Исследования развития ребенка дошкольного возраста
Основные характеристики дошкольного возраста
Дошкольный возраст очень ответственный период в жизни формирующейся личности. Именно в дошкольном возрасте происходят самые значительные изменения в развитии психики Возрастает познавательная активность: появляется логическое мышление, развиваются наглядное мышление, восприятие. Увеличению познавательных возможностей ребенка способствует развитие произвольного внимания, смысловой памяти. В данный период возрастает роль речи в познании мира, в развитии общения и разных видов деятельности. У детей-дошкольников формируется возможность выполнения различных действий по инструкции словесной, усвоения знаний на базе объяснений, но при опоре на наглядные представления. Базой познания для данного возраста является, прежде всего, чувственное познание – наглядное мышление и восприятие.
От того, в какой степени сформировано у дошкольника восприятие, а также наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, зависят прежде всего познавательные возможности ребенка и дальнейшее развитие деятельности, речи, а также более высоких форм мышления. В этом возрасте у детей активно формируются пространственные представления, играющие огромную роль в общем психическом развитии ребенка и служащие основой овладения счетными операциями, математическими понятиями.
Замечание 1
Важное обретение дошкольного возраста – это появление игры, в качестве первого и ведущего вида совместной деятельности детей. Параллельно с игрой в дошкольный период развиваются и продуктивные виды деятельности.
Интенсивное развитие психических функций, а также расширение спектра практической деятельности формируют у дошкольников познавательное отношение к окружающему миру.
Дошкольный возраст ребенка также характеризуется очень интенсивным развитием личности ребенка. Развивается воля, у ребенка формируется внутренняя оценка различных ситуаций, поступков, действий, оттачивается внимание, закладываются базовые основы нравственности.
К концу дошкольного периода у детей формируется готовность к обучению в школе.
Условия проведения обследования
При обследовании дошкольников необходимо соблюдать условия, которые обеспечат самую объективную оценку состояния детей:
- создание комфортности и налаживание эмоционального контакта;
- предъявлять задания от простого к сложному варианту для поддержания ситуации успеха, которая вызывает желание дальнейшей работы;
- чередование наглядных и словесных методик для предупреждения утомления;
- игровые задания;
- учет уровня развития у определенного ребенка познавательной деятельности.
Компоненты обследования
Психологическое обследование начинать с беседы с ребенком, направленной на установление эмоционального контакта. В процессе беседы следует выявить общий запас знаний, представлений ребенка об окружающем мире, ориентировку во времени, пространстве, а также эмоциональные особенности, такие как контактность, любимые игры и занятия, интересы.
При выборе методик для диагностического обследования ребят дошкольного возраста следует учитывать психологические возрастные новообразования:
- уровень наглядно-образного мышления,
- уровень развития перцептивных действий,
- ведущей игровой деятельности,
- видов деятельности: конструирования и рисования.
Важнейшей задачей обследования детей четырех-пяти лет является изучение уровня развития ориентировочно-познавательной деятельности, так как именно она становится базовой структурной единицей познания.
Дети 4-5 лет с нормальным интеллектуальным развитием решают практические, а также проблемно-практические задачи при помощи метода целенаправленных проб. В данном возрасте у детей появляется сюжетно-ролевая игра, активно развивается сюжетная игра. Отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким как рисование и конструирование.
При обследовании детей шести лет следует учитывать психологические новообразования: отражение сюжета в продуктивных видах деятельности, сюжетно-ролевая игра. А также показатели развития детей этого возраста: решение задач методом практического примеривания изрительной ориентировки.
Замечание 2
Основная цель обследования детей семи лет – это изучение их психологической готовности к обучению в школе, то есть мотивационную, умственную, эмоционально-волевую, коммуникативную готовность.
Основными критериями умственного развития дошкольника считаются:
- принятие задания;
- полное понимание условий задания;
- способы выполнения задания;
- обучаемость в ходе обследования;
- отношение ребенка к результату деятельности.
Для диагностики особенностей познавательной сферы дошкольников используются задания в форме «обучающего эксперимента» и задания, которые позволяют выявить уровень сформированности умений и знаний. Анализ выполнения заданий дает возможность оценить характер деятельности ребенка. Такой подход к оценке позволяет определить также потенциальный уровень развития, то есть зону ближайшего развития.
Важным критерием психологической готовности ребенка к школе служит владение элементарными учебными навыками, такими как звуковой анализ слова, вычислительные навыки, чтением, готовностью руки к письму, некоторый объем знаний об окружающем мире.
Компонентом психолого-педагогического изучения дошкольников является логопедическое обследование, которое включает в себя анализ основных компонентов, составляющих систему речи.
Замечание 3
Одним из важных показателей уровня развития дошкольника служит его игровая деятельность, оценка ее является одним из диагностических критериев.
