Эмоциональное развитие личности умственно отсталого ребенка

Эмоциональное развитие личности умственно отсталого ребенка thumbnail

Библиографическое описание:


Федосеева, О. А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка / О. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 446-447. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6372/ (дата обращения: 12.12.2020).

Психология
занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого
ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его
развития в зависимости от характера обучения и воспитания,
сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении
и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.

Одной из важных
характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его
эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства
играют существенную роль в развитии личности.
У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых
первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому
формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко
осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему
изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их
формирование и воспитание имеют столь важное значение.

Как и все другие дети,
умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни
развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика
развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости…
Развитие психики — это специфика детского возраста,
пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма»
[1, 42].

Наряду со специфичным
развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной
сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего,
в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств
умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь
особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

У олигофрена-школьника
недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой
деятельности.

Н. Л. Коломинский
отмечает, что
«Умственно
отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как
для нормального школьника моделью приобретения социального опыта.
Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим
показателем умственной отсталости» [2, 9].

Это объясняется тем, что
у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых
впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало
выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.
Его деятельность и поведение подвержены влиянию
непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность,
повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость,
отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального
школьника, у ребёнка-олигофрена
не происходит формирование социальных чувств.

Незрелость в эмоциональной
сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный
период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной
и опосредованной формы деятельности.

Школьный возраст отличается
рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития
детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической
деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался
в процессе игры и общения с окружающими, то в школе
он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется
тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются
мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя.

Для эмоциональной сферы
умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность,
бедность переживаний. Как отмечает С. С. Ляпидевский
и Б. И. Шостак, его «чувства однообразны,
неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие
или неудовольствие), возникают только при непосредственном
воздействии того или иного раздражителя» [3, 27].

То есть, переживания
умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет
дифференцированных тонких оттенков переживаний.

Это объясняется тем, что
у ребёнка есть наличие примитивных потребностей.

Вместе с тем
отмечается живость эмоций у ребёнка —
олигофрена
(приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью
и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного
переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности,
лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими
детьми.

Кроме того,
у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям
эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная
лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.

Типичны малая
дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо
отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы
мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно
воздействующие раздражители. Недоразвитие эмоциональной сферы
усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность,
недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы,
самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект
либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности,
интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные
разряды) по незначительному поводу.

В эмоционально-волевой
сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность
эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить
главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы
те переживания, которыми определяются интерес и побуждения
к познавательной деятельности. Но в то же время даже при
выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные
с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также
“симпатические” эмоции: проявления сочувствия
к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.

Читайте также:  Социокультурная ситуация развития ребенка фгос до

Слабость мысли, интеллекта
умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность
мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование
высших чувств.

Изучение эмоций и чувств
такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание,
способствует формированию его характера, новых положительных свойств
личности и в конечном итоге, коррекции основного психического
дефекта.

При всем этом, личность
аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно
развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно,
опираясь, на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно
отсталого ребенка и зная специфику, особенности, своеобразие его
эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по
устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной
сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности
умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального
вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

Литература:

      1. Рубинштейн С. Л. Бытие
        и сознание. -М.: Изд-во,
        1957 г.

      2. Психология и психопатия
        слабоумия. -Киев; Радянська школа, 1981.

      3. Ляпидевский С. С.,
        Шостак Б. И. Клиника олигофрении. -М.: Просв.
        1973г.

Источник

Доклад на тему: «Особенности эмоционального развития детей 
с интеллектуальной недостаточностью».

