История развития ребенка в доу

История развития ребенка в доу thumbnail

155 лет назад был открыт первый детский сад в России.

Как это было, что изменилось с тех пор и каковы перспективы развития дошкольного образования в нашей стране, читайте в этой статье.

Царская Россия: первые детские сады

27 сентября в России с подачи журнала «Обруч», газет «Детский сад со всех сторон» и «Дошкольное образование» отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. Впервые это произошло в 2004гор году. Почему именно 27 сентября? 

В этот день в 1863 году Софья Андреевна Люгебиль на Васильевском острове в Санкт-Петербурге открыла самый первый детский сад в нашей стране. Сразу внесем ясность. Широко распространено мнение, что это был первый детский сад на территории современной России, но отнюдь не Российской империи. Бытует мнение, что первое такое учреждение открыл в 1859 году Франц Фридрих Седмиградский в Гельсингфорсе (теперь это город Хельсинки, столица Финляндии). На самом деле Седмиградский скончался в 1855 году, завещав все свои деньги на строительство школы либо сиротского приюта. И лишь в 1905 (!) году в Гельсингфорсе были построены на эти средства школа и детский сад. Надо сказать, что оба учреждения работают до сих пор.

В общем, сад г-жи Люгебиль – действительно первый в нашей стране.

Сама Софья Андреевна – супруга петербургского профессора и педагога Карла Люгебиля – была последовательницей немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фребеля, который, кстати, и придумал в 1837 году сам термин «детский сад» (буквальный перевод нем. Kindergarten). Он считал, что дети – цветы жизни, а ухаживать за ними должны садовницы, то есть воспитательницы. В открытом Софьей Любегиль садике большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли под присмотром «садовниц», которые не слишком ограничивали своих воспитанников. Родители могли свободно наблюдать за малышами и получать педагогические консультации от сотрудниц сада. В 1869 году «детище» Любегиль прекратило свое существование. Причиной стала нехватка средств. 

В 1866 году в Санкт-Петербурге супруги Аделаида Семеновна и Яков Миронович Симоновичи начали издавать «Детский сад» – первый в России журнал о дошкольном воспитании. В журнале рассказывалось о методиках – в том числе европейских – обучения дошколят. В издании принимал участие Константин Дмитриевич Ушинский. Параллельно Симоновичи организовали платный детский сад для детей обеспеченных родителей. В занятиях с малышами Аделаида Семеновна и Яков Миронович руководствовались педагогическими идеями Ушинского о глубоко национальном характере образования.

Дети Хитрового рынка в приюте-яслях попечительства 2 и 3 участков Мясницкой части. Фотография из книги И.Ф.Горностаева «Дети рабочих и городские попечительства о бедных в Москве», 1900-й год

В том же 1866 году «Общество дешевых квартир» для детей работниц Санкт-Петербурга открыло первый бесплатный детский сад. Его посещали малыши из бедных семей. Они изучали Священное писание, молитвы, играли в подвижные игры и занимались рукоделием. В общем, пока мамы работали, дошколята проводили время весело, с пользой и под присмотром взрослых. В саду работала швейная мастерская по пошиву детского белья, прачечная, общая кухня, начальная школа. Идиллию нарушило отсутствие спонсоров. Спустя недолгое время детский сад закрыли из-за отсутствия финансирования. 

В Москве детские сады появились в 1866 году. Первый из них был создан при пансионе фрейлен девиц Герке. В следующие два года дошкольные учреждения открыли в Смоленске, Иркутске, Воронеже, Тбилиси, Ораниенбауме. В 1870-е годы детские сады появились в Варшаве, Киеве, Одессе, Ташкенте и других городах Российской империи. Все эти учреждения были частными и платными. 

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество организовывало курсы и лекции для воспитательниц, проводились платные Фребелевские курсы разной продолжительности: летние, годичные и трёхгодичные. Однако кадров не хватало, и к 1914 году в России существовало всего 150 садов, их посещали 4 000 детей. Правда, ассортимент учреждений был широк: платные и бесплатные, для детей дворян, рабочих и интеллигенции, а также приюты для сирот. Открывались садики на квартирах либо в одном помещении с женскими гимназиями. 

Советский Союз: да здравствует социализм

20 ноября 1917 года была принята «Декларация по дошкольному воспитанию». Так стартовала государственная программа дошкольного образования в нашей стране. Документ определил главные принципы: доступность и бесплатность общественного воспитания для всех детей дошкольного возраста. С этого момента детсадовское движение развивалось неслыханными темпами. Если в 1918 году функционировало 400 дошкольных учреждений, то через два года их было уже 4723 – почти в двенадцать раз больше. К этому времени их посещало около 250 000 детей. 

