Истерики у ребенка 2 года из за голода

анонимно, Женщина, 5 лет

Добрый день. У нас такая проблема. Моей дочери 5 лет. Она эмоциональная девочка, общительная, развитая. Воспитанная и вежливая. Но когда она голодна, она становится совершенно неуправляемым, истеричным ребенком. Она вдруг начинает психовать, хотя еще секунду назад спокойно чем-то занималась. Начинает кричать, ругаться, грубить, плакать, бить себя!, все ломать. Может свою любимую игрушку, к которой относится с огромной нежностью, швырнуть в стену. При этом она не просит есть. Если предложить, кричит, чтоб все от нее отстали. Если все таки дать ей еду (любую), даже самую малость, насильно или через уговоры, то буквально через пол минуты! успокаивается и продолжает с удовольствием делать дальше то, чем занималась до истерики. Такое впечатление, что в момент истерики она не контролирует себя. Началось в 1,5 года. За все это время заметила четкую связь с едой. О каких проблемах может свидетельствовать такая реакция? Спасибо.

нейропсихолог, медицинский психолог

Здравствуйте! Скажите, вы не замечали за дочерью следующее: потеря веся, частое мочеиспускание, сильная частая жажда? В такое состояние ребёнок может впадать, когда чувствует своё бессилие в чем-то. По какой-то причине она не может вас попросить. Кстати, с речью у неё все в порядке? Не было ли ситуаций, когда ребёнку отказывали в резкой форме в еде? Не переживался ли в семье голод? Не прослеживается ли тема еды в игре, разговоре? Опять же, для 5 лет эта реакция резковата. Нет ли у ребёнка следующих моментов: любит покрасоваться, поделать что-то на публику, любит сильное внимание? Я прошу прощения за столько вопросов, причин для такого поведения может быть много, лучше уточнить все моменты. Спасибо!

анонимно

Спасибо за ответ! Нет, потери веса не было, но она всегда была худощавая. Сейчас весит 18 кг. Жажды, частого мочеиспускания никогда не было. Речь отличная. В еде не отказывали, наоборот, в младенчестве всегда кормили по малейшему требованию. А вот покрасоваться, выпендриться на публику очень любит. Никогда не было даже намека на стеснительность. Очень общительная. Но у нее повышенная тревожность. Боится всего нового. Очень чувствительна к малейшему дискомфорту и боли. И крайне сильно привязана к маме. До сих пор до слез боится остаться например на занятиях без меня.

Здравствуйте! Спасибо за уточнение. Хорошо, соматические проблемы пока исключим. Похоже, что у девочки есть задатки демонстративного типа личности. в таком случае вот это “представление” во время голода призвано привлечь больше внимания. как бы заострить его на текущей проблеме. можно попробовать следующее. Во время очередной “истерики” просто выйти из комнаты, сказав, что если она хочет есть, то должна успокоиться и прийти на кухню. Без зрителей подобные концерты пойдут на спад. Сперва, конечно, может быть и обида – как так! Но тут важно объяснить, что мама любит, мама никогда не оставит голодной, если ты испытываешь какой-то дискомфорт, желаешь чего-то, нужно подойти и вежливо попросить. Когда ты кричишь и некрасиво себя ведешь, никто не будет с тобой разговаривать и выполнять твои желания. В педагогических целях стоит пару раз выждать, не кормить сразу по наступлении истерии, дождаться, пока успокоится и придет. Демонстративные личности обычно неординарны, очаровательны, привлекаю внимание. Но еще с детства здорово дать им понять, что их истерики не решать их проблем, что имеются конструктивные методы. Иначе это черевато нехорошими последствиями во взрослой жизни, вплоть до возникновения психосоматических заболеваний (в таком случае болезнь будет своеобразной истерикой на ущемленное желание). Успехов вам и выдержки! Все обязательно получится!

