Изучение умственного развития ребенка 4 лет

Изучение умственного развития ребенка 4 лет thumbnail

В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.

Физическое развитие ребенка 4 лет

К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:

  • Уверенно прыгать с места и с разбега;
  • Бегать, быстро меняя направление;
  • Стоять на одной ноге;
  • Взбираться по веревочной лестнице;
  • Преодолевать препятствия;
  • Ходить и стоять на цыпочках;
  • Кувыркаться вперед;
  • Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.

Физическое развитие ребенка 4 лет

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана Монтессори-среда, в которой есть все, что нужно для развития малышей в соответствии с возрастом и их потребностями.

К 4 годам обычно становится понятно, какой канал восприятия мира развит у ребенка лучше всего: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) или тактильный (кинестетический). Так, к примеру, некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребенок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать гармоничному развитию малыша.

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Итак, интеллектуальное развитие ребенка в 4 года характеризуется следующими умениями и навыками:

  • Считать до 5;
  • Знать некоторые цифры и буквы;
  • Знать основные геометрические фигуры;
  • Сравнивать предметы;
  • Определять положение в пространстве (перед, за, над, под, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, посередине);
  • Собирать пазлы;
  • Выполнять задания по образцу;
  • Находить лишнее, исправлять ошибки;
  • Знать времена года и их признаки;
  • Знать названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.

Развить интеллект ребенка и также весело провести время в кругу семьи помогут различные игры.

  • Мышление детей 4 лет является образным. Чтобы думать о предмете, им не обязательно видеть его. Для этого четырехлетки используют образы, сохраненные в памяти.
  • Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что произвело на них впечатление.
  • В этом возрасте внимание малышей становится избирательным и целенаправленным, но четырехлетки все еще не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности. Именно поэтому умственный труд должен обязательно чередоваться с физической активностью.
  • К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.

Развить интеллект ребенка

Развитие речи у детей 4 лет

В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.

Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте.

Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.

Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.

Развитие речи у детей 4 лет

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Многие замечают, что девочки в 4 года разговаривают лучше мальчиков, у них более развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи. Однако так бывает далеко не всегда. Мальчики в этом возрасте также могут говорить развернутыми предложениями и обладать прекрасной дикцией. Кроме того мальчишки обычно, физически более развиты, а также лучше ориентируются в пространстве и обладают хорошей памятью.

В среднем, мальчики четырех лет выше своих ровесниц (средний рост – мальчиков от 99 до 105,5 см, средний рост девочек – 97 – 103 см). У мальчишек более развиты мышцы, поэтому по весу они обычно тоже немного больше девочек (средний вес мальчиков – 16-18 кг, а девочек – 14-17 кг).

Выводы

Итак, 4 года – это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.

Читайте также:  Значение метания для развития ребенка

Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть множество увлекательных занятий, посещая которые Ваш малыш сможет в полной мере раскрыть свои врожденные таланты и способности, а также справиться с трудностями, возникающими в ходе развития. Для детей 4 лет в нашем клубе проводятся общеразвивающие занятия, занятия по подготовке к школе, английскому языку, логопедические занятия, фитнес, художественная и танцевальная студии и многое другое. А в мини детском саде или группе полного дня малыш не только сможет узнать много нового и интересного, но и в полной мере насладиться общением со сверстниками, которое столь важно в этом возрасте. Ждем Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Малышева Евгения

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.

Источник

Интеллектуальное развитие ребенка 4-5 лет

Параллельно с психологическим развитием, активно идёт интеллектуальное развитие детей, об этом нужно позаботиться особенно тщательно в раннем дошкольном возрасте. От этого и будет зависеть, насколько успешен будет ребёнок в дальнейшем, когда пойдет в школу.

Формирование интеллекта у ребенка, требует поддержки со стороны и родителей. Для этого нужно обеспечить ребенку развивающие игры и полноценные познавательные беседы. Если ребенку это не обеспечить, то важный момент может быть упущен навсегда. У ребенка может возникнуть задержка психического развития, и поэтому впоследствии появиться нежелание учиться в школе.

