История развития ребенка 4 года

В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.
Физическое развитие ребенка 4 лет
К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:
- Уверенно прыгать с места и с разбега;
- Бегать, быстро меняя направление;
- Стоять на одной ноге;
- Взбираться по веревочной лестнице;
- Преодолевать препятствия;
- Ходить и стоять на цыпочках;
- Кувыркаться вперед;
- Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.
У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.
Особенности умственного развития ребенка в 4 года
Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана Монтессори-среда, в которой есть все, что нужно для развития малышей в соответствии с возрастом и их потребностями.
К 4 годам обычно становится понятно, какой канал восприятия мира развит у ребенка лучше всего: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) или тактильный (кинестетический). Так, к примеру, некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребенок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать гармоничному развитию малыша.
Итак, интеллектуальное развитие ребенка в 4 года характеризуется следующими умениями и навыками:
- Считать до 5;
- Знать некоторые цифры и буквы;
- Знать основные геометрические фигуры;
- Сравнивать предметы;
- Определять положение в пространстве (перед, за, над, под, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, посередине);
- Собирать пазлы;
- Выполнять задания по образцу;
- Находить лишнее, исправлять ошибки;
- Знать времена года и их признаки;
- Знать названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.
Развить интеллект ребенка и также весело провести время в кругу семьи помогут различные игры.
- Мышление детей 4 лет является образным. Чтобы думать о предмете, им не обязательно видеть его. Для этого четырехлетки используют образы, сохраненные в памяти.
- Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что произвело на них впечатление.
- В этом возрасте внимание малышей становится избирательным и целенаправленным, но четырехлетки все еще не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности. Именно поэтому умственный труд должен обязательно чередоваться с физической активностью.
- К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.
Развитие речи у детей 4 лет
В 4 года у ребенка активно совершенствуется фразовая речь, он может разговаривать предложениями от 4 до 8 слов. Словарный запас малыша составляет уже около тысячи слов. Чаще всего употребляются существительные, чуть реже – глаголы и прилагательные. Также обычно в возрасте 4 лет дети уже умеют согласовывать части речи друг с другом (например, существительное и прилагательное) и правильно ставить ударения, поэтому их речь звучит более грамотно, чем у младших детей. Однако сложные лексические конструкции даются четырехлеткам с трудом, поэтому часто они избегают союзы «если», «хотя», «иначе» и т.д.
Чтобы словарный запас ребенка постоянно пополнялся, чаще читайте малышу книги, играйте с ним и просто разговаривайте.
Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами.
Если вы замечаете у своего четырехлетнего ребенка дефекты речи, рекомендуется обратиться к логопеду. Специалист поставит малышу звуки, поработает над артикуляцией и даст советы, как помочь ребенку в домашних условиях.
Развитие мальчиков и девочек в 4 года: есть ли различия?
Многие замечают, что девочки в 4 года разговаривают лучше мальчиков, у них более развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи. Однако так бывает далеко не всегда. Мальчики в этом возрасте также могут говорить развернутыми предложениями и обладать прекрасной дикцией. Кроме того мальчишки обычно, физически более развиты, а также лучше ориентируются в пространстве и обладают хорошей памятью.
В среднем, мальчики четырех лет выше своих ровесниц (средний рост – мальчиков от 99 до 105,5 см, средний рост девочек – 97 – 103 см). У мальчишек более развиты мышцы, поэтому по весу они обычно тоже немного больше девочек (средний вес мальчиков – 16-18 кг, а девочек – 14-17 кг).
Выводы
Итак, 4 года – это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.
Заключение
В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть множество увлекательных занятий, посещая которые Ваш малыш сможет в полной мере раскрыть свои врожденные таланты и способности, а также справиться с трудностями, возникающими в ходе развития. Для детей 4 лет в нашем клубе проводятся общеразвивающие занятия, занятия по подготовке к школе, английскому языку, логопедические занятия, фитнес, художественная и танцевальная студии и многое другое. А в мини детском саде или группе полного дня малыш не только сможет узнать много нового и интересного, но и в полной мере насладиться общением со сверстниками, которое столь важно в этом возрасте. Ждем Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»
Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.
Источник
Ребенку исполнилось 4 года. Пройден сложный период – кризис трехлетнего возраста.
Как будет формироваться психика ребенка в 4-5 лет?
