Изучаем цвета с ребенком 4 года в игре

Картотека дидактических игр
«Изучаем цвета»
для детей от 2 до 4 лет
Изучение цветов является качественным расширением кругозора. Узнавая цвета, ребенок получает новый метод классификации всех окружающих объектов —по цвету. Кстати, помимо развивающего эффекта,
знание цветов открывает перед ребенком большое количество
интереснейших игр с цветом.
Описание
Начиная с рождения, малыш уже видит, что цвета разные. Вначале он различает желтый (не случайно выбирают именно желтые погремушки). В этом возрасте малыш пассивно воспринимает и впитывает информацию. До года малыша уже можно знакомить с разными цветами, называть их в игре, рассказывать, что какого цвета, но не стоит ожидать, что он может этозапомнить и тем более сказать. Просто обращать внимание на то, какого цвета его кружка, одежда, лопатка, ведерко, игрушка.
С первых лет жизни ребенка нужно учить его разделять объекты окружающего мира и их свойства. Поэтому не нужно говорить ребенку «Зеленая травка». Для ребенка это будет звучать как одно слово –«зеленая травка». Показывайте на травку и говорите: Это травка. Она зеленая.
И ведерко тоже зеленое». У малыша должен быть достаточно богатый опыт,
поэтому называйте ему цвета предметов как можно чаще. Если обучение цветам еще только начинается или идет с трудом, то подбирайте игрушки и
предметы с чистым цветом (такой, который можно с уверенностью назвать желтым или синим)
Особенности изучения цветов с самыми маленькими заключаются в том, что новые предметы и материалы для изучения необходимо вводить постепенно. Множество свойств малознакомых материалов может отвлечь малыша от основной темы – цвета. Поэтому если ребенок еще не знаком с рисованием и лепкой, то перед началом изучения цветов обязательно проведите несколько занятий – знакомств с красками и пластилином.
На изучение первых названий цветов (красного, желтого, синего, зеленого) лучше потратить целый день (на каждый цвет по дню). Для примера описан один день изучения цвета. Другие цвета будут изучаться подобно.
План дня по изучению красного цвета:
1. Показываем группу красных предметов и объясняем, что они красного цвета.
2. Рисуем рисунок или раскрашиваем картинку красными цветами. Если малыш младше двух лет достаточно одного средства рисования. Для малышей постарше можно внести разнообразие использованием красных
красок, фломастеров, карандашей и мелков. Альтернативой рисованию
может быть лепка.
3. Предлагаем сортировку – выбрать красные детали из предложенного набора игрушек и предметов разного цвета. Варианты предметов для сортировки:
кубики;
детали конструкторов (Lego и т.п.) и мозаек;
пуговицы;
цветная пластиковая посуда;
поролоновые кубики из губки для мытья посуды
. 4. Устраиваем «охоту» на красные вещи. Совместно везде ищем красный. Дома – в интерьере и одежде, на прогулке просим показать красные машины.
5. Читаем книжки, смотрим карточки с изображением красных предметов.
Ближе к 2,5 годам ребенок овладевает важнейшей функцией мышления – поиск подобного или подбор пары, учится группировать предметы по какому – либо признаку. Умение сортировать и находить общие признаки предмета – эта важнейший навык, который необходимо совершенствовать в этом возрасте, предоставляя для этого всевозможные материалы для сортировки.
Различного рода сортировки можно осуществить непосредственно в любой игре с ребенком, например, расставлять разноцветные машины по гаражам соответствующего цвета или раскладывать еду игрушкам по тарелочкам, задавая какой – то один признак.
Можно сортировать по ходу повседневных дел, раскладывая фрукты и овощи на кухни, во время приготовления еды или рассортировать белье перед стиркой по цвету или по типу.
Игры на сортировку предметов
Сортировка – важный навык, который ребёнок должен усовершенствовать до того, как пойдёт в школу. Когда ребёнок разделяет предметы по определённому признаку, он изучает основы счёта, развивает мелкую моторику и учится называть и группировать объёкты. Сделайте такие занятия частью игры, и вы сможете одновременно учить ребёнка
полезным навыкам и развлекать его интересной игрой.
Сортировка разноцветных макарон
Начните с простого и предложите малышу группировать предметы по одному признаку – цвету. Необходимо взять 3 – 4 пригоршни макарон разного цвета. Смешайте их вместе и попросите ребёнка разложить макароны по кучкам на основе цвета. Эта простая игра поможет ребёнку выучить названия цветов и постигнуть основные принципы деления на категории.
