Эмоционально чувственное развитие ребенка

Эмоционально чувственное развитие ребенка thumbnail

Олеся Александровна Плюснина
Развитие эмоционально-чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста

Утром проснись и душой улыбнись

Всем улыбку дари, не стесняясь.

До друзей ты улыбкой своей прикоснись,

В путь с друзьями дневной собираясь.

А. Бойчук

Л. В. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка». Развитие эмоционально – чувствительной сферы детей является одним из условий их успешной социализации. На протяжении дошкольного возраста эмоции детей приобретают глубину и устойчивость. У детей старшего дошкольного возраста формируется умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыки управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения. В состав эмоциональной сферы мы включаем: эмоции, чувства, самооценку, тревожность.

К сожалению, дети чаще выражают и понимают отрицательные эмоции, чем положительные. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека.

Сущностью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является: выражение эмоциональных форм в социальной сфере; чувство долга развивается в эстетических, интеллектуальных и моральных чувствах на психическое и физическое состояние ребенка. Ребенок шестого года жизни – пленник эмоций. Детей старшего дошкольного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они ещё не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста связаны с удовлетворением нарастающей его любознательностью и ненасытной жаждой знаний. Эмоции – специфическая форма отражения окружающего мира. Поэтому они развиваются там, где природа, среда, предметы быта могут удовлетворить эстетическую потребность. Но и этого мало – необходимо целенаправленное включение дошкольникав разные формы деятельности: слушание, наблюдение, игра, пение, рисование. В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста: арттерапия (изобразительная, сказка, музыкальная); поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика); игротерапия, мелотерапия, ипотерапия, изотерапия. А что мы знаем о положительных эмоциях: радости и счастье? Об улыбке и смехе? Мы все любим порой посмеяться, но о настоящей пользе смеха мы можем только догадываться. Смех имеет больше пользы, чем мы предполагаем. Вот несколько примеров пользы смехотерапии,для детского организма:

– повышает уровень серотонина в организме, что делает его счастливым;

– укрепляет иммунную систему;

– выступает как метод лечения некоторых психологических заболеваний, расслабляет мышцы;

– успокаивает мозг, содействует положительным мыслям;

– балансирует кровяное давление и помогает пищеварению.

– уменьшает стресс, устраняет тревогу, беспокойство, агрессивность и т. д.

Веселый радостный ребёнок создает вокруг себя атмосферу счастья и прекрасного настроения у окружающих.Улыбнулись – и началась цепная реакция: настроение поднялось, энергия пошла в плюс, метаболическая память начала делать свое дело, рождаются новые клеточки, которые восстанавливают абсолютно все, а главное – работоспособность! И ребёнок создаёт сам себя, как волшебник, с помощью такого прекрасного состояния, как улыбка!

Смех – это настоящая дыхательная гимнастика. Когда мы смеёмся, у нас меняется дыхательный ритм (вдох делается более положительным, а выдох укорачивается, что резко улучшает кровоснабжение органов и тканей – для организма это равносильно прогулке в лесу или кислородному коктейлю. Следовательно, улучшается и самочувствие человека, и его настроение – организм смеющегося вырабатывает гармоны счастья. Исследования, осуществленные экспертами в этой сфере, неоднократно подтвердили, что смех положительно влияет на детскую психику и на гармонизацию развивающей личности в целом. А т. ж. специалисты обследования показали, что смех способствует повышению количества клеток – киллеров, которые убивают вирусы и уничтожают раковые клетки. Положительные эмоции улучшают работу иммунной системы. А т. ж. дети получают заряд положительных эмоций, радость и хорошее настроение в целом.

Установлена зависимость настроения: когда нам очень весело, хочется захлопать в ладоши. А мы знаем, что на ладони и пальцах рук находятся около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Энергично хлопая в ладоши, мы активизируем работу печени (безымянный палец, желудка (указательный палец, головы (большой палец) и т. д. Кроме того, на внутренней стороне ладоней расположено множество нервных окончаний, так что аплодисменты профилактика неврозов.

Источник

     Н   Эмоционально чувственное развитие ребенкаНа фоне прогрессивных изменений в сфере образования (внедрения ФГОС) мы видим, что существующая модель  воспитания меняется, несколько меняются и приоритеты воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях.