Как родители могут помочь развитию своего чада?
Ответы на эти и другие вопросы – в этой статье.
Содержание:
- Развитие психики в 4-5 лет
- Интеллектуальная сфера
- Речевая сфера
- Эмоционально-волевая сфера
- Игровая деятельность
- Коммуникативная сфера
- Трудности возраста
- Советы для родителей
Развитие психики ребенка в 4-5 лет
Этот возраст – переход от раннего детства к дошкольному.
Ребенок активно развивается, познает мир, с удовольствием общается со взрослыми и сверстниками и задает множество вопросов родителям.
Он начинает осознавать себя в этом мире. Продолжает формироваться его самооценка.
Ребенок старательно повторяет то поведение, за которое его хвалят взрослые. Ему важно, чтобы его считали хорошим.
В это время быстро развиваются психические познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Они становятся более осознанными, произвольными.
Также сейчас формируются волевые качества характера.
Четырехлетний ребенок начинает испытывать глубокие чувства. Он учится сопереживать другим. В основу его личности закладываются нравственные понятия.
Интеллектуальная сфера
Дети 4-5 лет с удовольствием осваивают творческую деятельность. Им очень нравится рисование, сюжетная лепка, аппликация. Они довольно точно и детально могут изображать предметы.
Развитие интеллекта в этом возрасте уже таково, что ребята могут сочинить свою сказку, песенку или придумать свою рифму к слову.
В 4 года у ребенка меняется отношение к предметному миру. Раньше он изучал окружающее в том виде, что существует вокруг. Сейчас ребенок учится преобразовывать предметы и создавать что-то новое.
Четырехлетний человечек способен размышлять, правда, иногда делая ошибочные выводы. Поэтому без руководства взрослых в этом вопросе ему пока не обойтись.
Теперь он может накапливать знания о тех предметах, которые никогда не видел (например, о дальних странах). Также он приобретает отношение к этим знаниям (к примеру, начинает бояться хищников).
Взрослые для ребят 4-5 лет – авторитетные и неисчерпаемые источники самой разнообразной информации. Поэтому дети становятся маленькими почемучками и без устали задают вопросы обо всем на свете.
Внимание
Внимание становится более устойчивым и произвольным, чем раньше.
Дети теперь могут сосредоточенно заниматься около 15-20 минут. Хотя во время интересной игры они могут быть погружены в процесс гораздо дольше этого времени.
Некоторые ребята уже могут удержать в голове несложную инструкцию.
Чтобы помочь развитию внимания, можно учить ребенка рассуждать вслух при выполнении задания.
Память
В возрасте 4-5 лет развивается произвольное припоминание. Ребенок теперь может припомнить картинку, правда без точных деталей и времени.
Также формируется преднамеренное запоминание. Детям проще удержать что-либо в памяти при ясности задачи и при хорошей мотивации. Например, они легко могут запомнить нужный набор игрушек для игры.
Четырехлетний ребенок способен легко выучить стихотворение. Но для этого нужно, чтобы он понимал смысл текста.
Мышление
В 4-5 лет продолжает развиваться наглядно-образное мышление. Детям все еще важна наглядность, но они уже успешно играют игрушками-заменителями (например, камушками вместо машинок). Так же теперь они могут пользоваться схематичными изображениями, чтобы решить задачу (например, построить узор по схеме или пройти лабиринт).
Четырехлетний ребенок умеет предвосхищать событие или явление. То есть он может сказать, что произойдет с предметами от их взаимодействия друг с другом. Например, если столкнуть чашку на пол, то она разобьется.
Дети 4-5 лет могут находить различия и сходства между предметами. Также они могут собирать картинку из 4 частей, не смотря в образец.
Восприятие
Ребенок активно совершенствует свое восприятие.
Он учится измерять, сравнивать предметы путем наложения и прикладывания их друг к другу.
В его сознании продолжают накапливаться и закрепляться знания о
- цветах,
- формах,
- геометрических фигурах,
- величине,
- времени (время суток, время года),
- пространстве (вверх, вниз, далеко, близко),
- вкусе (соленый, кислый, горький, сладкий),
- запахе,
- качестве поверхности (гладкий, пушистый, шершавый и т.д.),
- звуке.
Воображение
В этот период значительно развивается воображение.
