Эмоции ребенка в 4 года

  • Интересы: ребенок постепенно «отдаляется» от родителя и «открывается» сверстникам. С 3 до 4 лет ребенок все еще ориентирован на взрослого, но постепенно начинает проявлять все больше и больше интереса по отношению к детям.
  • Эмоции: дети постоянно испытывают эмоции, но до 4 лет еще не могут их распознать и описать – ни свои, ни окружающих. Ребенок начинает себя оценивать так, как это делали взрослые: он хвалит себя, описывает свои поступки, ругает себя. Развивается «сознательное послушание», ребенок понимает «что такое хорошо и что такое плохо», может отказаться от чего-то по просьбе взрослого. После 4-5 лет дети учатся распознавать свои эмоции, могут понять и описать как свои, так и эмоции другого человека.
  • Общение и коммуникация: через речь; в 3-4 года дети все еще чаще играют в «параллельную», независимую и предметную игру, больший акцент в игре делают на себя, а не на сверстниках. После 4 лет у большинства детей появляется потребность в настоящей дружбе со сверстниками: ребенок готов учесть желания другого человека и ради другого чем-то пожертвовать. Появляется сюжетно-ролевая игра, ребенок вовлекает в игру сверстников (очень важный этап творческого и эмоционального развития). Ближе к 5-6 годам дети начинают проявлять инициативу, а дружба основывается на взаимодействии. По-настоящему дети учатся дружить только ближе к начальной школе.
  • Социальное развитие: ребенок учится уступать, делиться, слышать другого. В 3-4 года появляются признаки эмпатии: ребенок начинает искренне сопереживать (а не повторяет за взрослым увиденные ранее действия типа погладить по голове, что есть в более раннем возрасте), искренне пытаться успокоить, помочь другому ребенку.
  • Важно для развития эмоционального интеллекта:
  1. Уделяйте время для разговоров с ребенком, терпеливо отвечайте на его вопросы, внимательно выслушивайте.
  2. Поощряйте общение с друзьями, создавайте для такого общения условия, отдавайте детей с задержкой речи на командные игры (желание общаться со сверстниками является мощным стимулом для развития речи и перевода пассивного запаса слов в активный).
  3. Проговаривать эмоции, описывать чувства (свои и ребенка), проигрывать в игре страхи
  4. Не стыдить за проявления чувств, не смеяться над эмоциями и страхами
  5. Дать время и возможность для свободной игры, не вмешиваться в игру, не поправлять.
  6. Дать свободу в проявлении творческих фантазий, не предлагать скопировать что-то, а поддержать воображение ребенка.
  • Игры: сюжетно-ролевая игра (в полицейских, в дочки-матери и тд): часто ребенок проигрывает те действия, которые его беспокоят, воспроизводят образы, полученные от просмотра мультиков и тд. Все еще (и до 5-6ти лет) обучение должно происходит в игровой форме. Если потребности в свободной сюжетно-ролевой игре удовлетворены, то ребенок спокойно в 7 лет переходит к учебной деятельности.
  • Повод для беспокойства: если ребенок сторонится сверстников, не общается с ними, избегает общения.

Интересно:

  • С 4-5 лет начинает проявляться творческое начало, ребенок не воспроизводит увиденное, а делает по-своему. В этот период многие дети увлекаются лепкой, рисованием, мастерят что-то, что они сами придумали.
  • К 4м годам ребенок начинает говорить сложными предложениями, комбинирует 4 и более слова, понимает сложные конструкции речи, обращенные к нему. Дети поют, разговаривают эмоционально, часто повторяют слова, фразы и звуки. К 5ти годам словарный запас ребенка превышает 2000 слов, ребенок понимает более 10 000 слов, речь грамматически правильная и понятна взрослому. Ребенок может рассказать историю с выраженным началом, комбинацией и концовкой, задает много вопросов о природе и жизни, ориентируется во времени (понимает понятия «завтра», «вчера», «утро», «позже» и тд)

Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.

