Изучение речевого развития ребенка

Изучение речевого развития ребенка thumbnail

Методика для обследования речевого развития ребенка раннего возраста

Исследование уровня развития речи у детей раннего возраста строится на системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития детей охватывает все стороны речи.

В основе исследования положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста:

· выявление уровня восприятия речи и понимания речи взрослого,

· выявление объема активного и пассивного словаря,

· обследование произносительной стороны речи (произношение гласных и согласных звуков, слоговая структура),

· обследование грамматического строя речи (сформированность фразовой речи; использование предлогов).

Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применяли методики, разработанные Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной.

Обследование уровня восприятия и понимания речи взрослого.

1. «Изучение понимания речи».

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Материал: 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка, кукла).

1 ситуация. Проверяется, отзывается ли ребенок на свое имя.

2 ситуация. Взрослый просит ребенка указывать на называемый предмет.

3 ситуация. Взрослый предлагает ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

4 ситуация. Взрослый просит ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5 ситуация. Взрослый просит ребенка дать называемый предмет.

6 Ситуация. Взрослый предлагает произвести с предметом определенные действия (положить чашку на стол). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

7 Ситуация. Взрослый предлагает ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировку задания взрослый повторяет несколько раз.

Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания),

более 2 раз – 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 7 до 10 баллов – средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов – низкий уровень понимания речи.

2. «Найди игрушку».

Цель: выявить уровень понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности взрослый наблюдает за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки; берет ли в руки; вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку; понимает ли обращенную к нему речь.

Все данные заносятся в таблицу, где отмечаются все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определяет количество набранных ребенком баллов:

5 баллов – в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.

3-4 балла – 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. Средний уровень.

0-2 балла – 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. Низкий уровень.

Обследование объема пассивного и активного словарного запаса.

Обследование словарного запаса проводится у детей раннего возраста или у детей старшего возраста, когда логопед в предварительной беседе с ребенком, родителем или педагогом выявил недоразвитие лексико-грамматической стороны речи или жалобы на его проявление.

В ходе обследования словарного запаса решаются следующие задачи:

– определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;

– выявить уровень владения значением лексических единиц;

– выявить характер лексических ошибок;

– наметить рациональные пути формирования и (или) совершенствования лексической стороны речи ребенка.

Материал для обследования – конкретная повседневная лексика. Ребенку предъявляются предметные картинки. При обследовании активного словаря ставиться вопрос «Что это?», пассивного – задание «Покажи, где…»

1. «Кто это?».

Цель: выявить объем пассивного и активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал условно разделяют на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковка, картофель, редиска), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов:

1 балл – наличие правильного ответа,

0 баллов – неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря:

10 баллов – высокий уровень объема словаря,

7-9 баллов – средний уровень,

2-6 балла – низкий уровень,

0-1 балла – очень низкий уровень.

2. «Называние предмета по его описанию».

Цель: выявить объем пассивного и активного словаря

Инструкция: «Отгадай, что это (кто это)».

Ответы: кошка, птица, собака, корова, белка, чашка, зайка.

Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания), более 2 раз – 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 7 до 10 баллов – средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов – низкий уровень понимания речи.

3. «Понимание сходных по звучанию слов».

Цель: выявить понимание сходных по звучанию слов.

Материал: предметные картинки.

Взрослый показывает ребенку картинку и просит отгадать, что на ней нарисовано. Например, предлагается картинка «молоток».

Инструкция: «Отгадай, что это: молоток или молоко?».

Список картинок: молоток, сабля, маска, деревья, дрова, ворона, врач, осы, крыша, туча, куст. Пары слов: «молоко – молоток», «крыша – крыса», «каска – маска», «деревня – деревья», «дрова – трава», «ворона – ворота», «врач – грач», «осы – усы», «крыша – крышка», «туча – куча», «куст – кость».

Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания), более 2 раз – 0 баллов.