Выделяют два фактора определяющих ум и интеллект ребенка.. Первый из них – это наследственность. А второй – окружение, в котором растет и развивается малыш. И если наследственные факторы – это неуправляемый и непредсказуемый процесс, то создание развивающей среды под силу любой заботливой семье. Важно понимать, что ребенку можно навредить как отсутствием родительского воспитания, так и круглосуточной интеллектуальной нагрузкой до психического срыва. Поэтому нужно разобраться, в чем есть тонкости умственного и интеллектуального развития и как правильно на них влиять.

В период дошкольного возраста ребенок активно развивается, познает мир и изучает себя в нем. Ребенок 4-5 лет, это вполне самостоятельная личность, с которым интересно взрослому и детям. Дети этого возраста совершенствуют уже полученные ранее умение и навыки. Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знания, приемов и способов умственной деятельности.

Иногда вопросы интеллектуального воспитания детей сводятся к тому, чтобы предоставить ребенку дошкольного возраста максимально большое количество информации и знаний об окружающем его мире. Этот подход является достаточно упрощенным и неправильным. Чтобы вложить в голову дошкольника большое количество знаний не достаточно того, чтобы умственно его развить. Более важным моментом в процессе воспитания является выработка общих способов познавательной деятельности (это умение сравнивать, оценивать, анализировать, обобщать), а также добиваться того, чтобы ребенок сам стремился получать новые знания.

Детский сад – самое первое и ответственное звено системы образования детей. Обучение в детском саду – это целенаправленный, планомерный и систематический процесс развития ребенка дошкольного возраста. Здесь дошколята получают обучение, формирует развитию их любознательности, наблюдательности, пытливости, критичности и сообразительности.

В дошкольном возрасте дети интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Ребенок 4-5 лет сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве, он замечает незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.

Особенности развития интеллекта в возрасте 4-5 лет:

  • ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится вне ситуативным;
  • освоение речи приводит к развитию рассуждений, как способа

    решения мыслительных задач;

  • появляется соотношение умственной и практической деятельности (когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения);
  • ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
  • возникают попытки объяснить явления и процессы;
  • экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения (применить имеющиеся знания, пробовать свои силы);

Для детей 4-5 лет важно создавать условия, в которых они будут получать эти яркие впечатления, которые останутся в памяти на всю жизнь. Эмоциональное отношение к сверстнику зависит от интеллектуального развития дошкольника. Эмоциональное общение детей происходит в сюжетно-ролевой игре, которая носит явно моделирующий характер. В процессе игры дети не просто «символизируют» или обозначают предметы и ситуации, но и создают их наглядные модели. Так же они устанавливают между отдельными заместителями те же отношения, которые они воспринимают у замещаемых объектов.

Чтобы словарный запас детей постоянно пополнялся, чаще надо детям читать книги, играть с ними и больше разговаривать. Так как, в этом возрасте дети говорят предложениями от 4 до 8 слов. Они задают вопросы взрослым и друг другу, учатся слушать и не перебивать собеседника. Заметно. что девочки в 4-5 лет, разговаривают лучше мальчиков, у них больше развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи.

Рассуждение детей 4-5 лет, начинается с постановки вопроса. ребенок ставит вопросы тогда, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода. Он обращается к взрослому, чтобы тот признал его компетентность, с возрастом такая категория вопросов увеличивается, становясь основной. Ребенок, в основном. рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументирует, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Поэтому. эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах.

Регулярно посещая детский сад дошкольники получают не только умственное воспитание, но и физическое, нравственное, трудовое, эстетическое и культурное воспитание. Дети обучаются культурно-гигиеническим навыкам, у них формируются первичные моральные качества, начинают развиваться индивидуальные умения и навыки. Учебная деятельность обучения в детском саду является важной предпосылкой для успешного дальнейшего обучения в школе.

Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что больше всего произвело на них впечатление. В возрасте 4-5 лет внимание становиться избирательным и целенаправленным, дети не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности, поэтому умственный труд всегда должен чередоваться с физической активностью.

Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника:

Загадки на логику и смекалку:

– Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).

Логические задачи (4-5 лет):

– Задачи – это занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.