Источник

Разве не тогда я приобретал все то,

чем я теперь живу, и приобретал так

много, так быстро, что во всю

остальную жизнь я приобрел и

одной сотой того? От пятилетнего

ребенка до меня- только шаг.

Л.Н. Толстой

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.

Возраст 4 – 5 лет -это и период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, ни на миг не прерывается созревание его интеллекта и эмоциональности.

Возраст с 4.5до 5 ,5 лет знаменуется новым уровнем постижения себя, других людей и окружающего мира, т.е. качественным скачком в формировании личности.

Осознание сложности происходящего вокруг него подготавливает ребёнка к выходу «период застенчивости»

. Ребенок осознает свои истинные возможности, познает неудачи, испытывает чувство стыда и страха и к 5-5,5 годам станет застенчивым. Именно, в этот период ребёнок нуждается в одобрении, поощрении, сочувствии, понимании, уважении и в любви родителей.

В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются:

 Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении.

 Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают.

 Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п.

 Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи. В возрасте 4-5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ). Это возрастные страхи и носят временный характер.

Не стоит при ребенке рассказывать страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем и почвой для страхов. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами (в сказке, игре, рисовании)

Чрезмерная опека в семье, постоянное нахождение ребенка рядом с взрослым, предупреждение каждого его самостоятельного шага способствует формированию страхов у ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности. Не дает сформироваться адекватной защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

 Интерес к ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со сверстниками. Совместные игры становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют. Все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

Игра.Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчики интересны игры в «военных, строителей, моряков, рыцарей, полицейских». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра

Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.

На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.Т.е. появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.

Символической формой игровой индивидуальной деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. В рисование постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения.

Помните, что ребенок уже способен долго и увлеченно заниматься тем, что ему интересно, и ему бывает очень трудно прервать свою игру. Поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать ребенка заранее.

Общение со взрослыми и сверстниками.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками, они активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Нередко ребенок многократно обращается с одним и тем же вопросом к взрослому, чтобы докопаться до волнующей его темы. У детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, о чем говорят многочисленные жалобы воспитателю, о том, что кто-то делает что-то не правильно или не выполняет какое-то требование. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.

Активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Характерна избирательность в общении, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.

В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность, что оказывает влияние на развитие образа Я ребенка.

Эмоциональная сфера.

Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности.Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых.У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Они радуются похвале, но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду.

Ранимость ребенка 4-5 лет- это не проявление индивидуальности, а особенность возраста. На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности.

Уважаемые родители!! Вот что вы можете сделать для поддержки и полноценного развития ребенка в этом возрасте:

1. Будьте открытыми к вопросам ребенка, интересуйтесь его мнением, стимулируйте его самому находить ответы на интересующие его вопросы.

2. Уделяйте время для познавательных бесед с ребенком.

Читайте им познавательную литературу.

Четырехлетний ребенок часто задает вопрос:”Почему? “Ему очень интересно познавать окружающий мир, обсуждать с Вами увиденное, слушать Ваши рассказы о морях и океанах, животных, истории из жизни людей.

3. Отвечая на вопросы детей, не пытайтесь объяснить все научно. Постарайтесь формулировать мысль более простым языком. Например, на вопрос ребенка о том, почему бывает гроза, вы не говорите о статическом электричестве, достаточно сказать, что тучи столкнулись друг с другом.

4. Дети этого возраста обожают наряжаться, переодеваться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше одежды и всяких предметов. Дети с удовольствием перевоплощаются, играют роли, представляя себя врачом, артистом, певцом. Изображают пение, танцуют, лечат друг друга.

5. Сверстник становится интересен как партнер по играм. Участие взрослого полезно, если дети сами его приглашают в игру или добровольно соглашаются на его участие. Сюжет и ход игры дети определяют сами, а так же распределяют роли. Это плюс игры, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность.

6. В этом возрасте дети обожают путешествовать.

Побольше гуляйте с ними за пределами садика. Водите в интересные места.