В 1918 году профессор Константин Николаевич Корнилов вместе с коллегами создал во 2-м Московском государственном университете педагогический факультет с дошкольным отделением (спустя несколько лет факультет был преобразован в Московский государственный педагогический институт). 

Читайте также:  Сенсорное развитие речи ребенка 1 год

Годом позже в Москве прошел первый Всесоюзный съезд по дошкольному воспитанию. 

В 1928 году начал издаваться ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание» для преподавателей и воспитателей дошкольных учреждений. Правда, термин «детский сад» не использовался: в 1920 – 1930-е годы такие заведения назывались «детский очаг» либо просто «очаг».  

Прогулка в советском детском саду

В 1934 году вышла первая «Программа работы детского сада». Четыре года спустя были опубликованы «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада». Устав определял задачи, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений. Руководство содержало методические указания по работе с детьми. 

В 1937 году Совнарком выпустил специальное постановление о создании ведомственных детских садов. Двумя годами позже были установлены типовые штаты сотрудников для садиков каждого вида и ведомственной принадлежности. 

Уже к 1940-му году детский сад посещали 2 000 000 мальчиков и девочек. К 1976 году число воспитанников в 120 000 дошкольных учреждений увеличилось до 12 000 000, а в 1991 году их стало 15 000 000. 

В послевоенные годы появились ясли-сад, куда принимали детей уже с двухмесячного возраста. Страна нуждалась в работниках, и, по замыслу государства, ничто – даже материнство – не должно было отвлекать женщину от трудовых свершений. 

В 1960-е годы был разработан единый для всех дошкольных учреждений документ, определяющий программу их работы. Авторами регламента стали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. В 1980-е годы этот документ сменила Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. 

Российская Федерация: дети – наше будущее 

Распад Советского Союза и пришедшие за ним годы разрухи и неустроенности затронули все сферы жизни бывших советских граждан. Это повлияло и на ситуацию с дошкольным образованием. Часть детских садов пришлось закрыть: резкий спад рождаемости, недостаток финансирования, отсутствие кадров. Пострадали в том числе и ведомственные детские сады, которые всегда считались на порядок лучше обычных, поскольку были закреплены за определенными предприятиями или организациями. В период кризиса многие из этих учреждений закрывались либо переходили на режим строжайшей экономии. Тогда даже сотрудникам нечем было платить зарплату, что уж говорить о содержании детских садов. Внезапно освободившиеся помещения – чтобы не простаивали – перепродавали, сдавали в аренду или вовсе бросали на произвол судьбы. В последнем случае не было денег даже на элементарную охрану садовской территории – имущество разворовывалось, кое-где селились бомжи. 

Да, часть дошкольных учреждений продолжала работать, но и им было далеко до уровня советских учреждений. Нехватка денежных средств ощущалась буквально во всем: общая обстановка, качество питания, оснащение в группах, дефицит спортивного и музыкального оборудования. 

Постепенно ситуация в стране менялась, менялась и ситуация с детскими садами. После разрухи 90-х пришло время стабильности. Это сразу отразилось на демографической ситуации. В 2000-е годы резко повысилась рождаемость. Большую роль сыграла программа материнского капитала. В результате тех немногих детских садов, что выжили в «смутное время», стало катастрофически не хватать. Уже в 2012 году более 2 000 000 детей ждали очереди, чтобы попасть в садик. 

Беби-бум продолжается и сейчас. Это, конечно, радует. Но чтобы ребенок попал в садик к трем годам – то есть к концу маминого декретного отпуска – родители должны вставать на учет в гороно сразу после появления малыша на свет. Правда, для льготных категорий (мать-одиночка или многодетная мать) очередь немного короче. 

Современный детский сад в Шадринске

Переломить ситуацию решили на государственном уровне. В последние годы было построено множество новых садов, число которых постоянно растет. Уже появились населенные пункты, в которых проблема дефицита мест в детских садах полностью решена. 

Сейчас ассортимент дошкольных учреждений достаточно широк: от стандартного государственного садика до частного или семейного. По всей России их функционирует почти 46 000. В это число входят ясли, детские сады, группы кратковременного пребывания и центры дошкольного образования. Посещает их 6 000 000 детей. 

Приоритетным стало повышение качества дошкольного образования. В рамках государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» формируется современная качественная предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях, создается эффективная система психолого-педагогической экспертизы, учебно-методической и электронной продукции. Один из ключевых принципов – максимальная реализация потенциала каждого ребенка. 

Пять лет назад впервые в российской истории был принят совершенно особый ФГОС – федеральный государственный стандарт дошкольного образования. 

Любые вложения в сферу дошкольного образования – наиболее эффективны для повышения качества последующего обучения и выравнивания стартовых возможностей наших детей.