Ребенок может придумать что-то по собственному желанию. Его образы настолько яркие и реалистичные для него, что он верит в их существование.
В 4-5 лет у детей могут возникнуть страхи. Это происходит из-за большой впечатлительности и богатого воображения. Это – нормальная особенность развития психики.
Речевая сфера
Развиваются и речевые способности.
Улучшается дикция и звукопроизношение.
Ребенок активно пользуется речью, его словарный запас составляет сейчас около 2000 слов. Он умеет полноценно общаться и выражать свои мысли. Он может охарактеризовать объект, описать эмоции, пересказать небольшой текст и ответить на вопросы по нему.
Четырехлетний ребенок правильно использует предлоги и учится строить сложные предложения. Также он старается интонационно выделять значимые фразы.
Эмоционально-волевая сфера
В этот период значительно развивается эмоциональная сфера.
Чувства ребенка становятся более глубокими устойчивыми. Например, радость от общения переходит в чувство симпатии и привязанности. Они, в свою очередь, формируют нравственные чувства – доброту, чувство дружбы и т.д.
Дети учатся сопереживать другим людям.
При этом, они все так же, как и раньше, стремятся к самостоятельности. Но неудачи теперь могут их сильно расстраивать. Если подобное будет случаться часто, то у детей может возникнуть неуверенность в собственных силах и страх неудачи.
Игровая деятельность
Тематические игры
Четырехлетний ребенок стремится общаться и играть со своими сверстниками. При этом ему уже не интересно просто “играть рядом”. Теперь ему нужен полноценный партнер по играм.
Во время игр дети постигают тонкости общения. Они ссорятся, мирятся, помогают. дружат.
В игровой деятельности возникают первые тематические ролевые игры. Причем детям сейчас интересно общаться со сверстниками своего пола.
Например. девочкам нравится вместе играть в магазин или в дочки-матери, а мальчики объединяются, чтобы играть в моряков или солдатов.
Игры и игрушки для детей 4-5 лет
Как и в любом другом возрасте, игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Это позволит максимально развить его способности и навыки через игру.
Вот какие игрушки нужны ребенку 4-5 лет:
- для развития мелкой моторики – лего, конструкторы, пазлы, шнуровки, мозаика и т.д.;
- для формирования крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (куклами, кеглями, машинами);
- спортивные игрушки – мячик, скакалка;
- детский транспорт – велосипед, самокат, беговел;
- для сюжетно-ролевых игр – наборы доктора, продавца, парикмахера, чемоданчик с инструментами и т.п.;
- для творчества – карандаши, краски, аппликации, пластилин, детские ножницы, мольберт.
Также очень полезно чтение сказок и стихотворений. После прочтения стоит обсудить поступки героев, узнать о них мнение ребенка. Отличный вариант игры – инсценирование сказок с помощью кукол или фигурок.
В этом возрасте все еще не рекомендуются компьютерные игры.
Коммуникативная сфера
Для четырехлетнего ребенка очень важно общение со сверстниками. Ему уже недостаточно игр со своими игрушками в одиночестве или в компании родителей.
Ребенку хочется быть признанным в кругу своих сверстников.
В этот период появляются первые друзья. А в группе детей возникают первые лидеры и конкуренция.
Общение со сверстниками связано с игрой и другими совместными делами.
А при беседе со взрослыми дети учатся говорить о вещах, которые не относятся к конкретной ситуации. Они стремятся задать как можно больше вопросов и на все получить ответы.
Трудности возраста
4-5 лет – это период относительного затишья после сложного кризиса 3 лет. Ребенок снова становится послушным и покладистым.
Но и в этом возрасте есть свои сложности.
Богатое воображение ребенка может порождать страхи – например, чудовищ или злых сказочных персонажей. Взрослым не нужно акцентировать на них внимание. И тем более нельзя использовать страхи ребенка в воспитательных целях, запугивая его.
Также четырехлетний ребенок очень раним и чувствителен. Поэтому родителям важно следить за своими словами. Ведь случайно брошенная неосторожная фраза в адрес ребенка может надолго травмировать его.
Детям сейчас очень важно слышать похвалу от взрослого, чтобы понимать, что они хорошие. Если же взрослые не придадут значения какому-то поступку или действию ребенка, он всерьез может обидеться.
В 4-5 лет вредные привычки и недостатки характера легко могут укорениться. Поэтому важно своевременно корректировать их.