Развитие личности является одной из наиболее важных
проблем в теории воспитания и обучения. Под личностью в общей 
психологии подразумевается интегрирующее начало, связывающее 
воедино различные психологические процессы индивида и 
сообщающие его поведению необходимую последовательность и 
устойчивость.
Личность формируется в процессе многообразных 
взаимодействий с окружающей средой. Однако человек как личность 
формируется не путем простого усвоения общественных отношений и
общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия 
социальных условий и психофизических задатков развития.
Развитие личности детей с недостатками умственного 
развития, воспитание у них положительных черт характера – одно из 
ведущих направлений в работе специальной коррекционной школы 8 
вида. Решение данной проблемы обеспечивает подготовку ее 
воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе.
Развитие личности умственно отсталого ребенка происходит 
по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. 
Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно 
происходит в своеобразных условиях.
В общей совокупности многообразных черт личности 
существенное место принадлежит эмоциям, которое оказывают 
влияние на любое проявление человеческой активности. Какие бы 
факторы ни определяли жизнь и деятельность человека, 
психологически действенными они становятся только тогда, когда 
проникают в сферу эмоциональных отношений.
В психологии не существует единого представления об 
эмоциях. Многообразие классических и современных теорий 
обусловлено как неугасающим интересом к этой проблеме, так и 
сложностью и многогранностью явления.
Под термином «эмоции» в психологии часто понимают 
особые внутренние психические состояния, тесно связанные с мотивационно – потребностной сферой личности и проявляющиеся в 
субъективных переживаниях и экспрессивно – коммуникативном 
поведении. Эмоции отражают в форме непосредственных 
переживаний смысл явлений и ситуаций и проявляются как 
удовольствие, радость, гнев, страх, и так далее. Эмоциями в большей
степени определяется отношение человека к другим людям, 
событиям, а также оценка и регуляция собственных действий.
При попытке классифицировать широчайший спектр 
эмоциональных явлений вырисовывается сложная картина. Эмоции 
принято делить на группы с учетом их моральности, знака, 
интенсивности, продолжительности, осознанности, условий 
возникновения, выполняемых функций, особенностей выражения и 
других параметров.
Сформировавшийся в отечественной психологии взгляд на 
проблему эмоций в самом общем виде сводится к разделению их на 
аффекты ( бурные, кратковременные, ситуативные эмоциональные 
переживания, сопровождающиеся вегетативными сдвигами), эмоции 
( более устойчивые, менее выраженные, сопровождающие и 
оценивающие деятельность переживания) и чувства ( стабильные, 
устойчивые эмоциональные отношения, имеющие четко выраженный 
предметный характер). 
Начало теоретической разработки и изучения эмоциональной 
сферы личности умственно отсталых детей в отечественной 
психологии связано с именем Л.С. Выготского, который высказал 
мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной 
сферы ребенка. Утверждая, что развитие олигофренов 
осуществляется в соответствии с общими закономерностями детского
развития, он подчеркивал, что при умственной отсталости 
соотношение между интеллектом и аффектом у ребенка иное, чем в 
норме, и считал, что именно эта характеристика важна для 
понимания своеобразия его психики.
Конкретизируя диалектико – материалистическое понимание 
развития человека как взаимодействие организма и среды, Л. С. 
Выготский ввел понятие « социальная ситуация развития», тем самым
подчеркивая мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей 
среды определяется не только своеобразием этой среды, но и 
индивидуальными особенностями ребенка, теми переживаниями, 
которые у него возникают. Характер этих переживаний 
соответствует тому, как ребенок понимает воздействующие на него 
обстоятельства.

