Истоки и социокультурного развития ребенка

Истоки и социокультурного развития ребенка thumbnail

Социокультурные истоки

программа для детей

среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

C:UsersAdminDesktop�2256089.jpg

Оглавление

Социокультурные истоки 1

программа для детей 1

среднего дошкольного возраста (4-5 лет) 1

1. Пояснительная записка. 3

Актуальность 3

Цель и задачи 4

2. Ожидаемые результаты 4

3. Методы и приемы работы. 4

4. Тематическое планирование 5

5. Календарно – тематическое планирование для детей пятого года жизни. 6

6. Работа с родителями 8

Заключение 9

Литература 9

    Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально – практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

    Программа разработана для группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет);

    В данной программе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;

    Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, музыкальной, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).

    Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

    Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

    Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

    В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

    Это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного образования и воспитания детей!

    Самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание детей

    Цель:

    Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

    Задачи:

    • Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
    • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
    • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
    • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
    • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
    • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

    Результатами реализации программы являются:

    • первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
    • развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
    • развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
    • развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
    • развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

    Для реализации программы используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

    Наглядно-действенный метод:

    • показа сказок (педагогами, детьми);
    • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
    • наблюдений;
    • экскурсий;
    • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

    Словесно-образный метод представляется в процессе:

    • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
    • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
    • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
    • ответов на вопросы педагога, детей;
    • проведения разнообразных игр;
    • сообщения дополнительного материала воспитателем;
    • загадывания и отгадывания загадок;
    • рассматривания наглядного материала;
    • рассказов детей о своих впечатлениях;
    • разбора житейских ситуаций;

    Практический метод используется, когда необходимо:

    • организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия), ручной труд (изготовление поздравительных открыток.)
    • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.
    • игровой сеанс.

    Возраст

    Темы разделов

    Кол-во занятий

    Планируемая дата

    проведения

    Примечания

    Пятый год жизни.

    «Дружная семья»

    2

    Сентябрь

    Первая пятница месяца

    «Домашнее тепло»

    2

    Октябрь

    «Дорога добра»

    2

    Ноябрь

    «Сказочный лес»

    2

    Декабрь

    «Добрая забота»

    2

    Январь

    «Труд земной»

    2

    Февраль

    «Любимая сказка»

    2

    Март

    «Благодарное слово»

    2

    Апрель

    «Светлый праздник»

    2

    Май

    Всего:

    Всего:

    18

    Месяц

    Тема

    План занятия

    Задачи

    Сентябрь

    «Дружная семья»

    1. «Домашнее тепло» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Дружная семья».

    2. «Мама, папа, я- дружная семья» Работа в паре «Дружная семья».

    3.Настольно-печатнаная игра «Семейная прогулка»

    (с участием взрослых).

    1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья».

    2.Формирование у детей отношения к семье.

    3.Формирование у детей способности договари-ваться, приходить к единому мнению.

    Октябрь

    «Домашнее тепло»

    1. «Семеро по лавкам» Чтение рассказа Л. Нечаева

    Игра -драматизация по рассказу Л. Нечаева «Семеро по лавкам».

    1. «Дом- моя крепость»

    Ресурсный круг «Домашнее тепло».

    Оформление страницы альбома: раскрашивание иллюстрации к рассказу «Семеро по лавкам».

    1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья».

    2.Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким.

    3. Развитие умения слушать друг друга.

    Ноябрь

    «Дорога добра»

    1.«По дороге с облаками» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Куда ведут пути-дороги».

    2. «Вместе весело шагать…» Игра-лабиринт «Дороги добра».

    Работа в паре «Дороги добра».

    1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Родные просторы».

    2.Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

    Декабрь

    «Сказочный лес»

    1. «Снегурушка и лиса». Работа в круге, рассказывание сказки

    2. «Сказочный лес» Работа в паре «Сказочный лес».

    Игра-драматизация по сказке «Снегурушка и лиса».

    1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы».

    2.Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.

    3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.

    4.Развитие эмоциональной сферы ребенка.