Читайте также:  Восьмимесячный ребенок его развитие

Если ребенок набрал от 16-22 баллов, то это высокий уровень понимания сходных по звучанию слов. От 15 до 8 баллов – средний уровень, от 7 до 0 баллов – низкий уровень.

  1. «Лексическая сочетаемость слов».

Цель: подбор слов-синонимов.

Материал: игрушки.

Ребенку необходимо сравнить предметы (большой и маленький шар, высокая и низкая кукла, толстый и худой мишка, твердый-мягкий, холодный-горячий).

Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла,

2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания), более 2 раз – 0 баллов.

Если ребенок набрал от 5 до 10 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 4 до 2 – средний уровень, от 1 до 0 – низкий уровень.

Источник

%PDF-1.5 % 1 0 obj >endobj 2 0 obj >endobj 3 0 obj >endobj 4 0 obj >>>/Contents[97 0 R 98 0 R 99 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12] >>endobj 5 0 obj >>>/Contents[101 0 R 102 0 R 103 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 6 0 obj >>>/Contents[105 0 R 106 0 R 107 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 7 0 obj >>>/Contents[109 0 R 110 0 R 111 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 8 0 obj >>>/Contents[113 0 R 114 0 R 115 0 R]/Box [0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 9 0 obj >>>/Contents[117 0 R 118 0 R 119 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 10 0 obj >>>/Contents[121 0 R 122 0 R 123 0 R] /Box[0 0.02 352.55 537.12]>>endobj 11 0 obj >>>/Contents[125 0 R 126 0 R 127 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 12 0 obj >>>/Contents[129 0 R 130 0 R 131 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 13 0 obj >>>/Contents[133 0 R 134 0 R 135 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 14 0 obj >>>/Contents[137 0 R 138 0 R 139 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 15 0 obj >>>/Contents[141 0 R 142 0 R 143 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 16 0 obj >>>/Contents [145 0 R 146 0 R 147 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 17 0 obj >>>/Contents[149 0 R 150 0 R 151 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12] >>endobj 18 0 obj >>>/Contents[153 0 R 154 0 R 155 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 19 0 obj >>>/Contents[157 0 R 158 0 R 159 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 20 0 obj >>>/Contents[161 0 R 162 0 R 163 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 21 0 obj >>>/Contents[165 0 R 166 0 R 167 0 R]/Box [0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 22 0 obj >>>/Contents[169 0 R 170 0 R 171 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 23 0 obj >>>/Contents[173 0 R 174 0 R 175 0 R] /Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 24 0 obj >>>/Contents[177 0 R 178 0 R 179 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 25 0 obj >>>/Contents[181 0 R 182 0 R 183 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 26 0 obj >>>/Contents[185 0 R 186 0 R 187 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 27 0 obj >>>/Contents[189 0 R 190 0 R 191 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 28 0 obj >>>/Contents[193 0 R 194 0 R 195 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 29 0 obj >>>/Contents [197 0 R 198 0 R 199 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 30 0 obj >>>/Contents[201 0 R 202 0 R 203 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12] >>endobj 31 0 obj >>>/Contents[205 0 R 206 0 R 207 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 32 0 obj >>>/Contents[209 0 R 210 0 R 211 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 33 0 obj >>>/Contents[213 0 R 214 0 R 215 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 34 0 obj >>>/Contents[217 0 R 218 0 R 219 0 R]/Box [0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 35 0 obj >>>/Contents[221 0 R 222 0 R 223 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 36 0 obj >>>/Contents[225 0 R 226 0 R 227 0 R] /Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 37 0 obj >>>/Contents[229 0 R 230 0 R 231 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 38 0 obj >>>/Contents[233 0 R 234 0 R 235 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 39 0 obj >>>/Contents[237 0 R 238 0 R 239 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 40 0 obj >>>/Contents[241 0 R 242 0 R 243 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 41 0 obj >>>/Contents[245 0 R 246 0 R 247 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 42 0 obj >>>/Contents [249 0 R 250 0 R 251 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 43 0 obj >>>/Contents[253 0 R 254 0 R 255 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12] >>endobj 44 0 obj >>>/Contents[257 0 R 258 0 R 259 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 