Источником развития ребенка является

Источником развития ребенка является thumbnail
Источником развития ребенка является

:

Источником развития ребенка является

!

-(3434)-(809)-(7483)-(1457) -(14632) -(1363)-(913)-(1438)-(451)-(1065)-(47672) -(912)-(14524) -(4268)-(17799)-(1338)-(13644)-(11121)-(55)-(373)-(8427)-(374)-(1642)-(23702)-(16968)-(1700)-(12668)-(24684)-(15423)-(506)-(11852) -(3308)-(5571)-(1312)-(7869)-(5454)-(1369)-(2801)-(97182)-(8706)-(18388)-(3217)-(10668) -(299)-(6455)-(42831)-(4793)-(5050)-(2929)-(1568)-(3942)-(17015)-(26596)-(22929)-(12095)-(9961)-(8441)-(4623)-(12629)-(1492) -(1748)

Источником развития ребенка является

!

, – :

1. . , . , , , . , , , . . , , , , , , . . , , , . , (., .), , : , , -. . . , , . , , .

2. . , . (VII .) , , : , , , , , . . , 80- , .

. : , , , , , , .

, , , … .. : , . ( ) , ( , , ). – , , , . , . . , .

, , , .

5.2

, , () , ( ) .

: , , ; .

(, , , ) . . , , , . , .

, , .. , , . .

.

, , .

() .

– , . . , , , . .

Источником развития ребенка является

, , .

.2. .

5.3 . ,

, . , , , , , , , , , , a .

, . , , . – . – , .

, (.. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .). .. , … , .

, , .. , , .. , , .

, , . , , , . – , , , . .. , , , ; . , , , , , .

. , , . , – , .

– , , . , , . , . – , : . – , , , , .

. , , , . . , , , . , , , . – , .

.. , , . . ; … , .

, . , . , , .

, , :

1) , , , , .., ;

2) , , , , ..;

3) – , , , .

, , , , , , , . , , , . , , , , .

6. ,

1.

. , – .

– ., ߻, : , , .

, , , .. ߻;

, ;

– , ߻ ( , ..) .

– , .

.. :

1. ;

2. ߻;

3. , ;

4. , .

2.

, , . . – , .

– :

1 – .

3 – , ߻. .

7 – , . . , . ߻: – -.

– , ߻ . . .

– . – (.).

– (., .)

– . , , , . , , , .

.. :

1) ;

2) .

, , , .

– , .. () : , (), .

, , , , . .

7.

1.

, , .

, () / , ( ) . (, ). .

, , . , .. , ( . ).

.. .. . .. . .. , , , , , . , . , .

2.

.. . , , , , , .

, ( ). , , . . , , . . , , . . : ; , ; . . , , , .

, .

– . , .

, ( , .) ( , , , ). , , , . , . () .

, , , , , .

8.

1. [6]

– . ( ) , . (, , ..) . , : , , , . , .

– . , . : , , , , , . , , , . , , , . – ; -, , .

. . , , . , , , , , .

, , , – . , , , . (. , . . ) , . , ( , ..), ( , , ..).

, . – .

2. ..

. , . , . , . . ro . . . . (1984). . . 3 , , .

, , n . .

, , . , . :

1) (0-5 );

2) (5-11 );

3) (8-12 );

4) (11-15 );

5) (15-20 ), , , , ..

. :

1) 0-3 ;

2) 3-6 ;

3) 6-9 ;

4) 9-12 ;

5) 12-15 ;

6) 15-18 .

. , , .

. , , , , .

, – (.. , 1989).

( ) .. , – ( ) .

. .. , :

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) .

, , – , . .., , , : , , .

.. , . , , . , , . , , , . . , , , ..

. . , , .. , , . . :

1) (1- ): – ; – , , , , ;

2) (2-3- ): – ; ;

3) ( 3- 6- ): ; – ;

4) ( 5-6 11-12 , .. ): ;

5) ( ): .

, , . . , , , .

. , . 4 :

1) ( ) ;

2) ( , );

3) ;

4) .

. . . , . .

