Изучение тенденций динамики развития аномального ребенка

Прослеживание динамики развития ребенка с ТиМНР в процессе обучения.
выступление на научно-практическом семинаре «Оценка образовательных достижений детей, обучающихся по 2 варианту ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
учителя-логопеда
Федотовой С.А.
Москва 2016
Прослеживание динамики развития ребенка с ТиМНР в процессе обучения.
В 4-ом классе, где я преподаю обучаются 9 детей в возрасте 10-11 лет с ТиМНР. 3 человека имеют тяжёлую степень умственной отсталости, 6 – умеренную, из них 4 – имеют расстройство аутистического спектра.
Для оценки умений и навыков учащихся 3 раза в год проводится мониторинг развития – начальный (сентябрь), промежуточный (январь) и заключительный (май). Результаты обследования заносятся в Индивидуальную карту развития ребенка. Эта карта заполняется на протяжении всего обучения учащегося в школе, что помогает осуществлять преемственность обучения. Я преподаю в этом классе первый год, но данные, полученные от наблюдения на прошедших годах помогли мне познакомиться с индивидуально-личностными особенностями учащихся. На основании данных полученных при обследовании составляется индивидуальная программа обучения. Индивидуальная карта развития ребенка включает следующие разделы:
Здоровье и двигательное развитие
Умственное развитие
Коммуникативное развитие
Регуляторное развитие
Представления о сферах действительности
– личная сфера и представление о ближайшем окружении
– представление о назначении и свойствах предметов окружающего мира
– правила обращения с предметами
– овладение общеучебными навыками поведения
– представления о культурно-бытовых учреждениях и правилах поведения в них
– представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
– представление о количестве и величине
– представление о временных и пространственных отношениях
– представления о произведениях детской литературы
Диагностика различных видов деятельности ребенка
– игровая деятельность
– конструирование
– изобразительная деятельность
Помимо Индивидуальной карты развития в нашей школе проводится мониторинг по предметным областям. В нем фиксируются учебные умения по предметам. Здесь можно проследить динамику усвоения учебной программы с учетом индивидуально-личностных и психофизических особенностей. Следующим этапом коррекционной работы является составление психолого-педагогической характеристики и индивидуальной программы воспитания и обучения. Для этого используется информация, полученная в процессе диагностики. Программа обычно составляется на полугодие и состоит из списка задач и способов их реализации. Начинать работу следует с наиболее значимых несформированных функций.
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Учащиеся с умеренной степенью УО в состоянии освоить элементарные знания по чтению, письму, счету, продуктивной деятельности на наглядно-практической и предметной основе. Учащиеся с тяжелой степенью учатся правилам поведения и коммуникации, навыкам самообслуживания, что так же важно для социальной адаптации.
Известно, что у лиц с выраженной и тяжелой степенью УО умения и навыки непрочные. Быстро распадаются без постоянного подкрепления. Важно определить круг умений и навыков, которые помогут адаптироваться в жизни, быть удобным в семейных условиях, в социальных контактах.
В процессе коррекционной работы формируется образ «Я», «Я-сознание», положительное восприятие сверстника, обучение способам взаимодействия с ним, выделение и осознание разных видов и уровней социальных отношений, моделирование их в различных видах деятельности. Формируется отношение к сверстнику как к партнеру, способность учитывать «программу» партнера, формируются коммуникативные умения.
Также необходимо воспитывать навыки культурного поведения, умения общаться с людьми: выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение выражать согласие или несогласие. Необходимо работать над пробуждением чувства жалости, радости, сострадания.
Формировать жизненно-необходимые навыки самообслуживания, умение выполнять конкретные трудовые поручения. Участие в посильном труде – значимый фактор в развитии личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью формирующий у него уверенность в собственных силах.
В зависимости от тяжести диагноза уровень освоения деятельности может различаться. Это могут быть:
– совместные действия с педагогом;
– деятельность по подражанию;
– деятельность по образцу;
– деятельность по последовательной инструкции;
– самостоятельная деятельность воспитанника;
– умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Для оценки можно использовать следующую градацию:
– действие сформировано
– требуется помощь
– действие не сформировано
При оценке динамики учитываются психофизические возможности и индивидуально-личностные особенности и учащихся. Понятно, что у ребенка с тяжелой степенью УО уровень самостоятельности будет минимальной. Здесь показателем эффективности педагогического воздействия будет, если ребенок самостоятельно обратится к учителю за помощью. Для ребенка с 1 уровнем РАС достижением будет, если он, пусть минимально, включается в учебный процесс, узнает педагога, фиксирует взгляд на лице педагога, на предмете.