45 0 obj >>>/Contents[261 0 R 262 0 R 263 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 46 0 obj >>>/Contents[265 0 R 266 0 R 267 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 47 0 obj >>>/Contents[269 0 R 270 0 R 271 0 R]/Box [0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 48 0 obj >>>/Contents[273 0 R 274 0 R 275 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 49 0 obj >>>/Contents[277 0 R 278 0 R 279 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 50 0 obj >>>/Contents[281 0 R 282 0 R 283 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 51 0 obj >>>/Contents[285 0 R 286 0 R 287 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 52 0 obj >>>/Contents[289 0 R 290 0 R 291 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 53 0 obj >>>/Contents [293 0 R 294 0 R 295 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 54 0 obj >>>/Contents[297 0 R 298 0 R 299 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12] >>endobj 55 0 obj >>>/Contents[301 0 R 302 0 R 303 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 56 0 obj >>>/Contents[305 0 R 306 0 R 307 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 57 0 obj >>>/Contents[309 0 R 310 0 R 311 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 58 0 obj >>>/Contents[313 0 R 314 0 R 315 0 R]/Box [0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 59 0 obj >>>/Contents[317 0 R 318 0 R 319 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 60 0 obj >>>/Contents[321 0 R 322 0 R 323 0 R] /Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 61 0 obj >>>/Contents[325 0 R 326 0 R 327 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 62 0 obj >>>/Contents[329 0 R 330 0 R 331 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 63 0 obj >>>/Contents[333 0 R 334 0 R 335 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 64 0 obj >>>/Contents[337 0 R 338 0 R 339 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 65 0 obj >>>/Contents[341 0 R 342 0 R 343 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 66 0 obj >>>/Contents [345 0 R 346 0 R 347 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 67 0 obj >>>/Contents[349 0 R 350 0 R 351 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12] >>endobj 68 0 obj >>>/Contents[353 0 R 354 0 R 355 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 69 0 obj >>>/Contents[357 0 R 358 0 R 359 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 70 0 obj >>>/Contents[361 0 R 362 0 R 363 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 71 0 obj >>>/Contents[365 0 R 366 0 R 367 0 R]/Box [0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 72 0 obj >>>/Contents[369 0 R 370 0 R 371 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 73 0 obj >>>/Contents[373 0 R 374 0 R 375 0 R] /Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 74 0 obj >>>/Contents[377 0 R 378 0 R 379 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 75 0 obj >>>/Contents[381 0 R 382 0 R 383 0 R]/Box[0 0.02 360 545.52]>>endobj 76 0 obj >>>/Contents[385 0 R 386 0 R 387 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 77 0 obj >>>/Contents[389 0 R 390 0 R 391 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 78 0 obj >>>/Contents[393 0 R 394 0 R 395 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 79 0 obj >>>/Contents [397 0 R 398 0 R 399 0 R]/Box[0 0.02 355.2 538.32]>>endobj 80 0 obj >>>/Contents[401 0 R 402 0 R 403 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12] >>endobj 81 0 obj >>>/Contents[405 0 R 406 0 R 407 0 R]/Box[0 0.01 355.2 538.56]>>endobj 82 0 obj >>>/Contents[409 0 R 410 0 R 411 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 83 0 obj >>>/Contents[413 0 R 414 0 R 415 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 84 0 obj >>>/Contents[417 0 R 418 0 R 419 0 R]/Box [0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 85 0 obj >>>/Contents[421 0 R 422 0 R 423 0 R]/Box[0 -0.02 354.5 538.08]>>endobj 86 0 obj >>>/Contents[425 0 R 426 0 R 427 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 87 0 obj >>>/Contents[429 0 R 430 0 R 431 0 R]/Box[0 -0.02 354.5 538.08]>>endobj 88 0 obj >>>/Contents[433 0 R 434 0 R 435 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 89 0 obj >>>/Contents[437 0 R 438 0 R 439 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 90 0 obj >>>/Contents [441 0 R 442 0 R 443 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 91 0 obj >>>/Annots[444 0 R 445 0 R 446 0 R 447 0 R 448 0 R 449 0 R 450 0 R 451 0 R 452 0 R 453 0 R 454 0 R 455 0 R 456 0 R 457 0 R 458 0 R 459 0 R]/Contents[461 0 R 462 0 R 463 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 92 0 obj >>>/Contents[465 0 R 466 0 R 467 0 R]/Box[0 0.02 354.7 538.32]>>endobj 93 0 obj >endobj 94 0 obj >stream jP ftypjp2 jp2 Yjp2h ihdr _

