Эмоционально личностное развитие ребенка с нарушениями речи

Эмоционально личностное развитие ребенка с нарушениями речи thumbnail

Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящён ряд работ Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, В. И. Селивёрстова, Р. Е. Левиной и др. По мнению Р. Е. Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе. Оно всегда связано с личностью. С психикой конкретного индивидуума, со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатков речи в развитии и судьбе ребёнка зависит от природы дефекта, его степени, а также от того, как ребёнок относится к своему дефекту. [2,c.15]

При низком уровне языковой способности ребёнка наблюдается недостаточность коммуникативной активности, что, в свою очередь, усложняет процесс социальной адаптации. Дети с речевыми нарушениями отличаются рядом личностных особенностей. Обращает на себя внимание примитивность и бедность детских игр.

Постоянно находясь в коллективе, каждый играет отдельно от других. Общих детских игр очень мало. Довольно часто дети возбуждаются и начинают бесцельно носиться, наскакивая друг на друга.

По своим характерологическим особенностям детей с нарушениями речи можно разделить на 2 основные категории:

1.      дети с повышенной возбудимостью нервной системы;

2.      дети со склонностью к реакциям тормозного типа.

Первым детям свойственна быстрая смена настроения, эйфория, лёгкий переход от слёз к радости, благодушие, часто наблюдается неадекватная улыбка на лице, стремление к контакту с окружающими на доступном уровне, суетливость, двигательное беспокойство, отвлекаемость во время занятий и игр. При поверхностном знакомстве с такими детьми создаётся впечатление, что ребёнок будет старательно заниматься и даст хорошее продвижение. Однако чаще всего результаты оказываются неважными. Их любопытство не является «любознательностью», взгляд скользит ни на чем, не останавливаясь, они плохо запоминают, не делают выводов, внимание неустойчивое, продуктивность работы невысокая.

Дети, склонные к реакциям тормозного типа, проявляют однообразность эмоциональных реакций, у них, чаще всего, сниженный фон настроения, избирательные привязанности в еде, играх. (Игры только с «любимыми» игрушками, только с выбранными ровесниками), педантичное раскладывание игрушек только в определённом порядке, склонность к образованию стойких привычек, в приверженности ко всему старому, известному, заученному и отказе от трудностей, связанных с усвоением нового материала. Ломка привычного стереотипа у этих детей всегда происходит с большим трудом, вызывает протест, или пассивный уход в торможение. Эти дети не отличаются любознательностью, новые знания навязываются насильно, однако, раз усвоив материал, они запоминают его надолго. [1, с.96]

Успешность психокоррекционной работы с такими детьми зависит от соблюдения принципов её организации.

–          принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

–          принцип личностно-деятельностного подхода. Суть данного принципа состоит в том, что личность, выступая в качестве субъекта деятельности, сама формируется в ней. А также в общении с другими людьми. Поэтому вся коррекционная работа- по сути работа по моделированию жизни, созданию жизненных ситуаций;

–          принцип приоритета «причинной» коррекции. Важно устранять причины, порождающие ту, или иную симптоматику;

–          принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;

–          принцип комплексности. Суть его состоит в том, что при организации работы с такими детьми должно предусматриваться использование самых разнообразных методов и приёмов, включение детей в различные виды деятельности;

–          принцип опоры на зону ближайшего развития;

–          принцип активного привлечения ближайшего окружения к реализации коррекционной работы. [2, c. 31]

Коррекционная работа по развитию эмоционально — личностной сферы детей с нарушениями речи ведётся параллельно по 4 направлениям.

1.         Формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

2.         Формирование у детей умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т. е. формирование личностной рефлексии.

3.         Развитие умения находить в себе внутренние ресурсы для сопротивления жизненным трудностям, принимать ответственность за собственную жизнь, способности делать выводы.

4.         Адекватное ролевое развитие, а также способности к эмоциональной децентрации (развитие чувства эмпатии и сопереживания) и произвольной регуляции поведения. [3, c.24]

При организации коррекционно-развивающей работы используются следующие методические приёмы:

–          Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.

–          Психогимнастические игры. В этих играх формируется:

·                    принятие своего имени;

·                    принятие своих черт характера;

·                    принятие своего прошлого, настоящего и будущего.

–          Нейрогимнастические упражнения, которые способствуют улучшению процессов нервной деятельности, развитию правильной речи, коррекции поведения при гиперактивности и агрессивности, улучшают координацию движений.

–          Коммуникативные игры, игры направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и умения обеспечивать партнёра по общению вербальными и невербальными «поглаживаниями». Эти игры способствуют развитию умений сотрудничать и осознанию своей сферы общения.

