Изучения особенностей развития ребенка

Каждый человек уникален и обладает собственным характером. Заметить индивидуальные особенности у ребенка можно уже в раннем детстве – хороший воспитатель должен уметь подобрать «ключик» к каждому из детей в группе дошкольного возраста. Для этого важно понимать взаимосвязь физического, нравственного и умственного формирования маленького человека, искать индивидуальный подход, чтобы своевременно выявлять те или иные характерные черты своих подопечных.

В формировании индивидуальных особенностей ребенка имеют значение многообразные факторы. Среди них в первую очередь условия семейного воспитания, влияние товарищей, близких, друзей и т.д.

Социально обусловленные индивидуальные особенности личности динамичны и, как правило, могут сравнительно легко изменяться. Задача воспитания заключается в разрушении отрицательных сторон личности, в поддержке и формировании положительных сторон. Особенности, порожденные преимущественно биологическими факторами, более устойчивы и трудноизменяемы. Примером такой наследственно обусловленной особенности являются свойства нервной системы человека, которые составляют природную основу темперамента. От темперамента зависит динамика психической жизни человека, его общая активность и эмоциональность.

Выявление характерных черт ребенка требует от педагога времени и регулярного наблюдения. Для этого воспитателю следует вести ежедневный учет реакции малышей на различные события. Индивидуальные особенности ребенка включают в себя несколько элементов: тип нервной деятельности, темперамент – уравновешенный, быстровозбудимый (холерик), активный (сангвиник), инертный, спокойный (флегматик) и т.д.; физическое состояние, здоровье;    склонности, интересы.

Отправной точкой в формировании индивидуальных особенностей ребенка служит психотип, который является наследственным фактором. Уравновешенный, спокойный малыш сможет быстрее научиться читать, поскольку имеет склонность к кропотливой работе. В то время как подвижный, гиперактивный его товарищ раньше начнет ходить, будет обладать развитым телом.

Немаловажное значение имеют условия, в которых растет и развивается дошкольник. Желательно, чтобы дитя постоянно находилось в процессе активного познания – дома были развивающие игрушки для обучения и умственного воспитания, в детском саду много друзей, а мама старалась регулярно проводить с ним время. Если отпрыску не уделяют внимания, не следят за потребностями, он станет отставать от сверстников.

Кроме обеспечения условий для становления личности важную роль играет педагогическое воспитание. Желательно, чтобы детский сад и семья работали в едином направлении, внушая подопечному одни и те же ценности, стандарты поведения. Тогда дошкольник не только научится вовремя читать, считать, освоит другие важные навыки. У него будет достаточная база для нравственной, эмоциональной эволюции – умения сопереживать, выражать свою любовь, сдерживать агрессию.

К индивидуальным особенностям относятся и такие познавательные процессы, как мышление, восприятие, память, внимание и воображение. Каждому ребенку присущи свои индивидуальные свойства и качества (в мире нет похожих друг на друга детей). Они во многом определяют развитие отдельной личности. Одним из самых главных факторов для их формирования является социальная среда. Поэтому индивидуальные особенности ребенка во многом зависят от воспитания родителей, от того, каких принципов они придерживаются, какой образ жизни ведут. Это касается детей дошкольного возраста. Их различия проявляются с первых месяцев жизни. Индивидуальные особенности развития детей неразрывно связаны с их возрастом. Дошкольный период охватывает период от одного до шести-семи лет. Для каждого временного отрезка характерны определенные черты: формируются способности; проявляется темперамент; интересы. Темперамент влияет на поведение детей (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик).

 Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста включают определенные его свойства.  Активность является той интенсивностью, с которой проявляется двигательная и психическая деятельность. Она бывает низкого, среднего, высокого уровня. Отношение к новому, проявляющееся в реакциях малыша, например, при встрече с ранее незнакомыми ему ситуациями, предметами, явлениями. Ребенок может воспринимать все новое безразлично, отрицательно или положительно. Сниженное, хорошее или повышенное настроение. Эмоциональная чувствительность: низкая, средняя, высокая. Гибкость – свойство, отражающее способность детей быстро приспосабливаться, изменять цель, мнение. Внимательность – свойство, которое отражает способность сосредотачиваться на чем-то. Темперамент со временем меняется, однако многие свойства, которые проявляются у детей до одного-трех лет, сохраняются на протяжении жизни. Характер является результатом воспитания. Он приобретается детьми в процессе взаимодействия с окружающей средой. Начиная с раннего возраста, он формируется на протяжении практически всей жизни, во многом зависит от манеры взаимоотношений, которые присутствуют в семье. Индивидуальное развитие ребенка имеет еще одну важную сторону – область интересов. Считается, что поведенческие реакции детей во многом диктуются их желаниями и целями, формирующимися на основе интересов. Последние, в свою очередь, в некоторой степени зависят от способностей ребенка. Довольно-таки значительное воздействие на них оказывают и родители, которые демонстрируют личные предпочтения в повседневной жизни, поощряя малыша в конкретных занятиях. В процессе развития индивидуальных особенностей события, процессы, предметы, люди приобретают у ребенка определенную ценность. Группа «неопределенное» включает те аспекты, которые не вызывают никаких эмоций или интереса, группа «отвергаемое» – которые неприятны и нежелаемы. Ценными являются те моменты, которые приятны ребенку и вызывают у него положительные эмоции. Родители могут создать те условия, которые будут наиболее комфортными и удобными для их ребенка. Они будут способствовать необходимому развитию индивидуальных особенностей, которые включают вышеперечисленные свойства (наклонности, интересы, ценности).
РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Читайте также:  Клиника академия развития ребенка

