Эмоционально личностное развития ребенка
«Эмоционально-личностное развитие дошкольника».
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Помочь преодолеть трудности, сформировать желание общаться надо пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.
Основным условием нервно-психического развития ребенка является спокойная и доброжелательная обстановка в семье. Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома. У детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада, развода, могут появиться психические расстройства, проявляемые в возникновении неуверенности в себе, беспричинной тревожности, страхов, нарушения сна, головных болей, нарушений связанных с приемом пищи, и других явлений нервозности. Нарушения могут носить временный характер. Но если ситуация в семье не меняется, это может привести к социальной дезадаптации, а в дальнейшем к неврозам. Обычно дети не осознают причины собственных переживаний и огорчений, поэтому очень важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка в семье, ведь каждый ребенок нуждается в любви, ласке, понимании, добром к себе отношении.
Для детей дошкольного возраста характерны некоторые особенности эмоционального развития:
– освоение социальных норм;
– изменение роли эмоций в его деятельности, формирование эмоционального предвосхищения;
– развитие чувств, они становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными;
– формирование высших чувств – интеллектуальных, этических, нравственных.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, на что он сердит или чем огорчен. По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций – страха, радости, грусти, ребенок переходит к более сложной гамме чувств. Он восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.
Меняются и внешнее проявление эмоций, форма выражения тончайших оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений.
Основные потребности, характерные для ребенка-дошкольника:
положительные эмоции, любовь, признание;
общение (с взрослыми и сверстниками), сотрудничество, взаимопонимание и сопереживание взрослого, его уважение в общественно-значимой деятельности;
новые впечатления, знания; умение чувствовать себя компетентным;
оценка результатов своей деятельности взрослым;
соответствие положительному нравственному эталону.
Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых взрослых из ближайшего окружения. Причины формирования заниженной либо завышенной самооценки и возникновения тревожности в дошкольном возрасте различны. Основная причина это – нарушение детско-родительских отношений.
Что же такое тревожность? Данная индивидуальная психологическая особенность проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состояние тревоги, повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.
Так, если ребенок почти не улыбается, подавлен, безынициативен, если он не играет со сверстниками, у него наблюдается плохое настроение или отмечаются постоянное беспокойство, раздражительность, трудности концентрации внимания на чем-либо, мышечное напряжение, нарушения сна – это явные признаки тревожности. Если по каким-либо причинам ребенку-дошкольнику плохо, то у него могут развиться психомоторное возбуждение, возникнуть тики, заикание или же подавленное заторможенное состояние.
Немаловажным фактором является индивидуальная особенность ребенка, специфика его внутреннего мира: впечатлительность, восприимчивость; склонность к беспокойству, неуверенность, робость; часто тревожность усиливается под влиянием переутомления.
Принцип воспитания и развития должен строиться в отношении к ребенку как единственному и неповторимому. Следует учитывать, что на ребенка оказывает влияние каждая секунда протекающего времени. Ему необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя, дать почувствовать, что у него все в порядке и в него верят. И только так ребенок сможет развиваться как целостная самостоятельная личность.
Источник
Эмоционально-личностное развитие дошкольника.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Важную роль в дальнейшем становлении ребенка, как личности, играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника. Ведь владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Непонимание другого человека – причина страха, отчужденности, враждебности. Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать себя, обретать друзей. А благодаря работе мышц и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения. Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми. Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это – прямой путь к полноценному общению. Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что практически всем российским детям требуется та или иная психологическая поддержка, поскольку они находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Это нестабильность экономическая, политическая, ценностная, в результате которой у детей появляется так называемый «страх взросления». Это безудержный поток информации, которую дети не всегда успевают «переварить» и зачастую воспринимают неправильно. Это неконтролируемый процесс использования современных технических устройств, таких, как компьютеры, сотовые телефоны. Ведь именно сегодня наши дети, как никогда ранее, испытывают дефицит в полноценном общении. В век технического прогресса люди все меньше общаются друг с другом, отдавая предпочтение просмотру телевизионных передач, виртуальному общению, общению по телефону, постепенно утрачивая способность искренне выражать свои эмоции. Наблюдая за детьми в детском саду, можно заметить, как потускнела сюжетно-ролевая игра, как на смену добрым сказочным героям, пришли герои из мультсериалов-боевиков, как исчезает среди детей такое понятие, как «групповая сплоченность», сопереживание, симпатия, заметно увеличилось число тревожных и агрессивных детей. Известно, что дошкольный возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Именно в этом возрасте наблюдается бурный рост в эмоциональном развитии, появляется способность детей управлять своими эмоциями, возникает потребность в общении, уважении творческой активности. Поэтому важно начинать работу по развитию эмоционально-личностной сферы именно в дошкольном возрасте, для того, чтобы в дальнейшем из наших детей выросли психологически здоровые личности, умеющие полноценно общаться и правильно выражать свои эмоции.
