Измерение чдд ребенку 1 года

О состоянии ребенка многое могут поведать не только пульс, температура и артериальное давление. Очень информативным показателем считается и частота дыхательных движений. О том, как научиться ее измерять, и какая частота считается нормой, мы расскажем в этой статье.
Что это такое?
Такой биомаркер, как частота дыхательных движений, известен с самых древних времен. Врачеватели античного мира заметили, что у больного человека этот показатель изменяется. Сегодня ЧДД (частота дыхательных движений) не теряет своей актуальности в диагностике самых разнообразных детских и взрослых заболеваний. За одно движение принято считать одну серию «вдох-выдох». Оценивается количество таких движений за конкретный промежуток времени — обычно это 1 минута.
Следует отметить, что ЧДД у детей совсем не похожа на аналогичный показатель у взрослых. Дети в силу анатомических особенностей дышат несколько иначе — их дыхание неглубокое, поверхностное, частота вдохов и выдохов значительно выше. Потребности в кислороде у растущего детского организма чрезвычайно велики, а объем легких и размеры грудной клетки маленькие. Именно поэтому малышу необходимо интенсивное дыхание.
Однако есть определенные нормы для разного возраста. И превышение частоты дыхания сверх этих норм может свидетельствовать о том, что у ребенка имеется кислородное голодание (гипоксия). Учащенное дыхание сопровождает самые разнообразные патологии у детей.
Зачем измерять?
Частота дыхательных движений вкупе с определением частоты сердечных сокращений и типа дыхания имеет важнейшее диагностическое значение при осмотре новорожденного и грудного ребенка. Такие дети не могут рассказать родителям, что именно их беспокоит, и только по показателям ЧДД можно понять, что с крохой что-то не так. Большинство заболеваний, которые сопровождаются учащенным дыханием у детей, успешно лечатся при своевременном обращении и оказании правильной медицинской помощи. Педиатр, конечно, будет обращать внимание на ЧДД ребенка при каждом плановом посещении поликлиники.
В остальное время на страже детского здоровья находятся родители, именно им нужно уметь отличить нормальное дыхание от ненормального.
Сделать это несложно, частота дыхательных движений — это параметр, который может определить самостоятельно любая мама, любой отец и бабушка малыша. Главное, все сделать грамотно и правильно оценить полученные результаты.
Как измерять?
Если родителям кажется, что ребенок дышит слишком часто, следует измерить частоту дыхания. Лучше всего делать это тогда, когда ребенок спокоен, например, во сне. Когда кроха бодрствует, играет, переживает что-то, испытывает эмоции, дыхание становится более частым, и это вполне естественно.
Маме следует положить руку на грудь или живот ребенка. Выбор места замера очень важен, поскольку он определяет тип дыхания малыша. У грудничков и деток до 4-5 лет преобладает диафрагмальное дыхание (ребенок дышит животом, брюшина на вдохе методично поднимается, а на выходе — опускается).
В 4 года начинается освоение нового для малыша способа дышать — грудного дыхания (когда при совершении вдоха и выдоха поднимается и опускается грудная клетка). К 10 годам у ребенка формируется тот тип, который более свойственен ему по половому признаку. У мальчиков обычно наблюдается брюшное дыхание, а у девочек — диафрагмальное. Таким образом, определить место, куда положить руку, очень просто – надо отталкиваться от возраста ребенка.
Алгоритм подсчета довольно прост. В течение 1 минуты считают эпизоды «вдох-выдох». Одна серия таких движений считается за одно дыхательное движение. Большая ошибка измерять дыхание в течение 30 секунд, чтобы потом умножить полученное число на два. Дыхание не настолько ритмично, как, например, пульс, а потому такой упрощенный способ для измерения ЧДД не подходит. Еще одну минуту родители потратят на измерение частоты сердечных сокращений (пульса) и можно будет оценить состояние ребенка, отталкиваясь от возрастных норм.
Для измерения пригодятся электронные часы, секундомер или часы со стрелкой.
Нормы
В интернете существует масса таблиц, по которым предлагается сопоставить данные, полученные в результате измерения частоты дыхания ребенка с нормами. Сложно оценивать правдивость каждой. Педиатры стараются придерживаться данных, которые опубликованы в Berkowitz s Pediatrics: A Primary Care Approach. Они признаны официально:
- Новорожденные. Частота дыхания — 30-60 раз в минуту. Пульс – от 100 до 160.
- Дети в 6 месяцев. Частота дыхания — 25-40 раз в минуту. Пульс — от 90 до 120.
- Дети в 1 год. Частота дыхания 20-40 раз в минуту. Пульс — от 90 до 120.
- Дети в 3 года. Частота дыхания 20-30 раз в минуту. Пульс — от 80 до 120.
