Эмоциональное развитие грудного ребенка

Эмоциональное развитие новорожденного ребенка
Появление на свет малыша не просто означает еще одну жизнь на земле, а знаменует рождение целого нового мира, индивидуальности. Именно с периода новорожденности начинается личностное развитие ребенка. Как же это происходит?
Эмоциональные волнения новорожденного малыша
Ярко выраженным психологическим явлением, которое характерно для первого месяца жизни ребенка, является травма рождения. Она связана с резкой сменой окружающей обстановки, которая произошла после рождения.
На перинатальной стадии развития кроха был всесторонне защищен от перепада температуры и воздействия разнообразных внешних раздражителей.
Шум околоплодных вод и звук от биения сердца матери стали для малыша привычными значениями благоприятного спокойного состояния.
Поэтому, в процессе родовой деятельности матери (схватки, потуги) малыш переносит травму, которую вызвали:
- физическая нагрузка на тело малыша в процессе прохождения по родовым путям;
- возможные физиологические травмы ребенка при рождении (гипоксия, гематомы головы и т.д.);
- резкий перепад температуры (в утробе матери – 36 градусов, а в родзале – 23);
- необходимость самостоятельно питаться и часто проявляющиеся колики живота.
Первым признаком травмы рождения становится крик появившегося малыша.
В дальнейшем эмоциональное развитие детей раннего возраста, как правило, описывается постоянными волнениями и беспокойством.
Возможен плохой сон, пассивное сосание груди (по принципу пустышки), крик во время купания и т.д. Это может длиться на протяжении 1 месяца после рождения, и связано с тем, что:
- в первые дни жизни малыш плохо видит: может воспринимать лишь контуры предметов и не распознает цветовой гаммы;
- тело крохи беспомощно, он не может самостоятельно поворачиваться или держать головку;
- психика ребенка настроена на удовлетворение витальных необходимостей (еда, тепло, сон, чистота, контакт с мамой);
- крик является основным средством для выражения своих желаний или неудовольствия;
- время от времени кроха испытывает боль, связанную с уже упомянутыми кишечными коликами.
Полезные факты:
Анализаторы головного мозга у новорожденного человека развиваются намного быстрее, чем органы его тела. Поэтому интеллектуальное развитие у малыша изначально проходит скорее, чем физическое.
Реакции новорожденного на звук, цвет и запах
Познание нового мира у новорожденного малыша зависит от первоначальной физиологической данности. Психическое развитие ребенка большой мерой зависит от того, как он видит и слышит.
Для новорожденного характерно то, что:
- малыш концентрирует взгляд на предмете, который перемещается, лишь после 10 дней жизни;
- способность видеть заключается в очертаниях черного и белого цветов (до шести недель жизни);
- в 10 дней у новорожденного проявляется рефлекс Мора;
- на второй неделе жизни малыш обращает внимание на голос говорящего вблизи человека;
- малыш еще не различает голосов близких;
- хорошо узнает запах грудного молока.
Как помочь новорожденному крохе пережить кризисный период?
Чтобы смягчить процесс привыкания новорожденного малыша к миру и к его условиям, родителям необходимо быть осведомленными, как вести себя в ситуациях, когда кроха плачет и когда он спокоен.
- Ребенку необходим частый тактильный контакт с мамой (своеобразная компенсация отделения от ее тела при родах).
- Новорожденному следует давать грудь каждый раз, когда он начинает плакать (грудное вскармливание для него является процессом удовлетворения сосательного инстинкта и приносит успокоение).
- Новорожденного малыша нельзя оставлять наедине.
- С ребенком нужно много разговаривать (для активного развития реакции на человеческую речь).
Следуя описанным правилам и добавляя к ним постоянную нежность, любовь, родители помогут своему малышу пережить эмоциональные трудности, характерные для периода новорожденности.
Таким образом, гармоничное развитие ребенка становится возможным лишь тогда, когда он окружен заботой близких.
Хотите быть в курсе новых тенденций в детском мире? Стремитесь быть хорошими родителями и понимать своих детей? Тогда ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал и читайте новые статьи каждую неделю!
Источник
Первые месяцы жизни ребенка являются очень тревожными для мамы и папы. Это время их привыкания к новому статусу в жизни. Родители стремятся дать ему все самое лучшее и не упустить ничего важного из виду. Важным оказывается каждый день, ведь развитие ребенка идет непрерывно и очень интенсивно. Это относится и к физическому, и к нервно-психическому развитию. Одной из составляющих последнего является эмоциональное развитие малыша. О том, как протекает эмоциональное развитие ребенка, и что сделать родителям, чтобы этот процесс протекал благоприятно, расскажет MedAboutMe.