анонимно

Спасибо большое за советы. Мы так делаем постоянно. И уходим и объясняем. Истерика может продолжаться очень долго. Дело в том что не всегда есть возможность ее отправить куда-то успокаиваться. Истерия может начаться и на улице и на занятии и в гостях. Потом просит прощения. Говорит, что очень старалась не плакать и не психовать, но у нее не получилось. Каждый раз перед тем, как куда-то пойти, разговариваю, что если она захочет есть, чтоб просто попросила у меня и не устраивала истерику. Она говорит, что постарается, но не знает получится ли. Я как-то встретила женщину, она рассказала, что совершенно не может терпеть голод. Проверялась и у нее обнаружили заболевание желуд.кишеч. трактом. Возможно ли у моей дочери тоже проблемы с жкт? Или другие физиологическ. проблемы, напр. сахар скачет. Но сахар проверяли, в норме. Спасибо.

Здравствуйте! Я не могу ничего сказать за возможность заболеваний жкт. Рекомендуется консультация терапевта. Сделайте упор на похвалу, когда у неё получается себя контролировать. Ещё очень хорошо заниматься в следующем направлении: игры на предположение, предсказывание. Например, наблюдение за погодой, предсказывание её изменения, народные приметы; наблюдение за животными. Это хорошо развивает функцию целеполагания и планирования (в том числе и последствий своих действий), которая пока у девочки не очень развита (это нормально, по возрасту, но работать в этом направлении обязательно нужно). Успехов!

Источник

Мамочки, посоветуйте, пожалуйста хоть что-нибудь. Как заставить ребенка есть нормальную пищу? Нам только что исполнилось 2 года, а есть ничего не хотим, кроме молока-кефира-питьевого йогурта в количестве неумеренном. рАДИ РАЗНООБРАЗИЯ РЕБЕНОК МОЖЕТ ПОКОВЫРЯТЬСЯ В СУПЕ (3-4 ложки), в пюре и макаронах (2-3 ложки) – и все! Меня бы это не расстраивало, если б он был этим сыт и доволен, а он не доволен: он хочет есть, но ничего кроме молока ему не надо: он воротит голову, сжимает зубы и выплевывает все, что есть не хочет. В конечном итоге ужасной истерикой он добивается своего – молока! С удовольствием выпивает (исключительно с рожка – что тоже не есть хорошо, хотя другие, не молочные, жидкости пьет из чашки), а через минут 40 – он опять с пустым желудком хочет есть – и начинается все заново. Ему лень жевать? Ему не нравится почти все, что готовится? что с ним? Может больной желудок? Я уже не знаю, что делать. Мы, наверное, с молоком пойдем в школу (в сад мы ходим с ним). У кого такое было или кто знает, что с этим делать, помогите советом!

18.10.2001 16:13:55, Ирина М.

23 комментария

Всем отозвавшимся большое спасибо за поддержку. Если справимся с этой бедой, обязательно расскажу, как. 20.10.2001 15:52:56, Ирина М.

У нас была немного схожая ситуация, но в возрасте около годика, когда вводили нормальную пищу. Настя ни в какую не хотела ничего жевать, хотя в 1.4г. у нас уже было 20 зубов (она у нас просто лентяйка), а пюреобразную пищу с удовольствием глотала или пила, если пожиже сделать. Мы вышли из положения просто – у фирмы “Мулинекс” есть маленький ДЕТСКИЙ комбайн (baby chef), стОит он около тысячи рублей, в нем запросто можно перемолоть в хорошее однородное пюре что угодно (даже суп с мясом). Можно все это проделать и в обычном кухонном комбайне, но объем у него большой, замучаетесь выскребать детскую порцию. Вот мы и варили нормальную еду, перемалывали в комбайне и давали Насте сначала в качестве питья (разбавить пожиже молоком или бульоном до консистенции питьевого йогурта), потом, погуще, с ложки. А потом дите поумнело и стало само понимать, когда проголодается, стали хорошо кушать, без истерик. А до этого проголодается, становится ей дискомфортно, но не понимает, что поесть надо, и все пройдет, вот и орет, а не ест. Сейчас уже нормальную взрослую еду ест сама, все в порядке, но нам уже почти три года. 19.10.2001 07:08:44, SZ

Очень обнадеживает, но я боюсь, что до 3-х лет я с этими нервотрепками не доживу. Самое противное, что я злиться на него начинаю, что он не хочет нормально кушать и выкрутасничает. Призываю все свое терпение, чтоб не срываться, но молоко я уже ненавижу, хоть не покупай вовсе. 20.10.2001 15:48:19, Ирина М.

