Языковое развитие ребенка в раннем возрасте

Речевое развитие в раннем возрасте.

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) – особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Для полноценного развития речи малыша, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Вот самое главное – это потребность в общении, которая формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.

Как правильно формировать речь

Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.

Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.

Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.

Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.

Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).

Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.

«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.

Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.

Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.

Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.

Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.

Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» – мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» – он отвечает: «Гав-гав», – мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.

Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», – «Таня хочет еще апельсинового сока».

Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» – «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).

Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.

Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».

Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!

Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.

Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.

Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.

Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.

Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.

Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.

Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.

И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Речь взрослого является образцом для подражания. Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, что так же предусмотрено по ФГОС, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения.

Второй необходимостью для полноценного развития ребенка является, конечно же игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки») В игре «Ладушки» мы используем имена всех детей: «. маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.

Читайте также:  Центр развития ребенка костомукша

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является

стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове.

Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция.

Одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста это – внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.

Для развития словаря также используем приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Таким образом, вторым условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.

Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.

Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста:

1. Чередование хоровых ответов с индивидуальными. Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, затем только мальчики, и т. д.

2. Разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите и т. д. Эти задания не только оживляют занятие, дают возможность детям подвигаться, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.

3. Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. «Кто-то спрятался в раздевалке» или «Мы все с вами зайчики» и т. д.

4. Драматизации и инсценировки. Чаще всего их проводят при ознакомлении с художественной литературой. Задача педагога – научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж жестами, мимикой, движениями

5. Рассматривание картинок (называние, описание). Это и показ крупных картин (коллективное обсуждение, и рассматривание картинок мелкого формата самими детьми (индивидуальная работа, оба методических приема имеют свои положительные стороны

5. Игры с природным материалом (песком, водой, деревом, а также бумагой). Они оказывают огромное влияние на развитие речевой и познавательной активности ребенка, потому что он может смотреть на них, манипулировать, экспериментировать.

Возраст от 0 до 3 лет – это возраст сензитивного периода, период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Развитие речи ребёнка тесно связано с его психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы речевые условия, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, умел правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать сказки, стишки самостоятельно, играть в пальчиковые игры, петь песенки.

Несколько приемов по стимулированию речи детей раннего возраста.

“Разговор с самим собой” Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: “Где чашка?”, “Я вижу чашку”, “Чашка стоит на столе”, “В чашке чай”, “Я буду пить чай”.

“Музыкальные игры” Значимые игры в речевом развитии ребёнка. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры “Каравай”, “По кочкам”. Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком; помогайте ему, пойте вместе с ним.

В заключение еще раз хочется напомнить, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании семьи и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Источник

Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи это возраст от 1 года до 5 лет. Логопедическая помощь наиболее эффективна в период с 2,5 лет до 5 лет. По устоявшейся традиции родители игнорируют доречевой этап развития речи. Ребенок не говорит, еще не время, разве могут быть уже логопедические проблемы? Родители ждут время, когда ребенку исполнится 3 года, и он сам заговорит. Если ребенок к 3-м годам владеет только лепетными словами, это уже не задержка, а недоразвитие речи

Любому ребенку, для того, чтобы он заговорил, нужна стимуляция речевого развития. Чем больше родители стимулируют речь ребенка, тем раньше он заговорит. Точнее сказать, если родители будут мотивировать ребенка на общение он заговорит в рамках возрастных норм. В противном случае, ребенок заговорит, когда он попадет в среду, где от него требуется общение и когда он накопит пассивный словарный запас.

Читайте также:  Развитие ребенка ползать сидеть

Логопедическая диагностика возможна уже на первых месяцах развития ребенка и вполне по силам родителю. Речь у всех детей развивается в определенном порядке, это называется онтогенез речи. Речь может появится позже указанных нормативных сроков, но в любом случае формирование звукопроизношения осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Фото из интернета

Фото из интернета

В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и преддошкольное детство (от 12 до 36 месяцев). В наиболее общем виде их принято соотносить с «доречевой стадией развития ребенка» и «начальными этапами речевой стадии развития коммуникации» .

Стадии речевого развития в младенчестве:

1. Крик – появляется с рождения. К 3-му месяцу жизни крик ребенка приобретает множество оттенков – недовольное ворчание, резкий визг, удивленное «восклицание» и многое другое. На следующих этапах крик не исчезает. Даже с появлением в лексиконе слов, ребенок еще долго параллельно использует для общения крик.

2. Гуление – примерно с 2-3-х месяцев. Мелодичное пропевание звуков. Дети всего мира гулят одинаково. С 3-4 месяцев уже ребенок испытывает потребность в диалоге, в обратной связи. Дети, которые в этом возрасте были по какой-либо причине изолированы от своих родителей, в будущем часто испытывали задержку речевого развития.

