Эмоции ребенок 5 лет

Эмоции ребенок 5 лет thumbnail

Эмоциональное развитие детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения

«Раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками или дефектности эмоционального общения с окружающими создает опасность нарушения последующего формирования личности», – эти слова известного детского психолога А.В.Запорожца заставляют задуматься о роли эмоций в структуре личности ребенка раннего и дошкольного возраста, о влиянии на развитие социальных эмоций.

Как показывают многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов эмоциональная сфера с первых дней пребывания ребенка в социальном мире берет на себя ведущую роль в развитии. Через эмоции ребенок принимает или не принимает взрослых, а позже и детей, через эмоции он усваивает первые моральные установки, по эмоциональным реакциям взрослого на его поступки он начинает накапливать опыт «правильного» и «неправильного» поведения. Ребенок подражает взрослым в формах выражения положительных и негативных реакций и берет их в свой социальный опыт.

По мере взросления у ребенка появляется потребность в разных формах выражения эмоций. И здесь уже без помощи взрослых ребенку трудно обойтись. Механизм подражания продолжает действовать, но в тоже время развивающееся мышление стимулирует ребенка к анализу своих и чужих поступков, он стремится делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Ответственность взрослых безмерно возрастает: что видит ребенок, как оценивает поведение, поступки взрослый – всё это закрепляет определенные формы поведения и реакции ребенка.

Ребенок в 3-4, а особенно в 4-5 лет уже способен различать эмоциональное состояние окружающих людей и учится адекватно оценивать свое поведение: пожалеть, поддержать или высказать свое недовольство по поводу эмоционального состояния взрослого или ребенка.

Перед взрослым встает задача обогащать социальный опыт ребенка и обучать его формам выражения эмоций и умению «считывать» эмоции у других людей, выстраивая собственное соответствующее поведение.

Такая работа происходит постоянно в повседневной жизни. Но каждый раз воспитатель должен помнить, что ребенок-дошкольник может еще не знать значения многих слов, которые нам кажутся вполне понятными. Например, что такое пожалеть? Как это пожалеть? Что конкретно нужно делать?

Один мальчик очень уверенно ответил на вопрос «Что такое сочувствие?»: «Это когда я сижу в своей комнате, а мама на кухне пироги печет и я чувствую их запах». Ребенку 5 лет!

Значит, развитие эмоциональной сферы личности ребенка следует выстраивать в нескольких направлениях:

– учить детей замечать разные эмоции по выражению лица, позы, общему поведению человека, постепенно усваивать их словесное обозначение;

– учить отвечать на эмоции разными способами, приобретать арсенал таких способов в процессе упражнений;

– учить понимать чувства другого человека и связывать их проявления с событиями, их породившими;

– учить предвосхищать возникновение разных эмоциональных реакций и выстраивать линию собственного поведения.

Для каждого из названных этапов в педагогике и психологии разработаны свои методы, которые следует применять, учитывая возрастные возможности ребенка.

Так, к примеру, первый этап начинается у ребенка очень рано, еще до осознания его: ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку, плачет, когда видит, что плачет взрослый. Здесь действует процесс подражания. Ребенок уже считывает эмоции, выраженные на лице взрослого, и учится их проявлять. На этом этапе ребенок пока не способен сопереживать другому человеку, он принимает на себя эмоции другого, всматривается в другого человека и по подражанию учится испытывать такие же эмоции. Уже здесь можно начинать учить ребенка реагировать на состояние другого человека: пожалей маму, не надо бить маму, маме больно, погладь ее по головке, поцелуй.

Это умение замечать разные эмоции будет продолжаться всю последующую жизнь человека и, конечно же, весь дошкольный возраст.

Так постепенно, переходя с одного этапа на другой, ребенок развивается эмоционально и начинает ценить положительные эмоции и избегать отрицательные.

Основными показателями развития социальных эмоций детей дошкольного возраста являются: освоение ребенком социальных форм выражения чувств, изменение роли эмоций в деятельности ребенка, формирование эмоциональных предвосхищений, формирование и развитие нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств.

Проанализировав практический опыт педагогов и психологов, можно выделить эффективные приемы и методы развития социальных эмоций детей дошкольного возраста: дидактические и сюжетные игры, сказкотерапия, музыкотерапия, арттерапия. Рассмотрим более подробно каждый прием, метод.