- Дети в 6 лет. Частота дыхания 12-25 раз в минуту. Пульс — от 70 до 110.
- Дети в 10 лет. Частота дыхания — 12-20 раз в минуту. Пульс — от 60 до 90.
Внимательные родители смогут заметить любое отклонение от индивидуальной детской нормы. Речь идет о той частоте, на которой ребенок обычно дышит, ведь у одного грудничка насчитывается 40 вдохов-выдохов за 60 секунд, а у другого малыша в том же возрасте — только 25. Понятно, что во втором случае повышение частоты до 40-45 будет считаться нарушением, а в первом, у крохи с частым от рождения дыханием такие же показатели будут нормой. Родителям не стоит игнорировать собственные наблюдения. Ведь мамы и папы лучше знают индивидуальные особенности своего младенца, чем любой, даже очень хороший доктор, который видит ребенка в первый раз.
Причины отклонения
Превышение частоты дыхательных движений в медицине носит название «тахипноэ». Это – не заболевание, а всего лишь симптом, который может говорить о развитии определенной патологии. Говорить о тахипноэ можно в том случае, если ЧДД отличается от нормы в большую сторону не менее, чем на 20%. У частого детского дыхания есть вполне объяснимые физиологические и психологические причины. Когда дети волнуются, переживают, находятся в состоянии стресса, испуга, в нервной ситуации, они очень часто реагируют на стресс именно учащением дыхательных движений.
Такое тахипноэ не требует коррекции, лечения и обычно проходит самостоятельно по мере укрепления нежной детской нервной системы. Если стресс очень сильный, то родителям можно проконсультироваться с неврологом и детским психологом.
Патологическое тахипноэ — это всегда довольно серьезные диагнозы:
- острое или хроническое инфекционное респираторное заболевание;
- бронхиальная астма;
- высокая температура, жар;
- черепно-мозговые травмы, отеки мозга и кровоизлияния в мозг;
- пневмония;
- туберкулез;
- опухоли в некоторых отделах дыхательной системы;
- механические травмы грудной клетки (переломы ребер, трещины и смещения);
- патологии сердечно-сосудистой системы, врожденные пороки сердца.
При одышке поверхностное неглубокое дыхание у ребенка наблюдается только в периоды повышенной физической активности, в моменты, когда ребенок устал и пытается отдышаться. Одышка временная и преходящая. Тахипноэ носит постоянный характер. Если превышение нормальной частоты дыхания не исчезает у ребенка даже во сне, это, безусловно, основание для того, чтобы вызвать врача и обследовать малыша на предмет возможного заболевания.
Что делать?
При обнаружении повышения ЧДД у новорожденных, лучше всего вызвать врача. Если у малыша имеются и другие симптомы — насморк, кашель, жар, вдох или выход стали затрудненными, оптимальное решение — позвонить в «Скорую помощь». Ребенку постарше можно попытаться оказать помощь самостоятельно. Обязательное условие — отсутствие каких-либо дополнительных болезненных признаков.
Для купирования приступа тахипноэ достаточно взять бумажный пакет, прорезать в нем небольшое отверстие и предложить ребенку в игровой форме подышать через пакет. Это поможет восстановить газовый обмен в клетках, и дыхание стабилизируется.
Вдох и выдох должны делаться только через пакет, воздух извне вдыхать нельзя.
Внезапное учащение дыхания без видимых причин (волнения, стресса, испуга) — всегда тревожный симптом, игнорировать который родители не должны. Важно быстро взять себя в руки, успокоить малыша, подышать через пакет, удостовериться, что кожные покровы ребенка имеют нормальный окрас, не изменились, не побледнели и не появилось синюшности. Лечение всегда подразумевает терапию основного заболевания, вызвавшего учащенное дыхание.
Чего делать нельзя?
Родители не должны пытаться дать ребенку с участившимся дыханием медикаменты. Никакие таблетки и капли в этот момент не могут повлиять на отдельный симптом вероятного скрытого заболевания. Но вот ухудшить состояние малыша самовольно данными препаратами вполне возможно. Не стоит пытаться сделать ребенку с нарушениями частоты дыхания ингаляции. Помочь они не в состоянии, а вот ожог дыхательных путей, который кроха может получить при ингаляции паром, – вполне реальная угроза.
Родителям важно научиться отличать тахипноэ от самой обыкновенной одышки.
О том, какая частота дыхания у ребенка считается правильной, смотрите в следующем видео.
Источник
Цель: диагностика.
Показания: наблюдение.
Приготовьте: часы с секундомером, температурный лист, ручка.
Алгоритм действия
1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры
2. Вымойте руки, осушите, согрейте.
