Экологическое развитие ребенка рыжова

Экологическое развитие ребенка рыжова thumbnail

ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»

Автор – Наталья Александровна Рыжова

доктор педагогических наук, кандидат биологических наук,

научный руководитель проекта «Мы и природа» (раннее экологическое образование) совместного пилотного проекта Департамента образования г.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей седой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношения к окружающему миру и система ценностей. Особое значение экологическое образование приобретает с точки зрения  реализации идей образования для устойчивого развития, в частности в рамках Десятилетия образования для устойчивого развития, объявленного ЮНЕСКО в 2005 году. В настоящее время практически все страны рассматривают раннее образование детей, его качество, содержание и методику работы с дошкольниками с позиций идей устойчивого развития.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель программы «Наш дом — природа» — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Необходимые предпосылки для реализации настоящей программы — организация в детском саду  работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой (которая в настоящее время является частью любой основной программы детского сада), экологизация всех видов детской деятельности, создание среды для общения детей с природой, подготовка педагогов, сотрудничество детей, родителей и педагогов, развивающее обучение на примерах ближайшего окружения. Экологическое образование рассматривается  не как отдельное направление работы дошкольного учреждения, а как неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка.  

«Наш дом — природа» является авторской программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Поскольку экология — это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях (особенно в старшем дошкольном возрасте). Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой, и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, умению видеть красоту и неповторимость природы, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, включая ресурсосбережение. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми от 2 до 7 лет. При этом педагог осуществляет отбор содержания блоков и строит свои занятия с учетом возраста дошкольников.  

Экологическое образование рассматривается как неотъемлемая часть общего образования. Программа ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании. В основе реализации программы положены интеграция и деятельность ребенка. Все  разделы связаны друг с другом, а завершающие темы являются обобщением предыдущих. Так, блок занятий «Лес» (сообщество) изучается после блоков «Растения», «Животные», «Почва», которые дают дошкольникам отдельные представления о живых организмах и их связях с окружающей средой. Выделяется 4 уровня программы. Первый уровень представлен блоком «Я и природа» и вводит ребенка в мир природы, знакомит с ее компонентами (водой, воздухом, растениями, животными и т. п.) и окружающей средой. На втором уровне каждый компонент  рассматривается отдельно (блоки «Волшебница вода», «Воздух-невидимка», «Солнышко, выгляни в окошечко», «Что у нас под ногами», «Почва – живая земля», «Что в  доме-природе растет», «Кто в доме-природе живет»). На третьем уровне (блок «Лесной дом») рассматриваются взаимосвязи живой им неживой природы. Четвертый уровень представлен блоком «Человек и природа» и посвящен проблемам охраны природы, ресурсосбережения, усвоению правил поведения в природе и в быту.

Читайте также:  Развитие игры у ребенка дошкольного возраста

Программа имеет эмблему в виде дома-природы, что отчасти объясняет ее название.

    

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя, родителей и детей. Конечной задачей программы является не усвоение ребенком биологических (экологических) знаний, а формирование у него основ экологической культуры, умения сопереживать природе и желания сохранить ее.    

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Как уже отмечалось, она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды и интегрированный подход в организации работы. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, игр, чтения книг, занятий по изобразительной, физической деятельности, на музыкальных занятиях и т. п. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей: проведению наблюдений, экспериментированию, театрализованной, музыкальной деятельности и т.д.

Предполагается творческое использование программы воспитателем: он может сам, с учетом времени, выделенного для занятий, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Кроме того, отдельные блоки могут служить дополнением к основным и дополнительным программам. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всем блокам.

Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание во всех регионах России, а часть методических рекомендаций известна также в Украине, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Израиле, Сербии, Финляндии, Швеции, Германии, Греции, Польше, США, Голландии и других странах.

ПРОГРАММА

1. Блок занятий «Я и природа»

Обучающий компонент. Что такое «природа». Солнце (свет и тепло), вода, воздух (ветер), растения, животные, почва как компоненты природы. Значение природы в жизни человека. Ребенок как часть природы. Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных и т.п.).

Воспитывающий компонент. Осознание ребенком значения природы в жизни человека и формирование у него бережного отношения к окружающему миру, формирование познавательного интереса, умения видеть красоту природы, эмоционального к ней отношения.

Блок занятий «Вода»

Обучающий компонент. Вода в природе, водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед, вода, пар). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни наземных растений, животных (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Водные растения, животные. Их приспособленность к жизни в воде. Использование воды человеком. Вода в нашем доме, необходимость экономии воды. Загрязнение водоемов и влияние этого фактора на жизнь растений и животных. Вода и наше здоровье.

Воспитывающий компонент. Осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Эстетическое восприятие воды в природе (красота рек, озер, капель росы, сверкающего снега).

3. Блок занятий «Воздух»

Обучающий компонент. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер — движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные (птицы, насекомые). Распространение семян растений ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром (на примере отдельных растений). Чистый и загрязненный воздух. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье.

Читайте также:  Ребенку 1 год 2 месяца развитие детей

Воспитывающий компонент. Знание источников загрязнения воздуха, понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья и понимание необходимости избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи предприятий и т.п.). Посадка растений на улицах, в детском саду и дома, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Воспитание отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.

4. Блок занятий «Солнце»

Обучающий компонент. Солнце — источник света и тепла. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных (на примере комнатных растений и животных уголка природы). Ночные животные, животные, обитающие под землей в условиях отсутствия или недостатка света, их особенности. Сезонные изменения в природе. Животные, обитающие в условиях холода и жары, их особенности. Природные зоны: тундра, тайга, широколиственные леса, степи, пустыни и т. п.  Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.

Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями с точки зрения обеспеченности их светом и теплом. Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота природы при разных условиях освещения (закаты, восходы Солнца).