Читайте также:  Влияет ли класс на развитие ребенка

Большое количество фактических материалов, освещающих 
эмоциональное развитие умственно отсталых школьников, было 
получено благодаря совместным усилиям педагогов, клинистов, 
психологов путем анализа, обобщения наблюдений, проводившихся 
за учениками на уроках и во внеурочное время. Эти наблюдения 
характеризуют особенности знаний , умений и навыков учащихся с 
недостатками умственного развития, а также их личностные 
проявления, в том числе и эмоции. Отдельные сведения об эмоциях 
школьников – олигофренов содержатся в трудах дефектологов, 
посвященным различным педагогическим и психологическим 
проблемам. Все эти данные позволили представить общую картину 
эмоциональной сферы умственно отсталых учащихся, которая 
дополнялась и уточнялась по мере пополнения имеющихся 
материалов новыми.
Характеристика особенностей эмоциональной сферы учащихся 
– олигофренов представлена в работах Л. В. Занкова, где он пишет о
том, что развитие эмоций умственно отсталых учеников в 
значительной мере определяется внешними условиями, к числу 
которых в первую очередь относятся специальное обучение и 
правильная организация сей жизни ребенка. Свойственные учащимся
младших классов импульсивные проявления гнева, обиды могут быть 
постепенно сглажены путем целенаправленного воспитания, 
способствующего появлению у них контроля над своими поступками и
действиями, помогающего формировать положительные привычки и 
навыки правильного поведения в быту. Эмоциональная сфера 
умственно отсталых школьников рассматривается автором в плане 
возможностей выработки у них личностных черт, способствующих 
социальной адаптации.
Позднее М.С. Певзнер, создавшая собственную концепцию 
олигофрении и разработавшая классификацию детей – 
олигофренов, высказывает суждение о четкой зависимости 
проявлений эмоций от принадлежности учеников к той или иной 
клинической группе. Вместе с тем она подчеркивает, что всем 
умственно отсталым школьникам свойственны эмоциональная 
незрелость, недостаточная дифференцированность и 
нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона 
переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, 
веселья.
Изучение трудных подростков – олигофренов показало, что 
основной причиной расстройства их поведения является болезненное
переживание собственной неполноценности, нередко осложняемой инфантилизмом, неблагоприятным влиянием среды и других 
обстоятельств.
Эмоциональная сфера умственно отсталых детей, особенно 
младшего школьного возраста, характеризуется незрелостью и 
существенным недоразвитием, связанными преимущественно с 
недостаточной сформированностью произвольных психических 
процессов. Ученики – олигофрены склонны к полярным, лишенным 
тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы, 
подвержены быстрым, подчас резким изменениям. Однако у 
некоторых учащихся наблюдается затянутость, инертность 
эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный 
эгоцентрический характер. В ряде случаев возникающие у 
школьников эмоции неадекватны оказываемым на них внешним 
воздействиям. Умственно отсталые учащиеся слабо контролируют 
свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.
Тем не менее значимость эмоциональных явлений в 
структуре психической деятельности умственно отсталых детей 
может быть проиллюстрирована результатами конкретных 
исследований.
Показано, что учащиеся даже младших классов специальной 
коррекционной школы 8 вида не остаются равнодушными при 
прослушивании текстов, включающих эмоционально окрашенные 
компоненты. Отношение к воспринимаемому тексту проявляется в их 
заинтересованности, восприятии отдельных фрагментов рассказа, 
сказки, сочувствие героям, отрицательное отношение к обидчикам 
выражается мимикой, жестами, словесной реакцией.
Исследования, направленные на изучение памяти умственно 
отсталых школьников, позволили увидеть, что в своих пересказах 
дети не только не пропускают эмоционально окрашенные фрагменты
образа, но и акцентируют на них внимание, ставят на первый план, 
воспроизводят с большей частотой и выразительностью.
Наиболее понятными для учащихся с интеллектуальной 
недостаточностью являются реальные жизненные ситуации. Можно 
считать установленным, что, оказавшись в доступной для понимания 
ситуации, они способны к сопереживанию, к эмоциональному отклику
на переживания другого человека, могут прийти на помощь в тех 
случаях, когда она требуется.
Другая часть сведений, характеризующих эмоциональную 
сферу учащихся – олигофренов, была получена путем проведения 
специальных психологических исследований, направленных на 
изучение этой проблемы. Внимание исследователей привлек вопрос о том, насколько успешно ученики различных лет обучения распознают 
переживания человека, изображенного на сюжетной картине. 
Рассматривалась возможность детей воспринимать и понимать 
эмоциональные состояния персонажей, представленных в черно – 
белом и цветном рисунках.
