Японские принципы развития ребенка
В России наконец-то появились тетради GAKKEN, по которым в детских садах Японии занимаются с 1985 года. Этот успешный образовательный проект поможет подготовить ребенка к школе: в серии представлены тетради на разные темы и для разных возрастов.
В январе мы ждем еще несколько новинок в серии, а всего планируется выпустить более 30 развивающих тетрадей.
Многие родители уже оценили практичность и пользу этой методики.
Анастасия Кулакова
Прекрасная серия для дошкольного развития ребенка! Моя племянница не посещает детский садик, поэтому занимаюсь я с ней сама, но огромное количество разнообразных методик и программ только сбивает с толку. Очень хотела найти серию книг, в основе которых был бы принцип комплексного обучения, а не проводить время в поисках книг по обучению счету, рисованию, письму и т.д. Серия «Gakken» стала нашим спутником на всем пути подготовке к школе. Мы вместе с племянницей раскрашиваем, рисуем, решаем задания и приклеиваем наклейки!
Подробнее о проекте
Издательство GAKKEN – крупнейшее образовательное издательство Японии – 30 лет назад разработало инновационную методику дошкольного развития ребенка для местных детских садов. Она показала миллионам родителей в Японии и за ее пределами, как превратить традиционно сложный и напряженный процесс обучения в увлекательное занятие.
Автор методики, которая легла в основу книг GAKKEN, профессор Университета Тиба Акира Таго, психолог с многолетним стажем и основатель собственной лаборатории, хорошо известен западному миру как создатель интеллектуальных игр и головоломок для взрослых. С 1966 года они выходили сначала в Японии, а потом и в Великобритании. За эту «гимнастику для ума» его прозвали Мастером загадок.
Профессор Акира Таго более 30 лет исследовал психологические особенности и познавательные способности дошкольников, чтобы найти максимально эффективный вариант обучения, развивающий не только требуемые навыки, но и способность ребенка мыслить, а также его уверенность в себе.
Комплексный подход
Рабочие тетради GAKKEN строятся на методическом принципе микрошагов, когда каждое новое задание базируется на предыдущем, лишь немного усложняя его. Это позволяет начинать обучение уже с двух лет, постепенно повышая уровень сложности и, соответственно, уровень знаний ребенка.
Появление определенных заданий в книге обусловлено пошаговым принципом и системой развития интеллекта с раннего возраста, разработанной профессором Акирой Таго. Каждое из имеющихся заданий относится к определенному направлению развития:
развитие мышления – сюда входят задания на развитие пальцев и рук, которые стимулируют развитие префронтальной коры головного мозга;
развитие самостоятельности – сюда входят задания на самостоятельное овладение инструментами, а также задания, стимулирующие интеллектуальное любопытство и развивающие социальные навыки ребенка;
развитие математических навыков. Цель этих заданий – не просто научить малыша считать, а сделать понятной для него математическую логику;
развитие речи и изучение букв. Цель этих заданий – познакомить малыша с буквами, сделать так, чтобы впоследствии, когда мозг сформируется настолько, чтобы учиться читать, буквы уже были знакомы ребенку как графические символы и переход от знака к значению осуществился легко и быстро.
Как поддержать интерес?
Рабочие тетради Гаккен разделены на разные тематические группы: математика, общие знания, творческие тетради, первые тетради для малышей. При этом каждый комплекс предлагает разные варианты заданий в рамках одной тетради, поскольку разнообразие не дает ребенку заскучать и постоянно подогревает его интерес. Такой подход пробуждает в ребенке творческое начало, учит его самостоятельно мыслить и принимать решения.
В проекте большое место занимают книги по аппликации и бумажному моделированию. Известно, что и у детей, и у взрослых, когда они создают что-то новое (к примеру, вырезают ножницами из бумаги) возрастает активность головного мозга.