Сортировка пуговиц
Когда двухлетн Когда двухлетний ребёнок овладеет ий ребёнок овладеет навыками сортировки предметов по цвету, повысьте сложность задания и дайте ему пуговицы разных форм, цветов и размеров.
Предложите разложить пуговицы на группы по определённому атрибуту. Например, в одну кучку он может сложить синие пуговицы или же отобрать только квадратные. У вас будет возможность учить ребёнка принципам последовательности, положив рядом две похожие
пуговицы и попросив его выбрать третью пуговицу
со сходными признаками. Пусть вас не беспокоит, если малыш не сразу полностью поймёт, что такое последовательность. В таком случае остановите игру и попробуйте повторить её позже.
Игра в уборку
Если вам с трудом удаётся уговорить малыша собирать свои игрушки,
попробуйте прибегнуть для этого к игре в уборку. Вручите ребёнку бумажный пакет и попросите его сложить туда все предметы одного типа.
Начните с обширной категории, например, с его одежды. Как только все предметы собраны, попросите его отсортировать их все на группы поменьше:
обувь, бельё, носки, штаны и т.д. Это поможет ребёнку глубже понять
принципы категорий и подкатегорий, а вам – обрести долгожданную чистоту
в доме.
Дидактические игры
Цель: Формировать у детей умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов
при наложении, обозначать результат словами «такой», «не такой», действовать по подражанию, познакомить с названиямиосновных цветов.
Учить детей осуществлять выбор цвета по образцу, действовать поцветовому сигналу. Развивать внимание.
«Машины едут в гараж»
Для игры понадобятся игрушечные цветные машинок и цветовое поле (в качестве «гаражей» также можно взять листы цветной бумаги, разноцветные кубики и т.п.).
сообщаем малышу, что машинкам нужно попасть в свои домики: красные машинки едут в красный гараж, синие в синий и т.п. Раскладываем все машинки по «гаражам».
«С какого дерева лист»
Материал: макеты деревьев с остатками листочков желтого, красного и зеленого цвета, листочки таких же цветов.
Правила игры: ветер сдул листочки с деревьев, давайте попробуем найти, скакого дерева упал каждый листок. (Дети выбирают любой листок и находят дерево, с которого он упал).
«Помоги рыбкам»
Материал: 5 рыбок различных цветов и 20 маленьких рыбок (по 4 рыбки каждого цвета).
Игровое действие: помоги мамам – рыбкам найти своих детишек.
«Собери капельки в стакан»
Материал: пластмассовые стаканчики красного, синего, желтого и зеленого цвета, бусины такого же цвета.
Дети складывают «капельки» в стаканчики, соответствующего цвета.
«Кошки – мышки»
Материал: картонные домики разных цветов, посередине отверстие – норка, мышки тех же цветов , что и квадратные домики.
Большая мягкая игрушка кошка.
Игровое действие: спрячь мышку в домик и подбери по цвету.
«Собери ягоды в корзину»
Материал: Корзинки красного, синего, желтого и зеленого цвета, ягоды – шарики соответствующих цветов.
Игровое действие : дети собирают ягоды в корзинки соответствующих цветов.
«Сортируем игрушки»
Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос определённого цвета и вместе с ребёнком собираем на него игрушки соответствующего цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.).
«Посади цветочки на полянку»
Материал: цветочки различных цветов (4 – 9 шт.), «полянки» (листы бумаги) соответствующих цветов.
Игровое действие: каждый цветочек необходимо посадить на полянкусоответствующего цвета.
«Найди цветок для бабочки»
Оборудование: крупные цветы изображены на картоне (красный, синий, жёлтый, зелёный, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый), фигурки бабочек тех же цветов.
Описание:
Педагог расставляет на наборном полотне цветы разных цветов и показывает детям бабочек. Объясняет, что каждая бабочка хочет найти свой цветок и сесть на такой цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог бы её поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог обращает внимание на то, что цвета бабочки и цветка совпадают («такай же», бабочку не видно она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание). У каждого ребёнка вначале по две пары объектов, в дальнейшем количество пар увеличивается. В конце игры педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок…Они спрятались, их не видно».
