Эмоции и развитие речи ребенка
Роль эмоциональной сферы в развитии речи дошкольника
М. Морозова,
г. Екатеринбург, МБДОУ
Аннотация, ключевые слова:
В статье представлен опыт работы логопеда по речевому развитию дошкольников. Особый акцент автор статьи сделала на роли эмоциональной сферы в речевом развитии детей.
Дошкольное детство – это особый период В процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом.
Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе, именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и таким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша. Как показывает опыт работы в ДОУ, из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Работа, направленная на эмоциональное развитие детей, независимо от того, проводится ли она родителем или педагогом, дома или в детском учреждении, очень важна и актуальна. Наши дети познают мир через яркие образы. Многие свойства, обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.
Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. Ф.А. Сохин неоднократно подчеркивал, что получаемые ребенком новые впечатления, знания, представления останутся «невыразимыми» в речи, если они не закрепятся в слове.
Эмоциональное развитие дошкольников, понимание эмоционального состояния других людей зависит от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоционального состояния и их внешнего выражения. В период дошкольного детства, на примере персонажей литературных произведений дети учатся определять и сравнивать основные черты характера героев рассказов, сказок, выражать своё отношение к делам и поступкам -это способствует формированию у детей устойчивого интереса, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Самый лучший способ – это игры построенные на сюжетах разных художественных произведений. Сказки, пословицы и поговорки развивают эмоциональную сферу ребенка, способствуют развитию и формированию его эмоциональной лексики.
Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что облегчает детям задачу перевоплощения. Герои сказок помогают детям глубже осознать эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее. В игровой деятельности и в непосредственно образовательной деятельности ребенку предлагаются карточки с графическим изображением эмоций: радости, горя, страха, гнева, удивления.
Яркая демонстрация горя и радости – в сказке К. Чуковского «Федорино горе». Читая ребенку произведение (или отрывок), где Федора переживает уход посуды (мы предлагаем найти карточку с изображением горя), а потом описание Федориной радости (ребенок находит карточку с изображением радости).
Сказка С. Михалкова «Три поросенка», ярко описывает эмоции страха. Сказка Л. Н. Толстого «Три медведя» – эмоции гнева. Эти же сказки можно показать, как театрализованное представление. В возрасте 2,5-4 лет, дошкольники очень любят что-то изображать, и это положительно влияет на эмоциональное развитие и как следствие развитие речи дошкольников.
Мною сделана подборка игр, которые позволяют ребенку понять, как связаны между собой различные настроения:
Игра «Настроение»: ребенок садятся на стул. Взрослый бросает мяч и называет определенное настроение. Ребенок, в свою очередь, бросает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например: добрый – злой;
веселый – грустный; ясный – мрачный; тихий – громкий; красивый-страшный; теплый – холодный; сильный – слабый; молчаливый – общительный.
Игра «Расскажи стихотворение»( чистоговорку, пословицу) следующим образом: громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.
Игра «Зеркало»: предложить ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»- громко, спокойно, шепотом, со скоростью улитки, как робот.
Игра «Повтори фразу»: предложить ребенку произнести фразу (например: “У меня есть собака”), радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.
Так же положительную динамику дают психогимнастические упражнения (по Е.А.Пожиленко). Они не только укрепляют и стимулируют мышечный аппарат, но и способствуют развитию пантомимических и мимических движений, например в рамках лексической темы «Дикие и лесные животные» дети с помощью педагога изображают походку и движение диких лесных животных (зайца, лисы, медведя, волка, белки), а затем рассказывают по каким признакам узнали животное.
Главной особенностью дошкольного возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре дети через восприятие и последующее обсуждение произведений, учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра и в себя.
Использование методов и приёмов, направленных на развитие эмоциональной сферы и обогащению процесса коммуникации детей с нарушением речи благотворно влияет на формирование эмотивности – отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживанием других людей, способствует компетентности в межличностных отношениях между детьми. Происходят положительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.
Список литературы
1.И.Ю.КондратенкоФормирование эмоциональной лексики у дошкольников С.Петербург «Каро» 2008г
2.Е.В. Каракулова «Коррекция системного недоразвития речи с учётом формированияэмоциональной сферы у дошкольников» г.Екат-бург 2012г.
