Ян амос коменский о развитии ребенка

Ян амос коменский о развитии ребенка thumbnail

Ян Амо́с Ко́менский — чеш­ский педа­гог-гума­нист, писа­тель, обще­ствен­ный дея­тель, епи­скоп Чеш­скоб­рат­ской церкви, осно­во­по­лож­ник науч­ной педа­го­гики, систе­ма­ти­за­тор и попу­ля­ри­за­тор классно-уроч­ной системы.

Он родился в семье члена общины Чеш­ских бра­тьев, полу­чил пер­во­на­чаль­ное обра­зо­ва­ние в брат­ской школе, в 1608-10 учился в латин­ской школе, затем в Хер­борн­ской ака­де­мии, Гей­дель­берг­ском уни­вер­си­тете, где при­сту­пил к созда­нию свое­об­раз­ной энцик­ло­пе­дии — «Театр всех вещей» (1614–27) и начал работу над пол­ным сло­ва­рём чеш­ского языка («Сокро­вищ­ница чеш­ского языка», 1612–56). В 1614 Комен­ский — учи­тель брат­ской школы в Прше­рове. В 1618–21 жил в Фуль­неке, изу­чал труды гума­ни­стов эпохи Воз­рож­де­ния — Т. Кам­па­неллы, Х. Вивеса и др.

В 1627 Комен­ский при­сту­пил к созда­нию труда по дидак­тике на чеш­ском языке. В связи с гоне­ни­ями со сто­роны като­ли­ков Комен­ский эми­гри­ро­вал в Польшу (г. Лешно). Здесь он пре­по­да­вал в гим­на­зии, закон­чил свою «Дидак­тику» на чеш­ском языке (1632), а затем пере­ра­бо­тал её и пере­вёл на латин­ский язык, назвав «Вели­кой дидак­ти­кой», под­го­то­вил несколько учеб­ни­ков: «Откры­тая дверь к язы­кам» (1631), «Аст­ро­но­мия» (1632), «Физика» (1633), напи­сал пер­вое в исто­рии руко­вод­ство для семей­ного вос­пи­та­ния — «Мате­рин­ская школа» (1632). Комен­ский уси­ленно зани­мался раз­ра­бот­кой идей пан­со­фии (обу­че­ние всех всему), кото­рые вызвали боль­шой инте­рес евро­пей­ских учёных.

В 40‑е гг. Комен­ский опуб­ли­ко­вал ряд учеб­ни­ков. В 1650  он был при­гла­шён для орга­ни­за­ции школ в Вен­грии, где попы­тался частично осу­ще­ствить свой замы­сел устрой­ства пан­со­фи­че­ской школы. Науч­ное обос­но­ва­ние её прин­ци­пов, учеб­ный план, рас­по­ря­док дня были изло­жены Комен­ским в сочи­не­нии «Пан­со­фи­че­ская школа» (1651).

Стре­мясь ожи­вить пре­по­да­ва­ние и про­бу­дить в детях инте­рес к зна­ниям, Комен­ский при­ме­нил метод дра­ма­ти­за­ции учеб­ного мате­ри­ала и на основе «Откры­той двери к язы­кам» напи­сал ряд пьес, соста­вив­ших книгу «Школа-игра» (1656). В Вен­грии Комен­ский закон­чил пер­вый в исто­рии иллю­стри­ро­ван­ный учеб­ник «Мир чув­ствен­ных вещей в кар­тин­ках» (1658), в кото­ром рисунки явля­лись орга­ни­че­ской частью учеб­ных тек­стов. Один из таких тек­стов мы пред­ла­гаем нашим чита­те­лям. Несмотря на то, что он напи­сал почти 400 лет назад, эти пра­вила акту­альны и для совре­мен­ных роди­те­лей и педагогов.

1. Не только хижина

Люди при­учают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к вер­хо­вой езде и к пере­возке тяже­стей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя при­спо­со­бить для дру­гих. Чело­век — более высо­кое созда­ние, чем все эти живот­ные, — дол­жен быть при­ве­дён к самым высо­ким целям, чтобы сво­ими доб­ро­де­те­лями как можно более соот­вет­ство­вать Богу, образ кото­рого он носит. Тело, конечно, как взя­тое из земли, есть земля, при­над­ле­жит земле и снова должно обра­титься в землю. А душа, кото­рую вдох­нул Бог, — от Бога, должна остаться в Боге, под­няться к Богу.

Поэтому роди­тели недо­ста­точно испол­няют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, гово­рить, укра­шаться одеж­дами, ибо всё это слу­жит только для тела, кото­рое не есть чело­век, а слу­жит хижи­ной для чело­века. Хозяин этой хижины (разум­ная душа) оби­тает внутри; о нём и сле­дует забо­титься больше, чем о внеш­ней этой оболочке.