Специфика программы для детей с тяжелыми и множественными нарушениями состоит в том, что для каждой задачи продумывается несколько вариантов реализации, способы реализации всегда индивидуализированы.
Для того, чтобы удобнее было фиксировать виды усвоения материла по задачам, темпы усвоения материала, мы разбили ежедневные занятия в таблицу, где фиксируются задачи, реализуемые на занятии. В соответствующей строке пишутся виды упражнений и отмечаются результаты, в зависимости от того, как ребенок справился с заданием. Благодаря такой организации занятий мы видим малейшие продвижения у ребёнка, планируем виды работ на следующие занятия, усложняем и варьируем задания, отмечаем динамику в «Карте» и готовим индивидуальную программу на следующий период обучения, реально учитывая уровень актуального и ближайшего развития ребенка.
Результаты формирования универсальных учебных действий (УУД) отслеживаются через наблюдения на уроках и во внеурочной деятельности, через дифференцированные индивидуальные задания, через участие в совместных творческих делах.
Одной из форм оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная) контрольная работа. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
Текущая оценка знаний, умений и навыков, учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих пробелов. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выводится по результатам повседневного устных ответов учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
На усмотрение учителя в портфель достижений учеников начальной школы включаются следующие материалы:
выборки детских работ -учебных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, и в процессе внеурочной деятельности. Работы подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала достижение более высоких уровней формируемых учебных действий;
материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например, результаты участия в конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др.
Содержание и структура портфолио может корректироваться учителем.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.
Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Источник
Динамика результатов развития психических процессов воспитанников МАДОУ д/с 46 за 2013-2017 г.
Основной целью проведения диагностики являлось раннее выявление отклонений в развитии ребенка; уточнение индивидуальных маршрутов, разработка и применение индивидуальных мер коррекции.
Диагностическое исследование проводилось по методике С. Д. Забрамной, О.В. Боровик для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях.
В процессе диагностики исследовались следующие параметры:
– уровень развития восприятия;
– уровень развития внимания;
– уровень развития мышления;
– уровень развития памяти;
– уровень развития речи;
– уровень развития эмоционально-волевой сферы;
– качества личности в общении.
Во время проведения процедуры исследования педагогом-психологом фиксировались ответы ребёнка, особенности выполнения заданий, поведения, а также, все, имеющие значение для заключения, наблюдения.
В конечном результате, при рассмотрении всех перечисленных показателей, определялся уровень развития каждого психического процесса ребёнка на момент обследования.
В течение года проводится стартовая, промежуточная и итоговая диагностика развития психических процессов детей. Проводится анализ динамики в развитии детей с ООП, который отражается в табличном и графическом виде.
Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2013-2014 учебный год
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
Начало года | 30% | 30% | 34% | 6% | 0% |
Конец года | 10% | 11% | 41% | 25% | 13% |
Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2014-2015 учебный год
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
Начало года | 18% | 39% | 43% | 0% | 0% |
Конец года | 6% | 17% | 45% | 27% | 5% |
Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2015-2016 учебный год
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
Начало года | 17% | 14% | 48% | 15% | 0% |
Конец года | 14% | 16% | 32% | 29% | 9% |
Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2016-2017 учебный год
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
Начало года | 15% | 31% | 33% | 21% | 0% |
Конец года | 8% | 12% | 27% | 40% | 13% |
На основании результатов, полученных в ходе исследований с 2013 по 2017 учебный год были сделаны следующие выводы:
Уровень развития психических процессов в группах у большинства детей ниже условной возрастной нормы. У детей недостаточно развиты высшие психические функции, эмоционально-волевая, коммуникативная и личностная сферы.
Результаты диагностики детей с УО показали, что у всех детей данной группы отмечается стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности, которое сочетаются с незрелостью эмоционально-волевой сферы. У них отмечаются типичные формы дезадаптивного поведения возбудимого или заторможенного характера. При возбудимых формах поведения они конфликты, агрессивны, раздражительны, драчливы. При заторможенном поведении дети вялы, пассивны, медлительны, уклоняются от контактов, пугливы, плаксивы. У детей снижен уровень познавательной активности.
