Изобразительного искусства в развитии ребенка
Роль изобразительного искусства в развитии личности ребёнка
Наступает такая пора, когда ребенка необходимо социализировать. Лучший способ сделать это – определить малыша в детский сад. В группе он будет учиться вместе с другими детьми и дальше познавать этот удивительный мир, которые окружает его. И помогать теперь в этом важном деле ему будут не только родители, но и воспитатели. Поскольку понятия о явлениях, предметах и образах становятся более детализированными к моменту поступления в детское дошкольное учреждение, то необходимо определенное выражение и закрепление этого навыка. А развитие сенсомоторного опыта необходимо осуществлять посредством определенных занятий в группе с воспитателями. Прекрасным способом является привлечение детей к занятиям ИЗО. Детская изобразительная деятельность в детском саду поможет ребенку научиться лучше выражать свое «я» в рукотворных творческих заданиях. Личность будет развиваться всесторонне, ведь задача перед воспитателем – не столько сделать из малыша второго Малевича или Церетели, сколько помочь ему лучше понять мир, приобрести полезные навыки и умения, позволить проявиться во всей широте фантазии, а также научиться сосредотачиваться на конкретном деле.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: предметное, сюжетное и декоративное.
Предметное:
Основная задача обучения рисованию изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:
- Научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
- Научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
- Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
- Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Сюжетное рисование:
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности
Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию.
Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:
- Научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
- Научить передавать взаимодействия между объектами;
- Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
Декоративное рисование
Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.
Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.
Задачи:
- Развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
- Развивать чувство цвета;
- Развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
- Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.
В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе: 1 этап – возникновение замысла; 2 этап – процесс создания художественного образа 3 этап – анализ результатов творчества взрослым и детьми.
На 1 этапе для возникновения замысла – наблюдения окружающего, использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, эстетическое восприятие художественного образа с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа в картине, скульптуре, графике.
На 2 этапе – выбор материалов, изобразительных средств, способов «вживления в образ» для передачи настроения, характера персонажа, животного или человека; синтез искусств для создания атмосферы творчества, эмоционального обогащения образа; создание поисковых ситуаций; использование игровых приёмов, диалоговой формы общения с целью развития творческой деятельности ребёнка.
На 3 этапе – восприятие детьми результатов творчества; анализ и оценка работ с учётом мнений каждого «автора»
Любой вид изобразительной деятельности положительно влияет на развитие восприятия, пространственного мышления, художественного вкуса дошкольника. На основе перечисленного формируются способности к творчеству. Поэтому изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей считается одной из самых результативных.
Изобразительное искусство способствует развитию творческого потенциала благодаря обучению видеть прекрасное, умению самостоятельно создавать красивые объекты. Улучшается эстетическое и зрительное восприятие.
Рисование является синтетической деятельностью, способствующей развитию пространственных представлений и мышления дошкольника. Ребенок учится соотносить размеры и формы реальных предметов и создавать их проекции на листе. Рисование опирается не только и не столько на восприятие, как на мыслительные операции, требуя анализа и выявления характерных признаков того объекта, который послужит моделью изображения.
Лепка и аппликация, как уже было замечено, развивает мелкую моторику и умелость рук. Создание творческих изделий невозможно без предварительного продумывания хотя бы нескольких шагов, поэтому у детей формируются навыки планирования.
В процессе изобразительной деятельности закладываются навыки самоконтроля. Рисуя или изготавливая модель из пластилина, дошкольник постоянно сверяет свой результат с тем, как он представляет образ. Это существенное достижение становления личности и непременное качество в организации самостоятельной деятельности в дальнейшем.
Изобразительное искусство играет важную роль в развитии личности ребенка, поскольку:
- Вырабатывается эстетический вкус малыша;
- Улучшается мелкая моторика рук;
- Ребенок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи;
- Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста больше напоминает игру, где каждый хочет быть первым, нарисовать лучше, разукрасить ярче. Такие безобидные, но очень интересные игры воспитывают в ребенке стремление к первенству, к желанию сделать рисунок лучше, чем у других. А когда детей хвалят за их успехи, в следующий раз они будут стараться еще больше;
- Маленькие художники учатся таким понятиям, как свето-тени, сочетание цветов, холодные и теплые цвета, оттенки, основные правила перспективы, оптические законы (удаление предмета к горизонту), идеальные пропорции тел и предметов. Как это может пригодиться в жизни? Во-первых, малыш будет еще на капельку умнее своих сверстников, что возвысит его на ступеньку вверх по образовательной лестнице. А во-вторых, применение этих законов в жизни будет весьма кстати в том возрасте, когда наши дети становятся самостоятельными и начинают подбирать себе одежду, правильно сочетая цвета и оттенки;
- Рисунок – это дело не 5 минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;
- Возможно, именно изобразительное искусство станет для ребенка главенствующим родом занятий во взрослой жизни. Кто знает? Может, именно ваш малыш станет именитым художником или реставратором, всемирно любимым скульптором или простым учителем рисования, который будет получать массу удовольствия от своей работы. Учите детей рисованию, и даже если вы не увидите шедевральных результатов, не опускайте руки, ведь изобразительное искусство для детей, как и для взрослых, полезно, прежде всего, для души и для морального удовлетворения, а удовлетворенная своими успехами личность априори не может быть несчастливой.
