Эмоциональное развитие матери и ребенка
Связь между мамой и ребенком сохраняется на всю жизнь, а первые месяцы и годы жизни она особенно прочная. Доказано, положительные эмоции мамы оказывают огромное влияние на здоровое развитие ребенка.
Анастасия Гавриленко – детский и семейный психолог – подробно рассказала нам, как настроение мамы влияет на состояние малыша.
Связь “мама и малыш” устанавливается ещё до рождения ребенка.
Эмоции, которые мама испытывает во время беременности, передаются малышу.
В утробе матери ребенок защищен плацентой от многих опасных веществ, но не от материнских гормонов. Поэтому когда будущая мама о чем-то тревожится и переживает, в ее крови выделяются гормоны кортизол и адреналин, которые также поступают к малышу. Под влиянием гормонов ребенок перенимает психологическое состояние мамы. Научно доказано, что ещё не родившийся ребенок уже может грустить и плакать.
Поэтому эмоциональное состояние будущей мамы очень важно.
Уже во время беременности происходит закладка психики и нервной системы ребенка, которые повлияют на всю его дальнейшую жизнь.
Что такое эмоциональная связь с малышом?
Эмоциональная связь – это то, что позволяет маме понимать своего ребенка без слов. Именно качественная эмоциональная связь помогает маме чувствовать внутренний мир ребенка и поддерживать его в нужный момент. Это работает и в обратную сторону – ребенок через звуки, интонации, прикосновения и взгляды понимает и чувствует маму. Это глубокая связь, основанная на близости и доверии.
Примеры эмоциональной связи:
• мама формулирует желания малыша, когда он ещё не освоил речь и жестикуляцию
• мама по тембру крика младенца распознает, в чем причина дискомфорта
• мама на расстоянии может почувствовать, что ребенок проснулся – у нее вдруг приходит молоко
Что помогает маме формировать эмоциональную связь?
• Развитие и доверие интуиции
• Множественный физический контакт с ребенком: носить в течение дня в разных положениях, обнимать, танцевать с ним, гладить и т.д. Именно телесный контакт знакомит малыша с границами своего тела, его возможностями и ограничениями.
• Грудное вскармливание (когда оно маме в удовольствие)
• Внимательное общение, контакт глаз.
Как настроение мамы влияет на поведение малыша?
Даже самые маленькие дети считывают мамино настроение через “невербалику” и очень чутко понимают, что сейчас маме плохо. Какой бы она ни пыталась казаться радостной и веселой.
• Дети смотрят на мимику, положение бровей, уголков рта, взгляд – тяжёлый, легкий. Они с рождения изучают маму по мимике и показывают то, что видят, копируют те же выражения лица. Как бы синхронизируются с мамой и начинают испытывать те же эмоции и чувства!
• Голос – это один из мощных инструментов влияния на ребёнка. Дети чувствуют интонацию, тембр речи.
В утробе и при рождении первые ощущения ребенка – тактильные. И только потом постепенно вступают в работу все органы чувств: он слышит, осязает, ощущает вкус. Поэтому прикосновения – это одна из базовых психологических потребностей ребёнка. Если их недостаточно, ребёнок обязательно будет об этом сигнализировать.
Задача мамы – понять о чем этот сигнал!
Если этот контакт есть, он нежный и ласковый – ребёнок это чувствует и отвечает взаимностью. Если мама нервничает, устала, обессилена, озабочена какими-то проблемами, то и ребёнок чувствует это, потому что её прикосновения менее ласковы или могут быть даже грубы.
Когда мама устанавливает качественную эмоциональную связь с малышом, это положительно отражается на всех сферах его развития:
• Возрастает познавательная активность: малыш спокойно изучает мир, чувствуя мамину поддержку.
• Физические данные развиваются по возрасту – те самые “вовремя сел, вовремя пошел”, о которых так беспокоятся мамы.
• Формируется эмоциональный интеллект: ребенок учится понимать свои и чужие чувства, лучше осознает свои потребности и желания, что станет залогом его счастливой жизни.
Ребенок способен понять гораздо больше, чем можно подумать. Когда ваш малыш капризничает “без причины”, обратите внимание на себя. Ведь вы и есть проводник в мир чувств и эмоций вашего ребёнка!
