Ээг у ребенка 2 года норма
Существует не так много диагностических методов, способных оценить состояние головного мозга и помочь в диагностике неврологической или психиатрической патологии. Основными из них являются магнитно-резонансная томография и электроэнцефалограмма. В статье пойдет речь о ЭЭГ головного мозга: что это такое, расшифровка у детей.
ЭЭГ можно проводить детям в любом возрасте
Энцефалограммой называют метод исследования электрической активности головного мозга. Это исследование позволяет определить активность различных участков головного мозга, наличие патологических паттернов (разрядов), которые указывают на функциональную патологию. Безобидность диагностики позволяет широко использовать ее в детском возрасте. По результатам исследования определяется эпилептиформная активность, показания для проведения МРТ и направления курса дальнейшего лечения.
Эпилептиформная активность на ЭЭГ у ребенка – что это значит? Под термином эпилептиформная активность понимают электрические колебания, регистрирующиеся на ЭЭГ в виде острых волн и пиков, отличающихся от общей активности более чем на 50%. Наличие эпилептиформной активности на ЭЭГ может свидетельствовать о наличии эпилепсии.
Расшифровкой ЭЭГ головного мозга у детей занимаются врачи функциональной диагностики, так как результаты объемные и оценить их бывает довольно сложно даже для специалиста.
Показания к проведению процедуры у деток
Назначают исследование для диагностики различных неврологических и психиатрических заболеваний детей. К таким заболеваниям относятся:
- Задержка развития речи: дифференциальный диагноз между дизартрией (нарушение в речевом аппарате) и патологией речевых центров головного мозга.
- Разные виды эпилепсии, начиная с генерализованной, заканчивая миоклониями в отдельных группах мышц.
ЭЭГ наиболее важна для диагностики эпилепсии
- Тики: для исключения центрального генеза заболевания и нарушений в электрической активности головного мозга.
- Аутизм и синдром гиперактивности малыша, также хорошо виден при расшифровке результатов ЭЭГ у детей.
- Энурез или ночное недержание мочи.
- Расстройства сна, в том числе и сомнамбулизм (лунатизм – снохождение малыша): необходимо проведение ЭЭГ во время ночного сна.
- Травмы головного мозга (сотрясения, ушибы и так далее) – для предупреждения осложнений и выявления очагов аномальной электрической активности.
- При подозрении на онкопатологию головного мозга ребенка, очаг будет показывать патологические сигналы, при этом он может быть еще не визуализирован на МРТ.
- Частые головные боли, которым не найдено объяснение.
- Когнитивные нарушения: агрессивность, плохая память, успеваемость в школе, дефицит внимания, чрезмерная рассеянность чада и так далее.
Как проводится процедура?
На кожу головы в проекции различных участков головного мозга устанавливаются датчики электрической активности (принцип кардиографа). Всего таких датчиков насчитывают 12, устанавливаются симметрично с двух сторон головы.
Накануне маме необходимо подготовить ребенка к обследованию:
- Помыть голову, так как избыток кожного сала нарушает плотный контакт электрода с кожей головы и искажает результат обследования.
- Снять украшения (серьги, заколки, пирсинги).
- Если ребенок совсем маленький или проявляет агрессию, слишком непоседлив, то рекомендовано провести премедикацию, в качестве которой выступают седативные препараты.
- Иногда рекомендована депривация сна, которая проводится с целью диагностики скрытой эпилепсии. Методика заключается в лишении человека сна на срок от двадцати четырех до сорока восьми часов. В случае необходимости такой диагностики подготовка проводится под контролем врача.
- Не кормить чадо продуктами-энергетиками за сутки до исследования: шоколад, крепкий чай, кофе, энергетические напитки и так далее.
- Предупредить врача функциональной диагностики обо всех лекарственных средствах, которые получает ребенок в подробных дозировках и кратности применения.
- Покормить ребенка, так как снижение в крови сахара может дать искаженную электрическую картину головного мозга.
Норма и нарушения в расшифровке ЭЭГ головного мозга у детей, которые увидит врач функциональной диагностики, может потребовать углубленного исследования.
Видео-ЭЭГ мониторинг проводится в дневное или ночное время
В таких случаях проводят ночное или суточное мониторирование ЭЭГ. Тогда «шапочка» одевается ребенку на голову, на пояс крепится аппарат, иногда исследование сочетается с мониторингом ЭКГ. Ребенок ведет обычный образ жизни: гуляет, кушает, играется в малоподвижные игры (мозайка, куклы, машинки и другие), а умная техника фиксирует активность головного мозга малыша.
Как расшифровывается и что можно увидеть?
Расшифровка показателей ЭЭГ головного мозга у детей занимает довольно много времени. Обычно результаты выдаются на следующие или через несколько суток. Так как анализируются электрические показатели со всех 12 отведений, оцениваются все пики и волны, их синхронность, симметричность.
На руки родителям выдают заключение, в котором отображается отрезок энцефалограммы и выводы по данным, полученным в результате исследования. Иногда врач может дать рекомендации по дальнейшему обследованию.
Самостоятельно понять, как расшифровать ЭЭГ головного мозга у детей не получится даже при очень большом желании. Расшифровывать волны электрической активности может только специалист, особенно у детей. Даже норма имеет множество вариаций, в зависимости от возраста ребенка. Разное время суток и даже насыщение мозга глюкозой может повлиять на результат.