Книги с лабиринтами не только развивают руку малыша, это еще и настоящий сборник жизненной мудрости. Чего стоят такие фразы в заданиях: «Путь, который ближе к цели, не всегда бывает правильным» или «Объясните малышу, что на пути могут встретиться препятствия и нужно научиться их обходить», «Концентрация развивает внимание, а внимание помогает добраться до цели».
Разработчики тетрадей учли также то, что дети стремятся получить похвалу. Именно поэтому к каждому пособию прилагаются 65 поощрительных наклеек, которыми родители награждают ребенка за удачно выполненное задание. Ребенок может сам выбрать наклейку – это очень важно, поскольку не только является наградой для малыша, но еще и развивает его умение принимать самостоятельные решения (ведь сделать выбор – это тоже решение!).
Методика, предложенная в рабочих тетрадях Гаккен, обладает важным преимуществом перед многими развивающими пособиями. Благодаря особенностям подачи материала развитие ребенка идет сразу в двух направлениях: обучение навыкам, необходимым для школы, и психологическое формирование успешной личности. В этом и заключаются японские принципы развития ребенка.
Источник
Японские дети вызывают восхищение – они, как правило, хорошо воспитаны, приветливы, доброжелательны и редко теряют контроль над своими чувствами. Вы вряд ли увидите в Японии малыша, истерящего в магазине из-за игрушки (хотя, разумеется, из всего бывают исключения).
Мы в AdMe.ru подумали, что и нам стоит кое-что перенять у японцев, и собрали основные принципы их воспитания.
В Японии мама и ребенок очень близки. Эта близость выражается и в быту: мать и малыш спят вместе, она довольно долго носит ребенка на себе – в старину в чем-то наподобие слинга (онбухимо), а сегодня – в современных его аналогах. И о совместном сне, и о ношении на себе ребенка можно встретить много упоминаний в японской художественной литературе.
Связь “мама – ребенок” выражается и на эмоциональном уровне: мама принимает все, что он делает, с любовью, терпением и заботой: ребенок для нее идеален.
Востоковед Г. Востоков еще в начале прошлого века писал в книге “Япония и ее обитатели”: “Никакой ворчливости, никаких строгостей; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония – детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов”.
Принцип “икудзи” (тот самый, когда ребенок “сначала – бог, а потом – слуга”) гласит, что до 5 лет малышу можно все. Это не вседозволенность и не баловство, как думают многие иностранцы. Это создание у ребенка образа “я хороший и любимый”.
Гравюры японских художников конца XVII – начала XIX вв. Справа: мама и ребенок, привязанный у нее за спиной, любуются золотыми рыбками.
Такое отношение способствует формированию “амаэ”. Аналогов этому слову нет в других языках, и его можно перевести как “зависимость от любви ближних”, проще говоря, привязанность. «Амаэ» – основа отношений между детьми и родителями, и это значит, что дети могут полностью полагаться на родителей и их любовь, а старики – получить то же самое от взрослых детей. И мамы, окружая детей любовью и с ласковым снисхождением принимая их промахи, формируют это самое “амаэ” – сердечную связь.
Большое и серьезное исследование японских и американских ученых подтверждает прямую связь между одобрительным стилем воспитания и поведением детей. Исследователи говорят, что позитивное родительское отношение не только уменьшает количество капризов и драк, но и снижает частоту появления синдрома дефицита внимания и остроту расстройств аутистического спектра. А вот строгое и суровое, напротив, увеличивает риск отклонений и проблем.
Наверное, все слышали о системе воспитания “икудзи” (ребенок до 5 лет – бог, с 5 до 15 – слуга, с 15 – равный), но многие понимают ее очень поверхностно: вроде как до 5 все можно, а потом ничего нельзя, и это странно.
На самом деле философия “икудзи” направлена на то, чтобы воспитать члена коллективного общества, где интересы человека уходят на второй план. Это своего рода стресс, и японские родители стремятся вырастить в таких условиях гармоничную личность, которая найдет свое место в системе и при этом не будет принижать свою ценность.