Источник
Роль эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка
Важность первых трех лет
Ребенок подобен зеркальному шару, который весьма многогранен и в каждой грани отражаемся мы, родители, наши поступки и слова, наше отношение к маленькому ребенку.И то, что мы вложим в него сейчас, как зеркальные грани шарика отразятся на его жизни потом, на его отношении к себе, к миру. И каким будет этот мир для малыша во многом зависит от его родителей- первых людей, с которыми знакомится ребенок еще до своего рождения и которые будут рядом на протяжении всей его жизни.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка свободным, счастливым и самодостаточным! А это зависит от того, насколько хорошо мы занимаемся его воспитанием. Но успешное воспитание невозможно без любви к ребенку, без знания его возможностей и без правильного понимания его проблем и особенностей поведения. Поэтому очень важен эмоциональный контакт родителей и малыша с самого рождения, особенно контакт с мамой, которая чувствует своего ребенка еще в утробе: его первое движение, толкание, икание. Сразу после рождения малыш активно участвует в образовании своих первых и главных взаимоотношений с наиболее близким человеком – матерью. Развитие его способностей, с помощью которых он устанавливает социально-эмоциональные связи, происходит через взаимоотношения с ней. Именно улыбку мамы видит ребенок в первые минуты своей жизни. В этот момент и возникает та тонкая, но крепкая нить, которая незримо связывает мать и дитя навсегда! Ведь недаром при звуках голоса мамы ребенок успокаивается и сладко засыпает в ее объятьях, посасывая ее грудь. Он реагирует на голос матери, поворачивая головку, потом начинает улыбаться и тянуть ручки к маме, радостно реагирует на ее появление. Каждый день мама замечает новые проявления развития малыша, это безусловно радует ее. Таким образом к 12 мес. у ребенка на основании взаимодействия развивается некая модель представлений себя и своих отношений с мамой. Эмоциональные отношения с матерью позволяют малышу чувствовать себя безопасно даже в ситуациях, когда мать в действительности не присутствует.
Но вот ребенку исполнился год, он уже совсем не похож на того беспомощного малыша, который мог подолгу сидеть у мамы на руках или манипулировать с предметами и игрушками, предложенными взрослыми. Сейчас малыш уже хорошо стоит на ножках, с каждым днем все увереннее начинает покорять пространство, знакомиться с неведомым до этого предметным миром. В этот период расширяется социальный круг общения ребенка. Личность малыша тоже развивается: появляются первые «дя» и «неть»; малыш тянет маму за руку в ту сторону, куда хочет он, начинает делать то, что хочет он.
Для некоторых мам такое изменение ситуации неожиданно. Многие из них чувствуют, как не справляются с ребенком, то есть теряют контроль над ним. Мамы растеряны, иногда раздражены. Ее роль меняется, меняются отношения с мамой, меняется степень свободы ребенка, но несмотря на это, малыш должен чувствовать любовь. Некоторое удаление от матери не является свидетельством полной самостоятельности, ребенок еще по-прежнему психологически связан с нею. Он еще не имеет представления о самом себе как об отдельном существе, малыш еще очень зависим от отношения к нему окружающих. Только эмоциональный контакт между матерью и ребенком, включающий в себя и тактильные ощущения — ласки, поцелуи, объятия, — способен удовлетворить потребность в любви у малыша на раннем этапе развития. В зависимости от степени удовлетворения этой потребности у ребенка будет развиваться доверие или недоверие и к другим людям, и к окружающему миру в целом.
Если забота матери о своем малыше была всегда своевременна, то у ребенка формируется ощущение безопасности, доверие к миру. Это значит, что он, став уже взрослым, больше будет доверять себе, окружающему миру, а значит легче адаптироваться в отношениях с другими людьми и в различных жизненных обстоятельствах. Люди, получившие «правильную» родительскую любовь», живут в этом мире легко и свободно. Как однажды заметил Фрейд, «ребенок, который ощущает безусловную любовь своей матери, будет чувствовать себя непобедимым»
Как говорила Мария Монтессори: «Все мы ошибаемся, но только те, кто с детских лет знал «вкус Победы», «вкус Удачи», каждый раз ошибаясь и «падая» будет вставать идти дальше, чтобы вновь и вновь пробовать и пробовать, чтобы опять ощутить это состояние Я сделал это Сам, у меня Получилось, Я смог!»
Источник: https://schoolmagic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=199%3A2014-04-08-05-32-03&catid=4%3A2011-05-21-06-22-28&Itemid=25
Источник
Каждая женщина приходит к беременности со своей личной историей, включая отрочество, детство и собственное рождение, которое окажет значительное влияние на исход беременности и родов. Рождение ребенка для каждой женщины – одно из самых важных, главных и, вместе с тем, сложных событий в жизни. Чем лучше женщина подготовлена к родам, тем богаче ее эмоциональные переживания, спокойнее поведение новорожденного и радостнее воссоединение мамы и малыша. Отсутствие осложнений при этом, по сути, соответствует нормальным физиологическим родам, поскольку роды имеют природный характер, свойственный здоровой женщине.
Важность этого периода для формирования полноценных материнско-детских взаимодействий сложно переоценить. Происходящие с женщиной физические, гормональные, социальные изменения влияют на ее эмоциональное состояние, ее отношение к себе, будущему ребенку и окружающему миру. Эмоциональный фон беременности определяют многие факторы: особенности психики будущей матери, ее семейная история, физическое состояние, общественные нормы и ценности и т.д. Вся история существования эмоциональных связей в родительской семье (особенно с матерью), в браке, а также подобного опыта в поколениях играют важную роль в формировании отношения к собственной беременности. Для переживаний беременной женщины характерны колебания настроения, воскрешение прежних тревог, фантазий, незавершенных конфликтов. Женщина становится более сензитивной, нуждающейся в поддержке окружающих.
