Изучение языков и развитие ребенка

Для того, чтобы обучать ребенка иностранному языку нужно определиться с тем, какую методику вы будете использовать и основные подходы к обучению.
Важную роль в обучении ребенка иностранному языку оказывает возраст начала занятий. Так как восприятие и продолжительность различается, то все методики можно условно разделить на 2 части:
- обучение иностранному языку одновременно с родным. (0-4 года);
- на базе родного языка (4-7 лет).
Различие периодов заключено в характере формирования первоначальных знаний. Дети 0-4 года изучают язык как родной, 4-7 лет как дополнительный, ориентируясь на свои знания родного. Для первого периода важно знание родителями языка и использование методики сверхраннего развития. Второй период предполагает использование специальных программ.
Методики сверхраннего изучения иностранного языка
В случаях, когда ребенок не растет в двуязычной среде, на помощь родителям в обучении приходят популярные методики сверхраннего развития. Они предполагают возможность изучения иностранного языка в одно время с родным. Одним из условий включения в обучение детей 0 – 4 лет является обладание родителями хороших знаний в выбранном языке.
Самые популярные методики, используемые в этом периоде:
- Подход Глена Домана. Обучение при помощи карточек с изображением предмета. Внизу или с обратной стороны карточки написано слово или словосочетание;
- Кубики Николая Зайцева. Используются для изучения английского. Подразумевают изучение по кубикам, на которых размещены все встречающиеся слоги;
- Методика Марии Монтессори. Есть два варианта изучения. Через ознакомление с культурой выбранной страны или метод погружения, предполагает проведение всех занятий в выбранный день на иностранном языке.
- Проектная методика. Используется и в старшем возрасте, но возможно начало обучения с 3-х лет. Предполагает работу ребенка над заданной темой и подготовкой творческого материала по изученному. Работа наиболее подходит для группового обучения, но при внесении небольших изменений возможен и индивидуальный подход.
Использование методик сверхраннего развития при обучении иностранному языку имеет положительный эффект при качественном обучении и постоянных занятиях. В случае, если родители не могут обеспечить употребление предложенного материала в повседневной жизни, изучение иностранного языка в возрасте до 4-х лет не имеет смысла.
Методики сверхраннего развития предполагают обучение до определенного уровня в короткие сроки. Дальнейшее обучение лучше всего выстраивать, используя подходы, проверенные опытом языковых школ и курсов. Они рассчитаны на детей старше 4-х лет.
Методики обучения иностранным языкам с 4 до 7 лет
Изучая предложения различных языковых школ, можно наткнуться на большое количество различных техник и методик преподавания иностранному языку. Расписывая многочисленные плюсы разных подходов, школы стремятся заполучить клиентов, а родители вынуждены делать сложный выбор. Как выбрать подходящую методику и не ошибиться?
На самом деле количество подходов для обучения детей дошкольного возраста не так много. Они отличаются своими техниками и основной целью обучения. Практически все «фирменные» методики в своей основе имеют один из базовых подходов:
- Классическая методика;
- Коммуникативный подход;
- Индивидуальный подход.
Перечисленные методики позволяют выбирать ту базу, на которой будет выстроено знание языка ребенка. Будет ли сделан упор на разговорной речи, запоминании конкретных слов или же программа будет выстроена по определенной схеме зависит от того, какую методику выберут родители.
Классическая методика
Предполагает изучение языка по определенной схеме, обозначенной в специально разработанном методическом материале. Наличие базового учебника, на котором строится обучение обязательно. Выстроенная логическая цепочка занятий с обязательными повторениями изученного материала и небольшими грамматическими оговорками позволяет равномерно насыщать речь ребенка новыми словами, выстраивать конструкции на уже изученной языковой базе. Закрепление материала происходит через творческое проявление ребенка и игру.
Использование классической методики не исключает некоторых вариантов заучивания сложного материала. Возможны разнообразные домашние задания. Само занятие состоит из отдельных блоков, в которые помещается материал на развитие определенных языковых навыков. Активно используются аудио и видеозаписи при практике произношения. Использование наглядного материала и различных вариантов изучения материала позволяет обучать детей визуалов и кинестетиков.
Плюсы:
- Ребенку предлагается максимальный объем информации и равномерно развиваются все стороны владения языком;
- Закрепление материала упражнениями и повторением;
- Подходит для домашнего обучения при наличии методического материала.