Воспитатель первой категории
Зенова Елена Николаевна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 30 «Березка»
(МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 30 «Березка»)
Городского округа Луховицы Московская область
Источник
, . . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
https://www.allbest.ru/
. – , , , . .. , .. , .. , .. , .. , .. , , – . – , .
, , , . , .
. ., – , , , . (.. ).
, ( .. , .. , .. , . , .. , .. , .. , .. .) , , , .
, (, .).
– , . , . , . , , .
.
: – .
:
.
.
.
, , – .
1.
1.1
– : , , , .. , . , , , , , , . , , . , , , , .
, , . : , , , , , .
, , .
, , – , – .
– .
– . .
– . , , , , , , .
, , .
, (, ), ( ), ( , , , ..); -.
, , (, , , .), , .
, , , .
, . , , , , ( ), .
. , , .
: , , ; , , .
, , , , , , .
.
, , , , .
, , , .
, – . . , , , . , – , .
, – : , , , ..
, , , .
. , , , , . , , .
, , ; – , .
, .
, , . , .
, .
, , : , , .
.
, , , , , , . .
1.2
– – .
– , . , , .. , . . , . – , , . :
1) , ;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) .
.. , , , , .
-. . . .
, ( , , , ) , . , , .
– , , , .
1. ( – ). , , , , . . , , , . , . .
2. . . , ( , , , ).
. , , – . .
: , , , . , , . – ( ).
, . , , .
3. – , – .
:
– , , , , ;
– .
4. – . – , . , , .
: , . – .
, . : , , .
, . , , , . ( ), ( ), , .
– , , , .
. : , , , , , , , , , .
.
1.3
– : – , ; – . , , , . , , , , ; , .
– . , , , , , .. . , , (, , , , .), . . , . – , . ( ). , , .
, , , . , . , , , , , , . . , , . , , , , . , , . , , ; .
, , , , . . : – , , , , . , , . , , , , . , , , . .
.. , 6-7 4,5 , . . . , , , . , , , . , , , – . , , . , , – , , . .
4-5 , -. . . , , . , , , .
, , , – : – : , ; – ; – . , . , , . , , . , – , . , 5-6 . .
, , : – ; – . , .
: – ; – ; (, , .); – , , , , .
2.
2.1
, , , , , , .
, , , .
, .
, , , , , . (, ), (, , ..), : , , .
.
. : .., .. : – , , , , .
– : , , , , .
: , , , , .
– , . , . : , , .
– , .. .
, . – , .
, : .
, , .
– , . – , , . , : – , – .. .
, , – . – .
– . : , , , , . .
. , .
. . . :
1) , ( ),
2) ;
3) – ;
4) , .
2.2
, , , . . , , , .
– , . : , , . , .
, : , .. . , , . , .
, .
, , .
. , . . . , , . , , .
( ) . . : , , .. , .
. , , , . . , ; ; .
. , , (, .) – , , – .
, , , , , , . : , , . , , , , .
, . , , . . , .
– , , , . .
– . . , .
, . , . . . , , , .
, . , , . . : , -, .
. , (, , , ..) (, ). .
, , . . , .
. , , . , . , , , .
. , .
: , , , .
, . , , , , . , , , . , , , , .
, .
, , , . . ( ), , , ( , , – ). . . , , . – , , .. , , , , . , – , .
. , , . . . , , . , , .
2.3
, , – .
, . , . .
, . , . , : , , . : , .
. , : , , . , – , . , , .
, , , -, , . . , . , .
, , , .
. , , , . . . . , , . , , .
, , , , . , , .
:
– , ;
– , ;
– – ;
– , , , .
: .
:
1. .
2. , .
3. . .
:
1. , . , , , .
2. , , , .
3. , – (, , , ).
:
:
. . . . . . . . . – . . . . . . . .
. 30-35 . : , , , ; ; ; ; ; ; ; ; .
.. .
:
.
.
, , , . , .
– , .
, , , , . , , , , .
, , . , . . , . , , , , , , .
, , , .
1 .. . – ., 1968.
2 .. . – ., , 1984
3 .. . – ., 1982.
4 .. . – ., 1967.
5 .. . – ., 1968.
6 . . – .-., 1936.
7 .. : . / .. . – .: , 1999. – . 220
8 .. . – ., 1969.
9 .. . – ., 1968.
10 .. . – ., 1998. – . 12-15
11 .. . ., 1985.
12 ./ . .. . – ., 1991.
13 .. . – ., 1981.
14 .., .. . – ., 1973.
15 .. . – ., 1965.
16 .. . ., 1956 .
17 / . . .. . – ., 1972.
18 .. . – ., 1964
Allbest.ru
, . , . . .
[222,4 K], 21.09.2012
, -. . , .
[27,8 K], 03.10.2011
. . . .
[21,3 K], 19.07.2015
. – . . . .
[11,9 K], 06.10.2010
. – .
[76,2 K], 08.11.2014
, . . . .
