Эмоциональное развитие ребенка 1 года жизни

Незримая эмоциональная связь между мамой и её ребенком не заканчивается после его рождения, а наоборот, усиливается! Еще во время беременности женщина становится более чувствительной и у нее развивается интуиция. Всё это помогает ей лучше чувствовать и понимать эмоциональные и физические потребности своего новорожденного малыша.
Для ребенка очень важны первые впечатления от воссоединения сразу после родов. Кроха нуждается в успокоении, мамином тепле и её защите. Для этого маме достаточно взять малыша на руки, прижать к себе, нежно погладить, посмотреть ему в глаза, приложить к груди, прошептать ласковые слова. И тогда выражение его лица станет довольным и умиротворенным, а не потерянным и неудовлетворенным.
Формирование и укрепление такой тесной привязанности мамы и малыша сложно переоценить. Появившись на свет, малыш еще ничего не знает об окружающем его мире и о том, что ждет его в этом мире. Он только начинает приспосабливаться к жизни вне мамы и познавать мир через свои ощущения. Если кроха часто испытывает страдания – боль, голод, холод, одиночество – каким ему покажется мир?
Скорее всего – равнодушным, неприятным, враждебным и опасным. А вот у крохи, который знает, что он любим и что он лучший, который ощущает поддержку и защищенность – наоборот, формируется базовое доверие к миру. Малыш становится спокойнее и увереннее, гармонично развивается, активно воспринимает и познает мир, у него формируются положительные эмоции и качества личности.
Период младенчества – время, когда ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Для нормального развития ребенка наряду с питанием, теплом, сном, чистотой и опрятностью, не менее важен его эмоциональный, телесный и социальный контакт с родителями, который будет давать стимулы для развития эмоций, интеллектуальной и физической сферы, а так же центральной нервной системы.
На первых порах у новорожденного малыша отсутствует ответная реакция на общение с мамой, плач ребенка обращен в никуда – это пока лишь рефлекторная реакция на дискомфорт. Но, несмотря на это, взрослым необходимо обращаться с ребенком так, будто он уже готов включиться с ними в общение и ответить нам улыбкой.
Именно благодаря нашей заинтересованности, разговорам, улыбкам и нежным прикосновениям, малыш к концу первого месяца уже начнет пытаться отвечать нам. Вскоре вы увидите ответные действия вашего малыша: поднимание бровок, сморщивание носика, движения ручками и ножками, первые улыбки, разные звуки и т.п. Всему этому малыш, конечно же, научится у вас.
Со второго месяца младенец начинает испытывать потребность в общении, теперь он уже проявляет активность и осознанно использует плач – как сигнал «сос» и попытку воздействовать на маму. Когда же мама склоняется над малышом и начинает с ним разговаривать – он отвечает ей улыбкой.
Чуть позже, к 3-м месяцам, малыш начинает бурно демонстрировать свою радость от общения с мамой и другими взрослыми – он подолгу смотрит в глаза, улыбается, смеется, радостно гулит, размахивает ручками, перебирает ножками, выгибается всем тельцем. С помощью так называемого «комплекса оживления» малыш привлекает к себе ваше внимание. Чем больше мама будет «провоцировать» «комплекс оживления», тем больше такая эмоциональная основа будет способствовать развитию двигательной, познавательной и голосовой активности малыша.
В 4 месяца малыш ищет взглядом взрослого и для привлечения его внимания издает призывные крики, между которыми останавливается, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. А когда к нему подходят и начинают разговаривать – перестает плакать, улыбается, оживляется, проявляет бурную радость, громко смеется и кричит, «поет», тянется ручками, пытается дотронуться, двигает ножками. Появляется привязанность к близким людям, особенно к маме. Малыш может сильно огорчиться, если мама вдруг прервет общение с ним и выйдет из комнаты.
К 5ти месяцам кроха научается узнавать знакомых и незнакомых ему людей. С малознакомыми людьми он насторожен, напряжен и даже может расплакаться. В связи с этим появляется очень сильная потребность в постоянной близости мамы – защитницы.
