Изменение мышления в развитии ребенка

Изменение мышления в развитии ребенка thumbnail

✅ГАДЖЕТЫ — наша повседневность, и полностью ограждать от них ребенка невозможно и не нужно. Но не допускать сужения мира до экрана мобильного телефона — важное условие для гармоничного развития ДЕТСКОЙ ПСИХИКИ

Как меняется мышление ребенка в цифровую эпоху

Развитие мозга ребенка проходит определенные известные этапы. Еще 50 лет назад мозг ребенка развивался в окружении простых, не перегружающих нервную систему стимулов: мамины объятия, сказки или колыбельные на ночь, несколько игрушек, общение со сверстниками, позже — детские книжки, один мультик по выходным. В таких условиях мозг получал достаточное, но не избыточное количество стимулов для развития основных функций.

Как гаджеты влияют на развитие и мышление детей

Что происходит сейчас? Вместе с информационным и технологическим прорывом мозг ребенка с детства получает суперстимулы. Приложения дают гораздо больше сенсорных впечатлений, чем любая игрушка: и ярко, и музыка играет, и мультяшные герои прыгают-бегают по твоему желанию. При этом ребенок получает все это многообразие стимулов без особого труда — не нужно фантазировать, договариваться со сверстниками о правилах игры, мастерить что-то из подручных материалов — просто нажми пальчиком на кнопку.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Так мозг лишается строительного материала для развития воображения, коммуникации, абстрактного мышления. А нервная система ребенка перегружается множественными слишком агрессивными сенсорными стимулами. В итоге познавательная и личностно-эмоциональная сферы ребенка сегодня формируются уже несколько по-другому, чем это было, например, 100 лет назад.

Мозг ребенка проделывает огромную работу каждый день, простраивая навык за навыком. Причем здесь есть довольно жесткий тайминг — в каждый из периодов у мозга своя задача. В 5-10 лет первостепенно развитие основ эмоционального и социального интеллекта. Ребенок учится общаться, распознавать невербальные сигналы, вырабатывать общие правила, решать конфликты, сопереживать.

Если в этот период ребенок просиживает за гаджетом, тренируются другие области мозга, ответственные за реакцию, внимание, логику, оперативную память. Это, безусловно, не плохо. Но очень несвоевременно. Ведь навыки, необходимые для жизни в обществе и успешной коммуникации, не нарабатываются. И уже сейчас, например, в среде молодых программистов очень востребованы тренинги для прокачки «мягких навыков» (soft skills) — коммуникации, эмпатии, эффективного взаимодействия с командой. Потому что для тех, кто вырос за компьютером, общение офлайн становится проблемой.

Меняется восприятие. Информация в сети подается по определенным законам. Если проследить изменение контента за последние лет 20, то мы увидим эволюцию от объемных текстов в ЖЖ до простых лайфхаков в картинках. А восприятие меняется вслед за доминантной формой подачи информации. Ребенок может с легкостью сделать прекрасную презентацию — красивую, наглядную, яркую, и другие дети прекрасно воспримут все, что на ней написано. Такой стиль мышления называют «клиповым», когда дети привыкают воспринимать яркие, отрывочные сведения, поданные в лозунговом стиле. При этом информация, поданная в повествовательном стиле, без картинок и пунктов 1,2,3 (прощай, история и литература), пройдет мимо. Мозг привыкает к рафинированному информационному фастфуду, а на переработку более сложных форматов ему лень тратить энергию.

Зато современный ребенок прекрасно ориентируется в огромном массиве информации и может быстро вычленять нужные ему сведения. Безусловно, скорость обработки информации у наших детей выше, чем у нас. Поэтому, с одной стороны, мышление современного ребенка более структурное, четкое, концептуальное. С другой, дети теряют навык глубокого погружения в тему. Развивается логическое мышление, но становится беднее образное и ассоциативное.

Как меняется мышление ребенка в цифровую эпоху

Интернет учит многозадачности — можно слушать музыку, общаться в мессенджере и искать что-то в Вики. Но при этом чрезмерная многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания. Эта новая форма стресса называется техногенным истощением мозга. Слишком много стимулов, слишком велика перегрузка.