Что вам еще посоветовать? А вы попробуйте, наоборот, ДЕМОНСТРАТИВНО ему не давать другую еду. Может, тогда сам запросит. Вдруг вы чересчур навязчиво предлагаете ему другую пищу, и это-просто его протест. А так, может, ему завидно станет, что вы что-то сами едите, а ему не предлагаете. Или добавляйте в молоко соли и т.п., чтобы противно пить его было…Может, переключится с молока на нормальную еду. А с комбайном я бы вам советовала попробовать, хоть в обычном большом кухонном, нас это здорово выручило. Даже сейчас делаем в нем творог (насыпаем творог, крошим печенья, сыпем сахар или варенье, молоко или кефир, можно фрукты и “проворачиваем”.Получается великолепная масса типа даноновских изделий) и кашу “проворачиваем”, т.к. Настя терпеть не может комочки в каше. Может, пусть ваше дите пока привыкнет есть другую пищу в провернутом виде, а уж потом начинать прокручивать еду в комбайне меньше и меньше, потом совсем прекратить, пусть сам жует. А еще, когда моя принцесса есть отказывалась, мы ели “за маму, за папу” т т.д., родственников и знакомых ведь можно много навспоминать:)))). Или считали машинки типа “вот огромный самолет к Насте в ротик летит, кушай его скорее. А вот поезд едет, ешь его!”. Все с соответствующим озвучанием (ту-ту, чух-чух-чух, и как там весь другой транспорт из перечисляемого звучит). Рот открывался – только ложка мелькала. Всякого транспорта тоже на полноценную кормежку навспоминать можно. Удачи вам и спокойствия! 20.10.2001 19:54:27, SZ

Нет, это небольшое расстройство пищевого поведения. Если Вы не будете акцентировать на этом внимание и заставлять есть , то должно пройти. Девочки, вообще чаще склонны к проблемам с едой. 18.10.2001 16:47:11, *Забава

А как скоро пройдет? Я уже боюсь, что никогда не пройдет…. Может, все-таки надо насильно кормить: выплюнул – опять в рот… но так и вовсе отвращение к пище может появиться… 18.10.2001 19:49:15, Ирина М.

Моя малая все лето ела подобным образом, с той только разницей, что есть ей никогда не хотелось. С удовольствием сосала только грудь (ей был уже почти год, и молока у меня было уже не так много). Тоже выходили из положения кухонным комбайном, пробовали есть суп из бутылки и т.д. Я очень переживала. А потом так привыкла к этому, что почти перестала обращать на такое поведение внимание. И как-то само все наладилось в течение пару месяцев. Сейчас ест все, все жует, и никаких проблем. Думаю, что дочка просто чувствовала мою нервозность, связанную с кормлением. Попробуй по возможности не акцентировать внимание на этом.

Саша 19.10.2001 10:49:41, Alya

В любом случае , лучше пусть выплевывает чем насильно, иначе может закрепится отвращение к еде и на будущее. Подержите его в проголодь немного. И наверное, нужно давать разнообразные блюда, в разных формах. Может быть вместо фруктового пюре- салат фруктовый сделать.. и т.п. – появится заинтересованность :))) 18.10.2001 19:56:02, *Забава

А почему вы так боитесь истерики? С утра дайте например кашу молочную, не хочет есть и не надо, через час опять предложите кашу а не хочет так пусть до обеда терпит, ну покричит , рано или поздно успокоится, говорите нет молока, кефира и т.д. Главное не уступать, хотя это довольно трудно : ) 18.10.2001 16:37:33, Марина С

А что он раньше кушал?Так всегда было? 18.10.2001 16:35:36, Вика

Он всегда ел мало, но он и был маленьким – ему хватало. А теперь он большой, и ему не хватает… 18.10.2001 19:50:42, Ирина М.

Если переживаете за желудок – сдайте анализ на дисбактериоз и проконсультируйтесь у гастроэнтеролога.

А если с желудком всё хорошо, попробуйте изменить вид пиши.

Например, мой ребёнок не ест капустные салаты, а ест капусту с вилка “как зайчик”( а ему уже 6-ть лет).

Можно красиво порезать кусочки, уложить в смешную рожицу и т.д.

Успехов и не растраивайтесь :))) 18.10.2001 16:35:32, Машенька Л.

