Источники полноценного развития ребенка

Хорошая память, концентрация внимания, активная работа мозга, усидчивость – все эти качества обеспечат успешное овладение школьными знаниями. Обеспечив организм необходимыми витаминами и минеральными веществами, мы можем активизировать познавательные процессы, улучшить мыслительную деятельность.

Хотелось бы напомнить вам об 11 продуктах, которые нужно обязательно включать в рацион ребёнка школьного возраста, чтобы помочь ему без труда справляться с учебными задачами.

1. Рыба.

Самая лучшая рыба – жирная морская. В жирной морской рыбе есть Омега-3 жирные кислоты, которые уменьшают количество вредного холестерина, тем самым оказывают положительное влияние на головной мозг и сосуды.

Омега-3 жирные кислоты защищают нервные клетки мозга, снижают возможность появления депрессии, и даже синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Кроме этого, в рыбе содержится йод и фосфор, которые способствуют мозговой деятельности.

2. Яйца.

В составе яиц есть все нужные аминокислоты, которые требуются для хорошей работы головного мозга.

Учёными доказано, что употребление яиц способствует росту детей.

Также яйца являются источником ниацина, который необходим для питания мозга и способствует улучшению памяти.

3. Чеснок.

Он активизирует кровообращение, что способствует хорошему снабжению мозга кислородом. Включая каждый в пищу 2-3 зубчика чеснока, можно улучшить память.

Всем известно, что чеснок – это проверенное средство для защиты от инфекций и природный антисептик.

4. Красный виноград.

Красный виноград относят к числу природных антиоксидантов, которые помогают мозгу сохранять и перерабатывать полученную информацию.

5. Брокколи.

Этот вид капусты – источник витамина К, который улучшает мозговую деятельность. Ещё в состав брокколи входит бор, который также повышает мозговую активность. Содержание кальция и магния в этом овоще позволяет сбалансировать работу нервной системы, обеспечить регуляцию цикла сна и бодрствования, а также стрессоустойчивость.

6. Бобовые.

Углеводы бобовых пополняют организм ребёнка достаточным запасом энергии и активностью, а также длительным чувством насыщения.

В бобовых содержится фолиевая кислота и другие витамины группы B. Все эти полезные компоненты укрепляют краткосрочную и долговременную память.

7. Томаты.

В них есть ликопин, один из самых сильных антиоксидантов, защищающих оболочку нервных клеток. Интересно, что полезные свойства ликопина не снижаются при термической обработке помидоров.

Также в томатах есть витамин РР, который регулирует обмен веществ и работу нервной системы, улучшает зрение, пищеварение и кровообращение.

8. Лимоны.

Витамины группы В, входящие в состав лимонов, благоприятно влияют на нервную систему. Это, в свою очередь, позволяет мозгу работать в спокойном режиме, способствует улучшению памяти и внимания.

9. Грецкие орехи.

Достаточно съесть пять орехов в день, чтобы восполнить запасы Омега-3 в организме ребёнка. А Омега-3 стимулируют умственную деятельность, улучшают память.

Грецкие орехи пользуются популярностью у людей, которым часто нужно концентрироваться в течение продолжительного времени или работать в условиях напряжённой мыслительной деятельности.

10. Мёд.

Мёд – уникальный источник редких микроэлементов, которые благотворно влияют на умственное развитие детей.

Полезное вещество холин, содержащееся в мёде, способствует укреплению памяти, а также обладает успокаивающим действием.

11. Вода.

Мозг человека почти на 90% состоит из воды, следовательно, обезвоживание для него опасно. Чтобы не получить обезвоживания и улучшить работу головного мозга, нужно выпивать около 2 литров воды в течение дня.

Учёные установили, что школьник, который выпивает достаточное количество воды – более усидчив и сосредоточен во время уроков.