Я считаю, что работа в данном направлении должна осуществляться не только специалистом-психологом, но и педагогами, воспитателями, родителями. В нашем детском саду знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таки занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка (Приложение № 1 Вариант игрового занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста)
На базе нашего дошкольного учреждения в каждой группе созданы «Уголок доверия» или «Уголок уединения», они имеют соответствующее оформление («Шкатулка добрых посланий», мягкие игрушки-релаксанты, мягкие модули, все необходимое для рисования, настенное панно «Мое настроение», «Солнышко», плакат «Азбука эмоций».
Настенное панно «Мое настроение»
В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение. Так, голубой цвет – «мне грустно», зеленый – «я спокоен», фиолетовый – «я злюсь», красный – «мне весело, радостно». Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематичное изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематичные изображения лиц с соответствующими эмоциями. Дети выбирают соответствующее своему настроению изображение, затем каждый ребенок вставляет выбранную заготовку в кармашек согласно с цветом и днем недели (Приложение № 2)
Панно можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов. Данные, полученные с помощью панно, можно вносить в дневник наблюдений воспитателя или психолога.
Настенное панно «Солнышко»
Дети в зависимости от своего эмоционального состояния завязывают на лучики солнышка ленточки. Каждая ленточка символизирует определенное настроение. (Приложение № 2)
Панно можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов. Данные, полученные с помощью панно, можно вносить в дневник наблюдений воспитателя или психолога.
Панно « Я злюсь»
С помощью этого панно ребенок учится управлять своими эмоциями. Здесь в красочной форме детям, а также их родителям даны советы о том, как можно справиться с негативной эмоцией: принять ванну, поиграть с водой, рассказать о своих проблемах другу или взрослому, поиграть в подвижные игры и т.д. (Приложение № 2)
«Шкатулка добрых посланий»
Ее использование эффективно в период адаптации ребенка к детскому саду. В этой шкатулке родители оставляют своим детям добрые послания и пожелания, которые воспитатель зачитывает ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом успокаивая ребенка (Приложение № 2).
Источник
Ирина Анатольевна ПИЛИПЕЦ
Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 40» г. Ярославль
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Каждый хочет видеть в глазах своих детей радость, а на их лицах – улыбку. Счастливое детство – это та эмоциональная база, от которой человек подпитывается всю свою жизнь, вспоминая безмятежные годы.
Но практика показывает, что дошколята, к сожалению, очень сильно отстают в эмоциональном развитии. Они почти не используют средства выразительности в устной речи, либо используют их неумело и невпопад; детки быстро утомляются в силу своей непоседливости и агрессивности; почти не умеют общаться со взрослыми и сверстниками. И это проблема не просто каждого ребенка, но и всего общества.
Маленький человек очень чувствителен к тому, что его окружает, к тому, как к нему относятся взрослые. И все наши общественно-социальные проблемы, отраженные в семье, влияют на его пластичную психику, повышают уровень его тревожности. Ужасно то, что родители стали меньше общаться со своими детьми, передоверив их телевизионному общению, что сильно обедняет чувственную сферу детей, тормозит их психо-эмоциональное развитие.
Обучать и воспитывать таких детей значительно сложнее. А надо. И чтобы процесс этот был более плодотворным, я в своей работе во главу угла ставлю прежде всего эмоциональное развитие своих воспитанников.