Ритмы ЭЭГ затылочной области коры больших полушарий головного мозга
Принято выделять следующие основные ритмы электрической активности на ЭЭГ:
- Альфа-ритм. Это состояние абсолютного покоя, при котором ребенок лежит с закрытыми глазами и ничего не делает. При формировании очага аномальной электрической активности именно в нем произойдет нарушение в одно из отведений. При генерализованной эпилепсии патологическая активность может начинаться в одной области и распространяться на остальные;
- Бета-ритм. Выявляется при максимальном сосредоточении внимания: быстрые волны свидетельствуют о напряженной работе мозга малыша. Патологические результаты на ЭЭГ при расшифровке у детей могут свидетельствовать о когнитивных нарушениях, депрессивных или неврозных состояниях, сотрясении головного мозга или воспалении.
- Тета-ритм. При нормальной картине ЭЭГ у здоровых детей 2-8 лет является одним из основных ритмов, представляет из себя волны низкой амплитуды, основная подача такого сигнала идет из гиппокампа, свидетельствует о несовершенстве социальной адаптации. Появление таких показателей в более взрослом возрасте может свидетельствовать о задержке психического развития, возможном слабоумии, психозах.
Также при расшифровке ЭЭГ у детей оценивается синхронность электрических потенциалов в обоих полушариях. Нарушение синхронизации свидетельствует о наличии патологического электрически-активного очага. Он может быть представлен опухолью, эпилептическим очагом, сосудистой мальформацией (аневризма может сдавливать структуры мозга и вызывать биоэлектрические потенциалы) и так далее.
Регистрация паттернов является важной частью исследования. Они могут быть как эпилептическими, что свидетельствует о наличие очага, так и эпилептиформными. Эпилептиформные паттерны детства сейчас рассматриваются как варианты нормы при единичном обнаружении.
При множественном появлении разрядов на пленке ЭЭГ необходимо оценивать клинику, проконсультировать малыша у психолога и психиатра. Расшифровывать такие результаты и выставлять диагноз приходится на основании различных тестирований. Такие разряды могут свидетельствовать о когнитивном дисбалансе, проявляющемся нарушениями в поведении ребенка.
Заключение по результатам ЭЭГ делает врач-невролог
Стоит ли доверять исследованию?
Энцефалограмма функциональный метод, поэтому зачастую результаты во многом зависят от стояния ребенка на момент обследования. Если врач, например, видит, что результаты расшифровки ЭЭГ головного мозга у ребенка старше 8 лет дезорганичны, присутствуют в большом количестве тета-волны, не стоит сразу выставлять диагнозы. Возможно, малыш просто негативно отнесся к процедуре, ведь дети довольно эмоциональны.
Конечно, при обнаружении серьезных отклонений, с формированием пиков аномальной активности, свидетельствующих о наличии эпилептического очага, требуется дообследование. Электрический метод лишь укажет на приблизительную локализацию очага (доля головного мозга).Наиболее точно определить локализацию процесса и возможную причину (сосудистую, неопластическую, атрофия вследствие внутриутробного кислородного голодания мозга и так далее) можно только при расширенном обследовании.
Как часто необходимо повторять исследование?
Если диагностика не показала весомых изменений в мозговой электрической активности, то повторную пленку при отсутствии новой симптоматики можно не снимать.
При выявлении очагов энцефалограмма станет основным объективным диагностическим критерием эффективности назначенной терапии.
ЭЭГ можно проводить столько раз, сколько это необходимо
Повторение исследование должно быть минимум каждый год. Оценка динамики позволит скорректировать терапию для предупреждения возобновления приступов (увеличение или уменьшение доз противоэпилептических препаратов).
Даже после снятия диагноза эпилепсия, необходимо повторять энцефалограмму еще в течение 3-5 лет для предупреждения рецидива. После оперативного вмешательства также рекомендовано ежегодное исследование в течение нескольких лет. Это позволит избежать множество осложнений.
Источник
Головной мозг ребенка активно развивается на протяжении всего детства. При этом возможно формирование заболеваний нервной системы и отклонений в процессе созревания мозговых структур. ЭЭГ головного мозга ребенку назначают при подозрениях на патологию. Метод позволяет оценить функциональную активность нейронов и выявить отклонения в их работе. Исследование совершенно безвредно для ребенка и не окажет на его нервную систему никакого негативного влияния. Если родители расскажут ребенку, что его ждет, это снизит стресс от незнакомой процедуры.
О методе обследования и показаниях к его проведению
ЭЭГ головного мозга ребенку: показания и проведение
ЭЭГ или электроэнцефалография — современная диагностическая процедура в неврологии, позволяющая оценивать электрическую активность головного мозга. Метод безопасен для детей и не приводит к негативным последствиям для их здоровья. Фиксация результатов проводится на бумажную ленту или в цифровом виде. Это облегчает врачу постановку диагноза.