Основные характеристики нервно-психического развития детей в возрасте от 0 до 3 месяцев
Возраст детей от рождения до трех месяцев имеет свои особенности. За это время малыш прилично вырастает и округляется. В среднем к трем месяцам доношенный ребенок поправится на 2-2,5 кг и вытянется на 6-9 см. Также не стоит на месте и нервно-психическое развитие крохи.
На первый взгляд, кажется, что новорожденный ребенок практически ничего не умеет. Это не так, он умеет очень многое. И эти умения основаны на его врожденных рефлексах: хватания, сосания, ползания, ходьбы и др. Эти рефлексы позволяют ему не остаться голодным, поменять положение тела в случае опасности (защитный рефлекс).
На первом месяце жизни движения у малыша беспорядочные, он еще не может удерживать головку и поднимать ее. Характерная поза для такого крохи — сгибательная, за счет повышенного тонуса определенных групп мышц. У ребенка очень низкая острота зрения, он различает лишь темноту, свет и расплывчатые очертания. А вот к концу первого месяца жизни малыш уже пытается зафиксировать взгляд на лице матери. Слух развит у детей хорошо, но реакция на звук несколько замедлена. Спустя 2-3 недели после рождения ребенок реагирует на голоса родителей, замирает при обращении к нему.
Второй месяц жизни характеризуется более интенсивным развитием ребенка. Ни проходит и дня, чтобы родители не отметили что-нибудь новенькое. Кроха учится приподнимать головку и удерживать ее, следит за предметами и поворачивает голову за ними. Движения малыша становятся более плавными. Он начинает интересоваться игрушками. Появляется «комплекс оживления».
К трем месяцам малыш умеет многое: поворачивать голову к источнику шума, ищет его глазами, следит за игрушками и тянется к ним, учится переворачиваться со спины на бок. Постепенно ребенок учится перекладывать игрушку из одной ручки в другую, рассматривает ее. Больше всего малыши любят играть своими пальчиками: изучать их, теребить, сосать. Огромное значение принимает общение и «разговор» с родными людьми.
Особенности эмоционального развития ребенка
Несмотря на то, что большую часть времени суток малыш спит и ест, эмоциональное развитие ребенка идет полным ходом. Базовое доверие к миру складывается у него в зависимости от того, как прошли роды, как он провел первые несколько дней или недель. Поэтому крайне важно совместное пребывание мамы и малыша после рождения и хорошее эмоциональное состояние матери.
Сразу после рождения основным способом общения с окружающим миром у ребенка является крик и плач. Криком малыш зовет на помощь, просит кушать, требует общения. Постепенно мама начинает отличать интонацию крика и понимает, что именно хочет кроха.
Родители очень ждут появления первой улыбки. Неосознанная скользящая улыбка появляется рано, в первые недели жизни. Кроме того, мамы отмечают, что малыш улыбается во сне. К концу первого месяца жизни ребенок начинает адресовать свою улыбку маме и папе. В этом возрасте дети формируют свое отношение к миру, исходя из того, каким этот мир видит мама. Поэтому одни дети выглядят довольными и счастливыми, а другие — напуганными или несчастными.
В возрасте 1-1,5 месяца эмоции ребенка очень яркие: он раздражительно кричит, если мама его не понимает; он готовится заплакать, выражая свою обиду. В то же время плохие эмоции малыш быстро забывает и снова становится веселым, если все его требования быстро выполняются. При приближении взрослого, который с ним начинает весело разговаривать, ребенок очень радуется, двигает ручками и ножками.
Возраст детей 2-2,5 месяца характеризуется появлением «комплекса оживления»: ребенок как будто хочет подбежать навстречу к маме или папе, перебирает ножками, «подпрыгивает». Малыш уже может уловить настроение родителей, а по выражению его лица несложно догадаться, доволен он или нет.
Возраст 3-х месяцев знаменателен тем, что кроха начинает смеяться. Он очень любит, когда с ним разговаривают и всеми способами пытается выразить свое удовольствие. Это и улыбка, и хохот, и счастливый взгляд, и движения. Теперь он привлекает к себе внимание не только недовольным криком, но и с помощью положительных эмоций.