Привыкшие во многих семьях к грубоватому холодному обращению дети, тем не менее, «не мешая жить взрослым» мало чего умеют делать самостоятельно. И с первых дней в детском саду я настойчиво и последовательно добиваюсь от них того, чтобы они сами могли обслуживать себя: завязывать шнурки, заправлять кровать, переодеваться на прогулку и т. д. Овладевая элементарными навыками самообслуживания, детки начинают ценить свой труд, помогать другим и слышать в свой адрес, может быть, первые слова благодарности. Через год-два и самооценка их становится близкой к реальной, поскольку в практических делах и заботах каждый виден как на ладони.
Группа детского сада на несколько лет становится для детей вторым домом и, конечно, важно то, как он выглядит. Даже не имея щедрого финансирования, оформить группу можно красиво и привлекательно. Надо только продуманно поработать с цветом и разбить группу на четко выраженные зоны. Есть в моей группе и эмоциональный уголок, в котором дети ежедневно отмечают свое настроение. По их общему настрою я корректирую свою работу и держу во внимании особо «печальных» деток, чтобы все-таки вывести их из этого состояния.
И уже давней и привычной моей домашней работой стало обклеивание цветной бумагой всевозможных коробочек и баночек для настольных игр и раздаточного материала. Только один их красочный вид сразу настраивает детей на позитивную заинтересованную работу.
Очень важное значение я придаю играм с эмоциональным содержанием, в которых дети не только учатся выражать заданные эмоции согласно роли и персонажу, но и оценивать это в других в ходе обсуждения итогов игры. И чем многообразнее проживаемые детьми эмоции, тем богаче становится их внутренний мир и понятнее мир окружающий. В театральной игровой деятельности мы с детьми широко используем пальчиковый театр, театры Петрушки, на варежке, настольный и многое другое. И все приобретенные на занятиях навыки, к моему удовольствию, дети используют и в своих свободных играх как в групповых зонах, так и на прогулках.
Эмоциональное развитие ребенка не может быть плавным, а его поведение всегда верным и адекватным. Дети совершают и поступки и проступки. И то и другое мы в группе обсуждаем. Если кто-то допустил проступок, то оценка его поведения сверстниками имеет очень действенное воспитательное значение. И тут важен не эффект наказания, а прежде всего осознание ребенком своей вины и того, что все поправимо, что прощение сильнее злобы. А в обсуждении положительных поступков дети учатся радоваться за других, что в жизни взрослых стало уже редким явлением.
Помимо детского сада на эмоциональное развитие ребенка влияют семья и город. Дом, улица, город – это последовательные шаги ребенка в познании окружающего мира. Чем больше познанного, тем больше дети готовы принять в свои интересы; и уже стадион, цирк, библиотека, театр – не просто городские объекты, а места приложения разных эмоций, первые знания о профессиях, то есть жизнь, к которую они обязательно войдут и к которой нужно готовить себя. Изучая город, рисуя его, рассказывая о своих поездках по нему, дети расширяют свой общий круг, начинают понимать назначение того, что их окружает, и в конце концов перестают бояться пожарной лестницы, по которой они спускаются в ходе учебных тревог. А это очень много значит!
Работа с семьями начинается с первого дня посещения ребенком детского сада. И если в первые дни важно оценить отношение родителей к детям и донести до них суть учебно-воспитательного процесса, то уже скоро я стараюсь включать их в этот самый процесс. Главное тут – создание благоприятного эмоционального фона как в семьях, так и в группе. И самое действенное и эффективное средство для этого – совместная деятельность детей и родителей. Конкурсы семейных рисунков и поделок не только позволяют родителям воочию видеть приобретенные ребенком навыки и умения, но и лучше понимать друг друга, быть нужнее друг другу. А уж когда родители участвуют в совместных спектаклях, восторгам детворы нет предела. Это праздник, который никогда не забудется. Это чудо, за которое дети могут многое простить своим родителям.
Что дает мне опора на эмоциональное развитие детей в моей работе? Как оценить эффективность этой работы? Пожалуй, наиболее объективными будут три косвенных положительных признака.
Мои детки очень редко и мало болеют. Иногда, скажем, в периоды распространенного гриппа, даже завидую коллегам, у которых в это время ходит меньше десяти человек. Мои-то – больше двадцати – все тут, под боком!
Случается, что вижу ревность в глазах мам: детки, кажется им, и ласковее со мной, и разговорчивее, и домой идти не хотят…
А уж встретить кого из своих на улице – это услышать радостный вопль еще за полста метров! Пугаюсь порой, но приятно-о.