–          Игры, и упражнения, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

–          Игры, направленные на развитие воображения: вербальные и невербальные игры, «мысленные картинки».

–          Релаксационные методы. Использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона; дыхательные техники; визуально — кинестетические техники.

–          Задания с использованием «терапевтических метафор». Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребёнка формируется «механизм самопомощи». [3,с.25]

Организация совместной деятельности по развитию эмоционально — коммуникативной сферы. «Поссоримся, помиримся»

Цель:

–          помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним;

–          формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды;

–          учить выражать негативные чувства в безопасной, символической форме.

Ход совместной деятельности

1. Упражнение «Поющее эхо»

Ведущий предлагает детям по очереди «пропеть» своё имя. Остальные дети дружно повторяют за «поющими».

2. Игра-драматизация «В гости куклы к нам пришли».

Ведущий демонстрирует детям двух кукол (мальчика и девочку), которые поссорились, и разыгрывает стихотворение И. Токмаковой «Ты меня заобижала».

Ты меня заобижала, а скажи зачем?

Леденец в руках зажала, я же весь не съем!

Я просил всего кусочек, капельку просил,

Осторожно уголочек я бы откусил.

Читайте также:  Медиками установлено что для нормального развития ребенок

Ну и что, что он английский этот леденец,

Был тебе я другом близким, всё, теперь конец.

Ты меня заобижала, уходи, пора.

Лучше б кошка забежала просто со двора.

Молока бы ей из кружки в блюдце бы налил,

О тебе, плохой подружке, сразу бы забыл.

3. Беседа:

–          Как вам кажется, куклам хорошо от того, что они поссорились?

–          Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы они опять дружили?

–          Вы ссорились когда- то? Приятно вам было?

Ведущий предлагает развеселить кукол, вместе с детьми поиграть в игру.

4. Игра «Непослушные мышата».

Ведущий исполняет роль мамы-мышки, дети — «непослушные мышата», «мышки — шалунишки», которые делают всё наоборот.

Непослушные мышата маму слушать не хотят.

— Ножками потопайте. Дети: «Нет, нет, нет».

— Ручками похлопайте. Дети: «Нет, нет, нет».

— Головкой покивайте. Дети: «Нет, нет, нет».

— Со мною поиграйте. Дети: «Нет, нет, нет». «Мама мышка» качает головой. -Ах, какие озорные, непослушные какие!

— Ножками не топайте, Дети: «Будем, будем»! (топают ногами).

— Ручками не хлопайте, Дети: «Будем, будем»! (хлопают руками).

— Головкой не качайте, Дети: «Будем, будем»! (качают головой).

— Со мною не играйте. Дети: «Будем, будем»! (прыгают на месте). [4, c.527]

5. Упражнение «Мирись-мирись».

Дети делятся на пары встают друг напротив друга. По сигналу ведущего (звонок колокольчика) дети показывают обиженных кукол. (Губы надуты и поджаты, брови нахмурены «домиком», руки на поясе). Затем по сигналу дети берутся за руки и повторяют считалку.

Солнце выйдет из-за тучек,

А ругаться нам нельзя

Нас согреет тёплый лучик.

Потому что мы друзья.

Литература:

1.         Логопатопсихология: Учеб. пособие для студ./ Под ред.Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской.- М.:Гуманитарный издательский цнетр ВЛАДОС, 2011.-284с.

2.         Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bd78a5d53b88521306d27_0.html — 2011.-48с.

3.         Пимпова,Т. В. Влияние педагогического стиля общения на развитие эмоциональной сферы дошкольника [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00320342_0.html -2013.-40с.

4.         Токарев А. А. Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога [Текст] / А. А. Токарев, Е. В. Данилова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 524–528. Режим доступа: [https://www.moluch.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, нет, Коррекционная работа, друг, кукла, нарушение речи, ребенок умения, совместная деятельность, тормозной тип.

Источник

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

Содержание:

Введение.

1.  Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.

2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

2.1 Причины нарушения развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

2.2. Коррекция эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

2.3. Оценка   эффективности коррекции эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

3. Заключение.

Введение.

     В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

    Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны, заняты. Особенно дети старших групп 5-7 лет, которые наряду с дошкольным учреждением посещают занятия по подготовке к школе, различные секции и кружки.

     Взрослые часто не задумываются, что развитие ребенка теснейшим образом связаны с особенностями его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития.

По мере взросления ребенок испытывает изменения в эмоциональной сфере; меняются взгляды на мир, на отношения с окружающими. Он учится контролировать свои чувства, но при этом эмоциональная сфера качественно не развивается. Только грамотное психологическое сопровождение дошкольника обеспечит максимальную реализацию имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

   Если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Они являются следствием повышенного темпа жизни и эмоциональных перегрузок. При этом следует отметить, что положительные эмоции надежно защищают детей от умственных перегрузок и приносят пользу как для физического, так и для психического развития.