3. Т.Ю.Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с ОНР». С-Петербург «Детство-Пресс» 2009г.
4.1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
5. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов
6. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985
Источник
Тема выступления из опыта работы: «Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста».
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик
Поделись улыбкою своей
И она не раз к тебе ещё вернётся
Сегодня, в современном мире, в круговороте пестреющих как листы отрывного календаря событий, где идет борьба за материальное благополучие и духовную удовлетворенность, нам взрослым хочется быть причастным к чуду счастья. Мы хотим иметь семью, где рожденный малыш будет доставлять нам приятные хлопоты, радость и быть опорой в старости.
Мечты родителей видеть своего ребенка идеальным во всех отношениях, на мой взгляд, наполнены романтизмом, так как мой жизненный опыт наблюдает оборотные стороны сверкающего лучика мечты. Это подтверждается тем, что не только в нашей стране, но и во всем мире сегодня в педагогических обществах обсуждаются вопросы глубины содержания образования и воспитания. Для современной эпохи стало характерно понятие «кризис детства», где главным стало потеря идеальной формы понимания нравственных, моральных, этических качеств. Почему в душе ребенка вместо цветущий розы счастья растут колючки? Почему взрослым легче и спокойнее, не замечать причины незаметной внешне, но глубоко-духовной болезни детей. Почему папы самоустраняются от воспитания своих детей?
Список вопросов можно пополнять долго. Чтобы не было таких вопросов нужно с раннего возраста уделять самое серьезное внимание ребенку, беречь его психику. Известно, что именно в раннем возрасте наилучшим образом развиваются многие психические функции. Проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: Сейчас к семи годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь ясно выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко – буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше ребенок начнет овладевать речью, тем комфортнее он будет себя чувствовать для дальнейшего развития.
«Изучение каждого предмета передается ребенку, усваивается ими, выражается всегда в форме слова. Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от коренного недостатка при изучении всякого другого предмета… Тут нет педагога с его мимикой и интонацией, которое могли бы показать, что главное, что второстепенное». (Из книги: «Мудрость воспитания»).
Эмоции признаны первичными формами психической жизни, центральным звеном в психическом развитии личности. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку. Так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складываются на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Прежде чем приступить к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. Это подтверждается на практике моей работы в ясельной группе детского сада. Второй год с моими малышами мы занимаемся развитием речи. Их возраст 2-3года, по уровню общения разговорной речью детей можно поделить на три группы: хорошо говорящие; средне говорящие; начинающие. Причин по отставанию детей от своих сверстников в активной речи может быть несколько субъективных и объективных. Но непреложным остается тот факт, что все мои дети в первую минуту встречи со мной, няней , медсестрами и другими взрослыми ,распахнув глазки ,ждут от нас эмоционального положительного контакта с ними. Поэтому при утреннем приеме детей уделяю внимание свой речи, чтобы она была яркой, ласковой, грамотной ,а мимика лица выражала радость при встречи с ребенком. Так же обнимаю каждого из них, но не проявляю излишнюю напористость, чтобы ребенок доверился мне и психологически успокоился для приветствия и общения со сверстниками и взрослыми. Здесь же использую и такие приемы, как переодевание в костюмы сказочных героев, например, в лису, Мальвину, зайчика, Петрушку для полного эмоционального раскрепощения малыша в виде восторга, удивления, узнавания, общения.
Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно вести себя, а как нельзя. Поэтому обучение малышей развитию речи возможно только в игре и когда затронуты положительные эмоции ребенка, иначе он просто отвернется или уйдет. И еще важным моментом является то, что занятия основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям, словам. Когда знакомлю детей с новыми играми, когда учу одевать куклу, убаюкивать зайчика, строить из кубиков, катать машинку за веревочку, умываться, плясать с мишкой и т.д., я осознаю, что ребенок наблюдает за мной, повторяет мои движения, слова, действия, а значит усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становиться более самостоятельным.