«Воздушные шары»
Оборудование: Изображения воздушных шаров разного цвета и отдельно ниточек такого же цвета.
Описание: Педагог показывает ребёнку шарик и говорит: «Какого цвета шарик? (Синий). Найди такую же ниточку. (Ребёнок подбирает ниточку такого же цвета.) Какого цвета шарик? (Синий). Какого цвета ниточка? (Синяя.) То же проделывает с шариком другого цвета».
«Поможем ёжику подобрать по цвету»
Оборудование: Ежи из картона разного цвета и прищепки того же цвета.
Описание: Педагог предлагает подобрать прищепки по цвету и прикрепить их на спинке ежика в виде иголок.
Различие цветов
Эта группа дидактических игр основана на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении.
Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада между двумя цветами. Они могу быть резким (например, между красным и жёлтым цветами) или близким (между жёлтым и оранжевым цветами). Поэтому первые игры и упражнения должны проводиться с предметами, резко различающимися по цвету, а выбор осуществлять пот образцу. Постепенно цветовой перепад будет, всё меньшим, и сопоставление цветов производится уже на расстоянии. Педагог или родитель побуждает малышей выполнять задания самостоятельно, постоянно менять предметы по цвету, чтобы дети ориентировались не на их форму, а на цвет.
«Цветные кубики»
Оборудование:Крупные кубики (красные, жёлтые, синие, зелёные) по 2 каждого цвета.
Описание:
Игра проводится индивидуально. Педагог расставляет перед собой и ребёнком по 3 – 4 парных кубика, обращает внимание на их одинаковость: «Тебе такой
-мне такой, тебе такой, – мне такой…» Затем предлагает построить красивые одноцветные башни и показывает, как это делать. Процесс постройки обыгрывает: берёт сначала свой красный кубик, ставит на жёлтый и тут же выражает недовольство («Не такой!»), переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчёркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем педагог просит ребёнка сделать то же самое, при необходимости помогает. Ребёнок строит башни 2 – 3 раза. По окончании педагог хвалит его.
Зрительное соотнесение цветов
Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различие, а восприятие цвета. В тоже время можно сказать, что восприятие цвета, и различие не всегда связаны со знанием названий цвета. Таким образом, в задания можно включать любые цвета и оттенки. Действуя с цветом дети, начинают запоминать и сами цвета, и их названия. Однако бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого. Поэтому игры и упражнения строятся так, чтобы ребёнок сначала вычленил цвет как значимый признак и выполнил задание. Только после этого нужно назвать цвет. Сначала даются названия основных цветов – жёлтый, красный, зелёный, синий, а затем дополнительных цветов и оттенков.
«Бегите ко мне»
Оборудование: Флажки трёх цветов, бубен.
Описание: Педагог раздаёт детям флажки. По сигналу бубна ребята разбегаются по комнате. Взрослый говорит: «Бегите ко мне!» и поднимает красный флажок. Дети с красными флажками подбегают к педагогу и поднимают флажки вверх. Затем все вновь разбегаются. Взрослый поднимает флажок другого цвета или сразу два флажка, например, синий и красный.
Дети с такими же флажками подбегают ко взрослому и поднимают флажки
вверх. В конце игры педагог или родитель поднимает все три флажка вверх.
«Найди своё место»
Оборудование:Парныецветные карточки (количество цветов соответствует количеству играющих), стулья (по количеству детей), бубен.
Описание:
Дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Взрослый раздаёт им карточки, и дети под бубен разбегаются по комнате. Педагог раскладывает на стулья второй комплект таких же цветовых карточек, которые есть у детей. По сигналу дети бегут к тем стульям, на которых лежат карточки того же цвета, что и у них. Взрослый проверяет правильность выбора.
«Светофор»
Оборудование: Светофор – на ручке картонный круг, обклеенный с одной стороны зелёной, с другой красной – бумагой.
Описание:
Взрослый знакомит детей со светофором, показывает, как «загорается свет» (поворачивает круг зелёной и красной сторонами). Просит детей рассказать, видели ли они светофор на улице, что они о нём знают. Обобщая ответы. Обобщая ответы, предложить поиграть в светофор. Дети встают друг за другом, кладут руки впереди стоящим на плечи – это «трамвай». Взрослый исполняет роль полицейского (действует светофором).