Психическое развитие детей происходит неравномерно. В нем наблюдаются периоды относительно медленных, постепенных изменений, когда ребенок на протяжении длительного времени сохраняет одни и те же основные черты психологического облика, и периоды гораздо более резких, скачкообразных изменений, связанных с отмиранием, исчезновением старых и появлением новых психических черт, подчас делающих ребенка буквально неузнаваемым для окружающих. Эти скачкообразные переходы называются кризисами развития. Они возникают у всех детей, живущих в сходных условиях, примерно в одном и том же возрасте и позволяют делить период детства на несколько возрастных этапов.

В период от рождения до поступления в школу ребенок проходит три кризисных момента: в год, в три года и, наконец, в шесть-семь лет. Соответственно в этом периоде выделяют три возрастных этапа: младенчество (от рождения до года), раннее детство (от года до трех лет) и дошкольное детство (от трех до семи лет).

Основные психические черты. Объединяющие детей, которые находятся на одном возрастном этапе психического развития, – это их отношение к окружающему миру, их потребности и интересы и вытекающие из этих потребностей и интересов виды детской деятельности. Специально надо отметить ведущую роль, от которой зависят важнейшие особенности психического развития на данном этапе.

Возрастные этапы психического развития не тождественны биологическому развитию. Они имеют историческое происхождение. Конечно, детство, понимаемое в смысле физического развития человека, времени, необходимого для его роста, представляет собой естественное, природное явление. Но длительность периода детства, когда ребенок не участвует в общественном труде, а только готовится к такому участию, и формы, которые принимает эта подготовка, зависят от общественно-исторических условий.

Возникающая в раннем детстве потребность в сотрудничестве со взрослым, интерес к ближайшему предметному окружению связаны с тем, что, учитывая возрастающие возможности ребенка, взрослые изменяют характер общения с ним, переходят к общению по поводу тех или иных предметов и действий. Взрослые создают для ребенка особый мир специально приспособленных предметов (пирамидки, матрешки, песочницы), с которыми можно выполнять разнообразные предметные действия. От ребенка начинают требовать известной самостоятельности в обслуживании себя, что не возможно без усвоения способов употребления предметов.

Возникшие потребности приобщиться к действиям и взаимоотношениям взрослых людей, выход интересов за пределы непосредственного окружения и вместе с тем направленность интересов на сам процесс деятельности (а не на ее результат) – черты, которые отличают дошкольника и находят выражение в сюжетно-ролевой игре. Эти черты отражают двойственность места, занимаемого детьми дошкольного возраста среди других людей. С одной стороны, от ребенка начинают ожидать понимания человеческих поступков, различения добра и зла, сознательного выполнения правил поведения. С другой стороны, все жизненные потребности ребенка удовлетворяются взрослыми, серьезных обязанностей он не несет, к результатам его действий взрослые не предъявляют сколько-нибудь значительных требований.

Зависимость психических черт, характерных для каждого возрастного этапа развития, от места, занимаемого ребенком в обществе, не может, однако, сама по себе объяснить перехода ребенка с одного этапа на другой. Этому переходу предшествуют появление неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди других людей, и стремление это место изменить. Наступает момент, когда развитие, происходящее внутри данного этапа, приводит к тому, что возросшие возможности ребенка – его знания, умения, психические качества – вступают в противоречия со старым образом жизни, старыми видами деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми. Ребенок чувствует свои новые возможности и теряет интерес к недавно привлекавшей его деятельности. Он начинает стремиться к новым взаимоотношениям со взрослыми, Это противоречие и выражается в виде кризиса: старое уже не устраивает ребенка, а новое еще не сложилось.

В это время в воспитании ребенка возникают известные трудности: он отрицательно реагирует на требования взрослых, может проявлять упрямство, негативизм, Насколько велики эти трудности и как долго он длятся, в значительной мере зависит от взрослых. Они должны во время обнаружить и учесть стремление ребенка к новому виду деятельности и взаимоотношений и помочь ему. Прежде всего взрослые должны сами изменить свое отношение к ребенку: предоставить ему больше самостоятельности, признать его возросшие возможности и дать образцы того нового вида деятельности, в котором эти возможности могут быть реализованы.

Читайте также:  У ребенка аномалия развития шейного отдела позвоночника

Противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов и овладению новыми видами деятельности, являются движущими силами психического развития.

Если бы эти противоречия не возникали, оказался бы невозможным переход с одного этапа физического развития на другой, и ребенок должен был бы остановиться на достигнутом уровне, так как у него не было бы стимула двигаться дальше, усваивать то, чему его учат взрослые.