Благоприятное развитие: советы для родителей
Родитель для четырехлетнего ребенка – некий эталон поведения. Поэтому взрослым необходимо самим следовать тем требованиям, которые они предъявляют к ребенку.
Ребенок верит во все, что говорит ему родитель. Поэтому любая новая информация для него должна быть правдивой.
Замечательно, если взрослые будут охотно отвечать на вопросы ребенка, интересоваться его мнением, а также поощрять его к рассуждениям.
Взрослым важно говорить с ребенком о своих и его чувствах, объяснять мотивы и последствия поступков.
Не стоит рассказывать четырехлетнему человеку страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти. Это может его слишком впечатлить и испугать.
Важно обсуждать с ребенком его страхи, “проживать” их вместе с ним.
Слишком много наказаний или неодобрения со стороны взрослых приведут к тому, что ребенок перестанет стремится к инициативе. Также у него может возникнуть страх перед наказанием и постоянное чувство вины.
Сейчас нужно хвалить и поощрять ребенка за его хорошие поступки.
Нужно предоставлять детям возможность для творчества и самовыражения, а также интересоваться их результатами.
Также надо давать им возможность часто бывать на улице, активно двигаться и играть с другими детьми.
В 4-5 лет важно учить детей нравственным качествам: ответственности, отзывчивости любви к труду и т.д. На своем примере и в совместных делах надо прививать трудолюбие, взаимопомощь и т.п.
Также ребят нужно обучать, как общаться с другими детьми – уступать, делиться, отстаивать свои интересы.
Нужно рассказывать им о правилах поведения в различных ситуациях. Например, на площадке, в поликлинике в гостях и т.д.
Возраст 4-5 лет – довольно спокойный, но важный период в развитии психики ребенка. В этот период активно формируются самооценка, нравственные качества, глубокие чувства и привязанности. Кроме этого, быстрыми темпами развиваются познавательные процессы и представления об окружающем мире Родителям важно показывать положительный пример своему ребенку, предоставлять ему простор для самовыражения и общения со сверстниками, а также быть внимательным к его чувствам.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Возраст 4 года – самый интересный в дошкольном детстве. Малыш находится на этапе перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. Эти дети активно стремятся к самостоятельности, начинают понимать и принимать этические нормы, проявлять творческие способности и наклонности, любознательность. Возраст от 4 до 5 лет называют «возрастом почемучек».
1. Физическое развитие
У большинства детей прибавка в весе ежегодно составляет около 2 кг, рост увеличивается на 5 – 8 см. При этом у разных детей показатели роста и веса могут значительно отличаться.
Таблица 1. Сравнительная таблица. Рост и вес детей в возрасте 4 года
Мальчики | Девочки |
Рост (см) | |
низкий – 94,9 | низкий – 94,1 |
средний – 103,3 | средний – 102,7 |
высокий – 115,9 | высокий – 115,7 |
Вес (кг) | |
низкий – 12,7 | низкий – 12,3 |
средний – 16,3 | средний – 16,1 |
высокий – 24,2 | высокий – 25,2 |
1.1. Моторное развитие
К основным моторным навыкам относятся ходьба, бег, прыжки и другие движения. К 4-м годам малыш осваивает:
- ходьбу на носочках, на пяточках, на внутренней и внешней стороне стопы, приставные и широкие шаги, шаги с высоким подниманием колена; ходьбу по лестнице переменным и приставным шагом; ходьбу задом наперед с поворотом головы;
- уверенное удерживание равновесия тела при ходьбе по наклонной поверхности или бордюру и при выполнении стойки на одной ноге;
- бег с различной скоростью, с изменением направления и темпа движения на ходу;
- прыжки на одной или двух ногах, на месте, вперед, в стороны, перепрыгивание препятствий, спрыгивание с небольшой высоты;
- лазание по вертикальной лестнице, по «лиане», вис на перекладине на высоте чуть большей собственного роста.
1.2. Основные навыки самообслуживания
К 4-м годам ребенок должен уметь:
- умываться и мыть руки;
- чистить зубы;
- принимать гигиенический душ;
- полоскать рот;
- использовать по назначению носовой платок;
- расчесывать волосы;
- во время приема пищи пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой;
- расстегивать пуговицы и застежки;
- одеваться и раздеваться самостоятельно (платье, шорты, колготки);
- обуваться и снимать обувь.