У детей данной группы наблюдаются также следующие трудности: недостаточно устойчивое, поверхностное внимание. Этим детям требуется организующая, стимулирующая и направляющая помощь. Нарушено восприятие сенсорных эталонов. Задания направленные на определение уровня сформированности мыслительных операций некоторым детям недоступны. При выполнении заданий часто отмечается упрощение инструкции, или ее искажение.
В процессе диагностики у детей с ЗПР чаще всего возникали трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, в установлении причинно-следственных связей, в процессе обобщения понятий и исключении предметов. У этих детей наблюдаются трудности в определении эмоций человека.
У детей с ТНР чаще всего возникали трудности в составлении развернутого рассказа по серии сюжетных картинок, в процессе выполнения заданий направленные на определение уровня словесно-логического мышления
По показателям психологического развития детей к концу каждого учебного года отмечается динамика в развитии детей – увеличивается количество детей с уровнем развития выше среднего и высоким, за счет этого снижается количество детей с уровнем ниже среднего и низким уровнем, что можно просмотреть на диаграммах выше.
Результаты итоговой диагностики за каждый учебный год показывают наличие индивидуальной положительной динамики у всех детей с ОПП.
На основании результатов, полученных в ходе исследования, можно предположить, что уровень развития психических процессов во всех группах ниже условной возрастной нормы. У детей недостаточно развиты высшие психические функции, эмоционально-волевая, коммуникативная и личностная сферы.
Для решения данных проблем с детьми проводится групповая и индивидуальная работа, которая направлена на развитие психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной сферы детей.
.
Источник
Нарушение развития ребенка. Аномальное развитиеКаждый ребёнок с задержкой или нарушением развития нуждается в обследовании для установления причины этих явлений и их коррекции. Проблемы неврологического развития, наблюдаемые во всех возрастах, в настоящее время считают в подавляющем большинстве случаев антенатальными. Многие проблемы выявляют в неонатальном периоде вследствие неврологических нарушений или аномалий строения. В период младенчества и раннего детства отклонения часто возникают в том возрасте, когда соответствующая сфера развивается наибольшими темпами, например двигательные проблемы – в первые 18 мес жизни, речевые и языковые проблемы – в возрасте от 18 мес до 3 лет, расстройства социализации и коммуникации – между 2 и 4 годами. Нарушение развития может быть вызвано не только неврологическими расстройствами, но также слабым здоровьем ребёнка или же неудовлетворением физических или психологических потребностей ребёнка. Во время клинического исследования маленького ребёнка с проблемами развития: • Спрашивайте родителей, что ребёнок делать может, а что – нет. • Наблюдайте за ребёнком с первого момента встречи. • Превратите ваше обследование в забаву, оно должно восприниматься ребёнком как игра, даже если он не всегда следует вашим правилам. • Используйте игрушки (кубики, мяч, машинки, куклу, карандаши, бумагу, мозаику, маленькие игрушки, книжки с картинками) и адаптируйте их к требованиям ребёнка. • Формулируйте картину развития в терминах крупной моторики, зрения и мелкой моторики, слуха, речи и языка, а также социальных, эмоциональных и поведенческих. Вы должны отслеживать все эти навыки одновременно. • По окончании обследования развития вы должны уметь описать, что ребёнок может делать, а что не может, находятся ли его способности в нормальных возрастных пределах и если нет – какие сферы развития выходят за рамки нормы. • Искомыми клиническими признаками, которые могут способствовать постановке диагноза или направлять исследование, считают: – показатели роста – длина, вес, окружность головы в процентном соотношении; – признаки дисморфогенеза – лицо, конечности, пропорции тела, особенности строения сердца, гениталий; – кожа – нейрокожные стигмы, повреждения, частота питания; – исследование ЦНС – атрофия, ненормальная осанка / симметрия, тонус мышц, глубокие сухожильные рефлексы, клонус, подошвенные рефлексы, исследование чувствительности, краниальные нервы; – исследование сердечно-сосудистой системы – нарушения связаны со многими синдромами дисморфогенеза; – зрительная функция и глазные нарушения; – слух – путём опроса родителей относительно слуха и языкового развития и проверки, в