Источник
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РХ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
г. Черногорска
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом Директор ГКУ РХ «Центр для
Протокол № ___ несовершеннолетних»
от «__»_________ 20___ г. _____________О.Н.Ченский «___»_______________20___г.
Рабочая программа
Кружок «Игротека»
Направление: развитие эмоционально-личностной сферы
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации – 1 год
Автор:
Педагог-психолог
Дрюмова Екатерина Ивановна
Черногорск 2015 г.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеют важное значение. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.
Последние годы в стране отмечается увеличение детей из семей «группы риска».
Родители, ставшие безработными, стали зависимы от алкоголя, не проявляют интерес и активность в участии воспитания собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру.
Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью, проявление чувства беззащитности и неуверенности в себе.
Отсутствие положительных взаимоотношений в семье, чувства любви у родителей к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье – таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы из семей группы «риска» нуждаются в специально-организованной психологической помощи, обеспечивающей учет возрастных, индивидуальных особенностей, правильно организованный подход к ним, создающий условия для полноценного психического развития. Общепризнанным в настоящее время является первостепенное значение эмоционального благополучия для социально-личностного становления детей.
Если не будет своевременно оказана психологическая помощь детям из семей группы «риска», то они в будущем встретят трудность в социально-личностном становлении, а также в социальной адаптации и самоопределении.
ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» является учреждением временного проживания детей. Несовершеннолетние, проживающие в Центре, чаще всего из неблагополучных семей и многие воспитанники составляют группу социального риска. Поэтому основной целью при работе с детьми, чье развитие проходило в условиях неблагоприятного социального окружения, является создание оптимальных условий для эмоционально-волевого развития.
Как справедливо указывали выдающиеся психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец «Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка».
В связи с этим была составлена рабочая программа по эмоционально – личностному развитию детей дошкольного возраста, в которой определена игровая модель работы педагога – психолога с воспитанниками.
Данная программа разработана в рамках кружка «Игротека», который входит в дополнительную общеобразовательную программу учреждения «Трудиться всем пригодится».
Цель кружка: Создание оптимальных условий для успешной реабилитации, интеллектуального, личностного и эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Обогатить игровой опыт детей, способствовать развитию навыков сюжетно-ролевой игры.
- Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- Развивать психические познавательные процессы: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- Развивать языковую культуру, формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- Стабилизировать эмоциональное состояние
- Развивать познавательную активность.
- Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
- Познакомить с миром профессий.
- Формировать навыки произвольного поведения.
- Развивать крупную и мелкую моторику.
Возраст обучающихся:
Младшая группа – 5-7 лет.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 1 академический час – для детей младшей возрастной группы ( 5-7 лет) – 30 минут.
Формы организации и проведения занятий:
Занятия проходят в группах по 8-10 человек, минигруппах по 5-6 человек, индивидуально в зависимости от цели занятия.
Направления работы кружка:
Регуляция поведения и эмоционального состояния, повышение самооценки, профилактика конфликтов, формирование навыков взаимодействия с детьми
Используются следующие формы:
– групповая работа;
– элементы индивидуальной работы;
– треннинговые занятия;
– психогимнастика с использованием музыкотерапии;
– релаксация;
– беседы
– рисование.
Этапы реализации программы:
1 этап – организационный, подготовительный
– изучение и анализ проблем по эмоциональному развитию детей
2 этап – практический
– внедрение коррекционно-развивающих занятий педагога – психолога с детьми;
3 этап – обобщающий
-обработка и интерпретация результатов коррекционно – развивающих занятий с детьми
Содержание программы:
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций
Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.
Блок 2. Повышение самооценки и уверенности в себе
Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе; снизить эмоциональное напряжение.
Блок 3. Регуляция поведения
Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.
Блок 4. Развитие взаимодействия и профилактика конфликтов между детьми.
Задачи: Способствовать формированию навыков взаимодействия со сверстниками, учить разрешать конфликты с помощью компромисса.
Структура занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, основное содержание, ритуал прощания.