Включая в меню вашего ребёнка эти продукты, конечно, не нужно забывать, что некоторые из них могут вызывать аллергическую реакцию.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 8 «Сказка» г. Минеральные Воды

Шестакова Светлана Александровна

Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Важнейшим элементом среды, определяющим характер развития человека, выступает свобода. До недавнего времени это сложное явление в педагогике, в психологии никак не рассматривалось. Потребность в свободе специалисты называют одной из исходных человеческих потребностей . Свобода, на обыденном языке, предполагает ослабление управления, ослабление контроля и давления и предоставление человеку ответственности за свой выбор, возможности реализовать свой творческий потенциал. Иными словами свобода подразумевает, что кто – то сам контролирует свои выбор, решения, действия. Ощущение, что внешние факторы играют незначительную роль в поведении человека. Обстоятельства, которые создают для ребенка ощущения бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам Фромм относит все, что вызывает страх. Напомним, страх – это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Это может быть “авторитарное” наказание, оно “не имеет строгой формы” и не связано с тем или иным проступком, а произвольно определяется по усмотрению “власть имущего”. В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказанием может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приводит к утрате им чувства собственного достоинства.

Другое важное обстоятельство, приводящее к утрате жизненных сил, может быть связано с ситуацией душевного обнищания – ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты. Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бессилия, которое может стать причиной его жестокости.

Немаловажным фактором, вызывающим нарушения личностного развития, являются характер, ценности, нормы, ориентиры, смыслы той социальной группы (семья, школа), частью которого является ребенок.

Карен Хорни (известная американская психоаналитик) в своих аспектах полагает, что в развитии личности человека доминирует влияние социального окружения. Главное понятие К. Хорни – “основная тревога”, которая понимается, как “чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире”. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов: безразличия, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка теплоты, понимания, слишком большого восхищения или его полного отсутствия, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слишком большой или наоборот слишком малой ответственности, изоляция от других людей (детей), несправедливости, невыполнения обещаний и многое другое.

Эти факторы становятся основой развития тревоги ребенка. Чтобы преодолеть это состояние, может прибегнуть к разным стратегиям. Он может становится враждебным и хотеть расплатится с теми, кто отвергал его или плохо относился к нему. А может быть наоборот послушным , смирным, чтобы вернуть к себе расположение и вернуть потерянную любовь. Чтобы компенсировать чувство неполноценности у ребенка может развиваться неадекватный, нереалистический образ самого себя. Он может подкупить других или пользоваться угрозами, чтобы получить уважение и любовь. Он может “застрять” на жалости к себе, чтобы вызывать сочувствие. Ребенок может искать власти над другими. Любая из этих стратегий характеризуется наличием конфликта, который при нормальном развитии решается естественным, или неестественным, иррациональным способом, при нарушении развитии (агрессия, замкнутость, недисциплинарность).

Проблемам развития ребенка, эмоциональным нарушениям, нарушениям поведения посвящается множество работ отечественных и зарубежных ученых (А.И. Захаров, М. Раттер, А.Е. Личко и др.). Собранный фактический материал позволяет понять механизмы и причины нарушений.

Нарушения в развитии ребенка связаны с неблагоприятными событиями в детстве ребенка.Это семейные конфликты, недостаток эмоционального тепла, любви, отзывчивости. Отношения в семье значимы не только в детстве, но и в более поздние периоды жизни, дефицит общении, деформация значимых отношений личности, образующих целостную систему, обусловливают развитие личности по невротическому типу (В. Н, Мясищев).

Читайте также:  Развитие ребенка на маил ру

Потребность в эмоциональном общении с окружающими, с родителями особенно актуально в детстве. К 4 – 5 г. эмоциональное развитие ребенка достигает своего максимума. Нарушение эмоционального контакта с родителями и прежде всего с матерью, вызывают значительные психологические проблемы в развитии ребенка. Так, основой невроза является недостаток искренних, доверительных – теплых и непосредственно – эмоциональных отношений родителей с детьми. Отсутствие эмоциональной поддержки, любви признания в семье вызывает у ребенка страх одиночества, ощущение изолированности, забитости и ненужности. Острая потребность в признании – это одновременно и потребность в самоутверждении. Ребенок нуждается в раскрытии своего Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность любви может компенсироваться страхами, капризами. Отсюда формируется замкнутость, недоверие к окружающим.