Советы родителям по развитию эмоций у детей
Важные моменты в эмоциональном развитии в первый месяц жизни:
- Очень важно нежно разговаривать с ребенком: тон голоса ровный, а слова искренние.
- Во время разговора стоит улыбаться и показывать ему радость от этого общения.
- Не нужно стесняться дарить ребенку много ласки: легкий массаж, поцелуи, поглаживания. Для него это необходимо.
- К концу первого месяца жизни можно слегка преувеличивать свои эмоции, показывая их малышу (удивление, печаль, восторг и др.).
- Стараться побольше думать о хорошем, ведь добрые мысли и позитивный настрой влияют на развитие ребенка самым лучшим образом.
Что добавить на втором и третьем месяцах жизни?
- В разговоре с малышом делать паузы, как будто бы в ожидании ответа от него. А на самом деле после паузы стоит ответить за него и выполнить «просьбу» малыша. Например: «Сашенька, ты хочешь к маме на ручки? (Пауза.) Хочешь, вижу-вижу. Давай возьму тебя!» После этих слов мама берет кроху и прижимает к себе.
- Отличная идея — украсить детскую комнату или любую другую воздушными шарами. Малыши очень любят их рассматривать. Можно нарисовать маркером смешные рожицы на шариках, изображая разные эмоции.
- Во время разговора и игры «обучать» ребенка новым эмоциям на своем собственном примере. Например: «Топ-топ! Кто к нам пришел? (Удивление.) Зайка пришел к Саше! (Радость, восторг.)»
- Интересно играть с ребенком в «зеркало», при этом «зеркалом» становится один из родителей. Заключается она в том, чтобы повторять и изображать на своем лице эмоции малыша (нахмуриться, поджать губу, широко улыбнуться).
Четвертый месяц жизни: активное развитие эмоций:
- Полезно мечтать вслух вместе с ребенком, только обязательно о хорошем.
- Важно подчеркивать позитивный настрой к членам семьи в беседе с крохой. «А вот и бабушка наша любимая пришла!»
- Смех в присутствии ребенка дарит ему много положительных эмоций.
- Если что-то случилось печальное, то и говорить об этом нужно грустным голосом. И наоборот.
- Веселая игра «Поцелуйчики»: целовать ребенка в разные места и отмечать его реакцию. Обычно это вызывает восторг и море смеха.
- Можно показывать малышу иллюстрации с изображением разных животных и растений и рассказывать о них с соответствующими интонациями. Например: «Это лев! Он царь зверей! А вот это мышка, она маленькая и скромная».
- При рассматривании картинок и фотографий полезно делать акцент на эмоциях людей, которые там присутствуют. «Посмотри, как дедушка радуется!»
Таким образом, эмоциональное развитие ребенка в первые месяцы после его появления на свет идет полным ходом. Задача родителей: дарить ребенку любовь, ласку и радость. Ведь от того, как мама и папа смотрят на мир, складывается отношение к нему и у крохи.
Источник
Почему психоэмоциональное развитие ребенка сейчас является важной и актуальной проблемой для родителей? Причина в том, что появляется все большее количество детей, которые не умеют адекватно реагировать на чувства и состояния окружающих. Иными словами, дети страдают из-за неправильного эмоционального развития. Место сверстников заняли мобильный телефон и телевизор, а дворовую игру заменили компьютерные игры. Из-за этого внимание ребенка ухудшается, он плохо адаптируется в обществе, поскольку не может нормально с ним взаимодействовать. Часто родители сталкиваются с проблемой тревожности у малыша.
Необходимо помнить: любые негативные переживания, в том числе и у детей – это сигнал о какой-либо неудовлетворенной потребности. И если базовые нужды ребенка чаще всего удовлетворены, то его психологические потребности нередко остаются без внимания. В этой статье мы рассмотрим особенности развития эмоциональной сферы у младенцев и в раннем детстве, проявления тревожности у ребенка, явление задержки психического развития, а также способы коррекции нежелательных состояний у малыша.
<<Оглавление>>
Эмоциональное развитие младенцев
В возрасте до двух месяцев ребенок уже способен выражать эмоции. Они возникают в зависимости от ощущений малыша. Он также находит способы самоуспокоения, например, сосет большой палец. Психоэмоциональное развитие ребенка – это способность к выражению своих переживаний, а также к их контролю.
В младенческом возрасте ребенок:
- Может показывать грусть или радость – при дискомфортных ощущениях ребенок плачет, когда испытывает позитивные ощущения – гулит, агукает;
- Любит тактильный контакт, ласку;
- Может выражать свои переживания внезапной переменой настроения;
- Постепенно учится использовать мимику для того, чтобы окружающие знали о его настроении.