Прием игры. По мнению Г.А. Забудько, игра оказывает громадное влияние на чувства детей. Она привлекает детей, вызывает радость, восторг, волнение, удовольствие. В игре, ребенок, выполняя определенные роли, самоутверждается в ней, испытывает чувство гордости, получает эмоциональное удовлетворение. Позитивный эмоциональный тонус, положительные эмоциональные переживания, которые испытывает дошкольник в игре, помогает ему легко находить общий язык со сверстниками и доверять друг другу [1].

Например, можно с ребенком поиграть в игру «Походка». Эта игра подходит, как для детей младшего дошкольного возраста, так и для детей более старшего возраста. В игре ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить как клоун в цирке, как лев, как котенок и т.д. Затем ребенок загадывает какого-либо животного и походит его походкой, а другой ребенок по походке старается угадать, кого изображают. Данная игра формирует понимание людьми друг друга, толерантное отношение к другим, понимание, что нас много и все мы разные.

Метод сказкотерапии, по мнению А.Ю. Капской и Т.Л. Мирончика, является прекрасным средством совершенствования способов взаимодействия детей с окружающим миром. Сказки позволяют ребенку почувствовать состояние героев, сопереживать, испытывать положительные эмоции в ситуации сравнения себя с главными положительными героями сказок. При работе с детьми педагог использует «Часы сказок», литературные игры, викторины, драматизацию, разыгрывание сценок из сказки, музыкальное сопровождение (подбор более подходящей музыки к данной сказке), которые формируют у детей умения выражать свои мысли, эмоции и чувства в языке [2].

Читайте также:  Как рисует ребенок 5 лет

Для младших дошкольников больше подходят сказки про животных, о взаимоотношениях животных и людей. Дети в этом возрасте идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них. Например, сказка «Снегурочка». В сказке собачка Жучка помогает Снегурочке, спасает ее от диких зверей. Дети учатся помогать друг другу, не обижать других и не бросать друзей в беде.

Также, можно провести беседу по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят». Предложить вспомнить: «Когда герои этих сказок переживали горе? Как они справились с горем?»

Можно с детьми прочитать отрывок из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем – заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.

Метод музыкотерапии, по словам Е.А. Коссаковской, Т.Я. Дружинец, О.Н. Ситчихиной Г.М. Якименко, является одним из сильнейших орудий воспитания каждого человека. По их мнению, музыка, благодаря своим уникальным особенностям способна влиять на эмоциональное состояние ребенка, волновать, радовать, вызывать к себе интерес и обеспечивать глубокие эмоциональные переживания. На своих занятиях педагоги применяют элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в эмоциональном напряжении и расслаблении, учат детей распознавать эмоции, переданные композитором в музыкальном произведении (интерес, радость, грусть, гнев, страх и т.д.). Слушая музыкальные произведения, дети учатся выражать свои эмоции, чувства. Таким образом, музыка является прекрасным средством развития эмоциональной отзывчивости у детей [3].

Например: «Собери портрет – настроения». Данное музыкальное упражнение способствует закреплению знаний детей о частях лица и об эмоциях; снижению эмоционального напряжения; коррекции нежелательных черт характера. Детям предлагается прослушать отрывок музыкального произведения, где они пытаются определить его настроение. Затем на столе раскладывают части разных портретов. Дети должны обсудить и решить какую эмоцию вызвала у них музыка, потом подобрав нужные части: нос, глаза, рот, волосы, составить такой портрет, который соответствует выбранной эмоции.

Можно детям предложить упражнение «Настроение». Данное музыкальное упражнение учит детей выражать эмоции под музыку, с помощью движений и передачи цветом. Из корзинки с разноцветными бумажными лепестками каждый ребенок выбирает лепесток, соответствующий его настроению, и все вместе составляют один цветок (в виде ромашки). Заканчивают упражнение спонтанным «танцем настроения»: каждый ребенок сочиняет свои движения.

Также, с детьми можно прослушать пьесу П.И. Чайковского «Новая кукла». После детям задаются вопросы:

О чем вы думали, когда слушали музыку?

Что чувствовали?

Что хочется делать под такую музыку?