2. Трой­ная цель

Должна быть твёрдо уста­нов­лена тро­я­кая цель вос­пи­та­ния юношества:

1) Вера и благочестие.

2) Доб­рые нравы.

3) Зна­ние язы­ков и наук.

И всё это в том самом порядке, в кото­ром пред­ла­га­ется здесь, а не наобо­рот. Прежде всего, нужно при­учать детей к бла­го­че­стию, затем — к доб­рым нра­вам или доб­ро­де­те­лям, нако­нец — к более полез­ным нау­кам. Чем более, однако, они могут сде­лать успеха в этом послед­нем, тем лучше.

У кого в своём доме дети пре­да­ются этим трём упраж­не­ниям, у того — рай, где сеются, оро­ша­ются, зеле­неют и цве­тут небес­ные рас­те­ния; у того — храм Свя­того Духа, в кото­ром он создаёт и совер­шен­ствует сосуды мило­сер­дия, ору­дия славы, чтобы в них, как в живом образе Бога, всё более и более бли­стали лучи его могу­ще­ства, муд­ро­сти и бла­го­сти; как счаст­ливы в таком раю родители!

3. Когда начи­нать воспитывать

Роди­тели не должны откла­ды­вать вос­пи­та­ние до обу­че­ния своих детей учи­те­лями и слу­жи­те­лями Церкви (так как невоз­можно уже вырос­шее кри­вое дерево сде­лать пря­мым и лес, повсюду усе­ян­ный тер­но­выми кустами, пре­вра­тить в ого­род). Они сами должны изу­чить спо­собы обра­ще­ния со сво­ими сокро­ви­щами, согласно с их цен­но­стью, чтобы под их соб­ствен­ным руко­вод­ством дети начи­нали воз­рас­тать в муд­ро­сти и любви у Бога и людей.

В пре­де­лах шести лет ребё­нок дол­жен знать:

(1) Что Бог суще­ствует, (2) везде при­сут­ствуя, взи­рает на всех нас; (3) тем, кто за Ним сле­дует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строп­ти­вых и без­нрав­ствен­ных нака­зы­вает смер­тью; (5) Его сле­дует бояться и все­гда при­зы­вать и любить как отца; (6) нужно испол­нять всё то, что Он пове­ле­вает; (7) если мы будем доб­рыми и чест­ными, Он при­мет нас на небо и пр.

В этих пре­де­лах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно дове­сти в бла­го­че­сти­вых упражнениях.

4. Когда начи­нать обучать

При­рода всех рож­да­ю­щихся существ такова, что они явля­ются гиб­кими и всего легче при­ни­мают форму, пока они в неж­ном воз­расте; окреп­нув, они не под­да­ются фор­ми­ро­ва­нию. Все это, оче­видно, в такой же мере — отно­сится и к самому чело­веку. У него мозг, вос­при­ни­мая попа­да­ю­щие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в дет­ском воз­расте вообще вла­жен и мягок и спо­со­бен вос­при­ни­мать все встре­ча­ю­щи­еся пред­меты; затем поне­многу он высы­хает и твер­деет, так что, по сви­де­тель­ству опыта, вещи запе­чат­ле­ва­ются и отоб­ра­жа­ются на нем с боль­шой трудностью.

Отсюда извест­ное выра­же­ние Цице­рона: «Дети быстро схва­ты­вают бес­чис­лен­ное коли­че­ство пред­ме­тов». Таким обра­зом, и руки, и все осталь­ные члены только в дет­ские годы могут при­спо­соб­ляться к ремес­лам и рабо­там, пока мускулы еще гибки. Кто дол­жен стать хоро­шим пис­цом, худож­ни­ком, порт­ным, куз­не­цом, музы­кан­том и пр.,— дол­жен зани­маться этим с юных лет, когда вооб­ра­же­ние еще живое, а пальцы гибки, в про­тив­ном слу­чае он нико­гда не овла­деет своим предметом.

Точно так же и корни бла­го­че­стия сле­дует насаж­дать в сердце каж­дого с ран­них лет. В ком мы желаем гар­мо­ни­че­ски раз­вить изящ­ный нрав, над тем нужно рабо­тать в неж­ном возрасте.

Только то в чело­веке прочно и устой­чиво, что он впи­ты­вает в себя в юном возрасте.

5. О здо­ро­вом теле

Кто-то ска­зал, что должно молить богов о том, чтобы в здо­ро­вом теле был здо­ро­вый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и тру­диться, ибо Бог обе­щает бла­го­сло­ве­ние не празд­ным людям, а тру­до­лю­би­вым. Так как дети тру­диться ещё не могут и не умеют изли­вать мольбы к Богу, то за них должны это делать роди­тели, ста­ра­ясь питать и вос­пи­ты­вать (во славу Божию) тех, кого они про­из­вели на свет.