Шестимесячный малыш может ясно выразить свое желание – он будет радоваться, визжать, громко смеяться, тянуться руками и всем телом, а при не желании что-либо делать (одеваться, умываться) – будет отворачиваться, плакать, отталкивать ваши руки. Кроха хорошо различает настроение взрослых, реагирует на выражения лиц, повышенные тона и ссоры, даже если они обращены не к нему.
Со второго полугодия общение ребенка с взрослыми строится на основе предметной и игровой деятельности. На первый план выходит познавательный интерес. Кроха с удовольствием наблюдает и пытается повторять за действиями взрослого: как греметь погремушкой, как стучать ложками, как включать свет, как вынимать из ящика игрушки и т.п. Такими манипуляциями малыш может заниматься длительное время.
В 7 месяцев малыш уже четко различает знакомых и незнакомых людей. При виде чужих – хмурится и молчит, но в то же время они ему очень интересны. С близкими ему людьми – малыш спокоен и дружелюбен. Не следует в этот период заставлять кроху общаться с малознакомыми людьми – дайте ему время внимательно рассмотреть «чужака» и попривыкнуть к нему, сидя на ваших руках.
Семимесячный малыш очень требователен в своих желаниях и уже с этого момента можно заняться его воспитанием.
Восьмимесячный малыш учится общаться и познает себя в общении. Он подражает действиям взрослых, радуется и громко смеется, понимает смысл простых игр «ку-ку», «догню-догоню», всем интересуется, по ситуации понимает, что сейчас будем кушать, мыться или пойдем гулять. Комплекс таких положительных эмоций помогает в развитии у малыша общих движений и речи. Кроха открыто показывает свою привязанность к маме и старается её удержать подле себя. Другие дети пока не очень занимают малыша, он их скорее воспринимает как «игрушки», чем как товарищей по играм.
К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций: малыш бурно протестует, ревнует, гневается, расстраивается, капризничает. Понимает, что его хвалят, и очень любит это дело. У малыша возникает робость и стеснительность. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, малыш не разрешает им до себя дотрагиваться. Однако налаживание отношений все же может удаться благодаря любопытству крохи.
Десятимесячный малыш с удовольствием воспринимает заигрывания взрослых, подражает им, играет в «ладушки», «сорока-белобока», «ку-ку» и др. В общении использует позы, жесты, мимику, интонацию, лепет. Понимает, когда его хвалят или ругают.
В 11 месяцев малыш проявляет свои симпатии и предпочтения. Например, очень радуется приходу определенных знакомых людей и огорчается их уходу. В гневе может начать плакать, кричать, пинаться и даже бить того, кто держит его на руках или находится поблизости. Маленький человечек проводит всё время рядом с взрослыми, действует с ними или рядом с ними.
Ближе к году эмоциональный мир ребенка расширяется и углубляется: усиливается чувство любви к маме, появляются дружеские отношения с другими людьми. Кроха очень радуется, когда удается завладеть какой-нибудь запретной «штучкой» – папиным телефоном, бабушкиными очками или маминым кремом. С удовольствием протягивает и отдает игрушки маме, если та попросит. Отчетливо видны темпераментные проявления.
Как можно помочь малышу в развитии и утончении его чувств и эмоций
• С самого рождения окружите своего кроху вниманием, лаской, нежностью и заботой.
• Берите его на руки столько, сколько вам хочется, прижимайте к себе. Смотрите друг другу в глаза и разговаривайте по душам.
• Малыш то и дело будет подавать вам сигналы. Следите за выражением лица ребенка, за его движениями, хотя он и маленький, но у него уже есть своё мнение – хочу – не хочу, нравится – не нравится.
• Вносите в вашу жизнь побольше позитива, заряжайте малыша положительными эмоциями и старайтесь вызвать обратную радостную реакцию малыша – почаще улыбайтесь, смейтесь, веселитесь, шутите, играйте.
• Закрепляйте хорошее настроение малыша – улыбайтесь ему, когда он улыбается и смейтесь, когда он смеется.