Читайте также:  Диск для развития ребенка от 0 до года

Источник

Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Дошкольный возраст – это важнейшее время в комплексном развитии личности, когда происходит формирование речевых навыков. Ребенок начинает понимать общечеловеческие ценности, приобщается к миру культуры. Первостепенной задачей взрослых в этот период является обучение речевым навыкам, которое возможно с помощью использования разных методик. Методы развития речи дошкольников применяются в соответствии с возрастной группой и индивидуальными особенностями малыша.

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произносить свои первые слова. В то же время со стороны взрослых должно быть приложено немало усилий, чтобы речь развивалась своевременно и правильно.

Обучение дошкольников речи – это важная часть интеллектуального воспитания и мышления. Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе.

Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников:

  • Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собой.

  • Обогащение активного словарного запаса.

  • Приобщение к чтению литературы.

  • Развитие творческой речи у ребенка: сочинение стихотворений, сказок, рассказов.

  • Приучение детей к правильной постановки ударений и интонации.

Методика обучения позволяет научить детей общаться со своими сверстниками и взрослыми, свободно выражать свои мысли и проявлять свои творческие навыки.

С первых дней и месяцев своей жизни ребенок учится познавать окружающий его мир. Дети кричат с целью привлечения к себе внимания, с четырех месяцев происходит «гуление», а с шести месяцев дети начинают лепетать.

К концу первого года и началу второго появляются первые осмысленные слова, но в большинстве случаев они выражают исключительно потребности самого ребенка («дай», «на»).

Примерно во второй половине второго года жизни малыша слова начинают обозначать какой-то предмет. К концу 2 года жизни слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни ребенок учится произносить простые предложения, его словарный запас становится больше, поэтому он может вести диалог, описывать какую-то ситуацию. Формирование первых навыков диалога приводит к налаживанию коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.

К пяти годам дети уже обладают достаточно большим словарным запасом. Они могут своими словами пересказывать сказки, петь песни и т.д

Если вы хотите научиться разным способам запуска речи у детей с задержкой речевого развития, узнать причины и способы управления нарушениями поведения на начальном этапе работы с неговорящим ребенком, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по запуску речи «Топ-5 рецептов запуска речи неговорящего ребёнка».

Вы познакомитесь с разными точками зрения на проблему «безречья»,а также с программой Макатон и другими способами альтернативной и вспомогательной помощи детям с тяжёлыми задержками речевого развития. Подробнее.

Существуют различные методы развития речи у детей дошкольного возраста. Каждая из них может использоваться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Есть методика развития речи дошкольников по Яшиной и Алексеевой, которая проходит в несколько этапов.

Она включает в себя:

  • Обогащение словарного запаса.

  • Правильное звукопроизношение.

  • Формирование грамматического построения предложений.

  • Обучение ведению монолога, диалогов и связанного повествования.

Методика включает в себя следующие приемы:

  • Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками и фотографиями.

  • Словесные – чтение, описание, рассказ, проведение беседы.

  • Практические – рисование, ролевые игры и т.д.

В этой методики широко используются различные словесные приемы: речевой образец, проговаривание и повторение, объяснение, указание и оценка детской речи.

Правильная речь педагога, по сути, является средством подражания для детей, т.е. это речевой образец. В младших группах используются игровые занятия, а в старших – методика используется для сравнения и коррекции дефектов речи.