ЭЭГ проводят по строгим медицинским показаниям. К ним относят следующие состояния:
- частые обмороки у ребенка и неустойчивое артериальное давление;
- головные боли, не связанные с недосыпанием и переутомлением;
- черепно-мозговые травмы;
- беспричинный плач;
- ночной энурез;
- нарушения памяти, внимания и другие когнитивные расстройства;
- судорожные приступы без повышения температуры;
- признаки менингита, гидроцефалии и других органических патологий;
- задержка речевого и психомоторного развития, формирование заикания и др.;
- детский церебральный паралич.
Показания к проведению ЭЭГ в детском возрасте определяет педиатр или невролог.
ЭЭГ не проводят детям, имеющим открытые раны на поверхности черепа, в том числе с наложенными швами. Других противопоказаний к исследованию нет.
Подготовка к процедуре
Если ребенку менее 1 года, то электроэнцефалографию проводят во время сна. Это позволяет получить достоверные результаты и избежать стресса для грудничка. В редких случаях возможно назначение седативных медикаментов после консультации с врачом.
Перед проведением ЭЭГ проводится подготовка ребенка:
- кожу головы очищают от жира. Для этого накануне процедуры голову моют с шампунем, тщательно промывая волосы от его остатков;
- детей первого года жизни за 30–40 минут до обследования кормят;
- снимают металлические изделия;
- если ребенок принимает противосудорожные препараты, то их отменяют за 3–4 дня до ЭЭГ. В случае невозможности их исключения родители обязательно рассказывают о медикаментах. Это позволяет правильно расшифровать результаты;
- любые напитки и продукты, стимулирующие головной мозг, должны быть исключены из рациона питания. К ним относят шоколад, чай, энергетические напитки и пр.
Родители перед посещением больницы обязательно беседуют с ребенком и объясняет ему суть предстоящего исследования. Это позволяет снизить стресс.
Если у ребенка наблюдается острое инфекционное заболевание или имеется кашель, то проведение ЭЭГ откладывают до выздоровления. Указанные факторы приводят к изменению получаемых результатов.
Как делается электроэнцефалография?
ЭЭГ проводят в специальной комнате, имеющей звуко- и светоизоляцию. Кожу головы смазывают электропроводящим гелем и одевают сетчатый шлем. На нем размещены электроды, считывающие электрическую активность головного мозга. Они подключаются к электроэнцефалографу и процедура начинается.
Исследование проводится в несколько этапов:
- Изучение мозговой активности в покое. Ребенка просят сидеть с закрытыми глазами и не шевелиться.
- Снятие ЭЭГ при мозговой активности. Врач просит ребенка открыть и закрыть глаза, вызывая изменения в электрических импульсах головного мозга.
- Проведение пробы с гипервентиляцией. По команде специалиста ребенок совершает глубокие вдохи и выдохи. Указанная стимуляция позволяет выявить скрытые эпилептические очаги.
- Проба с фотостимуляцией. Глаза ребенка закрыты, однако на них воздействует свет от лампы с определенным ритмом включения и выключения. Проба позволяет оценить электрическую активность головного мозга при сильном раздражителе.
Что показывает ЭЭГ?
На первом году жизни процедура проводится в ночное время. Пробы с гипервентиляцией и фотостимуляцией не проводятся. В этих случаях возможно использование предварительной депривации сна, т.е. его сокращения в ночь накануне исследования.
Результаты и их анализ
Расшифровка показателей ЭЭГ проводится только врачом-неврологом. Самостоятельная диагностика и назначение лечения недопустимы. В норме на электроэнцефалограмме могут быть выявлены четыре типа волн: альфа, бета, дельта и тета. Каждый из них имеет характерные особенности.
Альфа-ритм характеризуется частотой 8–14 Гц. Он наблюдается у детей в состоянии покоя. Увеличение частоты характерно для сосудистых заболеваний головного мозга или после черепно-мозговых травм. Ее уменьшение выявляется у детей с неврозами и слабоумием.
Вредно или нет для ребенка? Специалисты отмечают, что ЭЭГ — безопасная процедура, которая проводится только по медицинским показаниям.
Бета-ритм имеет амплитуду 2–5 мкВ. Выявляется в моменты бодрствования и мыслительной активности. При травмах черепа амплитуда увеличивается. Ее снижение характерно для менингита, энцефалита и задержках психического развития. Дельта и тета-ритм выявляются во время сна. Изменения в их амплитуде свидетельствуют о росте новообразований и других органических патологиях.
Говоря о том, что показывает ЭЭГ, врачи отмечают, что метод подходит для изучения активности отдельных частей головного мозга. Специалисты в процессе исследования получают возможность выявить отклонения в основных ритмах ЦНС и эпилептическую активность.
Если электроэнцефалография выявляет отклонения в мозговой активности, для уточнения диагноза назначают дополнительные методы: компьютерную или магнитно-резонансную томографию, УЗИ мозговых сосудов с допплерографией и др. На основании полученных результатов для ребенка подбирают терапию и методы реабилитации.