Современные исследования в области психологии, психотерапии и психиатрии таких видных ученых, как Альфред Адлер, Вильгельм Райх, Отто Ранк, Нандор Фодор, Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и других, доказали, что у человека сохраняется бессознательная память о биологическом рождении, которая в дальнейшем определяет его физическое и психическое здоровье, стиль поведения, характер психоэмоциональных реакций и отношение к окружающему миру.
Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития.
Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора-качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.
Каждый человек несет внутри себя память о собственном рождении. Мы можем не осознавать влияние этой памяти на нашу жизнь, но наши мысли, поступки, переживания, отношения с окружающим миром и другими людьми несут на себе отпечаток этого важнейшего события. И не только потому, что хронологически оно было первым в нашей жизни. Рождение принесло с собой такого уровня перемены, какие могут быть вполне сопоставимы с катаклизмом космического масштаба. Слишком значительно изменились условия существования, невероятно сложные испытания пришлось пройти в период рождения, полная неизвестность ожидала новорожденного человека в новом для него мире.
С наступлением беременности у многих женщин возникают тревожные опасения не только по поводу здоровья будущего ребенка, но и страх, сомнения в возможности сохранить «женственность», «сексуальную привлекательность», прежний образ жизни и внешность, а также прежний уровень отношений с отцом ребенка. Эти мысли влияют на состояние и развитие плода.
При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.
Многие женщины говорят, что во время беременности у них появляется рефлекс защиты своего ребенка как существа, уже рожденного. Поэтому они сознательно подавляют в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его в необходимых случаях. В это время ребенок “записывал” на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые нужно и можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывается основа сильного, выносливого человека.
Если тревожность мешает вам радоваться жизни в ожидании приятных будущих изменений, необходимо начать действовать. Ни в коем случае не стоит впадать в панику. Просто нужно не эмоционально, а рационально подойти к этому вопросу.
Не надо загонять эти переживания внутрь себя, необходимо найти их причину, провести серьезную внутреннюю работу: найти источник своего страха, сформулировать его, принять это переживание как часть своей внутренней жизни и, наконец, быть готовыми к необходимости изменить себя. Если самостоятельно у вас не получается справиться со страхами, то можно обратиться за помощью к врачам-психотерапевтам и медицинским психологам, которые помогут вам решить ваши проблемы (существуют апробированные тренинги и методики, хорошо зарекомендовавшие себя на практике).
Часто будущие матери задают один и тот же вопрос: для кого важнее результат перинатального воспитания – для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Существует следующая закономерность: все, через что чувствует мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его “живая сырьевая база” как с материальной, так и с психической точек зрения.
Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики. Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Отношение к жене, к ее беременности и ожидаемому ребенку – важнейшие факторы, формирующие у этого ребенка ощущение счастья и силы, которое передается ему через уверенных в себе и спокойных родителей.
Часто родители отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в перинатальном периоде. Музыка, поэзия, пение, искусство, природа действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы не только при снятии сильного эмоционального напряжения, но и в достижении такого внутреннего состояния, которое позволяет воспитывать в ребенке чувство прекрасного.
В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает “гормоны радости” (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.
Постарайтесь во время беременности думать о тех качествах, которые вы хотели бы видеть в своем ребенке, направлять мысли на такие категории, как доброта, мудрость, интеллигентность, честность, духовная красота, помните о том, что плод способен улавливать информацию своими клетками, а также записывать ее.
Беседуйте со своим будущим ребенком, объясняйте ему происходящее, успокаивайте и подбадривайте его, так как это приводит к полному единению с ним.
Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбывной радости.
И в заключении хотелось бы добавить, что беременность — это не время для уныния и не причина замыкаться в себе, с головой погружаясь в мир забот о будущем ребенке и обязанностей по отношению к нему. Беременность — это плодотворный период, позволяющий каждой женщине сделать для себя массу новых открытий, раскрыть в себе новые возможности, помогающие поверить в себя и в то, что жизнь — это наслаждение, стоящее того, чтобы жить и рожать детей.
В конечном счете, здоровье малыша зависит от того, насколько ответственно и осознанно мама малыша участвует в его рождении.
Источник
Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.
Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие – это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.
Что вы чувствуете?
Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.
Какие бывают эмоции
Конечно, можно выделить основные эмоции. Но задумайтесь, сколько будет оттенков у каждой из них!
Например, радость. А рядом с ней:
Восторг, воодушевление, гордость, благодарность, надежда, нежность, безмятежность, умиротворение, любовь, восхищение, симпатия, умиление, ликование, предвкушение…
Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?
Как развиваются детские эмоции
Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже – улыбки и смеха.
Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.
В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.
Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.
Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.
Почему важно развивать эмоции
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.
Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка. Что происходит с человеком, если его эмоций с детства не замечали?
Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.
Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.
Последствия неправильного эмоционального воспитания
Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.
- Стыд, вина, тревожность
Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.
- Гиперпослушание (конформность)
Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.
- Агрессивность
Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.
Правила эмоционального воспитания
Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.
1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.
Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.
Источник