При появлении красного сигнала «трамвай» останавливается, зелёного – «трамвай» – едет и дети передвигаются. Дети могут выполнять роль машины (их может быть несколько), «ехать на велосипедах» и т. п.
«Нарушители» – те, кто неверно действовал по сигналу светофора, – выходя
т из игры. Роль полицейского может выполнить ребёнок
Источник
Развивающие игры “Учим цвета” для малышей и детей от 2 до 4 лет – это отличное пособие, которое поможет изучить и хорошо запомнить разные цвета в ненавязчивой игровой форме. К тому же дети с помощью этих простых игр учатся работать компьютерной мышкой. Каждое занятие с малышом не должно занимать более 10-15 минут, так как дети в раннем возрасте не могут долго фиксировать свое внимание на одном занятии. В таком случае лучше делать несколько подходов – заниматься в разное время дня по 10 минут. Главное – не дать ребенку почувствовать усталость.
Здесь мы учим цвета с игрой “Слови всех бабочек”, которая предназначена для детей от 3-х лет. Здесь малыш должен словить всех бабочек заданного цвета, например, всех желтых или всех синих. Задания озвучены, так что в игру смогут играть даже те крохи, которые не умеют читать.
Развивающая игра “Бабочка-обжора” составлена для детей от 3-х лет. В игре ребенок должен управлять бабочкой (стрелками на клавиатуре), которая ест плоды. В каждом уровне бабочка должна съесть плоды только определенного цвета.
Теперь мы учим цвета, собирая цветные фишки на игровом поле. Игра составлена для малышей от 2-х лет. В этой игре ребенок должен собрать все фишки определенного цвета. Например, в первом уровне желтые фишки, во втором – синие, в третьем – красные.
В этой игре дети запоминают и учат цвета, собирая их на красивой лужайке. Игра составлена для малышей от 2-х лет. В игре малышу нужно будет выбрать все объекты указанного цвета. Например, все зеленые деревья, все синие бантики и т.д. С помощью игры малыш быстро научится различать основные цвета.
Изучение цветов-это важная возрастная цель для малышей. Развивающая онлайн игра “Изучаем цвета” подготовлена для малышей от 2 лет. В этой игре ребенок научится всем цветам радуги, а также сможет неоднократно прослушать названия цветных предметов (для лучшего усвоения материала).
Продолжаем учить цвета с помощью игры “Собери цвета на полянке”. Игра составлена для малышей от 2-х лет. В игре малышу нужно будет выбрать все объекты указанного цвета. Например, все желтые цветочки, все синие шарики и т.д. Следите за ребенком – все ли цвета он знает или нажимает наугад…
В этой яркой и красочной онлайн-игре мы вместе с детьми учим цвета с героями мультфильмов. Игра поможет закрепить полученные на предыдущих играх знания, а герои любимых детских мультиков не дадут заскучать вашим малышам. Старайтесь, чтобы ребенок играл в игру самостоятельно, а вы аккуратно помогайте ему, когда он попросит.
Игра для малышей от 2 до 4 лет “Учим цвета” поможет вашему малышу легко и быстро запомнить названия основных цветов. Нужно сложить разные предметы в соответствующие им по цвету корзины. Посмотрим, хорошо ли ты запомнил названия цветов в предыдущих играх…
Источник
Ребенок способен различать некоторые цвета начиная с самого дня своего рождения. Однако знание цветов, то есть умение выделить определенный цвет, назвать его, а также сгруппировать различные предметы по цветам приходит гораздо позднее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развить память, внимание и художественный вкус, а значит, быстрее развиваться в целом.
Моя картотека игр станет незаменимым помощником при знакомстве малыша с ярким миром цветов .Здесь представлены самые простые игры на изучение основных цветов, которые не только познакомят ребенка с многообразием ярких красок, но и помогут закрепить полученные знания с помощью веселых заданий.
«Найди игрушку красного цвета»
Цели: развивать у детей зрительную ориентировку при восприятии цвета. Учить узнавать и называть красный цвет. Упражнять в выделении красного цвета из множества разноцветных (синих, желтых, зеленых).
Материал. Демонстрационный : игрушки четырех цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого). Раздаточный : игрушки красного цвета.
Ход работы. На столе педагога игрушки четырех цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого). Каждый ребенок получает по одной игрушке красного цвета. По заданию педагога дети подходят к столу и находят вторую игрушку красного цвета, называют игрушки и их цвет.