Но прежде всего, так как обу­чать детей можно только в том слу­чае, если они будут живы и здо­ровы (ведь с боль­ными и хилыми не достиг­нешь ника­кого успеха), то пер­вая забота роди­те­лей – обе­ре­гать здо­ро­вье детей.

6. Семья

Школа, вос­пи­та­тели, про­по­вед­ники могут лишь раз­вить и неко­то­рым обра­зом напра­вить вос­пи­та­ние детей в нуж­ное русло. Основ­ное умо­на­стро­е­ние лич­но­сти рож­да­ется в семье.

7. Укреп­лять интерес

Все роди­тели должны стре­миться к тому, чтобы у детей не было недо­статка в развлечениях.

Напри­мер, на пер­вом году настро­е­ние у них поды­ма­ется дви­же­нием колы­бели, дви­же­нием рук, пением, щел­ка­ньем тре­щотки, ноше­нием по двору или по саду, или даже поце­лу­ями, объ­я­ти­ями, лишь бы всё это про­ис­хо­дило осмот­ри­тельно. На вто­ром, тре­тьем, чет­вёр­том и т. д. году это про­ис­хо­дит бла­го­даря при­ят­ной с ними или между ними игре, бега­нию в раз­ные сто­роны, пре­сле­до­ва­нию, слу­ша­нию музыки и каким угодно при­ят­ным зре­ли­щам, рисо­ва­нию и т. д.

И чтобы ска­зать вкратце, ребёнку ни в каком слу­чае не нужно отка­зы­вать в том, что ему угодно и при­ятно; мало того, если к тому, что при­ятно для зре­ния, слуха и дру­гих чувств, будет заме­чен какой-либо инте­рес, то это будет укреп­лять тело и дух. Не сле­дует допус­кать только того, что про­тивно бла­го­че­стию и доб­рым нравам.

8. Дети должны быть заняты

Дети охотно все­гда чем-нибудь зани­ма­ются, так как их живая кровь не может оста­ваться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не сле­дует этому мешать, но нужно при­ни­мать меры к тому, чтобы все­гда у них было что делать. Пусть они будут теми мура­вьями, кото­рые все­гда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, скла­ды­вают, пере­кла­ды­вают; нужно только помо­гать детям, чтобы всё, что про­ис­хо­дит, про­ис­хо­дило разумно, и, играя с ними, ука­зы­вать им даже формы всех игр (ведь зани­маться серьёз­ным они ещё не могут).

9. Научить ребёнка молчать

Пока дети ещё учатся гово­рить, им нужно предо­ста­вить сво­боду гово­рить и воз­можно больше лепе­тать. Но после того как они научи­лись гово­рить, будет весьма полез­ным научить их также мол­чать. Мы желали бы, чтобы они были не немыми ста­ту­ями, а разум­ными созда­ни­ями. Нача­лом вели­кой муд­ро­сти явля­ется воз­мож­ность разумно поль­зо­ваться молчанием.

Мол­ча­ние никому, конечно, не повре­дило, но весьма мно­гим повре­дило то, что они гово­рили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и дру­гое — гово­рить и мол­чать — явля­ется осно­вой и укра­ше­нием всего нашего раз­го­вора на всю жизнь, то они должны быть соеди­ня­емы нераз­дельно, чтобы сразу мы при­об­ре­тали себе воз­мож­ность поль­зо­ваться тем и другим.

Итак, роди­тели должны при­учать детей к мол­ча­нию во время молитвы и бого­слу­же­ния (как дома, так и в церкви); ника­кое бега­нье, крик, шум не должны быть ими поз­во­ля­емы в это время. Также должны они научиться молча выслу­ши­вать какие-либо при­ка­за­ния отца или матери.

Дру­гой сто­ро­ной мол­ча­ния будет обду­ман­ная речь, чтобы, прежде чем гово­рить или отве­чать на вопросы, дети поду­мали, что и как им разумно ска­зать. Ибо гово­рить всё, что под­вер­нётся на язык, глупо, и не под­хо­дит это тем, из кого мы желаем сде­лать разум­ные суще­ства. Однако, как я все­гда под­чёр­ки­ваю, — насколько поз­во­ляет воз­раст, на это разум­ные роди­тели должны обра­щать серьёз­ное внимание.

10. Обра­зо­ва­ние для всех

В школы сле­дует отда­вать не только бога­тых или знат­ных, но и всех вообще: знат­ных и незнат­ных, бога­тых и бед­ных, маль­чи­ков и дево­чек во всех горо­дах и местеч­ках, сёлах и деревнях.