      С развитием эмоционально-чувственной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап ее развития, приходящийся на период раннего детства. Маленький ребёнок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и также быстро исчезают.

       Наша задача, как педагогам, помочь маленькому ребёнку  познать и испытать разные чувства и эмоции.

Развитие эмоционально-чувственной сферы у детей раннего возраста будет более успешным при следующих условиях:

  • Если с раннего возраста дети совместно со взрослыми будут обучаться способам выражения эмоций и приёмам саморегуляции;

  • Если в работе будут активно использоваться разнообразные формы и методы развития эмоциональной сферы в процессе воспитания и обучения, а также в повседневной деятельности;

  • Если в процессе развития эмоций будут задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса.

Я пришла к решению о проведении углублённой работы по развитию эмоций детей раннего возраста в моей группе.

          Решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит мне, как воспитателю , моему собственному настрою эмоциональности поведения и, в частности , своей речи, а также моё любовное отношение к детям. Планируя свою работу, я стремлюсь, чтобы каждому малышу было по-настоящему весело и радостно в течение всего дня в саду. Создавая эмоциональную атмосферу в группе, проявляю теплое, сердечное и эмоциональное отношении к каждому малышу, в готовности в любой момент прийти на помощь. Важнейший сигнал положительного эмоционального состояния ребенка – выражение радости (улыбка, смех).

       Особую роль в развитии эмоционально-чувственной  сферы играет подкрепление эмоциональной реакции ребенка соответствующим действием: если ребенок ласкается, его обнимаю и поцелую, если он шалит – выражаю недовольство. Данный компонент предполагает организацию эмоционально-значимого общения между детьми в группе, играющего определяющую роль в развитии эмпатии, умении выражать свои чувства.  Общаясь с малышом я организую контакт с ним «на уровне глаз».

       Своим примером я показываю детям доброго и внимательного отношения к окружающим, поддерживаю и поощряю положительные поступки детей.

Когда я разговариваю, объясняю малышам, то делаю это бодро, весело, ласково, чтобы вызвать ответные положительные эмоции, желание заниматься. Стихи, потешки читаю живо , выразительно, чётко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте. Пытаюсь быть всегда весёлой, улыбчивой, ласковой, изобретательной и терпеливой -это и есть обязательное условие моей успешной работы с малышами. В моей «педагогической копилке» всегда есть запас, занимательных игр, шуток, прибауток , загадок, игровых приёмов.

        Л.С. Выготский считал, что именно «игра является лучшей формой организации эмоционального поведения. Игра ребёнка всегда эмоциональна, будит в нём сильные ,яркие чувства, но она же учит ребёнка не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью».  Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев и др.)   Мне, как воспитателю непросто соединить игровую- эмоционально развивающую- деятельность с дидактически ориентированной целью. Организация сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр способствует и эмоциональному возбуждению, и расслаблению, и развитию общения, и социализации ребёнка и т. д. Эффективность дидактических занятий с детьми раннего возраста во многом зависит от эмоциональности их проведения.  

       Игра создаёт благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации.

Хочу поделиться опытом работы с (одним из моих игровых приёмов) ярким, красочным нетрадиционным материалом, который я использую в своей работе как одну из форм здоровье-сберегающих технологий. Это шарики Марблс, я много работаю над развитие общей и мелкой моторики рук, постоянно пытаюсь найти различный материал, который приводил бы воспитанников в восторг.  Эти яркие разноцветные шарики успешно можно применять для создания сюрпризного момента, для релаксации.  Работая с ними, у детей развивается память, мышление, внимание, воображение.  А еще,  немало важную роль они играют    в создании эмоционально — положительного настроения. Играя с шариками, дети улыбаются, радуются. Самая главная цель при использовании этих шариков — это развитие общей и мелкой моторики рук.

        Все перечисленные виды детской деятельности не только помогают детям понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей и дают представления о способах выражения собственных эмоций. Главное то, что дети моей группы развивают и совершенствуют способность адекватно управлять своими эмоциями.

         Все созданные условия эмоционально-чувственного развития детей моей группы сделает жизнь, эмоционально-насыщенной, поможет в решении задач социально-эмоционального развития, обеспечит эмоциональный комфорт ребёнка в условиях детского сада.

