Эффективность коррекционной помощи ребенку с нарушенным развитием зависит
IV. Основы воспитательной деятельности
1. Воспитание может быть рассмотрено как:
– Общественное явление, воздействие общества на личность
– Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса
– Целенаправленное управление процессом развития личности
– Все ответы верны
2. Деятельность педагогов, ориентированная на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса:
– Воспитательная работа?
-Воспитательная система
– Воспитательное мероприятие
– Система воспитательной работы
3. Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом является ведущей целью:
– Гуманистического воспитания
– Гуманитарного воспитания
– Демократического воспитания
– Поликультурного воспитания
4. Согласно отечественной психолого-педагогического традиции, личность это явление, которое:
– Присуще человеку от рождения и неизменно на протяжении всей жизни
– Проявляется в ходе онтогенетического развития
-Характеризует индивидуальность человека?
-Свойственно лишь избранным людям
5. Свобода личности, формируемая в процессе духовно-нравственного воспитания – это:
– Уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации
– удовлетворение всех имеющих потребностей
– отсутствие потребностей, следование за обозначенными авторитетным лицом целями
– никогда не реализуемая потребность
6. Социализация в широком значении харатеризуется как:
-Взаимодействие человека и общества
– Приспособление человека к требованиям общества
– Развитие и саморазвитие человека
– Общественное воспитание
7. К микрофакторам социализации (факторам, оказывающим непосредственное влияние на человека), выделенные в теории воспитания ВА.В. Мудриком относятся:
– Космос, общество, государство и др.
– Телевидение, город, поселок и т.п.
– Семья, группа сверстников и пр.
– генетика, физиология человека
8. Создание условий для приспособления жизни в социуме, преодоления и ли ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях это:
– Социальное воспитание
– Диссоциальное воспитание
– Коррекционное воспитание
– Семейное воспитание
9.Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием:
1. Принцип соединения воспитания с трудом → Социальное и интеллектуальное содержание труда, его нравственная направленность, труд как источник радости и удовлетворения
2. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности → Обращать внимание на положительные стороны человека, а не на его недостатки
3. Принцип увлечения детей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости → Необходимо помочь ребенку наметить перспективы его личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива
4. Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нем у → Как можно больше требований и как можно больше уважения одинаково направленных на всех обучающихся и на самого педагога.
10. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания и их содержанием:
1. Принцип связи воспитания с жизнью →Включение обучающихся в общественно-полезную деятельность, ознакомление с текущими событиями
2. Принцип согласования требований образовательного учреждения, семьи и общественности → Единство требований предъявляемых обучающимся
3. Принцип сочетания прямых и непрямых управленческих действий со стороны педагога → Каждое воздействие педагога является воздействием на коллектив, а через него на личность
4. Принцип эстетизмами детской жизни → Эстетическая обстановка, создание продуктов эстетического характера самими детьми, эстетическое просвещение
11. Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на:
– Внутреннюю свободу личности
– Уважение к государственной власти
– Гармоничное проявление культуры межнационального общения
– Все ответы верны?
12. Трудолюбие может быть сформировано у детей если:
– Работа. Которую необходимо выполнить детям, прописана в программных документах образовательного учреждения
– Работа, которую необходимо выполнить, задается взрослым, который сам не желает трудиться и не участвует вместе с детьми в процессе выполнения трудового задания
– Работа, которую необходимо выполнить, приносит детям увлеченность и перспективой «завтрашней радости»
– Работа, которую необходимо выполнить, предъявляется исключительно в форме требования взрослого
13. Формирование эстетического вкуса и преобразовательной эстетической деятельности возможно в условиях:
– Пристального внимания к природной привлекательности ребенка
– Повышение требования к эстетике одежды и внешнему виду детей
– Эстетически оформленного места ребенка, созданного взрослым
– Эстетически оформленного места жизни ребенка, идентификация ребенка с этим местом и активным посильным участием в поддержании его эстетической привлекательности
14. Методы воспитания – это:
– Способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения воспитательных задач
– Техника и логика построение процесса воспитания
– Формы организации детской активности
– Наборы приёмов воспитания
15. Современный национальный воспитательный идеал определяется:
– Конституцией РФ
– Законом РФ об образовании
– Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
– Федеральным Государственными Образовательным Стандартом общего образования
16. В сфере личностного развития духовно-нравтсвенноре воспитание должно обеспечить:
– Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей
– Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
– законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
– Ориентацию в сфере религиозной культуры и светской этики
17.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет роль педагога, прежде всего как:
– Источника информации
– медиатора
– Фасилитатора
– Воспитателя?
18. Знание теоретических концепций воспитания ( к примеру, теория коллектива А.С. Макарено, теория воспитательных систем Л.И. Новиковой, теория воспитывающего обучения И. Гербарта и др.) относится :
– Методологическому уровню знаний
– Методическому уровню знаний
– Теоретическому уровню знаний?
– Технологическому уровню знаний
19. Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление
– Ценностно-смысловой сферы личности
– Эмоционально-волевой сферы личности
– когнитивной сферы личности
– Деятельностной сферы личности
20. Духовно-нравственное воспитание личности – педагогически организованный процесс усвоение и принятия обучающимися
-Гуманистических ценностей
– Общечеловеческих ценностей
– Базовых национальных ценностей
– Общенациональных ценностей
Источник
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23»
Доклад
«Коррекционное сопровождение в воспитательном процессе школьников с проблемами в развитии»
Подготовила:
Гущина Марина Александровна,
учитель начальных классов
Старый Оскол
2015год
В последние годы проблема разработки программ индивидуальной коррекционной работы для детей и подростков с различными отклонениями в развитии превратилась в одну из важнейших проблем специального образования.
В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения. В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития. В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения ребенка определяются исходя из возможностей его обучения.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.
Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, – все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Социальные педагоги, классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем и т. д. Дети-инвалиды обучаются не только в специальных (коррекционных) интернатах, но и в общеобразовательных школах.
Данная программа предполагает различные формы работы с учениками и их родителями в рамках школьного пространства:
– специально организованные занятия;
нерегламентированные виды деятельности детей;
организацию свободного времени в течение дня;
родительский всеобуч (консультации, индивидуальные и групповые беседы, тренинги, родительские собрания).
Социальный педагог должен помогать классному руководителю оказывать поддержку родителям, взаимодействуя с различными организациями и учреждениями города.
Цель программы: создание условий, способствующих эмоциональному благополучию ребенка, и оказание социально-педагогической помощи его родителям.
Задачи программы:
выявить личностные особенности детей с ОВЗ (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);
изучить теоретические и технологические основы процесса социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения учащихся;
развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;
обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Теоретико-методологической основой программы коррекционной работы является взаимосвязь трех подходов:
нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды(контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Механизмом реализации коррекционной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Формой организованного взаимодействия специалистов образовательного учреждения являются психолого медико-педагогический консилиум и служба комплексного сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество с родительской общественностью.
Структура и содержание Программы коррекционной работы
Программа включает в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.
Концептуальный модуль раскрывает сущность медико–психолого–педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.
Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами–дефектологами) и консультативную деятельность.
Коррекционно-развивающиий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально–типологическими особенностями.
Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно–гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.
Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.
Концептуальный модуль
В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.
Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.
Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребенка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Диагностико-консультативный модуль
В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу).
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.
Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально–диагностических случаях проводятся повторные обследования.
Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы.
Источник