Для того, чтобы психоэмоциональное развитие ребенка в этом возрасте проходило без нарушений, мать должна вовремя реагировать на его сигналы, распознавать их. Например, если малыш плачет, и мать берет его на руки, то он чувствует, что его понимают. Когда мать перекладывает ребенка, если он показывает, что устал – тогда он знает, что его ощущения важны и ценны.
Установлено, что уже в возрасте 3-х месяцев поведение ребенка со взрослыми направлено на восприятие их настроения. Малыши ожидают от родителей проявления эмоций. Был проведен эксперимент, в течение которого родитель, внезапно прерывая эмоциональное общение с ребенком, должен был сделать «каменное» лицо. Младенец сначала удивлялся и пытался вернуть расположение родителя гулением, движениями. Если родитель продолжал быть безучастным, малыш показывал признаки страдания и тревоги: он отворачивался и начинал сосать палец.
Эмоциональное развитие в раннем детстве
В раннем дошкольном периоде ребенок все больше изучает разнообразные чувства и эмоции, учится их распознанию и выражению. Малыш открывает для себя новые эмоции – эмпатию и восхищение. В дальнейшем эти чувства помогают облегчить поведение ребенка со сверстниками, умение устанавливать контакт. Но родители могут столкнуться и с такими трудностями, как повышенная тревожность ребенка, страхи.
В возрасте от 1,5 до 5 лет малышу еще тяжело сдерживать свои реакции. Он может бить ногами, капризничать. Иногда такое поведение ребенка в обществе может смущать родителей, и, конечно, его не стоит поощрять. Однако нужно помнить: так малыш избавляется от накопившегося стресса и напряжения.
Мало-помалу ребенок учится контролировать свои переживания, у него формируются волевые навыки. Он понимает, что истерика и демонстрация эмоций не всегда помогают удовлетворить желания. Одной из опасностей в этом возрасте может быть чрезмерное увлечение родителей техниками раннего развития. Делая упор на развитие интеллекта, родители оставляют без внимания эмоциональную сферу ребенка. В последующем это может вылиться в отставание ребенка от школьной программы. Ведь психоэмоциональное развитие ребенка необходимо не только для выражения малышом своих переживаний. Эта сфера имеет непосредственное влияние на развитие у ребенка воли, мотивации, решительности.
В этом возрасте для ребенка важно эмоциональное общение с матерью и отцом, разговоры, объятия. Малышу также необходимы новые впечатление – цирк, театр, путешествия. Родители также могут найти полезными детские книжки. Прочитав ребенку сказку, хорошо также обсудить ее с малышом. Сочетание ласки, любви, внимания, творчества и игровой активности помогает дальнейшему полноценному развитию ребенка.
Эмоциональное развитие дошкольника
Дошкольный период непродолжителен по времени. Поэтому в это время важно заложить правильную основу личности. В том числе необходимо работать и над развитием психоэмоциональной сферы дошкольника. Рассмотрим ее главные черты.
В возрасте от 1 до 3 лет эти свойства следующие:
- Эмпатия практически отсутствует;
- Ребенок не умеет принимать решения;
- Он эгоцентричен;
- Его эмоциональные реакции имеют прямую связь с желаниями;
- Самооценка завышена;
- Для ребенка важно то, каким образом его действия оцениваются взрослыми.
От 4 до 6 лет:
- Восприятие становится более спокойным;
- Ребенок способен к адекватной оценке своих действий;
- У него возникают новые мотивы для действий;
- Он учится управлять своими эмоциональными реакциями.
В дошкольном возрасте ребенок обладает широким диапазоном эмоциональных переживаний. Они бывают связаны, прежде всего, с атмосферой дома. На психоэмоциональное развитие ребенка большое влияние оказывает расширение сферы интересов, приобретение новых умений и навыков. Дошкольник уже может ощущать не только страх или радость, но и другие оттенки переживаний: бодрость, удивление, грусть, нежность, ревность, гнев.
Важной составляющей для полноценного психического развития дошкольника является способность к эмпатии – умение правильно воспринимать эмоции и переживания других людей, сочувствовать им. Если у дошкольника сформирована эмпатия, то в дальнейшем ему легче адаптироваться в школьном окружении, поведение ребенка со сверстниками будет бесконфликтным. Поэтому родителям необходимо уделять внимание не только интеллектуальному и познавательному развитию ребенка, но и его эмоциональной сфере.