Смотрите далее: бластоцисты в кале у ребенка
Источник
Âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà èçìåíåíèé ÝÝÃ â íîðìå
- Êëèíè÷åñêàÿ ýëåêòðîýíöåôàëîãðàôèÿ
- ÝÝÃ äåòåé ñ ïåðèíàòàëüíûì ïîðàæåíèåì ÖÍÑ
- ÝÝà ïðè ïñèõè÷åñêèõ è èíòåëëåêòóàëüíûõ íàðóøåíèÿõ
ÝÝÃ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè
Îñîáåííîñòè ÝÝÃ ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè
Íà ÝÝà äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè (ñòàðøå îäíîãî ìåñÿöà) îò÷åòëèâî âûÿâëÿþòñÿ äâà ôîêóñà àêòèâíîñòè (â çàòûëî÷íîé îáëàñòè ôîðìèðóåòñÿ àëüôà-ðèòì, â öåíòðàëüíîé îáëàñòè ôîðìèðóåòñÿ ìþ-ðèòì) ñ ÷àñòîòîé íå ïðåâûøàþùåé 8,5Ãö è àìïëèòóäîé äî 50 ìêÂ.
Òåòà è äåëüòà âîëíû íå ÿâëÿþòñÿ ïðèçíàêîì ïàòîëîãèè íà ÝÝÃ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïðè èõ äèôôóçíîì ðàñïðîñòðàíåíèè.
Ïðè ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèîíàëüíûõ ðåàêöèÿõ ó ðåáåíêà ñòàðøå 4 ìåñÿöåâ âî âñåõ îáëàñòÿõ êîðû ðåãèñòðèðóåòñÿ òåòà-àêòèâíîñòü ñ àìïëèòóäîé äî 150-200 ìê 9 â çàâèñèìîñòè îò ïðîèñõîæäåíèÿ ðåàêöèé ñ ïðåîáëàäàíèåì â ïåðåäíèõ èëè çàäíèõ îòäåëàõ êîðû ìîçãà)
Ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïðè ïðîâåäåíèè ôîòîñòèìóëÿöèè îòìå÷àåòñÿ ðåàêöèÿ óñâîåíèÿ ðèòìà â äèàïàçîíå íèçêèõ ÷àñòîò (2-5 Ãö) â íîðìå
ÝÝÃ íîâîðîæäåííîãî
Ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììà íîâîðîæäåííûõ äåòåé èìååò ïîëèìîðôíûé óïëîùåííûé õàðàêòåð.
Âî âñåõ îáëàñòÿõ êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà âûÿâëÿþòñÿ íèçêîàìïëèòóäíûå íèçêî÷àñòîòíûå âîëíû ñ ÷àñòîòîé äî 1-3 Ãö è àìïëèòóäîé äî 10-20 ìêâ, ïðåîáëàäàþùèå ïî àìïëèòóäå â öåíòðàëüíûõ îòäåëàõ êîðû.
Íàèìåíüøèå çíà÷åíèÿ ÷àñòîòû êîëåáàíèé îïðåäåëÿþòñÿ ó íîâîðîæäåííûõ â çàòûëî÷íûõ îòäåëàõ êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà.
ÝÝÃ ðåáåíêà 3 ìåñÿöåâ æèçíè
Ó ðåáåíêà òðåõ ìåñÿöåâ æèçíè íà ÝÝà îòìå÷àåòñÿ îáùåå óâåëè÷åíèå àìïëèòóäû è ÷àñòîòû ïðè íàëè÷èè äâóõ ôîêóñîâ àêòèâíîñòè íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå.
Ïåðâûé ôîêóñ ðèòìè÷åñêîé àêòèâíîñòè ÷àñòîòîé äî 4-6 Ãö è àìïëèòóäîé äî 50 ìê ðàñïîëàãàåòñÿ â çàòûëî÷íîé îáëàñòè. Ýòà àêòèâíîñòü ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ àíàëîãîì àëüôà-ðèòìà.
Âòîðîé ôîêóñ ðèòìè÷åñêîé àêòèâíîñòè ÷àñòîòîé äî 8 Ãö è àìïëèòóäîé äî 20-50 ìê ðàñïîëàãàåòñÿ â ðîëàíäè÷åñêîé îáëàñòè. Ýòà àêòèâíîñòü ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ àíàëîãîì ìþ-ðèòìà.
ÝÝÃ ðåáåíêà 6 ìåñÿöåâ æèçíè
Ê øåñòè ìåñÿöàì æèçíè â çàòûëî÷íîé îáëàñòè ó áîëüøèíñòâà äåòåé îïðåäåëÿåòñÿ óñòîé÷èâàÿ àêòèâíîñòü ÷àñòîòîé 5 Ãö è àìïëèòóäîé 50 ìêâ.
ÝÝÃ ðåáåíêà 12 ìåñÿöåâ æèçíè
 çàòûëî÷íîé îáëàñòè ñôîðìèðîâàí àëüôà-ðèòì ÷àñòîòîé 7-8,5 Ãö (âûÿâëÿåòñÿ äîâîëüíî óñòîé÷èâî ïîñëå ïåðâîãî ãîäà æèçíè), àìïëèòóäà íå ïðåâûøàåò 50 ìêÂ
ÝÝÃ äåòåé 1-3 ëåò æèçíè
Àëüôà-ðèòì ÷àñòîòîé 6-9 Ãö â çàòûëî÷íûõ îòäåëàõ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé ñ ïðåîáëàäàíèåì â ïðàâîì ïîëóøàðèè.