украшать тоже пробовала, Феде нравится, но чтобы это есть – никак, только сделает из красивого некрасивое и все. 18.10.2001 19:46:55, Ирина М.

А в руку давать кусочки фруктов. Например, дольку яблока, может быть он самостоятельно хочет есть , а не чтоб его кормили ? 18.10.2001 19:57:54, *Забава

Если он заинтересуется едой как таковой, то может и сам поесть ( в саду суп ест кукольным дуршлаком), а если не хочет – то и сам не будет и никому не даст в себя запихивать.

Мои знакомые говорят, что дочку до трех лет кормили со связанными руками и чтоб головой не мотала – ну это ж садизм какой-то! 20.10.2001 15:51:28, Ирина М.

У нас было хуже-пил только воду,почти ничего не ел. Еще обожал печенье,булку. Продолжалось это долго,но прошло. Во время своеобразного поста я придумывала разнообразные печенья, булочки с овощами ,мясом,чтобы ребенок хоть что-то ел полезное.

У Вас молоко пьет-прелрасно,пусть пьет,но добавляйте других продуктов в молоко,в начале чтобы ребенок не понял что что-то добавили. Вес будет нормально.

Мой ребенок пил чистую воду,я думаю потому, что одно время мы увлеклись соками,а про воду совсем забыли. 18.10.2001 16:32:53, вишня

Пробовала добавлять манную крупу – чуть-чуть, пюре – не стал есть, кусочки попадаются или еще что – не знаю, но номер не прошел. 18.10.2001 19:52:27, Ирина М.

А мне кажется,что нужно с самого раннего детства приучать к различной еде,кашкам-малашкам и прочему.Может быть,мамочки баловали детку и вот результат. 18.10.2001 16:37:58, Вика

Ребенок иногда сам лучше знает что ему надо, морковь или молоко и дт. особенно если его чем-то просто перекармливают.

Молоко и молочные продукты успокаивают желудок и на это тоже стоит обрать внимание.

В детстве меня закармливали кашами ,сейчас терпеть их не могу. 18.10.2001 16:52:45, вишня

Согласна! 18.10.2001 17:54:43, *Забава

Может быть,но не постоянно:-)Я сама вообще каши не ем,а мой ребёнок ест с удовольствием,просит сам,что б кашу сварила ,так что мне не кормить его,если нравится?:-)Я имела в виду,что всё нужно кушать,и кашки и творожки и всё что угодно,просто если с детства по чуть чуть приучать,то будет всё ок. 18.10.2001 17:26:20, Вика

Вы правы, наверное. Мы в прошлом году как раз во время активного приучения к твердой пищи с 6 до 10 месяцев провели на даче практически на козьем молоке, кашу ел он очччень редко, а сейчас вообще не ест. Супы он и сейчас ест, но чуть-чуть – не до удовлетворения голода, а так – попробовать. 18.10.2001 19:45:09, Ирина М.

Тоже верно. 18.10.2001 18:02:04, вишня

Источник

Детские приступы гнева – это нормальное явление или неадекватная реакция? Почему вообще малыши истерят? Что со всем этим ужасом делать, и стоит ли вмешиваться, если капризничает абсолютно не знакомый вам ребенок? На эти и другие вопросы отвечает психолог Татьяна Шаранда.

Татьяна Шаранда

практический психолог

консультант по вопросам семьи и брака

руководитель психологического центра развития

Капризы и истерика – разные вещи

– Правда ли, что детские истерики – это нормальный, нужный и важный этап становления личности?

– Давайте обратимся к наглядному примеру и попытаемся понять, является ли истерика нормой или это результат действий родителей.

Реальная ситуация. Обеденное время. За стол в кафе садится мама с двухлетним ребенком на руках. Рядом, с одной стороны, присаживается муж, с другой – четырехлетний сын. Поданные блюда тут же начинают переставляться – у мужа забираются и отдаются сыну, свои передвигаются мужу, причем на ходу из тарелок вытаскиваются какие-то кусочки еды. Малыш на руках сонно сосет пустышку. Мама, как многостаночница, одновременно ведет контроль за всеми и заодно, освобождая рот малыша от соски, пытается запихнуть туда еду. Ребенок отворачивается, начинает плакать.