    Январь

    «Добрая забота»

    1. «Плачет киска в коридоре, у нее большое горе…» Разговор в круге на тему «Как мы заботимся о животных?»

    Работа в паре «Добрая забота».

    2.«Вышла курочка гулять Оформление страницы альбома: рисунок «Накорми цыплят».

    Игровое инсценированние песни «Вышла курочка гулять»

    1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной».

    2.Воспитание у детей доброго отношения к животным.

    3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению.

    Февраль

    «Труд земной»

    1. «Труд землян»

    Работа в круге: чтение детям рассказа К.Д. Ушинского «На что тебе?». Воспитатель читает рассказ дети находят иллюстрации.

    2. «Чему доброму научили вас взрослые?» Ресурсный круг.

    1.Дальнейше наполнение социокультурной категории «Труд земной».

    2.Воспитание у детей уважения к труду.

    3. Развитие мотивации детей на трудовую деятельность.

    Март

    «Любимая сказка»

    1.Викторина «Угадай сказку».

    2. «Моя любимая сказка»

    Дидактическая игра с кубиками «Собери картинку из сказки».

    Ресурсный круг «Моя любимая сказка».

    Оформление страницы альбома: «Любимый сказочный герой»

    1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души».

    2.Воспитание у детей интереса и любви к сказке.

    3.Развитие умения работать в паре.

    Апрель

    «Благодарное слово»

    1. «Волшебное слово»

    Разговор в круге о любимой игрушке.

    Ресурсный круг «Благодарное слово».

    2.«Когда говорят-спасибо»

    Оформление страницы альбома: рисунок на тему «Сегодня мне подарили…»

    5. Игры с подаренными игрушками.

    1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души».

    2.Развитие взаимодействия детей и взрослых.

    3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким.

    Май

    «Светлый праздник»

    1.«Во поле березка стояла» Художественно-игровая деятельность детей.

    Ресурсный круг «Доброе слово березке».

    2.Белая береза. Оформление страницы альбома «Украсим березку»

    1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души».

    2.Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

    3.Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

    Читайте также:  У нас родился малыш универсальная методика индивидуального развития ребенка

    № темы

    Тема занятия

    Школа для родителей

    1

    Дружная семья

    1. Общение взрослых и детей и его влияние на создание благоприятного микроклимата в семье. Выступление воспитателя
    2. Чтение родителями фрагмента из книги В.Белова «Лад»

    3. Ресурсный круг «Дружная семья»

    2

    Домашнее тепло

    Семейный конкурс «Моя семья»

    3

    Дорога добра

    Анкета «Основы нравственности»

    4

    Сказочный лес

    1. Об авторитете. Выступление воспитателя.

    2. Чтение родителями статьи А. Макаренко «О родительском авторитете»

    3.. Работа в четверке «Авторитет ложный и истинный»

    5

    Добрая забота

    Беседа «Дети разные нужны, дети разные важны»

    6

    Праведный труд

    1. О значении труда в жизни человека. Выступление воспитателя.

    2.Чтение родителями ст. К.Д. Ушинского

    3. Ресурсный круг «Почему важно приучать ребенка к труду?»

    7

    Любимая сказка

    Изготовление родителей с детьми мини книжки про любимую сказку

    8

    Благодарное слово

    Рекомендации для родителей «Развитие положительных эмоций детей по средствам благодарного слова»

    9

    Светлый праздник

    1. Работа в группе «Стратегии развития семьи»

    2. Ресурсный круг для родителей по итогам года «Что было наиболее значимым для вас в ходе реализации воспитательной программы?»

    Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.

    Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

    В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.

    1. Белов В.И. «Лад», ч. 1, Мир семьи. Подворье (любое издание).
    2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. – М.: Педагогика, 1984 г. – т.4., с. 65-72
    3. Ушинский К.Д. Труд в его воспитательном значении. Педагогические сочинения в 6 т.: Педагогика, 1988.- т ., с.

