Измерение длины тела ребенку до 1 года проводится
Показания: оценка физического развития, определение антропометрических показателей при различных состояниях и заболеваниях (например, физиологической убыли первоначальной массы тела, потере массы при обезвоживании), для расчета дозы лекарственных средств.
Измерение массы тела
Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать вместе с одеждой, вычитая затем из полученной величины ее вес.
Для оценки физического развития ребенка, полученные данные сопоставляются с расчетными долженствующими величинами. Более точную оценку проводят, используя центильные таблицы.
Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или чашечных). Электронные медицинские весы состоят из основания, боковых стенок, кожуха и грузоподъемной платформы. На передней части кожуха находится цифровой индикатор, справа от него кнопка «Т» (тара). На правой стенке весов расположены клемма заземления и выход шнура питания.
Чашечные медицинские весы состоят из корпуса, лотка, затвора, подвижного коромысла с гирьками и двумя шкалами делений: нижняя в килограммах, верхняя в граммах.
Измерение массы тела в различные возрастные периоды имеет некоторые особенности. Так, у детей в возрасте до 6 месяцев массу тела определяют в положении лежа на спине, после 6 месяцев – сидя. Масса тела у детей старше двух лет измеряется на рычажных медицинских весах.
Измерение массы тела на электронных медицинских весах
Материальное оснащение:
– весы медицинские;
– пеленка;
– емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей;
– кукла-фантом.
Алгоритм выполнения манипуляции:
Подготовительный этап
1) Установить весы на неподвижной поверхности (обычно на тумбочку возле пеленального стола).
2) Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом индикаторе засветится рамка. Через 35-40 сек. на табло появятся цифры (нули). Оставить весы включенными на 10 мин.
3) Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центр лотка – на индикаторе высветятся показания соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу – на индикаторе появятся нули.
4) Обработать поверхность весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.
5) Положить на грузоподъемную платформу пеленку – на индикаторе высветится ее вес. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т» – на индикаторе появятся нули.
Основной этап
6) Раздеть ребенка.
7) Осторожно уложить на платформу сначала ягодичками, затем плечиками и головой. Ножки следует придерживать. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы ребенка, слева от значения массы значок «0», обозначающий, что взвешивание закончено. При перегрузке весов на табло высветится надпись «END». Спустя 5-6 с можно сбросить полученный результат. Значение массы фиксируется 35-40 с, затем, если не нажать кнопку «Т», показания весов автоматически сбрасываются на «0».
8) Снять с весов пеленку. Весы автоматически устанавливаются на «0».
Заключительный этап
9) Обеззаразить рабочую поверхность весов.
10) Вымыть и просушить руки.
Измерение массы тела на чашечных медицинских весах
Материальное обеспечение см. «Измерение массы тела на электронных медицинских весах».
Алгоритм выполнения манипуляции:
Подготовительный этап
1) Установить весы на неподвижной поверхности.
2) Обработать лоточную часть весов дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.
3) Уравновесить весы, предварительно передвинув обе гири на нулевое деление. Уравновешивание достигается вращением противовеса. Если стреловидный отросток коромысла поднят вверх, противовес вращается вправо, если вниз – влево. При уравновешенных весах стреловидный отросток будет находиться на одном уровне с отростком, неподвижно закрепленным на корпусе.
4) Закрыть затвор.
5) Постелить на весы сложенную в несколько раз пеленку. Ее меняют после каждого взвешивания и не используют для пеленания.
Основной этап
6) Уложить ребенка на весы. Голова и плечи должны располагаться на широкой части чашки весов, ноги – на узкой.
7) Открыть затвор, передвинуть гирю на нижней штанге до момента ее падения вниз. После этого сместить гирю на одно деление влево. Затем начать плавно передвигать гирьку на верхней штанге до положения равновесия. Результат взвешивания определить по шкале слева от края гири.
8) Закрыть затвор и снять ребенка с весов. Обе гири установить на нулевое деление, сместив их максимально влево.
9) Взвесить использованную пеленку (одежду, если ребенок был одет). Вычесть их массу из первоначальной общей массы.
Заключительный этап
10) Обеззаразить рабочую поверхность весов.
11) Вымыть и просушить руки.