Американский психотерапевт К. Роджерс на основании значительного клинического опыта пришел к убеждению, что в соц. Окружении содержатся условия для формирования “полноценно функционирующего человека”. Психически здоровый человек, который способен слышать себя, переживая то, что в нем происходит. Он способен осознавать свои чувства и жить ими не прибегая к защитным реакциям. Самое главное – создание таких человеческих взаимоотношений, которые конкретный человек мог бы использовать для своего личностного развития.

Роджерсом выделяется 2 потребности:

· В позитивном отношении

· Самоотношении

Первая возникает вследствие любви и заботы о ребенке, вторая формируется при положительном отношении окружения.

Оценки со стороны окружающих, особенно в детстве могут искажать внутренние переживания человека. Ребенок на основе положительных или отрицательных оценок его поведения взрослыми старается быть тем, что он есть. Внешние оценки ведут к искажению самоотношений ребенка, что ведет к искажению “Я” (замкнутость, агрессия, конфликтность, тревожность, нарушение общения)

И чтобы этого избежать Роджерсом был разработан метод психотерапии – клиентцентрированной терапии. Основа – создание помогающих отношений, которые актуализируют у человека способность к самоизменению и саморазвитию. Этот метод применим ко всем отношениям с людьми. Создание терапевтических, помогающих отношений возможно при реализации 3 важных условий:

1. откровенность, искренность, правдивость отношений с человеком.

2. Безусловное принятие человека. Принятие предполагает не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения в человеке, в его развитии. Ребенок нуждается в положительном отношении к себе. Взрослые же стремятся оценивать, одобрять или неодобрять чувства и поведение ребенка. Чтобы быть хорошим ребенок стремится подстраиваться к оценке взрослого, что приводит к искажению “Я – концепции”, и к дальнейшей незрелости человека, который ориентируется только на внешние оценки. Безусловное принятие ребенка не означает отсутствие ограничений, дисциплины и отрицательных отношений к его поступку. Однако они должны высказываться не в виде отрицательной оценке личности человека, а в виде субъективных отношений к данному “здесь” и “теперь” событию.

Необходимо, безусловно, принимать не только других, но и себя. Это означает восприятие себя таким образом, что все твои качества нормальны и ни одно из них не является более стоящим, чем другое, т.е. если человек ценит только свои достоинства, оцененные или одобренные другими, появляется тревога, ухудшается психическое здоровье.

3. Эмпатическое понимание (эмпатия – это сопереживание, эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого). Оно включает в себя проникновение в чувства и мысли человека, умение видеть проблему с его позиций, встать на его место. Это понимание вместе с человеком, а не понимание о нем.

Модели поведения значимых людей (родители, учителя, кумиры) становятся основой поведения не только приобретения привычек, но и выработки способов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Особенно важны модели родительских поведений (ребенок приобретает стиль реагирования аналогичный родительскому). То же характерно для межличностных отношений. Дети осваивают те же отношения, которые наблюдают в семье (родители учат правилам, а сами их не соблюдают). Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения и взгляды родителей. И это зависит от других людей и от отношений с родителями. Если отношения плохие или дети видят, что поведение родителей приводит лишь к новым трудностями неудачам, они могут отвергать родительские нормы.

Дисциплинарные требования, характер наказаний и поощрений не менее важны для “хорошего” или “плохого” поведения. Пагубно то положение, когда ребенок привыкает ориентироваться на внешний контроль – у него отсутствует собственная система ценностей, с помощью которой он может регулировать свое поведение вне зависимости от поощрений или наказаний со стороны других людей. Поэтому надо обсуждать с ребенком мотивы поступков и привлекать его к выработке внутрисемейных норм поведения.

Жестокие ограничения и гиперопека также негативно сказываются на ребенке. Основательная характеристика последствия этого фактора для становления характера дана известным рус. педагогом, психологом, врачом – П. Ф. Лесгафтом.