Подвижные игры, которые мы проводим, так же дают положительный и эмоциональный настрой. Дети с радостью бегают, прыгают, ползают и здесь же быстрее идет налаживание положительного контакта между детьми, развивается их речь. Они с удовольствием помогают зайчику согреть лапки, перейти мышке через ручеек, погулять с куклой в коляске и т. д.
Среди малоподвижных игр, по моему мнению, достойное место занимают игры «контакт руками». Из этой серии, например, такие как «Хлопушка», «Коготки- царапки», « Найди, где спрятано?» они помогли мне наладить с детьми индивидуальной длительный контакт для общения.
Провожу с детьми дыхательные упражнения, такие как «Ветерок», «Снежинка», «Кораблик», « открой картинку» для развития высоты и силы голосовых связок.
Развитие речи ребенка тесно связано с эмоциями во время заучивания потешек, стихов, песен. В связи с этим я разработала свой проект на тему:
«Потешки о животных» и стихи о животных-2010г., а в 2011году разработала другой проект на тему «Цирк». Все это помогает мне в работе по развитию речи, как наглядное пособие. Благодаря этому, мы с детьми подражаем голосам животных, их походке и повадкам, работаем над мимикой лица.
Такое перевоплощение дает детям возможность быстрее и непринужденно заучить потешку, стишок и сохранить положительные эмоции.
Большое значение в формировании положительных эмоций и в развитие речи
имеют наблюдения на прогулке. Через беседу о живой и неживой природе ребенок познает окружающий мир, учиться сравнивать. Здесь по возможности так же использую потешки, стихи, песни, загадки.
Провожу с детьми игры на сопереживание, сочувствие, оказание помощи, например, «Оторвали мишке лапу», «Доктор лечит больных животных» и др.
Ценность этих игр в неповторимости эмоциональных переживаний каждого ребенка в отдельности.
Многое будет зависеть то того, насколько интересно организованны сюжетно-ролевые игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. В этих играх ребенок перевоплощается, примеряет на себя роль мамы, папы, парикмахера, ведет диалог со сверстниками, развивает сам сюжет игры. Это помогает ребенку выразить свои эмоции, обогатить словарный запас слов, строить грамотно речь, находить контакт с детьми.
Важным значением в развитии речи имеют игры на развитие мелкой моторики рук: игры с крупой, фасолью, мозаикой , а так же пальчиковая гимнастика.
Почетное место занимают дидактические игры. Провожу с детьми
игры « Чудесный мешочек», « Кто как кричит», « Чей малыш?» « Фруктовое лото». Добиваюсь от ребенка четкого произношения слов и знакомлю с новыми словами по картинкам.
В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому нужно стараться отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи.
Таким образом эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
В каждом человеке и звере, каждой птице живёт маленький тёплый, солнечный зайчик. И если ко всякому живому существу отнестись с добром, то в нём, этот солнечный зайчик проснётся, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увидишь, как всё будет хорошо!
Список рекомендуемой литературы:
*Артемова Л.В.Театрализованные игры дошкольников.- М..: Просвещение, 1991.
*Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра.- Ростов – на – Дону : Феникс , 2003.
*Щеглова В. Кукольный театр в творческих играх детей // Дошкольное воспитание.-1970.-№5.-с.40-43.
*Бабынина Т.Ф. Игровые пальчики. – Набережные Челны, 2008.
* Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника.- М.:Просвещение , 1985
* Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с художественной литературой. – – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 176с
* Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.-1987.
