Ивл ребенку 3 года
Дети любого возраста подвержены различным травмам, несчастным случаям, инфекционным заболеваниям, аллергическим реакциям, которые могут привести к критическим состояниям. Поэтому знать правила проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР) у детей должны не только медицинские работники, но и родители.
Сердечно-легочная реанимация
Сердечная и легочная реанимация – комплексные меры, необходимые для возобновления жизнедеятельности. СЛР эффективна только на стадии клинической смерти – это критическое состояние, при котором, несмотря на отсутствие признаков жизни, необратимые процессы в головном мозге пока не произошли.
Если в этом периоде правильно оказать неотложную помощь, то возможно полное или частичное восстановление здоровья. Эффективность СЛР во многом зависит от длительности проведения первичной реанимации.
Важно!
Необратимые изменения в мозге развиваются уже через 10 минут после наступления клинической смерти. Если вернуть пострадавшего к жизни в течение 5-6 мин., то высока вероятность полного восстановления мозговых структур.
СЛР включает несколько манипуляций, которые в детской практике характеризуются специфическими особенностями.
Основная цель СЛР у детей
Основные цели СЛР:
- Возобновить циркуляцию крови;
- Восстановить самопроизвольное вдыхание и выдыхание воздуха.
В медицинской практике применяется несколько вариантов проведения сердечно-легочной реанимации. Взрослым неотложную помощь рекомендуют начинать с закрытого массажа сердца, поскольку у них клиническая смерть чаще всего развивается именно на фоне сердечной патологии.
У детей же сердце, как правило, здоровое, а первичной причиной клинической смерти является асфиксия – прекращение дыхания. Так что первоочередная цель СЛР у детей – восстановить проходимость респираторного тракта, возобновить процесс дыхания.
Как диагностировать нарушение кровообращения
Основные симптомы клинической смерти:
- Полная утрата сознания, отсутствие ответа на внешние раздражители;
- Невозможность самостоятельного дыхания;
- Прекращение работы сердца.
Выяснить, в сознании ли малыш, можно громко позвав его и сжав руку или ногу. Если ответной реакции нет, это говорит об отсутствии сознания.
Оценить наличие кровообращения можно с помощью пальпации пульса. Лучше всего определять пульс у детей на сонной артерии. Для этого подушечки 2 и 3 пальцев прикладывают к шее на уровне выступа щитовидного хряща. Пульсация определяется в бороздке между хрящом и кивательной мышцей. Если пульс на сонной артерии отсутствует – это признак остановки сердца.
Наличие дыхания определяют по правилу «СОС» – «слушай, ощущай, смотри». Нужно приблизить щеку к лицу ребенка. Это позволяет услышать звук выдыхаемого воздуха, ощутить его движение на коже щеки, одновременно наблюдая за наличием дыхательных движений грудной клетки.
Обратите внимание!
Проводить оценку признаков жизни нужно максимально быстро – по правилам за 10 секунд. Это реально сделать, если определять наличие пульса и дыхания одновременно.
Из чего состоит первичная реанимация
Под первичной реанимацией подразумевают 3 мероприятия:
- Очищение дыхательных путей;
- Искусственное дыхание по методу «рот в рот» либо «рот в нос и рот»;
- Закрытый массаж сердца через переднюю грудную стенку.
Для проведения первичной реанимации нет необходимости в медицинском образовании. Ее может осуществлять любой человек с нужными навыками. По статистике в детском возрасте правильное проведение СЛР чаще оказывается успешным, поскольку у малышей, как правило, отсутствуют хронические болезни сердца или легких. Однако следует учесть, что у детей начальная сердечно-легочная реанимация имеет свои особенности.
Видео – Базовая СЛР у детей
Как обеспечить проходимость дыхательных путей у ребенка
Метод, который поможет обеспечить проходимость респираторного тракта, зависит от причин клинической смерти:
- При перекрывании дыхательных путей плотным объектом проводится прием Геймлиха – тело пострадавшего обхватывают обеими руками, расположив кисти на уровне нижнего края ребер, а затем резко сдавливают грудную клетку с эпигастральной областью в передне-заднем направлении и вверх. За счет повышения давления в трахеобронхиальном дереве предмет вытолкнет наружу. Об особенностях помощи новорожденным при вдыхании инородного тела можно прочитать здесь.