случае если было проведено неонатальное исследование слуха; – показатели подвижности, ловкости, коммуникативных и социальных навыков, общее поведение; – познавательные способности. Многие результаты исследования можно предвидеть уже в процессе наблюдения за функциональными навыками. На выбор исследований влияет возраст ребёнка, анамнез и клинические данные. У некоторых детей не удаётся выявить никакой причины нарушений даже после углубленного обследования. Часть жалоб родителей относительно развития их ребёнка оказываются вариантами нормы, в таком случае родителей нужно убедить в необоснованности их подозрений. Если они все же сомневаются, понаблюдайте за развитием ребёнка в течение некоторого времени. При оценке аномального развития используется следующая терминология, хотя она иногда может сбить с толку. • Задержка развития – подразумевает медленное овладение всеми навыками (общая задержка) либо одной отдельной сферой или областью навыков (специфическая задержка), особенно в отношении проблем развития в возрастной группе от 0 до 5 лет. • Трудность научения – употребляется в отношении детей школьного возраста и может быть когнитивной, физической или и той и другой (комплексная). • Расстройство – нарушение развития овладения навыками. Далее следуют общепринятые определения: • Нарушение – утрата или аномалия физиологической функции или анатомической структуры. • Неспособность (недееспособность) – любое ограничение или недостаток способности вследствие повреждения. • Физический дефект – ущербность вследствие неспособности, которая ограничивает или препятствует исполнению нормальной роли. Термин «физический дефект» в настоящее время стараются не употреблять, поскольку это подразумевает, что личность заслуживает жалости. Термины «трудность» и «неспособность» часто взаимозаменяемы, но трудность используют чаще в образовательном контексте (трудности в обучении). Аномальное развитие (общее или специфическое) подразделяют на категории: • медленное, но равномерное; • эффект плато; • видимый регресс. Степень тяжести классифицируют так: • лёгкая; • умеренная; • выраженная; • глубокая. Другие особенности задержки развития: • разрыв между нормальным и аномальным развитием становится сильнее по мере взросления и, следовательно, более очевидным со временем; • это может быть проявлением многообразных глубоких изменений; • местоположение и степень повреждения головного мозга влияет на клиническую картину, т.е. проявляется специфической или общей задержкой, физической неспособностью и/или неспособностью к научению; • может быть генетически обусловленной, важную роль играет родство; • существует широкий возрастной диапазон, в котором приобретение навыков развития может быть нормальным. Предельный возраст ограничивает нормальные границы. Аномальное развитие: • Включает общую или специфическую задержку развития или расстройство, трудность обучения, повреждение и недееспособность. • Различно по показателям движения и степени выраженности. • Становится более очевидным с возрастом. Появление проблем неврологического развития по возрастам: 1. Пренатальный период: – Позитивный семейный анамнез, например больные братья и сестры или другие члены семьи; этнические факторы (например, болезнь Тея-Сакса у родителей еврейского происхождения) – Антенатальные скрининговые тесты, например, УЗИ для spina bifida или гидроцефалии, амнио-центез для синдрома Дауна 2. Перинатальный период: – Послеродовая асфиксия/неонатальная энцефалопатия – Недоношенные дети с интравентрикулярной геморрагией/ПВЛ, постгеморрагической гидроцефалией – Признаки дисморфогенеза – Невропатология поведения – тонус, питание, движение, приступы, зрительное невнимание 3. Младенчество: – Общая задержка развития – Задержанное или асимметричное моторное развитие – Зрительные или слуховые проблемы, выявленные родителями или при обследовании – Признаки дисморфогенеза нервной системы и кожных покровов 4. Дошкольный возраст: – Задержка развития языка и речи – Нарушение походки – Утрата навыков 5. Школьный возраст: – Проблемы с равновесием и координацией – Трудности обучения – Контроль внимания – Гиперактивность – Специфические трудности обучения, например дислексия, диспраксия 6. Любой возраст: – Приобретённые мозговые повреждения, например после менингита, травмы головы Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021 – Также рекомендуем “Причины задержки развития ребенка. На что обратить внимание?” Оглавление темы “Оценка развития детей”:
|
Источник