Потому что всех должно обра­зо­вы­вать по образу Божьему.

Все люди, кото­рые только роди­лись, про­изо­шли на свет с одной и той же глав­ной целью: быть людьми, т. е. разум­ными суще­ствами, вла­ды­ками тва­рей, ярким подо­бием сво­его Творца. Сле­до­ва­тельно, всех нужно вести к тому, чтобы они, над­ле­жа­щим обра­зом впи­тав в себя зна­ния, доб­ро­де­тель и рели­гию, могли с поль­зой пройти насто­я­щую жизнь и достойно под­го­то­виться к будущей.

У Бога нет лице­при­я­тия — не раз сви­де­тель­ствует Он об этом сам. А если мы поз­во­лим раз­ви­вать свой ум только неко­то­рым, исклю­чив осталь­ных, то будем неспра­вед­ливы не только по отно­ше­нию к тем, кто обла­дает той же самой при­ро­дой, но и по отно­ше­нию к самому Богу, Кото­рый хочет, чтобы все, на ком Он начер­тал свой образ, Его позна­вали, любили и восхваляли.

Это, несо­мненно, будет про­ис­хо­дить тем пла­мен­нее, чем больше будет раз­го­раться свет зна­ния. Мы любим именно настолько, насколько познаём.

11. Раз­ви­вать имеющееся

Как это ясно, когда семя, поса­жен­ное в землю, внизу пус­кает малень­кие корни, а выше даёт ростки, из кото­рых впо­след­ствии по врож­дён­ной силе раз­ви­ва­ются ветви и сучья; послед­ние покры­ва­ются листьями, укра­ша­ются цве­тами и пло­дами. Сле­до­ва­тельно, нет необ­хо­ди­мо­сти что-либо при­вно­сить чело­веку извне, но необ­хо­димо раз­ви­вать, выяс­нять то, что он имеет зало­жен­ным в себе самом, в заро­дыше, ука­зы­вая зна­че­ние всего существующего.

12. Самый дей­стви­тель­ный путь

Нет на земле ника­кого более дей­стви­тель­ного пути для исправ­ле­ния чело­ве­че­ской испор­чен­но­сти, чем пра­виль­ное вос­пи­та­ние юношества.

13. Кого учить?

Чем пло­до­род­нее поле, тем обиль­нее оно про­из­во­дит тер­нов­ник и чер­то­по­лох. Так и выда­ю­щийся ум полон пустыми меч­та­ни­ями, если его не засе­ять семе­нами муд­ро­сти и доб­ро­де­те­лей. Как дей­ству­ю­щая мель­ница, если в нее не под­сы­пать зерна, т. е. мате­ри­ала для пере­ма­лы­ва­ния, сти­рает сама себя и, отры­вая от жер­но­вов куски и даже повре­ждая и раз­ры­вая отдель­ные части, бес­по­лезно с шумом и трес­ком пылит, так и подвиж­ный ум, лишен­ный серьез­ной работы, будет вообще напол­няться ничтож­ным, пустым и вред­ным содер­жа­нием и ста­нет при­чи­ной своей соб­ствен­ной гибели.

14. В школах

Во всех слу­чаях без исклю­че­ния нужно стре­миться к тому, чтобы в шко­лах, а отсюда бла­го­даря шко­лам и во всей жизни при посред­стве наук и искусств:

I. Раз­ви­ва­лись способности.

II. Совер­шен­ство­ва­лись языки.

III. Раз­ви­ва­лись бла­го­нра­вие и нравы в направ­ле­нии вся­кой бла­го­при­стой­но­сти согласно со всеми нрав­ствен­ными устоями.

IV. Бог искренно почитался.

15. Как про­буж­дать и под­дер­жи­вать в детях стрем­ле­ние к учению

Стрем­ле­ние к уче­нию про­буж­да­ется и под­дер­жи­ва­ется в детях роди­те­лями, учи­те­лями, шко­лой, самими учеб­ными пред­ме­тами; мето­дом обу­че­ния и школь­ным начальством.

Роди­те­лями.

Если роди­тели в при­сут­ствии детей с похва­лой отзы­ва­ются об уче­нии и об учё­ных людях или, побуж­дая детей к при­ле­жа­нию, обе­щают им кра­си­вые книги, кра­си­вую одежду или ещё что-либо при­ят­ное; если хва­лят учи­теля (осо­бенно того, кото­рому хотят пору­чить детей) как со сто­роны его учё­но­сти, так и гуман­ного отно­ше­ния к детям (ведь любовь и вос­хи­ще­ние явля­ются силь­ней­шим сред­ством, чтобы вызвать стрем­ле­ние к под­ра­жа­нию); нако­нец, если они ино­гда пошлют детей к учи­телю с пору­че­нием или малень­ким подар­ком и пр., то легко достиг­нут того, что дети искренно полю­бят и науку и самого учителя.

