Истории развития ребенка дошкольного возраста

Истории развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Наряду с данными наблюдений и экспериментально-психологического обследования ребенка важнейшим источником информации, необходимой для оценки хода его психического развития, является история развития ребенка. В литературе по вопросам консультирования история развития ребенка все чаще называется психологическим анамнезом.

Как известно, анамнез – понятие медицинское, в узком смысле слова обозначающее историю развития болезни. В более широком значении анамнез включает не только данные о начале и развитии заболевания, сообщаемые больным (или его близкими), но и сведения об условиях его жизни, работы и т. д. Медики выделяют личный и семейный анамнез, анамнез пренатального периода, периода новорожденности и т. д. в зависимости от того, кто сообщает сведения и к какому периоду развития они относятся. Таким образом, если о собственно анамнезе уместно говорить в связи с наличием аномалий или заболеваний, то понятие «психологический анамнез» свободно от обязательной связи с болезненным процессом и употребляется как синоним понятия «история индивидуального психического развития ребенка».

В целях учета возрастных закономерностей процесса психического развития ребенка в основу психологического подхода к сбору и систематизации анамнестических данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации. По этой схеме характеристика каждого этапа развития опирается на общую структуру возраста, включая, таким образом, описание особенностей социальной ситуации развития ребенка, квалификацию развития деятельности, оценку уровня развития познавательной деятельности и личности ребенка (на основе показателей важнейших психологических новообразований).

Одна из существенных трудностей, возникающих при составлении психологического анамнеза, связана с необходимостью опираться на те данные, которые сохранились в памяти родителей. Как правило, многие особенности поведения, занятий, черты характера ребенка, а также обстоятельства семейной жизни, отдельные яркие эпизоды, обнаруживающие характерные реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. Однако воссоздание в ретроспективном плане специфических для каждого возрастного этапа характеристик психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех или иных новообразованиях, обычно оказывается крайне ограниченным. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка.

Составляя историю психического развития ребенка, консультанту важно установить не только систему объективных условий и обстоятельств жизни ребенка, но главным образом характер и степень их влияния на него!!! Переживание одних и тех же обстоятельств разными детьми или даже одним и тем же ребенком, но в разном возрасте нередко может быть совершенно различным в зависимости от возрастных возможностей понимания, осмысливания их ребенком, от сложившихся у него потребностей, привязанностей, взаимоотношений и т. д. Т.о., практически все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попытку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее -характер и средства приспособления к тем или иным трудностям.

В анализе истории развития ребенка определенное место должно быть отведено также установлению стрессовых (в терминах психиатрии – психогенных) факторов и факторов риска нервно-психических заболеваний. К числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят: разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи или близкого человека, появление новых членов семьи (отчима, мачехи и т. д.), неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, тяжелые соматические заболевания, хронические болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства, чужое окружение за рамками семьи (язык, культура) и др..

Истории развития ребенка дошкольного возраста

Особого внимания требуют хронические, постоянно действующие факторы, среди которых в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания. Разумеется, психологу-консультанту важно выявить не само по себе наличие перечисленных факторов в психологическом анамнезе, а индивидуальную реакцию и механизм их влияния на формирование личности ребенка.

Рассмотрим схему составления истории развития ребенка, включающую основные вехи этого процесса, признаки, имеющие важное диагностическое значение. Строится данная схема по возрастному принципу (за исключением трех первых разделов, включающих сведения общего характера).

I. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст па момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования

и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).

II. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить медицинское заключение; соответственно сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом.)

III. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

IV. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные – логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

V. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

Читайте также:  Таблица развития зрения у ребенка

VI. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальныезапреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Проявляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

VII. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

VIII. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Приведенный перечень вопросов для составления истории развития ребенка является не более чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (например, близнецовой ситуации или наличия в семье нескольких детей разного возраста и т. д.).