Минусы:
Очень активным детям сложно усидеть на месте во время занятия. Им может становиться скучно при повторении материала.
Коммуникативная методика
Разработанная в Кембриджском университете методика предполагает обучение только носителями языка, благодаря которой ребенок погружается в языковую среду. Первоначально была создана для изучения английского, но успешно используется при обучении другим языкам. Обучение идет при помощи уже изученного ранее материала, родной язык на занятиях практически отсутствует. Преподаватель использует различные вербальные и невербальные методы для донесения материала. Благодаря живому общению и высокой восприимчивости детского мозга, ребенок быстро начинает понимать материал. Методика отлично подходит для аудиалов.
Наибольшего успеха добиваются дети, которые обучаются по этой методике в рамках группы. Они слышат речь не только преподавателя, но и своих сверстников, что положительно сказывается на интересе ребенка к языку.
Плюсы:
- Возможность обучения как в группе, так и один на один;
- Достаточно быстрое освоение разговорной речи и ее применение;
- Благодаря активному использованию речи, ребенок развивает речевой аппарат, улучшается произношение в родном языке.
Минусы:
Не подходит для замкнутых детей.
Индивидуальный подход
Эта методика предполагает под собой подбор техник и способов обучения ребенка исходя из его индивидуальных особенностей. Подходит для обучения родителями и репетиторами. Некоторые языковые школы предлагают индивидуальное обучение, но оно стоит на порядок выше группового. Особенность этой методики заключается в том, что исходя из интересов и особенностей характера ребенка подбирается материал, который будет изучаться. Подбирается вид занятия, но при необходимости он заменяется на другой.
Плюсы:
- Обучение с собственной скоростью и по отдельной программе;
- Возможность менять подходы и техники в любой момент.
Минусы:
При обучении отсутствует общение со сверстниками, которое необходимо ребенку в этом возрасте.
Методики изучения иностранного языка могут иметь множество названий, но для правильного выбора родители должны четко понять, чего они хотят добиться в итоге.
Как подобрать подходящую методику?
Подбор подхода для начала обучения и продолжения после сверхранних методик должен основываться на анализе особенностей ребенка.
Среди важных факторов при подборе:
Основной тип восприятия ребенка;
- Черты характера ребенка. Для общительных и смелых детей хорошо подходит коммуникативная методика, а для скромных и замкнутых — индивидуальный подход;
- Для детей, которые изучали иностранный язык до 4-х лет нужно провести анализ знаний для определения уровня знания языка. По результатам принять решение о том, нужно ли ребенку продолжать индивидуальное обучение или же определить в группу детей в выбранной школе. Проведя анализ особенностей ребенка, родители могут выбрать тот вариант, который наиболее подходит малышу.
Подбор основного направления изучения и техники преподавания влияет на многие факторы изучения:
- Интерес ребенка и его стремление обучаться;
- Качество и количество усвоенной информации;
- Сможет ли малыш достигнуть поставленной родителями цели в обучении. Если родители стремятся обучить ребенка с целью поступления в специализированную школу, то наилучшим вариантом будет классический или индивидуальный подходы. Они предполагают изучение не только устной речи, но и грамматики. В случае, если целью будет обучение ребенка разговорной речи, лучшим вариантом признается коммуникативная методика.
Советы родителям, которые обучают детей самостоятельно
Если вы решили обучать иностранному языку самостоятельно, то вам помогут следующие советы:
- Ребенку должно быть интересно. Нельзя заставлять. Результатом скучного и навязанного обучения будет полное отсутствие желания изучать его в дальнейшем.
- Обучение должно соответствовать возрасту и особенностям.
- Не нагружайте ребенка грамматикой до 6-7 лет. Обучайте его разговорной речи и приобщайте к новой культуре. Грамматические основы кроха сможет освоить уже в школе.
- При обучении используйте максимально возможные варианты развития речи.
- Не спешите осваивать новый материал, пока достаточно не закреплен изученный ранее. Не торопитесь за полгода изучить годовой курс. При чрезмерной нагрузке дети устают от обучения и перестают интересоваться новым материалом. Также чрезмерное усердие в изучении иностранного языка может негативно сказаться на качестве родного.
- Создайте для ребенка языковую среду. Любой язык закрепляется только в том случае, если он используется не только в рамках занятий, но и в повседневной жизни. Обсуждая с малышом что-либо, спрашивайте его, как это будет звучать на иностранном языке. Вне занятий рассказывайте новые слова, которые подходят по контексту события.