При этом малыш должен выполнять эти навыки по собственной инициативе.
2. Гендерные различия в развитии детей – дошкольников
Различия в развитии мальчиков и девочек к четырем годам становятся наиболее заметными.
В сфере интересов девочек лежит человек, взаимоотношения между людьми, организация быта, красивые предметы обихода. Мальчики же стараются преобразовывать существующий порядок.
В отношении к вещам девочки быстрее начинают понимать их утилитарное значение. Мальчиков интересует устройство каждого предмета, возможность использовать его не по прямому назначению. Как правило, многие мальчики не особенно бережливо относятся к вещам.
При включении в деятельность девочки делают это активно. Мальчики же подготавливаются. Девочки задают вопросы во время игры с желанием пообщаться, а мальчики – чтобы получить необходимую им информацию. Девочки больше любят игры, связанные с опекой, желанием помогать, с обучающей функцией. Любимые игры мальчишек – подвижные, без опоры на правила.
Конструирование. Девочки обычно действуют по образцу в отличие от мальчишек, которые постоянно фантазируют, все преобразовывают и изобретают.
В речи девочки чаще используют существительные и прилагательные, а мальчики – глаголы и междометия.
Изучая особенности мышления детей, исследователи отметили основное гендерное отличие в строении головного мозга. У девочек более развито левое полушарие, отвечающее за становление устной и письменной речи. У мальчиков – правое, отвечающее за пространственно-временные представления. Для развития девочек характерно преобладание наглядно – образного мышления, для мальчиков – абстрактного. Память девочек долговременна, тогда как у мальчиков превалирует кратковременная память.
3. Познавательная деятельность и развивающие занятия.
Что должен знать и уметь четырехлетний малыш и чему его можно обучать в дальнейшем?
3.1. В области ознакомления с окружающим миром
Четырехлетний малыш должен знать и уметь следующее:
- свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, свой город;
- ориентироваться в помещениях своего жилища;
- рассматривать иллюстрированные детские книги;
- определять диких и домашних животных, некоторые деревья, предметы одежды, мебели, посуды.
Занятия по ознакомлению с окружающим помогают малышу развиваться. Это знакомство с изменениями в природе, с работой транспорта, за трудом людей, экскурсии и другое. За всем, что интересует ребенка, можно наблюдать и обсуждать. На сотни «почему» надо найти исчерпывающие ответы.
Интересно проводить простейшие опыты. Например, опыт «Почему вода в ведерке замерзла на морозе».
Начиная с 4-х лет, следует обучать группировать знакомые предметы по назначению (чашка, тарелка, блюдце – это посуда), т. е. делать обобщения.
3.2. В области элементарной математики
Малыш уже умеет:
- сравнивать число предметов в группах в количестве до 3 на основе счёта, приложением, наложением;
- группировать предметы по цвету, размеру и форме;
- отличать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат;
- понимать выражения: «вверху – внизу», «впереди – сзади», «слева – справа», «на», «над – под»;
- отличать и называть день, ночь, утро и вечер, а также времена года и их признаки.
Поскольку понятия «один» и «много» уже сформированы, следует переходить к новым понятиям «по одному» и «ни одного», а также осваивать счет до 5.
Пора учить малыша понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, используя предложения: «Я на каждый листик положил ягодку. Листиков больше, а ягодок меньше» или «Листиков столько же, сколько ягодок».
Представления о величине не должны сводиться только к понятиям «большой – маленький». Надо знакомить малыша с понятиями «широкий – узкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий».
Новые геометрические формы, с которыми следует познакомить ребенка – это прямоугольник и треугольник. Надо научить их различать, называть не обязательно.
3.3. В области развития речи
Четырехлетка может:
- использовать в разговоре все части речи, простые предложения из 6 – 8 слов;
- согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- четко произносить все гласные звуки;
- поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми;
- кратко рассказывать о содержании сюжетной картинки с помощью вопросов и подсказок взрослого;
- повторять описание знакомой игрушки;
- коротко пересказывать сюжет сказки;
- заучивать короткое стихотворение.
Речь этих малышей удивительна и забавна. Четырехлетки способны без конца выдумывать новые слова.