Учи­те­лями.

Если учи­теля будут при­вет­ливы и лас­ковы, не будут оттал­ки­вать от себя детей своим суро­вым обра­ще­нием, а будут при­вле­кать их своим оте­че­ским рас­по­ло­же­нием, обхож­де­нием и сло­вами; если учи­теля сове­туют науки, к кото­рым они при­сту­пают, со сто­роны их пре­вос­ход­ства, при­вле­ка­тель­но­сти и лёг­ко­сти; если более при­леж­ных уче­ни­ков будут время от вре­мени хва­лить (даже наде­ляя малы­шей ябло­ками, оре­хами, саха­ром и т.п.); если, при­гла­сив неко­то­рых уче­ни­ков к себе на дом, а также всем вме­сте, будут пока­зы­вать кар­тинки, изоб­ра­жа­ю­щие то, что им в своё время при­дётся изу­чать: опти­че­ские и гео­мет­ри­че­ские инстру­менты, гло­бусы и дру­гие подоб­ные вещи, кото­рые могут вызвать у них чув­ство вос­хи­ще­ния; если будут через них сно­ситься с роди­те­лями, – сло­вом, если учи­теля будут отно­ситься к уче­ни­кам с любо­вью, тогда они легко заво­юют их сердце так, что детям будет при­ят­нее пре­бы­вать в школе, чем дома.

16. Не перегружать

Учи­тель дол­жен учить не столько, сколько может, а сколько уче­ник может освоить.

17. Поря­док

Если ты при­смот­ришься к порядку, гос­под­ству­ю­щему в обще­ствен­ных и част­ных делах у хорошо обра­зо­ван­ного народа, там все идет как часы… У вар­ва­ров же все похоже на раз­вя­зан­ный сноп или песок без цемента.

Источник

Глава 7 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. XVII – СЕРЕДИНА XIX вв.

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

(педагогические истоки )

К концу XVI в. и в первой половине XVII в. капи­тализм в Западной Европе стал серьезной, а в некото­рых странах решающей силой

В период буржуазных отношений наблюдались значительные сдвиги в идеологии. Формировалась прогрессивная светская, гуманитарная культура, обо­стрилась борьба материалистического и идеалистичес­кого направлений. Буржуазные идеологи подрывали диктатуру церкви, расшатывали основы теолого-схо-ластической идеологии. При этом используя культур­ное наследие античной древности.

Основными признаками эпохи Возрождения в це­лом были: быстрый рост культуры, возрождение антич­ной культуры, антагонизм аскетизму и схоластике Средневековья. В широком кругу разнообразных инте­ресов и знаний выдающихся людей эпохи Возрожде­ния медицина занимала почетное место.

Крупные деятели этой эпохи интересовались ме­дициной. Врачи, в свою очередь, обладали самыми раз­нообразными знаниями. В социальных утопиях эпохи Возрождения Томаса Мора (1478—1535), ТоммазоКам-панеллы (1568-1639), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) поднимались вопросы медицины, и врачу отводилось большое место в разрешении вопросов как личной, так и общественной жизни.

Реформы в науке и культуре эпохи Возрождения существенно коснулись и вопросов воспитания детей.

Появились теории о необходимом воспитании и обуче­нии детей, новые школы.

Английский мыслитель-гуманист Томас Мор впер­вые выдвинул идею о соединении теоретического об­разования с трудом, провозгласил принципы всеоб­щего обучения, требовал обучения на родном языке учащихся. В середине XVII в. чешский мыслитель и педагог Я.А. Коменский заложил основы педагогики Нового времени, выдвинул идею «учить всех всему». В конце XVII в. английский философ и педагог Д. Локк создал систему умственного, физического и нрав­ственного воспитания детей буржуазии. В XVIII в. французские просветители Ж.Ж. Руссо, К. А. Гельве­ций, Д. Дидро, швейцарский педагог И. Г. Песталоцци и др. выступили с беспощадной критикой всех уста­новлений феодализма, обратив особое внимание на проблемы воспитания подрастающего поколения. Им казалось, что именно с помощью разумно организо­ванного воспитания можно будет устранить большин­ство царящих в мире социальных пороков и неспра­ведливостей.

Ссылки на Локка, Гельвеция и Руссо можно найти в работах почти всех русских деятелей просвещения и здравоохранения XVIII —XIX вв. Писатели эти были подлинными властителями дум в области педагогики в России того периода.