7. После 4 лет ребенок начинает интересоваться буквами, цифрами.

Но не загружайте сильно ребенка.

Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом.

8. Вам как его родителям важно понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помните, что запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

9. По возможности вместо запретов предлагайте альтернативы. Например: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги (ватмане)». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест.Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его злость и обиду по этому поводу.

10. Говорите ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают его поступки. Вместе с ним разбирайте сложные этические ситуации. А главное, сами живите в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

11. Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерная критика, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, мстительность, страх перед наказанием, а также пассивность, неуверенность и отсутствие инициативы.

12. Предоставьте ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. По возможности не оценивайте творчество ребенка ни положительно, ни отрицательно – пусть он оценит это сам.

13. Обеспечьте ребенку возможность совместной игры с другими детьми. Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Помните, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками.

Памятка для родителей

Родитель – пример для подражания.

Важно!

• Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший! ») .

• Отвечать на все вопросы детей полно и доступно.

• Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим .

• Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.

• Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения.

• Читать различную литературу, учить стихи.

• Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы.

• Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства.

Нельзя!

• Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты – плохой).

• Отдалять от себя ребенка.

• Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения.

• Оставлять вопросы детей без ответа.

Источник

Эмоциональное развитие детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения

«Раннее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками или дефектности эмоционального общения с окружающими создает опасность нарушения последующего формирования личности», – эти слова известного детского психолога А.В.Запорожца заставляют задуматься о роли эмоций в структуре личности ребенка раннего и дошкольного возраста, о влиянии на развитие социальных эмоций.

Как показывают многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов эмоциональная сфера с первых дней пребывания ребенка в социальном мире берет на себя ведущую роль в развитии. Через эмоции ребенок принимает или не принимает взрослых, а позже и детей, через эмоции он усваивает первые моральные установки, по эмоциональным реакциям взрослого на его поступки он начинает накапливать опыт «правильного» и «неправильного» поведения. Ребенок подражает взрослым в формах выражения положительных и негативных реакций и берет их в свой социальный опыт.

По мере взросления у ребенка появляется потребность в разных формах выражения эмоций. И здесь уже без помощи взрослых ребенку трудно обойтись. Механизм подражания продолжает действовать, но в тоже время развивающееся мышление стимулирует ребенка к анализу своих и чужих поступков, он стремится делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Ответственность взрослых безмерно возрастает: что видит ребенок, как оценивает поведение, поступки взрослый – всё это закрепляет определенные формы поведения и реакции ребенка.

Ребенок в 3-4, а особенно в 4-5 лет уже способен различать эмоциональное состояние окружающих людей и учится адекватно оценивать свое поведение: пожалеть, поддержать или высказать свое недовольство по поводу эмоционального состояния взрослого или ребенка.

Перед взрослым встает задача обогащать социальный опыт ребенка и обучать его формам выражения эмоций и умению «считывать» эмоции у других людей, выстраивая собственное соответствующее поведение.

Такая работа происходит постоянно в повседневной жизни. Но каждый раз воспитатель должен помнить, что ребенок-дошкольник может еще не знать значения многих слов, которые нам кажутся вполне понятными. Например, что такое пожалеть? Как это пожалеть? Что конкретно нужно делать?

Один мальчик очень уверенно ответил на вопрос «Что такое сочувствие?»: «Это когда я сижу в своей комнате, а мама на кухне пироги печет и я чувствую их запах». Ребенку 5 лет!

Значит, развитие эмоциональной сферы личности ребенка следует выстраивать в нескольких направлениях:

– учить детей замечать разные эмоции по выражению лица, позы, общему поведению человека, постепенно усваивать их словесное обозначение;

– учить отвечать на эмоции разными способами, приобретать арсенал таких способов в процессе упражнений;

– учить понимать чувства другого человека и связывать их проявления с событиями, их породившими;

– учить предвосхищать возникновение разных эмоциональных реакций и выстраивать линию собственного поведения.