Измерение длины тела
Измерение длины тела у детей раннего возраста
Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером. Он имеет два вертикальных ограничителя: неподвижную стенку и подвижную планку. Подвижная планка легко передвигается по сантиметровой шкале, нанесенной с левой стороны доски ростомера. При измерении длины тела обнажать ребенка необязательно, достаточно снять шапочку, пинетки, верхнюю одежду.
Длина тела у детей старшего возраста измеряется вертикальным ростомером. На вертикальной доске имеются две шкалы делений в сантиметрах: справа – для измерения роста в положении стоя, слева – для измерения роста в положении сидя. По доске скользит планка. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста в положении сидя.
Длину тела у детей от 1 года до 3 лет измеряют при помощи вертикального ростомера, но вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.
Материальное оснащение:
– ростомер горизонтальный;
– пеленка;
– емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей;
– кукла-фантом.
Алгоритм выполнения манипуляции:
Подготовительный этап
1) Установить горизонтальный ростомер на стол шкалой к себе.
2) Обработать ростомер дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки. Постелить на ростомер пеленку.
Основной этап
3) Ребенка уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной планке, верхний край козелка уха и нижнее веко находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка должны быть выпрямлены легким нажатием на колени и прижаты к доске ростомера.
4) Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом по отношению к голени, подвижную планку ростомера.
5) Определить по шкале длину тела ребенка. Длина тела равна расстоянию между неподвижной и подвижной планками ростомера.
Заключительный этап
6) Обеззаразить рабочую поверхность ростомера.
7) Вымыть и просушить руки.
Особенности измерения длины тела у детей старшего возраста
Измерение выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижнее веко и верхний край козелка уха находятся в горизонтальной плоскости.
Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.
Измерение окружности головы и грудной клетки
Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки у детей раннего возраста определяют только в состоянии покоя, у старших – в покое, при вдохе и выдохе.
Материальное оснащение:
– сантиметровая лента;
– мыло;
– емкость с дезинфицирующим раствором для обеззараживания ленты;
– кукла-фантом.
Алгоритм выполнения манипуляции:
Подготовительный этап
1) Уложить (усадить) ребенка.
Основной этап измерения окружности головы
2) Провести сантиметровую ленту через затылочный бугор сзади и по надбровным дугам спереди.
3) Определить по ленте величину окружности головы.
Основной этап измерения окружности грудной клетки
4) Наложить сантиметровую ленту сзади под нижним углом лопаток, спереди – по нижнему краю околососковых кружков.
5) Определить по ленте величину окружности грудной клетки. При этом рекомендуется натянуть ленту и слегка прижать мягкие ткани.
Заключительный этап измерения окружностей головы и грудной клетки
6) Обеззаразить сантиметровую ленту, промыть под проточной водой с мылом, просушить.
Особенности измерения окружности грудной клетки
у девочек пубертатного возраста
У девочек с развитыми грудными железами ленту проводят спереди на уровне верхнего края 4-го ребра над молочными железами. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.
Антропометрия новорожденных
Антропометрия новорожденных в родзале имеет некоторые особенности. После обработки кожи новорожденного заворачивают в стерильную пеленку и взвешивают. Из полученных данных вычитают массу пеленки. Длину тела измеряют на горизонтальном ростомере. Окружности головы и груди определяют по обычной методике стерильной сантиметровой лентой или тесьмой из медицинской клеенки, вложенной в индивидуальный комплект новорожденного. Если для измерений пользовались тесьмой, ее сопоставляют с делениями сантиметровой линейки на бортике пеленального стола. Касаться лентой бортика запрещается.
Источник
Цель:
— оценить физическое развитие ребёнка.
Показания: – наблюдение за динамикой физического развития;
– выявление заболеваний, сопровождающихся изменением роста.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— горизонтальный ростомер;
— пеленка;
— резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумага, ручка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме / родственникам цель исследования | Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании . |
2.Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе» | Обеспечение достоверности измерения |
3.Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры |
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
5.Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности |
6.Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки) | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение манипуляции | |
1.Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке | Достижение достоверности результатов исследования |
2.Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера По шкале определить длину тела ребенка | Обеспечение достоверности измерения |
3.Убрать ребенка с ростомера | Обеспечение безопасности пациента |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат маме | Обеспечение на информацию |
3.Убрать пеленку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение роста ребёнка старше года
Цель: оценить физическое развитие.