Касаясь разных проблем общего воспитания и обучения подрастающего поколения, мыслители-гума­нисты немаловажное значение придавали и пробле­ме формирования правильной речи, ее значению в воспитании гармонически развитой личности ре­бенка.

Ян АмосКоменский (1592— 1670) — славянский педагог — демократ и гуманист, принадлежит к числу выдающихся мыслителей XVII в.

Несмотря на полученное им богословское образо­вание и сан священника, а затем епископа религиозной общины «чешских братьев», он в своих педагоги­ческих взглядах примыкал к самым прогрессивным представителям науки, философской мысли того вре­мени. Научно-педагогические взгляды Коменского проникнуты демократизмом.

Улучшение мира, его переделка, по мнению Я.А. Коменского, возможна лишь путем всеобщего, равного для всех детей обоего пола образования и воспитания, вооружения подрастающего поколения реальными знаниями с помощью методов, облегчаю­щих учение и делающих его радостным.

В многочисленных трудах Я.А. Коменского была впервые представлена развернутая система обучения и воспитания от рождения до зрелости и заложены осно-вы педагогики как самостоятельной области знаний.

В заглавии своего раннего, главнейшего педагоги­ческого трактата — «Великая дидактика»— Коменс­кий ставит своей задачей разработать теорию «учить всех всему» (I, т. 1, с. 242).

В его системе воспитания и обучения детей имеет­ся целый ряд вопросов, касающихся необходимости формирования у них правильной речи.В частности, определяя конкретные задачи образования,Коменс­кий отмечает, что они сводятся не только к хорошему знанию природы и общественных отношений,но и к умению действовать и все подчинять на пользу чело­века,и, наконец, к умению говорить,т, е. передавать другим свои знания и умения. «Быть разумным созда­нием — это значит все исследовать и давать всему имена и все исчислять, т. е. знать и иметь возможность назвать и все понять, что находится в мире» (I, т. 1, с. 268).

В перечне элементов знаний, подлежащих усвое­нию в «материнской школе» (воспитание детей до 6 лет), Коменский называет метафизику, естествознание, оптику, астрономию, географию, хронологию, детскую грамматику, начало риторики и др.

Говоря о значении речи в общем развитии ребен­ка,Коменский подчеркивал, что «мы учимся одно — знать, другое — делать, третье — говорить, или луч­ше — всему (знать, действовать, говорить), кроме дур­ного» (I, т. 1, с. 211). И далее Коменский считает, что в первые 6 лет детям нужно давать образование: в пони­мании вещей; в физических трудах и в ловкости; в искусстве речи; в правах и добродетелях; в благочес­тии; при хорошем здоровье и невредимости.

«Противоядием невежеству является образова­ние… — писал Коменский. — Оно будет полным, если ум обрабатывается для мудрости, язык для красноре­чия, руки для искусного исполнения в жизни действий. Эти три вещи — разум, действия, речь — и есть соль жизни». Ведь и в самом деле, далее указывал он, мы не можем ни действовать, ни говорить разумно, если предварительно не поймем правильно ни того, что нужно делать, ни того, о чем нужно говорить. При этом он считал, что учить только умению говорить и не учить вместе с тем понимать — это значит не усовершенство­вать человеческую природу, а только придать ей на­ружное поверхностное украшение (I, т. 2, с. 166).

Таким образом, Коменский придавал большое зна­чение правильной речи в общем развитии человека, видел ее серьезное значение в общей системе обуче­ния ребенка. «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать» (I, т. 2, с. 166) — писал он.

Говоря о необходимости развития речи, о связи развития речи и разума,Коменский даже дает ряд практических советов, каким образом нужно искусно упражнять детей в развитии речи (I, т. 1, с. 227).

Он пишет, что две особенности решительно отлича­ют человека от животного: разум и речь. Разум, считает он, нужен человеку для самого себя, а речь — для ближ­него. Поэтому нужно проявлять одинаковую заботу о том и другом, чтобы и ум, и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы (I, т. 1, с. 227).

Говоря о пользе точного использования слов,Коменский указывал, что человеческий язык состоит из слов, которые относятся не к чему-то несуществую­щему, но к определенным вещам, явлениям и т. д. Они как бы переносят их образ из ума говорящего в ум слушающего. Поэтому ничего не обозначающие слова бесполезны, точно так же, как и те слова, которые име­ют определенное значение, но оно нам неизвестно. Следовательно, и речь тем лучше, чем более она содер­жит вещей и смысла, и тем непригоднее, чем менее заключает она вещей и понимания. Ибо именно в этом заключается преимущество человеческой речи перед словами попугаев и преимущество разговора мудрых мужей перед болтовней старых баб (I, т. 2, с. 100).

