Изучение тенденций динамики развития аномального ребенка составляет

А

Адаптацией и социальной реабилитацией слепых и слабовидящих пациентов занимается такой раздел дефектологии как
-> амблиология

Асинхронии: ретардация, акселерация, их сочетание – это психологические параметры дизонтогенеза:

  степень нарушения межфункциональных связей

Аномальное развитие – это …

  нарушение нормального психического развития в дефектологии

Аутизм проявляется
-> в отсутствии или снижении контактов, в «уходе» в свой внутренний мир

В

В России основоположником специальной психологии считают …

В параметры нарушенного развития входят:

  функциональная локализация нарушений
  структура нарушенного развития

В последние десятилетия прочное фактическое обоснование получила мысль о том, что высшие психические функции не могут быть поняты без социологического изучения, т.е. что они являются продуктом
-> не биологического, а социального развития поведения

Воспитанием и обучением слепоглухонемых людей занимается такой раздел дефектологии как
-> сурдотифлопедагогика

Возрастная обусловленность, сензитивные периоды развития психических функций – это психологические параметры дизонтогенеза:

Впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения
-> Я. Коменский

Врожденная форма слепоты – это следствие
-> внутриутробной аномалии развития органа зрения

Врожденные и возникшие в раннем детстве нарушения слуха очень часто приводят к отклонениям
-> в речевом развитии ребенка

Вид нормы, характеризующий статистическое большинство описываемых объектов, т.е. такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. называется …

Г

Гетерохронность психического развития относят к закономерностям:

Д

Дайте определение основных понятий специальной педагогики и специальной психологии.

1) Предмет изучения специальной психологии
1 2 3 4 5 дети с ограниченными возможностями здоровья
2) Объект изучения специальной психологии
1 2 3 4 5 теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности
3) Предмет специальной педагогики
1 2 3 4 5 развитие психики, протекающее в неблагоприятных условиях
4) Объект специальной педагогики
1 2 3 4 5 специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен
5) Основная цель специальной педагогики
1 2 3 4 5 достижение человеком с ограниченными возможностями жизнедеятельности
максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации
1 2 3 4 5 общее образование лиц с обычными образовательными потребностями

Дизонтогения – это:

  нарушение физического и психического развития

Е

Ж

З

Задачей специальной педагогики является:

  выявление закономерностей специального образования
 
 

Задачей специальной педагогики является:

  изучение и осуществление процессов социальной реабилитации

Задачи специальной педагогики и специальной психологии:

1) Задачи специальной педагогики
1 2 – изучает и осуществляет процессы социального и средового адаптирования, абилитации и реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на различных ступенях жизненного цикла человека;
– разрабатывает и реализует программы профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью;
– исследует, разрабатывает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития;
– совместно с общей педагогикой разрабатывает и реализует концепцию интеграции в образовании и социокультурной сфере;
– осуществляет психолого-педагогическую подготовку родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
2) Задачи специальной психологии
1 2 – разработка методов изучения различных категорий аномальных детей;
– ранняя диагностика и дифференциальная система диагностики аномальных детей;
– разработка методов изучения личности аномальных детей;
– психологическая коррекция аномальных детей.

Задержка психического развития (ЗПР) – это
-> нарушение нормального темпа психического развития

Задержка психического развития конституционного происхождения (гармонический инфантилизм) характеризуется
-> преобладанием эмоциональной мотивацией поведения, повышенным фоном настроения, непосредственностью, легкой внушаемостью

Задержка психического развития психогенного происхождения характеризуется
-> стойкими сдвигами нервно-психической сферы ребенка, нарушением вегетативных и психических функций

Задержка психического развития психогенного происхождения характеризуется
-> стойкими сдвигами нервно-психической сферы ребенка, нарушением вегетативных и психических функций

Задержка психического развития соматогенного происхождения характеризуется
-> длительной соматической недостаточностью различного происхождения: инфекциями, аллергиями, неврозами, астенией

Задержка развития функции по отношению к другим называется …

Закон ________ утверждает, что высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка
-> развития высших психических функций

Закон метаморфозы в детском развитии утверждает, что развитие есть цепь ________ изменений.
-> качественных

Закон неравномерности детского развития утверждает, что каждая сторона в психике ребенка
-> имеет свой оптимальный период развития

И

Изучение причин аномального развития, установление структуры дефекта, времени, степени поражения функций, степени выраженности вторичных нарушений составляет… сущность подхода.

Изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития является задачей исследований …

Изучение тенденций (динамики) развития аномального ребенка составляет… сущность подхода.

Исследование, разработка и реализация … возникновения нарушений развития – одна из задач специальной педагогики.