Источник
Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка» Подготовила: Воспитатель ОКУЗ СДР Будякова А.И. Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста по¬зволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Человечество как будто заново откры¬ло его величайшую «тайну»: его слабость и несовершенство, по сути, явля¬ются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности. Особый интерес представляет развитие речи маленьких детей. Вспом¬ним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребёнок про¬износит примерно 10 слов, в 2 года – 300-400 , а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 , и более слов. Ребёнок познаёт грамматический строй язы¬ка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложнопод-чиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы, их ко¬личество и т.д. Было бы ошибкой предполагать, что всё это приходит к ребёнку спон¬танно, само собой. Решающие условия его жизни, т.е. общение, обучающие воздействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, попадают в особые условия жизни. Здесь нет близких им людей, круг получаемых впечатлений ограни¬чен, постоянно пребывание в коллективе, недостаточное общение со взрос¬лыми – все это влияет на поведение, развитие, здоровье детей, отягощенных к тому же неблагоприятным анамнезом. Дети в домах ребенка – это чаще всего дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, забо¬левания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность и т.п. Многие дети, поступающие из социально неблагоприятных семей, име¬ют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с небла¬гоприятным биологическим анамнезом. Дети домов ребёнка быстро устают и возбуждаются, они трудно при¬выкают к новым людям. Их поведению свойственна неустойчивость эмоцио¬нального состояния. Замедленно развитие высших психических процессов -памяти, внимания, мышления, воображения, в результате чего страдает фор-мирование активной речи. Поэтому самым важным в работе воспитателя дома ребенка является индивидуальное эмоциональное общение с каждым ребенком, удовлетворе¬ние потребности в новых разнообразных впечатлениях, двигательной актив¬ности, ярких положительных эмоциях. Если между взрослым и ребенком устанавливается тесная, интимная связь, если ребенок чувствует любовь, тепло, ласку, он становится спокой¬ным и уверенным, доброжелательным, активным, контактным и самостоя¬тельным. Я работаю с детьми в возрасте от 1.5 до 4-хлет. В группе 15 чело¬век. Это все дети, поступившие из социально неблагополучных семей, имеют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с неблаго¬приятным биологическим анамнезом, что влечёт за собой перинатальное по¬вреждение ЦНС различной степени тяжести. В моей группе есть дети с син¬дромом двигательных нарушений, с гидроцефальным синдро¬мом, с эписиндромом. В поздний восстановительный период все синдромы ведут к задержке психического, статико-моторного и речевого развития. Исследования проводила с группой детей в возрасте от 1,5 лет до 3 лет. Для анализа эмоционального развития детей я использовала показатели, которые предлагает Л.Н.Павлова в своей книге «Раннее детство: ¬познавательное развитие» К.Л.Печора в книге «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Чтобы определить, наделен ли ребенок указанными эмоцио-нальными качествами, я наблюдала за детьми в течение дня: как они играют, каким образом вступают в общение, как и на что реагируют, что их интересует, какими эмоциональными средствами выражают свою индивидуальность. Исследование показало, что развитие эмоциональной сферы детей не¬достаточна, в течение дня эмоциональное состояние детей неуравновешенно, поведение детей характеризуется особой импульсивностью, повышенной возбудимостью, у них легко могут проявляться чувства гнева, агрессивного отношения к другим детям; не сформированы личностные качества: сочувст¬вие, жалость к другому лицу, стремление утешить другого, поделиться иг¬рушкой; при общении дети не пользуются активной речью, жестами, мими¬кой, эмоциональные реакции не достаточно яркие и разнообразные. Малыш находится во власти своих чувств: эмоции возникают по лю¬бому поводу, поэтому я стараюсь в работе уделить особое внимание каждому ребенку, поддержать хорошее настроение в течение дня. При организации занятий учитываю уровень развития детей а так же индивидуальные особенности каждого ребенка. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности неодинаков. Детям которые легко выполняют задания, и предлагаю задания более трудные, но чтобы они решались детьми самостоятельно. Другие дети ждут помощи, поэтому я ста¬раюсь их поддержать, поощрить во время занятия. Знания индивидуальных особенностей каждого ребенка группы помогает мне найти нужный подход во время занятий. В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким .сочувствие к сверстника; ребенок адекватно реа¬гирует на оценку своих действий взрослим. Ярко проявляются познаватель¬ные интересы, которые малыш активно выражает при общении со взрослым, а так же первые волевые качества (стремление к результативности действий). Ребенок, сталкиваясь с трудностями, проявляет настойчивость, Хотя его дей¬ствия сопровождаются отрицательными эмоциями ( кряхтит, морщится, по¬хныкивает). В такие моменты я стараюсь ребенка поддержать, осторожно подсказать правильный способ действий, вызвать желание преодолеть за¬труднение, а не отказаться от попыток. Я стараюсь научить действиям, кото¬рые приведут к желаемому результату, поощрить возникающие положитель¬ные эмоции, научить получать удовлетворение от собственных самостоя¬тельных действий. Для детей второго года жижи характерна обостренность восприятия. Ничто не проходит их внимания: животные, птицы, транспорт, игрушки, ук¬рашения на платье и др. Все это очень важно для малыша: мозг его получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако нужно помнить, что обучение маленьких детей отличается неповторимым своеобра¬зием: у них не только нет мотивов для учебной деятельности, но и отсутст¬вуют осознанные, произвольные действия, необходимые для обучения, а ус¬воение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного за¬поминания. В том возрасте заставить малыша быть внимательным нельзя, но заинтересовать можно многим. Поэтому все занятия я провожу в игровой форме так, чтобы вызвать у детей интерес к поставленной задаче, положи¬тельные эмоции. Игра позволяет ребенку запомнить то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было интересно. Дети раннего возраста внушаемы, им легко передается настроение ок¬ружающих. Повышенный, раздражительный тон, резкие переходы от ласки к холодности, крику отрицательно влияют на поведение малыша. Конфликт¬ная, тревожная, неблагоприятная атмосфера обычно способствует формиро-ванию у малыша повышенной тревожности, фиксацией на отрицательных эмоциональных состояниях, раздражительности, что приводит к задержке и деформации развития. В условиях дома ребенка зависимость малышей от взрослых очень ве¬лика. Поэтому мы стараемся создать в группе атмосферу положительного эмоционального климата, при котором каждый ребенок чувствует заботу о себе, внимание и любовь. Дети домов ребенка, обделенные любовью матери, нуждаются в ласковом обращении, интимном контакте, нежных прикоснове¬ниях. Поэтому важнее значение имеют игры направленные на установление тесного эмоционально-цепового контакта, которые я провожу на всех заняти¬ях. Такие игры лучше проводить с малышом на полу или держа ребенка на руках, на коленях, ласково обнимая, поглаживая ручки, ножки, пальчики ма¬лыша. Это могу быть игры с потешками («Еду, еду, к бабе, к деду», «Ох ты, моя девочка, золотая белочка», «Водичка водичка, умой мое личико»): игры колыбельные («Спи, моя радость, усни!»); Игры с зеркалом («Кто у нас такой пригожий?»); Игры с прятаньем («Где же, где же наша детка?») и др. Для малыша все имеет значение: и выражение глаз, и улыбка, и чуткие спокойные руки, и мягкий., ласковый голос взрослого. Я, общаюсь с ребен¬ком, стараюсь нести тепло и ласку, говорить со сменой интонации и мимики. Мимика, движение являются непосредственным выражением внутреннего состояния чувств человека. Интонация человеческого голоса передает эмо¬циональное отношение людей к смыслу произносимых ими слов. Часто, еще не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют на ее интонацию, эмоциональным настрой, легко их улавливают и заражаются та¬ким же настроением. Детям очень нравится, когда я пою песни. Пение для детей позволяет создать для детей определенный эмоциональный настрой – приподнятый, ра¬достный, или. напротив спокойный, умиротворенный; установить тесный контакт между ребенком и взрослым. Речь взрослого должна быть образцом для подражания. Поэтому я ста¬раюсь говорить с детьми неторопливо, отчетливо, выразительно, четко отде¬ляя одно слово от другого паузой, не пользоваться только упрощенными предложениями. Но главное в общении ребенка со взрослым простота, ис¬кренность, задушевность- Доброжелательность