Показания: – наблюдение за динамикой физического развития;
– выявление заболеваний, сопровождающихся изменением роста.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— вертикальный (станковый) ростомер;
— резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумажная салфетка одноразового применения;
— бумага, ручка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме/родственникам цель и ход исследования, получить согласие мамы | Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании |
2.Подготовить необходимое оснащение Откинуть «скамеечку» ростомера | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение манипуляции | |
1.Поднять подвижную планку ростомера Предварительно сняв обувь, помочь ребенку правильно стать на площадке ростомера: а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок; б) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок располагались на одной горизонтальной линии Опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребенка Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений) Примечание: в возрасте 1-3 лет в качестве площадки ростомера используют его откидную скамеечку, и отсчет длины тела проводят по левой шкале делений | Достижение достоверности результатов исследования |
2. Помочь ребенку сойти с ростомера | Обеспечение безопасности |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат ребенку / маме | Обеспечение права на информацию |
3.Убрать салфетку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение роста сидя детям старшего возраста
Цель: оценить физическое развитие.
Показания: – контроль физического развития детей;
– выявление заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— вертикальный (станковый) ростомер;
— резиновые перчатки;
— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
— бумажная салфетка одноразового применения;
— бумага, ручка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1. Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие | Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании |
2.Подготовить необходимое оснащение Опустить «скамеечку» ростомера | Достижение четкости выполнения процедуры |
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать скамеечку и шкалу ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Постелить на откидную скамеечку салфетку одноразового применения | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение манипуляции | |
1. Поднять подвижную планку ростомера Помочь ребенку правильно сесть на откидную скамеечку ростомера: а) спина ровная, ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом; б) установить 3 точки касания: ягодицы, межлопаточная область, затылок; в) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок располагались на одной горизонтальной линии Опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребенка Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений) | Достижение достоверности результатов исследования |
2.Помочь ребенку сойти с ростомера | Обеспечение безопасности пациента |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат ребенку/маме | Обеспечение права на информацию |
3.Убрать салфетку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение окружности головы
Цель: — оценить физическое развитие;
— исключить гидроцефалию.
Показания: – контроль физического развития детей;
– выявление заболеваний, сопровождающихся изменением окружности головы;
– определение соотношения окружностей головы и груди.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— сантиметровая лента;
— 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;
— ручка, бумага.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1. Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие мамы | Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании |
2. Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3. Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4.Уложить или усадить ребенка | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение манипуляции | |
Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: а) сзади – затылочный бугор; б) спереди – надбровные дуги. Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка Определить показатели окружности головы | Достижение достоверности результатов исследования |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат ребенку / маме | Обеспечение права на информацию |
Источник
Московская областная комиссия преподавателей педиатрии
СБОРНИК АЛГОРИТМОВ МАНИПУЛЯЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ”
для специальности 060109.51 Сестринское дело
СОДЕРЖАНИЕ
I. Уход за здоровым ребенком. Вскармливание.
- Дородовый патронаж (сроки, цели и задачи).
- Первичный патронаж (сроки, цели и задачи).
- Техника антропометрии
- Утренний туалет новорожденного и грудного ребенка.
- Техника подмывания грудного ребенка.
- Обработка пупочной ранки, остатка пуповины.
- Гигиеническая ванна ребенку первого года жизни.
- Техника пеленания.
- Уход за недоношенным (кормление через зонд, согревание)
- Техника кормления ребёнка грудью
- Контрольное кормление.
- Кормление ребенка из бутылочки
- Кормление ребенка ложкой
- Техника обработки бутылочек и сосок после кормления
- Расчёт суточного и разового объёма пищи ребёнку первого года жизни.
- Алгоритм составления схемы кормления.
- Технология приготовления основных видов детского питания .
Антропометрия
Измерение массы тела (возраст до 2 лет)
Цель :
– оценить адекватность питания ребенка;
– оценить физическое развитие.