  педагогических средств и механизмов профилактики

К

К основным принципам специальной педагогики относятся:

  дифференцированного и индивидуального подхода
  педагогического оптимизма
  ранней педагогической помощи

К общим закономерностям отклоняющегося развития относят:

  замедление темпа возрастного развития

К отраслям дефектологии относятся: 1) логопедия; 2) сурдопедагогика; 3) тифлопедагогика; 4) сурдотифлопедагогика; 5) амблиология; 6) олигофренопедагогика
-> 1,2,3,4,5,6

Коррекционно-развивающее обучение – это
-> система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении

Количество параметров нарушенного развития:

Л

Л.С. Выготский утверждает, что всякий нормальный ребенок обнаруживает в различной степени на разных возрастных ступенях весь симптомокомплекс ________, что это есть общее и нормальное состояние ребенка, не проделавшего еще культурного развития
-> примитивности

Читайте также:  Ребенок 3 месяца развитие сказки

Лечение недостатков развития, ликвидация последствий дефекта – это
-> медицинская реабилитация

М

Метод психологических профилей разработан
-> Г.И. Россолимо

Мера отклонения от статистической и физиологической нормы называется …нормой.

Н

Недоразвитие высших психических функций, обусловленное первичным дефектом, называется … дефектом.

Недостаток в функционировании органа человека называется:

О

Объектом коррекционной педагогики является
-> личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии

Один из видов психологической помощи, деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям – это
-> психологическая коррекция

Ортофеническую школу для отсталых детей как основу лечебной педагогики создает на рубеже ХХ века
-> М. Монтессори

Опережающее развитие функции по отношению к другим называется …

  патологической акселерацией

Основные параметры нарушенного развития описал:

Особенности психического развития, свойственные всем группам детей с атипичным развитием относят к закономерностям:

  модально-неспецифическим

Основной целью специальной педагогики является создание условий для развития … проблемного ребенка для его самореализации.

  реальных и потенциальных возможностей

Основной причиной девиантного поведения психологического характера многие исследователи называют
-> низкую самооценку детей и подростков

Особенности психического развития, свойственные отдельным группам детей с атипичным развитием относят к закономерностям:

Отклоняющееся развитие – это …

  развитие, при котором влияние неблагоприятных факторов превышает компенсаторные возможности индивида

Отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, связанными с врожденными или приобретенными дефектами, называется …психологией.

Отклонением от нормы является …

П

Параметры, определяющие характер дизонтогенеза, включают:

  структурную характеристику нарушения
  функциональную локализацию нарушений
  время поражения психофизических систем организма

Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежат
-> И. Песталоцци

По коррекционным задачам психологическая коррекция подразделяется на:
-> семейную, игровую, нейропсихологическую, личностного роста

По Л.С. Выготскому детское развитие имеет сложную организацию во времени, свой ритм, который не совпадает с ритмом во времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве
-> не равен году жизни в отрочестве

По Л.С. Выготскому причиной ________ культурного и биологического процессов развития неполноценного ребенка служит органический дефект
-> расхождения

По Л.С. Выготскому, основным и определяющим отличием культурного развития поведения от эволюционного надо считать то обстоятельство, что развитие высших психических функций происходит
-> без изменения биологического типа человека, в то время как изменение биологического типа является основой эволюционного типа развития

По мнению К. Ушинского в основе неблаговидных поступков ребенка (воровство, ложь) лежат процессы: 1) развития воли; 2) саморегуляции; 3) приобретения опыта нравственного поведения
-> 1,2,3

По Р. Немову, задержка в психическом развитии, сопровождающаяся депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера – это
-> кризис возрастного развития ребенка

По способу коррекционных действий психологическая коррекция подразделяется на :
-> директивные виды; не директивные виды

Повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами, называется … дефектом.

Поражение ЦНС и хронические соматические заболевания – это психологические параметры дизонтогенеза:

Понятие “высшие психические функции» ввел в научный оборот …

Построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма предполагает принцип:

  коррекционно-компенсирующей направленности

Позитивные детерминанты – это:

  своевременное коррекционное обучение
  причины, создающие оптимальные условия для развития особого ребенка

Предварительно идеально установленный образец называется …нормой.

  нормативной (идеальной)

Принципами проведения исследований в специальной психологии являются:

При возвращении к онтогенезу Л.С. Выготский показывает, что в развитии ребенка представлены оба типа психического развития, которые мы в изолированном виде находим в филогенезе: ________ развитие поведения
-> биологическое и историческое

Процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками – это
-> социальная реабилитация

Р
Развитие высших психических функций Л.С. Выготский исследовал в истории развития
-> биологически неполноценного, ребенка

С

Специальная психология включает в себя психологию детей:

  со сложными недостатками развития
  с выраженными стойкими отклонениями в интеллектуальном развитии
  с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
  с задержкой психического развития
  с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
 

Сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка, называется … дефектом.