Другой словесный прием – это проговаривание и повторение, которые позволяют детям запоминать звуки и правильно произносить их. Важно, чтобы это вызывало интерес у ребенка, иначе занятия будут ассоциироваться с негативными эмоциями.

Объяснение – это раскрытие педагогом сущности какого-либо образа или явления действиями. Используется для объяснения правил в дидактических играх, раскрытия смысла слов.

Указание – разъяснение, как надо действовать ребенку, чтобы достичь необходимого результата. Указания бывают обучающие, дисциплинирующие и организационные.

Оценка – это суждение воспитателя об ответе ребенка, которое раскрывает уровень усвоения им знаний и речевых навыков. Оценка необходима для того, чтобы дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

Развитие речи в два года предполагает освоение слов, понимание их значений, а также формирование ассоциативного ряда. Активно используются рисунки, различные игрушки и предметы, благодаря которым ребенок запоминает слова, обозначающие их.

Слуховые занятия комбинируются с артикуляционными упражнениями. Педагог просит детей вытащить язык, надуть щеки, улыбнуться, т.е. чтобы мышцы артикуляционного аппарата были задействованы.

Согласно методике Ушаковой, большое уделяется интонации в разговоре с ребенком. Взрослый меняет тембр голоса, в результате чего у малыша формируется понимание ритма, силы голоса, что в дальнейшем влияет на формирование музыкального слуха. Использование интонации крайне важно, ведь так можно придавать окраску своему повествованию, выражать чувства и т.д.

Развитие речи и познавательных способностей дошкольников в 3 года направлено на обучение правильному произношению звуков. Дети учатся слышать и распознавать согласные и гласные звуки.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка инвалида в детском саду образец

Если вы хотите научиться применять современные игровые технологии для развития ребенка, запуска речи и коррекции речевых нарушений различной этиологии и сложности, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по запуску речи «100+ новых логопедических игр для запуска и коррекции речи ребенка».

Вы сможете грамотно подбирать игры и добиваться высоких результатов от коррекционно-логопедических и развивающих занятий с детьми. Подробнее.

Развитие связной речи старших дошкольников основывается на закреплении освоенных навыков и формировании разговорного языка. Дети учатся диалогической речи, вести и поддерживать беседу.

Важную роль в этом процессе играет чтение сказок и других произведений детской литературы, изучение стихов и различные театральные представления. Основные задачи развития речи на этом этапе – это воспитание творческих качеств, усидчивости и т.д.

Дети средних и старших дошкольных групп уже активно общаются со своими сверстниками, используя свои речевые навыки. Участие более взрослых детей позволяет младшим малышам быстрее развивать свою речь, но здесь важно участие педагога, иначе может возникнуть ситуация, когда старшие дети начинают передразнивать младших из-за их возможных ошибок в произношении.

В старших группах активно проводятся дидактические игры, в ходе которых детям предлагается объединять предметы, обладающие общими характеристиками. К примеру, дается задание разобрать овощи или фрукты по отдельным столам.

Развитие связной речи старших дошкольников проводится в несколько этапов. Ниже приведены основные приемы, которые используются на практике.

  1. Беседа. При разговоре с ребенком используются выразительные интонации, красочные картинки, жестикуляция и мимика.

  2. Чтение сказок или рассказов. После прочтения рассказа, могут задаваться вопросы для выяснения, понимает ли ребенок причинно-следственные связи (Правильно ли поступил герой? Почему он так сделал и т.д.). О том, что ребенок понимает смысл рассказа, говорит умение им пересказать своими словами услышанное.

  3. Диалог. Беседа в форме диалога с ребенком может проводиться на самые разные темы: мультфильмы, сказки и т.д. Важно приучить ребенка внимательно слушать другого человека, не перебивать его. В процессе беседы задаются вопросы ребенку, которые постепенно усложняются. Для начала – конкретный вопрос, на который можно дать однозначный ответ. Затем – вопрос, ответ на который предполагает более развернутое предложение.