Тут же у старшего сына мама выдергивает из рук свой телефон, вызывая тем самым бурную реакцию: крик, переходящий в визг и топанье ногами. Вялые попытки супруга поучаствовать в кормлении детей мгновенно пресекаются.

Результат: младшенький безостановочно плачет, выплевывая еду, а его брат с криком и слезами ведет «товарообменную операцию» – возврат телефона на согласие пообедать. И побеждает.

То, какое место мама занимает за столом, как привычно управляет желаниями других, свободно подъедает из чужих тарелок, тон и манера разговора женщины – все говорит о ее главенствующем положении в семье. Можно считать, что у дамы не двое, а трое детей. Она сама низвела мужа до позиции ребенка. Основная ее роль – это роль мамы, мамы для всех. В семье явное нарушение иерархии. Тут дети – это центр Вселенной, остальные – лишь дополнение к ним.

Истерика старшего ребенка – закономерная реакция психики, многократно отработанная на своих родителях и положительно ими же подкрепленная (в данном случае, когда мама пошла на «торг»). Привычка истерическим способом реагировать на ситуацию в дальнейшем приведет к развитию истерического невроза. У мальчика, с такой моделью поведения есть большой шанс превратиться в демонстративно-истерическую личность.

Итог: поведение старшего сына никак не может быть нормой, это, скорее, начало дисгармоничного развития личности. Родителями упущен момент, когда первые попытки мальчика на расширение границ дозволенного не были остановлены. А вот поведение младшенького – естественная защитная реакция психики. И если мама успеет переосмыслить свое поведение, то существует шанс на формирование адекватной и здоровой личности в дальнейшем.

– Я не считаю детские истерики нормой. Капризы и истерика – разные вещи. Да, малыши будут долго пробовать разные способы манипулирования, причем часто абсолютно бессознательно: хныканье, кривляние, топанье ножкой – все это возможно и нормально. Но если ваши дети взяли в привычку громко кричать или, извиваясь, с воплями бросаться на пол, абсолютно точно стоит бить тревогу.

– Как дети приходят к истерике?

– В начале плач малыша – это следствие физиологических потребностей, которые мама должна удовлетворить: еда, сон, хорошее самочувствие и так далее.

Затем подключаются эмоциональные потребности: нужно взять на руки, погладить, поиграть – и об этом ребенок пока может сообщить только через плач, крик и жестикуляцию. Выражать словами свою просьбу он еще не умеет. Так малыш естественным способом обучается через крик привлекать внимание мамы для удовлетворения своего желания, то есть он начинает управлять ей. Поверьте, ребенок обучается этому очень быстро.

По мере взросления расширяются возможности, появляется «смысловой лепет» – первые простейшие попытки озвучить свое «хочу» плюс жестикуляция. Ну, а если взрослый не понял, в дело идут крик и слезы. Этот возрастной период очень важен. Родители делают выбор: действовать по старой схеме, изматывая и себя, и ребенка, или выйти на новый уровень общения с ним.

– Пик детских истерик приходится на возраст 2-3 лет. В норме к 4 годам их количество резко снижается – ведь к этому возрасту ребенок уже может вербально озвучить свои желания и потребности.

Пример из консультации. На диагностику пришла мама с двумя детьми: двух и семи лет. Пока шла работа со старшей девочкой, женщина с малышом обследовала кабинет. Она умело отводила внимание ребенка от электрических приборов, постоянно переходя от одной игрушки к другой.

Вскоре малыш закапризничал, стал хныкать. Мама присела к нему, спокойно, четко проговаривая грудным голосом, озвучила его возможное желание. Спросила у меня разрешения взять очередную игрушку, достала сок и печенье – ребенок включился в новую игру, заедая все вкусной едой. Мама работала на предупреждение истерики, что хотелось бы подчеркнуть особо. Так начинает формироваться правильная ассоциативная связь – «спокойный голос и поведение = удовлетворение желания».

Ребенок должен знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»

– Можно ли научиться предчувствовать истерику у своего ребенка, чтобы вовремя переключить его внимание?

– Новорожденный ребенок не способен словами выразить свои потребности. Плач является универсальным механизмом, стимулирующим мозг отца и матери к заботе о ребенке.