- Если произошло утопление и в бронхиальное дерево попало большое количество воды, малыша следует положить животом на бедро спасателя, чтобы голова свободно свешивалась вниз, а затем слегка постучать по спине, смещая руку к затылку.
- При наличии в ротовой полости рвотных масс, пищи или густой слизи голову ребенка поворачивают на бок и обернутыми салфеткой пальцами механически удаляют содержимое изо рта.
Провести перечисленные процедуры нужно максимально быстро, чтобы не упустить драгоценные секунды.
Важно!
Пренебрегать очисткой дыхательных путей нельзя. Если начать искусственное дыхание, не удалив предварительно инородные тела и жидкость, то они могут продвинуться еще глубже по бронхиальному дереву, что усугубит нарушения.
Алгоритм проведения СЛР: подготовка и ИВЛ
Для начала вынесите малыша из опасной зоны и покиньте ее сами. Обеспечьте достаточный приток воздуха. Если вы в одиночку оказываете помощь ребенку старше 10 лет, то перед началом реанимационных мероприятий нужно позвать кого-то на подмогу или самостоятельно вызвать спасателей. Если же ребенок младшего возраста, то обратиться за помощью можно только после 1-2 минут проведения СЛР.
В первую очередь пострадавшего помещают на жесткую ровную поверхность вверх лицом. Прежде чем начать искусственное дыхание, нужно придать голове и шее правильное положение. С этой целью голову больного слегка запрокидывают, а нижнюю челюсть выводят вперед, захватив пальцами ее углы и слегка потянув на себя.
У новорожденных строение дыхательных путей несколько отличается, поэтому запрокидывать их голову нужно совсем немного. При подозрении на травму позвонков шейного отдела запрокидывать голову и вовсе не стоит.
После этого переходят непосредственно к искусственной вентиляции легких (ИВЛ):
- Нос пациента зажимают двумя пальцами, рот герметично накрывают своими губами и выдыхают воздух. Новорожденным удобнее выполнять ИВЛ способом «рот в нос и рот», когда губами одновременно накрывают и носовые ходы, и рот.
- Частота вдохов и объем вдуваемого воздуха зависят от того, сколько ребенку лет. Новорожденным искусственное дыхание проводится с частотой 40 за минуту, а детям 6 лет – 20-25 в мин.. Глубина вдоха должна быть небольшой – не выдыхайте полностью весь воздух из легких. Объем легочной ткани у малыша намного меньше. Новорожденным достаточно выдохнуть тот воздух, который находится у вас в ротовой полости между надутыми щеками.
- Длительность одного выдоха примерно равна 1,0-1,5 секунды.
- Критерий эффективности ИВЛ – видимое расширение грудной клетки пострадавшего. Если грудь остается неподвижной, попробуйте вдохнуть побольше воздуха или изменить положение головы ребенка.
- Дождитесь, когда произойдет пассивный выдох, а затем проведите еще одно вдувание. После этого начинайте закрытый массаж сердца.
Закрытый массаж сердца и компрессия грудной клетки
Выполнение непрямого массажа сердца у детей имеет ряд особенностей:
- Младенцам до года нужно поставить на нижнюю часть грудины подушечки больших пальцев друг на друга, а ладонями полностью обхватить грудную клетку. Другой способ – выполнять нажатия одной рукой, поместив на нижнюю треть грудины 2 и 3 пальцы.
- Более взрослым детям компрессии проводят классическим способом – устанавливают ладони на нижние отделы грудины, одну на другую, и производят нажатие всем корпусом, а не только руками. Детям до 8 лет допустимо нажимать на грудь одной рукой.
- Глубина смещения грудины тоже зависит от возраста. У младенцев первого года жизни этот показатель составляет 1,5-2,0 см, в 1-8 лет – 2,5-3,5 см, старше 8 лет – 4-5 см.