Показания: – контроль физического развития детей;
– выявление заболеваний, сопровождающихся изменением массы тела ребёнка.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
– чашечные весы;
– резиновые перчатки;
– емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
– бумага, ручка.
Обязательное условие: взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.
Этапы | Обоснование | |
Подготовка к процедуре | ||
1.Объяснить маме / родственникам цель исследования | Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании | |
2.Установить весы на ровной устойчивой поверхности | Достижение достоверности измерения | |
3. Проверить, закрыт ли затвор весов. | | |
4.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности | |
5. Обработать чашу весов дезраствором с помощью ветоши | | |
6. Постелить на чашу весов сложенную в несколько раз пеленку (следить, чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению штанги весов) | Создание комфортных условий ребенку | |
7. Установить гири на нулевые деления. Открыть затвор Уравновесить весы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом) | Достижение достоверности исследования | |
9. Закрыть затвор | Сохранение правильной регулировки весов | |
Выполнение процедуры | ||
1. Уложить ребенка на весы головой к широкой части (или усадить) | Достижение достоверности результатов исследования | |
2.Открыть затвор Передвинуть “килограммовую” гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево Плавно передвигать гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге, до положения установления равновесия | Обеспечение правильности взвешивания и получения реальных результатов | |
3. Закрыть затвор и снять ребенка с весов | Сохранение правильной регулировки весов | |
Завершение процедуры | ||
1. Записать показатели массы тела ребенка (фиксируются цифры слева от края гирь.) в ф 112 | Обеспечение преемственности в передаче информации | |
2.Убрать пеленку с весов Протереть рабочую поверхность весов дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |
Измерение массы тела (возраст старше 2 лет)
Цель: – оценить адекватность питания ребенка;
– оценить физическое развитие
Показания: – контроль за физическим развитием детей;
– выявление заболеваний, связанных с изменением массы тела ребёнка
Противопоказания: нет.
Оснащение:
– медицинские весы;
– резиновые перчатки;
– бумажная салфетка одноразового применения;
– емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
– бумага, ручка.
Обязательное условие: взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта
дефекации.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1.Объяснить ребенку/родственникам цель исследования | Обеспечение права ребенка, родителей на информацию |
2.Установить весы на ровной устойчивой поверхности | Достижение достоверности измерения |
3. Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
4. Проверить, закрыт ли затвор весов. | |
5.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать площадку весов дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности |
6.Постелить на площадку весов салфетку. Установить гири на нулевые деления. Открыть затвор. Уравновесить весы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом) | Создание комфортных условий ребенку Достижение достоверности результатов исследования |
7. Закрыть затвор | Сохранение правильной регулировки весов |
Выполнение процедуры | |
1. Предложить и помочь ребенку встать (без обуви) на центр площадки весов | Достижение достоверности результатов исследования |
2.Открыть затвор Передвинуть “килограммовую” гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево Плавно передвигать гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге, до положения установления равновесия | Обеспечение правильности взвешивания и получения реальных результатов |
3. Закрыть затвор и помочь ребенку сойти с площадки весов | Сохранение правильной регулировки весов |
Завершение процедуры | |
1.Записать показатели массы тела ребенка (фиксируются цифры слева от края гирь) | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат ребенку / маме | Обеспечение права ребенка/ родителей на информацию |
3.Убрать салфетку с весов Протереть рабочую поверхность весов дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение длины тела детей первого года жизни
Цель: – оценить физическое развитие ребёнка.
Показания : – наблюдение за динамикой физического развития;
– выявление заболеваний, сопровождающихся изменением роста.
Противопоказания : нет.
Оснащение :
– горизонтальный ростомер;
– пеленка;
– резиновые перчатки;
– емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
– бумага, ручка.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1.Объяснить маме / родственникам цель исследования | Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании . |
2.Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой “к себе” | Обеспечение достоверности измерения |
3.Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры |
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
5.Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности |
6.Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки) | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение процедуры | |
1.Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке | Достижение достоверности результатов исследования |
2.Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера По шкале определить длину тела ребенка | Обеспечение достоверности измерения |
3.Убрать ребенка с ростомера | Обеспечение безопасности пациента |
Завершение процедуры | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат маме | Обеспечение на информацию |
3.Убрать пеленку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение роста ребёнка старше года
Цель : оценить физическое развитие.