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

Делать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

В последнее время, по словам Н.Я. Михайленко, в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста широко применяют арттерапию. По мнению педагогов-практиков, арттерапия помогает снять нервное напряжение, избавиться от негативных и отрицательных эмоций. Педагог Н.Я. Михайленко подчеркивает, что арт-терапия – один из самых «мягких» способов снятия эмоционального напряжения, поднятия эмоционального тонуса у детей, и является психологическим и коррекционным приемом для снятия психического напряжения, тревожности, страхов. На ее занятиях дети учатся выражать свои чувства, эмоции с помощью красок, глины, песка, которые создают благоприятные условия для повышения позитивных эмоций у детей [4].

Например, можно рисовать картины «Радость», «Грусть» (под музыку) Задачи: выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти. Познакомив детей с эмоцией радости (грусти), предлагать им превратиться в художников и нарисовать картину на тему: «Радость» («Грусть»). Каждый рисует радость (грусть) так, как ему хочется, используя те цвета, которые считает нужными. Затем, рассматривая рисунки, обращать внимание детей на то, что желтый, оранжевый, красный цвета присутствуют на всех рисунках «Радости», а вот темные цвета: серый, черный, синий, фиолетовый помогают изобразить «Грусть».

Провести беседу с детьми: «Что такое радость?».

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:

– Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая.

– Радость – это когда праздник.

– Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.

– Радость – когда нет войны.

– У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

– Радость – это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»

Е.О. Смирнова отмечает, что методы и приемы, используемые педагогом для воспитания у детей гуманных чувств, должны способствовать развитию их эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном случае, понимая его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение [5].

Список литературы

  1. Забудько, Г.А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности / Г.А. Забудько // Дошкольная педагогика. – 2012. – №7 – С. 24-27.
  2. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников / А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик. – СПб. : Речь, 2008. – 96 с.
  3. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Е.А. Коссаковская. – М.: Просвещение, 2000. – 62 с.
  4. Михайленко, Н.Я. «Игры с правилами в дошкольном возрасте»/ Н.Я. Михайленко. – М.: Академический Проект, 2001.- 160 с.
  5. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду / Н.Я. Михайленко. – М.: Психологический Институт РАО, 2007.- 354 с.
  6. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 384 с.
  7. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2014. – №1. – С. 51-55
Читайте также:  Ребенку паспорт на 5 лет

Источник

  • Интересы: ребенок постепенно «отдаляется» от родителя и «открывается» сверстникам. С 3 до 4 лет ребенок все еще ориентирован на взрослого, но постепенно начинает проявлять все больше и больше интереса по отношению к детям.
  • Эмоции: дети постоянно испытывают эмоции, но до 4 лет еще не могут их распознать и описать – ни свои, ни окружающих. Ребенок начинает себя оценивать так, как это делали взрослые: он хвалит себя, описывает свои поступки, ругает себя. Развивается «сознательное послушание», ребенок понимает «что такое хорошо и что такое плохо», может отказаться от чего-то по просьбе взрослого. После 4-5 лет дети учатся распознавать свои эмоции, могут понять и описать как свои, так и эмоции другого человека.
  • Общение и коммуникация: через речь; в 3-4 года дети все еще чаще играют в «параллельную», независимую и предметную игру, больший акцент в игре делают на себя, а не на сверстниках. После 4 лет у большинства детей появляется потребность в настоящей дружбе со сверстниками: ребенок готов учесть желания другого человека и ради другого чем-то пожертвовать. Появляется сюжетно-ролевая игра, ребенок вовлекает в игру сверстников (очень важный этап творческого и эмоционального развития). Ближе к 5-6 годам дети начинают проявлять инициативу, а дружба основывается на взаимодействии. По-настоящему дети учатся дружить только ближе к начальной школе.
  • Социальное развитие: ребенок учится уступать, делиться, слышать другого. В 3-4 года появляются признаки эмпатии: ребенок начинает искренне сопереживать (а не повторяет за взрослым увиденные ранее действия типа погладить по голове, что есть в более раннем возрасте), искренне пытаться успокоить, помочь другому ребенку.
  • Важно для развития эмоционального интеллекта:
  1. Уделяйте время для разговоров с ребенком, терпеливо отвечайте на его вопросы, внимательно выслушивайте.
  2. Поощряйте общение с друзьями, создавайте для такого общения условия, отдавайте детей с задержкой речи на командные игры (желание общаться со сверстниками является мощным стимулом для развития речи и перевода пассивного запаса слов в активный).
  3. Проговаривать эмоции, описывать чувства (свои и ребенка), проигрывать в игре страхи
  4. Не стыдить за проявления чувств, не смеяться над эмоциями и страхами
  5. Дать время и возможность для свободной игры, не вмешиваться в игру, не поправлять.
  6. Дать свободу в проявлении творческих фантазий, не предлагать скопировать что-то, а поддержать воображение ребенка.
  • Игры: сюжетно-ролевая игра (в полицейских, в дочки-матери и тд): часто ребенок проигрывает те действия, которые его беспокоят, воспроизводят образы, полученные от просмотра мультиков и тд. Все еще (и до 5-6ти лет) обучение должно происходит в игровой форме. Если потребности в свободной сюжетно-ролевой игре удовлетворены, то ребенок спокойно в 7 лет переходит к учебной деятельности.
  • Повод для беспокойства: если ребенок сторонится сверстников, не общается с ними, избегает общения.

