История развития прав ребенка россии

История развития прав ребенка россии thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важнейшей гарантией гармоничного развития общества на пути формирования правового государства является обеспечение прав несовершеннолетних. Значительные изменения в общественно-политической жизни и экономическом развитии России требуют совершенствования всех общественных отношений. В первую очередь это относится к отношениям, обеспечивающим личную безопасность несовершеннолетних граждан, защиту их жизни, здоровья, личные права и свободы, как этого требует Конституция Российской Федерации[7].

История развития прав несовершеннолетних уже неоднократно привлекала внимание исследователей[8]. В данной статье предпринята попытка соединить исследования системы ювенальной юстиции[9], международной[10] и национальной систем защиты прав детей[11] для формирования полной, объективной картины данного правового института.

Человеческое общество на ранних этапах своего развития относилось к слабейшим своим членам, в том числе и к несовершеннолетним, по-разному. “Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей (видимо, используемых в качестве пищи в голодные годы) и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой… Безусловно, полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным…”[12] – пишет Г.П. Медведев.

Позднее общество нашло применение подрастающему поколению. Это происходит тогда, когда человечество научилось добывать огонь и возникла необходимость его сохранения, и тогда несовершеннолетним наряду с женщинами поручалось охранять очаг – источник жизни. “Постепенное усложнение труда повлекло за собой необходимость обучения подрастающего поколения приемам профессиональной деятельности, передачи трудовых навыков и хитрости охоты…”[13].

В итоге общество перешло от инстинктивного к осознанному пониманию необходимости защиты и воспитания своих будущих членов. А когда появились нормы права, то, понятно, возникла необходимость их применения в отношении младших членов общины[14].

В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста. Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II – I вв. до н.э., 3-я книга, § 1) называет институт отцовской власти “ius proprium civium romanorum” (строго национальным институтом римских граждан).

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г.[15] за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. “Домострой” рекомендует в этом случае “биение жезлом и сокрушение ребер”. Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 г. предписывало “бить их кнутом нещадно”.

В петровские времена родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь. Таким образом, можно констатировать улучшение положения детей.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 г., хотя начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX в. если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).

Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (ст. 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь. В XIX в. такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.

В Своде законов Российской империи (ст. 161 Законов гражданских) было записано, что “власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых”. Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.

Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.

Особую роль в вопросе прав несовершеннолетних традиционно играло правосудие. Становление и развитие уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории происходило неодинаково. В России до XVII в. не было гарантий защиты прав данной категории лиц. Уместно упомянуть работу Бычкова, одну из немногих рассматривающих данный институт всесторонне и полно[16].

В начале XVIII в. одной из гарантий защиты прав несовершеннолетних являлся запрет пыток в их отношении (ч. 10 главы 6 Краткого изображения процессов и судебных тяжб 1715 г. [17]), но возрастные границы не указываются.

Впервые об особом статусе малолетних и несовершеннолетних по вопросу применения наказания говорится в ст. ст. 143 – 150 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.[18]. В данном документе гарантируется смягчение наказания несовершеннолетним либо освобождение от наказания несовершеннолетних в зависимости от возраста и от тяжести совершенного преступления.

В XX в. были зафиксированы небывало высокие темпы преступности молодежи и подростков. Поэтому в конце XIX в. прогрессивные юристы Европы и Америки подняли голоса в защиту детей и подростков, поставили вопрос о необходимости создания для них специальных судов. В России специализированные суды по делам несовершеннолетних были созданы в 1910 – 1917 гг.

Первый такой суд начал действовать еще в 1910 г. в Санкт-Петербурге[19]. Суды для несовершеннолетних просуществовали в России недолго. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Декретом от 14 января 1918 г. суды для несовершеннолетних были упразднены.

После издания Постановления ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. в Москве и ряде других городов СССР дела о преступлениях несовершеннолетних были переданы в ведение общих судов с созданием специальных камер (участков) для рассмотрения дел подростков до 16 лет. Однако специальные камеры (участки), созданные при общих судах, просуществовали недолго, так как были упразднены Законом “О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик” от 16 августа 1938 г. (ст. 5), вводившим унифицированные организационные формы судебной деятельности страны.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. “О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности” в целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних[20].

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: “Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой”[21].

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей[22]. При всей своей краткости эта Декларация заложила основополагающие начала, имеющие принципиальный характер.

Следующим документом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних, является Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях[23].

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 г. Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 г., Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 г., касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

В настоящий момент 193 страны либо подписали Конвенцию о правах ребенка 1989 г., либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР – 13 июня 1990 г.), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г.[24]. В 1996 г. по инициативе Франции 20 ноября, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно отмечать как День прав ребенка.

В 1991 г. был создан Комитет ООН по правам ребенка. Это международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области защиты прав детей.

В 1992 г. Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад. В январе 1993 г. Комитет принял “Заключительные замечания”, в которых, в частности:

– рекомендовал государству-участнику провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отражения правосудия в отношении несовершеннолетних;

– выразил озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения и рекомендовал активно развивать альтернативные формы ухода за детьми, заменяющие уход в интернатных учреждениях;

– выразил озабоченность случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предложил “разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними”.

Все перечисленные рекомендации и выражения озабоченности Комитет ООН по правам ребенка был вынужден повторить в 1999 г. в “Заключительных замечаниях” Комитета на второй Государственный периодический доклад РФ. Третий периодический доклад России был представлен в конце 2002 г. Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, Россия, безусловно, стремится к исполнению своих международных обязательств.