Как можно развить эмпатию у дошкольника?
- В семье должна быть теплая, наполненная пониманием, атмосфера;
- Ребенка необходимо знакомить с правилами поведения в социуме;
- Малышу необходимо пояснять, какие следствия приносит определенный вид поведения человека;
- Его необходимо учить совершать хорошие поступки;
- Ребенку нужно сопереживать, демонстрировать понимание его чувств;
- Родитель должен показывать ребенку пример своим поведением.
Тревожность у ребенка
Детская тревожность не является нарушением, она скорее представляет собой негативное состояние психики. Психоэмоциональное развитие ребенка может сопровождаться тревожностью с младенческого возраста. Проявления беспокойного состояния у младенцев – плаксивость, плохой аппетит или сон. С возрастом строение центральной нервной системы усложняется, поэтому и эмоциональные переживания ребенка становятся комплексными. Если родители вовремя не обращают внимания на детскую тревожность, впоследствии это может отразиться на адаптации в школьных условиях. В некоторых случаях постоянное беспокойство может быть признаком задержки психоэмоционального развития. Как же определить, что ребенок подвержен этому неприятному переживанию?
Тревожность – это повышенная склонность к беспокойству, опасениям. Она бывает ситуативной (возникающей как реакция на неприятные события), а также постоянной (когда ребенок беспокоится постоянно). Ситуативная тревожность может быть оправдана, однако постоянная тревожность требует вмешательства.
Признаки повышенной тревожности у ребенка:
- Настороженность;
- Подавленное настроение в течение длительного времени;
- Трудности с общением;
- Конфликтность, мрачное восприятие мира;
- Низкий уровень самооценки.
Причины возникновения тревожности:
- Неблагоприятный климат дома (ссоры родителей, крики);
- Серьезный испуг (происшествие на воде или пожар, встреча с пугающим животным);
- Большое количество времени, проведенного за просмотром ТВ. Психологи предостерегают: часто причиной детских страхов могут быть отрицательные персонажи из мультфильмов;
- Недружелюбная обстановка в детском саду, насмешки сверстников. Иногда тревожность ребенка повышается из-за поведения воспитателя, например, если он угрожает детям или наказывает их. Также малыши, которые подвергаются насмешкам одногруппников, ощущают себя беспомощными и униженными, что приводит к повышению тревожности.
- Высокие требования родителей, авторитарность;
- Тревожность может повысится у ребенка вследствие постоянного ожидания неприятностей. Ребенок ощущает, что взрослые не ждут от него ничего хорошего. Это происходит в случаях с пьянством или приступами агрессии взрослых, а иногда и просто из-за плохого настроения родителя.
Детское беспокойство: выявить и обезвредить
Для начала рассмотрим основные признаки повышенной тревожности у детей:
- В неприятной ситуации ребенок постоянно что-то крутит или теребит в руках;
- Скованность движений, повышенная напряженность;
- Плохая концентрация внимания, ребенок постоянно теряет или роняет свои вещи;
- Потливость;
- Вздрагивание при неожиданных звуках;
- Дрожание рук;
- Нарушения сна и/или аппетита;
- Жалобы на кошмары;
- Ребенок часто испытывает смущение, краснеет, или, наоборот, бледнеет;
- Плаксивость, повышение пульса, частые позывы к мочеиспусканию;
- Жалобы на головную боль или боль в животе.
Чтобы психоэмоциональное развитие ребенка не пострадало от высокого уровня тревожности, необходимо регулярно проводить корректирующие занятия по снятию этого состояния. Среди способов преодоления повышенного беспокойства у ребенка выделяют специальные коррекционные игры, методы арттерапии (например, рисование), обучение навыкам релаксации.
Одной из коррекционных игр, которая должна перерасти у ребенка в ежедневную привычку замечать хорошее каждый день, является игра «Копилка успеха». Необходимо взять банку или коробку, и вместе с ребенком украсить ее. Также заранее нужно заготовить листочки бумаги. Когда ребенок будет возвращаться со школы, он должен записывать хотя бы одно свое достижение за текущий день. Записи могут быть такими: «Хорошо выполнила задание по математике», «Сделала красивую поделку». Даже в самом плохом дне ребенок обязательно должен научиться находить что-нибудь хорошее.