- Оптимальная частота компрессий в среднем составляет 110 в минуту.
- Всего выполняют 30 нажатий, а потом снова дважды вдыхают в легкие пациента воздух.
Реанимационные мероприятия продолжают до прибытия бригады скорой медицинской помощи.
Если ваши действия возымели эффект и у малыша нормализовались дыхание и сердечная деятельность, то его нужно перевернуть на бок, немного согнув вышележащую ногу в колене, и наблюдать за его состоянием до прибытия помощи.
Видео – Сердечно-легочная реанимация младенцев
Возрастные нормы ЧСС, АД, частоты дыхания
Наблюдение за состоянием пациента подразумевает подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхания (ЧД) и измерение артериального давления (АД). Пульс можно подсчитывать на любой магистральной артерии – лучевой, плечевой, сонной и т. д. – либо положив руку на левую половину грудной клетки.
Частоту дыхания определяют визуально по экскурсии ребер или кладут руку на грудь пациента, чтобы ощутить ее подъемы. Измерить АД можно только при наличии специального аппарата.
При этом нужно учитывать, что нормы перечисленных показателей различаются у лиц разного возраста.
- До 1 месяца: ЧСС – 120-170 уд./мин.; ЧД – 45-60; АД – 59-71/30-40 мм рт. ст.;
- 1 мес. – 2 года: ЧСС – 120-140 уд./мин.; ЧД – 35-45; АД – 85-100/35-45 мм рт. ст.;
- 3 года – 7 лет: ЧСС – 120-149 уд./мин.; ЧД – 20-25; АД – 86-110/55-63 мм рт. ст.;
- 8 – 16 лет: ЧСС – 78-84 уд./мин.; ЧД – 18-25; АД – 93-117/59-75 мм рт. ст..
В детском возрасте за счет высокой активности всех обменных процессов частота пульса и дыхания существенно выше, чем во взрослом. Однако нужно помнить о том, что на эти показатели влияют внешние условия. Например, на холоде они снижаются, а при высокой температуре тела и окружающей среды повышаются.
Важно также оценивать ритмичность сердечных сокращений и дыхания. Тревожный знак – редкое прерывистое дыхание или замедленное сердцебиение с большими паузами между ударами сердца. Если дыхание и сердцебиение неритмичны, то их частоту нужно подсчитывать строго в течение минуты.
Также следует обращать внимание на цвет кожных покровов. Заставляют насторожиться их чрезмерная бледность или синюшный оттенок.
Если вы хотите качественно научиться оказывать неотложную помощь, то имеет смысл походить на специальные курсы и отработать навыки на манекенах. Это поможет не растеряться в критический момент и провести все манипуляции быстро и четко.
Источник
Тот, кто спас одну жизнь, спас целый мир Mishnah Sanhedrin
Особенности сердечно-легочной реанимации у детей разных возрастов, рекомендованные Европейским советом по реанимации, были опубликованы в ноябре 2005 года в трех зарубежных журналах: Resuscitation, Circulation и Pediatrics.
Последовательность реанимационных мероприятий у детей в общих чертах сходна с таковой у взрослых, но при проведении мероприятий по поддержанию жизни у детей (ABC) особое внимание уделяется пунктам А и В. Если реанимация взрослых основана на факте первичности сердечной недостаточности, то у ребенка остановка сердца это финал процесса постепенного угасания физиологических функций организма, инициированного, как правило, дыхательной недостаточностью. Первичная остановка сердца очень редка, фибрилляция желудочков и тахикардия являются ее причинами менее чем в 15% случаев. Многие дети имеют относительно длинную фазу предостановки, что и определяет необходимость ранней диагностики данной фазы.
Педиатрическая реанимация слагается из двух этапов, которые представлены в виде схем-алгоритмов (рис. 1, 2).
Восстановление проходимости дыхательных путей (ДП) у пациентов с потерей сознания направлено на уменьшение обструкции, частой причиной которой является западение языка. Если тонус мышц нижней челюсти достаточный, то запрокидывание головы вызовет движение нижней челюсти вперед и откроет дыхательные пути (рис. 3).