, . , . :

1) ( 1 , 2 );

2) ( 3 ; 4 );

3) ( 5 ; 6 ).

. 30% 10 10% 13-16 . 13 . : , . (.. , 2002).

. .. , , , . , .. , , . , , , , . .. , – . (). , . .. , :

0 – 2 .: , ( , , )
2 .- 1
11
1 – 3
33
3 – 7
77
8 -12
1313
14 – 17
1717

. 3. ..

, : , (). , , , .

, , . , , . . , , , , :

1) ;

2) ߻;

3) .

, , , :

1) (, ) ;

2) ( : 2-3- ) ;

3) ( : 4-5- ) ;

4) ( : 6 11-12 , .. ) ;

5) () , ;

6) (: 20-30 ) , ;

7) (: 30-40 ) , ;

8) ( , 40 ) , .

. , . . , :

;

߻ ߻, ,

, .

, , () , .

. , , . . , , , () . , , , . () . . , , , .

3.

. . . . . . . :

1) , , , , ;

2) ; , ;

3) ( );

4) , , , – . ; , .

. . , , , , , , .

. . . . , . : , :

, ;

, .

, , . . . .

:

1) , ;

2) , (, – , – );

3) , .

, , .

. . . :

1) – ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) – – .

.. , – . . , :

, , ;

() ;

;

.

, . . , – , – . , : , , , , . . , . . , .

1.

1.1. , , – ,

1.2. , l- , – .

2.

2.1. 3 , ( – ).

2.2. 6-7 , – .

3. :

3.1. ( – ), 11-12 ,

3.2. ( – ), 15 .

.., 3 11 – , ; l , 7 15 – , .

. . , . , . , , .. 80- . .

– (, – ), (- = ) , ( , =) ( =).

, ( ) ( ).

1.– 2 .- + 3 .0,5 0,4 .3,5 7 .6 12 .
2.11 181,5 3,02,5 3,53 6,5
3.5,5 7,56,5 11,511- 1413,5 18
4.17 -2119 2827 3332 42
5.39 4544 6055 6562 –

. 4 ..

:

1. , , , .

2. () : , .

3. , .

4. , – .

5. , .

, . – ( ) , , . – :

( ) = ( ),

= ( , ) , = ( ).

, . . ( , ) , 1- 7- , 3- 12- . .

: – (.. , ); (.. , ). , : , . ; 3. , . . – ; . , . . , . . .

9.

1.

, , () .

.. , .. . : , , . [7]

, – .

, , , . , – , : .., .. , .. , .. , .. . . .. , .. . (1990), , . (. , . , -, .. .), , .

, , , .

, (). , -, , .

() , . .

. ,

, , , .

, .

, , , , , , . , , – .

2.

.. [8]:

1. :

– ;

– ;

– ;

– .

2. :

– – ;

– – ;

– – ;

– .

3. :

– – ;

– ;

– .

4. :

– ;

– ;

– ;

– .

5. :

– ;

– – ;

– .

6. :

– ;

– ;

– ;

– .

. . , , . , , -, , , .

. – , .

3.

– :

1. , .

2. , – .

:

() – – ;

– ;

.

. 3

, , . , – .

2.

1. .. : . : , 1999.

2. .. : . . : , 1998.

3. .. . .: , 2001.

4. .. . .: , 2001.

5. .. . // . – ., 1978.

6. .. : . ., 2002.

7. . , . , . – ., 1988.

8. . – . .: , 1986.

9. . . : ., 2001.

10. .. . .: , 1996.

11. : /. .. , .. , .. . – .: , 1999.

12. .., .. .- ., 1991.

13. .. 6 . . 4 – ., 1984.

14. .., .. . : : . ., 1999.

15. . .: 2- .: . . – .: , 1992.

16. .. : . .: , 1999. 224 .

17. : . / – . . . : – , 1995.

18. .. . : . . . . / .. , .. , .. ; . .. . – 2- ., – .: , 2001. – 464 .

19. .. . . ., 1998.

20. .. . – ., 1982.

21. .. 2- . .2. . .: . 1986.