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.

Источник

Светлана Русакова
История развития дошкольного образования

Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития социума. Формы и уровни психического развития человека заданы не биологически, а социально. Биологический фактор влияет на процесс развития опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни. Поэтому потенциал способностей детей в разные времена развивался по-разному.

Читайте также:  Ребенок с отклонениями в развитии как объект и субъект

При первобытнообщинном строе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. Дети являлись непременными участниками общинных праздников. Ведущую роль в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество.

В Афинах и Спарте возникли две своеобразные системы воспитания, обусловленные закономерностями рабовладельческого строя и особенностями этих государств. В Спарте вплоть до десяти лет воспитанием ребенка занимались женщины. Детей не пеленали, закаляли, приучали легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности. Общая направленность афинской воспитательной системы – призрение к физическому труду.

Аристотель впервые ввёл возрастную периодизацию времени воспитания. Он разделил,его на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности, каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Он считал, дети до 5 лет должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями, детей следует обучать речи. С 5 лет их надо готовить к школе. Как представитель афинской системы образования Аристотель считал необходимым сводить к минимуму общение матерей с сыновьями.

Римское образование стремилось совместить афинскую и спартанскую систему образования. При жёсткости школьного образования, где повсеместно использовались физические наказания, детей до семи лет физически наказывать было нельзя. Марк Фабий Квинтилиан требовал от родителей, особенно от матерей и нянь, чтобы они помнили, что ребёнок очень восприимчив ко всему и хорошему и дурному. С 5 лет малышей начинали обучать греческому языку. К семи годам римские дети должны были одинаково владеть латинским (родным) и греческим языком. Квинтилиан советовал проводить систематические занятия с детьми до семи лет в форме соревнований со сверстниками.

В средневековой системе образования Европы отсутствовала возрастная периодизация, главная мера воздействия – физические наказания, которые должны были искоренить в детях злое начало. С крестовыми походами на Восток и Византию в Западную Европу, вместе награбленными богатствами, проникла античная культура. Произошёл подъём искусства и науки. Это время назвали эпохой Возрождения. [См. Гончаров Н. К.2003: 13-141].

Проблема эффективного раскрытия и развития способностей детей стала центральной в педагогической науке. Ян Амос Коменский в фундаментальном труде по дошкольному воспитанию «Материнская школа» рекомендовал начинать обучение как можно раньше не со словесного объяснения о вещах, а с реального наблюдения за ними. При этом он резко отрицательно относился к физическим наказаниям. [См. Коменский Я. А.1982 : 181].

Песталоцци Г. для максимального развития задатков ребёнка разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с простых элементов, постепенно переходя к более сложным. Его теория получила практическое развитие в системе Мантесори М., в ней ключевую роль играет наглядный и сенсорный метод, для развития мелкой моторики. [См. Гончаров Н. К.2003: 170-198].

Российская педагогическая наука в воспитании дошкольников изначально находилась в авангарде мировой. Ещё в первых дошкольных учреждениях использовался дифференцированный подход обучения детей, учитывающий их творческие способности. Ещё 1763 году был открыт воспитательный дом, под попечительством Бецкого И. И.Воспитанники делились по возрастам: от 2 до 7 лет, от 7 до 11 лет, от 11 до 14 лет. Внутри каждой возрастной группы дети делись на три подгруппы.

К первой относили тех, которые обладали выдающимися способностями. Их полагалось обучать большому количеству учебных предметов, и по достижению 14 лет они направлялись в Московский университет или в Академию Художеств. Во вторую подгруппу включались дети, проявившие интерес к ремесленным занятиям, из них готовили искусных мастеров. Воспитанники третьей группы становились наёмной домашней прислугой. Это первый пример развития способностей ребёнка, начиная с дошкольного возраста в отечественной педагогике. К сожалению эта система была экспериментальной и не получила широкого применения – в воспитательный дом попадали только дети сироты. [См. Пряникова В. Т. Рыбкин З. И.2005: 79-118].

В середине девятнадцатого века в России появились первые массовые дошкольные учреждения. Их основателей вдохновляла идея создания человека нового типа на основе передовых педагогических идей. Это способствовало формированию методики выявления и развития творческих способностей дошколят. В своих работах Ушинский К. Д. обосновал важнейшее положение о необходимости обязательного учёта возрастных и психологических особенностей каждого ребёнка и ценность игры как главный метод обучения и воспитания дошкольников. [См. Ушинский К. Д.2004: 165-198].

Дальнейшее развитие дошкольного образования происходило в рамках советской системы образования. В этот период на основе наследия дореволюционных педагогов удалось создать систему государственного дошкольного образования. Развитие дошкольного образования в этот период происходило в рамках развития общей системы образования, где подготовка к школе и формирование социально нравственных качеств советского гражданина выходили на первый план.