Можно использовать для общения с ребенком тактильные игры. На видео дочке 5 месяцев:

3. Лепет – В 6-10 месяцев появляются первые слоги – «ма», «ба», «па». Со временем складываются в цепочки: «ма-ма-ма», «па-па-па». Это звуки раннего онтогенеза, в норме они должны появиться у ребенка до года. Для стимулирования лепета нужно проговаривать простые ритмичные стишки и потешки.

Кашу кушаю я сам – АМ, АМ, АМ!

Бам, бам, бам – это мой барабан!

Ма-ма-ма, ма-ма-ма, скоро к нам придет зима!

Можно начинать слушать простые логопедические распевки. Простые песенки есть у Михаила Лазарева (методика раннего развития “Сонатал”), у Екатерины Железновой (методика Железновой или “Музыка с мамой”).

Вариант распевок

Вариант распевок

4. Первые слова. После 10 месяцев. Появляются первые важные для ребенка слова. Ими могут быть «мама», «папа», «дать» и другие. Словарный запас пока мал, и одно слово в лексиконе малыша может приобретать десятки значений.

Дети очень часто повторяют звуки за «говорящими» игрушками и животными. В этом возрасте предмет, человек или животное часто ассоциируется у малыша со звуками, которые издает. Появляются лепетные слова и звукоподражания – корова “му”, сова “у-у”, волк “ууу”, “бух” – упал, “бай-бай” – спит, “лё-лё” – телефон, “жжжж” – фен, “уф” – утюг, горячий. Появляются облегченные слова – бака (собака), тата (трактор)

Стоит отметить, что дети гораздо быстрее запомнят “ав-ав” при контакте с собакой, чем по картинке. Первым выученным словом было “гав-гав”, около 10 месяцев. У нас под окном два раза в день по тропинке в парк идут гулять собаки. Корову мы мучили несколько месяцев до 1 года 3 месяцев, а потом у бабушки дочь поиграла с игрушкой-бычком, говорящим при нажимании: “Ты чего?? Я же обидеться могу! Буду мычать и всё -МУУУУ!”. На следующий день дочь уже отвечала, что корова говорит: “му”.

10 месяцев. Дочь подпевает щенку Fisher-Price:

Что может быть “тревожным звоночком” в младенчестве:

– в первые полгода плачет постоянно одинаково, причину плача невозможно отличить;

– до 6 месяцев не реагирует на эмоциональную речь взрослых;

– после 6 месяцев не стремится повторить за мамой отдельные слоги и действия;

– после 10 месяцев не реагирует на простые просьбы;

– к году не пытается сложить отдельные слоги в слова (например, «мама»).

Развитие речи у дочери (статьи и видео)

✔ 10 месяцев. Подпеваем щенку Fisher-Price. Видео

✔ 11 месяцев. Наш словарный запас. Наши первые 10 слов и памятка по речевому развитию до трех лет (когда нужно бить тревогу).

✔ 1 год 1 мес. Детские слова, пытаемся говорить Видео

✔ 1 г 1мес. Читаем Репку Тренируем понимание речи, расширяем пассивный словарный запас. Видео

✔ 1 год 2м. Запомнили как говорит корова: “Мууу”. Собака, кошка, корова и пока всё 🙁

✔ 1 г. 3 мес. Речь медленно, но развивается 🙂 Какие слова узнали за месяц. Какие звуки должны быть

✔ 1 г 3 мес. Дочь поёт песню “Калинка-малинка” 🙂 ???????????? Видео

✔ 1 г 3 мес. Играем в мяч, кричим гол ???????????? . Используем любые возможности, чтобы стимулировать речь. В этот период мы разрабатывали звук О (его долго не было). Постоянно моделировали игровые ситуации, где можно использовать слова со звуком О – гол, ко-ко-ко и т.д. Видео

✔ 1 г. 4 мес. Дочь выстраивает коммуникацию 🙂 Дочь пытается донести мне информацию, а её не понимаю)))

✔ 1 г 4 мес. Агния подпевает трём поросятами ???????????? Видео

✔ 1 г. 4 мес. Агняша рассказывает сказки 🙂 ???????????? Дочка сказки уже запомнила, теперь пытается сама “рассказать”. По картинкам – что вижу, то и говорю. Видео

✔ 1г 5мес. Агния пытается говорить. Озвучивает нарисованное на картинках 🙂 ???? В речи Агуши появились “взрослые” слова – катать, го-ка (горка). Шапка – капка, бабочка – ба-ка. Коляска – ка-я-ка. Видео

Читайте также:  Что нужно ребенку в год для развития игрушки

✔ Почти 1,5 года, первые 30 слов. Какие слова говорит Агния.