Источник

Оксана Юсупова, детский и подростковый психолог

Надо ли развивать у детей эмоциональную сферу? Зачем учить чувствовать себя, распознавать свои эмоции, зачем уметь чувствовать других? Самый главный ответ — это для их здоровья.

Как дети начинают подавлять чувства?

Дети до 3 лет очень хорошо умеют чувствовать себя и чувствовать окружающих. С одним человеком ребенок идет на контакт, с другим — нет. Они четко знают, чего они хотят, и переубедить в обратном их бывает очень сложно. Дети этого возраста умеют жить в свое удовольствие.

А с появлением садиков, школы в жизни детей это умение чувствовать себя не развивается, а наоборот, притупляется. Т.е. дети понимают, что какие-то сферы в жизни стоит развивать, а какие-то нет. И, к сожалению, умение чувствовать себя не развивается в рамках образовательной системы.

Но от этого эмоции и чувства ребенок не перестает испытывать. Просто он не разрешает их себе проявлять или даже чувствовать.

Да, дети уже в 4-5 лет могут запрещать себе злиться на кого-либо. И эта злость, которая появилась внутри как нормальная ответная реакция на какое-то неприятное событие, не выходит наружу, не перерабатывается, не осознается. Она блокируется внутри и ощущается ребенком как непонятный дискомфорт.

Представьте, вы надели туфли, которые вам давят, вы ходите, но испытываете дискомфорт. И в таком состоянии вы продолжаете работать, общаться с людьми, со своими любимыми. Но постоянно внутри вас ДИСКОМФОРТ. И, конечно, это отражается на вашем самочувствии, на вашей реакции на события, вы становитесь более раздраженными, срываетесь на собеседников.

Так же и дети, когда испытывают внутренний дискомфорт от непроработанных переживаний и эмоций, неосознанно ведут себя более вспыльчиво, агрессивно или капризно. Они чувствуют, что что-то не так, но не могут понять, в силу своего возраста, что именно с ними происходит и что делать.

Иногда эти эмоции влекут за собой реальное ухудшение здоровья.

Поэтому, прежде чем давать детям кучи лекарств, водить по врачам, иногда лучше сходить на одну консультацию к профессиональному психологу, который сможет увидеть его эмоциональное состояние и помочь без лекарств восстановить здоровье.

Как учить детей чувствовать себя и других?

Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.

Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.

«Это собачка. Она лает. Гав-гав», «Это стол — он твердый», «Это снег — он холодный» и т.д.

Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущается, что его вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.

«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься / грустишь / злишься …»

Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности — можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.

Главный момент — мы констатируем эмоции без оценки. Не хорошо или плохо. А называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.

Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.

Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие — это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции — это хорошо. Все эмоции — это естественная реакция организма на события во внешнем мире.

Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие / плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию — я плохой!»

И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и ненужными родителям.

Какие эмоции отрицают дети?

У разных детей разные эмоции попадают в разряд плохих, но чаще всего это: ревность, агрессия, страх. Иногда у мальчиков это забота, любовь.

Но эмоции, если появляются, не исчезают сами собой. Они остаются в теле в виде блоков, с которыми ребенок и идет во взрослую жизнь…

Знакомство с эмоциями, понимание, что испытывать их нормально – это первый и очень важный этап. Здесь нам помогут два несложных упражнения:

1. «Называть эмоции»

Каждый день называйте ребенку свои чувства, эмоции, эмоции других людей, называйте чувства, которые он сейчас испытывает, чувства, эмоции, которые испытывает персонаж мультфильма, фильма.

«Я вижу, ты сейчас злишься. Это нормально. Я тоже иногда злюсь».

«Малыш, я сейчас раздражена (объясните причину). Давай через 30 минут поговорим.»

«Папа радуется», «Бабушка уставшая», «Пес испугался», «Лунтик огорчен» и т.д.

Задавайте ему вопросы:

«Что у тебя сегодня в школе было самого смешного/грустного/странного?»

Уже через несколько дней, вы заметите, как дети станут быстрее находить и называть свои эмоции, будут нормально реагировать на эмоциональные состояния родителей.