«Наряди куклу»
Цели: развивать практические действия: пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного предмета на другой, умение осуществлять зрительный контроль за выполнением собственных действий. Закреплять знания о желтом цвете.
Материал. Куклы в платьях желтого цвета, набор бантов красного, синего, желтого, зеленого цвета.
Ход работы. Педагог вносит кукол в желтых платьях, рассказывает, что куклы хотят украсить волосы желтыми бантами. Достает банты красного, синего, желтого, зеленого цвета и раскладывает их на столе. Дети по очереди подходят к столу, находят желтые банты, соотносят их с цветом платья куклы, называют цвет и наряжают кукол.
«Найди предмет такого же цвета»
Цели: формировать у детей интерес к игре с цветом. Учить ориентироваться на цвет и запоминать его, активизировать внимание, стимулировать активное употребление знакомых названий цвета. Закреплять умение соотносить объекты по цвету, группировать однородные по цвету объекты вокруг образца.
Материал. Демонстрационный : колечки от пирамидок красного, синего, желтого, зеленого цвета. Раздаточный : карточки перечисленных цвета.
Ход работы. У детей карточка красного (синего, желтого, зеленого) цвета. Определив, какого цвета карточка, дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат колечки от пирамидок таких же цветов. Педагог предлагает детям, у которых карточки красного цвета, выбрать все красные колечки, если синего цвета – то все синие колечки и т.д. Затем детям можно предложить собрать из одноцветных колечек пирамидку и назвать ее цвет.
«Окраска воды» (получение оттенков синего цвета)
Цели: закреплять знания детей о синем цвете. Познакомить с двумя оттенками синего цвета, учить различать их. Формировать умения получать оттенки синего цвета, используя способ окраски воды. Развивать активность восприятия в процессе выполнения практических действий.
Материал. Демонстрационный : банки с водой, синяя краска, кисточки, тряпочки. Раздаточный: тот же.
Ход работы. Перед детьми по две банки с водой. Педагог сообщает, что сегодня они будут учиться получать синюю воду разных оттенков, и показывает способ окраски воды: берет синюю краску, обращая внимание на то, что макать кисть нужно до половины, растворяет краску в воде – получилась светло-синяя водичка. Затем обмакивает кисть полностью в краску, промывает ее во второй банке с водой, еще раз набирает краску и снова промывает кисть в этой же баночке. Сообщает, что получилась тоже синяя вода, но уже более темная. Педагог предлагает детям окрасить воду, диктуя им последовательный порядок действий. После выполнения задания светло-синяя вода сливается в одну большую банку, а темно-синяя в другую. Дети определяют, в какой банке вода светлее, в какой – темнее.
«Найди цветок для бабочки»
Цели: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность иди неоднородность при наложении и приложении. Обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».
Материал. Демонстрационный: четыре крупных цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый, зеленый), – для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы. Раздаточный : такой же, но меньшего размера.
Ход работы. Педагог расставляет на наборном полотне цветки четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки должны найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Дети рассматривают цветы и бабочек, педагог еще раз отмечает, что их цвета должны совпадать. Затем дети выполняют задание самостоятельно. В конце работы дети с помощью педагога называют цвет бабочек и цветков: «Желтая бабочка села на желтый цветок, она спрятал ась, ее не видно, потому что она такого же цвета», и т.д.
«Привяжи ленточки к шарикам»
Цели: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение). Учить ориентироваться на цвет как на значимый признак. Закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленый цвета.
Материал. Демонстрационный: воздушные шары и ленточки красного, синего, желтого, зеленого цвета, бубен.
Ход работы. Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога. На столе под салфеткой – ленточки и бубен. Педагог вносит воздушные шары и предлагает детям пошагать с ними. Но для этого необходимо сначала привязать к шарам ленточки такого же цвета, чтобы удобнее было держать шарик. Дети получают шары, подбирают ленточки, а педагог помогает при вязать их к шарам. Дети называют цвет своих шаров и ленточек. После этого маршируют с шарами под бубен, бегают по комнате.
«Найди пару»
Цели: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по цветовому сигналу, развивать внимание.
Материал. Флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого, бубен.
Ход работы. Педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару – ребенка, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют; например: «У нас флажки одинакового цвета, они красные». В ходе игры педагог меняет флажки. Дети должны каждый раз находить новые пары, ориентируясь на цвет своего флажка.