Тревожное состояние часто сопровождается мышечными зажимами в области верхнего плечевого пояса, шеи, лица. Чтобы снять накопившееся напряжение, полезно научить ребенка техникам глубокого дыхания, использовать массаж. Можно использовать игру под названием «Драка». Она помогает расслабить мускулы лица и рук, наладить дыхание. Попросите ребенка вообразить следующую ситуацию: «Вы с другом не поладили. Еще чуть-чуть – и начнется драка. Сделай глубокий вдох, сожми челюсти. Зафиксируй пальцы рук, как можно сильнее сожми кулаки. А теперь попробуй затаить ненадолго дыхание. Может быть, не стоит драться? Выдохни и расслабься. Драка отменяется!».
Психоэмоциональное развитие ребенка: ЗПР
Задержка психического развития у детей (сокращенно ЗПР) является пограничной формой недостаточности интеллекта у ребенка. ЗПР не является клинической формой нарушения, а представляет собой замедление темпа развития. Проявляется в личностной незрелости, временном отставании отдельных частей психики (эмоций, волевых проявлений, моторно-сенсорных функций, памяти или внимания).
Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:
- Нарушения развития ЦНС вследствие травм или инфекций во время беременности;
- Наследственные болезни (напр., синдром Дауна);
- Тяжелые инфекции (менингит, заражение крови);
- Ограничение социальной активности ребенка;
- Педагогическая запущенность, неблагоприятный климат в семье;
- Постоянные психологические травмы.
Признаки задержки психоэмоционального развития:
- Нарушения восприятия: ребенок не может создать целостный образ, плохо воспринимает информацию на слух;
- Нестойкость, поверхностность внимания, любые внешние стимулы могут отвлечь ребенка от занятий;
- У детей с ЗПР отмечается преобладание наглядно-образного типа памяти, мыслительная активность на низком уровне, ребенку сложно воспроизводить информацию;
- Наблюдаются также нарушения образного мышления, операции абстрактного и логического мышления ребенок в состоянии производить только с преподавателем или родителем;
- Страдает речь: наблюдаются нарушения воспроизведения звуков, может быть ограничен словарный запас, другие отклонения.
Задержка психоэмоционального развития также влияет на сферу межличностного общения ребенка. Дети с нормальными темпами развития редко предпочитают общаться с детьми, страдающими ЗПР. Часто на уроках дети с задержкой психического развития занимаются в одиночестве. Некоторые дети выбирают общение с детьми младшего возраста. ЗПР – одна из самых распространенных форм нарушений психического развития. Согласно статистике, порядка 8-10 % от общего количества младших школьников не справляются со школьной программой. Порядка половины из них страдают ЗПР.
Коррекция ЗПР
Есть большое количество способов, позволяющих скорректировать ЗПР. Одним из самых эффективных методов является педагогика Монтессори. Ее смысл заключается в том, что учителю или воспитателю отводится вспомогательная роль – он лишь наблюдает за малышом, позволяя ему полнее раскрыть свои познавательные возможности.
Свою эффективность в коррекции ЗПР также показали кубики Зайцева. Они позволяют ребенку в игровой форме научиться читать, освоить правила русского языка. С их помощью даже дети с гиперактивностью осваивают школьную программу быстрее одногодок.
Немалую роль в развитии познавательной активности ребенка также играют сенсорные ощущения. Поэтому детям с ЗПР показаны следующие виды терапии: песочная, игровая, сказкотерапия. Когда психокоррекционных мер оказывается недостаточно, одновременно с терапией деткам назначаются медикаментозные препараты.
Для профилактики ЗПР достаточно придерживаться следующих правил:
- Во время беременности и родов необходимо создать благоприятную, дружественную атмосферу;
- Следить за состоянием младенца с самого рождения;
- Вовремя лечить соматические заболевания;
- Развивать ребенка, не допускать педагогической запущенности.
Также большую роль играет физический контакт матери с ребенком – объятия, поцелуи. Общение с матерью помогает ребенку ощутить защищенность и уверенность.
Заключение
Неприятные переживания одинаковы для всех возрастов – это чувство страха, тревоги, гнева или агрессии. Они разрушают как психику ребенка и его здоровье, так и способность взаимодействовать с другими. Родители нередко делают слишком большой упор на развитие интеллекта ребенка, или же учат малыша скрывать негативные переживания обиды или страха. В результате, эти ощущения «закупориваются», и малыш начинает страдать. Для того, чтобы сделать психоэмоциональное развитие ребенка гармоничным, в первую очередь необходима родительская забота, любовь и внимание.
Источник