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
теория | практика | ||||
1 | Занятия по регуляции эмоционального состояния «Мои чувства», | 1 | 2 неделя января | ||
2 | Занятия по регуляции эмоционального состояния «Ласковые слова» | 1 | 2 неделя января | ||
3 | Занятия по регуляции эмоционального состояния «Настроение» | 1 | 2 неделя февраля | ||
4 | Занятия по регуляции эмоционального состояния «Живая свеча» | 1 | 2 неделя февраля | ||
5 | Занятия по повышению самооценки и уверенности в себе «Мои качества» | 1 | 2 неделя марта | ||
6 | Занятия по повышению самооценки и уверенности в себе «Мой домик» | 1 | 2 неделя марта | ||
7 | Занятия по повышению самооценки и уверенности в себе «Я – сильный» | 1 | 2 неделя апреля | ||
8 | Занятия по повышению самооценки и уверенности в себе «Самоуважение» | 1 | 2 неделя апреля | ||
9 | Занятия по регуляции поведения «Мое поведение» | 1 | 2 неделя мая | ||
10 | Занятия по регуляции поведения «Солнечный зайчик» | 1 | 2 неделя мая | ||
11 | Занятия по регуляции поведения «Мои поступки» | 1 | 2 неделя сентября | ||
12 | Занятия по регуляции поведения «Краски» | 1 | 2 неделя сентября | ||
13 | Занятия, направленные на развитие взаимодействия между детьми «Мои друзья» | 1 | 2 неделя октября | ||
14 | Занятия, направленные на развитие взаимодействия между детьми «Лучики» | 1 | 2 неделя октября | ||
15 | Занятия, направленные на развитие взаимодействия между детьми «Я и другие» | 1 | 2 неделя ноября | ||
16 | Занятия, направленные на развитие взаимодействия между детьми «Путешествие воздушных шаров» | 1 | 2 неделя ноября | ||
17 | Занятия по профилактике конфликтов между детьми «Конфликты» | 1 | 2 неделя декабря | ||
18 | Занятия по профилактике конфликтов между детьми «Дружба крепкая»» | 1 | 2 неделя декабря |
Итого: 18 часов
теоретических – 5
практических – 13
Содержания занятий
Занятие 1 – «Мои чувства»
1. Упражнение «Поздоровайся радостно»
2. Сказка «Случай в лесу»
3. Беседа «Что я чувствую»
4. Игра «Какой я»
5. «Настроение» – рисование
Занятие 2 – «Ласковые слова»
1. Этюд-приветствие
2. Упражнение «Дворец»
3. Игра «Собери облако»
4. Релаксационное упражнение «Мы – облака»
5. Этюд – прощание
Занятие 3 – «Настроение»
1. Этюд-приветствие
2. Упражнение «Кукла»
3. Игра «Уходи»
4. Игра «Иди ко мне!»
5. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»
6. Этюд – прощание
Занятие 4 – «Живая свеча»
1. Этюд-приветствие
2. Упражнение «Башни»
3. Игра «Уходи»
4. Игра «Испечем пирожок»
5. Релаксационное упражнение «Живая свеча»
6. Этюд – прощание
Занятие 5 – «Мои качества»
1. Этюд-приветствие
2. Беседа «Марионетки»
3. Игра «Король»
4. Игра «Березка»
5. Релаксационное упражнение «Гроза»
6. Этюд – прощание
Занятие 6 – «Мой домик»
1. Этюд-приветствие
2. Рисование «Я-взрослый»
3. Игра «Мой домик»
4. Релаксационное упражнение «Распустившийся бутон»
5. Этюд – прощание
Занятие 7 – «Я – сильный»
1. Этюд-приветствие «Эстафета хороших новостей»
2. Упражнение «Я-сильный»
3. Игра «Царевна Несмеяна»
4. Релаксационное упражнение «Зеркальный шар»
5. Этюд – прощание
Занятие 8 – «Самоуважение»
1. Этюд-приветствие «Эстафета хороших новостей»
2. Упражнение на дыхание
3. Беседа «Самоуважение»
4. Игра «Охотник и заяц»
5. Этюд – прощание
Занятие 9 – «Мое поведение»
1. Этюд-приветствие
2. Сказка «Не смей»
3. Обсуждение сказки
4. Рисование «Преврати злого в доброго»
5. Этюд – прощание
Занятие 10 – «Солнечный зайчик»
1. Этюд-приветствие
2. Упражнение «Настроение»
3. Игра «Пиктограмма»
4. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»
5. Этюд – прощание
Занятие 11 – «Мои поступки»
1. Этюд-приветствие
2. Упражнение «Холодно-жарко»
3. Игра «Попроси прощение»
4. Сказка «Котенок»
5. Этюд – прощание
Занятие 12 – «Краски»
1. Этюд-приветствие «Хрустальный шар»
2. Упражнение «Цветопись настроения»
3. Игра «Краски»
4. Релаксационное упражнение «Распустившийся бутон»
5. Этюд – прощание
Занятие 13 – «Мои друзья»
1. Этюд-приветствие
2. Сказка «Кто разбил графин»
3. Беседа «Как можно помочь себе признаться»
4. «Радость» – рисование
5. Этюд – прощание
Занятие 14 – «Лучики»
1. Этюд-приветствие «Хрустальный шар»
2. Упражнение «Коробка переживаний»
3. Игра «Волшебная подушка»
4. Релаксационное упражнение «Лучики»
5. Этюд – прощание
Занятие 15 – «Я и другие»
1. Этюд-приветствие
2. Упражнение «Это я, это я»
3. Упражнение «Зеваки»
4. Игра «Ласковый дождик»
5. Этюд – прощание
Занятие 16 – «Путешествие воздушных шаров»
1. Этюд-приветствие «Какие мы разные!»