- Не стоит обучать новым словам, если кроха не видит и не понимает их значения. Наглядность нового материала является залогом его запоминания.
- Не стоит останавливаться на изучении отдельных слов. Обучайте ребенка целым фразам. Показывайте ему, каким образом идет построение языка. Дети до 7-ми лет очень чувствительны к звучанию языка и легко запоминают логическую последовательность слов.
- Смотрите различные мультфильмы на выбранном языке. Даже, если вам будет казаться, что кроха не понимает смысла. Малыш воспользуется звуковой интуицией и поймет смысл слов и событий. Вы удивитесь, но уже через некоторое время он начнет использовать в речи фразы и песни из мультфильма.
- Разучивайте различные стихотворения и песни. На базе разученного материала рассказывайте его по ролям.
- Читайте книги не только на родном языке, но и на иностранном.
- Не забывайте о собственном произношении и совершенствовании языка. Нельзя обучать иностранному языку, если вы допускаете ошибки в произношении или построении слов.
- Занятия с ребенком должны быть регулярными. Стоит повторять пройденный материал перед тем, как знакомить с новым.
Будьте терпеливы и не ждите моментальных успехов в усвоении языка. Сделайте обучение приятным и радостным и вы удивитесь, как быстро ваш малыш не только догонит вас в знаниях, но и перегонит.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Растим полиглота: как научить ребенка иностранному языку
С какого возраста и как начинать с ребенком изучение иностранного языка? Предлагаем методы, которые помогут малышу расширить интеллектуальный горизонт.
Родители приветствуют раннее интеллектуальное развитие своих детей. И как только малыши начинают выражать мысли на родном языке, часто предлагают им изучение иностранного языка.
Однако возраст, с которого ребенок сумеет учить чужой язык с пользой для своего развития, вызывает дискуссии в профессиональной среде педагогов и психологов. Единого мнения по этому поводу нет. Одни склоняются к изучению иностранного языка не ранее 5 лет, другие ратуют за освоение знаний на чужом языке с 3 лет.
Исследования под руководством автора развивающих методик Глена Домана доказали, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга – в возрасте до 3 лет. По результатам исследования дети, с раннего возраста изучавшие иностранный язык, лучше усваивали и родную речь.
5 методов изучения иностранного языка
Эффективность изучения малышом иностранного языка зависит от выбранного метода.
Языковые курсы для малышей от 3–4 лет
Преимущества:
- занятия проходят в игровой форме;
- дети учат песенки, стихотворения, разыгрывают сценки;
- комментируют свои действия на иностранном языке.
Недостатки:
- занятия не более 2 раз в неделю;
- при болезни ребенок пропускает занятия и отстает по программе;
- отсутствие индивидуального подхода по причине большого количества детей в группе.
Детский сад с преподавателями-носителями иностранного языка
Преимущества:
- полное погружение в незнакомую языковую среду;
- возможность получать новые знания в бытовых ситуациях;
- наличие профессиональных воспитателей и педагогов.
Недостатки:
- дефицит подобных образовательных учреждений;
- высокая стоимость.
Занятия с репетитором
Преимущества:
- индивидуальный подход;
- возможность планировать занятия в соответствии с состоянием здоровья ребенка.
Недостатки:
- риск выбора неквалифицированного репетитора, особенно если родители не знают изучаемого иностранного языка;
- высокая стоимость;
- неприятие ребенком чужого человека и отказ от занятий.
Найм гувернантки – носителя языка
Преимущества:
- ребенок оказывается в ситуации двуязычия;
- максимальное погружение в новую языковую среду.
Недостатки:
- сложность выбора квалифицированной гувернантки-иностранки;
- потенциальный риск, что в отсутствие родителей гувернантка некачественно исполняет свои обязанности;
- неприятие ребенком чужого человека.
Самостоятельное изучение иностранного языка
Преимущества:
- занятия в привычной домашней обстановке;
- применение различных игрушек, пособий, обучающих игр и компьютерных программ.
Недостатки
- риск привить ребенку некорректные знания чужого языка при отсутствии у родителей навыков иностранной речи.
Занятия по изучению иностранного языку необходимо проводить утром, когда ребенок не утомлен. Их продолжительность не должна превышать 30 минут в день.