Кроме того, эра поисковиков избавляет детей от необходимости запоминать большие массивы информации. Зачем что-то помнить, если всегда можно загуглить? Заманчиво отказаться от запоминания, да и еще учиться передавать смысл своими словами, если можно открыть Вики и скопировать точную формулировку. От этого страдает вербальный интеллект — основа для понимания смыслов и способности точно выразить в словах свою мысль. Кроме того, низкий вербальный интеллект становится причиной алекситимии — неспособности сформулировать и выразить свои переживания, что становится одним из факторов развития психосоматических заболеваний и депрессий.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Изменяется и картина мира ребенка: она становится более фрагментарной, отрывочной, поиск причинно-следственных связей лишен смысла, ведь всегда можно произнести волшебное «Окей, Гугл…», и ты получишь любую информацию в готовом, упакованном виде.

Можно, конечно, написать, что ребенок лет до 12 не должен подходить к компьютеру вообще. И это будет идеальной рекомендацией. Но мы живем в техногенном мире, и полный отказ от гаджетов — вещь трудновыполнимая. Поэтому выбирая из двух зол, надо постараться выбрать наименьшее.

Как меняется мышление ребенка в цифровую эпоху

1. Откажитесь от сюжетных игр. Большинство сюжетных игр построены по типу сериала, когда, пройдя один уровень, вы попадаете на следующий — с другим антуражем и фабулой. С точки зрения маркетинга, такой конструкт оправдан — игра еще долго не наскучит, есть момент продвижения и ощущение, что ты покоряешь новые вершины. Именно на такие игры дети и подростки подсаживаются сильнее всего — хочется узнать, что там на следующем уровне, и всегда есть момент интриги. Очень быстро дети начинают идентифицировать себя с героями игры и при любой возможности возвращаются в виртуальный мир, где их суперспособности несравнимы с возможностями в реале. Такие игры несут довольно высокий риск возникновения компьютерной зависимости, сравнимой с зависимостью от азартных игр. Поэтому если есть возможность, ограничьте доступ ребенка к сюжетным играм, по крайней мере, до 14 лет.

2. Выбирайте логические игры. Если ребенок ну очень хочет поиграть на планшете, загрузите ему логическую игрушку. Игры по типу конструктора или пазла развивают логическое и пространственное мышление, при этом, как правило, не перенасыщены суперстимулами. Конечно, этот вид игры тоже затягивает, но в нем нет личностного момента и героя, как в сюжетных играх, с которым ребенок начинает себя идентифицировать. Так что любые логические и пространственные головоломки — хорошая альтернатива любым другим видам игр. Подбирайте игры с минимальным количеством цветов и довольно плавными движениями фигур — так вы защитите нервную систему ребенка от перегрузки. И, конечно, играть на планшете (телефон лучше не давать ребенку вообще из-за маленького экрана и влияния на зрение) можно не более получаса в день, начиная с 5-6 лет.

3. Разрешите креативные приложения. Начиная с 7-8 лет, ребенку можно использовать приложения для создания клипов, мультфильмов и роликов. В разумных количествах эти приложения помогают ребенку развить творческие задатки и научиться создавать определенный продукт. Эта деятельность хороша своей целенаправленностью — ребенок учится созиданию. Это помогает ему развивать мотивацию и терпение, придерживаться определенного плана и искать наиболее успешный алгоритм действий. При этом опять-таки нет массированной атаки на него различных стимулов. В таких приложениях цвет, музыка и какие-либо другие эффекты подбираются самим ребенком. Но увлекаться подобными игрушками все же не стоит — получаса в день и нескольких забавных клипов вполне достаточно.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Гаджеты — наша повседневность, и полностью ограждать от них ребенка невозможно и не нужно. Но не допускать сужения мира до экрана мобильного телефона — важное условие для гармоничного развития детской психики.опубликовано econet.ru.

Екатерина Люльчак

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник

Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста

Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого -либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций.

В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований.

В четыре-пять лет начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения.

Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д.

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.