Для каждого из названных этапов в педагогике и психологии разработаны свои методы, которые следует применять, учитывая возрастные возможности ребенка.

Так, к примеру, первый этап начинается у ребенка очень рано, еще до осознания его: ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку, плачет, когда видит, что плачет взрослый. Здесь действует процесс подражания. Ребенок уже считывает эмоции, выраженные на лице взрослого, и учится их проявлять. На этом этапе ребенок пока не способен сопереживать другому человеку, он принимает на себя эмоции другого, всматривается в другого человека и по подражанию учится испытывать такие же эмоции. Уже здесь можно начинать учить ребенка реагировать на состояние другого человека: пожалей маму, не надо бить маму, маме больно, погладь ее по головке, поцелуй.

Это умение замечать разные эмоции будет продолжаться всю последующую жизнь человека и, конечно же, весь дошкольный возраст.

Так постепенно, переходя с одного этапа на другой, ребенок развивается эмоционально и начинает ценить положительные эмоции и избегать отрицательные.

Основными показателями развития социальных эмоций детей дошкольного возраста являются: освоение ребенком социальных форм выражения чувств, изменение роли эмоций в деятельности ребенка, формирование эмоциональных предвосхищений, формирование и развитие нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств.

Проанализировав практический опыт педагогов и психологов, можно выделить эффективные приемы и методы развития социальных эмоций детей дошкольного возраста: дидактические и сюжетные игры, сказкотерапия, музыкотерапия, арттерапия. Рассмотрим более подробно каждый прием, метод.

Прием игры. По мнению Г.А. Забудько, игра оказывает громадное влияние на чувства детей. Она привлекает детей, вызывает радость, восторг, волнение, удовольствие. В игре, ребенок, выполняя определенные роли, самоутверждается в ней, испытывает чувство гордости, получает эмоциональное удовлетворение. Позитивный эмоциональный тонус, положительные эмоциональные переживания, которые испытывает дошкольник в игре, помогает ему легко находить общий язык со сверстниками и доверять друг другу [1].

Например, можно с ребенком поиграть в игру «Походка». Эта игра подходит, как для детей младшего дошкольного возраста, так и для детей более старшего возраста. В игре ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить как клоун в цирке, как лев, как котенок и т.д. Затем ребенок загадывает какого-либо животного и походит его походкой, а другой ребенок по походке старается угадать, кого изображают. Данная игра формирует понимание людьми друг друга, толерантное отношение к другим, понимание, что нас много и все мы разные.

Метод сказкотерапии, по мнению А.Ю. Капской и Т.Л. Мирончика, является прекрасным средством совершенствования способов взаимодействия детей с окружающим миром. Сказки позволяют ребенку почувствовать состояние героев, сопереживать, испытывать положительные эмоции в ситуации сравнения себя с главными положительными героями сказок. При работе с детьми педагог использует «Часы сказок», литературные игры, викторины, драматизацию, разыгрывание сценок из сказки, музыкальное сопровождение (подбор более подходящей музыки к данной сказке), которые формируют у детей умения выражать свои мысли, эмоции и чувства в языке [2].

Для младших дошкольников больше подходят сказки про животных, о взаимоотношениях животных и людей. Дети в этом возрасте идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них. Например, сказка «Снегурочка». В сказке собачка Жучка помогает Снегурочке, спасает ее от диких зверей. Дети учатся помогать друг другу, не обижать других и не бросать друзей в беде.

Также, можно провести беседу по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят». Предложить вспомнить: «Когда герои этих сказок переживали горе? Как они справились с горем?»

Можно с детьми прочитать отрывок из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем – заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.

