбирают тех, кого считают своими друзьями. Называют их по имени, гладя по голове, жмут руку. И так, по кругу, проходят все играющие дети. Каждый ребенок выбирает своего друга и делает тоже самое.

Рекомендация: использование для формирования социального доверия, создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.

Игра «Говорящее зеркало».

Материал: зеркало.

Ребенок, глядя в зеркало, описывает свою внешность, говоря от имени зеркала.

Рекомендация: научить принимать себя таким, какое есть. Помочь увидеть свое отличие от других людей.

Игра «Узнай, про кого я расскажу».

Материал: большое зеркало размером 40 см  на 60 см.

Воспитатель описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают о ком идет речь.

 Рекомендация: помочь детям ближе познакомиться друг с другом, создание обстановки эмоционального комфорта.

Игра «Водяной».

Материал: стихотворение «Водяной», шарфик для завязывания глаз.

Дети встают в круг, ребенку, который исполняет роль водяного, завязывают глаза. Затем дети говорят ему:

                  Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой?

                  Водяной, Водяной, утащи меня с собой!

Ведущий должен схватить одного ребенка, на ощупь определить, кто это и назвать имя.

Рекомендация: помочь детям ближе познакомиться друг с другом, создание обстановки эмоционального комфорта.

Игра «Что между нами общего».

Материал: общая фотография детей группы, карточки с графическим изображением отдельных деталей внешности.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает общую фотографию с детьми группы. Задает вопросы:

– Кто это с большим бантом на платье?

– Как вы узнали, кто это?

– Чем ты похож на других детей, а чем не похож?

– Что есть особенного в твоей внешности?

– Во внешности других?

– Что между вами похожего?

Затем выделяют детей темноволосых, светловолосых, с короткими волосами. После этого из предложенного большого количества карточек с графическим изображением отдельных деталей внешности каждый ребенок выбирает те, которые соответствуют его внешности (прическа, цвет глаз и т.д.).

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

Игра «Садовник».

Материал: лейка маленькая, искусственный цветок роза, сундучок, платочки по количеству детей для завязывания глаз, медленная музыка.

Каждый ребенок выбирает себе название цветка, а один становится ведущим – садовник. Он ухаживает за цветами. Затем садовник закрывает глаза, старается на ощупь узнать ребенка и назвать соответствующий цветок.

Рекомендация: внимательность друг к другу, через голос передавать эмоциональное настроение. Обучение общению.

Музыкальная игра «Кто поет».

Не видя поющего ребенка, дети должны узнать его по голосу.

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

.

Игра «Потерянные вещи».

Материал: вещи детей.

Детям предлагается угадать, кому из них принадлежат туфля, шарф, варежки и т.д.

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

Игра «Чьи глаза».

Материал: фотографии детей группы.

Воспитатель закрывает на фотографии нижнюю часть лица ребенка из группы. Дети стараются догадаться, кто это? Объясняют, как это удалось сделать?

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

Игра «Радио».

Один из детей «диктор», описывает внешность «потерявшегося» ребенка. А остальные угадывают, о ком из присутствующих идет речь.

Рекомендация: использование для создания положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия  каждого. Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, сплоченности.

Игра «Комплименты».

        Сидя  в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Читайте также:  Гармония центр развития ребенка владимир

Предупреждение.

  1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо  помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
  2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед,  скажите комплимент сами.

Рекомендация: преодоление барьера в общении, развитие  выразительности жестов детей. Обучение общению.

Задача:  Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым и смелым. Испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Игра «Корабль смелых».

Материал: большое одеяло, атрибуты морской одежды.

Необходимо большое одеяло – это корабль, красивый парусник. Участники игры – матросы. Один ребенок – капитан. Дети, взявшись за края одеяла, опускают и поднимают его, имитируя качку. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задачи капитана – быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен напомнить матросам: «Мы самые смелые моряки!» и дать команду бросить якорь.

Рекомендация: сплочение детского коллектива, формирование представления детей в их собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Игра-инсценировка «Курица и цыплята».

Материал: маски цыплят, курицы, петушка, пса.

                                      Стихотворение:

       Скорлупа яиц трещит…  Это кто же там пищит?

Это славные ребятки,  желторотые цыплятки.

      -С днем рождения, мои детки!

       А цыплята в тот же миг  из скорлупок в травку – прыг!