Ìþ-ðèòì ñ ïåðåìåæàþùèìñÿ ïðåîáëàäàíèåì òî â ïðàâîì, òî â ëåâîì ïîëóøàðèè â ñî÷åòàíèè ñ òåòà è äåëüòà êîëåáàíèÿìè è òåòà- ðèòìèçèðîâàííûìè ãðóïïàìè êîëåáàíèé ïðåèìóùåñòâåííî â öåíòðàëüíûõ îáëàñòÿõ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.
Ðåçêî âûðàæåí áåòà-ðèòì ÷àñòîòîé 18-25 Ãö
Íà ÝÝà äåòåé 1-3 ëåò æèçíè ïðèñóòñòâóåò áîëüøîå êîëè÷åñòâî ïîëèôàçíûõ ïîòåíöèàëîâ (àëüôà-âîëí â ñî÷åòàíèè ñ ìåäëåííîâîëíîâîé àêòèâíîñòüþ) ñ àìïëèòóäîé 50-100 ìêÂ, ïîäàâëÿþùåéñÿ ïðè ôîòîñòèìóëÿöèè
 çàäíèõ îòäåëàõ ìîçãà îòìå÷àþòñÿ ãðóïïû ìåäëåííûõ ðèòìè÷íûõ êîëåáàíèé ñ ÷àñòîòîé 2,5-4,5 Ãö ñ òåíäåíöèåé ê âîçðàñòíîìó óñèëåíèþ (slow posterior rhythm, èëè SPR).
Äèôôóçíûå òåòà è äåëüòà êîëåáàíèÿ, äîñòèãàþùèå íàèáîëüøåé àìïëèòóäû ê 2-7 ãîäàì æèçíè ðåáåíêà.
Íà÷èíàÿ ñ 12 ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà äî 9-10 ëåò æèçíè íà ÝÝà äåòåé ïðèñóòñòâóåò áèîýëåêòðè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü àìïëèòóäîé íå íèæå 20 ìêÂ.
Ñíèæåíèå àêòèâíîñòè ïåðåäíèõ îòäåëîâ ìîçãà ñ óñèëåíèåì àêòèâíîñòè òåìåííî-çàòûëî÷íûõ îòäåëîâ ìîçãà.
Ðåàêöèÿ àêòèâàöèè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì áîëüøîãî êîëè÷åñòâà âûñîêîàìïëèòóäíûõ òåòà-âîëí è óñèëåíèåì âûðàæåííîñòè àëüôà-ðèòìà
Ðåàêöèÿ óñâîåíèÿ ðèòìà âûÿâëÿåòñÿ â äèàïàçîíå íèçêèõ ÷àñòîò (ñ ðàñøèðåíèåì äèàïàçîíà ïî ñðàâíåíèþ ñ äåòüìè ïåðâîãî ãîäà äî 11-15 Ãö)
ÝÝÃ äåòåé 4-6 ëåò æèçíè
Àëüôà-ðèòì ñðåäíåé ÷àñòîòîé 8 Ãö (â ïðåäåëàõ îò 6,5 äî 9,5 Ãö) â çàòûëî÷íûõ îòäåëàõ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé, èíîãäà çàîñòðåííîé êîíôèãóðàöèè è àñèììåòðèåé ïî ÷àñòîòå è àìïëèòóäå íå ïðåâûøàþùåé 20 ïðîöåíòîâ.
Àìïëèòóäà áåòà- àêòèâíîñòè â ýòîò âîçðàñòíîé ïåðèîä íå ïðåâûøàåò 10-20 ìêÂ
Àìïëèòóäà ïîëèôàçíûõ ïîòåíöèàëîâ äîñòèãàåò â ýòîò âîçðàñòíîé ïåðèîä 250-500 ìêÂ
 çàäíèõ îòäåëàõ ìîçãà ðåãèñòðèðóþòñÿ ñèíóñîèäàëüíûå ðèòìè÷åñêèå ìåäëåííûå âîëíû ÷àñòîòîé 2,5-4,5 Ãö è àìïëèòóäîé 50-100 ìêÂ. Îäíàêî äî 10 ïðîöåíòîâ çàïèñè çàíèìàþò SPR àìïëèòóäîé äî 100 ìêÂ
Íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå äåòåé 4-6 ëåò æèçíè îòìå÷àåòñÿ äàëüíåéøèé ðîñò àìïëèòóäû êîëåáàíèé ñ ìàêñèìàëüíûì ôîêóñîì â öåíòðàëüíî-òåìåííîé îáëàñòè, ãäå îòìå÷àþòñÿ áèëàòåðàëüíî-ñèíõðîííàÿ, âåðåòåíîîáðàçíàÿ àêòèâíîñòü ÷àñòîòîé 4-7 Ãö è àìïëèòóäîé äî 100-150 ìê (ïîäîáíàÿ êàðòèíà ÝÝà îáóñëîâëåíà, ïî âèäèìîìó, àêòèâíîñòüþ ñòâîëîâûõ ñòðóêòóð)
 ëîáíîé îáëàñòè íà÷èíàåò ðåãèñòðèðîâàòüñÿ âûñîêîàìïëèòóäíàÿ òåòà- àêòèâíîñòü
Ìåäëåííûå âîëíû ïðåäñòàâëåíû â îñíîâíîì òåòà- àêòèâíîñòüþ ÷àñòîòîé 4-7 Ãö ñ óâåëè÷åíèåì ïðåäñòàâëåííîñòè ïðè áåñïîêîéñòâå è âî ñíå, àñèììåòðèÿ ìåäëåííîâîëíîâîé àêòèâíîñòè ìîæåò äîñòèãàòü 20 ïðîöåíòîâ
Ðåàêöèÿ àêòèâàöèè ïðè ïðîâåäåíèè ïðîáû ñ îòêðûòèåì ãëàç õàðàêòåðèçóåòñÿ äåñèíõðîíèçàöèåé àêòèâíîñòè ñ ÿâëåíèÿìè ìèãðèðóþùåé àñèììåòðèè
Ðåàêöèÿ íà ôîòîñòèìóëÿöèþ õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì ìåäëåííûõ âîëí øèðîêîãî ÷àñòîòíîãî äèàïàçîíà ëó÷øå âûðàæåííûõ â ïåðåäíèõ îòäåëàõ ìîçãà, íî äîëüøå ñîõðàíÿþùèõñÿ â çàäíèõ îòäåëàõ ìîçãà.