     Вот почему необходимо ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, дать ему словесное наименование.

   Таким образом, формирование положительных эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы детей должна рассматриваться в качестве одной из основных задач воспитания.

  1. Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.

      Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети дошкольного возраста часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.

Характерной особенностью при нарушениях речи являются вторичные отклонения в физическом и психическом развитии детей. Ребёнок, с речевыми отклонениями не уверен в себе, тревожен, у него ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира.

Читайте также:  Делаем карточки для развития ребенка

Следовательно, такие дети нуждаются в дополнительных занятиях на развитие и коррекцию эмоционально – личностной сферы.

Вопросами о детях с отклонениями в развитии речи в частности занимались известные педагоги и психологи Филичёва Т. Б., Чиркина Г. В., Ткаченко Т.А., Волкова Л.С., Левина P.E., Каше Г.А., Лурия А.Б. и другие. Ткаченко Т. А. отмечает, что отклонение от нормы у таких детей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях один из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т. е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задание не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иначе, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительным, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости.

Волкова Л. С. в статьях о воспитании детей с нарушением речи описывала влияние детско – родительских отношений на воспитание детей с речевыми отклонениями. «Если у ребёнка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребёнка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, может выражаться активно и пассивно, но в  любом случае ребёнок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители сначала просят повторить за ним слово, потом умоляют потом требуют, в конце концов, ребёнка наказывают – ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребёнка словесных реакций, активно игнорируются или отвергаются.

2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

2.1 Причины нарушения развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

      Изучение  развития эмоционально-личностной сферы дошкольников с речевыми нарушениями проводилось в ГДОУ №16.

Каждый год в логопедическую группу поступают дети, имеющие различные формы нарушения речи. Чаще всего с такими формами, как фонетико – фонематическое нарушение речи, и реже общее недоразвитие речи.

За время работы выявлена существенная разница среди детей с правильной речью и детьми, имеющими недостатки в речи, в том числе: в поведении, детей во время игр, на занятиях, в общении со сверстниками, в общении со взрослыми. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

В начале каждого учебного года проводится развёрнутое психо –педагогическое изучение детей, включая изучение эмоционально – личностной сферы каждого ребёнка с нарушением речи.

Для изучения эмоционально – личностной сферы используются следующие методики:

  1. Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки.
  1. Тест на определение уровня самооценки «Лесенка» В. Шур.
  1. ТестДДЧ.
  2. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой.

По результатам всего обследования планируется коррекционно – развивающая работа, учитывается уровень интеллектуального развития ребёнка, речевого диагноза и особенностей эмоционально – личностной сферы.

Тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка наблюдается во всей системе дошкольного воспитания и обучения. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Логика подсказывает, что при всей важности коррекции познавательной сферы детей с нарушением речи должны быть занятия, которые знакомят ребёнка с ним самим, его внутренним возможностям о окружающими людьми, обучать ребёнка с недостатками речи формам общения вербального и невербального характера, развивать культурные навыки общения с детьми и взрослыми, учить быть заботливыми, внимательным к людям.

При проведении планового обследования эмоционально – личностной сферы дошкольников старшей группы выявлено, что ребёнок имеющий нарушение в речи, нуждается в развитии эмоциональной сферы.

2.2. Коррекция эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.

        Как справедливо указывал Л. С. Выготский и А. В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем   –   эмоциональной   сферы    и    интеллекта,    их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Для полного и комплексного психологического сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями использовалась программа И.А. Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет».

Основная цель программы – повысить осознание ребёнком свои эмоциональные проявления и взаимоотношения и тем самым обеспечить всестороннее развитие его личности, эмоциональный комфорт

В соответствии с этой целью были сформулированы следующие задачи:

–        Способствовать самопознанию ребёнка, помочь ему осознать свои характерные особенности и предпочтения.

–        Помочь ребёнку пережить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно значит, и дать ему словесное обозначение.

–        Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.

–        Воспитывать заботливое отношение к животным. -Вырабатывать   у   ребёнка   положительные   черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

–        Развивать творческие способности и воображение в процессе игривого общения.

Программа включает  разделы с указанием целей к каждому разделу, игры и упражнения соответствуют старшему дошкольному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному и любой ребёнок может развиваться в своём индивидуальном темпе.

Читайте также:  Развитие ребенка три четыре года

Данная психо – развивающая и психо – коррекционная работа, в рамках данного направления, осуществляется со всей группой детей, то есть не стояла проблема отбора детей в группу. Проведение подобной формы групповой работы даёт хорошие результаты. Дети сочетались по принципу дополнения, то есть с противоположными синдромами.