2. Упражнение «Ветер и шары»
3. Упражнение на дыхание
4. Релаксационное упражнение «Тучка»
5. Этюд – прощание
Занятие 17 – «Конфликты»
1. Этюд-приветствие
2. Сказка «Ссора»
3. Беседа «Когда мы ссоримся»
4. Рисование «Кто я»
5. Этюд – прощание
Занятие 18 – «Дружба крепкая»
1. Этюд-приветствие
2. Упражнение «Ритм по кругу»
3. Игра «Поддержка»
4. Релаксационное упражнение «Путешествие на звезду»
5. Этюд – прощание «Костер дружбы»
Ожидаемые результаты обучения:
- Наблюдаются развитие умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих.
- Наблюдается формирование навыков произвольной саморегуляции, навыков общения с окружающими.
- Наблюдается снижение тревожности, повышение самооценки.
- Умеют работать в парах, подгруппах. Проявляют доброжелательное отношение к сверстнику, умеют выслушать, помочь по необходимости.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов:
Бальная система оценки по темам занятий и рейтинговая оценка успешности обучаемых от темы к теме 2 раза в учебном году, оценивается активность обучающихся на занятии, оценка изменения психо-эмоционального состояния производится по средствам психологической диагностики
Учебно-методические средства обучения
- Диагностический инструментарий психолога:
Цветные прогрессивные матрицы Дж.К. Равенна «Когито-Центр».
Методика Выготского-Сахарова.
Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву).
Методика В.М. Когана.
Исключение предметов (4-й лишний).
Методика «Кубики Кооса».
Методика «Установление последовательности событий».
Методика «СОМОР»
Методика «Контурный С А Т – Н»
Методика «Тест Рука» (модифицированный вариант для 3-11 лет).
Цифровой Тест Отношений (модифицированный вариант для 4-10 лет).
Методика «Эмоциональные лица».
- Сенсорная комната для занятий: Светлая сенсорная комната 2 этаж, комната № 10 – 16,4 кв.м.
Детская стол-ванна для игр с песком и водой
Дидактическая черепаха
Игровое тактильное панно «Ежик»
Мягкий модуль «Часики»
Пирамида
Полифункциональный набор «Гномик» – комплект мягких модулей
Сенсорная тропа для ног
Сухой бассейн
Игровая дорожка
Лента-гусеница
- Учебная комната для теоретических занятий – Учебное помещение – 2 этаж, комната № 61 – 16,3 кв.м.
Столы для занятий – 6 шт.,
Стол для педагога – 1 шт.,
Стулья – 10 шт.,
Школьная доска- 1 шт.
- Кабинет психолога и социального педагога- 2 этаж – комната № 54, – 15,3 кв.м.
Столы – 2 шт.,
Стулья – 4 шт.,
Компьютер – 1 шт.,
Принтер – 1 шт.,
Шкаф для литературы – 1 шт
Литература:
- Баряева Л.Б., Загребаева Е.В. Игровое панно «Ежик». Игры и занятия с детьм?