История развития правового статуса ребенка

История развития правового статуса ребенка thumbnail

В июне отмечается ряд праздников, приуроченных защите прав детей: Международный день защиты детей (01 июня), Международный день невинных детей-жертв агрессии (04 июня) и День защиты детей Африки (16 июня). В дни празднования предлагаю вспомнить эволюцию института защиты прав ребенка как в России, так и за рубежом.

При подготовке материалов мы используем только проверенные источники информации

Историко-правовой анализ возникновения и развития защиты прав ребенка имеет важное как теоретическое, так и практическое значение, проявляющееся как в семейном праве, так и в смежных отраслях права. До принятия христианства на Руси была признана власть обоих родителей над детьми, существовало право родителей отдавать детей в рабство. С принятием христианства на Руси (988г.) отношение к детям изменилось, на положение которых стали влиять церковные каноны, христианская семейная мораль и древнерусское право.

В источниках права Древней Руси первое упоминание о правах ребенка содержится в Русской Правде, разграничившей «детей господина» и «рабьих» детей. По Русской правде, незаконнорожденные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Дочери бояр и дружинников имели право наследования, а у смердов наследовать могли лишь сыновья, при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. Наследственная масса делилась между сыновьями поровну, но младший сын имел преимущество – он получал двор отца. Древнерусское право заимствовало из византийского права правило о приеме стороннего в составе семьи через усыновление, которое изначально рассматривалось как «способ защиты осиротевшего ребенка, позже это переросло в желание иметь наследника».

Следующий этап становления института прав ребенка приходится на период образования русского централизованного государства (XV-XVII вв.), зафиксирован в Судебниках 1497 и 1550 гг., Стоглаве 1551г.,  Домострое (XVI в.).

Во времена Петра I статус внебрачного ребенка предопределялся статусом матери, но отец должен был принимать участие в обеспечении ребенка[1]. За внебрачными детьми закреплялись не все права, которые предусматривались за детьми, рожденными в браке, к примеру, закон их ограничивал в праве наследования после смерти отца.

Можно отметить уменьшение абсолютизма родительской власти в рассматриваемый период. Петр I снизил срок отдачи детей своими родителями внаем пятью годами, воспретил против воли детей: отдавать в монастырь, женить, отдавать замуж. Петр I Указом от 20 января 1714 г. закрепил контроль на заключение брака в отношении тех лиц, «которые ни в науку, ни в службу не годятся, жениться и замуж идтить не допускать». При Петре I устанавливается за детьми признание личных прав.

Право ребенка на опеку, которая была известна еще со времен Древней Руси, признавалось и в XVIII в. при Екатерине II. Указ от 1775 г. более подробно регламентировал опеку, установил различия между опекой и попечительством по возрастному критерию: до 14 лет – опека, с 14 до 21 – попечительство, предусмотрел систему органов опеки. Этим Указом также устанавливались лица, которые не могут быть опекунами, и, в отличие от Русской Правды, опекун, помимо управления имуществом сироты, выполнял еще воспитательную функцию. При установлении опеки соблюдался сословный принцип. Эпоха правления Екатерины II ознаменовалась расширением прав ребенка. При Екатерине II функционировала  система учреждений для детей-сирот: учреждались специальные государственные организации – воспитательные дома для оставшихся без семьи, брошенных родителями детей.

Следующим рубежным ‏этапом ‏вполне ‏обоснованно ‏можно назвать‏ создание‏ ювенальной ‏ юстиции в ‏Российской ‏империи, т.е. специальных судов ‏по ‏делам ‏несовершеннолетних. Далее можно выделить советский период, который был в первую очередь связан с ликвидацией ювенальных судов и построением целой системы социального обеспечения и охраны материнства и детства.

Впервые вопросы, связанные с актуальными проблемами детства, были подняты на международном уровне  женщинами в 1925 году, на Всемирной конференции, которая проходила в Женеве. Международный день защиты детей учрежден в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин, впервые отмечался  01 июня в 1950 году.

На международном уровне в целях обеспечения детям счастливого детства, их прав и свобод, которые должны быть использованы на их собственное благо и благо общества, приняты Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года.

Читайте также:  Семенченко п 399 задач для развития ребенка

Российское законодательство о правах несовершеннолетних включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года и пр. Также к защите прав несовершеннолетних в России относятся отдельные нормы СК РФ,  ГК РФ, ТК РФ.

Итак, на современном этапе основными гарантиями прав детей являются право на семью, образование, охрану здоровья и ряд других.

Список источников:

  1. Владимирский -Буданов М. Ф.Обзор истории русского права. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. — 800 с.
  2. Домосторой / Издание подготовили В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2000.
  3. Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практическое пособие. – Москва: Проспект, 2010. – 160с.
  4. Невзоров А. С. Опека над несовершеннолетними. Ревель. 1892.
  5. Неволин К. А. История российских гражданских законов. Т.1. СПб., 1851.  
  6. Нечаева А.М. Охрана прав детей в России (историко-правовой аспект). М., 2001.
  7. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е. Ю. Ляпина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 231с.
  8. Романенкова Е.Н. История отечественного государства и права. Конспект лекций: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2011. – 96 с.
  9. Трошкина О. Н. Социально-правовая защита несовершеннолетних в России / Журнал Модернизация образования, 2012 г. №1.