    Источник

    Приложение

    Социокультурные истоки

    программа для детей

    старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

    C:UsersAdminDesktop�2256089.jpg

    Оглавление

    1. Пояснительная записка. 3

    Актуальность 3

    Цель и задачи 4

    2. Ожидаемые результаты 4

    3. Методы и приемы работы. 4

    4. Тематическое планирование 5

    5. Календарно – тематическое планирование для детей четвертого года жизни 6

    6. Работа с родителями 8

    Заключение 8

    Литература 9

      Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально – практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

      Читайте также:  Возрастное развитие ребенка коротко

      Программа разработана для группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

      В данной программе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;

      Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, музыкальной, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).

      Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.

      Актуальность

      В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

      Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

      Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

      В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

      Это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного образования и воспитания детей!

      Самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание детей

      Цель:

      Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

      Задачи:

      • Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
      • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
      • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
      • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
      • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
      • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

      Результатами реализации программы являются:

      • первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
      • развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
      • развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
      • развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
      • развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

      Для реализации программы используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

      Наглядно-действенный метод:

      • показа сказок (педагогами, детьми);
      • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
      • наблюдений;
      • экскурсий;
      • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

      Словесно-образный метод представляется в процессе:

      • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
      • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
      • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
      • ответов на вопросы педагога, детей;
      • проведения разнообразных игр;
      • сообщения дополнительного материала воспитателем;
      • загадывания и отгадывания загадок;
      • рассматривания наглядного материала;
      • рассказов детей о своих впечатлениях;
      • разбора житейских ситуаций;

      Практический метод используется, когда необходимо:

      • организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия), ручной труд (изготовление поздравительных открыток.)
      • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.
      • игровой сеанс.

      4. Тематическое планирование

      Возраст

      Темы разделов

      Кол-во занятий

      Планируемая дата

      проведения

      Примечания

      Пятый год жизни.

      «Дружная семья»

      1

      Сентябрь

      «Домашнее тепло»

      1

      Октябрь

      «Дорога добра»

      1

      Ноябрь

      «Сказочный лес»

      1

      Декабрь

      «Добрая забота»

      1

      Январь

      «Труд земной»

      1

      Февраль

      «Любимая сказка»

      1

      Март

      «Благодарное слово»

      1

      Апрель

      «Светлый праздник»

      1

      Май

      Всего:

      9

      Месяц

      Тема

      Содержание

      Задачи

      Сентябрь

      «Верность родной земле»

      1.«Русские богатыри»

      Работа в круге: разговор с детьми по прочитанным произведениям, рассматривание картин и иллюстраций.

      Ресурсный круг «За что люди благодарны защитникам земли Русской?»

      2. «Друг за дружку держаться ничего не боятся»

      Оформление страницы альбома: задание «Раскрась богатыря».

      Режиссерская игра «Мы- защитники».

      1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Вера».

      2.Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию.

      3.Развитие мотивации на общение в группе.

      4.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

      Октябрь

      «Светлая вера»

      1. «Вера маленького мальчика».

      Беседа с детьми по содержанию рассказа

      2.«Святая вера». Работа в паре

      Чтение рассказа «Верный»

      1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Вера».

      2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.

      3.Развитие основы самоутверждения.

      Ноябрь

      «Радость послушания»

      1. «Не послушный братец»

      Работа в круге: беседа с детьми по содержанию сказки «Гуси-лебеди».

      Ресурсный круг «Радость послушания»

      2. «Мы послушные ребята…» Работа в микрогруппах: совместное обсуждение и принятие детьми правил жизни в группе детского сада.

      Оформление страницы альбома «Правила жизни в нашей группе»

      1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Надежда».

      2.Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым.

      3.Развитие адекватной самооценки.

      Декабрь

      «Светлая надежда»

      1. «Рождество»

      Рассказ о празднике Рождества. Чтение «Предания о первой Рождественской елке», авт. Е. Ивановская.

      Игровое упражнение «Рождественская елочка».

      2. «Рождественское чудо» Ресурсный круг.

      Оформление страницы альбома: рисунок «Рождественское чудо».

      1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Надежда».

      2.Развитие умения слушать друг друга.

      3.Развитие целостного восприятия.

      Январь

      «Доброе согласие»

      1. «что такое согласие?»