В «Правилах поведения для юношества» Коменс­кий рекомендует: «Если нужно говорить, то сознание должно предшествовать языку, а не наоборот, чтобы не заниматься и не брать назад свои слова, если скажешь что-либо неподходящее» (I, т. 2, с. 166).

Я.А. Коменский делает попытку определить нача­ло развития речи у ребенка, ступени развития языка. Он считает, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно это наблюдается в конце первого года. В это время в детском языке фор­мируются отдельные звуки, слоги. На следующий год это обыкновенно проявляется полнее. При этом ум­ственные способности и охота к учению, отмечает Коменский, проявляются у детей с крайней неравно­мерностью — у одних раньше, у других — позднее. «Некоторые двухлетние дети уже прекрасно говорят и быстро все воспринимают, другие в пять лет, едва делают то же самое» (I, т. 1, с. 446).

Эту же мысль о неравномерности развития речи у детей Коменский подчеркивает в своем руководстве для матерей по воспитанию детей до школы («Мате­ринская школа», 1633 г.), в котором дана тщательно разработанная программа, а также методика воспита­ния и обучения маленьких детей. Он пишет здесь: «В этом первом детском возрасте (имеются в виду дети до 6 лет. — В. С.) не все дети обладают одинаковыми способностями: некоторые дети начинают говорить на первом, а некоторые — только на втором или даже на третьем году) (I, т. 1, с. 213).

Для развития речи маленьких детей Коменский считает необходимым с первого-второго года жизни обучать их произносить некоторые слова, начиная с легких: тетя, мама, папа и др. «Так необходимо посту­пать, ибо сама природа приказывает начинать с более легкого, т. к. детскому, впервые упражняющемуся язы­ку трудно произносить так, как произносим мы, взрос­лые» (1, т. 1, с. 227).

Коменский считал, что для рационального занятия языками существуют 3 ступени: лепет (отдельные сло­ва), связная речь, красноречие. На первой ступени изучается основание языка, слова, которые в отдель­ности надо понимать, произносить и изменять.

На второй ступени учат, как связывать из слов фразы и строить из них предложения и периоды.

На третьей ступени — как из всех этих словесных элементов вытекает поток речи, приятный и действу­ющий на других. При этом Коменский считал, что для развития языка целесообразно и полезно организовы­вать разговоры детей вне обычного времени занятий. Необходимым условием формирования правильной речи Коменский справедливо считал хорошо развитое слуховое восприятиеу ребенка, поэтому он рекомен­довал при воспитании детей «давать в руки свирель, бубен, детский струнный инструмент, чтобы, свистя, звеня, треща, они приучали слух к восприятию различ­ных звуков или даже подражали им» (I, т. 1, с. 226).

В системе воспитания детей Коменского находит место необходимость воспитания чистой в звуковом отношении речи детей.Дети должны «правильно гово­рить на родном языке, т. е. отчетливо произносить бук­вы, слоги, слова» (I, т. 1, с, 444). Ребенок должен гово­рить ясно и отчетливо, чтобы его можно было понять. Поэтому «…как только языкудетей начинает действо­вать лучше (имеется в виду младший возраст. — В. С), вредно позволять им говорить картаво. Иначе, когда дело дойдет до изучения более важного, они вынужде­ны будут наконец говорить правильно и отучиваться от того, чему ранее научились неверно» (I, т. 1, с. 227). В «Правилах поведения для юношества» (I, т. 2, 02 с. 166) Коменский определенно рекомендует: «Чтобы быть вполне понятым, выговор должен быть ясен и отчетлив».

Большое значение Коменский также придавал развитию словаря детской речи.

В первое шестилетие, считал, он, дети первоначаль­но воспринимают все в общих, неясных очертаниях, замечая, что они видят, слышат, вкушают, осязают. В это время необходимо довести ребенка до того, что­бы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, птица, рыба и пр. Он должен знать также названия внешних членов своего тела; различать и называть свет и тьму; узна­вать и называть небо, солнце, луну, звезды. Он учится понимать, что такое гора, долина, поле, река, селение, город; что называется часом, днем, неделей, годом; что такое лето, зима и пр. (I, т.1, с. 312 — 243)

