Я многое могу личностное развитие ребенка

Я многое могу личностное развитие ребенка thumbnail

Нормальное личностное развитие ребенка зависит от трех факторов: семья, окружение, возможности для получения знаний. Родители хотят для своих детей всего самого лучшего. В том числе и того, чтобы они приобрели самые достойные личностные качества.

Стоит помнить, что каждый малыш уже с рождения имеет развитие личности ребенкасобственный характер. Он — индивидуальность. Дальше все дело за родителями. Конечно же, необходимо воспитание. Очень важно задуматься, как и чем живет ваша семья, ведь именно вы — главный пример для ваших детей.

Малыш должен учиться ставить перед собой цели, достигать их. Это не всегда просто, и на пути обязательно будут ошибки. Ограничивать его самостоятельность, возможность принимать решения нельзя. Без этого личность не может развиваться гармонично и полно.

Даже маленький ребенок — уже личность

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос успешным, активным, интеллигентным, любил читать, уважал старших, занимался спортом… Этот список можно продолжать бесконечно, ведь положительных качеств характера и личности очень много.

Родители, конечно же, желают добра своем малышам. Но не развитие личности ребенкастоит забывать: ваш ребенок с самого начала уже личность, индивидуальность. С первых дней жизни он будет показывать свой характер: спокойный он или активный, крикливый. С каждым днем все яснее становится, что это действительно личность. Чем старше он будет, тем это очевиднее.

На какие-то ключевые составляющие личности человека повлиять почти невозможно, но это не значит, что нужно оставить его на произвол судьбы. Видя, какой он, ваш малыш, вы можете помочь ему что-то понять, а где-то проявить строгость. Воспитание дает многое для развития полноценной, гармоничной личности. При условии, конечно, что сами родители и окружение могут похвастаться положительными личностными качествами.

Ругать малыша за то, что он не хочет в 6 лет читать книжки, или слишком робкий, или, наоборот, его не переспорить, — не самое умное решение

. Проявлять агрессию — еще глупее со стороны взрослого человека. Это естественно, что у ребенка будет свой взгляд на жизнь, характер, увлечения и предпочтения. Хотя в основном на формирование личности оказывают влияние три фактора:

  • ближайшее окружение (родители);
  • среда (где, как, чем вы живете);
  • возможности для обучения и развития (школа, кружки, домашние занятия, чтение, музеи, театры…).

Ребенок берет пример со своих родителей, копирует их поведение. Не забывайте об этом.

Личностные черты

Если говорить про личностное развитие, то стоит начать с главного – с характеристики личности. Тип эмоционального контакта с окружающими складывается практически сразу же после рождения.

От некоторых младенцев так и веет тревогой. Они плачут, развитие личности ребенказанимают оборонительную позицию (выставляют сжатые кулачки перед собой). Другие же спят спокойно, мирно смотрят на происходящее вокруг, мало плачут. Тут нет никакого секрета. Наш мозг формируется все 9 месяцев, пока крошка находится у мамы в животе. Чем дальше, тем сложнее становится структура мозга и протекающие в нем процессы. Начинается внутренняя жизнь, складывается подсознание.

Во многом личностные черты зависят от первых дней и даже часов жизни малыша. В идеале должно быть так: ребенок родился – мама обняла его и не отпускает больше. Он помнит звук ее сердца, запах. Ему хорошо и спокойно, когда мама рядом с ним. Ведь он еще ничего не знает о мире – естественно, что он его пугает.

Однако очень часто бывает так, что ребенок родился, и его тут развитие личности ребенкаже понесли куда-то обмывать, пеленать, делать замеры. Маме в роддоме малыша приносят лишь на кормление. Ему некомфортно и страшно, он просто не понимает, что с ним произошло. Мозг уже работает, внутренняя жизнь крохи уже началась. И с первых дней мир вокруг – чужое место для него.

Это ведет не только к повышенной нервозности малыша – после этого взгляд на мир всегда может быть немного пессимистическим. Вырастая, человек забывает эту первую психологическую травму, но ощущение остается. Отсюда неуверенность в себе, замкнутость, некоммуникабельность. От этих первых минут или часов после рождения многое зависит. Они всегда оставляют видимый отпечаток на личности ребенка, а потом и взрослого человека.

Самостоятельность

Учиться всему нужно постепенно. Сначала дети смотрят, потом пытаются повторить, затем делают что-то вместе со взрослыми, и только потом уже — самостоятельно. Часто на такой процесс уходит не так уж много времени. Держать ручку, вилку, застегивать кофточку кроха может научиться за несколько минут или пару дней.

Главная цель развития — достижение этой самой развитие личности ребенкасамостоятельности. Сначала мы только разглядываем предметы, потом учимся держать головку, сидеть, ползать, только после этого начинаем ходить и бегать. За нас этого никто не может сделать. И это очень хорошо. Учиться – значит набираться опыта.