Разлука с родителями, жизнь в дали от семьи, потеря одного из родителей, ссоры в семье могут стать причиной нарушения поведения и эмоц. расстройств, детских неврозов (дет. психиатр А. И. Захаров)

Асоциальное, криминальное поведение родителей приводит к формированию нарушения поведений у детей (ссоры, драки, отчужденность создают атмосферу, в которой с большей вероятностью возникает нарушение поведения, особенно у мальчиков). Часто агрессивное поведение родителей становится моделью поведения для ребенка

Скудность, монотонность окружающей среды, ее ограниченность может приводить к глубоким задержкам психического развития ребенка, тормозить его интеллектуальное развитие и вызывать нарушение поведения.

Источник

Общеизвестно, что семейное воспитание осуществляется в процессе всей жизни – в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Семья для ребенка является своего рода школой, где он усваивает образцы поведения, нормы и ценности, с помощью которых он познает окружающий мир. Благодаря позитивным эмоциональным связям эта «школа» может быть достаточно эффективной. Малыш из своих отношений к отцу, матери, родным усваивает первые свои обязанности перед всем обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитываются характер, гуманные чувства, сосредоточенность, стремление к совершенству, находчивость и ум. Именно в семье, семейных отношениях ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям, так как сам получает от них любовь и ласку.

К.Д.Ушинскому принадлежат замечательные слова о том, что семейное воспитание – это целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Поэтому первой и основной задачей семейного воспитания он считает подготовку человека к жизни. Так как само воспитание должно приготовлять человека к труду, к жизни, то для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. По мнению великого педагога, сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения, а в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека.

Н.И.Пирогов в свое время считал, что самое большое право родителей заключается в том, чтобы развить всецело и всесторонне все благое, что есть в ребенке от природы, без посягательства на его личность. Человек легко ослепляется собственными достоинствами, и поэтому именно с детства необходимо развивать в ребенке самосознание, пробуждать совесть. Основа воспитания детей в семье, по мнению НИ. Пирогова, – не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. Он призывает родителей оберегать целостность детской души, не внося в нее неискренность.

Большое значение имеет работа П.Ф.Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение», где он говорит о воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Он считает, что в нормальной семье ребенок становится гуманизирующим фактором нравственного совершенствования всех членов семьи. Необходимо создавать нормальные условия для роста, развития и проявления всех положительных способностей детей в семье [3].

Читайте также:  Упражнения для развития рук ребенок 4 месяца

Среди советских педагогов очень хорошо известны труды А.С.Макаренко в области воспитания. В частности, в своей работе «Книга для родителей» А.С.Макаренко раскрывает своеобразные и сложные проблемы семейного воспитания, его противоречия и пути их разрешения. Большое внимание педагог уделяет вопросам родительского авторитета, дисциплины, игры, семейного хозяйства, воспитания в труде, полового воспитания и воспитания культурных навыков в семье. Семья является могучим воспитательным средством, как утверждает А.С.Макаренко. Он много уделяет внимания вопросу воспитания ребенка в полной, благополучной семье, так как воспитательные силы здоровой семьи велики, и напротив, распад или глубокие перемены в семье влекут за собой чрезвычайные беды для души ребенка, разрушая самые ее основы [3].

А.А.Бодалёва отмечает, что в жизни каждого человека большую и ответственную роль играют родители. Они дают своему ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяют воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца [2].

В семье, как в малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. По мнению А.Г.Здравомыслова, это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья, как малая группа, создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям [4].

Закон «О семье и браке» определяет неполную семью как группу ближайших родственников, состоящую из одного родителя, с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [Закон Республики Казахстан «О семье и браке» от 20 августа 1997 года. – № 214 – 1, ст.5]. И.Ф. Дементьева отмечает, что неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей; соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи; последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [5].

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Психологический климат неполной семьи М.И.Киблицкая во многом определяет болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Немаловажно и то, что при отсутствии одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью [6].

Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети и подростки из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [7].

Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье, которая целиком падает на плечи одного из родителей (чаще женщины) – это, прежде всего, забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок, и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются – основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра, т.е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются проблемой безнадзорности детей, с вытекающими отсюда последствиями. Конечно, неблагоприятные условия воспитания в неполной семье отчасти компенсируются значительным участием старшего поколения в судьбе внуков, но, очевидно, что эта помощь не способна полностью ликвидировать издержки, возникающие в семье с потерей отца [7].

А.Курманбекова в своей статье «Вопросы планирования нравственного воспитания молодежи» приводит слова Цига Циглара: «Каждый человек нуждается в четырех объятиях на день, чтобы поддерживать здоровье. Через объятия освобождается большая часть физических и эмоциональных проблем и, таким образом, люди получают возможность жить больше, здоровее, в меньшем стрессе» [8].

Дети из неполных семей нуждаются в десятки раз больше в объятиях близких людей.

Принятие, предполагающее не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения в человеке, в его развитие – это важное условие для становления личности человека, для его саморазвития и самоактуализации. К.Роджерс отмечает, что особенно важным является безусловное принятие человека в детском возрасте. У ребенка максимально велика нужда в положительном отношении, поскольку иначе он перестанет следовать своему внутреннему оцениванию опыта и будет полностью подстраиваться к оценке родителей. Это приводит к несоответствию между его «Я» и внутренним опытом, к потере организмического оценивания как внутреннего регулятора поведения и к дальнейшей незрелости человека, у которого оценивание выносится вовне и который начинает испытывать недоверие к своему опыту [9].

Читайте также:  Степаненкова теория и методика физического воспитания и развития ребенка 2001

Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс, предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главная цель воспитания детей в любой семье – всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет, но сделать это будет намного труднее, так как все в семье ложится на плечи одного из родителей – матери или отца.

Как видно из статистических данных, число разводов с каждым годом растет, причем не только в Казахстане, России, но и в дальнем зарубежье. Это говорит о том, что современное общество теряет с каждым годом все больше полноценных «ячеек». Взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения таких семей. Негативные процессы, которые порождены современной социально-экономической ситуацией, сказываются особенно ярко именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Решение воспитательных задач в условиях неполной семьи затруднено.

Важнейшим элементом среды, определяющим характер развития человека, выступает свобода. Это очень сложное явление, которое является одной из первоначальных человеческих потребностей. Свобода предусматривает ослабление управления, контроля и давления и предоставление ребенку ответственности за свой выбор, возможности реализовать свою целостность, творческий потенциал. Обстоятельства, которые создают для ребенка ощущение бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам можно отнести все, что вызывает страх. Это может быть «авторитарное» наказание – вид наказания, который не имеет строго фиксированной формы и не связан с тем или иным проступком, а произвольно определяется, по усмотрению взрослого. В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказанием может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приводит к утрате чувства собственного достоинства [2].

Другое важное обстоятельство, приводящее к утрате жизненных сил, может быть связано с ситуацией душевного обнищания. Когда ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты, он внутренне «замерзает». Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бессилия, которое может стать причиной его жестокости.

Немаловажными факторами, вызывающими нарушения личностного развития, являются характер, ценности, нормы, ориентиры, смыслы той социальной группы, частью которой является ребенок. Именно семья может усиливать те черты и формы поведения, которые ей соответствуют, и ослаблять нежелательные.

Потребность в эмоциональном признании окружающими, эмоциональных контактах с родителями особенно актуальна в детстве. К 4-5 годам эмоциональное развитие ребенка достигает своего максимума. Нарушение эмоциональных контактов с родителями, прежде всего с матерью, вызывает значительные психологические проблемы в развитии. Недостаток искренних, доверительно-теплых и непосредственно-эмоциональных отношений родителей с детьми становится основой возникновения невроза. Отсутствие эмоциональной поддержки, любви и признания в семье вызывает у ребенка страх одиночества, ощущение изолированности, забытости и ненужности. Острая потребность в признании – это одновременно и потребность в самоутверждении. Ребенок нуждается в раскрытии своего Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность любви и признания может компенсироваться страхами, капризами. У детей формируются замкнутость, недоверие к окружающим [1].