2. «Угадай эмоцию»

Играть можно вдвоем, а можно всей семьей, с друзьями.

Сначала один человек показывает без слов эмоцию, а остальные должны угадать, что это.Для детей можно подготовить список эмоций, чувств, состояний, чтобы им было легче показывать.

Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, дети научатся быть более внимательными к себе. Они будут лучше чувствовать других людей — кому доверять, кому нет. А многие поведенческие проблемы будут решаться легче и быстрее.

Еще больше полезных советов для родителей на портале «Психология эффективной жизни».

А после подписки на сайте psy.systems каждый месяц совершенно бесплатно вы будете получать журнал с интересными и актуальными статьями — присоединяйтесь к нашему сообществу умных и активных людей!

Источник

Развитие эмоционально – чувственной сферы младших  

              дошкольников   средствами   искусства.

     Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В связи с тем, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве и играет решающую роль в становлении личности ребёнка, потому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень активной и важной. Об этом же писал К.Изард: “Эмоции организуют восприятие, мышление и действие”.

  Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

  Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребёнка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.

  Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребёнка в детском саду.

      Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребёнка, регуляции его психических функций и поведения в целом. Искусство, как специфическая форма познания деятельности вызывает сильный эмоциональный отклик, поэтому одним из приорететных направлений в развитии эмоциональной сферы является синтез искусств, дающий ребёнку раскрыться с помощью музыки, театра и художественного творчества.

  Совместная деятельность ребёнка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние не его эмоциональную сферу.

  Музыку называют “зеркалом души человеческой”, “эмоциональным познанием”(Б.М.Теплов), “языком чувст, моделью человеческих эмоций” (В.В.Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём м в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.

Особенности внешнего проявления эмоциональных сосотояний определяется по мимике, пантомимике и вокальной мимике. 

  Исходя из этого, была поставлена цель: развивать эмоциональную сферу ребёнка средствами мимики, пантомимики и интонации на музыкаллных занятиях.

 Работа над эмоциональным развитием детей опирается на возрастные возможности детей, используются сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение

  Я, как музыкальный руководитель  создаю условия для  обучения  детей умению передавать через мимику и пантомиму различное настроение человека, имитировать движения животных, птиц,  что развивает чувство ритма.

Детям очень нравятся игры, направленные на развитие эмоциональной экспрессии: они с охотой передают ситуации жизни животных, их повадки; эмоциональные состояния путём персонификации. Эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Например, игры – “Медвежата”, “Кошка и котята”, “Обезьянки и тигр”, и т.д.  Всем текстам соответствует музыкальное сопровождение, которое определяет эмоциональный характер движений. Удачно подобранное музыкальное произведение помогает ребёнку более глубоко проникнуть в содержание образа, способствует умению передавать свои чувства мимикой и пантомимикой.

  Для развития мимики предлагаю детям иллюстрации сказочных героев на определение эмоций, пиктограммы, соответствующие музыкальному образу, характеру музыки. Также в своей работе использую мимические этюды, помогающие устранять у детей эмоциональный зажим. Чтобы помочь детям преодолеть скованность и стеснительность, вношу разнообразные ритмопластические упражнения, которые развивают двигательные способности детей (ловкости, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации). Для развития мышечной свободы использую ритмопластические игры: “Мокрые котята”, ” Баба Яга”, “Мы ловим бабачек” и т.д.

     Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. 
   

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции: 

                                         Упражнение «Зеркало». 

   Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

  После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. 

 Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых. 
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта. 

Упражнение «Музыка и эмоции». 
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая – грустная, довольная, сердитая, смелая – трусливая, праздничная – будничная, задушевная – отчужденная, добрая – усталая, теплая – холодная, ясная – мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

                                   Упражнение «Способы повышения настроения».

    Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

                               Игра «Волшебный мешочек».

     Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один “волшебный мешочек”, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Игра «Лото настроений». 
     Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

                                Игра «Назови похожее».
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.                                       

С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то мы-воспитатели, музыкальные руководители, специалисты МБДОУ должны  восполнить эти пробелы и помнить , что эмоциональное благополучие ребёнка –главное условие его физического и душевного здоровья, а  положительные эмоции надёжно защищают детей от умственных перегрузок и приносят им только пользу !

Источник