5. Блок занятий «Камни, песок, глина»

Обучающий компонент. Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Песок и глина вокруг нас. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Животные и растения пустыни и других песчаных и глинистых мест обитания, приспособленность живых организмов  к жизни в таких условиях. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т.п.) и глину (посуда, строительный материал, дымковская игрушка). Разнообразие камней (горных пород, минералов) в природе. Знакомство с коллекцией камней. Отличительные признаки камней (твердые, не рассыпаются). Драгоценные и строительные камни. Горы и  их обитатели. Пещеры, вулканы.  

Воспитывающий компонент. Развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, изделий из камня). Воспитание бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам. Формирование эмоционального, бережного отношения к растениям и животным.

6. Блок занятий «Почва»

Обучающий компонент. Почва как верхний слой земли: «живая земля». Обитатели почвы (на примере дождевого червя, крота), их особенности и роль в формировании почвы. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком. Человек и почва. Необходимость охраны почвы.

Воспитывающий компонент. Выработка навыков ухода за растениями  в группе, дома, на территории детского сада (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, уход за комнатными растениями). Формирование бережного отношения к почве и ее жителям. Понимание значения почвенных животных в природе. Правила поведения при обработке растений и почвы.

7. Блок занятий «Растения»

Обучающий компонент. Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кустарники, травы, их характерные признаки. Части растений (корень, ствол, листья и пр.). Связь растений с насекомыми и другими животными. Растения — пища животных и человека. Развитие растений (на примере 1—2 растений ближайшего окружения). Влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые растения, растения первоцветы. Почему растения нуждаются в охране. Правила поведения по отношению к растениям.  

Воспитывающий компонент. Воспитание эстетического отношения к растениям, умения любоваться ими и бережно к ним относиться. Понимание роли растений в природе и в жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые растения.

8. Блок занятий «Животные»

Обучающий компонент. Основные отличительные признаки животных. Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных. Питание животных, способы передвижения. Места обитания, «жилище» животных (дупло, гнездо, нора). Сезонные изменения в жизни животных. Размножение животных на примере 1—2 видов, обитающих на территории края, области. Человек и животные.

Воспитывающий компонент. Воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями живого уголка. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «дома», местообитания. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Помощь животным, обитающим рядом с нами.

Читайте также:  Комплексные дефекты развития ребенка

9. Блок занятий «Лес»

Обучающий компонент. Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом (растений и животных, растений и растений, животных и животных). Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом, теплом). Лес как «дом» для растений и животных. Разные типы леса и их особенности (хвойные, широколиственные, тропические и т. п.).  Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов и т. п.). Лес и человек. Значение леса как части природы; его роль в жизни человека. Лес и наше здоровье. Причины исчезновения лесов на Земле. Охрана леса.

Воспитывающий компонент. Бережное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, сбора растений для букетов). Умение видеть красоту леса.

10. Блок занятий «Человек и природа»

Обучающий компонент. Обобщение знаний, полученных в процессе изучения предыдущих блоков. Природа как среда обитания, «дом» человека, животных и растений. Отношения современного человека с природой. Факты отрицательного и положительного воздействия человека на природу. Вымершие животные. Красные книги. Примеры рационального использования природы человеком. Создание заповедников. Охрана редких видов животных и растений. Древние люди и природа. Как жить в дружбе с природой.

Воспитывающий компонент. Закрепление правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту и навыков ресурсосбережения. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности, экологических праздниках, включая День Земли.

Источник

Экологическое образование в детском саду, Рыжова Н.А., 2001.
   
   В книге анализируется содержание и современное состояние экологического образования дошкольников в России, сделан обзор программ. Даются практические рекомендации по созданию развивающей предметной среды, работе с родителями, оценке окружающей среды, сотрудничеству детского сада с другими учреждениями и организациями, использованию “Экологического паспорта ДОУ”. Предлагаются педагогические модели организации работы в детском саду. Особое внимание уделено структуре и содержанию программы автора “Наш дом – природа”. В книге также даны примеры конспектов занятий с детьми и материалы для работы с родителями.
Для педагогов дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений, других организаций, работающих в области экологического образования детей.

Экологическое образование в детском саду, Рыжова Н.А., 2001

Возрастные особенности дошкольников и экологическое образование.
Специалисты выделяют в развитии человека ряд возрастов, каждый из которых представляет качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Л.С. Выготский рассматривал возраст как определенную эпоху или ступень развития, как известный, относительно замкнутый период, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Крайне важным является утверждение автора о том. что при переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, перестраивается и изменяется сам ход развития.

В ряде работ в качестве первой ступени системы непрерывного экологического образования рассматривается начальная школа. Однако экологическое образование в начальной школе не может заменить дошкольную ступень. Они дополняют, но не взаимоисключают друг друга. Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Экологическое образование в детском саду, Рыжова Н.А., 2001 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
– pdf – Яндекс.Диск.

Дата публикации: 22.01.2017 14:34 UTC

Теги:

учебник по экологии :: экология :: Рыжова

Следующие учебники и книги:

  • Глобальное потепление, Серов М.С., 2010
  • Растения и животные в детском саду и дома, Ердаков Л.Н., Ксенц Г.Н., 2006
  • Химическая безопасность и мониторинг живых систем на принципах биомиметики, Будников Г.К., Гармонов С.Ю., Медянцева Э.П., Евтюгин Г.Л., 2013
  • Промышленные и бытовые отходы, Хранение, утилизация, переработка, Гринин А.С., Новиков В.Н., 2002

Предыдущие статьи:

  • Экологическая азбука, Смирнова Н.З., 1996
  • Трибоэкология, Косов М.Г., Кузнецов А.П., 2013
  • Экология человека, Прохоров Б.Б., 2003
  • Экология, 9 класс, Алексеев С.В., 1997

Источник