в сочетании с разумной тре¬бовательностью ласковость в сочетании со сдержанностью, становится на¬правляющими силами воспитателя. Все это вызывает у ребенка чувство за¬щищенности спокойствия. Общаясь со взрослыми, дети учатся у них правильно реагировать на явления и события окружающей жизни, эмоционально откликаются на раз¬личные ситуации. Развитие речи детей 2-го года жизни зависит от эмоционального со¬трудничества взрослого и ребенка. В условиях дома ребенка, где развитие речи довольно часто затрудняется, особенно важно установить тесный кон¬такт, поднять эмоциональное состояние детей. Поэтому занятия по развитию речи я провожу из двух частей. Первая часть занятий направлена на установление тесного эмоционально-делового контакта взрослого и ребенка. В ней я учитываю основные пути развития эмоций. Пути развития эмоций | | Эмоционально-деловой контакт взрослого с ребенком | | Музыка Сюрпризный момент | | Фольклорные игры Игры, развивающие движение кисти | Подвижная игра с речевым сопровождением Вторая часть занятия направлена на речевое развитие и решает основ¬ные задачи занятия. Занятия, построенные таким образом, не только постепенно формиру¬ют речь ребенка, но и помогают ему установить контакт с воспитателем, ре¬бенок чувствует себя более уверенным, проявляет активный эмоциональный интерес к занятиям, становится более внимательным, сосредоточенным, ярко проявляет свои эмоции, использует мимику, жесты, эмоционально окрашен¬ные возгласы при общении со взрослым. В условиях дома ребенка очень важно, чтобы дети получали достаточ¬но впечатлений, чтобы жизнь малышей была наполнена яркими интересными событиями. Потому в течение дня мы проводим с детьми игры-развлечения, подвижные игры, игры с использованием музыки и муз. инструментов. В группе мы создаем все условия для удовлетворения и укрепления самой есте¬ственной потребности ребенка в разнообразной деятельности: смотреть, дви¬гаться, слушать, заниматься игрушками. В процессе активной деятельности происходит всестороннее развитие ребенка. Он все шире и глубже знакомит-ся с окружающим его миром. А в результате происходит формирование положительных эмоций, ребенок самоутверждается в своих возможностях. Ли¬шение возможности ребенка двигаться, заниматься каким-либо интересным предметом, вызывает у него чувство скуки, огорчение и развитие эмоций за¬тормаживается. Дети второго года жизни обожают прятаться, играть в догонялки, в иг¬ры, сопровождающиеся рифмованными текстами. На занятиях по развитию речи я провожу подвижные игры в сопровождении песенок, полешек и стихотворений, которые способствуют развитию эмоционального взаимо-действию ребенка со взрослым и с другими детьми, развивает умение слу¬шать и соотносить свои движения со словами песенки или потешки. Таким образом развивается понимание речи, формируется регулирующая функция речи, происходит развитие непроизвольной памяти. Это могут быть такие игры, как: «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бегали по до¬рожке», « Зайка беленький сидит и ушами шевелит». Дети раннего возраста особо чувствительно воспринимают все неиз¬вестное, потому на занятиях я провожу игры связанные с сюрпризным мо¬ментом. Неожиданное появление какой-либо новой, яркой игрушки вызыва¬ет у детей восторг, радость, интерес, желание еще раз пережить это состоя¬ние. Детям второго года жизни очень нравятся заводные музыкальные иг-рушки: их перемещение в пространстве, звуковое сопровождение. Музыка также вызывает у детей положительные эмоции, развивает эс¬тетическое восприятие. Музыка – один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческому чувству. Для эмоционального пережива¬ния маленьким ребенком музыки не достаточно, чтобы она была фоном. Му-зыка должна стать еще одним средством общения с детьми. Дети всегда должны видеть, что для взрослого музыка несет содержание, что вы вспомо¬гательные к ней, что она рождает определенный эмоциональный отклик. Произведения народного творчества заключают в себе большие по¬этические ценности. Малышам очень нравится ритм, рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные об¬ращения, игровые приемы потешек, песенок, прибауток. Стихи, прибаутки, поговорки, образные слова представляют собой ту ценную звуковую и рече¬вую среду, которая благоприятствует освоению языка, развитию восприим¬чивости к звучанию художественного слова, помогает воспитателю устано¬вить с ребенком в начале эмоциональный контакт, а затем и эмоциональное общение. В текстах потешек очень много