Если же вы не даете ребенку самому пройти этот путь от наблюдения до действия, то о какой самостоятельности может идти речь? А она необходима малышу, чтобы развиваться физически и психически. Многие мамы считают, что только они могут хорошо умыть личико ребенка, тщательнее почистить ему зубки, выбрать подходящую одежду. Крохе остается только стоять и ждать, пока о нем позаботятся. А что дает нам самостоятельность?

  1. Умение ставить цель и искать пути достижения.
  2. Способность логически мыслить, искать возможности решения проблемы.
  3. Использование личного опыта для достижения цели, получение нового опыта.
  4. Радость от достижения цели, успеха.
  5. Умение не опускать руки, стараться.
  6. Оценка собственных возможностей.
  7. Чувство независимости, уверенности в себе.

Это лишь 6 пунктов, а на самом деле самостоятельное решение проблемы дает нам очень много. «Лучше мамы никто не сможет сделать» — в этом много негативного для личностного развития человека.

Детям нужно давать пространство для самостоятельности, иначе они очень быстро поймут, как это удобно — во всем полагаться на родителей.

Умение ставить перед собой цель

Возраст от 3 до 6 лет очень важен. В этот период времени дети учатся ставить перед собой цели, планировать, искать развитие личности ребенкапути достижения желаемого. Это необходимо для того, чтобы научиться нормально жить в нашем обществе.

Цели могут быть большими или маленькими: вырасти и стать ветеринаром, самому проехаться на лифте, научиться завязывать шнурки, плести косичку и т.д. Главное не содержание, а сам процесс: ребенок ставит перед собой цель и идет к ее осуществлению.

Уже в этом возрасте можно понять, есть ли у малыша задатки лидера. Проявляются ли у него следующие положительные качества?

  • концентрация на цели;
  • уверенность в себе;
  • поиск решений;
  • логический подход;
  • творческий подход;
  • умение договариваться;
  • аккуратность, прилежность.

Или же, как только становится трудно, малыш бросает все на полпути? Тут важно, какой пример подают родители. Добиваться своей цели можно научиться, особенно если у тебя хорошие учителя.

Помогайте ему, подсказывайте. Сейчас все похоже на игру, но через несколько лет нужно развитие личности ребенкабудет идти в садик, школу, институт — начинается взрослая жизнь. Тут уже умение ставить цели и достигать результата очень важно. Также необходимо научить малыша самого принимать некоторые решения. Чем дальше, тем их больше и они сложнее.

Все это стимулирует психическое и личностное развитие. Если не будет самостоятельности, возможности принимать решения, ошибаться и учиться на своих ошибках, то личность получится незрелой, ей потребуется больше времени на взросление.

Факторы личностного развития

На процесс развития личности влияют три группы факторов. Каждый из них важен, и необходимо рассматривать их совместное влияние. Только тогда удается понять, что же происходит с ребенком, каким он вырастет, кем станет.

Семья

Здесь важно:

  • поведение родителей, общение их друг с другом;
  • общение с ребенком и внимание к нему;
  • нормы поведения в семье (уважение к старшим, нормы общения, лексикон…);
  • воспитание детей;
  • климат в семье.

Если отношения теплые, основанные на взаимном уважении и понимании, то ребенку гораздо проще вырасти гармоничной личностью. Агрессия в отношениях родителей, ссоры, крики, скандалы и оскорбления формируют иной взгляд на жизнь.

развитие личности ребенкаАгрессия порождает только агрессию. С детства видеть такое поведение родителей — значит создать у малыша неверное представление об общении, отношениях в семье. Это не может не отразиться пагубно на его личности.

Конечно же, необходимо воспитание. Тут родители могут проявить жесткость, давая понятие о том, что правильно, а что нет. Такие вещи мы держим в памяти, а потом они просто становятся частью нашей личности. И мы уже не можем бросить бумажку на улице или есть немытыми руками. Или же не помочь другу в сложной ситуации, пройти мимо того, кому необходима помощь.

Окружение

Кроме ближайших родственников, есть еще и более широкое окружение: соседи, друзья, родственники, даже случайные прохожие. Дети с раннего детства привыкли: то, что делают взрослые, безусловно правильно. Копируются не только слова, но и поведение. Отсюда складывается привычка.

Если все окружающие совершают те или иные действия, развитие личности ребенкамалыш воспринимает это как единственную норму поведения. Необходимо родиться удивительно сильной личностью, чтобы с детства видеть недостатки окружения, не поддаваться влиянию общества. Чаще всего малыш просто живет по законам той среды, в которой существует.

Родители должны это понимать. Если даже в не самой благополучной среде они сумеют создать нормальные условия для личностного развития, это уже поможет малышу.

Возможности для развития

От возможностей для развития и обучения тоже зависят личностные особенности человека. В период взросления нужно:

  • учиться;
  • общаться;
  • играть.

Таким образом у детей формируется понимание нашего мира, отношений между людьми. Учиться необходимо даже развитие личности ребенкамалышам: это заставляет мозг работать, логически мыслить. Чем активнее ведется умственная работа, тем лучше.