[1,6 M], 09.11.2014
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
Библиографическое описание:
Балбекина, Н. А. Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста / Н. А. Балбекина, А. Ю. Шаталова, В. А. Анисимова. – Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). – Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. – С. 18-20. – URL: https://moluch.ru/conf/ped//192/10721/ (дата обращения: 24.05.2021).
Занятия изобразительной деятельностью – это важное средство развития личности дошкольника.
Ключевые слова: изобразительное искусство, творческое развитие, эстетика, нравственное воспитание, умения и навыки
Изобразительное искусство – это один из специфических человеческих языков, возникших задолго до появления вербальных. Он прошел долгий эволюционный путь от знакового обозначения предмета или явления до художественно-образной передачи эмоционально-интеллектуального опыта: от художника к зрителю, от одного поколения к другому.
Проблемами общего развития детей занимались Мухина В. С., Венгер Л. А., Зеньковский В. В., Леонтьев А. Н., Запорожец А. В., Урунтаева Г. А. и др.
Проблемами художественного развития занимались Казакова Т. Г., Комарова Т.С., Сакулина Н. П., Григорьева Г.Т., Доронова Т., Якобсон С., Швайко Г. С. и др.
Анализ литературы, посвященной изобразительной деятельности детей, показывает, что наиболее важной задачей является творческое развитие ребенка средствами изобразительного искусства. Но на практике способность ребенка отражать свои чувства в графической и пластической форме или овладение техническими навыками ограничивается отсутствием материальных возможностей, набором плохо составленных наглядных пособий, шаблонных изображений и отсутствием специальных знаний и умений у воспитателя.
Я считаю, что полноценное творческое развитие средствами изобразительного искусства на посильном для ребенка уровне в дошкольном образовательном учреждении будет значительно влиять на качество общего развития ребенка в том случае, если:
– будут регулярно проводиться занятия по изобразительной деятельности;
– на занятиях ребенок будет получать как практические, так и теоретические знания по изобразительному искусству;
– занятия будут включать задания по развитию мышления, воображения, памяти, речи ребенка, мелкой моторики руки, глазомера, умения видеть и изображать цвет, пространство, передавать свои эмоции в картине и так далее;
– воспитателем будут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий;
– воспитатель будет поддерживать интерес ребенка к изобразительной деятельности;
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию в дошкольном возрасте, способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию ребенка. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок приобретает знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, то есть видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет.
В младшем дошкольном возрасте ребенок в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Например, в рисунке «Моя семья», ребенок увеличивает размеры мамы, чтобы показать ее значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т.п. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями. В настоящее время довольно широко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления – наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.
Ребенок старшего дошкольного возраста способен создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал. Исследования в этой области показывают, что образное начало в детских рисунках проявляется уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе. И уже в 5 – 7 лет в связи с приобретением опыта и повышением умственной активности в процессе творчества, меняется и образ, создаваемый детьми. 0
Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца. Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т.п. В процессе рисования закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого объекта или явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для этических и эстетических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и другое). В процессе рисования и лепки формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести её до конца. В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать.
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе практического применения ими знаний, умений и навыков. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Лепка влияет на развитие чувства формы. Ребенок реально ощущает ком глины, может изменить его, самостоятельно придавая ему желаемую форму. Аппликация подводит ребенка к обобщению формы и выражению её при помощи силуэта. Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке, и т.п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки, книжки, игрушки, пейзажа. Эмоциональное переживание вызовет у ребенка потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.
Все виды занятий по изобразительной деятельности при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое ребенок может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой.
Проблема в том, что изобразительное искусство не наука, его кажущаяся простота и доступность для восприятия создают впечатление, что нет необходимости создавать строгую систему обучения, определять логику данной учебной дисциплины, разрабатывать учебники.
Таким образом, занятия изобразительной деятельностью – это важное средство развития личности дошкольника. В изобразительной деятельности ярко проявляется активность личности и, прежде всего, активность познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности. Дети 5-6 лет восприимчивы к педагогическим воздействиям, направленным на умственное развитие детей. Этот период является сенситивным для развития изобразительной деятельности детей.
Литература:
- Комарова Т. С. О развитии способностей к изобразительной деятельности. Дошкольное воспитание. – 1990. № 6 – с. 44.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981. – 239с.
- Стариченко Н.Л. Изобразительная деятельность дошкольника и младшего школьника – ступени развития. – Белгород: Изд. БелГУ , 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, лепка, процесс рисования, рисунок, умение, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, нравственное воспитание.
Похожие статьи
Развитие воображения в изобразительной деятельности детей…
изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.
Изобразительная деятельность как один из способов подготовки…
изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.
Формирование творчества дошкольников средствами…
изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.
Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями…
изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.
Этапы развития способностей к изобразительной деятельности…
изобразительная деятельность, ребенок, способность, движение, дошкольное детство, дошкольный возраст, цвет, ранний возраст, изобразительный период, выразительное средство.
О средствах эстетического воспитания детей старшего…
изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.
Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей…)
ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.
Особенности развития эмоциональной сферы ребенка…
изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.
Продуктивная художественная деятельность детей…
изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.
Источник