Сопоставительный анализ результатов клинического, психологического, педагогического и логопедического исследований составляет… сущность подхода.

Согласно теории Л.С. Выготского, высшие психические функции имеют свойства:

  прижизненность формирования

Специфические действия, направленные на частичное исправление или преодоление дефекта в воспитании и развитии, – это ________
-> коррекция

Специальная психология тесно связана с такими науками как …

Т

Третичными нарушениями называют:

  нарушения функций, непосредственно не связанных с поврежденной функцией

Теорию системного строения дефекта разработал …

Термин “дизонтогенез” впервые был использован в 1927 году для обозначения отклонений во внутриутробном развитии организма …

У

Учет специфических особенностей детей с данной категорией нарушения развития требует принцип:

  дифференцированного и индивидуального подхода
Читайте также:  Руководство развитием памяти ребенка

Ш
Школа-санаторий для дефективных детей, которая позже переросла в институт коррекционной педагогики РАО, была создана
-> В.П. Кащенко

Источник

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

по курсу: «Специальная психология и коррекционная педагогика»

тема: «Характеристика аномального развития ребенка»

студентки II курса, группа ППК 14

Чурмантеевой М.А.

преподаватель: О.В.Красильникова

Москва, 2015г.

К аномальным (от греч. — неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Дефект (лат. — недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития.

Дефект у взрослого человека, достигшего определенного уровня общего развития, не может привести к отклонениям, так как’ его психическое развитие проходило в нормальных условиях.

Таким образом, аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.

К основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексными нарушениями психофизического развития, (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Существуют и другие группы детей с нарушениями и отклонениями в развитии, например дети с психопатическими формами поведения.

Обучение и воспитание аномальных детей, включение их в общественную жизнь и производственную деятельность — сложная социальная и педагогическая проблема.

Аномальные дети — сложная и разнохарактерная группа. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательной возможности и трудовой деятельности. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют различные формы педагогическим работы с ним.

Характер нарушения физического и умственного развития ребенка оказывает влияние на весь ход и конечный результат развития его познавательной деятельности…

Образовательный уровень аномальных детей резко различен. Одни из них могут овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другие имеют в этом отношении неограниченные возможности.

Характер нарушения оказывает влияние и на возможности учащихся специальных школ в отношении практической деятельности. Одни учащиеся специальной школы овладевают высокой квалификацией, другие могут выполнять малоквалифицированную работу и требуют особой организации их жизни и труда.

Отношение к аномальным детям в мировой истории претерпело длительную эволюцию.

Аномальное развитие ребенка не отличается лишь отрицательными признаками. Это не столько отрицательное, дефектное, сколько своеобразное развитие. Изучение аномальных детей показало, что их психическое разними подчиняется общим основным закономерностям развития т.и нормальных детей. В центре проблемы основных закономерностей детского развития лежит правильное понимание роли биологического и социального факторов.

Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей и пр.). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности зависят способности к овладению общественным опытом, познанию действительности, т.е. биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.

Единство биологических и социальных факторов в развитии человеческой личности не есть механическое их соединение. Они находятся в сложных взаимоотношениях, влияние их друг на друга в разные возрастные периоды различно по степени значимости каждого из этих факторов для общего развития человека.

Наряду с общими закономерностями психического развития нормального и аномального ребенка своеобразное развитие последнего имеет свои закономерности. В течение длительного времени эти закономерности изучаются в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, в НИИ педагогики УССР и на дефектологических факультетах пединститутов страны. Еще в 30-е годы Л. С. Выготский разработал теорию сложной структуры аномального развития ребенка с дефектом. Эта теория отвергла представление об изолированном выпадении одной функции вследствие поражения какого-либо анализатора или заболевания ребенка. Дефект анализатора или интеллектуальный дефект вызывает ряд отклонений, создает целостную сложную картину типичного, аномального развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.

Так, при нарушении слухового восприятия, возникшего в результате повреждения слухового аппарата и являющегося первичным дефектом, появление глухоты не ограничивается выпадением функции слухового восприятия. Слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи. И если глухота возникла до овладения речью, как следствие наступает немота — вторичный дефект развития глухого ребенка. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения с использованием сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности и т. д. Конечно, речь в этом случае отличается своеобразной неполноценностью: произношение при отсутствии слухового контроля нарушено, словарный запас ограничен, усвоение грамматического строя и понимание речи затруднены. Особые сложности возникают с пониманием слов отвлеченного значения. Трудности в овладении устной речью, имеющей первостепенное значение для формирования познавательной деятельности, приводят глухих детей к нарушениям словесно-логического мышления, проявляющимся в затруднениях в обобщениях запоминаемого материала, непонимании условий арифметических задач. Речевые нарушения, затрудняющие с окружающими, могут также отрицательно влиять формирование характера, нравственных качеств глухого.