На первом этапе (“бог”) они окружают дитя безусловной любовью и поддержкой. На втором этапе (“слуга”) эта любовь никуда не уходит, просто ребенок активно учится жить по правилам общества и стремится занять в нем свое место. При этом большое влияние на ребенка оказывает сильная привязанность к маме, которая сформировалась в первые годы, – он будет стараться вести себя правильно, чтобы ни за что не огорчить ее.
Что интересно, в японских образовательных учреждениях важная роль отводится не только образованию, но и воспитанию, и в них отсутствует конкуренция: никто не лучше и не хуже окружающих.
Все равны. Японская принцесса Айко (вторая справа) выступает вместе со школьными товарищами на атлетическом фестивале в Токио.
“В Японии стараются не сравнивать детей друг с другом. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не жалуется родителям, что их ребенок плохо рисует или медленнее других бегает. Выделять кого-либо из группы в Японии не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях – “побеждает дружба” или в крайнем случае одна из команд”, – говорится в книге “Воспитание по-японски” (авторы – специалисты по культуре и истории Японии, которые жили и работали в этой стране).
На третьем этапе (“равный”) ребенок считается сформировавшимся членом общества. Воспитывать его уже поздно, и родителям остается только пожинать плоды своих усилий.
Воспитанием детей, как правило, занимается мама. Она проводит с детьми много времени – японцы считают, что раньше 3 лет ребенка отдавать в сад не стоит. И в основном не принято “скидывать” малышей на бабушек или пользоваться услугами нянь.
Но при этом большое значение придается “расширенной” семье: дети активно общаются с бабушками-дедушками и прочими родственниками. Отношения между поколениями полны чуткости и внимания, и к мнению стариков здесь принято прислушиваться. Семья – это ближний круг, в котором царит “амаэ” и где всегда поддержат и позаботятся.
Девочки в традиционных кимоно на празднике детей Сити-го-сан.
Икэно Осаму, автор книги “Япония. Как ее понять”, пишет об интересном эксперименте. Мам-японок и европеек попросили собрать вместе с детьми пирамидку. Японские мамы вначале сами собирали пирамидку, а потом просили детей повторить. Если у малышей что-то не получалось, они начинали все сначала.
Мамы из Европы чаще выбирали другую тактику: они подробно объясняли, как следует делать и в каком порядке блоки должны следовать друг за другом. А потом предлагали ребенку попробовать. Получается, что мамы из Японии призывали “делай как я”, а западные заставляли все делать самостоятельно, давая теорию, но не показывая на личном примере.
Поэтому японский способ обучения и воспитания еще называют “вразумляющим”. Мамы редко требуют от детей чего-то напрямую, настаивая на непременном исполнении, как в Европе или России. Они действуют исподволь, показывая на примере и подводя ребенка к желаемому поведению.
Чтобы научить ребенка жить в коллективном обществе, нужно прежде всего показать ему, что значит видеть и уважать чувства и интересы окружающих.
Поэтому японки, в свою очередь, уважают чувствительность детей. Они не давят, не стыдят их чрезмерно, а скорее взывают к эмоциям малышей или даже неодушевленных предметов. Если, например, ребенок ломает машинку, японская мама скажет: “Машинке больно, она сейчас заплачет”. Европейская же, скорее всего, сделает такое замечание: “Перестань, так делать нехорошо”. Да еще добавит, сколько ей пришлось работать, чтобы купить игрушку.
Сами японцы не утверждают, что их методы единственно правильные. Да и западные ценности в последнее время оказывают большое влияние на их традиции. Но во главе японского подхода – спокойное, терпеливое и полное любви отношение к детям. И этому точно стоит поучиться.
Источник
Японское образование славится на весь мир, а сама Япония на десятилетия обошла самые прогрессивные в технологическом развитии страны. Причины этого – в особом подходе к обучению детей. Яркими представителями японского подхода являются книги и рабочие тетради GAKKEN – с ними раннее развитие ребенка становится понятным и естественным.