• Поддерживайте и хвалите маленького человека в его начинаниях. Будьте позитивны, иногда намного действеннее сказать «как хорошо ты умеешь уже собирать пирамидку», чем «посмотри, как неаккуратно ты собрал пирамидку».
• Когда ребенок повторяет за вами – поощряйте его и показывайте, что вам это нравится.
• Помните, что вы для ребенка – образец для подражания. Малыш перенимает ваши эмоции и поведение, так что работайте над своими словесными выражениями и привычками, будьте последовательны и постоянны.
• Объясняйте малышу его и ваши чувства, а так же чувства других людей: «Ты расстроился, потому что тебе не дали поупражняться в разбивании тарелок…»
• Не заостряйте внимание на расстройствах малыша, но и не игнорируйте их. Если кроха, например, ударился, пожалейте его «тебе больно», погладьте, и тут же переключите на что-то другое или покажите, как преодолеть препятствие.
• Для развития коммуникативных способностей малыша постарайтесь, чтобы у него был широкий круг общения.
• Оставляя малыша на попечение близких ему людей – старайтесь не затягивать ваше с ним прощание.
Что нужно знать о развитии эмоций и формировании социального поведения малыша
18-20 дней
На лице ребенка, чаще во сне, возникает скользящая улыбка.
Реагирует плачем и криком на внешние раздражители.
Использует плач для удовлетворения своих потребностей.
У младенца формируется отношение к миру, в зависимости от того, как с ним обращаются.
1 мес.
Появляется первая улыбка и радость в ответ на разговор взрослого.
Проявляет интерес к окружающему.
Способен выражать раздражение и обиду на несвоевременное выполнение его потребностей.
2 мес.
По выражению лица ребенка можно понять, доволен он или недоволен.
Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.
Улавливает настроение взрослых – хмурится, если взрослый сердится.
Длительно сосредотачивается на лице взрослого.
3 мес.
Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним или на показ игрушек.
Отыскивает глазами того, кто говорит.
Привлекает к себе внимание с помощью плача, громких звуков, хныканья, улыбок, жестов, беспокойных движений.
Начинает смеяться.
Становится спокойнее во время бодрствования.
4 мес.
«Комплекс оживления» возникает быстро и легко.
Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
Ищет взглядом взрослого, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Сообщает о своих потребностях разными сигналами.
5 мес.
Сопротивляется нежелательным действиям (одеваниям, купаниям).
Эмоционально играет в игру «ку-ку».
Улавливает ласковое (улыбается) и строгое (хмурится) обращение к нему взрослого.
Радуется взрослому, тянется к нему, берет у него из рук игрушку.
Отличает близких ему людей от чужих и выражено на них реагирует – улыбается или плачет.
6 мес.
Улыбается знакомому человеку.
Улыбается отражению в зеркале.
Стремится к контакту с окружающими – привлекает к себе внимание, производя звуки, улыбаясь, глядя в глаза или с помощью языка тела.
Ярко проявляет свои эмоции – кричит, издает радостные возгласы, смеется, хлопает в ладоши, хмурится, делает грустное лицо.
7 мес.
По-разному реагирует на членов семьи и посторонних (обнимается, прижимается, ласкается к
маме, а незнакомых людей долго изучает и присматривается к ним).
Знает своё имя и имена-названия других людей (мама, папа, имена братьев – сестер и т.п.)
8 мес.
С интересом наблюдает за своим отражением в зеркале.
Смотрит за действиями взрослого и подражает его мимике, интонациям, действиям (смеется,
лепечет, стучит).
Выбирает игрушки, в которые хочет играть.
Просится на ручки.
9 мес.
Догоняет взрослого, ползет ему навстречу.
Подражает действиям и движениям взрослого.
онимает запрет, но не следует ему, а если настаивают – может заплакать (обижается и протестует).
Радуется веселым играм с взрослыми и «плясовым» движениям.
Злится, если что-то не получается.
10 мес.
Действует рядом с взрослым или одной игрушкой с ним.
Понимает, «хорошо» и «плохо».
При затруднении – вопросительно смотрит на взрослого.