Экспериментально было установлено, что только по «стилю» плача родитель может определить, что именно нужно чаду. Особенно хороший показатель был у мам, имеющих больше одного ребенка.

Африканские и индонезийские женщины, которые носят младенцев в слинге, четко, по каким-то своим ощущениям, определяют состояние малыша и вовремя оказывают ему помощь. Данный факт говорит о высоком уровне синхронизации мозга родителей и мозга ребенка. В случае матерей иначе и быть не может, ведь 9 месяцев внутри себя женщина взращивает новый организм. Тесная связь матери и ребенка сама по себе уже является залогом развития способности предчувствовать эмоциональный срыв чада и не доводить его до состояния аффекта. А переключить внимание – это уже дело техники! Прислушивайтесь к своему ребенку. Прежде чем кричать, постарайтесь понять его.

– Нужно ли демонстрировать малышу неодобрение его поведения? Как вообще правильно реагировать?

– То, что ребенок обязан знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», – неоспоримо. И это ему должны объяснять и демонстрировать родители.

Сложность в том, что познать границы дозволенного малыш может только через действия. Читать нотации неэффективно. Демонстрируя на практике, а точнее, через игру или на жизненном примере, что такое «плохо» или «хорошо», конкретно показывая разницу между двумя противоположными действиями, родитель дает толчок не только к социальному развитию, но и ускоряет психофизиологическое: активизируется работа мозга, появляются новые нейронные связи. Другими словами, обучение в действии – это лучший способ познания.

Если малыш в 2-3 года делает то, что не нравится маме или папе, то это проблема не малыша. И нет смысла демонстрировать ему свое неодобрение. В этом возрасте еще не настолько сложно перевести внимание ребенка на другой объект, занять его новой игрой. Все же три года декретного отпуска даны именно на это. Да, мама устает. Но усталость здесь не столько физическая, сколько эмоциональная – а вот это уже важный момент, так как состояние мамы транслируется непосредственно на ребенка.

– Чем старше ребенок, тем более яркие и наглядные примеры ему нужны. Если родитель владеет элементарными знаниями по сказкотерапии, то ему не составит труда в игре продемонстрировать разницу между добром и злом. Почти любая сказка построена на борьбе этих сил. Проиграйте волшебную историю с помощью игрушек, затем повторите конец сказки, изменив поведение плохого героя и наградив его хорошими качествами. Так в игре ребенок быстрее обучится.

Главное – не упустить подходящий момент. Помните: отучать от плохого поведения всегда сложнее, чем изначально приучить к правильным способам взаимодействия.

Иногда нужно просто обнять и пожалеть

– Некоторые психологи рекомендуют оставить малыша на время истерики одного в другой комнате, чтобы он успокоился в отсутствии зрителей. Что вы об этом думаете?

– Однозначного ответа невозможно дать, так как это зависит от ситуации и индивидуальных особенностей психики ребенка. Если мама видит, что ребенок истерит с определенной целью, то есть разыгрывается стопроцентная манипуляция, то, безусловно, такой способ подходит, так как «публичность выступления» усиливает эмоциональный накал.

Пример из консультации. Перед входом в летнее кафе висит объявление о том, что с самокатами вход запрещен. Сын (пять лет) категорически отказывается оставить его возле администратора. Мама принимает решение зайти и пообедать со старшим ребенком, младшего оставив возле самоката, пока тот не бросит свою затею.

Уход мамы вызвал неадекватную реакцию ребенка – он упал на пол и начал кричать. Тут же появились сочувствующие – и это только усилило громкость рыдания. Мама не смогла долго выдержать осуждающий ропот бабушек. Семья ушла из кафе с чувством неутоленного голода и раздражения. День был испорчен.

Как оказалось, у ребенка это не первый опыт и такие «показательные выступления» – для него норма. Сын хорошо освоил систему управления мамой, но у социума (а это далеко не любящий и всепрощающий родитель) свои правила и порой очень жесткие. Как только у сына расширятся социальные связи (впереди школа, новые знакомства), публика будет все более разношерстная. Мальчик привык, что чужие взгляды его активизируют, но схема обязательно сломается, его старые методы прекратят срабатывать. Что в итоге? Ребенок с головой окунется в стресс.