Создание условий для раннего изучения иностранного языка
Ребенок лучше запоминает незнакомые для него слова, если окружающие условия этому способствуют:
- просмотры мультфильмов на двух языках: изначально на русском, затем на иностранном;
- посещение мероприятий, где говорят на изучаемом иностранном языке;
- общение с родителями на иностранном языке;
- раскрашивание картинок с буквами и словами на изучаемом языке;
- окружение малыша визуальной информацией на иностранном языке: детскими плакатами, большими буквами, кубиками и прочими играми;
- упоминание во время игр названий на русском, а затем на иностранном языке;
- пение на изучаемом языке.
Учить, чтобы не переучивать
В стремлении научить своего ребенка иностранному языку родители могут найти свои способы. Чаще всего это приносит лучший результат, чем занятия на специализированных курсах. Ведь в домашней обстановке нет такого понятия, как индивидуальный подход. Есть лишь родители и ребенок, а также ненавязчивая атмосфера, когда многое запоминается легко и просто.
Но важно, чтобы получаемые знания были верными. Ведь переучивать гораздо сложнее, чем учить.
Если у ребенка выявляются логопедические проблемы, ранние занятия иностранным языком могут их усугубить. Чужой язык требует незнакомой артикуляции. И если не отработано произношение звуков родного языка, а нужно осваивать еще и иностранное произношение, нагрузка тормозит общее речевое развитие.
Анна Плюснина, преподаватель английского языка: «Главное, что хотелось бы посоветовать родителям в их стремлении организовать раннее обучение детей иностранному языку, – это не переусердствовать. Я бы не рекомендовала родителям вообще ставить задачу “научить ребенка английскому языку”. Более уместно было бы говорить о развитии интереса к речи на другом языке или (если есть такая возможность) о приобщении к иноязычной разговорной среде.
Безусловно, в возрасте 3–4 лет дети исключительно восприимчивы, но пока не готовы к обучению как к осознанному процессу. Неудачная попытка начать обучение ребенка английскому (французскому и так далее) в возрасте 4–5 лет может обернуться большой нелюбовью к занятиям иностранным языком в более взрослом возрасте. Поэтому главное, повторяю, не навредить.
Комфортное освоение нового языка возможно двумя способами – либо (самый предпочтительный вариант) посредством общения с человеком, говорящим исключительно на другом языке, либо в форме игровых занятий, описанных в статье (с песенками, раскрашиванием кубиков и так далее). Почему намного более предпочтителен первый способ? Потому что лишь благодаря живому общению ребенок примет задачу говорения на новом языке как естественную и оттого легко выполнимую.
В методической литературе описывается принцип обучения, именуемый “один человек – один язык”. Общеизвестны случаи, когда в семье мама разговаривает с детьми только на русском, папа – только на английском, бабушка – только на французском. Дети, которые растут в такой семье, с легкостью осваивают несколько языков одновременно, не воспринимая это как учебу, поскольку у них просто нет выбора, и они воспринимают такую многоязыковую ситуацию как естественную. Конечно, такая ситуация либо складывается сама по себе в силу переезда, проживания в другой стране, наличия родственников-носителей иностранного языка, либо создается искусственно, что требует немалых усилий и затрат.
Облегченный вариант – просмотр фильмов, мультфильмов на иностранном языке, использование различных компьютерных игр, где рабочим языком является иностранный (здесь тоже важна рекомендация эксперта, поскольку предложение подобной продукции сегодня велико, а вот качество не всегда соответствует ожиданиям).
Если выбран вариант занятий на курсах или с репетитором, то советую родителям подойти к выбору подобных курсов и репетиторов очень тщательно. Не стесняйтесь попросить программу обучения, задать вопрос об используемой методике, поинтересоваться отзывами родителей, чьи дети уже занимались у этого преподавателя. Обратите внимание на произношение преподавателя, пообщайтесь с ним лично. До принятия решения о начале обучения иностранному языку обязательно проконсультируйтесь с логопедом и дефектологом.
И наконец, ребенку должно быть комфортно и интересно. Мотивация – ключевой момент в раннем обучении, поэтому, если ваш малыш не хочет продолжать заниматься иностранным языком, не пытайтесь водить его на занятия насильно. Возможно, ему не подходит методика, выбранная педагогом, а возможно, ему просто пока интересно что-то другое. В этом случае лучше взять паузу, а спустя какое-то время попробовать предложить другой вариант занятий».
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова
В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com
Источник