11 мес.
Радуется приходу близких людей.
Избирательно относится к знакомым людям.
Понимает, когда его хвалят.
Жалеет маму, гладит её по голове.
12 мес.
Протягивает взрослому и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом.
Ищет спрятанную на его глазах игрушку.
Смеется забавным сценкам.
Проявляет сочувствие.
Автор: Колдина Дарья
Источник
Первые месяцы жизни ребенка являются очень тревожными для мамы и папы. Это время их привыкания к новому статусу в жизни. Родители стремятся дать ему все самое лучшее и не упустить ничего важного из виду. Важным оказывается каждый день, ведь развитие ребенка идет непрерывно и очень интенсивно. Это относится и к физическому, и к нервно-психическому развитию. Одной из составляющих последнего является эмоциональное развитие малыша. О том, как протекает эмоциональное развитие ребенка, и что сделать родителям, чтобы этот процесс протекал благоприятно, расскажет MedMe.
Основные характеристики нервно-психического развития детей в возрасте от 0 до 3 месяцев
Возраст детей от рождения до трех месяцев имеет свои особенности. За это время малыш прилично вырастает и округляется. В среднем к трем месяцам доношенный ребенок поправится на 2-2,5 кг и вытянется на 6-9 см. Также не стоит на месте и нервно-психическое развитие крохи.
На первый взгляд, кажется, что новорожденный ребенок практически ничего не умеет. Это не так, он умеет очень многое. И эти умения основаны на его врожденных рефлексах: хватания, сосания, ползания, ходьбы и др. Эти рефлексы позволяют ему не остаться голодным, поменять положение тела в случае опасности (защитный рефлекс).
На первом месяце жизни движения у малыша беспорядочные, он еще не может удерживать головку и поднимать ее. Характерная поза для такого крохи – сгибательная, за счет повышенного тонуса определенных групп мышц. У ребенка очень низкая острота зрения, он различает лишь темноту, свет и расплывчатые очертания. А вот к концу первого месяца жизни малыш уже пытается зафиксировать взгляд на лице матери. Слух развит у детей хорошо, но реакция на звук несколько замедлена. Спустя 2-3 недели после рождения ребенок реагирует на голоса родителей, замирает при обращении к нему.
Второй месяц жизни характеризуется более интенсивным развитием ребенка. Ни проходит и дня, чтобы родители не отметили что-нибудь новенькое. Кроха учится приподнимать головку и удерживать ее, следит за предметами и поворачивает голову за ними. Движения малыша становятся более плавными. Он начинает интересоваться игрушками. Появляется «комплекс оживления».
К трем месяцам малыш умеет многое: поворачивать голову к источнику шума, ищет его глазами, следит за игрушками и тянется к ним, учится переворачиваться со спины на бок. Постепенно ребенок учится перекладывать игрушку из одной ручки в другую, рассматривает ее. Больше всего малыши любят играть своими пальчиками: изучать их, теребить, сосать. Огромное значение принимает общение и «разговор» с родными людьми.
Особенности эмоционального развития ребенка
Несмотря на то, что большую часть времени суток малыш спит и ест, эмоциональное развитие ребенка идет полным ходом. Базовое доверие к миру складывается у него в зависимости от того, как прошли роды, как он провел первые несколько дней или недель. Поэтому крайне важно совместное пребывание мамы и малыша после рождения и хорошее эмоциональное состояние матери.
Сразу после рождения основным способом общения с окружающим миром у ребенка является крик и плач. Криком малыш зовет на помощь, просит кушать, требует общения. Постепенно мама начинает отличать интонацию крика и понимает, что именно хочет кроха.
Родители очень ждут появления первой улыбки. Неосознанная скользящая улыбка появляется рано, в первые недели жизни. Кроме того, мамы отмечают, что малыш улыбается во сне. К концу первого месяца жизни ребенок начинает адресовать свою улыбку маме и папе. В этом возрасте дети формируют свое отношение к миру, исходя из того, каким этот мир видит мама. Поэтому одни дети выглядят довольными и счастливыми, а другие – напуганными или несчастными.