Завершая беседу с родителями по поводу истории развития ребенка, целесообразно вновь вернуться к беспокоящим их особенностям его поведения. Теперь можно попытаться более конкретно выяснить: в чем они видят проблему; с чем связано нежелательное поведение ребенка; что они уже предпринимали и что предпринимают в данное время для устранения проблемы; какова, по их мнению, их собственная роль в возникновении и сохранении трудностей ребенка? При достаточно хорошем контакте психолога с родителями изложение жалоб последними в конце беседы становится, как правило, не только более точным и подробным, но и более откровенным, чем при первичном приеме.

Значение психологического анамнеза.

Во-первых, вместе с результатами обследования он необходим для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или проблем ребенка (особенно важно избежать предвзятого, «зауженного» видения проблемы под влиянием конкретных жалоб родителей).

Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятности условий развития ребенка, часто нельзя однозначно оценить результаты психологического обследования ребенка, потенциал его развития в целом.

Источник

Дошкольный возраст (от 2,5 до 5 лет) – прекрасный период в жизни ребенка. В младенческом возрасте он научился доверять своим родителям. Когда он научился ходить, он стал немного самостоятельнее. В дошкольном возрасте ребенок использует доверие и независимость, чтобы исследовать новые форматы игры (например, игру на воображение) или новую обстановку (например, детский сад).

Дошкольникам нужно научиться делать собственный выбор и чувствовать удовлетворение от этого. Как сказал известный американский психолог Эрик Эриксон, «главная задача дошкольного возраста – научиться проявлять инициативу социально приемлемыми способами».

Стиль мышления и обучения детей дошкольного возраста можно описать такой фразой: «У тебя есть то, что ты видишь». Дошкольники понимают окружающий мир буквально. Например, если разрезать ребенку кусок торта на четыре части, а его брату такой же кусок – на две части, ребенок будет думать, что у него в два раза больше угощения. Он будет объяснять это тем, что четыре кусочка – это больше, чем два. Дошкольник может начать дружить с другим ребенком из-за того, что у него есть что-то привлекательное (например, красивое платье или новая игрушка).

Взрослые играют важную роль в жизни дошкольника, позволяя ему проявлять инициативу и исследовать окружающий мир. Поведение взрослых, их жизненная позиция и стиль мышления влияют на развитие дошкольников. То, как они разговаривают между собой и с детьми, помогает дошкольникам развить языковые навыки. Важно, чтобы взрослые давали детям возможность придумывать себе игры. Это помогает им лучше понимать себя и окружающих, а также развивать воображение.

В этой статье мы рассмотрим основные этапы развития детей в дошкольном возрасте, а также советы о том, как родители могут способствовать их развитию. Особое внимание мы уделим таким вопросам, как игры на воображение, подготовка к школе и раннее развитие грамотности.

Развитие ребенка в возрасте 2,5-5 лет

Каждый ребенок растет и развивается в своем темпе. В разное время у него проявляются различные показатели развития. Рассмотрим показатели, которые обычно проявляются у детей в возрасте от 2,5 до 5 лет в разных сферах (физическое развитие, общение и т. д.). Показатели в списках размещены по мере их появления у ребенка – от ранних к более поздним.

Показатели физического развития

  • Ребенок развивает силу и координацию движений.
  • Ребенок лучше контролирует движения рук и пальцев.
  • Ребенок умеет завязывать шнурки.
  • Ребенок умеет застегивать пуговицы и молнии.
  • Ребенок умеет бить и ловить мяч.
  • Ребенок умеет забивать гвозди.
  • Ребенок самостоятельно одевается и обувается.
  • Ребенок самостоятельно ходит в туалет.
  • Ребенок рисует карандашами и красками.
  • Ребенок умеет вырезать ножницами.
  • Ребенок умеет нанизывать бусины на нитку.
  • Ребенок умеет прыгать на месте и запрыгивать на ступеньку или невысокую скамейку.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Обеспечьте ребенка предметами, которые будут развивать у него мелкую моторику. Это могут быть мелки, фломастеры, ножницы, паззлы, кубики, бусы, пластилин и т. д.
  • Обеспечьте ребенка предметами, которые будут развивать у него крупные мышцы. это могут быть мячи, трехколесный велосипед, скакалка и т. д.
  • Ограничьте ребенку время просмотра телевизора. Ребенок должен научиться получать удовольствие от физической активности.
  • Создайте дома обстанновку, которая будет мотивировать его к физической активности.
  • Планируйте прогулки всей семьей в местном парке.
Читайте также:  Условия нормального развития и здоровья ребенка в семье