Самоконтроль дошкольников в возрасте 4-5 лет, также является очень важным моментом для развития внимательности в процессе непосредственно образовательной деятельности. Воспитатель проводит сравнительный анализ результатов работы, при этом дети обычно редко ошибаются в оценке своей работы, часто замечают даже совсем незначительные расхождения. Самоконтроль побуждает к появлению сосредоточенности, самостоятельности, дисциплинированности.

Дети 4-5 лет должны быть физически развиты, в этом возрасте достаточно хорошо развита координация движения, равновесие, так же они должны уметь уверенно прыгать с места и с разбега; быстро бегать; стоять на одной ноге; преодолевать препятствия; ходить и стоять на цыпочках; кувыркаться вперед; ездить на велосипеде; танцевать.

Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет во многом зависит от их окружения, в этом возрасте дети любят собирать конструктор (разных размеров и материалов), собирать пазлы, играть в дидактические игры, с помощью которых развивается память, внимание, мышление малыша.

Дети в дошкольном возрасте очень быстрыми темпами накапливают знания, навыки и опыт, формируют свою речь, владеют способами умственной деятельности, совершенствуются во всех аспектах своего умственного развития: считают до 10; знают цифры и буквы; геометрические фигуры; сравнивают предметы; выполняют задания по образцу; знают времена года (различают по признакам); называют домашних и диких животных, насекомых, деревья, овощи, фрукты.

Повседневные навыки детей 4-5 лет:

  1. Застёгивает пуговки и молнии, развязывает шнурки, держат правильно столовые приборы.
  2. Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.
  3. Точно проводит линии, при этом, не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.
  4. Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом, не выходя за её контуры.
  5. Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.
  6. Различает правую и левую руку.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, является основополагающим звеном на этапе обучения ребенка, поэтому подход к этому развитию должен быть продуманным, систематизированным, контролируемым.

Еще вчера, ребенок был скромный и стеснительный, а в возрасте 4-5 лет становится сильным, умным, хитрым, способным на все, по крайней мере дети так думают о себе. Дети в этом возрасте приписывают себе достижения и качества, которыми чаще всего не обладают! Родителям важно, не высмеивать малыша, «выводя его на чистую воду», а проявить терпение и понимание, направляя энергию дошкольника в нужное русло.

Список литературы

  1. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М., 2004.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия» – 2000.
  3. Первые шаги и интеллектуальные развивающие задания для детей 4-5 лет/Авт.-сост.А.В.Белошистая.-М.; АРКТИ, 2009.-48с.:ил.
  4. Дьяченко О «Игры и упражнения по развития умственной способности у детей»
  5. WWW.razvitierebenka/com
  6. rebenkoved.ru
  7. Vashrebenok.org
  8. rebenokrazvit.ru

Источник

У ребенка 4-5 лет закладываются основные предпосылки для успешного усвоения точных наук, а также письма и чтения. В этот период идет бурное развитие интеллекта у детей и начинается этап освоения, а также понимания и принятия окружающего мира. В это время будет очень уместным подобрать для него интересные развивающие, игровые задания. Ваша задача – помочь ребенку получить максимальное развитие своих интеллектуальных способностей.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Игры на логику и мышление для детей до 5 лет”. Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Особенности развития интеллекта у ребенка 4-5 лет

Чтобы понимать, как развить интеллект у ребенка в 4 года, следует знать некоторые возрастные особенности малышей. В этот период у ребенка формируется созидательность. Малыш стремится что-то мастерить, делать своими руками поделки, с удовольствием возится с бумагой и клеем, а также пластилином, тестом или глиной. Вы должны поощрять эти стремления, помогать ребенку создавать его маленькие «шедевры». В этот период активно работает память, внимание, формируется логика. Ребенок с удовольствием сравнивает, познает новые категории – форму, цвет, время и пространство, величину, соотношения предметов.

Внимание, память и мышление становятся более развитыми, а малыш учится управлять ими.