Ðåàêöèÿ óñâîåíèÿ ðèòìà ïðåîáëàäàåò â äèàïàçîíå ÷àñòîò4-6 Ãö (èíîãäà äî 8-15 Ãö)
Ïðè ãèïåðâåíòèëÿöèè ó äåòåé îò 4 äî 6 ëåò âûÿâëÿþòñÿ äèôôóçíûå, íåðèòìè÷íûå, íèçêî÷àñòîòíûå âîëíû è òàê íàçûâàåìûå êîìïëåêñû “bulb-up” õàðàêòåðèçóþùèåñÿ íàëè÷èåì ðèòìè÷íûõ âîëí ÷àñòîòîé 2-4 Ãö â ëîáíûõ èëè, ÷àùå, çàòûëî÷íûõ îòäåëàõ êîðû.
ÝÝÃ äåòåé 7-9 ëåò æèçíè
 ýòîì âîçðàñòå ïðè ïðîâåäåíèè ýëåêòðîýíöåôàëîãðàôè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ îòìå÷àåòñÿ ïîñòåïåííîå ñîçðåâàíèå àëüôà-ðèòìà ñ óâåëè÷åíèåì åãî ÷àñòîòû äî 7,5-10,5 Ãö.
Àëüôà-ðèòì ïðèîáðåòàåò óñòîé÷èâûé, ðåãóëÿðíûé õàðàêòåð ñ àìïëèòóäîé 30-100 ìê ìàêñèìàëüíî âûðàæåííûé â òåìåííî-çàòûëî÷íîé îáëàñòè. Àñèìåòðèÿ àëüôà-ðèòìà ïî àìïëèòóäå äî 20 ìê ñ íåçíà÷èòåëüíûì ïðåîáëàäàíèåì ñïðàâà êîðåëëèðóåò ñ àñèììåòðèåé êðîâåíàïîëíåíèÿ ñîñóäîâ ìîçãà (àñèììåòðèÿ íå îáóñëîëâëåíà ëåâîðóêîñòüþ èëè ïðàâîðóêîñòüþ)
Ìþ- ðèòì âûðàæåí â öåíòðàëüíûõ îòäåëàõ ìîçãà è äåïðåññèðóåòñÿ ïðè ïðåäúÿâëåíèè ïðîïðèîöåïòèâíûõ ðàçäðàæèòåëåé.
Ðåãèñòðèðóåòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî ïîëèôàçíûõ ïîòåíöèàëîâ â òåìåííî-çàòûëî÷íûõ îòäåëàõ êîðû ñ ïðàâîñòîðîííåé àñèììåòðèåé äî 50 ïðîöåíòîâ.
Slow posterior rhythm çàíèìàåò äî 2 ïðîöåíòîâ çàïèñè, â äàëüíåéøåì óñèëèâàÿñü â ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ.
Âñïûøêè âûñîêîàìïëèòóäíûõ âåðåòåíîîáðàçíûõ êîëåáàíèé â öåíòðàëüíûõ îòâåäåíèÿõ, ñâÿçàííûå ñ óñèëåíèåì òàëàìè÷åñêèõ âëèÿíèé íà êîðó áîëüøèõ ïîëóøàðèé.
Ðåàêöèÿ àêòèâàöèè â ýòîì âîçðàñòå ñîîòâåòñòâóåò ðåàêöèè àêòèâàöèè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà è âûðàæàåòñÿ â âèäå äåñèíõðîíèçàöèè ÝÝÃ.
Ðåàêöèÿ óñâîåíèÿ ðèòìà ðàñïîëàãàåòñÿ â îáëàñòè îïòèìàëüíîãî äèàïàçîíà ÷àñòîò ãîëîâíîãî ìîçãà (îêîëî 10 Ãö), è íå íèæå 4-6 Ãö.
Âûðàæåííîñòü ðåàêöèè íà ïðîâåäåíèå ãèïåðâåíòèëÿöèè ïðîÿâëÿåòñÿ ëèøü ê 9-12 ãîäàì æèçíè, à âðåìÿ âîññòàíîâëåíèÿ ôîíîâîé ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììû â íîðìå íå ïðåâûøàåò 1 ìèíóòû ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ ãèïåðâåíòèëÿöèè.