В шесть-семь лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Таким образом, мышление развивается у ребенка в соответствии с особенностями возраста.          

Усвоение эталонов, изменение видов и содержания деятельности ребенка ведет к изменению характера детского мышления.

Мышление ребенка формируется в ходе педагогического процесса. Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении им способами и средствами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение.

По мнению А.В. Запорожца, овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста.

Таким образом, мышление в своем развитии проходит следующие этапы:

1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;

2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;

3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

В своих исследованиях А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и другие подтвердили, что переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению происходит благодаря изменению характера ориентировочно-исследовательской деятельности. Ориентировка, основанная на методе проб и ошибок, заменяется на целенаправленную двигательную, затем зрительную и, наконец, мыслительную ориентировку.

Рассмотрим процесс развития мышления более подробно. Появление сюжетно-ролевых игр, особенно с использованием правил, способствует развитию наглядно-образного мышления. Его становление и совершенствование зависят от воображения ребенка. Сначала ребенок механически замещает одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им функции, затем предметы замещаются их образами, и необходимость совершения практических действий с ними отпадает.

Словесно-логическое мышление начинает свое развитие тогда, когда ребенок умеет оперировать словами и понимает логику рассуждений. Способность к рассуждениям обнаруживается в среднем дошкольном возрасте, но очень ярко проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже. Несмотря на то, что ребенок может рассуждать, в его умозаключении отмечается нелогичность, он путается при сравнении величины и количества.

Развитие данного вида мышления проходит в два этапа:

1) сначала ребенок усваивает значение слов, относящихся к предметам и действиям, и научается пользоваться ими;

2) ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения.

При развитии логического мышления идет процесс формирования внутреннего плана действий. Н.Н. Поддьяков, изучая этот процесс, выделил шесть этапов развития:

1) сначала ребенок с помощью рук манипулирует предметами, решает задачи в наглядно-действенном плане;

2) продолжая манипулировать предметами, ребенок начинает использовать речь, но пока еще только для называния предметов, хотя уже может словесно выразить результат выполненного практического действия;

3) ребенок начинает мысленно оперировать образами. Происходит дифференциация во внутреннем плане конечной и промежуточных целей действия, т. е. он в уме выстраивает план действий и при выполнении начинает рассуждать вслух;

4) задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану;

5) ребенок сначала продумывает план решения задачи, мысленно представляет этот процесс и только потом приступает к его выполнению.                 Цель данного практического действия состоит в подкреплении найденного в уме ответа;

6) задача решается только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения, без последующего подкрепления действиями.

Н.Н. Поддьяков сделал следующий вывод: у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий не исчезают, а заменяются новыми, более совершенными. При необходимости они снова могут включиться в решение проблемной ситуации, т. е. начнет работать наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Отсюда следует, что у дошкольников интеллект уже функционирует по принципу системности.

В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Изменения в мышлении дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.

Такие взаимосвязи приводят:

– во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса – рассуждения,

– во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию,

– в-третьих, к бурному развитию.

Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблеме мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир.

За кажущейся невинностью детских вопросов стоит стремление постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность явления или процесса.

Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно нарастает на протяжении дошкольного возраста. Причем существенный перелом наступает примерно в пять лет.

Развитие понимания причинности идет по нескольким направлениям:

– во-первых, ребенок от отражения внешних причин переходит к выделению скрытых, внутренних.

– во-вторых, недифференцированное, глобальное понимание причин сменяется все более дифференцированным и точным объяснением.

– в-третьих, дошкольник отражает не единичную причину данного явления, а обобщенную закономерность.

Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления. Критичность проявляется также в том, как ребенок реагирует на небылицы, перевертыши. Малыш замечает в них несоответствие с действительностью.

Дошкольник переходит к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем детстве. Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления. Малыш объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого. Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах. Мышлению ребенка присуща конкретная образность. В объектах он выделяет наиболее яркие и не всегда существенные признаки, что приводит к необычным, на взгляд взрослого, умозаключениям. В объяснении процессов и явлений дошкольник применяет одушевление, перенося на природные явления действия и взаимоотношения, существующие среди людей.

Источник