«Найди свое место»
Цели: продолжать обучать осуществлению выбора цвета по образцу, действию по цветовому сигналу, развивать внимание. Учить выделять и узнавать два оттенка красного, желтого, синего и зеленого цветов, правильно называть оттенки: «темно-зеленый цвет», «светло-зеленый цвет» и т.д. Формировать умение устанавливать отношения объектов по светлоте – темнее, светлее; находить идентичный по цвету объект такого же оттенка. Развивать обследовательские действия при сравнении цветных объектов – наложение, приложение.
Материал. Демонстрационный: 8 стульчиков с цветными ориентирами – красного, желтого, синего и зеленого цветов двух оттенков; бубен. Раздаточный: 8 карточек таких же цветов и оттенков.
Ход работы. Дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог раздает им карточки, дети называют их цвет, затем под бубен разбегаются по комнате. Педагог раскладывает на стульях другой комплект таких же цветных карточек. По сигналу дети подбегают к тем стульям, на которых карточки такие же, как у них. Педагог проверяет правильность выбора, после чего предлагает детям обменяться карточками. Игра повторяется.
«Найди подходящую заплатку»
Цели: упражнять детей в различении и сравнении объектов по цвету и форме, нахождении сходства и выборе объекта соответствующего оттенка из нескольких, незначительно отличающихся от образца по цветовой окраске. Формировать внимание, сосредоточенность, речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.
Материал. Раздаточный : карточка, вверху которой даны изображения трех больших квадратов красного, синего, желтого, зеленого цвета трех оттенков. В каждом квадрате по одной геометрической фигуре (крут, прямоугольник, треугольник) белого цвета. Под каждым квадратом по три маленькие геометрические фигуры разной формы и оттенка.
Ход работы. Педагог вместе с детьми рассматривает карточки (у всех детей карточки с изображениями фигур разного цвета), дети называют фигуры и их цвет. Педагог обращает внимание детей на изображение квадрата вверху карточки и на фигуру, находящуюся внутри него. Затем рассказывает, как дети будут играть на этом занятии: «Нужно найти заплатку для каждого квадрата, выбрав ее из расположенных ниже на карточке, и «пришить» (соединить линией). Выигрывает тот, кто не ошибется и первым громко назовет форму и цвет заплатки». Правильные ответы поощряются фишкой.
Игру можно продолжить. Для этого детям предлагается обменяться карточками. Отмечаются дети, которые правильно и быстро выполнят задание.
«Какого цвета не стало?»
Цели: продолжать формирование интереса к игре с цветом, ориентировку на цвет. Учить запоминать цвет, активизировать внимание. Стимулировать активное употребление знакомых названий цветов.
Материал. Наборное полотно, крупные цветные карточки, лист белой бумаги.
Ход работы. Педагог располагает на доске наборное полотно, вставляет в него в случайном порядке четыре карточки (названия цветов должны быть хорошо знакомы детям) и просит назвать цвета. Затем закрывает наборное полотно листом бумаги и незаметно забирает одну из карточек. Снимает бумагу и спрашивает, какого цвета не стало. Игра повторяется, каждый раз педагог убирает карточку другого цвета. В дальнейшем игра усложняется за счет увеличения количества карточек, использования не только знакомых цветов, но и их оттенков, геометрических фигур разной формы и цвета, разных по цвету предметных изображений.
«Найди машинке гараж»
Цели: учить определять местоположение объектов заданного цвета «относительно себя». Показать, что пространственное положение предметов изменяется в связи с изменением местоположения ориентирующегося в пространстве. Упражнять в дифференцировке объектов красного, желтого, зеленого и синего цвета. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет». Развивать умение подбирать одинаковые по цвету предметы.
Материал. Демонстрационный : «гаражи» – детские стульчики с обозначениями красного, синего, желтого и зеленого цвета. Раздаточный : эмблемы с изображением машинок и руля от машинок такого же цвета.