Показания : – наблюдение за динамикой физического развития;
– выявление заболеваний, сопровождающихся изменением
роста.
Противопоказания : нет.
Оснащение:
– вертикальный (станковый) ростомер;
– резиновые перчатки;
– емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
– бумажная салфетка одноразового применения;
– бумага, ручка.
Этапы | Обоснование | ||
Подготовка к процедуре | |||
1.Объяснить маме/родственникам цель и ход исследования, получить согласие мамы | Обеспечение права ребенка / родителей на информацию | ||
2.Подготовить необходимое оснащение Откинуть “скамеечку” ростомера | Обеспечение четкости выполнения процедуры | ||
3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности | ||
4. Постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения | Создание комфортных условий ребенку | ||
Выполнение процедуры | |||
1.Поднять подвижную планку ростомера Предварительно сняв обувь, помочь ребенку правильно стать на площадке ростомера: а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок; б) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок располагались на одной горизонтальной линии Опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребенка Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений) Примечание: в возрасте 1-3 лет в качестве площадки ростомера используют его откидную скамеечку, и отсчет длины тела проводят по левой шкале делений | Достижение достоверности результатов исследования | ||
Помочь ребенку сойти с ростомера | Обеспечение безопасности | ||
Завершение процедуры | |||
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации | ||
2.Сообщить результат ребенку / маме | Обеспечение права на информацию | ||
3.Убрать салфетку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | ||
Измерение роста сидя детям старшего возраста
Цель : – оценить физическое развитие.
Показания : – контроль за физическим развитием детей;
– выявление заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Противопоказания : нет.
Оснащение:
– вертикальный (станковый) ростомер;
– резиновые перчатки;
– емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;
– бумажная салфетка одноразового применения;
– бумага, ручка.
Этапы | Обоснование | |
Подготовка к процедуре | ||
1. Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие | Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании | |
2.Подготовить необходимое оснащение Опустить “скамеечку” ростомера | Достижение четкости выполнения процедуры | |
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать скамеечку и шкалу ростомера дезраствором с помощью ветоши | Обеспечение инфекционной безопасности | |
4. Постелить на откидную скамеечку салфетку одноразового применения | Создание комфортных условий ребенку | |
Выполнение процедуры | ||
1. Поднять подвижную планку ростомера Помочь ребенку правильно сесть на откидную скамеечку ростомера: а) спина ровная, ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом; б) установить 3 точки касания: ягодицы, межлопаточная область, затылок; в) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок располагались на одной горизонтальной линии Опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребенка Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений) | Достижение достоверности результатов исследования | |
2.Помочь ребенку сойти с ростомера | Обеспечение безопасности пациента | |
Завершение процедуры | ||
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации | |
2.Сообщить результат ребенку/маме | Обеспечение права на информацию | |
3.Убрать салфетку с ростомера Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |
Измерение окружности головы
Цель : – оценить физическое развитие;
– исключить гидроцефалию.
Показания : – контроль за физическим развитием детей;
– выявление заболеваний, сопровождающихся изменением окружности головы;
– определение соотношения окружностей головы и груди.
Противопоказания : нет.
Оснащение :
– сантиметровая лента;
– 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;
– ручка, бумага.
Этапы | Обоснование | |
Подготовка к процедуре | ||
1. Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие мамы | Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании | |
2. Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры | |
3. Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки | Обеспечение инфекционной безопасности | |
4.Уложить или усадить ребенка | Создание комфортных условий ребенку | |
Выполнение процедуры | ||
Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: а) сзади – затылочный бугор; б) спереди – надбровные дуги. Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка Определить показатели окружности головы | Достижение достоверности результатов исследования | |
Завершение процедуры | ||
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации | |
2.Сообщить результат ребенку / маме | Обеспечение права на информацию | |
Измерение окружности грудной клетки
Цель : оценить физическое развитие.
Показания : – контроль за физическим развитием детей;
– определение соотношения окружностей головы и груди.
Противопоказания : нет.
Ос