Читайте также:  Нужна ли школа раннего развития ребенку

У слепых детей раннее поражение органов зрения заметно на их развитие. В качестве вторичных отклонений проявляется недостаточность пространственных ориентировок, ограничение конкретных предметных представлений, своеобразие походки, недостаточная выразительность мимики лица, характерологические особенности.

Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта — органического поражения головного мозга, порождает вторичные нарушения высших познавательных процессом наивного восприятия, словесно-логического мышления, речи, произвольных форм памяти, проявляющиеся в процессе социального развития ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реакциях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли, невротическом поведении.

Дети с дефектами речи, например косноязычием, возникшим при анатомических особенностях артикуляционного аппарата и являющимся первичным, имеют неизбежные вторичные отклонения в развитии. К ним будут относиться недостатки в овладении звуковым составом слова, расстройства письма и пр.

Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и вторичных дефектов. В описанных выше случаях первичный дефект вызывал вторичные отклонения. Но и вторичные симптомы в определенных условиях воздействуют на первичный фактор. Так, Взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой основе речевых последствий является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект. Ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной речью, т. е. преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, оптимально используются возможности остаточного слуха. В противном случае первичный дефект слуха усилится.

Необходимо широко использовать педагогическое воздействие на вторичные отклонения в развитии аномального ребенка, так как они в значительной степени доступны коррекции. Преодоление первичного дефекта требует медицинского воздействия, которое, однако, часто оказывается малоэффективным. Игнорирование средовых факторов на ранних этапах развития, недооценка значении специального воспитания усугубляют вторичные отклонения в развитии аномального ребенка.

Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных наслоений.

В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка. Они являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту развития.

Следовательно, вторичные отклонения психического развития аномальных детей наряду с негативной оценкой заслуживают и положительную оценку. Такая позитивная характеристика определенных проявлений своеобразного развития аномальных детей является необходимым основанием для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на положительные возможности детей.

Источниками приспособления аномальных детей к окружающей среде являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием сохранных.

У умственно отсталых детей при обучении также используются сохранные анализаторы (слух, зрение и т. д.). С учетом такой особенности, как конкретность мышления и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, помогающему умственно отсталому ребенку осмыслить окружающую действительность.

Слепые словесно получают недоступную информацию о предметах, и словесные обобщения служат основой представлений о них. Значение речи в процессе обучения слепых чрезвычайно велико. Глухие получают от окружающих словесные объяснения звуковых впечатлений многогранного мира.

Роль речевого общения в коррекции развития умственно отсталого ребенка имеет особое значение. Словесные объяснения олигофренопедагога помогают усвоить непонятное в любой учебной и трудовой деятельности олигофренов.

Своеобразие развития аномального ребенка зависит также и от срока возникновения первичного дефекта. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте развитие ученика будет принципиально отличаться от развития слепорожденного, так как его представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью.

Развитие ребенка с врожденной глухотой отличается от развития ребенка, оглохшего в раннем возрасте (до 3 лет) и позднооглохшего, степенью сохранности устной речи. Глухота, возникшая в доречевой период, приводит к полной немоте. Потеря слуха после того, как речь у ребенка сформировалась, дает совсем иную картину аномального развития, так как его речевой опыт отражается на особенностях познавательных процессов. Возникают условия, стимулирующие развитие мышления, обогащается словарный запас, относительно свободно используются словесные обобщения.

Фактор времени имеет значение и для развития умственно отсталых детей. Характер аномального развития детей с врожденным или рано приобретенным умственным недоразвитием (олигофренией) отличается от развития детей с распавшимися психическими функциями на более поздних этапах жизни. Возникновение умственной отсталости в период, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает иную, отличную от олигофрении структуру дефекта и специфику аномального развития.

И наконец, на своеобразие аномального ребенка активно влияют условия окружающей среды, особенно педагогические.

Процесс обучения опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения — постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррекция и компенсация аномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития.

При всей уникальности генетической программы, заложенной и каждом человеке в виде наследственных биологических особенностей, развитие личности определяют социальные факторы, т.е. общественная среда, и, в частности, деятельность ребенка (игра, учение, труд), в процессе которой он постепенно усваивает общественный опыт.

Источник