3. Уложите ребенка, освободите переднюю часть грудной клетки и живот (у детей грудного возраста подсчет правильно проводить во время сна).
4. Наблюдайте за движением грудной клетки и живота в течение минуты.
5. Если визуальный подсчет затруднен, расположите руку на грудную клетку или на живот в зависимости от типа дыхания, подсчитайте дыхание в течение минуты:
– у детей до 1 года – брюшной тип дыхания;
– у детей 1-2 года – смешанный тип дыхания;
– у детей 3-4 года – грудной тип дыхания;
– у девочек – брюшной тип дыхания.
6. Запишите результаты в температурный лист.
7. Вымойте руки, осушите.
Примечание: при подсчете дыхания у детей раннего возраста можно использовать фонендоскоп. Частота дыхания:
– у доношенного ребенка – 40-60 в мин,
– у недоношенного ребенка – 60-80 в мин,
– у детей 1-2 года – 30-35 в мин,
– у детей 5 лет – 20-25 в мин,
– у детей 10 лет – 18-20 в мин,
-удетей 15 лет-16-18 в мин.
21. Стандарт «Подсчет частоты сердечных сокращений (пульса) у детей раннего возраста»
Цель: диагностика Показания: наблюдение
Приготовьте: часы с секундомером, температурный лист, ручка Алгоритм действия
1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры
2. Вымойте руки, осушите, согрейте.
3. Ребенка удобно усадите или уложите, расположите предплечье и кисть на столе
4. Слегка прижляите 2,3,4 пальцами на лучевую артерию, ( 1 палец находится со стороны тыла кисти) и почувствуйте пульсацию артерии.
Примечание:
– у новорожденных пульс определяется на плечевой артерии;
– у детей до 2х лет на височной артерии;
– у детей старше 2 лет на лучевой артерии.
5. Подсчитайте пульс строго в течение 1 минуты (у детей пульс не ритмичный)
6. Запищите результаты в температурный лист.
7. Вымойте руки, осушите.
Примечание: подсчет пульса у ребенка произвотие во время покоя в течение 1 минуты. Пульс учащается во время плача и при повышении температуры тела.
Частота пульса:
– у новорожденного – 120-140 в мин
– у детей грудного возраста – 110-120 в мин
– у детей 2-4 года – 100-105 в мин -удетей 11-14 лет-80-85 в мин
22. Стандарт « Промывание желудка новорозқденным и детям раннего возраста»
Цель: лечебная (удаление из желудка токсического вещества)
Показания: отравление ребенка
Приготовьте: стерильные: желудочные зонды №№ 6,8,10 (тонкий желудочный зонд), пинцет, салфетки, лотки, емкость для промывных вод, 20,0 шприц или шприц Жане, перчатки; фартук, клеенку, пеленки, емкость с кипяченной водой 20-22°С, таз для промывных вод, емкости с дезрасгвором, ветошь,
Алгоритм действия:
1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры.
2. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, оденьте перчатки и фартук.
3. Обработайте поверхность пеленального стола ветошью, смоченной дезраствором, постелите клеенку, пеленку.
4. Достаньте пинцетом зонд из упаковки в лоток, измерьте глубину введения зонда от мочки уха до кончика носа и до конца мечевидного отростка, поставьте метку лейкопластырем, закройте канюлю зонда.
5. Уложите детей первых месяцев жизни и детей в тяжелом состоянии на бок со слегка повернутым вниз лицом, наденьте фартук
6. Поставьте таз для промывных вод у ног ребенка.
7. Возьмите зонд на расстоянии 7-8см от слепого конца как писчее перо, смочите кончик зонда в воде и введите через носовой ход до метки (если во время введения зонда ребенок начал задыхаться, кашлять – немедленно извлеките зонд и повторите процедуру).
20. Наберите в шприц (шприц Жане) 20-80 мл кипяченной воды 120-22°С, присоедините к зонду, поднимите шприц вверх, медленно введите жидкость в желудок.
21. Опустите конец зонда со шприцом вниз, отсосите содержимое желудка, вылейте в таз для промывных вод.
22. Повторите промывание до чистых промывных вод.
23. Отсоедините зонд от шприца, удалите через салфетку.
24. Передайте ребенка матеря или положите в кроватку
25. Поместите в емкость с дезрасгвором пинцет, зонд.
26. Снимите фартук, перчатки, поместите их в КБУ.
27. Вымойте и осушите руки.
Примечания:
– объем раствора для одномоментного введения: новор.-І мес — 5-8мл/кг; 2-6мес —8- 12мл/кг; 7-]2мес- 15-20мл/кг; 1-6лет- 16кл/кг.