– Многочисленные исследования показали, что кортизол – главный катаболический гормон, выделяющийся под действием тяжелого, повторяющегося стресса, – оказывает токсическое воздействие на мозг ребенка, приводя к нарушению мозговой активности и развитию широкого спектра заболеваний.

Другой пример. На диагностику привели шестилетнюю девочку. В процессе работы маме понадобилось на некоторое время покинуть кабинет, на что дочка отреагировала тяжело. Она закрыла лицо и тихо плакала, пока не вернулась мама. Это была не манипуляция, просто в своей жизни малышка уже пережила сильный стресс – разлуку с мамой в больнице.

Приведенные два примера четко показывают, в каких случаях просто необходимо твердыми и настойчивыми методами прекратить истерику, а где требуется мягкая и корректная терапия ребенка. Иногда нужно просто обнять и пожалеть.

Ребенок может транслировать вовне родительский негатив

– Что делать, если из истерики ребенок не выходит, а впадает в состояние, когда он уже вообще ничего не понимает, его трясет, дыхание сбивается, и становится просто страшно за малыша?

– Лучше, конечно, до такого не доводить, но на случай срыва нужно всегда иметь при себе бутылочку с водой. Смочите ребенку ручки, протрите лицо, дайте попить водички. Если дошло до того, что малыш даже не может сделать глоток, то хорошо на него водой побрызгать. Психический стресс необходимо компенсировать физиологическим.

Если уж ребенок бьется в припадке истерики на полу, подложите под голову что-то мягкое (или свои руки), пока волна гнева не схлынет. Не надо пускать все на самотек. А вообще в подобных случаях у меня только два вывода: ребенку требуется обследование у детского невролога или маме срочно нужна консультация у психолога, причем разбирать нужно в первую очередь ее состояние, а не поведение ребенка. Мама и малыш связаны очень крепко. Часто дети просто транслируют материнские переживания, выплескивают именно мамин негатив, который она в себе подавляет.

– Каким семьям нужно отправиться к психологу всем вместе?

– Давайте лучше определим, для кого консультация совсем не обязательна. Не требуется она тем семьям:

  • где мама (да, в первую очередь, мама) часто смеется и чувствует себя комфортно и защищенно;
  • где баловаться разрешается и это с удовольствием делают все (и взрослые, и дети);
  • где ставка делается на хорошее настроение, аппетит и сон;
  • где мама заходит в соцсети только для того, чтобы, к примеру, подобрать классный отдых для всей семьи, а не пропадает там на весь день;
  • когда время и деньги тратятся не только на необходимые и полезные покупки, но и на создание себе и всем членам семьи хорошего настроения;
  • где есть общие увлечения, дела, походы и поездки, вечерние посиделки, «щекоталки» и чтение сказок перед сном.

Такой семье у психолога делать нечего, с такими семьями все психологи останутся без работы (смеется). А всем остальным добро пожаловать к нам!

– Есть вопрос и с обратной стороны. Как, по-вашему, общество должно реагировать на детские истерики в общественных местах?

– Окружающие ведь все видят и могут дать оценку родителю: какая мама, каково ее поведение, что она делает в этот момент, и, исходя из этого, способны решать, нужна ли помощь.

Пример из жизни. В одном из гипермаркетов в отделе игрушек пятилетний ребенок сел на пол и отказался идти. Мальчик уже взрослый, и у него абсолютно адекватная мама, которая о помощи не просила. Она знала, что ей надо делать, и делала это правильно, не реагируя на выпады сына. Но сердобольные и любопытные взрослые, которые начали улюлюкать и сюсюкать с малышом, обстановку только ухудшили. Мальчишка к сидячей забастовке добавил громкий рев. Вся операция по воспитанию пошла коту под хвост.

Второй пример. В автобус вошла мама с прогулочной коляской. Малышу года полтора. Закрепив коляску, мама уткнулась в мобильник. Ребенок не спал, он мило улыбался всем присутствующим.