Мышление и обучение

  • У ребенка развивается любопытство.
  • Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи.
  • Ребенок распознает буквы и цифры.
  • Ребенок понимает сходства и различия.
  • У ребенка появляется понятие времени.
  • Ребенок распознает цвета, формы и текстуры.
  • У ребенка проявляется ведущая рука: правая или левая.
  • У ребенка развивается память.
  • Ребенок начинает развивать практические навыки.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Задавайте ребенку открытые вопросы («Как ты понял, что нужно соединить эти детали паззла?»).
  • Дайте ребенку возможность экспериментировать. Например, смешивайте с ним краски разных цветов. Опускайте в банку с водой различные предметы (камешек, перо, пробку и т. д.) и предложите угадать, что из предметов утонет, а что останется на поверхности.
  • Повесьте в спальне ребенка часы. Составьте распорядок дня ребенка и повесьте его в видном месте (например, на холодильник).
  • Используя обрезки ткани разной текстуры и цветов, сшейте для ребенка одеяло.
  • Сделайте для ребенка карточки для запоминания слов. На карточках должны быть изображения животных, предметов и т. д.
  • Поощряйте ребенка рассказывать о событиях из прошлого. Например, говорите ему: «Расскажи мне о сегодняшнем дне. Чем ты занимался? С кем ты играл?»

Выражение чувств

  • Ребенок становится ласковым.
  • У ребенка развивается чувство юмора.
  • Ребенок легко вдохновляется и разочаровывается.
  • Ребенок может демонстрировать сильные чувства страха, радости, гнева, любви.
  • Ребенок может требовать к себе внимания с помощью своего поведения.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Помогите ребенку определять и выражать свои эмоции в устной форме, например: «Ты выглядишь так, как будто тебе грустно. У тебя что-то случилось в школе?»
  • Поощряйте ребенка рассказывать о своих чувствах, признайте, что это поможет вам сблизиться с ним.
  • Внимательно наблюдайте за ребенком, слушайте его и реагируйте на его эмоции.
  • Купите ребенку мягкие игрушки или куклы, чтобы он мог выражать эмоции в играх на воображение (например, утешить плачущую куклу, помирить поссорившихся плюшевых медведей и т. д.).

Осознание себя и других людей

  • Ребенок проявляет самостоятельность и играет в игры на воображение.
  • Ребенок может контролировать себя.
  • Ребенок делится игрушками со сверстниками и соблюдает очередь в играх.
  • Ребенок заводит друзей.
  • Ребенок проявляет уважение к чужим вещам.
  • Ребенок запоминает свое имя, фамилию, адрес, номер телефона, возраст и пол.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Предоставьте ребенку возможность работать самостоятельно или в небольших группах (например, поощряйте детей вместе собрать паззл или установите ребенку время, когда он должен оставаться один и читать книгу).
  • Создавайте ребенку среду для игры на воображение.
  • Давайте ребенку простую работу. Например, поручайте ему поливать цветы, вытирать пыль с мебели или убирать игрушки.

Общение

  • Ребенок начинает задавать много вопросов.
  • Словарный запас ребенка стремительно увелиивается.
  • Ребенок поддерживает более сложные беседы, чем раньше.
  • Ребенок любит придумывать и рассказывать истории.
  • Ребенок узнает в словах буквы, которые есть в его имени.
  • Ребенок пытается писать свое имя.
  • Ребенок узнает знакомые песни и мелодии.
  • Ребенок правильно формирует предложения.
  • Ребенок может улаживать конфликты со сверстниками с помощью слов.

Как родители могут помочь в развитии ребенка

  • Поощряйте ребенка задавать вопросы.
  • Общайтесь с ребенком, например, за ужином или перед сном.
  • Научите ребенка писать свое имя. Дайте ему возможность попрактиковаться в этом.
  • Купите ребенку игрушечные музыкальные инструменты (например, барабаны, шейкеры и т. д.) и позвольте играть на них.