22. .. , – ., 1986.

23. .. . . , 1997.

24. .. // . 1978. 3.

25. . . : . 1999.

26. .. ( 17 ): . ., 1996.

27. .. . .: -, , 2000.

28. .. : . .: , 1992.

29. . : .: , 2002.

30. . . . . . – ., 1987.

31. .. . – , 1995.

32. .. : , , . – ., 1995.

33. .. : . – ., 1981.

34. . . – ., 1986.

35. . . // (30 60 .). . ., 1986.

36. .., .., .. . .: , 1982.

37. .. . / . . – 1994 – 1.

38. .., .. . .: ,1990.

39. . ./ . .. . .: һ, 1999.

40. : / . .. . .: , 2000.

41. .. . .: , 1988.

42. .. : . .: , 2001.

43. .., .. . : : . .: , 2000.

44. .. : – : . .: , 1999.

45. – ., .., . : . – ., 1992.

46. . . . – ., 1989.

47. .. : . – ., 1994.

48. .. . , 2002.

49. .. . – ., 1989.

50. . : . / – 1995

51. .. .- ., 1985.

52. . . . : – . . . -, 2000.

. , , , , , .

: 2014-10-17; : 7544; ?; !

! ? |

:

Источник

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. Условия определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты

Условия и движущие силы психического развития детей

Одной из важнейших проблем детской психологии является проблема условий и движущих причин развития психики ребенка. Долгое время эта проблема рассматривалась в плане метафизической теории двух факторов (наследственности и внешней среды), которые в качестве внешних и неизменных сил якобы роковым образом предопределяют ход развития детской психики. При этом одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности, другие приписывали ведущую роль среде, наконец, третьи предполагали, что оба фактора взаимодействуют, «конвергируют» друг с другом (В. Штерн). Психологи (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и др.), опираясь на ряд теоретических и экспериментальных исследований, заложили основы теории психического развития ребенка и выяснили специфическое отличие этого процесса от онтогенеза психики животного. В индивидуальном развитии психики животных основное значение имеет проявление и накопление двух форм опыта: видового опыта (который передается последующим поколениям в виде наследственно фиксированных морфологических свойств нервной системы) и опыта индивидуального, приобретенного отдельной особью путем приспособления к наличным условиям существования. В отличие от этого в развитии ребенка наряду с двумя предыдущими возникает и приобретает доминирующую роль еще одна, совершенно особая форма опыта. Это – опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие их способностей, формирование их личности. Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений» складывающихся у него при этом с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.

Соответственно такому пониманию онтогенеза человеческой психики возникает необходимость различать ранее смешавшиеся понятия движущих причин и условий развития. Так, изучение роли врожденных свойств организма и его созревание являются необходимым условием, но не движущей причиной рассматриваемого процесса. Оно создает анатомо-физиологические предпосылки для формирования новых видов психической деятельности, но не определяет ни их содержания, ни их структуры.

Признав важное значение для психического развития ребенка, его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а также ход их созревания в онтогенезе, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки, а не движущие причины формирования человеческой психики. Как справедливо указывал Л.С. Выготский, ни одно из специфически человеческих психических качеств, таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д., не могут возникнуть путем лишь вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определенные социальные условия жизни и воспитания.

Социальная среда (и преобразованная человеческим трудом природа) является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребенка, поскольку в ней содержатся все те материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития. Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства и т.д., дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. В связи с этим возникает важная и мало изученная в детской психологии проблема – проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм открывают перед ребенком все новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития. Усвоение детьми общественного опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме.