При отсутствии достаточного тонуса, запрокидывание головы нужно сочетать с выдвижением вперед нижней челюсти (рис. 4).
Однако у детей грудного возраста существуют особенности выполнения этих манипуляций:
- не следует чрезмерно запрокидывать голову ребенка;
- не следует сжимать мягкие ткани подбородка, так как это может вызвать обструкцию дыхательных путей.
После освобождения дыхательных путей необходимо проверить, насколько эффективно дышит пациент: нужно присматриваться, прислушиваться, наблюдать за движениями его грудной клетки и живота. Часто восстановления проходимости дыхательных путей и ее поддержания бывает достаточно для того, чтобы пациент в последующем дышал эффективно.
Особенность проведения искусственной вентиляции легких у детей раннего возраста определяется тем, что маленький диаметр дыхательных путей ребенка обеспечивает большое сопротивление потоку вдыхаемого воздуха. Для минимизации повышения давления в воздухоносных путях и предупреждения перерастяжения желудка вдохи должны быть медленными, а частота дыхательных циклов определяется возрастом (табл. 1).
Достаточный объем каждого вдоха – это объем, обеспечивающий адекватные движения грудной клетки. Убедиться в адекватности дыхания, наличии кашля, движений, пульса. Если присутствуют признаки циркуляции – продолжить дыхательную поддержку, если циркуляции нет – начать непрямой массаж сердца. У детей до года, оказывающий помощь, своим ртом плотно и герметично захватывает нос и рот ребенка (рис. 5)
у старших детей реанимирующий предварительно двумя пальцами зажимает нос пациента и своим ртом накрывает его рот (рис. 6).
В детской практике остановка сердца обычно вторична по отношению к обструкции дыхательных путей, которую чаще всего вызывают инородное тело, инфекция или аллергический процесс, приводящие к отеку дыхательных путей. Очень важна дифференциальная диагностика между обструкцией дыхательных путей, вызванной инородным телом, и инфекцией. На фоне инфекции действия по удалению инородного тела опасны, так как могут привести к ненужной задержке в транспортировке и лечении пациента. У пациентов без цианоза, с адекватной вентиляцией следует стимулировать кашель, нецелесообразно использовать искусственное дыхание. Методика устранения обструкции дыхательных путей, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка. Очистку пальцем верхних дыхательных путей вслепую у детей не рекомендуют использовать, так как в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже. Если инородное тело видно, его можно удалить, используя зажим Келли или пинцет Меджила. Надавливание на живот не рекомендуют применять у детей до года, поскольку при этом существует угроза повреждения органов брюшной полости, особенно печени. Ребенку в этом возрасте можно оказать помощь, удерживая его на руке в позиции «всадника» с головой, опущенной ниже туловища (рис. 7).
Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки. По спине между лопатками быстро наносят четыре удара проксимальной частью ладони. Затем ребенка укладывают на спину так, чтобы голова пострадавшего была ниже туловища в течение всего приема и выполняют четыре надавливания на грудную клетку. Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечье, его помещают на бедре так, чтобы голова находилась ниже туловища. После очистки дыхательных путей и восстановления их свободной проходимости при отсутствии спонтанного дыхания начинают искусственную вентиляцию легких. У детей старшего возраста или взрослых при обструкции дыхательных путей инородным телом рекомендуют использовать прием Хеймлиха – серию субдиафрагмальных надавливаний (рис. 8).
Неотложная крикотиреотомия – один из вариантов поддержания проходимости дыхательных путей у больных, которым не удается интубировать трахею. Как только дыхательные пути освобождены и выполнено два пробных дыхательных движения, необходимо установить, была ли у ребенка только остановка дыхания или одновременно была и остановка сердца – определяют пульс на крупных артериях. У детей до года пульс оценивается на плечевой артерии (рис. 9)
, т. к. короткая и широкая шея младенца делает затруднительным быстрый поиск сонной артерии. У детей старшего возраста, как и у взрослых, пульс оценивается на сонной артерии (рис. 10).