Занятия по развитию речи многообразны. Это чтение книг с обсуждением содержания, заучивание стихов. Наряду с известными сказками («Три поросенка», «Колосок») и литературными произведениями («Воробьишко» М. Горького, сказки Г. Х. Андерсена) можно начинать читать отрывки из «толстых» книг («Винни Пух и все-все-все» А. Милна). Не следует ограничиваться только чтением. Надо начинать осваивать пересказ. Сначала по вопросам, а потом и самостоятельно. При этом следует обращать внимание на грамматически правильное построение предложений.
Значительно расширяют кругозор беседы на различные темы, описание доступных пониманию ребенка картин известных художников.
4. Социализация
Постепенно усваивая этические нормы, четырехлетки стараются соблюдать правила поведения в обществе. При этом они должны уметь следующее:
- оценивать поступки сверстников (хорошо – плохо);
- понимать значение слов, обозначающих эмоции (радость, грусть);
- брать на себя какую-либо роль в игре;
- соблюдать правила игры;
- иметь представление о некоторых профессиях, изображая их представителя в сюжетно – ролевой игре.
5. Изобразительная деятельность
К четырем годам дети освоили навык владения карандашом, фломастерами и кистью. Они умеют изображать форму предмета (круглая, квадратная), подбирать цвет. Малыши могут изображать несколько предметов, объединенных единым сюжетом (неваляшки танцуют, заснеженные деревья в лесу). На изображенных предметах появляются детали. При этом формируется и понятие о композиции: что главное и второстепенное в рисунке.
В дальнейшем перед юным художником встанут новые задачи: научиться изображать фигуры в движении (птичка подняла крылья, лиса бежит за зайцем, Снегурочка танцует).
Раскрашивая картинки, ребенок этого возраста должен не заходить за края контура рисунка.
ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Замысел рисунка может измениться в ходе творческой деятельности малыша. Подчас фантазия юного живописца заходит так далеко, что лучше своевременно предложить завершить процесс и отправить творение на вернисаж.
Любят дети заниматься аппликацией из готовых форм: «Украсим елочку шарами и флажками», «Засолим в банке огурцы», «Украсим кукле платье».
На занятиях лепкой малыши могут раскатывать шары и колбаски, соединять детали друг с другом, получая целостное изображение (снеговики, морковки). Они способны производить прищипывание и вытягивание деталей (ушки у котенка, клюв у курочки), а также сглаживать вылепленные поверхности. Используется для лепки соленое тесто, глина, пластилин.
6. Конструирование
Четырехлетки способны самостоятельно задумать и осуществить постройку из строительного материала, бумаги, природного материала. Следует начинать проводить занятия с безопасными ножницами по вырезанию фигурок, различных деталей для поделок.
7. Музыкальное творчество
Четырехлетние малыши обычно проявляют интерес к музыке, желание слушать и исполнять. Они узнают знакомые мелодии и называют их. При прослушивании музыки они могут определить, грустная она или веселая, громкая или тихая, быстрая или медленная.
Они с удовольствием поют детские песенки. С большим энтузиазмом танцуют под музыку или пение взрослого, выполняя движения по тексту песни. Очень любят отбивать ритм музыки на шумовых музыкальных инструментах: ксилофоне, барабане, маракасах.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Поскольку для дошкольников основной деятельностью является игровая, начиная занятие, нельзя говорить малышу: «Давай позанимаемся»! Надо говорить: «Давай поиграем». Обучение происходит в процессе игры.
ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Если вы заметили, что малыш отстает в развитии от других детей – это серьезный повод обратиться к педиатру или детскому неврологу. Тянуть нельзя. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше вероятность, что малыш догонит своих сверстников.
8. Игры
Игры дошколят подразделяются на:
- сюжетно-ролевые;
- дидактические;
- подвижные;
- театрализации.
В сюжетно-ролевых играх каждый берет на себя определенную социальную роль. Это игры на бытовые темы: «Семья», «День рождения куклы», «Наша любимая сказка» и другие. Подражая взрослым, ребята копируют жизнь общества и обучаются этическим нормам. Дети могут заиграться. Продолжительность игры достигает 40 – 50 минут.
Дидактические игры развивают память, внимание, интеллект, аналитические способности. К дидактическим играм относятся различные сортировщики предметов по цвету, размеру и форме; пазлы, парные картинки, «Танграм», «Узнай, что в мешочке», «Кто что слышит», «Чего не хватает» и множество других. Выбирая дидактическую игру, следует обращать внимание, для какого возраста она рекомендована.