Каждая новая ступень психического развития ребенка закономерно следует за предыдущей; и переход от одной к другой обусловлен не только внешними, но и внутренними причинами. Как во всяком диалектическом процессе, в процессе развития ребенка возникают противоречия, связанные с переходом от одной стадии к другой. Одним из основных противоречий такого рода является противоречие между возросшими физиологическими и психическими возможностями ребенка и сложившимися ранее видами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности. Эти противоречия, приобретающие подчас драматический характер возрастных кризисов, разрешаются путем установления новых взаимоотношений ребенка с окружающими, формирования новых видов деятельности, что знаменует собой переход на следующую возрастную ступень психического развития.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

Принцип развития – психика как специфический компонент эволюции организма, при этом ее развитие понимается не только как рост, но и как изменение, как процесс количественного изменения в качественное и приводит к скачкообразным появляется новообразованиям (в развитие речи – ребенок молчит, хотя все понимает, а потом резко заговорил). Предпосылки органические свойства создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования ВПФ, но не их содержания и не их структуру.

Источник – соц. среда, культурный опыт человека выступают для ребенка в качестве источника развития.Условие- врожденное свойство организма, его созревание; 2-е условие – общение со взрослым.Движущие силы – по Выготскому, являются – обучение., по Леонтьеву – собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.бихевиоризм важным условием психического развития считает воздействия внешней среды, а движущей силой полагает связывание новых раздражителей с уже имеющимися у человека безусловными реакциями. Когнитивная теория Ж.Пиаже связывает источники психического развития с врождёнными структурами, которые обрабатывают и организуют информацию, движущей силой развития является взаимодействие процессов аккомодации и ассимиляции по отношению к требованиям внешней среды. Психоаналитическая теория З.Фрейда рассматривает врождённые сексуальные и агрессивные влечения в качестве источников психического развития, а движущей силой развития является установление равновесия между угнетением и удовлетворением человеком своих потребностей. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского называет источником психического развития ребёнка окружающую его социальную среду и соответствующую ей культуру; особым образом организованное общение взрослого с ребёнком и деятельность самого ребёнка являются движущими силами психического развития ребёнка. Каждая из теорий в соответствии с собственным пониманием структуры и механизмов развития, определяет условия, при которых оно осуществляется.

27. Основные стр-е комп-ты возраста: сср, психич- новообразования, ввд. Понятие сензитивности. Понятие возрастного кризиса.

Возраст -периоды в жизни детского развития, относительно замкнутые и имеющие свою структуру и динамику (Выготский). Возраст -конкретная огр во времени ступень психич р.индивида и его р. как личности, характеризуемая сов-ю закономерных физиол-х и психол-х изм-ий, не связ.с различием инд-х особ-ей (Фельдштейн).. Кризис развития – это следующий основной механизм развития ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает на стыке двух возрастов. Источником его возникновения выступает противоречие между возрастающими физическим и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми’ и видами (способами) деятельности. Такое противоречие является основной движущей силой развития ребенкаВедущая деятельность – это деятельность, в которой происходит формирование новообразований возраста.возраст всегда начинается с новой социальной ситуации развития. Возникает кризис в потребностно-мотивационной сфере между потребностями и возможностями. Основными являются 2 сферы: – эмоционально-потребностная (общение); – операционально-потребностная (техническая деятельность: игра, учение).Противоречия между этими сферами являются основными силами развития, обусловленные новыми социальными ситуациями развития, что приводит к кризису..3.Основные новообразования возраста – то новое, что появилось в определенный возрастной период. Например: младенчество – комплекс оживления, младший школьник – развитие произвольности.Сензитивный период – это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.Периоды сензитивности:Речевое развитие – от 6 месяцев до 6 лет.Двигательное развитие – от 2 до 7 лет (крупная и мелкая моторика).Любознательность – от 3 до 7-8 лет.Образное мышление – от 4-5 до 9-10 лет.Логическое мышление – от 10 до 17 лет.