В возрасте 1-1,5 месяца эмоции ребенка очень яркие: он раздражительно кричит, если мама его не понимает; он готовится заплакать, выражая свою обиду. В то же время плохие эмоции малыш быстро забывает и снова становится веселым, если все его требования быстро выполняются. При приближении взрослого, который с ним начинает весело разговаривать, ребенок очень радуется, двигает ручками и ножками.
Возраст детей 2-2,5 месяца характеризуется появлением «комплекса оживления»: ребенок как будто хочет подбежать навстречу к маме или папе, перебирает ножками, «подпрыгивает». Малыш уже может уловить настроение родителей, а по выражению его лица несложно догадаться, доволен он или нет.
Возраст 3-х месяцев знаменателен тем, что кроха начинает смеяться. Он очень любит, когда с ним разговаривают и всеми способами пытается выразить свое удовольствие. Это и улыбка, и хохот, и счастливый взгляд, и движения. Теперь он привлекает к себе внимание не только недовольным криком, но и с помощью положительных эмоций.
Советы родителям по развитию эмоций у детей
Важные моменты в эмоциональном развитии в первый месяц жизни:
- Очень важно нежно разговаривать с ребенком: тон голоса ровный, а слова искренние.
- Во время разговора стоит улыбаться и показывать ему радость от этого общения.
- Не нужно стесняться дарить ребенку много ласки: легкий массаж, поцелуи, поглаживания. Для него это необходимо.
- К концу первого месяца жизни можно слегка преувеличивать свои эмоции, показывая их малышу (удивление, печаль, восторг и др.).
- Стараться побольше думать о хорошем, ведь добрые мысли и позитивный настрой влияют на развитие ребенка самым лучшим образом.
Что добавить на втором и третьем месяцах жизни?
- В разговоре с малышом делать паузы, как будто бы в ожидании ответа от него. А на самом деле после паузы стоит ответить за него и выполнить «просьбу» малыша. Например: «Сашенька, ты хочешь к маме на ручки? (Пауза.) Хочешь, вижу-вижу. Давай возьму тебя!» После этих слов мама берет кроху и прижимает к себе.
- Отличная идея – украсить детскую комнату или любую другую воздушными шарами. Малыши очень любят их рассматривать. Можно нарисовать маркером смешные рожицы на шариках, изображая разные эмоции.
- Во время разговора и игры «обучать» ребенка новым эмоциям на своем собственном примере. Например: «Топ-топ! Кто к нам пришел? (Удивление.) Зайка пришел к Саше! (Радость, восторг.)»
- Интересно играть с ребенком в «зеркало», при этом «зеркалом» становится один из родителей. Заключается она в том, чтобы повторять и изображать на своем лице эмоции малыша (нахмуриться, поджать губу, широко улыбнуться).
Четвертый месяц жизни: активное развитие эмоций:
- Полезно мечтать вслух вместе с ребенком, только обязательно о хорошем.
- Важно подчеркивать позитивный настрой к членам семьи в беседе с крохой. «А вот и бабушка наша любимая пришла!»
- Смех в присутствии ребенка дарит ему много положительных эмоций.
- Если что-то случилось печальное, то и говорить об этом нужно грустным голосом. И наоборот.
- Веселая игра «Поцелуйчики»: целовать ребенка в разные места и отмечать его реакцию. Обычно это вызывает восторг и море смеха.
- Можно показывать малышу иллюстрации с изображением разных животных и растений и рассказывать о них с соответствующими интонациями. Например: «Это лев! Он царь зверей! А вот это мышка, она маленькая и скромная».
- При рассматривании картинок и фотографий полезно делать акцент на эмоциях людей, которые там присутствуют. «Посмотри, как дедушка радуется!»
Таким образом, эмоциональное развитие ребенка в первые месяцы после его появления на свет идет полным ходом. Задача родителей: дарить ребенку любовь, ласку и радость. Ведь от того, как мама и папа смотрят на мир, складывается отношение к нему и у крохи.
Источник