Развивающие книги GAKKEN известны во всем мире и переведены на множество языков. Придумал их тридцать лет назад профессор психологии Акира Таго, посвятивший жизнь изучению развития интеллектуальных способностей у взрослых и детей, а выпустило крупнейшее в Японии образовательное издательство, по имени которого они и были названы.
Для кого они предназначены?
GAKKEN разработаны специально для малышей и дошкольников – от одного до пяти лет и старше. Именно в этом возрасте мозг ребенка стремительно развивается, активируются врожденные способности, а новая информация и навыки усваиваются с огромной скоростью.
Книги стимулируют развитие префронтальной коры головного мозга, закладывают основы математической логики и координации движений. В игровой форме, умело поддерживая интерес к обучению при помощи загадок и вознаграждений, GAKKEN учат детей самостоятельно находить решения сложных задач, рассуждать логически и понимать логику математических действий, правильно держать фломастер и карандаш, рисовать, раскрашивать, вырезать, клеить и создавать поделки из бумаги.
В чем секрет успеха этих книг?
Японские принципы образования включают в себя постепенность и нарастающую сложность, а также систему поощрений, которая признается очень важной. Для ребенка занятия с GAKKEN – захватывающая игра, но в то же время занятия с книгами дают мощный толчок развитию мозга и интеллекта, а также мелкой моторики.
Редакторы «Эксмо» – о новинках серии
Елена Талалаева
ведущий редактор отдела детской и подростковой познавательной литературы
В проекте GAKKEN вышла книга, которую долго ждали – развивающие игры для детей от рождения до 1 года.
– Неужели такой малыш может играть? – спросите вы.
– Может! – уверенно ответят вам японские психологи (и их поддержат в этом мнении многие отечественные специалисты по раннему развитию).
Оказывается, малыш, которому не исполнилось еще и года, может различать отдельные предметы, произносить звуки и слоги и даже находить предметы на картинках. Занятия в форме игры доставляют ему удовольствие, поэтому обучение становится эффективным.
Запомните, мамочки! Ребенок развивается тогда, когда чем-нибудь с увлечением занимается.
Елена Саломатина
начальник отдела детской и подростковой познавательной литературы
Обучая ребенка азам математики, родители часто сталкиваются с тем, что ребенок, хоть и умеет правильно складывать числа (то есть называть верный результат), но при этом не всегда понимает смысл этого математического действия.
В 4 года важна не скорость выполнения вычислений, важно рассмотреть числа под разными углами и понять систему. Ребенок должен разобраться, в какой ситуации нужно использовать сложение, каков его смысл.
В новой книге GAKKEN. 4+ Сложение собраны различные упражнения, начиная от самых основ и до простых вычислений. Таким образом ребенок сможет воспринять их как целостную систему, а сложение станет для него привычным и понятным.
При этом замечательно то, что, как обычно в книгах GAKKEN, весь учебный материал преподносится в рамках нескучных упражнений, за выполнение каждого из которых ребенок получает мотиватор – наклейку. Так что ребенок будет выполнять упражнения с удовольствием, закрепляя тем самым умения, которые станут основой для изучения математики в младшей школе.
В 4 года уровень владения пальчиками у ребенка вырастает так, что малыш уже может вырезать по прямым и более сложным линиям и клеить плоские детали.
В книге GAKKEN. 4+ Бумажное моделирование предлагаются самые разнообразные задания в виде поделок, которые нужно изготовить. Задания, где нужно вырезать и клеить, очень эффективно развивают мелкую моторику ребенка и его пространственное мышление.
Если вы поработаете с ребенком по этой книге, то сами удивитесь, насколько улучшится у вашего малыша пространственное представление. Не бойтесь недочетов, позвольте ребенку самому выполнять задания. На данном этапе лучше использовать пластиковые детские ножницы и домашний клейстер или клей-карандаш.