ÝÝÃ äåòåé 10-12 ëåò æèçíè
Ïîñëå 10 ëåò àëüôà-ðèòì ðåáåíêà ñîîòâåòñòâóåò àëüôà-ðèòìó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, èìååò ÷àñòîòó 10 Ãö ñ ïðåîáëàäàíèåì â öåíòðàëüíî-òåìåííî-çàòûëî÷íîé îáëàñòè.
Ïîñòîÿííî íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå îïðåäåëÿþòñÿ àëüôà-ðèòì, ìþ-ðèòì, òåòà-âîëíû è ïîëèôàçíûå ïîòåíöèàëû. SPR ïðè îáñëåäîâàíèè ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò.
Ñ 10 ëåòíåãî âîçðàñòà ïðè ïðîâåäåíèè ýëåêòðîýíöåôàëîãðàôè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ ó äåòåé â íîðìå íå áûâàåò âñïûøåê òåòà-âîëí â öåíòðàëüíûõ îòâåäåíèÿõ è óñèëåíèÿ ìåäëåííîâîëíîâîé àêòèâíîñòè ïðè ïðåäúÿâëåíèè àôôåðåíòíûõ ñòèìóëîâ.
Íàèáîëåå âûðàæåííàÿ ðåàêöèÿ íà ïðîâåäåíèå ãèïåðâåíòèëÿöèè ïðîÿâëÿåòñÿ ê 11-12 ãîäàì æèçíè è õàðàêòåðèçóåòñÿ äèôôóçíîé ïàðîêñèçìàëüíîé àêòèâíîñòüþ ñ ïîÿâëåíèåì òèïè÷íûõ ãðóïï ìåäëåííûõ âîëí âûñîêîé àìïëèòóäû è bulb-up ñ ïðåîáëàäàíèåì â ïåðåäíèõ èëè, ÷àùå, â çàäíèõ îòäåëàõ êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà.
ÝÝÃ äåòåé 13-15 ëåò æèçíè
Óñòîé÷èâûé àëüôà-ðèòì ÷àñòîòîé 10-10,5 Ãö è àìïëèòóäîé 50-100 ìêÂ, âûðàæåííûé âî âñåõ îáëàñòÿõ êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà (äîìèíèðóþùèé) ñ ïðåîáëàäàíèåì â çàòûëî÷íûõ îòâåäåíèÿõ.
Ïîñëå 15 ëåò íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå îòñóòñòâóþò ïîëèôàçíûå ïîòåíöèàëû è slow posterior rhythm, ðåçêî óìåíüøàåòñÿ êîëè÷åñòâî ìåäëåííûõ âîëí.
Îòìå÷àþòñÿ “âçðîñëûå” òèïû ðåàêöèé ïðè ïðîâåäåíèè ïðîá ñ îñëàáëåíèåì ðåàêöèè óñâîåíèÿ ðèòìà. Óìåíüøàåòñÿ âûðàæåííîñòü ðåàêöèè íà ïðîâåäåíèå ãèïåðâåíòèëÿöèè, îäíàêî, íà ÝÝà â 50 ïðîöåíòàõ ñëó÷àåâ ñîõðàíÿþòñÿ ãåíåðàëèçîâàííûå ìåäëåííûå âîëíû ñ ïðåîáëàäàíèåì â ïåðåäíå-öåíòðàëüíûõ îòäåëàõ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé, ÷òî ñâÿçàíî ñ ôèçèîëîãè÷åñêèì çàïàçäûâàíèåì ñîçðåâàíèÿ ôðîíòàëüíûõ îòäåëîâ êîðû (ïðîäîëæàåòñÿ äî 22 ëåò)
 ïåðåäíå-öåíòðàëüíûõ îáëàñòÿõ êîðû äîìèíèðóåò ïîëèìîðôíàÿ àêòèâíîñòü (àëüôà-ðèòì è ìþ-ðèòì â ñî÷åòàíèè ñ íèçêîàìïëèòóäíîé òåòà è äåëüòà àêòèâíîñòüþ)
ÝÝà âçðîñëîãî ÷åëîâåêà â íîðìå
Ýëåêòðîýíöåôàëîãðàôè÷åñêîå èññëåäîâàíèå âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ïðîâîäèòñÿ â ñîñòîÿíèè ïàññèâíîãî áîäðñòâîâàíèÿ, ïðè çàêðûòûõ ãëàçàõ.
Íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå â 85-90 ïðîöåíòàõ ñëó÷àåò äîìèíèðóåò àëüôà-ðèòì ñ ïðàâèëüíûìè çîíàëüíûìè ðàçëè÷èÿìè, ìîäóëèðîâàííûé â âåðåòåíà àìïëèòóäîé 50-100 ìêÂ. Îäíàêî â 10-15 ïðîöåíòàõ ñëó÷àåâ îòìå÷àåòñÿ àìïëèòóäà àëüôà-ðèòìà íå ïðåâûøàþùàÿ 20 ìêÂ, ÷òî îáóñëîâëåíî ôóíêöèîíèðîâàíèåì àóòîñîìíî-äîìèíàíòíîãî ãåíà.