В психическом развитии детей наблюдаются существенные индивидуальные различия. Эти различия касаются, прежде всего, темпа психического развития. Хотя у детей, воспитывающихся в условиях одной и той же культуры, и имеются известные средние сроки возникновения возрастных кризисов развития, перехода с одного этапа развития на другой, это именно средние сроки. У отдельных детей они могут наступать и значительно раньше, и значительно позднее. Еще большие различия наблюдаются в темпах овладения отдельными видами деятельности, в темпах развития психических процессов и качеств. Иной ребенок в четыре года еще рисует непонятные «каляки», а другой изображает человека, стоящего около домика. Один обнаруживает неустойчивость внимания, отвлекаемость, а другой уже может часами заниматься любимым делом.

Наряду с различиями в темпе развития у детей обнаруживаются и увеличиваются с возрастом различия в индивидуально-психических качествах – интересах, чертах характера, способностях. Есть дети любознательные, умственно активные, задающие бесчисленное количество разнообразных индивидуальных вопросов, а есть пассивные, мало чем интересующиеся.. Капризные раздражительные дети резко контрастируют со спокойными, доброжелательными. У некоторых дошкольников проявляются музыкальные способности (слух, чувство ритма), у других – математические: в пять-шесть лет они уже решают довольно сложные арифметические задачи и т.п.

Дети, бесспорно, различаются между собой по природным особенностям, Так, даже безусловные рефлексы выражены у новорожденных в разной степени. У разных младенцев с разной скоростью образуются условные рефлексы. Есть дети, у которых ярко выступает преобладание ориентировочных реакций на зрительные раздражители, другие более активно реагируют на прикосновение к коже. Некоторые природные особенности определяются, по-видимому, наследственностью, другие возникают в результате тех или иных условий развития во внутриутробном периоде.

Учитывать индивидуально-психологические особенности в процессе воспитания – значит не только приспосабливать к ним воспитательные воздействия, добиваясь, чтобы каждый ребенок достиг достаточно высокого уровня психического развития, но и активно вмешиваться в развитие детей – поддерживать намечающиеся положительны качества и перестраивать отрицательные.

Источник

«Методы изучения индивидуального развития детей:

 наблюдение, игры и упражнения, эксперимент”.

Следующим шагом после выработки критериев педагогической диагностики является определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. К формализованным методам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы.

Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно определить уровень педагогического воздействия воспитывающих взрослых.

  • В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специалистами могут быть использованы тесты и методы проективной техники.
  • Тестирование. Тесты (в переводе с английского — «испытание», «проверка», «проба») — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных индивидуально-психологических различий между детьми.
  • Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от ребенка нужно получить правильный ответ.
  • Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом.
  • Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию Для изучения степени освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие» воспитателями могут быть широко использованы предметные тесты, где материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур и т. д.
  • Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребенком геометрических фигур, параметров величины, умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу, составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10, решать простые логические и арифметические задачи.
  • В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т. д.)» требующие применения специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психологи и дефектологи в детском саду.
  • тестовых методик. 
  • Метод диагностики: тестовое задание
  • Цель: выявление особенностей двигательной активности как удовлетворенной потребности организма в движении. Естественная потребность организма в движении для дошкольников 6—7 лет составляет в среднем 12—15 тысяч шагов. Двигательная активность ребенка меняется в зависимости от сезона: в зимний период она снижается, а летом повышается приблизительно на 30% по сравнению со средними величинами.
  • Процедура организации и проведения.
  • Двигательную активность можно измерить с помощью шагомера, который крепится на поясе, груди или лопатке ребенка. Двигательная активность замеряется в локомоциях или шагах. С помощью шагомера можно получить объективные сведения по двигательной активности ребенка в любой режимный период: на физкультурном занятии, на утренней гимнастике, на прогулке, в самостоятельной двигательной деятельности.
  • Измерить уровень двигательной активности можно также путем хронометрирования.
  • За определенный временной период фиксируется время пассивного состояния ребенка (сидит, бежит, прыгает и т.д.).
  • Наблюдение ведется за одним ребенком или несколькими детьми одновременно.
  • Затем определяется процент активного и пассивного состояния ребенка за данный промежуток времени.
  • Нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников можно считать 30% покоя и 70% двигательной активности.
  • Проективная техника. Существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые ребенок должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д.
  • Так, ребенку предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п.
  • В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными — возможен широкий диапазон разнообразных решений.
  • При этом предполагается, что характер ответов ребенка определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах.
  • Проективные методики широко используются при изучении особенностей личностного развития ребенка и освоения им большинства областей образовательной программы.
Читайте также:  Контрольная работа история развития ребенка

К малоформализоваиным методам относятся наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности

Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.)

Наблюдение — ведущий метод проведения образовательного мониторинга в детском саду.

  • Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности.
  • Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления.
  • Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.
  • Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.
  • Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3 недель

Определите цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.).

Определение тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3недель

Определите 3—5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня.

Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно.

Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения.

За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении 2-3недель

Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса

Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.).

При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта.

Сравните, например, две записи: «Сережа пытался взять машинку, с которой в тот момент играл Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку».

Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов.

Источник