  4. Составление описательного рассказа. У ребенка формируются первые навыки связного изложения мыслей «на одну тему». Он усваивает признаки предметов, тем самым обогащая свой словарный запас. Важно напоминать ребенку о признаках описываемых предметов. Сначала описываются единичные предметы, затем можно переходить к сравнительным описаниям.

  5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Число картинок нужно постепенно увеличивать, как и развернутость их описания. С каждым разом описание одной картинки должно становиться более подробным. Смысл занятий в том, что ребенок должен научиться последовательному описанию событий, т.е. он описывает все картинки по порядку, в результате чего и получается цельный рассказ.

  6. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

При составлении рассказа по картинке важно, чтобы сама картинка отвечала следующим требованиям:

  • она не должна быть скучной, иначе она не заинтересует ребенка;

  • сюжет не должен быть слишком сложным, т.е. соответствовать интеллектуальному развитию малыша определенного возраста;

  • на картинке не должно быть много действующих лиц;

  • на ней не должно быть избыточных деталей, которые не имеют особого отношения к смыслу рассказа.

Сначала ребенок должен придумать название картинки. Он должен понимать смысл того, что изображено на ней. Сам педагог должен заранее спланировать беседу по поводу этой картинки, какие вопросы он будет задавать и т.д.

7. Пересказ. Сначала педагог должен с выражением прочитать ребенку какой-нибудь текст, сложность которого должна соответствовать его возрасту. Нужно спросить, понравился ли этот рассказ малышу. Если какие-то слова ему незнакомы, то нужно объяснить их значение.

Перед повторным чтением текста, нужно сказать ребенку, чтобы он слушал внимательнее и запоминал, потому что ему предстоит пересказать услышанное.

Пересказ может быть разным:

  • Краткий. Передается только общий смысл текста без каких-либо деталей.

  • Творческое рассказывание. Ребенок должен дополнить услышанное чем-то новым, но в рамках смысла самого рассказа.

  • Пересказ без опоры на наглядность.

8. Самостоятельное составление рассказа. Переход к этому этапу предполагает проведение большой подготовительной работы. Для упрощения задачи малыша можно предложить ему определенную тему. К примеру, он должен рассказать об одном дне в детском саду или впечатлениях о посещении цирка (кинотеатра и т.д.).

На развитие речи старших и младших дошкольников влияют различные занятия, вроде рисования и лепки. Совместный труд и игровые занятия детей и взрослых не только укрепляют их связь, но и способствуют обогащению словарного запаса малыша.

Следующие упражнения можно проводить дома и в детском саду:

  • Найди предмет. Перед ребенком выкладывают три игрушки и просят его отвернуться. Одна игрушка убирается. Когда малыш повернется, нужно попросить его назвать, какой игрушки не хватает.

  • Сравнение объектов или одушевленных предметов. К примеру, жираф какой – большой и т.д.

  • Имитация голосов животных.

  • Название объектов в единственном и множественном числе (сумка – сумки, яблоко – яблоки).

  • Добавление глагола к существительному (лодка – плывет, собака – лает).

  • Запоминание скороговорок и чистоговорок.

  • Работа с рассказом (как мы уже писали ранее, ребенок должен описать рассказ по картинке, придумать начало или конец рассказа, сам составить рассказ).

Развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование различных методик, в соответствии с возрастом малышей. Систематическая работа позволит ребенку освоить речевые навыки, что необходимо для нормального существования в социуме.

А, если вы хотите научиться планировать индивидуальную работу с ребенком с ЗРР, выявлять признаки расстройства аутического спектра в раннем возрасте и обследовать детей первого года жизни и определять уровень из доречевого и сенсомоторного развития, то предлагаем ознакомиться с нашим курсом повышения квалификации на 72 ак. часа «Диагностика и логокоррекционная помощь детям раннего возраста».

Вы научитесь проводить комплексный подход в абилитации (ранней помощи) детей раннего возраста с ТМНР, узнаете методику обследования познавательных навыков и речи детей раннего возраста и многое другое. Подробнее.

Источник