Малышу было скучно, и он стал стягивать с ножки сандалик. Резкий поворот автобуса, ребенок завалился набок и уронил сандалию. Мамина реакция ошарашила всех! Казалось, что от ее гнева сейчас просто развалится коляска. Малыш страшно перепугался и собрался было уже плакать, но, предвидя реакцию мамы на его плач, я и другие пассажиры вмешались: мы начали хлопать в ладоши, щелкать пальцами и еще неизвестно что делать, только чтобы переключить внимание малыша. Тот перестал хлюпать носом и стал с интересом за нами наблюдать. Маме же пришлось сдержать пар, ведь слишком уж много народу смотрело на нее и ее сына. Думаю, что наше вмешательство было к месту, хотя дальнейшая жизнь ребенка у меня вызывает грусть.

Третий пример. В парковой зоне на скамейке сидит мама, вся захваченная смартфоном. Рядом мальчуган лет 4-5, усиленно атакующий деревья песком и камнями. Вроде все нормально. Звонок телефона. Мама словно проснулась, вмиг стала активной. Тут же про нее вспомнил и малыш. Деревья облегченно вздохнули – ребенок весь свой неизрасходованный потенциал бросил на родительницу. Запрыгнув на скамейку, он усиленно стягивал с маминой головы солнцезащитные очки. Чтобы как-то отодвинуть от себя ребенка и не пропустить очень важную информацию по телефону, она стала ему помогать. Похоже и сын, и мама не рассчитали усилий – мальчик оступился и упал спиной на землю. Я могу предположить, что амплитуда взмаха маминой руки и громкости крика равнялась уровню страха, который она сама испытала. Рев стоял двойной: орала мама и кричал ребенок – воспитательный процесс был в разгаре.

В этот момент предложить свою помощь – равносильно получить такую же оплеуху, какую получил и сын. Чтобы не создавать дополнительный стресс, пришлось уйти из поля зрения этой пары.

В общем, ситуации бывают разными. А вот стоит ли терпеть детские крики в общественных местах? Это вечная дискуссия, которая не прекратится никогда. Мамы и папы будут отстаивать свои права, недовольные пассажиры, посетители и отдыхающие – свои. Быть ли скандалу? Это зависит от конкретных людей, которые волею судеб оказались в одном и том же месте.

Выводы

1. В раннем возрасте ребенка до истерик доводить нельзя. Объяснять ему что-то бесполезно, поэтому научитесь вовремя переключать внимание чада.

2. Постепенно формируйте у младшего члена семьи правильные привычные ассоциации – «запрос может быть удовлетворен лишь при спокойном обращении» – это правило должно укрепиться в его сознании.

3. Прежде чем кричать, постарайтесь понять сына или дочь, в чем конкретно заключается проблема.

4. Помните: читать нотации неэффективно. Разъясняйте ребенку разницу между хорошим и плохим через взаимодействие, игру, сказки, конкретные примеры.

5. Дети все повторяют за родителями. Если вы говорите, что кричать нельзя, и при этом сами имеете привычку повышать голос на окружающих, малыши будут делать точно так же.

6. Старайтесь поддерживать в семье позитивную доверительную атмосферу.

7. Почаще впадайте в детство сами, с удовольствием дурачась с младшенькими.

8. Научитесь отличать сильные внутренние переживания ребенка от обычной детской манипуляции. От этого зависит, как поступить в конкретной ситуации: показать свое возмущение или просто пожалеть сына или дочку.

9. Имейте под рукой воду. В момент истерики она вам пригодится.

10. Если истерики стали очень частыми – это сигнал, что не только ребенку, но и родителям необходимо поговорить с психологом об их внутреннем состоянии и проблемах.

11. Вмешиваться в ситуацию детской истерики, которую вы наблюдаете за пределами своего жилища, чаще всего стоит лишь тогда, когда вы видите, что родители в неадекватном состоянии и ребенку действительно нужна помощь. Ваш «очень мудрый совет со стороны» вряд ли будет принят к сведению и, скорее, лишь послужит дополнительным раздражающим фактором.

Фото: Анна Иванова

Читайте также:

«Когда хочется накричать на сына или дочку, представьте, что это чужой ребенок»: психолог о строгости и вседозволенности в воспитании

Психолог: «Ребенку нужна счастливая мама! Не сложилось с отцом малыша, попробуйте с другим мужчиной»

Как понять, что твой коллега – психопат? 7 типов людей, которые профессионально отравляют окружающим жизнь

Источник