Ход работы. Педагог прикрепляет на грудь детям эмблемы машин красного, синего, зеленого, желтого цвета, уточняет цвет машинок. Каждый ребенок получает и руль такого же цвета. Детям предлагается: найти машинам гаражи соответствующих цветов. По сигналу дети разбегаются по групповой комнате, затем останавливаются и ищут свой «гараж» – стульчик. С обозначением такого же цвета. Затем педагог предлагает детям выйти на середину групповой комнаты и определить, где находится «гараж» такого же цвета. После этого просит их изменить свое положение (повернуться на 90°, 180°) и определить, где сейчас находится этот «гараж». Детям объясняется, что пространственное положение предметов изменяется в зависимости от изменения их местоположения в пространстве. Игровое упражнение можно повторить 2-3 раза, при этом дети меняются эмблемами, а «гаражи» переставляются.
«Найди предметы заданного цвета»
Цели: учить находить предметы красного, желтого, синего и зеленого цвета в окружающей обстановке. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, интерес к цвету, любознательность, желание обнаружить как можно больше объектов заданного цвета в большом пространстве. Формировать умение замечать цвет. Учить определять пространственное расположение предметов из статического положения.
Материал. Предметы окружающей обстановки.
Ход работы. Педагог предлагает детям встать на середину групповой комнаты, посмотреть вокруг и найти предметы красного (желтого, синего, зеленого) цвета, которые находятся перед ними, позади, вверху, внизу, справа, слева; определить, что находится ближе, а что дальше. Дети называют предметы, их цвет и пространственное положение. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше набрал фишек и ни разу не ошибся.
Дети могут называть и те объекты, которые частично имеют заданный цвет.
I. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
“ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД”
Материалы: два набора цветных лент. Один набор раздается детям в руки, второй у ведущего.
Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны составить последовательно цепочку в зависимости от цвета лент показываемых ведущим.
Ход игры. Звучит музыка. Ведущий показывает поочередно ленты разного цвета. Ребенок, у которого лента такого же цвета встает за первым человеком, держа его за пояс. Последовательно составляется весь поезд. Поезд движется по залу в свободном направлении.
Можно усложнить задание, организуя препятствия на пути движения поезда.
“ЧЕЙ ДОМИК”
Материалы: один набор цветных лент раздается детям, на полу раскладываются цветные ориентиры обозначающие домики (обручи, цветные круги) в соответствии с цветом лент. Второй набор у педагога.
Описание. Это подвижная игра, в которой каждый ребенок должен занять домик определенного цвета.
Ход игры. Все дети берут из подставки по одной ленте. Пока звучит музыка, дети бегают по залу. Как только музыка останавливается, каждый ребенок должен занять свой домик. После этого все меняют цвет домиков, беря из второго комплекта новые ленты. Игра повторяется несколько раз.
“ЗАЙМИ СВОЙ ДОМИК”
Материалы: два набора лент, обруч.
Описание. Это подвижная игра, в которой дети должны занять домик.
Ход игры. Все дети стоят в кругу. Количество участников должно быть четным. В игре используются два набора лент сразу. В центре круга на полу располагается обруч. По словесной команде ведущего два ребенка в руках, у которых ленты названного цвета, должны занять один обруч. Побеждает тот, кто сделает это первым.
“РУКА В РУКУ”
Материалы: два набора лент.
Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны составить пары по цвету и составить замкнутый круг.
Ход игры. Все участники берут цветные ленты в каждую руку из разных наборов, так чтобы у одного человека были ленты разных цветов. По команде педагога, все должны встать в круг, и взяться за руки так чтобы рядом оказались ленты одного цвета.
“ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ”
Материалы: два набора лент, обручи красного и синего цвета.
Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны занять домик и закрепляют понятия “теплый – холодный”.
Ход игры. Все дети берут из подставки по одной ленте. Пока звучит музыка, дети двигаются по залу. Как только музыка останавливается, каждый ребенок должен занять свой домик. Дети с лентами теплых цветов занимают красный обруч, холодных цветов – синий обруч. После этого все меняют цвет домиков, беря из второго комплекта новые ленты. Игра повторяется несколько раз.
“РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕС”
Материалы: два набора лент.
Описание. Это подвижная игра, которую лучше организовать на улице.
Ход игры. Все дети берут по одной ленте из первого набора и разойдясь по территории привязывают ленту на ветки кустарников. Вернувшись к педагогу, дети берут из второго набора по одной ленте и расходятся по лесу. Они должны найти ленту такого же цвета. Сняв ленту, они приносят обе ленты педагогу. Как только все дети принесут ленты, игра повторяется.
“УЗНАЙ ЦВЕТ”
Материалы: один набор цветных лен