       В небе солнышко сияет,  мама с детками гуляет,

       Учит их траву щипать, червячков в траве искать.

       Мимо пес большой бежал, он залаял, зарычал.

       А цыплята испугались и по саду разбежались.

       Прибежал тут петушок, пса большого клюнул в бок,

      -Ку-ка-ре-ку! – закричал. Струсил пес и убежал.

       Смотрит мама-курица: что – то небо хмурится.

       Позвала она детей:

      -Ко-ко-ко, домой скорей!

       Самый смелый из цыплят  дождику и тучке рад.

       Но когда ударил гром, даже он помчался в дом.

       Вот идут по улице  детки с мамой курицей.

       Ах, как весело опять после дождика гулять!

                                                                    (Ирина Солнышко)

Рекомендация: сплочение детского коллектива, формирование представления  детей в их собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Игра – драматизация «Волшебный сундучок».

Материал: маски диких и домашних животных, снежинки с героями из сказок.

Воспитатель просит детей надеть на лицо маски и изобразить позу данной маски. Затем просит снять маску и изобразить эмоциональное состояние героя маски. Затем обращать внимание на снежинки. Затем выносят волшебный сундучок, он помогает отправиться детям в путешествие по сказкам. Воспитатель под музыку открывает сундучок и достает иллюстрации с героями сказки «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» и т.д., где главный герой – лиса.

–  Чем эти сказки похожи?

–  В этих сказках лиса – главный герой. За что она наказана?

–  За свои поступки.

Так разбирается каждая сказка.

В конце игры детям предлагают взять из сундучка сердечки и показать движение и эмоции лисы.

В конце исполняется песня «Пусть всегда будет солнце»,  музыка Островского.

Рекомендация: формирование у детей представления о добре и зле.  Показать красоту добрых поступков и некрасивость злых. Дать понять, что каждому дана свобода выбора: выбрать добро или зло.

Игра «Спина к спине».

Двое детей садятся спиной друг к другу.  Их задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. Тему для разговора придумывают сами дети, и взрослый может им помочь. После игры дети обмениваются впечатлениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы.

–  Было ли вам удобно разговаривать?

–  Не хотелось ли что-нибудь изменить?

Рекомендация:  развитие умения договариваться друг с другом. Формирование социального доверия. Обучение общению.

Игра «Мои друзья».

Материал: цветные карандаши или фломастеры, бумага.

Ребенку предлагается нарисовать на листке бумаги его друзей. Можно изобразить их в виде людей, а можно в виде зверей, деревьев и т.д. Необходимо обсудить с ребенком, что он нарисовал. Кого хотел изобразить? Почему именно хотел изобразить это?

Рисунок может дать важную информацию об особенностях взаимоотношения ребенка со сверстниками. Посмотрите, кого он нарисовал ближе к себе, каковы размеры фигуры, какого цвета фигура? Такой рисунок может стать хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы.

Читайте также:  Таблица развития и роста 3 месячного ребенка

Рекомендация: сплочение детского коллектива, формирование представления детей в их собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Игра «Проигрывание ситуаций».

Материал: наглядное пособие «Хорошо и плохо».

Можно предложить для разыгрывания  такие ситуации.

  • Ты поссорился с другом, а теперь хочется помириться с ним.
  • Ты пришел на детский праздник, где ты никого не знаешь. Надо познакомиться с другими детьми.
  • Твой друг принес в детский сад игрушку, тебе очень хочется поиграть с ней. Попроси мальчика об этом.

При разыгрывании ситуаций следует обратить особое внимание на взаимодействие детей, помочь им правильно выйти из затруднительной ситуации.

Рекомендация: создание положительного эмоционального настроения, развитие умения договариваться друг с другом. Формирование социального доверия. Обучение общению.

Литература:

1.  О.Л. Князева. «Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников.

2.  Ю.В. Филиппова «Общение детей до 5 лет.

3.  Р.А. Жукова.  «Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет».

4.  Л.Б. Фесюкова «Я и другие».

5.  Л.Б. Фесюкова «Чувства. Эмоции». Наглядное пособие.

6.  Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет».

Источник

Показаны публикации 1-10 из 178.
Все разделы
| Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 – 5 лет

Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста
Введение Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий…

Коррекционно-развивающая программа по формированию эмоциональной сферы ребенка 4 лет
Коррекционно-развивающая программа по формированию эмоциональной сферы ребенка 4 лет. Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Задачи: 1. Формирование представлений ребенка об эмоциях, настроениях, чувствах, их словесном обозначении, мимических проявлениях. 2….

Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей – Лэпбук «Эмоции» для детей младшего дошкольного возраста

Публикация «Лэпбук «Эмоции» для детей младшего дошкольного…» Лэпбук «Эмоции» для детей младшего дошкольного возраста
Лэпбук «ЭМОЦИИ» для детей младшего дошкольного возраста Картотека игр 1. “Найди одинаковые эмоции” Цель: учить сопоставлять эмоции на картинках, находить одинаковую эмоцию, называть ее. Круги вырезаются, сверху накладываются “шторки”. Они должны быть расположены рядом…

Роль полихудожественной деятельности в эмоционально-чувственном развитии младшего дошкольника
Знакомство с чувственным миром человека – это необходимый этап развития ребенка, который превращается в задачу музыкального дошкольного образования и развития. Становление и развитие целостной личности человека происходит благодаря освоению и творческому преобразованию…

Развитие эмоционально-чувственной сферы младших дошкольников на основе полихудожественного подхода
Название статьи: «Развитие эмоционально-чувственной сферы младших дошкольников на основе полихудожественного подхода». Слайд Содержание №1 Здравствуйте уважаемые коллеги. Дмитриева Светлана Витальевна. Музыкальный руководитель детского сада №3. №2 Представляю Вам технологию…

Тренинг «Ребёнок и его эмоции» в средней группе для родителей
Цель: научить родителей правильно обращаться с эмоциями детей, поддерживать дома добрую и спокойную обстановку; Задачи: • Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловнойсовершенной родительской любви. • Расширить представление родителей о значимости…

Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей – Социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Статья «Социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного…»
Социально-эмоциональное развитие детей младшего возраста Ребёнок на втором и третьем году жизни очень эмоциональный, но эти эмоции непостоянны. Ребенок легко отвлекается и переключается с одного эмоционального состояния на другое. С самого раннего детства необходимо заниматься…

Картотека игр по эмоциональному интеллекту для детей 3–4 лет (2 младшая группа)
Картотека игр по эмоциональному интеллекту для детей 3-4 лет (2 младшая группа) Игра «Назови эмоцию». Ход игры: Дети выходят на ковер и становятся в круг. Воспитатель говорит: – Я сейчас буду по очереди бросать мяч и называть какое-то действие, происходящее с ребенком. Вы ловите…

Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4–5 лет
Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4-5 лет . В 4–5 лет дети уже не такие маленькие, но еще и не взрослые. Они многое хотят, но пока не владеют собой настолько, чтобы воплощать желаемое. Они еще не так хорошо управляют своим телом, поступками, поведением, эмоциями, как…

Конспекты занятий по развитию социально-коммуникативных навыков у детей средней группы ДОУ «Эмоции»
Конспект занятий по развитию социально-коммуникативных навыков у детей средней группы ДОУ. Конспект занятия №1. Тема: «Знакомство с эмоцией. Радость». Оборудование: Маски животных (кошка, белка, барашек, медвежонок, петушок, лиса, мышка, кот. Плакат с изображением смайликов с…

Страницы:
2 3 4 … 18

Источник

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы

«Тренируем эмоции»

Читайте также:  Ребенок слабый отстает в развитии

учит понимать эмоции других, выражать собственные эмоции, чувства и их оттенки.

Радость.Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

Гнев.Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

Испуг.Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

«Лото настроений»

развивает умение понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку и, не показывая ее никому, изображает ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

«Уходи, злость, уходи»

Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

Игра «Продолжи фразу»

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.

Игра «Обзывалки»

Цель. Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»

После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.

Игра «Подушечные бои»

Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за…» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.

Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.

Игра «Необычное сражение»

Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.

Игра «Повтори движения»

Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.

Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.

Игра «Час тишины – час можно»

Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Игра «Молчание»

Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.

Игра «ДА и НЕТ»

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.

Ты девочка?                          Соль сладкая?                      

Птицы летают?                      Гуси мяукают?

Сейчас зима?                         Кошка – это птица?

Мячик квадратный?                Зимой шуба греет?

У тебя есть нос?                     Игрушки живые?

Игра «Говори»

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори”. Давайте потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате?… Говори. Какой сегодня день недели? Говори…”»

Источник