[1] Семейное право: Учебник под ред. П.В. Крашенинникова.

Источник

Особое внимание необходимо уделить изучению правового положения несовершеннолетних в период с 1917 г. до начала 90-х, поскольку социалистические преобразования в России отразились в семейных отношениях, на воспитании детей. Прогрессивное европейское общество конца XIX, XX век называло «веком ребенка», но мировые события ушедшего двадцатого столетия ввергли детское население России и Западной Европы в пучину бедствий, голода, нищеты, нравственного страдания и физического истребления. Не могло не сказаться на детях и «революционное брожение», когда в центре внимания взрослых граждан была политическая борьба, а думать о детях считалось не главным делом.

История права знает проект малоизвестной Декларации прав ребенка 1918 г., послужившей прообразом Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 года. Автором Декларации о правах ребенка являлся К.Н. Вентцель, русский теоретик, педагог, так называемого свободного воспитания, почти на семьдесят лет, опередивший свое время. К.Н. Вентцель, считал, что «в детях скрыты все величайшие возможности», и что младенец «это естественный зародыш и зерно всех свобод». В проекте он четко сформулировал основные социально-экономические, политические и экономические права и свободы ребенка. Приведем некоторые из них. Так, например:

« каждый ребенок независимо от социального положения родителей имеет право на существование, то есть ему должна быть обеспечена определенная сумма жизненных условий; забота об этом лежит на родителях, обществе в его целом, на государстве;

каждый ребенок любого возраста – есть определенная личность. Ни в коем случае он не может считаться ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства;

каждый ребенок любого возраста имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями;

каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований, то есть право на воспитание и образование, сообразно с его индивидуальностью. (При этом оно обеспечивается бесплатными воспитательными и образовательными учреждениями);

ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или иного воспитательного или образовательного учреждения. Воспитание и образование во всех его ступенях являются свободным делом ребенка; каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет в разрез с его индивидуальностью».

Для того чтобы был контроль за соблюдением прав ребенка, К.Н. Вентцель предлагал создать специальный фонд, финансовые средства которого формировались бы за счет специального налога или отчислений из государственных средств. К сожалению, идеи К.Н. Вентцеля не смогли реализоваться, поскольку России требовалось сначала установить основы экономического строя и потом уже создавать правовые преобразования семьи. Но государство по политическим соображениям не собиралось оставлять без внимания семью и воспитание ребенка особенно после того, как произошло отделение церкви от государства. Теперь отношения родителей и детей будут регулироваться светским законодательством. В этом направлении Советское государство, прежде всего, ликвидировало понятие «родительская власть» в Декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», и установило взаимные права и обязанности родителей и детей.

Читайте также:  Домашний центр развития ребенка

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 года несколько расширили текст Декрета от 18 декабря 1917 г. Права законных и незаконнорожденных детей в отношении родителей и их родственников были полностью уравнены (ст.133 Кодекса). В соответствии со ст.140 Кодекса, мать внебрачного ребенка не позднее, чем за три месяца до родов, могла подать заявление об установлении отцовства.

Опека предусматривалась и трактовалась первым семейным кодексом исходя из политических мотивов, когда родители воспитывают детей: «В духе, не соответствующим началам коммунизма, внушая детям вражду к коммунизму и развивая в детях контрреволюционные устремления».

Опека приобретает черты публичности. Быть опекуном считалось почетной обязанностью, а опекунство рассматривается в качестве должности, на которую назначал орган опеки и попечительства. Согласие опекуна на «должность» не требовалось.

Вопросы содержания детей определялись ст.132 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Так, супруги наделялись правом установить соглашение и в нем определить, кто и в какой мере будет содержать детей. Судья, вынося постановление о разводе, одобрял и соглашение, придавая ему, таким образом, силу судебного решения. Однако, такое соглашение могло нарушать интересы ребенка, тогда, он имел право взыскать алименты с каждого из родителей на общих основаниях, что следовало из ст.166 названного Кодекса. Если соглашение отсутствовало, спор разрешался в исковом порядке (ст.133 Кодекса). Алименты устанавливались судом в твердой денежной сумме (ст.130 Кодекса).

«В результате продолжающихся социально-экономических потрясений нищета стала все больше проникать в семью, отравлять в буквальном смысле слова жизнь родителей и детей». Понятно, что требовалась корректировка действующего законодательства. Так, в 1923 году началась работа над созданием нового кодекса. В 1925 году проект нового кодекса вынесли на всенародное обсуждение, поскольку с первого раза проект не был принят. Ведение в действие нового Кодекса законов о браке, семье и опекеосуществилось 1 января 1927 года.

Установление отцовства внебрачного ребенка производилась матерью после рождения ребенка без всяких доказательств. Ею составлялось заявление, на основе которого и производилась запись об отце. Отца ставили об этом в известность, после чего он мог обжаловать такую запись в суде в течение одного года.