Когда у ребенка определяется пульс, но нет эффективной вентиляции, проводится только искусственное дыхание. Отсутствие пульса является показанием к проведению искусственного кровообращения с помощью закрытого массажа сердца. Закрытый массаж сердца никогда не должен выполняться без искусственной вентиляции. Рекомендуемая область сдавления грудной клетки у новорожденных и грудных детей – на ширину пальца ниже пересечения межсосковой линии и грудины. У детей до года используют две методики выполнения закрытого массажа сердца: – расположение двух или трех пальцев на груди (рис. 11);
– охватывание грудной клетки ребенка с формированием ригидной поверхности из четырех пальцев на спине и использование больших пальцев для выполнения компрессий. Амплитуда компрессий составляет примерно 1/3-1/2 от переднезаднего размера грудной клетки ребенка (табл. 2).
Если ребенок большой и три пальца не создают адекватной компрессии, то для проведения закрытого массажа сердца нужно использовать проксимальную часть ладонной поверхности кисти одной или двух рук (рис. 12).
Скорость компрессий и соотношение их к дыханию зависит от возраста ребенка (см. табл. 2). Механические приборы для компрессии грудной клетки интенсивно использовались у взрослых, но не у детей в связи с очень большим количеством осложнений.
Прекардиальный удар никогда не следует применять в педиатрической практике. У старших детей и взрослых его рассматривают как необязательный прием, когда у пациента отсутствует пульс, а дефибриллятор быстро использовать невозможно.
Читайте другие статьи по оказанию помощи детям в различных ситуациях
Источник
Оглавление темы “Методы оживления. Искусственная вентиляция легких. Восстановление сердечной деятельности.”:
- Методы оживления. Правило ABC. Этапы реанимации по Сафару.
- Восстановление проходимости дыхательных путей. Методы восстановления проходимости дыхательных путей. Искусственное дыхание. Способы проведения искусственного дыхания ( ИВЛ ).
- Искусственная вентиляция легких. Методика проведения искусственной вентиляции легких ( ИВЛ ). Проведение искусственной вентиляции легких ( ивл ) у детей.
- Коникотомия. Операция коникотомия. Выполнение коникотомии. Техника выполнения коникотомии. Как выполнить коникотомию?
- Ошибки искусственной вентиляции легких ( ИВЛ ). Осложнения при проведении искусственной вентиляции легких ( ИВЛ ).
- Восстановление сердечной деятельности. Способы восстановления сердечной деятельности. Непрямой массаж сердца. Механизм наружного массажа сердца. Как выполнять непрямой массаж сердца?
- Ошибки при проведении непрямого массажа сердца. Осложнения непрямого массажа сердца.
- Медикаментозная стимуляция сердца. Восстановление сердечной деятельности терапией. Терапия при остановке сердца ( асистолии ).
- Электроимпульсная терапия. Электрическая дефибрилляция сердца. Постреанимационные осложнения. Осложнения после клинической смерти.
- Показания к проведению реанимации. Противопоказания к проведению реанимации. Длительность реанимации. Сколько выполнять реанимацию больного?
Искусственная вентиляция легких. Методика проведения искусственной вентиляции легких ( ИВЛ ). Проведение искусственной вентиляции легких ( ивл ) у детей.
Метод проведения ИВЛ способом «изо рта в рот» самый эффективный, однако, при оральном контакте возможна передача многих видов инфекции. Как предохранить себя от этого? Рекомендуется использование нескольких способов.
1. При возможности, лучше производите ИВЛ через S-образный воздуховод, или воздуховод любой другой конструкции (см. рис. 25, 26).
2. Если нет воздуховода, используйте прокладку из 2-х слоев марли, но не более. При 3—4 и более слоях марли, проведение ИВЛ будет затруднительно чисто физически. То же самое можно сказать и в отношении попыток производить ИВЛ, используя в качестве прокладки носовой платок или любую другую материю.
3. После проведения реанимационного пособия, включавшего в свой состав производство ИВЛ методом «рот в рот», хорошо прокашляйтесь и прополощите ротовую полость любым антисептическим раствором или, в крайнем случае, водой.