Метод музыкотерапии, по словам Е.А. Коссаковской, Т.Я. Дружинец, О.Н. Ситчихиной Г.М. Якименко, является одним из сильнейших орудий воспитания каждого человека. По их мнению, музыка, благодаря своим уникальным особенностям способна влиять на эмоциональное состояние ребенка, волновать, радовать, вызывать к себе интерес и обеспечивать глубокие эмоциональные переживания. На своих занятиях педагоги применяют элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в эмоциональном напряжении и расслаблении, учат детей распознавать эмоции, переданные композитором в музыкальном произведении (интерес, радость, грусть, гнев, страх и т.д.). Слушая музыкальные произведения, дети учатся выражать свои эмоции, чувства. Таким образом, музыка является прекрасным средством развития эмоциональной отзывчивости у детей [3].

Например: «Собери портрет – настроения». Данное музыкальное упражнение способствует закреплению знаний детей о частях лица и об эмоциях; снижению эмоционального напряжения; коррекции нежелательных черт характера. Детям предлагается прослушать отрывок музыкального произведения, где они пытаются определить его настроение. Затем на столе раскладывают части разных портретов. Дети должны обсудить и решить какую эмоцию вызвала у них музыка, потом подобрав нужные части: нос, глаза, рот, волосы, составить такой портрет, который соответствует выбранной эмоции.

Можно детям предложить упражнение «Настроение». Данное музыкальное упражнение учит детей выражать эмоции под музыку, с помощью движений и передачи цветом. Из корзинки с разноцветными бумажными лепестками каждый ребенок выбирает лепесток, соответствующий его настроению, и все вместе составляют один цветок (в виде ромашки). Заканчивают упражнение спонтанным «танцем настроения»: каждый ребенок сочиняет свои движения.

Также, с детьми можно прослушать пьесу П.И. Чайковского «Новая кукла». После детям задаются вопросы:

О чем вы думали, когда слушали музыку?

Что чувствовали?

Что хочется делать под такую музыку?

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

Делать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

В последнее время, по словам Н.Я. Михайленко, в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста широко применяют арттерапию. По мнению педагогов-практиков, арттерапия помогает снять нервное напряжение, избавиться от негативных и отрицательных эмоций. Педагог Н.Я. Михайленко подчеркивает, что арт-терапия – один из самых «мягких» способов снятия эмоционального напряжения, поднятия эмоционального тонуса у детей, и является психологическим и коррекционным приемом для снятия психического напряжения, тревожности, страхов. На ее занятиях дети учатся выражать свои чувства, эмоции с помощью красок, глины, песка, которые создают благоприятные условия для повышения позитивных эмоций у детей [4].

Например, можно рисовать картины «Радость», «Грусть» (под музыку) Задачи: выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывают ощущение радости, а какие грусти. Познакомив детей с эмоцией радости (грусти), предлагать им превратиться в художников и нарисовать картину на тему: «Радость» («Грусть»). Каждый рисует радость (грусть) так, как ему хочется, используя те цвета, которые считает нужными. Затем, рассматривая рисунки, обращать внимание детей на то, что желтый, оранжевый, красный цвета присутствуют на всех рисунках «Радости», а вот темные цвета: серый, черный, синий, фиолетовый помогают изобразить «Грусть».

Провести беседу с детьми: «Что такое радость?».

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:

– Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая.

– Радость – это когда праздник.

– Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.

– Радость – когда нет войны.

– У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.

– Радость – это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»

Е.О. Смирнова отмечает, что методы и приемы, используемые педагогом для воспитания у детей гуманных чувств, должны способствовать развитию их эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном случае, понимая его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение [5].

Список литературы

  1. Забудько, Г.А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности / Г.А. Забудько // Дошкольная педагогика. – 2012. – №7 – С. 24-27.
  2. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников / А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик. – СПб. : Речь, 2008. – 96 с.
  3. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Е.А. Коссаковская. – М.: Просвещение, 2000. – 62 с.
  4. Михайленко, Н.Я. «Игры с правилами в дошкольном возрасте»/ Н.Я. Михайленко. – М.: Академический Проект, 2001.- 160 с.
  5. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду / Н.Я. Михайленко. – М.: Психологический Институт РАО, 2007.- 354 с.
  6. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 384 с.
  7. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2014. – №1. – С. 51-55

Источник