Подвижные игры развивают такие качества, как ловкость, смелость, быстрота реакции, умение следовать правилам. Для четырехлеток это игры «Воробышки и автомобиль», «Зайцы и лиса», «У медведя во бору», ловишки, прятки и другие.
Театрализация – это обыгрывание сюжетов любимых сказок, мультфильмов. Они развивают творческие способности ребенка.
9. Режим дня
Ребенок, достигший возраста 4 лет, имеет более сбалансированную нервную систему, чем младший дошкольник. Ему достаточно двух часов дневного сна.
Целый час можно посвятить развивающим занятиям в утреннее время (2 занятия по 20 минут с перерывом). Не стоит уделять занятиям длительное время, иначе мозг ребенка может переключиться на режим торможения, и малыш мало что усвоит из такого «урока». В течение дня следует совмещать сложные занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и элементарной математике с занятиями творческой деятельностью. Это требование связано с необходимостью не перенапрягать мозг ребенка.
7.30 | пробуждение, гигиенические процедуры |
8.00 | утренняя зарядка |
8.30 | завтрак |
9.00 | развивающие занятия |
10.00 | прогулка |
11.15 | свободные игры, подготовка к обеду |
12.00 | обед |
12.30 | подготовка к дневному сну |
12.45 | сон |
14.45 | просмотр мультфильмов, игры, общение с взрослыми |
15.30 | полдник |
16.00 | прогулка |
18.30 | игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме |
19.00 | ужин |
19.30 | общение с взрослыми, чтение книг, игры |
20.30 | водные процедуры, подготовка ко сну |
21.00 | ночной сон |
10. Питание
Режим питания остается четырехразовым.
I вариант: завтрак, обед, полдник, ужин.
II вариант: завтрак, второй завтрак, обед, ужин.
Первый прием пищи – примерно через час после подъема. Последний – за час до отхода к ночному сну.
По-прежнему в рационе малышей первое место занимает молоко. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные продукты. Мясные бульоны готовятся на второй воде.
Общий объем съедаемой пищи за сутки не должен превышать 1500 – 1800 г.
Таблица 2. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 4 года с указанием массы порции в граммах
День недели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
Понедельник | каша пшенная молочная – 200; напиток – 200; хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10. | салат из овощей – 50; суп овощной – 200; рыба отварная- 60; картофельное пюре с зеленым горошком – 60/20; компот – 150; хлеб ржаной – 50. | молоко с кукурузными хлопьями – 150/30. | рагу овощное – 200; кефир -150; хлеб пшеничный с творожком – 30/40; ягоды (фрукты) – 100. |
Вторник | каша геркулесовая молочная – 200; напиток – 200; хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10. | щи мясные – 200; тефтели мясные с подливой – 120/20; салат из свеклы -50; фрукты свежие – 100; хлеб ржаной – 50. | морковь тертая со сметаной – 70/10; кефир – 150; булка с повидлом – 50/20. | голубцы (кабачки фаршированные) – 100; молоко – 150; булка с маслом и медом – 30/5/10. |
Среда | сосиски детские – 50 тушеная капуста – 100; напиток – 200; булка с маслом и джемом – 30/5/10. | салат из свежих огурцов – 50; суп фасолевый (гороховый) на мясном бульоне – 200; курица отварная – 60; каша гречневая – 60; кисель клюквенный – 150; хлеб ржаной – 50. | ватрушка (пирог) – 80; молоко – 150. | запеканка картофельная с яйцом – 120; кефир – 200; хлеб пшеничный с маслом – 30/5; яблоко – 100. |
Четверг | каша «Дружба» молочная – 200; напиток – 200; хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10. | суп молочный с лапшой – 200; шницель рубленый – 70; овощи тушеные – 80; морс – 150; хлеб ржаной – 50. | молоко – 150; булочка – 50. | запеканка творожно-манная со сладкой подливой – 100/35; напиток – 200; хлеб пшеничный с маслом – 30/5; фрукты – 100. |
Пятница | омлет с зеленым горошком – 12050; напиток – 200; хлеб пшеничный с маслом – 30/5. | салат из свежих овощей – 50; рассольник н |