Читайте также:  Роль чтения в развитии и воспитании ребенка

В середине двадцатого века особенно остро встал вопрос о поиске людей, способных к научному и техническому творчеству. Это послужило толчком к появлению специального направления в психологии. Это привело к тому, что изменения в системе российского образования, привели к изменениям и в системе дошкольного образования.

Выявлением и развитием творческих способностей личности занимается педагогическая психология. С началом текущего столетия стали активно применяться технологии проектной деятельности в воспитании и обучение детей дошкольного возраста. Для достижения новых целей и задач были приняты Федеральные государственные требования дошкольного образования (ФГТ).

Но время потребовало принятия более последовательного нормативно правового документа, Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС). Он провозглашает идею деятельного и интегрированного подхода к формированию личности ребёнка. При этом нужно учитывать психологические особенности дошкольника, особенности развития внимания, памяти и мышления.

Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2013 года. Этот закон называют законом новых возможностей. Дошкольное образование стало полноценным уровнем общего образования. Все участники образовательных отношений могут принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В обучение теперь учитываться индивидуальные потребности обучающихся лиц. Появилась возможность получения знаний с применением дистанционных технологий, электронного обучения, сетевого взаимодействия.

Список использованной литературы:

1. Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. М., 2003

2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М. 1982

3. Пряников В. Т. Рыбкин З. И. История образования и педагогической мысли. М., 2005

4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1. М. 2004

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) от 17.10.2013 г.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 31 дек. – № 303.

Источник

История развития ребенка в доу

История развития ребенка в доу 

История развития ребенка в доу

        Детский сад – это счастливая частичка детства, которая запоминается на всю жизнь.

        История нашего детского сада началась 40 лет назад. Молодому заводскому микрорайону требовались детские сады. В 1978  году  впервые распахнул свои двери новый детский сад со сказочным название «Дюймовочка».

За это время многое поменялось: детский сад переименовывали, ремонтировали, менялись заведующие, сотрудники, успели вырасти деревья.

В первые годы в детском саду работали такие замечательные педагоги: Галина Александровна Новикова, Ирина Михайловна Власова, Феоктистова Нина Петровна, Алешина Татьяна Константиновна, Казнина Раиса Фоминична.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

         Шли годы. Набирался опыта и мастерства коллектив детского сада. 

        С 1984 года в жизни детского сада начинается новый этап, заведующей была назначена Алямовская Вера Григорьевна. Под ее руководством творческий коллектив педагогов разработал программу «Здоровье», целью которой  стало воспитание  физически здорового дошкольника. Претворяли в жизнь программу «Здоровье» замечательные педагоги и медики: Талинкина Галина Ивановна, Бурзилова Галина Степановна, Рачек Галина, Яковлевна, Теплоухова Нина Евгеньевна, Якимова Нина Александровна, Пашкина Людмила Серафимовна, Данилова Елена Юрьевна, Захарова Лариса Юрьевна. 

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

         За годы работы сформировался и окреп коллектив, повысились опыт и квалификация педагогов. Под руководством заведующей Алямовской Веры Григорьевны и старшего воспитателя Алексеевой Людмилы Васильевны в детском саду была создана одна из лучших в городе развивающая среда, открыта детская столовая. Из разных уголков страны приезжали перенимать передовой опыт педагоги.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

        В детском саду работали прекрасные медицинские кадры: медсестры Шелепова Зинаида Петровна, Морозова Валентина Николаевна, медсестры-орторптистки Шерстнева Людмила Германовна, Шелепова Татьяна Юрьевна, Парамонова Наталья Михайловна – это неравнодушные люди, увлеченные своей профессией, настоящие профессионалы.

Изображение

Изображение

        Не одно поколение детей вырастили  воспитатели ясельных групп: Алексеева Нина Павловна и Гусева Галина Ивановна.
       Музыкальным воспитанием детей занимались Белова Наталья,  Горшунова Ольга Викторовна, Бачаева Нина Александровна, Позоян Светлана Юрьевна, Тихонова Галина Юрьевна. В детском саду сложились свои традиции: наряду с традиционными праздниками и развлечениями интересно  проходят такие мероприятия, как «Масленица», «Рождественские святки», театрализованные представления.

Изображение

Изображение

        В нашем дошкольном учреждении  работают люди, несущие тепло, заботу, радость открытия мира нашим малышам. Мы помним своих воспитанников, гордимся их успехами, радуемся при встрече.

Изображение

Изображение

А история нашего детского сада на этом не заканчивается, она начинает новый отсчет…

Дата последнего обновления страницы 17.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. СОГЛАСЕН

Источник