Очень важный этап развития – обучение сборке деталей по схеме. Это развивает внимание, аккуратность и пространственное мышление, а игра с получившейся поделкой развивает воображение. Обратите внимание, что привлекает ребенка больше – игра с получившейся поделкой или процесс ее изготовления. Замечательно, если ребенок научится получать удовольствие не только от игры с поделками, но и от самого процесса изготовления вещей.
Источник
Принимая решение, как развивать своего ребёнка, многие родители полагаются на проверенные методики. Проверенные – значит подтверждённые временем и доверием других родителей. Тридцать лет назад в Японии психолог Акира Таго разработал инновационную методику дошкольного развития ребёнка. Эта методика легла в основу книг GAKKEN, издаваемых крупнейшим одноимённым японским издательством. С тех пор только в Японии издано 40 миллионов экземпляров, а по всему миру – ещё 42 миллиона.
Впечатляющие цифры, но они говорят в первую очередь о качестве предлагаемой методики. Профессор Акира Таго более 30 лет исследовал психологические особенности и познавательные способности дошколят, чтобы найти максимально эффективный вариант обучения, развивающий не только требуемые навыки, но и способность ребёнка мыслить, а также его уверенность в себе.
Отличные новости – теперь серии тетрадей GAKKEN издаются в России! Задания в тетрадях выстроены по системе «микрошагов»: каждое из них логически следует за предыдущим и усложняется незаметно. Это сохраняет интерес и позволяет ребёнку чувствовать себя уверенно и продолжать усваивать знания, потому что он справился. А указания для родителей помогут включиться в работу с ребёнком и сделать задания ещё более интересными.
Серия направлена на комплексное развитие ребёнка: чёткие яркие иллюстрации стимулируют визуальное восприятие, милые персонажи вызывают симпатию у малыша, упражнения для пальчиков развивают мелкую моторику, а дети от трёх лет уже учатся пользоваться простыми инструментами: ножницами, клеем и ластиком. Перед каждым заданием дано разъяснение, какие навыки оно развивает и к какой цели ведёт. И вот что важно: тетради имеют необычный формат, они сделаны в формате блокнота А4. Так малыш развивает внимание и концентрацию, ведь перед ним не целый разворот, а один лист с одним заданием и крупными рисунками.
В серии есть самые разные тетради для малышей от двух до шести лет. Творчество, математика, общие знания или первые тетради для малышей – можно выбрать одну по возрасту или сразу несколько, чтобы ребёнку было ещё интереснее заниматься. Например, тетради с заданиями на счёт разбиты на ступени для каждого возраста от двух до шести лет. Они помогут не только научить ребёнка считать, но и понимать математическую логику. А задания на развитие речи познакомят малышей двух-трёх лет с буквами, помогут их изучить и подготовят к чтению.
Творчество имеет большое значение. Известный факт: процессы мышления активизируются, когда мы создаём что-то своими руками. Поэтому для развития мышления предусмотрены задания с аппликациями и бумажным моделированием. Просто возьмите ножницы, клей и подходящие тетради – и ваш малыш узнает, что такое творчество, и научится владеть этими инструментами.
Развивать самостоятельность и любознательность ребёнка помогут задания с лабиринтами. Разрисовывая красочные иллюстрации, малыш научится концентрироваться на решении задачи и доводить начатое до конца. А ещё лабиринты помогут подготовить руку ребёнка к письму и сформировать почерк.
Важный элемент каждой тетради – поощрительные наклейки. После выполнения задания позвольте малышу выбрать самую красивую наклейку и помогите приклеить её в специальное поле. Для него это не только награда, но и ещё один способ научиться самостоятельно принимать решение и делать выбор. Как можно чаще хвалите ребёнка за выполненное задание! Похвала и поощрение играют важную роль в раннем и дошкольном развитии – они поддерживают в ребёнке желание продолжать учиться и узнавать новое.
Преимущество методики GAKKEN в том, что она направлена на развитие фундаментальных навыков будущего взрослого: уверенность в своих силах, способность принимать решение и умение творчески мыслить. Вместе с тем параллельно формируя «школьные» навыки: внимание, логику, чтение или счёт.
Источник