✔ 1,5 года. Агуша-повторюша, игра “Повтори слово” ????Видео

✔ 1,5 г. Проигрываем стишок “Идёт бычок качается” ???????????? Видео

✔ 1,5 г. Дочь играет с буквами. Знакомство с алфавитом. Проговариваем разные звуки ???? Видео

✔ 1,5 года. Развиваем речь, занимаемся по книге О.А. Новиковская “Большой альбом по развитию речи для самых маленьких” ???? Видео, 7 минут

✔ 1г 8 мес. Расширяем словарный запас ребёнка ???????? Видео

✔ 1г 8 мес. Дочь что-то эмоционально рассказывает на своём языке 🙂 ????

✔ 1г 9 мес. Дочь говорит “чи-чи”. Неделю ломала голову, что это значит. ????

1 г 9 мес. Дочь поёт колыбельную песню из м/ф Умка ???? Видео

✔ Племяннику ровно 2 года. Разговариваем и поём песни. Без проблем поддерживает диалог ???????????? Видео

✔ 2г. 3мес. Сэмик поет взрослую песню про танки ????‍♂️ Племянник поет мне песню “На поле танки грохотали”.

Развитие речи в преддошкольном детстве (с 1 года до 3-х лет)

В этом возрасте уже хорошо заметны индивидуальные темпы овладения речью. Начало года характеризуется предложениями из одного слова. Первые слова обобщённо-смыслового характера: одно слово – это и предмет, и просьба, и чувство. Понять можно только в ситуации общения с мимикой, жестами. Например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»

Следующий этап предложение из 2-х слов. Для появления двухсловной фразы важно чтобы в активном словаре ребенка было, как минимум 30 лексических единиц. Кто-то чуть позже перейдет к употреблению фраз из двух слов, кто-то чуть раньше.

К концу 2-го года жизни ребенка формируется элементарная фразовая речь это 2-3 слова, (мама дай, папа иди, Лиле пить дать). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, это уже считается отставанием речевого развития от нормы.

Примерные нормы развития речи от 1 года до 3-х лет:

Нормы развития речи

Нормы развития речи

Анализ поведения детей раннего возраста, проведенный Лубовским В.И., показывает, ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью. Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ на нее осуществляется на основе активного восприятия и его проговаривания.

Примерно до 1 года и 5 месяцев речь развивается очень медленно. Переломный момент происходит около 1,5 лет. Все исследователи детской речи единодушны в том, что фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками.

Очень полезно для развития речи чтение книжек и рассматривание картинок. Для детей с лепетной речью отбираются простейшие сказки с цикличным сюжетом – Репка, Курочка Ряба, Колобок, Три медведя. Каждая сказка читается многократно, в процессе рекомендуется просить показать ребенка на картинках персонажей.

1 год 1 месяц, Читаем Репку:

Через некоторое время ребёнок запоминает сюжет и пытается рассказать сказку самостоятельно. Точнее произносит отдельные слова, нарисованные на картинке.

1 г. 4 мес. Агняша рассказывает сказки 🙂 ????????????

У Агнии к году активный словарный запас был около 10 слов. К 1,5 годам словарный запас был около 30-45 слов.

Для стимулирования первых слов в игре выберите сказку, к которой вы можете подобрать игрушки, например, Курочка Ряба. Играйте медленно, с паузами, давая ребенку возможность вставить реплику, сделать жест или движение.

Проигрываем стишок “Идет бычок качается”, 1,5 года:

Примерно в 1 год 6 месяцев- 1 год 8 месяцев дети пробуют повторять за взрослым слова. Для появления слов взрослого лексикона можно поиграть в игру «Повторялки».

1,5 года. Агуша-повторюша, игра “Повтори слово” ????

Если ваш малыш использует одно слово или жест в качестве фразы, стимулируйте его на проговаривание фразы из двух слов.

Первый способ – это повторение с дополнением. Например, ребенок увидел кошку, спящую на солнышке, и сказал «ксс». Подтвердите правильность сообщения ребенка: Да, это кошка – киса. Повторите слово ребенка и добавьте к нему еще одно: «Киса спит» . Вводите в свое высказывание доступные ребенку слова. «Киса спит – бай-бай».

Второй способ – это повторение с уточнением. Повторите за ребенком слово, которое он произнес, и подтвердите правильность сообщения: «Да – это киса». Задайте ребенку вопрос, который поможет ему произнести второе слово или сделать жест. Это может быть вопрос: «Что киса делает?» или более простой: «Киса кушает или СПИТ?» В этом случае, вы можете голосом выделить нужный ответ. Подтвердите правильность ответа ребенка: «Да, киса спит бай-бай».

Рекомендую к ознакомлению книгу О.Е. Грибовой “Если ребенок не говорит”. Почитать можно тут.

Для занятий по развитию речи мы используем книгу О.А. Новиковская “Большой альбом по развитию речи для самых маленьких”. Много книжек по развитию речи можно найти тут.

Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал – будем расти вместе!

Источник