В качестве основного метода программы был взят метод сопереживания ситуации. Данный метод рассчитан на использование способности не только анализировать, но и чувствовать всё, что происходит с ребёнком. Он помог точно объяснить поведение ребёнка в той или иной ситуации.

В начале и в конце занятий использовались ритуальные игры, упражнения на сплочение детского коллектива. Почти каждое занятие завершалось созданием какого – либо рисунка

в индивидуальных альбомах, ведь детский рисунок – это итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знание и умение, полученные в ходе занятий.

Программа по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников «Давайте познакомимся», состоит из 5 разделов:

  1. «Я-Я» (формирование собственного Я).
  1. «Я – и другие» (формирование потребности в общении со сверстниками).
  2. «Я и мои эмоции» (развитие эмоции и адекватное их выражение).
  3. «Я и животные» (развитие заботливого отношения к животным).
  4. «Я и моя семья» (осознание ребёнком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений).

   При работе по этим разделам происходило постоянное психологическое развитие ребёнка. Пространство вокруг ребёнка начинало расширяться в него включались другие люди (родственники, взрослые). Дети научились определять настроения, владеть своими чувствами. Одной из целей работы было – постоянное подведение к самому сложному – пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

2.3. Оценка   эффективности    использования   программы предусматривала следующие моменты:

  1. проведение диагностического исследования два раза в год (в начале и в конце курса) с целью изучения эмоционально -личностной сферы и её динамики детей с нарушением речи;
  2. Участие педагогов и родителей в диагностическом исследование (наблюдение), которые помогают получить полную информацию о ребёнке;
  3. Формирование активной позиции родителей, то есть результаты психодиагностики в доступной, корректной форме доводятся до родителей. Родители получают консультации об успешности или неуспешности ребёнка на занятиях. Практика «Домашнего задания» для совместного выполнения с детьми.

4)        Составление практических рекомендаций по работе с детьми.

                  Работая с детьми, было замечено, что в одних и тех же условиях дети ведут себя по разному: одни заботливы, чутки, готовы тотчас прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть; другие равнодушны; третьи неуверенны и робки; четвёртые – агрессивны, по отношению к детям, могут ударить, отнять игрушку.

          Необходимо отметить полезность проведения работы с группой родителей, связанной с нарушениями в эмоционально-личностной сфере у детей с нарушением речи имеет место в своей основе нарушение детско – родительских отношений, и, следовательно, без положительного изменения этих отношений, работа с детьми будет недостаточно эффективной.

Работа с родителями велась в нескольких направлениях: с одной стороны – это консультирование по вопросам развития детей, родительские собрания, тренинги на проигрывание некоторых ситуаций. Особенно эффективно прошёл тренинг на тему «Эффективность общения с детьми», на котором родители проигрывали своё отношение к своим детям, учились правильному взаимодействию со своими детьми.

Формированы навыки  общения и уверенности; выработаны у ребёнка положительные черты характера скорректированы  нежелательные черты характера и поведения. А самое важное это достижение конечного результата – успешная интеграция ребёнка в общество сверстников и взрослых.

            Данная программа помогла детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожное состояние, страхи, которые препятствуют полноценному развитию личности. Дети научились открытому проявлению эмоций различными социально – приемлемыми способами. А также у них сформировалось потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Дети стали более внимательными по отношению друг к другу, осторожнее в подвижных играх, на прогулке.

3. Заключение.

Данная программа должна послужить отправной точкой для педагогов – психологов, специалистов, занимающихся воспитанием и обучением детей дошкольного возраста. По образцу представленного планирования каждый педагог -психолог может создать адаптированный материал к  детям, не имеющим нарушения в развитии речи.

Разработаны следующие рекомендации педагогам:

•  Учить детей использовать эмоциональные средства выражение роли во время игр, используя мимику, пантомимику. Для этого рекомендовать игры и упражнения на выражение различных эмоций из «Психогимнастики» Чистяковой.

• Создавать условия для участия детей в мнимых ситуациях, создаваемых взрослыми посредством мимики, пантомимы для развития воображения у детей умение играть с воображаемым предметом.

• Учить дошкольников отражать социальные взаимоотношения в игре, как необходимое условие для высокого уровня развитие эмоционально -личностной сферы и коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста.

Библиография.

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
  2. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, Детство-пресс,2004.
  3. Сергеенко Г.Н. Учимся, говорим, играем. Воронеж, 2006.
  4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Москва, Просвещение, 1989.
  5. Чистякова М.А. Психогимнастика. Москва, 1995.
  6. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста СПб, «Речь», 2003.

Источник