Игры на воображение

Дошкольники любят играть, особенно, если игра включает их фантазию. Эта особенная разновидность игры называется игрой на воображение, она очень важна для развития дошкольников. По мере того, как навыки мышления развиваются в дошкольном возрасте, дети могут придумывать и рассказывать истории о том, как развивались те или иные события. Игра на воображение – это отличный способ для ребенка развивать такие навыки, как:

  • планирование. Ребенок может продумывать, где происходят воображаемые события (например, на пляже), роли (например, спасатель) и какие предметы для этого необходимы (например, свисток, ласты, спасательный жилет, пляжное полотенце и т. д.);
  • решение проблем и способность идти на компромисс, например, «Сейчас я буду спасателем и спасу вас, а в следующий раз вы сможете спасти меня»;
  • общение с помощью слов и действий;
  • выражение эмоций (например, если ребенок играет роль страшного зверя, вы можете изобразить испуг);
  • творческие способности и фантазия. Игра на воображение становится сложнее по мере того, как ребенок становится старше. Например, если раньше он играл роль рыбака, то теперь может стать исследователем подводного мира или искать сокровища на затонувшем корабле;
  • память. Ребенок имеет любимые сюжеты и разыгрывает их снова и снова.

Вы можете помочь ребенку в развитии, создавая среду, которая способствует игре на воображение. Например:

  • создайте место для игры на воображение и предоставьте для этого различные предметы: головные уборы, одежду, кухонные и канцелярские принадлежности и т. д. Выделите место, где ребенок сможет хранить реквизит для игр. Например, для одежды он может использовать старую вешалку, а для других предметов – корзину для белья;
  • поощряйте ребенка рассказывать о своих играх на воображение. Попросите его описать свою игру: кем он был? Почему он выбрал именно эту роль? Что он делал во время игры? Но не стоит задавать вопросы, когда ребенок играет. Вы можете нарушить поток его фантазии, если ему придется переключиться на объяснения;
  • играйте в игры на воображение с ребенком. Вы можете развить фантазию ребенка еще больше, если будете придумывать новые сюжеты для игр, с помощью которых будете учить ребенка новым словам;
  • играя с ребенком, следуйте его указаниям. Психологи утверждают, что дети становятся более самостоятельными, когда родители следуют их плану игры. Например, вы можете сыграть с ребенком в чаепитие, купание кукол, в ресторан, салон красоты, библиотеку и т. д.;
  • обращайте внимание на то, какие сюжеты для игр выбирает ребенок. Исследования показывают, что ребенок, который выбирает жестокие сюжеты для игр на воображение, чаще испытывает злость и менее склонен к сотрудничеству со сверстниками. Примерами жестоких сюжетов могут быть игры в монстров, в полицейских, которые преследуют грабителей и т. д.
Читайте также:  Развитие личности ребенка под ред фонарева

Подготовка к школе

Когда дошкольный возраст заканчивается, родители обеспокоены тем, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе. Если ребенок готов, начало школьной жизни проходит комфортно и для него самого, и для всей семьи.

Переход от дошкольного к школьному возрасту подразумевает изменения в отношениях ребенка с родителями и сверстниками. Одни отношения заканчиваются, а на смену им приходят другие. По этому поводу дети часто испытывают смешанные чувства. Например, ребенок может чувствовать грусть от того, что заканчивается его обучение в детском саду, и тревогу от того, что ему предстоит пойти в школу. Если ребенок сможет адаптироваться к таким изменениям, он позитивно воспримет предстоящую учебу в школе.

Рассмотрим несколько советов, которые помогут подготовить ребенка к школе.