Источник

Источники, закономерности, движущие силы и условия психического развития

Процесс развития индивидума является предсказуемым и определяется уровнем развития общества и протекает в форме усвоения культуры. Движущие силы – факторы, к-е определяют псих. развитие, 4 фактора псих. развития: 1) наследственность; 2)среда (совокупность стихийных, случайных факторов); 3) обучение; 4) активность самого индивидума. Роль и значение каждого фактора понимается по-разному. Проблема соотношения наследственности и среды. Существует 4 группы теорий: 1) эволюционная: развитие психики результат созревания или развертывания генетически заложенных возможностей, существующих в виде задатков; 2) революционная: отвергается значение генетических факторов, у любого ч-ка , независимо от природных способностей можно сформировать любые свойства с помощью обучения и воспитания; 3) вероятностная: конечный результат зависит от генотипа, но и от случайного стечения обстоятельств в жизни индивида; 4) функциональная: развитие определяется тем, как та или иная функция используется в жизни индивида. Источники психического развития лежат в процессе усвоения ребёнком опыта человеческих поколений, воплощенного в материальной и духовной культуре общества, на основе овладения многообразными средствами и способами ориентации в среде человеческих отношений и предметной практики. В противоречиях, порождаемых собственной активностью ребёнка во взаимодействии его со взрослыми, заключены движущие силы его развития. Выделяют две основные группы противоречий, обуславливающих динамику развития: 1)Противоречия между новыми потребностями ребёнка и возможностями их удовлетворения; между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; 2) Противоречия между наличными возможностями ребёнка и всё усложняющимися требованиями деятельности, который ребёнок должен овладеть. Если первая группа противоречий является следствием спонтанного творческого характера развития ребёнка, то вторая группа противоречий исходит из социокультурного творчества общества, которое производит новое содержание и стандарты деятельности. В то же время для анализа процессов онтогенетического развития особо важно то, что по своему строению активность человека может быть качественно различной, причем та или иная её организация складывается не спонтанно или самопроизвольно, а в зависимости от определенных условий. К числу таких условий, необходимых для психического развития, относят общение. Начиная с самых ранних периодов онтогенеза, оно приобретает личностный смысл и предлагает возможность тесного реально-практического взаимодействия ребёнка со взрослым,необходимым условием развития ребенка, является полноценность его органического субстрата,. Основные подходы: 1) Биогенетический (нативизм). Концепция рекапитуляции. Э. Геккель сформулировал биогенетический з-н в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Этот з-н был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Ст. Холл – ребенок в своём развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Игра ребенка – это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; развитие детского рисунка отражает все те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. 2) Отождествление научения и развития (эмпиризм).Подход к анализу проблем и развития связанных с общими установками бихевиоризма. Большое влияние оказали идеи И. П. Павлова. Понятие развития отождествляется с понятием научения приобретения нового опыта. Индивид рождается с определенной системой условных рефлексов, с помощью внешней среды создаются новые. 3) Концепция конвергенции двух факторов детского развития (Штерн). В. Штерн психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Не об одной функции, не об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно из вне или изнутри ? Закономерен лишь вопрос: что происходит извне и что изнутри, т.к. в проявлении функции действует всегда и то и другое, только всегда в разных соотношениях. Предпочитал фактор наследственной предопределенности развития – это обеспечивает созревание и актуализацию функций. Среда обеспечивает адаптацию того , что созрело. Основные положения: 1.Каждому человеку присущи врожденные тенденции: к самосохранению и к саморазвитию. Они обеспечивают целостность личности. 2.Существуют различия между задатками и способностями. Задатки -некоторые внутренние предрасположенности, определяемые наследственностью. Они, соприкасаясь со средой, порождают способности. Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды. 4) Культурно – историческая концепция развития Выготского. По Л.С.Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Высшие психические функции возникают дважды: первоначально как форма коллективного поведения ребёнка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Сформулировал ряд законов психического развития ребёнка: 1. детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. 2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. 3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития. 4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, а потом они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность, они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших псих. фун-й связано с обучением в широком смысле слова. Специфика детского развития в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, а действию общественно-исторических з-в. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Движущая сила развития – обучение. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. “ЗБР определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а ЗБР характеризует умственное развитие на завтрашний день” (Выготский). 5) Ж. Пиаже. Основной з-н развития – з-н перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации, более объективной умственной позиции. Развитие психики ребенка связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действию ребенка с предметами. Интеллект-адаптивные процессы: ассимиляция – использование готовых свойств среды в свою деятельность; аккомодация – изменение структур поведения (умственных структур).

Источник

Читайте также:  Возрастные периоды развития организма ребенка