В это время ребенок без усилий может выучить стишок, короткую песенку. Активно развивается воображение, улучшается речь. Это – время разных «детских» вопросов и «почемучек». Наберитесь терпения и учитесь подбирать правильные, доступные для детского понимания ответы. В 4-5 лет малышу уже доступны разные обобщения, он учится классифицировать предметы, анализировать, выделяя из общего объекта его составные, объединять предметы в отдельные группы.

Ваш сын или дочка начинает стремиться к сверстникам, интересуется совместными играми, у малыша активно развивается социальный интеллект. Ребенок учится общению, ссорится или мирится со своими друзьями, пытается помогать им. Ваша задача – не мешать ему, а всячески поддерживать и помогать, стараться объяснить многие явления, научить взаимодействию.

Задания для развития интеллекта у детей 4-5 лет

Существует много разных игр, заданий, которые способны значительно повлиять на развитие интеллекта ребенка.

  • Упражнение «Из чего состоит» научит ребенка анализу. В эту игру можно играть в любое время. Для нее не требуется специальных условий или материалов. Например, во время прогулки вы можете попросить ребенка перечислить, из чего состоит дерево или цветок, дом или машина. Для того, чтобы малыш мог без труда ответить на подобные вопросы, нужно во время игр или чтения книг вместе с ребенком рассматривать картинки, обращать внимание на мелкие детали, перечислять их названия, сравнивать размеры, называть цвета.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Игры на логику и мышление для детей до 5 лет”. Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

  • Игра «Где можно увидеть?» прекрасно развивает память, внимание и логику. В нее можно играть всей семьей. Для этого нужно спросить, где, к примеру, можно увидеть автомобиль, ножницы, велосипед, стол, окно или колесо.
  • Отличное упражнение на развитие аналитических способностей «Хорошо и плохо». Для этого нужно какой-либо предмет, скажем, карандаш, внимательно рассмотреть и выяснить, что у него есть хорошего, а что плохого. Например, карандашом можно рисовать, это хорошо, однако, он хрупкий и это плохо. В дальнейшем можно усложнить задачу, анализируя с малышом поступки героев сказок или других людей.
  • Игра «Бывает или нет» заинтересует ребенка. Для этого нужно взять мячик и, перебрасывая его, придумать разные ситуации. Например: «Вода горит», «Рыба гуляет по газону в сапогах», а ребенок должен ответить, бывает ли такое или нет.
  • Не менее полезны и графические задания для развития детей 4 5 лет. К примеру, игра «Соедини точки» поможет ребенку освоить последовательность действий, способствует развитию моторики. Задание для ребенка – нужно соединить все точки линиями и получить картинку или фигуру.
  • Игра «Лабиринт» тренирует внимание, а также логику. Задача – помочь, например, зайчику найти путь к норке. Для этого нужно провести линию по хитрым «туннелям» лабиринта.
  • «Дорисуй предмет» научит ребенка анализу, умению выделять из целого составные части.
  • Также хорошо развивают логику разные пазлы, наборы для составления последовательного рисунка или сюжета.
  • К речевым играм, развивающим мышление, относятся загадки. При этом ребенку дается хорошо знакомая ему информация, на основании которой он должен сделать логический вывод.
  • Игра «Съедобное-несъедобное» прекрасно подходит для поездок или прогулок. Взрослый называет предмет или объект, а малыш должен ответить, съедобен он или нет.
  • Игра «доскажи слово» достаточно сложна для ребенка. Она рассчитана на умение подбирать ассоциации к привычным словам, искать между ними взаимосвязь. Например: белка-орех. Здесь стоит пояснить, что белка любит есть орехи. Затем, согласно аналогии, ребенок должен добавить слово, например, к слову «собака». Здесь уместным будет подобрать слово «кость» и пояснить, что собаки любят грызть кости.

Заданий и разных игр, помогающих ребенку развиваться, очень много. Здесь были перечислены самые простые, не требующие специальных материалов. Эти задания можно выполнять в любое время, практически везде: на прогулке, дома, в гостях или в поездке. Все эти игры рассчитаны на то, чтобы ребенок гармонично развивался, стремился получать новые знания легко, в непринужденной игровой форме.

А в какие развивающие игры вы играете со своими детьми?

Источник

Читайте также:  Алиса центр развития ребенка