Итак, завершая краткий обзор истории прав несовершеннолетних, следует отметить, что любое сравнительное исследование, в котором речь идет об изучении юридических институтов, должно включать в них исторически-правовой анализ, оценку исторического пути развития. Применение исторического подхода способствует полноте изучения взаимосвязи институтов правосудия по делам несовершеннолетних, их преемственности и противоречий. Лишь при таком подходе можно ожидать определенных позитивных результатов, сравнения и использования их для выработки модели правосудия, приближающейся к оптимальной. Бедственное положение несовершеннолетних в современной России еще больше усугубляется и ввиду того, что отечественное законодательство до настоящего времени в должной мере не гарантировало им надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых: в семье, в воспитательных учреждениях, обществе. Недостаточно разработаны также правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Остается надеяться, что обращение к истории позволит с большей эффективностью решать указанные проблемы.

Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5489; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Права детей в истории России

Проект „Право в истории России“ Выполнил: Ученик 7С класса Данильченко Владис...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Проект „Право в истории России“ Выполнил: Ученик 7С класса Данильченко Владис

Описание слайда:

Проект „Право в истории России“ Выполнил: Ученик 7С класса Данильченко Владислав Руководитель: Н.Л. Дацко

2 слайд

Цель проекта: формирование правовой культуры у несовершеннолетних детей; пони

Описание слайда:

Цель проекта: формирование правовой культуры у несовершеннолетних детей; понимание важности соблюдения своих прав и прав других людей

3 слайд

Задачи проекта: представить информацию о том, как развивались права детей от

Описание слайда:

Задачи проекта: представить информацию о том, как развивались права детей от Древней Руси до наших дней в плакатах; изложить собранный материал доступным языком для восприятия учащихся 7-11 классов; воспитывать уважение к правам и обязанностям человека.

4 слайд

Путь человека к нынешнему понимаю прав человека был тернистым и долгим. Пока

Описание слайда:

Путь человека к нынешнему понимаю прав человека был тернистым и долгим. Пока не было государства и законов, права человека существовали в виде нравственных возможностей (разрешений, одобрений, поощрений). Они играли важную роль в жизни человека, но к правовым нормам отношения не имеют.

5 слайд

Первым шагом в числе тех, что приблизили торжество прав человека, было принят

Описание слайда:

Первым шагом в числе тех, что приблизили торжество прав человека, было принятие королем Англии Иоанном I Безземельным английской Великой хартии вольностей в 1215 г., провозглашавшей некоторые привилегии рыцарства. В определенной степени гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения (XIV – XVI в.в.) легло в основу идеологии прав человека.

6 слайд

История развития прав ребенка россии

7 слайд

История развития прав ребенка россии

8 слайд

Законопроекты о введении свободы вероисповедания, гражданского равноправия; Р

Описание слайда:

Законопроекты о введении свободы вероисповедания, гражданского равноправия; Реформа об улучшении быта рабочих;

9 слайд

17 октября 1917 года император Николай II выражал свою волю «даровать населе

Описание слайда:

17 октября 1917 года император Николай II выражал свою волю «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности».

10 слайд

История развития прав ребенка россии

11 слайд

История развития прав ребенка россии

12 слайд

История развития прав ребенка россии

13 слайд

История развития прав ребенка россии

14 слайд

История развития прав ребенка россии

15 слайд

История развития прав ребенка россии

16 слайд

История развития прав ребенка россии

17 слайд

История развития прав ребенка россии

18 слайд

История развития прав ребенка россии

19 слайд

История развития прав ребенка россии

20 слайд

История развития прав ребенка россии

Выберите книгу со скидкой:

История развития прав ребенка россии

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

История развития прав ребенка россии

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

История развития прав ребенка россии

Курс повышения квалификации

История развития прав ребенка россии

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-988739

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Права ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок – это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношение рабства, детского труда, торговли детьми.

В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста.

Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Самостоятельным лицом был только отец; сыновья и дети были лицами чужого права. Власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти, которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры – 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело, прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.

Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки. Право выбрасывать новорожденных детей, по сообщению Дионисия Галикарнасского (30 год до н.э.), было запрещено (кроме случаев явного уродства) уже Ромулом. Но вероятно, в этом сообщении имеется в виду только веление обычая и религии, а не права, т.к. существовало и в более позднюю эпоху и окончательно будет уничтожено только в период империи.

Наконец, рядом указов императора Константина у отца было отнято право «жизни и смерти» ребенка – сыноубийство стало приравниваться к убийству. Ограничивается при Константине наказанием провинившегося сына. За произвольное убийство домочадца назначается смертная казнь, как за убийство кровного родственника. В 395 году власть домовладыки наказывать подвластных вообще ограничивается только воспитательными целями, а применение суровых мер запрещается.

Положение детей в семье было различным в северной и южной частях Франции. В стране обычного права (XVI-XVII века) родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми. В период позднего средневековья отец даже получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

Средневековое право Германии (Салическая правда, V-VI века нашей эры) закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая скорее строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по достижении ими 14 лет.

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало «бить их кнутом нещадно».

Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело в этом случае по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вдавался. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить ребенка к порке кнутом. Родители имели право отдавать детей в холопство; несмотря на осуждение церкви, практиковалось и пострижение их в монахи.

В петровские времена родительская власть смягчается – родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).

Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (статья 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.

В XIX веке такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.

Источник