«Грамматика — по мнению Я.А. Коменского — для первых шести лет будет состоять в том, чтобы ребенок мог назвать столько вещей, сколько их знает, хотя бы он мог выразить это пока и с ошибками»… (I, т.1, с. 212). Он считает, что на четвертом, пятом, шестом году вме­сте с пониманием окружающего речь детей будет од­новременно и обязательно обогащаться. При этом он рекомендует не пренебрегать упражнениями, чтобы дети привыкли называть своим именем все, что видят дома, вокруг и чем занимаются. Поэтому нужно чаще ставить вопросы: Что это такое? Что ты делаешь? Как это называется? При этом всегда нужно обращать внимание на то, чтобы дети произносили слова пра­вильно и отчетливо. Здесь же он указывает на целесо­образность использования для чистоты произношения проговаривание скороговоркой каких-либо длинных или сложных слов типа Таратануара, Навуходоносор и пр. (I, т.1, с. 227-228)

При развитии фразовой речиу детей до шестилет­него возраста Коменский отмечал способность и необ­ходимость обучения припоминать и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой ребенок в том или ином случае действовал. Дети должны учиться понимать, кода говорится много и мало, уметь считать, хотя бы до десяти. Ребенок, замечая, что разговор ведется путем вопросов и ответов, и сам также приуча­ется спрашивать и отвечать на вопросы. Следует толь­ко приучать детей ставить подходящие вопросы, а на вопросы отвечать прямо; приучать детей твердо дер­жать мысль в пределах предложенной темы, а не от­клоняться в сторону.

При этом Коменский обращает внимание на необ­ходимость воспитания выразительной речи детейи на воспитание соответствующей характеру речи жести­куляции,а именно при вопросе повышать последние слоги, а при ответе понижать и т. п. (I, т. 1, с. 144).

В «Правилах поведения для юношества» (I, т. 2, с. 166) он рекомендует: «Если говоришь, то говори язы­ком, а не головой или рукой, или всем телом, то есть не качанием тела и жестами». И там же: «Если спрашива­ешь или отвечаешь на вопрос делай это ясно, коротко и просто».

Для воспитания выразительности речи у детей Коменский считает необходимым знакомить детей с поэзией, заучивать как можно большее количество маленьких стихотворений, ритмических или метричес­ких, обычно употребляемых в отечественном языке (I, т. 1, с. 444).

Особое внимание он обращал на развитие умерен­ности пользования речью. Дети «должны приучаться не болтать постоянно и не выбалтывать всего, что по­падется на язык, а разумно молчать, когда того требует дело или окружающая обстановка» (I, т. 1, с. 445). В «Ма­теринской школе» он повторяет эту мысль, говоря, что детей «нужно приучать не только говорить, но и мол­чать, где это необходимо» (I, т. 1, с. 210).

Он считал, что, пока дети еще учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они научились говорить, будет весьма полезно научить их также мол­чать. При этом он ссылается на мнение Плутарха: кто думает, что молчание — дело ничтожное, тот неразу­мен. Началом великой мудрости является возможность разумно пользоваться молчанием.

В своих произведениях Я.А. Коменский также уде­лял внимание необходимости развития голосамаленького ребенка. «Жалобы… и плач— первая наша музыка, удержать от которой детей невозможно, а если бы даже и было возможно, то было бы вредно, так как плач приносит пользу здоровью» (I, т. 1, с. 226). Он считал, что, пока нет остальных упражнений в движе­ниях у ребенка, его грудь и внутренние органы таким способом освобождаются от того, что в них излишне. При этом замечал, что на втором году детям начинает доставлять удовольствие также и посторонняя музыка, то есть пение, треск, игра на музыкальных инструмен­тах. В «Правилах поведения для юношества» (I, т. 2, с. 106) рекомендовал: «И голос у говорящего должен быть мягким и спокойным, а не крикливым, раздража­ющим слух, но и не бормочущим про себя, едва дохо­дящим до слуха».

В трудах Коменского имеются и некоторые указа­ния на подготовку к обучению маленьких детей пись­менной речи.В седьмой главе «Материнской школы» он указывает на обязательность занятий с детьми по рисованию и письму. По его мнению, на четвертом или на пятом году жизни ребенка следует предлагать ему мел, чтобы он ставил точки, проводил линии, крючки, кресты, круги. В виде игры или для развлечения. Сле­дует показывать, как это делается. Таким образом, он приучится в будущем держать мел и писать буквы (I, т. 1, с. 225 —226).

Таким образом, в трудах Я.А. Коменского мы об­наруживаем большой круг вопросов, касающихся развития правильной речи у детей: для чего нужна речь человеку; значение речи в общем развитии ре­бенка; необходимость развития речи у детей их ин­теллекта; значение правильного использования слов; начало и ступени развития речи у детей; о необходи­мости развития слухового внимания, чистого звуко-произношения и богатого словарного запаса, грам­матически правильно построенных фраз; об умерен­ном использовании жестикуляции и речи человеком; о выразительности и голосе в речевом процессе; о подготовке маленьких детей к обучению письменной речи.

Источник