Интересно:

  • С 4-5 лет начинает проявляться творческое начало, ребенок не воспроизводит увиденное, а делает по-своему. В этот период многие дети увлекаются лепкой, рисованием, мастерят что-то, что они сами придумали.
  • К 4м годам ребенок начинает говорить сложными предложениями, комбинирует 4 и более слова, понимает сложные конструкции речи, обращенные к нему. Дети поют, разговаривают эмоционально, часто повторяют слова, фразы и звуки. К 5ти годам словарный запас ребенка превышает 2000 слов, ребенок понимает более 10 000 слов, речь грамматически правильная и понятна взрослому. Ребенок может рассказать историю с выраженным началом, комбинацией и концовкой, задает много вопросов о природе и жизни, ориентируется во времени (понимает понятия «завтра», «вчера», «утро», «позже» и тд)

Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.

Источник

Эмоциональное развитие ребенка – одна из важнейших задач воспитания. Но не для всех родителей это является очевидным фактом: уделяя повышенное внимание физическому и интеллектуальному развитию своего ребенка, такие родители склонны абсолютно игнорировать его эмоциональную сферу. Они рассматривают эмоциональные проявления как нечто краткосрочное, нерациональное и малозначимое. Иногда, по их убеждению, максимум, что можно сделать – это научить ребенка жестко контролировать свои эмоции. И подобный контроль, выработанный под влиянием родительских запретов на громкий смех, плач или ярко выраженный гнев, нередко оборачивается тем, что детские переживания оказываются подавлены, скрыты, загнаны внутрь.

Запрет на свободное выражение эмоций делает ребенка несчастным, подрывает его иммунитет, приводит к развитию неврозов и психосоматических заболеваний.

Что такое эмоциональное развитие ребенка?

Эмоции – это не просто позитивно или негативно окрашенные отклики на сигналы из внешнего мира. Эмоциональные переживания представляют собой сложный процесс оценивания окружающей действительности. Это иная оценка, нежели та, которая производится холодным рассудком. Рациональный способ регуляции собственного поведения многим людям представляется идеальным вариантом. Но человек, руководствующийся в своих поступках исключительно доводами разума, во многом проигрывает, особенно когда дело касается социальной сферы.

Читайте также:  Найз для ребенка 5 лет

Умение эмоционально оценивать ситуацию очень важно в повседневной жизни. Дети с нарушениями эмоционального развития испытывают трудности с налаживанием коммуникаций и установлением долгосрочных личностных связей, они невосприимчивы к социальным ожиданиям и нюансам межличностных отношений. Такой ребенок оказывается в социальной изоляции, он чувствует себя подавленным и одиноким, и это не может не отразиться на всех сферах его деятельности.

Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, ребенок должен научиться управлять собственными эмоциями и правильно считывать эмоциональные состояния других людей. Умение распознавать свои и чужие эмоции не является врожденной способностью. Здесь требуются знания, опыт и определенный уровень развития.

Малыш, растущий в эмоционально обедненной среде, лишен возможности отслеживать чужие реакции и получать адекватную оценку собственным эмоциональным проявлениям. Чтобы наработать багаж знаний в эмоциональной сфере, ребенку требуются партнеры по совместным переживаниям: родители, члены семьи, сверстники, другие люди. Важно также, чтобы эмоции, проживаемые ребенком в дошкольный период, были разнообразны по характеру – это позволит наработать хороший эмоциональный опыт и составить более полную картину окружающей действительности.