слов, приближенных к детской ре-чи: киса, зайка, петя, что облегчает понимание текста ребенком. Кроме того большинство потешек построены в форме диалогов, этим они близки к раз¬говорной речи, более легкой для восприятия. И, наконец, потешки содержат много повторов, что улучшает их понимание. Потешки ценны не только потому, что доступны для восприятия ма¬ленького ребенка. Еще одно качество потешек, наличие большого количество ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чув¬ства рифмы, развитию фонематического слуха. Словом, потешки-готовые образцы речи, доступные детям, помогающие развитию речи и способст¬вующие формированию эмоциональной среды маленьких детей. На занятиях по развитию речи я использую в играх с малышами такие потешки, как : «Петушок, петушок», «Тили-бом! Тили-бом!», «Вышла ки¬сонька на мост» и др. Игры, развивающие движения кисти рук также способствует разви¬тию речи детей и установления эмоционального контакта взрослого и ребен¬ка. Талантливые люди из народа создавали такие детские потешки, как «Ла¬душка», «Сорока» и др., в которых мама заставляет работать пальцы ребенка. Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев, как речедвигательного органа. Тренировка таких движений пальцев рук стиму¬лирует и речедвижение. Поэтому на занятиях по развитию речи я использую игры, которые предусматривают соединения движения пальцев с речью: «Пальчик-мальчик, где ты был?», « Иваку-большаку-дрова рубить», «Паль¬чик о пальчик тук да тук» и др. Раннее соприкосновение с народным творчеством, с людьми, способ¬ными пробудить в душе эмоциональный отклик на ритм, музыкальность, об¬разность, поэтичность стихотворений обогащают чувства ребенка понимани¬ем добра, ласки, тепла. Способность чувствовать и переживать необходима человеку. Задача взрослых – сохранять и развивать в детях эту способность к живому эмоцио¬нальному переживанию, беречь её и направлять. И.Гофф написал метко: «Нельзя объяснять чувства – надо их показывать». Поэтому только человек с доброй, нежной душой, богатым духовным миром, с эстетическим вкусом, умением видеть в этой жизни прекрасное способен развивать в малышах эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности. В своей группе я стараюсь научить маленьких детей чувствовать, понимать, воспринимать все то прекрасное, что есть в жизни. Пусть не надолго, но я стараюсь заменить малышам маму: добрую, ласковую, понимающую, и они отвечают мне любовью и привязанностью. А это самый главный итог моей работы. В ходе своей работы я пришла к вводу, что формирование эмоцио¬нальной сферы маленьких детей в доме ребенка является одной из основных задач воспитания. Запаздывание в развитии эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств и как факт – к задержки в развитии речи. Второй год жизни – это сензитивный период развития речи. Важную роль играют специальные занятия, способствующие расширению понимания речи взрослого, формированию активного словаря ребенка, развитию позна¬вательной активности. Результаты моего исследования показали, что занятия по развитию ре¬чи достигнут своей цели, если они будут построены таким образом, чтобы в них учитывались основные пути развития эмоциональной сферы детей. В результате проведенных занятий показатели развития речи значи¬тельно выросли. Если в сентябре дети произносили отдельные слоги, пользо¬вались лепетом, в декабре легко подражали новым слогам, произносили от¬дельные облегченные слова, то в марте в их активном словаре уже есть не¬сколько облегченных слов, а запас понимаемых слов быстро расширяется. Уровень развития речи зависит от уровня развития эмоций: чем выше уровень развития эмоций – тем выше уровень развития речи. Поэтому главными задачами в развитии речи маленьких детей в доме ребенка будут: поддержание эмоционально-положительного состояние детей, расширение чувствительного опыта, накопление ярких новых впечатлений, развитие познавательных эмоций. Литература: 1.Фрухт Э. Л., Ямпольская Р.В. «Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка» М: «Просвещение» 1989 г. 2.Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г. «Раннее детство: познавательное развитие» М: «Мозаика-синтез», 2002 г. 3.Печора К. Л., «Дети раннего возраста дошкольных учреждений» М: «Гуманит. Издательский центр» ВЛАДОС, 2002 г. 4. Гербова В.В., Казакова Р.Г. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» М: «Просвещение», 1981 г. 5. Павлова Л. Н. «Раннее детство» развитие речи и мышления» М: «Мозаика-синтез», 2000 г. |
Источник