      Работа в круге: разговор детьми о согласии (беседа по сказкам).

      2.«Построим дом».

      Работа в паре

      Строительная игра «Наш дом» (в паре) с переходом в сюжетно-ролевую или режиссерскую игру.

      1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Надежда»

      2.Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться.

      3.Развитие мотивации к сотрудничеству.

      Февраль

      «Добрые друзья»

      1. «Крепкая дружба» Работа в круге: разговор о дружбе и друзьях.

      Чтение рассказа «История о короткой дружбе»

      2. «Настоящий друг»

      Работа в паре «Кто настоящий друг?» Сюжетно-ролевая игра «День рождения друга»

      1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Любовь».

      2.Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу.

      3.Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению.

      Март

      «Добрые дела»

      1. «Добрые дела».

      Работа в круге: разговор о том, почему важно совершать добрые дела.

      2. «Всегда найдется дело для умелых рук». Игра-инсценировка

      1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Любовь».

      2.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

      3.Формирование мотивации на совершение добрых поступков.

      Апрель

      «Мудрое слово»

      1. «А за ним такая гладь -ни морщинки не видать» Работа в круге: разговор о мудрости и мудрых людях (на основе прочитанных сказок, знакомых пословиц и поговорок).

      2. «Кого можно назвать мудрым?» Ресурсный круг Речевая игра «Доскажи словечко».

      Оформление страницы альбома «Мудрое слово»: воспитатель записывает пословицу или поговорку.

      1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».

      2.Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга.

      3.Формирование потребности в социальном соответствии.

      4.Развитие эмоциональной сферы ребенка.

      Май

      «Мудрые люди»

      1. «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» Работа в круге (беседа)

      2. «Мудрость рядом с нами». Ресурсный круг

      Оформление страницы альбома «Мудрый наказ»

      1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Мудрость».

      2.Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к бабушкам и дедушкам.

      3.Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни своих близких).

      Читайте также:  Специфические закономерности аномального развития ребенка

      6. Работа с родителями

      № темы

      Тема занятия

      Школа для родителей

      1

      Верность родной земле

      Занятие №1.

      План

      1. Вера и верность. Вступительное слово воспитателя.

      2.Чтение текста «Верность»

      3. Работа в четверке «Что помогает нам хранить верность?»

      Литература:

      Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999 г., с.13-18.

      2

      Святая вера

      Рисунок родителей и детей «Храм»

      3

      Радость послушания

      Ресурсный круг «Расскажите, когда вы послушались взрослых?» Впечатления о послушании.

      4

      Светлая надежда

      Занятие №2

      План

      1. Надежда. Выступление воспитателя.

      1. Работа в четверке «Что укрепляет надежду?»

      Литература:

      Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с. 35-41.

      5

      Доброе согласие

      Общение с родителями «Как часто вы соглашаетесь с мнением детей?»

      6

      Добрые друзья

      Рекомендации по прочтению литературы о «Дружбе»

      7

      Добрые дела

      Занятие №3

      План

      1. Великая сила любви. Вступительное слово воспитателя.
      2. Чтение родителями текста «Покаяние»
      3. Работа в четверке «Раскаяние»

      Литература:

      Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с.78-84

      8

      Мудрое слово

      Консультация «Во что играли наши бабушки»

      9

      Мудрые люди

      Занятие №4

      План

      1.Результаты работы по программе. Выступление воспитателя.

      2..Работа в четверке «Истоки победителя»

      3.Ресурсный круг «Значимые результаты работы за год»

      Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.

      Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

      В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.

      1. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988.
      2. Иванова М.Н. Воспитание в контексте истоковедения. – Истоковедение. – Т. 2. – М.: ТШБ, 2002
      3. Игра дошкольника. /Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
      4. Концепция регионализации образования на основе истоковедения. – Истоковедение. – Т. 1 – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
      5. Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольников// Дошкольное образование. – 1994 – № 3.
      6. Пучкова Ю.М., Твардовская Н.Ю. Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология. – Истоковедение. – Т. 2. – М.: ТШБ, 2002.

      Источник