У детей уже с 1-1,5 лет появляется сильная потребность учиться, исследовать мир вокруг. Если сейчас подавить это желание, оно может больше и не возникнуть – личность не будет развиваться правильно, станет пассивной. С детьми нужно разговаривать, заниматься, что-то делать вместе. Очень тяжело выстраивать свою личность, если для этого нет «строительного материала»:

  • новых знаний;
  • социального и практического опыта;
  • впечатлений.

Все это ребенок получает через игры, общение, посещениеразвитие личности ребенка садика, кружков, спортивных секций. Спорт тоже многое дает, в первую очередь – волевое развитие личности.

Занимаясь спортом, мы очень быстро понимаем разницу между «хочу, не хочу» и «нужно, должен». А это уже ценное личностное качество — наличие воли.

Кроме того, от получения новых знаний, достижения целей дети испытывают нормальную радость и гордость. Это необходимо для того, чтобы научиться ценить себя. А еще – чтобы реально оценивать свои силы. Тогда уже можно будет ставить перед собой новые цели и контролировать их достижение.

Источник

Марина Апаназова
Консультация «Личностное развитие дошкольников»

Компоненты личностного развития.

Дошкольный возраст, по определению А. Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части.

Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции.

Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции.

Третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

Эмоциональная сфера.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации,в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т. д.

В дошкольном возрасте происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем.

Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т. д., — должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Механизм возникновения эмоциональных состояний. Эмоции, связанные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых.

Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоциональной предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Контроль эмоциональных состояний. Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений,он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение.

Структура эмоциональных процессов.В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым, в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т. д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у детей более сдержанным.

В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Мотивационная сфера.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов.

Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды.

Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры, еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Структура мотивационной системы. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в мотивационной иерархии.

Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация. Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него — главное. Это — коллективист с альтруистической мотивацией. Для третьего важно каждое «серьезное» занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, — у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Для такого ребенка значимо не столько «что делать», сколько «как делать»: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Некоторые детей увлечены делом,но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает интерес к содержанию деятельности.

Виды личностных мотивов. Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие.

Мотив достижения успехов. Как практически идет развитие мотивации достижения успехов в дошкольном детстве? Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство детей дошкольного возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех или неудачу, соответственно, с положительными и отрицательными эмоциями.

Средние дошкольники уже переживают успех и неуспех. Если успех влияет положительно на работу ребенка, то неудача —всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости.

Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуспех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются «сдаваться».

Мотивы общения. В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми.

Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, характер общения при включении ребенка в различные виды совместной деятельности, мы можем многое понять в его становлении как личности.

В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком определяет формирование у него тех или иных личностных качеств. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны матери и других взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения.

В старшем дошкольном возрасте мотивом межличностного общения становится стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие.

Мотив самоутверждения. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. У дошкольников развивается потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

В сюжетно-ролевых играх детей мотив самоутверждения реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нем одержать победу.

Индивидуальность.

Под основными, или базовыми, качествами личности понимаются те, которые начинают оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности.

Основные личностные качества являются устойчивыми потому, что их развитие зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях взаимодействия факторов генотипа и среды.

Механизмы формирования индивидуальности. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Подражание сопровождатся закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности.

Нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

Особую роль в личностном развитии ребенка играет восприятие и оценка ребенком своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. Самое заметное воздействие родители оказывают на детей в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. У девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Мальчики значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т. е. на три года меньше.

Формирование характера. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость.

Формирование этических норм. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

В младшем дошкольном возрасте ребенок способен оценить только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк — обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Скажем, в сказке «Иван- царевич и серый волк» Иван-царевич ведет себя по-детски непосредственно, это — положительный, привлекательный образ, с которым ребенок себя идентифицирует. Но его поступки, идущие вразрез с мудрыми советами волка, оцениваются как «плохие» и «неправильные».

У старших дошкольников эмоциональное отношение к герою сказки определяется этической оценкой его действий. Дети начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т. п.

Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно. Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Усвоение этических норм протекает быстрее при определенных отношениях в семье. Дети принимают стиль поведения и установки взрослых. В общении с безусловно любящими их родителями они получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Все это приводит к более раннему осознанию этических норм поведения.

Самосознание.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Линии развития самосознания. Можно выделить несколько линий развития самосознания: самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, осознание себя во времени и др.

Типы самооценки. Собственно самооценка появляется во второй половине дошкольного периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения.

Самооценка в раннем возрасте практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе.

Осознание своих переживаний. В первой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их.Его эмоции и чувства можно было бы передать так: «мне радостно», «мне взгрустнулось». В конце дошкольноговозраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многое девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо- капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры — только для мальчиков и только для девочек.

Осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом,осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

Используемая литература: Кураев Г. А. «Возрастная психология», 2002.

Составитель : Апаназова Марина Николаевна.

Источник