 íîðìå íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå ðåãèñòðèðóåòñÿ àëüôà, áåòà è ìþ -àêòèâíîñòü, ïîÿâëåíèå íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ìåäëåííûõ ðèòìîâ ðàñöåíèâàåòñÿ îäíîçíà÷íî êàê ïðèçíàê ïàòîëîãèè.
ÝÝÃ â öèêëå ñîí-áîäðñòâîâàíèå.
Àêòèâíîå áîäðñòâîâàíèå
Ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà, çàíèìàþùåãîñÿ êàêîé-ëèáî äåÿòåëüíîñòüþ, òðåáóþùåé âûñîêîé ñòåïåíè âíèìàíèÿ èëè âûçûâàþùåé ñèëüíîå ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå.
Íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå ïðîÿâëÿåòñÿ äåñèíõðîíèçàöèåé ñ óìåíüøåíèåì àìïëèòóäû è óâåëè÷åíèåì ÷àñòîòû êîëåáàíèé.
Ïàññèâíîå áîäðñòâîâàíèå
Ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà, ïîêîÿùåãîñÿ â óäîáíîì è ðàññëàáëåííîì ïîëîæåíèè ñ çàêðûòûìè ãëàçàìè è íå çàíÿòîãî ñïåöèàëüíîé ôèçè÷åñêîé èëè ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ.
Íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå ïðîÿâëÿåòñÿ ðåãóëÿðíûì àëüôà-ðèòìîì ìàêñèìàëüíîé àìïëèòóäû.
Ïåðâàÿ ñòàäèÿ ñíà (äðåìîòà)
Ñíèæåíèå àìïëèòóäû è èñ÷åçíîâåíèå àëüôà-ðèòìà.
Ïîÿâëåíèå íà ÝÝà îäèíî÷íûõ è ãðóïïîâûõ íèçêîàìïëèòóäíûõ òåòà è äåëüòà âîëí.
Ïîÿâëåíèå íà ÝÝà íèçêîàìïëèòóäíîé âûñîêî÷àñòîòíîé àêòèâíîñòè.
ÝÝà â ñòàäèè äðåìîòû îïèñûâàåòñÿ êàê “óïëîùåííàÿ, äåñèíõðîíèçèðîâàííàÿ ñ íàëè÷èåì ïîëèìîðôíîé íèçêîàìïëèòóäíîé àêòèâíîñòè”
Âòîðàÿ ñòàäèÿ ñíà (ïîâåðõíîñòíûé ñîí)
“Ñîííûå âåðåòåíà” – äèôôóçíûå âñïûøêè êîëåáàíèé ÷àñòîòîé 11-15 Ãö è àìïëèòóäîé äî 50 ìê ñ íàèáîëüøåé âûðàæåííîñòüþ â öåíòðàëüíûõ îòâåäåíèÿõ, ìîäóëèðîâàííûå â âåðåòåíà, ãåíåðàëèçîâàííûå èëè áèëàòåðàëüíî-ñèíõðîííûå.
“Ê-êîìïëåêñû” – âñïûøêè àêòèâíîñòè, ñîñòîÿùåé èç äâóõôàçíîé âûñîêîàìïëèòóäíîé âîëíû ñ íà÷àëüíîé íåãàòèâíîé ôàçîé è ìàêñèìàëüíîé àìïëèòóäîé â öåíòðàëüíûõ îòâåäåíèÿõ.
Âñïûøêè ïîëèôàçíûõ âûñîêîàìïëèòóäíûõ ìåäëåííûõ âîëí
Òðåòüÿ ñòàäèÿ ñíà (ãëóáîêèé ñîí)
Îòñóòñòâèòå “âåðåòåí ñíà” è “Ê-êîìïëåêñîâ”.
Òåòà è äåëüòà âîëíû ñ àìïëèòóäîé âûøå 75 ìêÂ, çàíèìàþùèå 20-50 ïðîöåíòîâ ÝÝÃ
×åòâåðòàÿ ñòàäèÿ ñíà (î÷åíü ãëóáîêèé ñîí)
Äåëüòà-âîëíà ñ ÷àñòîòîé 2 è ìåíåå Ãö è àìïëèòóäîé áîëåå 75 ìêÂ, çàíèìàþùèå áîëåå 50 ïðîöåíòîâ âðåìåíè ÝÝÃ.
Ïÿòàÿ ñòàäèÿ ñíà (áûñòðûé ñîí èëè ñîí ñ áûñòðûìè äâèæåíèÿìè ãëàç)
Ïîëèìîðôíàÿ àêòèâíîñòü ñ ïðåîáëàäàíèåì íèçêîàìïëèòóäíûõ âûñîêî÷àñòîòíûõ âîëí.
Äèôôóçíîå ñíèæåíèå ìûøå÷íîãî òîíóñà ñ ïîÿâëåíèåì ñàêêàäèðóþùèõ áûñòðûõ äâèæåíèé ãëàç.
Îòñóòñòâóþò “ñîííûå âåðåòåíå” è “Ê-êîìïëåêñû”
 ïåðåäíå-öåíòðàëüíûõ îòâåäåíèÿõ ïåðèîäè÷åñêè âûÿâëÿåòñÿ “ïèëîîáðàçíàÿ” àêòèâíîñòü ÷àñòîòîé 2-3 Ãö.
Источник