Важными являются потребности ребенка в позитивном отношении и самоотношении, которые возникают в результате научения. Первая из них появляется вследствие любви и заботы о ребенке, вторая формируется при положительном отношении окружения. Оценки со стороны окружающих, особенно в детстве, могут искажать внутренние переживания человека. Ребенок на основании положительных или отрицательных оценок его поведения взрослыми старается быть тем, кем хотят его видеть, а не тем, кто он есть. Внешние оценки ведут к искажению самоотношения ребенка. Навязанные образы, ценности вытесняют и замещают «истинные» переживания и ценности, что ведет к саморазрушению Я.

Такой ребенок чувствует напряженность, дискомфорт. Следствием искажения могут стать агрессивность, конфликтность, замкнутость, тревожность, враждебность по отношению к другим людям, нарушение общения.

Как этого избежать? Первое условие – откровенность, искренность, правдивость отношений с ребенком. Второе условие – безусловное принятие ребенка. Принятие предполагает не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения, в его развитие. Ребенок очень нуждается в положительном к себе отношении. Взрослые же стремятся оценивать, одобрять или не одобрять чувства и поведение ребенка, делать заявления и пугать лишением любви и привязанности. Что- бы быть хорошим, ребенок стремится подстраиваться к оценке родителей, что приводит к утрате внутренних регуляторов поведения и к дальнейшей незрелости ребенка, который ориентируется только на внешние оценки. Безусловное принятие ребенка не означат отсутствия ограничений, дисциплины и отрицательного отношения к его поступку. Однако они должны строиться так, чтобы ребенок не сомневался в уважении к нему. Неудовольствие и отрицательные переживания должны высказываться не в виде отрицательной оценки личности ребенка, а в виде субъективного отношения к данному поступку.

Необходимо принимать не только ребенка, но и себя. Если родители не принимают себя, а ценят только те свои достоинства, которые одобряются другими, то они испытывают напряженность и тревогу, что сказывается и на ребенке.

Принятие внутреннего мира ребенка создает для него теплоту и безопасность в отношениях со взрослыми, а любовь и уважение вызывают чувство защищенности, которое необходимо для полноценного развития человека.

Третье условие – эмпатическое понимание, без которого принятие может означать просто благодушное отношение ко всем. Эмпатическое понимание включает в себя проникновение в чувства и мысли ребенка, умение видеть проблему с его позиции, встать на его место. Очень важны модели родительского поведения, так как они становятся основой не только приобретения привычек, но и выработки способов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Если родители уходят от трудностей или прибегают к агрессии при столкновении с ними, то ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации так же.

То же характерно и для межличностных отношений – дети осваивают те же отношения, которые они в течение длительного времени наблюдают в семье. Возможны ситуации, когда родители учат каким-то правилам поведения, но сами их не соблюдают, то есть говорят одно, а делают другое. В такой ситуации более вероятным становится выбор примера родителей. Ребенок может и расширять модель поведения, так что его собственное поведение окажется для них неприемлемым, т.е. он может отвергать и то, чем родители дорожат. Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения своих родителей.

Причинами нарушения поведения и даже эмоциональных расстройств могут быть разлука с родителями, жизнь вдали от семьи, потеря одного из родителей, ссоры и конфликты в семье [2].

Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы. Семья это не только первичная ячейка общества, в которой ребенок приобретает все первоначальные знания, навыки, опыт общения и т.д. Именно от того, какой эмоциональный фон присутствует в семье, как построены отношения между родителями и детьми, будет зависеть дальнейшее развитие ребенка – будет ли он адекватен в своем поведении или нет, будет ли он агрессивен, будет ли дисциплинирован, будет ли он примером для окружающих, или наоборот, и т.д.

Источник