Особенности эмоциональной сферы детей 5-6 лет

Дети старшего дошкольного возраста в целом имеют спокойный эмоциональный фон восприятия. Их чувства все еще непроизвольны и переменчивы, но восприятие уже не столь аффективно окрашено, как у малышей. Дошкольники 5-6 лет способны предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют предугадывать оценку взрослых – похвалу или неодобрение – и переживают по этому поводу. Детям удается успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение. Некоторые трудности возникают при идентификации грусти, и еще тяжелее дается дошкольникам распознавание испуга и удивления.

Пытаясь определить настроение человека, пятилетний ребенок руководствуется в основном выражением лица собеседника, не придавая особого значения позе и жестикуляции. Родителям стоит учитывать, что в этом возрасте ребенок все еще плохо осознает свои чувства и почти не умеет владеть собой. Его эмоции ярки, мгновенно вспыхивают и быстро затухают. За бурным весельем могут последовать неожиданные слезы, а через минуту на лице снова появится улыбка. Взрослым не следует заострять внимание на быстрой смене настроения ребенка – эмоциональная стабильность придет со временем.

Старшие дошкольники уже преодолели первый этап социализации и способны к сотрудничеству с другими людьми. Находясь в группе сверстников, они умеют считывать чужие эмоции и адекватно реагировать на переживания своих друзей. Им понятны нормы и правила, они следуют им, хотя личные желания и потребности, симпатии и антипатии имеют все же решающее значение. Детям старшего дошкольного возраста уже хорошо известно чувство сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по отношению к близкому человеку. В отличие от трехлетних малышей старшие дошкольники не провоцируют сознательно конфликтных ситуаций. Не имея достаточно веской причины идти на конфликт, пятилетний ребенок будет избегать острых ситуаций.

Роль родителей в эмоциональном развитии ребенка

Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, состоит не в том, чтобы научить дошкольника контролировать свои чувства и следовать неким установленным нормам выражения эмоций – тем более, что старший дошкольник способен управлять своими переживаниями лишь до определенной степени. От родителей требуется не искоренить «неудобные» эмоции ребенка, а научиться перенаправлять их в нужное русло, а также создать благоприятную среду, в которой дошкольник не будет испытывать эмоционального голода и стрессовых перегрузок. Ребенок очень зависим от условий, в которых воспитывается. Нарушить его эмоциональное равновесие и вызвать далеко идущие последствия могут различные перекосы во внутрисемейных отношениях: чрезмерная опека, граничащая с истерией, предпочтение одного ребенка другому, односторонняя привязанность к одному из родителей и т. п.

Родители должны позаботиться, чтобы общий эмоциональный фон в семье оставался позитивным, с преобладанием положительно окрашенных эмоций. Но и негативные переживания из жизни ребенка исключать не стоит. Во-первых, абсолютно оградить от них свое чадо все равно не получится. Во-вторых, в малом объеме отрицательные переживания полезны для становления личности. Они мотивируют ребенка к активной деятельности и преодолению препятствий, позволяют получить разнообразный эмоциональный опыт. Главное, чтобы негативные эмоции не были слишком интенсивными, длительными и частыми.

Эмоциональные способы воздействия на ребенка не должны выбираться спонтанно и зависеть от настроения родителя. Важно, чтобы при оценке поступков дошкольника и регулировании его поведения «метод пряника» был превалирующим. Отчуждение как форму неодобрения нужно использовать нечасто – только в случае особо серьезных проступков.

Ребенку важно не просто чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей, но и слышать словесные выражения любви. Старший дошкольник легко путается даже в собственных чувствах и эмоциях. Ему не всегда удается замечать их, правильно идентифицировать и облекать в слова.

Родитель может помочь своему ребенку разобраться в личных эмоциональных переживаниях с помощью вопросов: «Ты расстроился из-за того, что…?», «Тебе обидно, потому что…?», «Ты обрадовался, когда…?». Только от родителей зависит насколько полной и эмоционально насыщенной будет жизнь ребенка. Для ребенка основным источником эмоций является общение с другими людьми. Дошкольник должен иметь возможность свободно и полно контактировать с окружающим миром. Но способствуя эмоциональному развитию ребенка, нельзя переусердствовать. Сильные и разнообразные, пусть даже и положительные, эмоции могут утомить кого угодно. А маленькому ребенку тем более требуется периодический отдых от самого себя – от насыщенных чувств и интенсивных переживаний.

Источник