  • Сходите с ребенком в школу до начала учебного года. По возможности встретьтесь с учителем ребенка. Дайте ребенку возможность осмотреть класс, в котором он будет учиться.
  • Расспросите учителя о том, что ждет ребенка в первый год обучения. Есть ли в школе группа продленного дня? Предусмотрен ли в ней дневной сон? Едят ли дети в столовой? Обслуживают ли они себя сами во время приема пищи или им накрывают на стол?
  • Постепенно включайте новые занятия в повседневную жизнь ребенка. Например, если в школе дети обедают в столовой и сами приносят еду к своему столу, потренируйтесь дома. Пусть ребенок потренируется ставить тарелку с едой на поднос и нести его до стола. Если в школе не предусмотрен дневной сон, постепенно сокращайте его время за несколько месяцев до начала учебы. Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, чтобы он не заставлял ребенка спать днем.
  • Поговорите с ребенком о том, что изменится и что останется прежним. Например, некоторые детсадовские друзья ребенка могут стать его одноклассниками, но он также сможет завести новых друзей. Психологи утверждают, что ребенку легче приспособиться к школе, если в одном классе с ним учатся его друзья. Узнайте, будет ли кто-то из друзей ребенка учиться с ним в одном классе. Если нет, познакомьтесь с семьей, чей ребенок будет учиться с вашим в одном классе и живет поблизости. Учитель даст вам необходимую информацию.
  • Поощряйте ребенка делиться своими чувствами по поводу предстоящей учебы в школе.

Обучение ребенка грамотности

Чтобы развить у ребенка необходимые языковые навыки (говорение, слушание, чтение и письмо), взрослые должны придумать для него интересные занятия.

Дети, которые в начальных классах плохо читают, испытывают трудности в обучении письму. Они хуже знают буквы, хуже понимают, что произношение слова отличается от его написания. В целом их языковые навыки развиты хуже.

Дети, которые читают с раннего возраста, знают алфавит, понимают смысл письменного текста, распознают знакомые слова и уже в начальных классах могут читать довольно бегло.

Чтобы научить ребенка читать, вы можете использовать такие действия:

  • научить его считать;
  • научить его буквам и звукам;
  • объяснить, что произношение слов может отличаться от его написания;
  • на собственном примере пробудить его интерес к чтению;
  • читать вместе с ним, а затем мотивировать его читать самостоятельно.

Ключевые понятия в развитии грамотности у дошкольников

  • Фонетичекая компетентность

Это понятие означает распознавание звуков и понимание значений слов, произнесенных устно. Например, ребенок, у которого хорошо развит данный навык, понимает, когда слова рифмуются, может делить слова на слоги и наоборот – объединять слоги в слова. Ребенок понимает, когда несколько слов начинатся с одного и того же звука (например, мама, мяч, море) или заканчиваются одним и тем же звуком (например, кот, кит, рот).

  • Фонематическое восприятие

Это продвинутая форма фонетической компетентности – понимание того, как звуки в устной речи соотносятся с буквами на письме. Фонематическое восприятие позволяет детям произносить написанные слова.

Как родители могут развить грамотность ребенка

  • Показывайте ребенку хороший пример: пишите заметки, списки покупок и домашних дел. Используйте в речи новые для ребенка слова во время обычных разговоров и чтения книг. Читайте вместе журналы.
  • Придумывайте для ребенка интересные занятия, которые будут развивать у него языковые навыки. Пойте песни, придумывайте рифмы к словам, читайте вместе с ним книги, играйте со словами и звуками каждый день. Говорите о словах и звуках как об объектах, которые можно исследовать и с которыми можно экспериментировать. Помогите детям увеличивать словарный запас.
  • Обеспечьте детей всем, что ему необходимо для чтения и письма – ручками, карандашами, бумагой, словарями, журналами и т. д. Придумывайте ребенку занятия: предложите ему подписать открытку, составить список покупок, найти в журнале определенную статью и т. д. Наконец, запишите его в библиотеку. Чтение книг ребенку – один из лучших способов провести время вместе с дошкольником. Чтение помогает ребенку распознавать звуки, понять соотношение звуков и букв и развивать грамотность.

Вывод

Дошкольный возраст – время активного развития ребенка. Самостоятельность и инициативность ребенка позволяют ему по-новому исследовать окружающий мир. Перед родителями и воспитателями стоит важная задача – дать ему возможности для развития физической, эмоциональной и познавательной сфер, а также навыков общения. Предложенные рекомендации помогут создать позитивную творческую среду, в которой ребенок будет процветать.

Источник