Известно , что эмоциональное состояние субъекта находят 
свое выражение во внешних проявлениях – в мимике его лица и 
выразительных движениях. Каждому состоянию соответствует 
определенная мимика – выражение глаз, положение губ и бровей, а 
также характерные двигательные реакции – общий характер 
движений, принимаемые позы, жесты. Перед учащимися ставили 
задачу определить, какие элементы рисунка являются наиболее 
существенными для правильного узнавания характера эмоций 
изображенного субъекта. Исследователи определяли , достаточно ли
для понимания эмоций воспринимать только лицо человека или 
важно увидеть всю фигуру, позу, положение рук, ног. 
Прослеживалось, как постепенно по мере обучения возрастают 
возможности учеников правильно понимать эмоциональные 
состояния изображенных персонажей. Исходным было положение о 
том, что понимание эмоционального состояния другого человека 
определенным образом характеризует эмоциональный мир ребенка.
Установлено, что умственно отсталые школьники младших 
классов недостаточно соотносят движения персонажей картины с 
внутренним состоянием, передаваемым этими движениями. Учащиеся
допускают грубые ошибки и даже искажения при толковании мимики 
персонажей, изображенных на сюжетных картинах, им не допустимы 
сложные и тонкие переживания, они сводят их к более простым и 
элементарным. Особенно резко эти недостатки проявляются у 
учеников с психопатическими чертами характера, а также с 
нарушениями в области лобных долей больших полушарий головного 
мозга. Учащиеся с недостатками умственного развития отстают от 
возрастной нормы. Однако почти все ученики правильно понимают 
наиболее часто переживаемые ими самими и окружающими их 
людьми состояния радости, обиды и так далее. Вместе с тем сложные
эмоции социально – нравственного характера, тонкие оттенки чувств 
остаются недоступными для понимания и обозначения даже многим 
выпускникам специальных коррекционных школ 8 вида. Это в 
известной мере связано с общим нарушением развития 
познавательных процессов, характерным для умственной отсталости.
Помощь со стороны учителя, оказываемая в форме вопросов 
достигает своей цели лишь в тех случаях, когда понимание изображенных эмоций находится в пределах зоны ближайшего 
развития школьников. В противном случае вопросы только сбивают 
учащихся, побуждают их к нелепым высказываниям.
Наблюдения за умственно отсталыми учениками, а также 
психологические исследования убедительно свидетельствуют о 
своеобразии их эмоционального развития, бедности эмоциональных 
проявлений. И все же этот личностный компонент оказывается более 
сохранным по сравнению с познавательной сферой.
Еще одним важным аспектом изучения эмоционального 
развития умственно отсталых школьников является исследование их 
эмоционального состояния в процессе урока, поскольку учебная 
деятельность ставит перед ними достаточно жесткие требования, а 
ее осуществление связано с переживанием различных эмоций.
Обнаружено, что у умственно отсталых первоклассников 
выражена потребность в чувстве покоя, безопасности, в 
положительных эмоциональных отношениях с окружающими. Они 
стремятся быть эмоционально вовлеченными в события класса. 
Испытывают удовольствие от удовлетворения физических 
потребностей ( еда, движение). Вместе с тем у них наблюдается 
дефицит эмоционально – положительных отношений. Постоянное 
подавление взрослыми их эмоциональных проявлений вызывает 
чувство неполноценности, а также потребность в персональном 
внимании.
Для учеников 2 – 5 классов специальной школы 8 вида 
характерна активность, дающая возможность эмоциональному 
выходу. Отмечаются также и агрессивные проявления Учащиеся 
реактивны на внешние стимулы и отрицательно реагируют на 
ограничения и запреты. У них четко обнаруживается стремление к 
эмоционально окрашенным, положительным отношениям со 
взрослыми.
У всех умственно отсталых учащихся наблюдается 
потребность в одобрении со стороны взрослых и в признании себя.
У младших умственно отсталых школьников прослеживается 
недостаток эмоционально положительных отношений и контактов с 
окружающими . Отмечается тенденция к эмоциональной 
дезадаптированности в условиях школьного обучения, что вероятно 
является следствием отсутствия личностной и эмоциональной 
готовности этих детей к началу обучения.
Необходимо помнить о том, что эмоциональная сфера детей 
с умственной недостаточностью, также как и их познавательная 
сфера имеет нарушения. Эмоции у детей с интеллектуальной недостаточностью просты, недифференцированы и очень слабо 
выражены. Развитие эмоциональной сферы связано с развитием 
познавательной сферы. В силу своих особенностей учащиеся данной
группы самостоятельно не могут развивать и совершенствовать свой 
эмоциональный мир, поэтому необходимо проводить коррекционные 
занятия , направленные на обогащение чувственного опыта учащихся 
и развитие их эмоциональной сферы.

Читайте также:  Качественное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Источник