ИВЛ методом «изо рта в рот» осуществляется следующим образом. Оказывающий помощь одной рукой, помещенной на лбу пострадавшего, отгибает его голову назад, одновременно поддерживая ее другой рукой, подложенной под шею и затылок (см. рис. 27). Пальцами руки, расположенной на лбу, закрывают нос, чтобы не было утечки воздуха. Оказывающий помощь плотно охватывает своим ртом рот пострадавшего и производит выдох в его дыхательные пути. Критерий контроля эффективности — увеличение объема грудной клетки пострадавшего (см. рис. 28). После того, как грудная клетка расправилась, оказывающий помощь поворачивает свою голову в сторону и у больного происходит пассивный выдох (см. рис. 29). Интервалы дыхательных циклов должны быть в пределах физиологической нормы — не чаще 10—12 в 1 мин. (1 дыхательный цикл на 4—5 счетов). Объем выдыхаемого воздуха должен быть примерно на 50% больше обычного объема.
Если реаниматор действует в одиночку, отношение частоты сдавливаний грудной клетки к темпу ИВЛ должно составлять 15:2. В этих случаях проверяют пульс после завершения четырех циклов ИВЛ, а затем каждые 2—3 мин. Не стремитесь делать ИВЛ в режиме максимальных вдохов и выдохов в сочетании с большой частотой. Это чревато возникновением осложнений уже у реаниматора.
На фоне усиленной искусственной гипервентиляции, да еще в сочетании с естественным волнением за судьбу больного, может очень быстро развиться декомпенсированный дыхательный алкалоз с кратковременной потерей сознания, что создаст дополнительные трудности членам реанимационной бригады.
К проведению ИВЛ методом «изо рта в нос» прибегают в том случае, если нет возможности использовать вышеуказанный метод (например, при челюстно-лицевых травмах). Сразу следует отметить, что проводить ИВЛ данным способом более тяжело чисто физически. В основе этого лежат анатомические особенности верхних дыхательных путей (нос, носоглотка): они значительно уже просвета ротовой полости. Методика проведения данного пособия заключается в следующем. Оказывающий помощь одной рукой, расположенной на лбу пострадавшего, запрокидывает его голову назад, а другой рукой поднимает нижнюю челюсть вверх, закрывая рот (см. рис. 30). Дополнительно можно закрыть рот пострадавшего пальцами руки, поднимающей челюсть. Затем реаниматор охватывает нос пострадавшего своими губами и производит выдох (см. рис. 31). Оценка эффективности ИВЛ — см. выше.
При проведении ИВЛ у детей, учитывая небольшое расстояние между носом и ртом, следует сразу захватывать своими губами рот и нос пострадавшего, частота дыхания должна быть не менее 18—20 в 1 мин., с соответствующим уменьшением дыхательного обьема (ориентиром частоты дыхания и дыхательного объема могут служить величины нормы для конкретного возраста).
Предотвращению раздувания желудка при отсутствии интубации трахеи способствует поддержание дыхательных путей в открытом состоянии не только во время вдоха (медленное выполнение которого обеспечивает реаниматор), но и во время пассивного выдоха. Несмотря на это, раздувание желудка все же возможно, особенно если реаниматор один (в одиночку непрерывно поддерживать дыхательные пути в открытом состоянии невозможно).
В стремлении уменьшить растяжение желудка нельзя надавливать на область эпигастрия (это вызывает рвоту, если желудок наполнен). Вместо этого продолжают основные реанимационные мероприятия, уделяя особое внимание правильному проведению ИВЛ. Для проведения ИВЛ можно использовать дыхательный мех (мешок Амбу). Он улучшает физиологические параметры ИВЛ (пострадавший получает атмосферный воздух, не выдыхаемый; бесспорно, этот способ более гигиеничен). Трахеостомия ургентно не выполняется, т. к. даже самый высококлассный специалист быстрее, чем за 3 мин., ее не сделает.
Видео вентиляции легких рот в рот
– Также рекомендуем “Коникотомия. Операция коникотомия. Выполнение коникотомии. Техника выполнения коникотомии. Как выполнить коникотомию?”
Источник