– общее количество раствора для промывания желудка детям: до 1 года определяют по формуле 100*п, где п число месяцев ребенку, старше гола 1000мл хщ, где т – число лет;
– во время промывания контролируйте общее состояние ребенка;
– детей старшего возраста можно усадитьна колени помощника так, чтобы он удерживал ноги ребенка своими скрещенными ногами, голову фиксирует одной рукой за лоб, другой обхватывает руки;
– при необходимости соберите содержимое желудка в стерильную емкость для промывных вод и отправьте в лабораторию в сопровождении направления;
Стандарт «Обработка полости рта при стоматите»
Цель: лечение.
Показания: стоматиты
Приготовьте: 2% раствор натрия гидрокарбоната или 10-20% натрия тетрабората в глицерине, противогрибковые антибиотики, деревянные палочки с ватой, ватные шарики, марлевые салфетки, резиновый баллон или шприц, пинцет, лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала, емкость, пеленку, фартук клеенчатый, емкость с дезинфицирующим раствором, резиновые перчатки, инструментальный столик.
Алгоритм действия
1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры.
2. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
3. Поставьте на инструментальный столик необходимое оснащение.
4. Приготовьте лекарственный раствор для орошения: 1 чайную ложку соды на 200мл воды.
5. Орошение полости рта с помощью стерильной салфетки или палочки с ватой:
– уложите ребенка на пеленальный стол, помощник фиксирует его положение;
– захватите зажимом стерильную салфетку, обернув ее вокруг зажима, смочите в
растворе, вращая осторожно зажим легкими движениями, снимите налет;
6. Орошение полости рта резиновым баллоном (шприцем):
– уложите ребенка на колени помощника, фиксируйте левую руку на лоб, правой
охватите руки, скрещенными ногами помощник удерживает ноги ребенка;
-грудь и шею ребенка закройте передником внизу, возле подбородка подставьте
лоток;
– наберите в резиновый баллон (шприц), лекарственный раствор, откройте рот
ребенку и введите баллон (шприц) в полость рта;
-сожмите баллон, направив струю к твердому небу
– голову ребенка наклоняйте вначале на одну сторону, затем на другую;
7. Осушите лицо ребенка.
В. Использованные предметы сложите в емкость с дезинфицирующим раствором.
9. Обработайте рабочие поверхности дезинфицирующим раствором.
10. Снимите перчатки поместите в КБСУ, вымойте руки, осушите.
Стандарт «Соскоб на энтеробиоз с перианальных складок»
Цель: диагностика Показания: энтеробиоз
Приготовьте: резиновые перчатки, стеклянную баночку с лопаточкой, смоченной в клеоле, стеклограф, бланк направления, емкость с дезинфицирующим раствором Алгоритм действия
1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры.
2. Маркируйте баночку стеклографом,
3. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
4. Уложите ребенка на левый бок, верхнюю ногу согните в коленном суставе и отведите вверх (если ребенок грудной – уложите на спину и поднимите ноги вверх).
5. 1 и 2 пальцами левой руки раздвиньте ягодицы.
6. Возьмите палочку и приложите несколько раз клейкой поверхностью к перианальным складкам и к анальному отверстию.
7. Вложите палочку в баночку.
8. Вымойте и обработайте антисептическим раствором руки в перчатках, снимите перчатки поместите в КБУ.
9. Вымойте руки и осушите.
10. Транспортируйте материал в лабораторию, сопровождайте направлением. Примечание: перед исследованием – ребенка не подмывать!
25. Стандарт «Сбор мочи на общий анализ у детей до I года»
Цель: исследование.
Показания: диспансерное наблюдение.
Приготовьте: чистая, сухая банка (200мл) с крышкой, резиновый круг, клеенку, пеленку, тарелку, лейкопластырь, направление-бланк.
Алгоритм действия
1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры.
2. Выпишите направление в клиническую лабораторию.
3. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
4. Постелите на кровать ребенка клеенку.
5. Надуйте наполовину резиновый круг оберните его пеленкой.
6. Поставьте на клеенку тарелку, поверх тарелки резиновый круг, края пеленки не должны находиться в тарелке.
7. Подмойте тщательно девочку, обсушите, уложите на резиновый круг, фиксируйте вынужденное положение ребенка, накройте пеленкой
8. При затруднении выделения мочи для рефлекторной стимуляции откройте кран с водой или поглаживайте живот и т.д.
9. С лейте осторожно мочу в чистую, сухую банку.
10. Организуйте доставку мочи в лабораторию, прикрепив бланк-направление.
11. Снимите перчатки, вымойте руки, осушите.
Примечание: у мальчиков для сбора мочи используйте пробирку или резиновый напальчник или презерватив, предварительно промойте от талька и смазки.
Источник