На родителей по политическим соображениям в стране «смотрели исключительно как на воспитателей, как на опекунов детей, которые в силу закона призывались к исполнению этих обязанностей впредь до того момента, пока их не находили нужным заменить другими людьми».

Большое значение уделяется, как и прежде опеке (попечительству) над несовершеннолетними, а круг лиц-опекунов сужался. Статья 7 п. «а» Кодекса законов о браке, семье и опеке 1927 г. не давала возможности быть опекуном лицу, которое лишено избирательных прав. Помимо этого сюда относилась категория лиц, записанная в статье 65 Конституции РСФСР 1918 года, то есть опекунами не могли быть:

– лица, прибегающие к наемному труду с целью увеличения

лица, живущие на нетрудовой доход, как, то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления от имущества и т.д.

частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

– служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома.

При анализе семейного законодательства, становится заметно, что государство активно вмешивается в семейные отношения, поскольку «социалистическое государство оставляет за собой, весьма, значительную сферу прямого и активного вмешательства в семейные отношения. Оно отвергает взгляд на отношения между полами, как на отношения индивидуалистические, личные, нейтральные для общества и государства. Государство кровно заинтересовано в каждом индивидуальном семейном отношении, оно диктует, властно указывает, определяет условия, гарантирующие интересы коллектива, обеспечивающие выполнение долга по отношению к коллективу».

Читайте также:  Изучение особенностей нравственного развития ребенка

В период второй мировой войны были приняты: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года «Об усыновлении». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» всячески запрещал устанавливать отцовство и усложнял процедуру расторжения любого брака, даже если речь шла о другой, фактически сложившейся семье, где уже росли совместные дети.

В итоге и не возникало право на получение алиментов от фактического отца. Статья 4 Указа давала возможность женщине, не состоящей в браке, право поместить рожденного ею ребенка в детское учреждение на воспитание за государственный счет. В итоге «был открыт путь к безответственному отношению к родительским правам и обязанностям и к формированию не одного поколения детей, выросших, по общему правилу, ущербными физически и нравственно… ? налицо парадокс, пустивший глубокие корни, создавший благоприятную почву для всякого рода неблагополучия в физическом и нравственном развитии будущих поколений».

В 1968 году принимается общесоюзный семейно-правовой акт – Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и республик, на базе которых были разработаны семейные кодексы союзных республик, которые ни в чем не расходились с Основами. Таким образом, появляется 30 июля 1969 года Кодекс о браке и семье РСФСР. Согласно этому нормативному акту, установление отцовства осуществлялось в двух формах:

добровольной (на основании письменного заявления отца и матери ребенка);

в форме судебного порядка, (на основании установления следующих обстоятельств: совместного проживания ответчика с матерью ребенка и ведение совместного хозяйства до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ребенка и другие доказательства).

Дальнейшие тенденции развития института защиты прав и законных интересов несовершеннолетних прослеживаются в ряде указов. Так, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 г. «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей», судья наделялся возможностью рассматривать спорные дела об алиментах единолично, в административном порядке, без возбуждения гражданского дела.

Указом Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 г., в ч.2 ст.68 Кодекса о браке и семье РСФСР были внесены дополнения об уменьшении размера алиментов по любым причинам, которые будут признаны судом уважительными, а также устанавливался минимальный размер алиментов, подлежащих взысканию на несовершеннолетних детей. Минимальный размер алиментов был отменен лишь в декабре 1994 года.

Наконец, Закон СССР от 22 мая 1990 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» вносит изменения в Основы законодательства о браке и семье, расширяя права несовершеннолетних. Так, им предоставлялась возможность обращаться за защитой в органы опеки и попечительства в случае злоупотребления родительской властью.

Второй этап периодизации правового статуса несовершеннолетних отмечен следующим моментом. Родителей государство признавало «временными» воспитателями или опекунами и за ненадлежащее воспитание детей, которое не соответствовало духу коммунизма, заменяло их другими, более «надежными элементами», соответствующими проводимой политики. Императивно вмешиваясь в семью – «святая святых», ставя государственные интересы превыше семейных, государство, предприняв попытку установления контроля за ней с целью сделать ее послушной государственной политике, само и не осознавая происходящего, разрушало ее. Однако, в итоге, семья доказала свою жизнеспособность, и приспособляемость к внешним обстоятельствам.

Таким образом, ребенок в рассматриваемый нами период из объекта родительской власти «превратился» в объект государственной политики, поэтому попытки создать детское право, где ребенок стал бы субъектом общественных отношений, не увенчались успехом.

Стало быть, семейное законодательство в конце ХХ века требовало дальнейшего совершенствования. Реформирование сферы регулирования и охраны прав несовершеннолетних произойдет с присоединением России к Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и провозглашении приоритета действия ее принципов. И как показывает время, Государственной Думой в 1994 году создается рабочая группа по подготовке Семейного кодекса РФ (Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г.),в который войдут конвенционные нормы по защите прав ребенка.

Источник