При нарушениях и патологии развития самые ранние изменения наблюдаются в игре детей: игра не соответствует возрасту, игра приобретает своеобразный характер. Яркими показателями являются отсутствие усложнения игры, недостаточный уровень конструктивного творчества, снижение инициативы в игре, однообразие, монотонность, стереотипность, отсутствие эмоциональной реакции.
Психолого-педагогическое изучение дошкольника завершается составлением характеристики, которая отражает развитие изученных видов деятельности и характерологические особенности.
Источник
Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из важнейших способностей этого возраста – способность к познанию, проблема, привлекающая внимание учёные умы во все времена. В настоящее время перед образовательной системой поставлена проблема воспитания пытливой и творческой личности, обладающей умением ориентироваться в быстро меняющихся условиях современности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. И начинать развивать эти качества необходимо уже на дошкольной ступени развития в процессе формирования познавательной активности.
Прежде чем рассматривать вопросы обозначенной проблемы, обратимся к ФГОС ДО, в котором нашему вниманию представляются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». В каждом из них ключевое слово «познание».
Термин «познание» в педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой трактуется как «обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире» [15].
Психологический словарь Р.С. Немова дает следующую расшифровку: «различные виды познавательной активности или активности, направленной на получение и обработку знаний (информации)» [25].
Человечество пыталось осмыслить сущность познавательного интереса ещё в древности, в то время познавательные процессы представлялись им, как активные действия, происходящие вне человека. Так, Демокрит считал, что познание происходит благодаря тому, что от всех предметов окружающего мира «проистекают» образы (копии) тех предметов, от которых они «проистекли».
В средние века познавательные процессы характеризуются как дарованные человеку Богом. Связь Бога и человека проецируется в этот период через систему философских понятий, а связь человека и природы отождествляется через системы действий с природными объектами, благодаря которым выявляются возможные границы такой связи.
И.Ф. Фребель и М. Монетессори в своих системах считали, что познание в дошкольном возрасте должно ограничиваться миром чувств, а окружающий мир, в широком понимании этого слова, дошкольнику сложно усвоить [19, с. 6].
В противовес западной педагогике, прогрессивные деятели того времени К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено глубоким содержанием жизни взрослых людей и что необходимо как можно раньше приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку [19].
В целом такие педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, согласимся с А.С. Микериной, что познавательное развитие есть процесс познания окружающего мира ребенком в специально организованной совместной деятельности со взрослым.
В психологии существует несколько теорий познавательного развития детей (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, H.H. Поддъяков, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Так, согласно Ж. Пиаже, познавательное развитие есть процесс постепенного осознания человеком окружающей действительности, а приобретённые знания, это, своего рода, эволюция.
Л.С. Выготский рассматривал познавательное развитие как обучение детей, которые пребывают в роли учеников. Однако рядом всегда должен быть учитель, передающий опыт. Лишь в этом случае познавательное развитие будет успешным для ученика. Идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития естественно вытекает из положения: познание сначала развивается в социальной ситуации и постепенно переходит под независимый контроль ребенка. Освоенные во внешней форме знания преобразуются во внутренние, умственные (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.).
Познавательному развитию детей особую роль отводил ещё Я.А. Коменский. Основой его «Материнской школы» является принцип энциклопедичности знаний: он признавал право ребенка воспринимать мир целостно, а не ограничивать познание какими-либо отдельными сторонами действительности. Он утверждал, что знания ребенка должны быть разносторонними в рамках его понимания: о природе, о труде, о небесных светилах, об экономике и др. [20].
В отечественной педагогике были попытки установить границы объема и содержания знаний. Так в 20-30 гг. прошлого столетия детей посвящали во все события, которыми жил народ: в «методических письмах» предлагалось рассказывать детям о борьбе с буржуазией, о гражданской войне и ее причинах, о Советах, о кулаках и др. Наблюдалась излишняя познавательная политизированность.
В период конца 20-го начала 21 века отмечен как период поиска нового содержания и постановки новых задач воспитания и развития дошкольников. Одновременно появляются программы, как комплексные, так и парциальные, в которых в той или иной степени изложено содержание познавательного развития детей дошкольного возраста.
Свой подход к организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста предлагает Н.А. Короткова. Она выступает против «функционального» подхода в познавательно-интеллектуальной деятельности, когда через использование парциальных программ у ребенка у ребенка развивают отдельные познавательные функции: память, внимание, логическое мышление. По мнению исследователя, формирование ребенка, как субъекта познания, лучше протекает в партнерской деятельности взрослого с детьми. С её точки зрения, для детей должны быть создана специальная предметно-развивающая среда, которая позволит соединить содержание занятий с самостоятельной свободной детской деятельностью.
Исследования A.B. Запорожца, H.H. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др. выявили, что наиболее высокого уровня познавательного развития можно добиться в том случае, если давать детям не разрозненные сведения, а систематизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зависимости в той или иной области действительности. Систематизированные знания, по мнению Н.Н. Поддъякова, значительно расширяют возможности познавательной деятельности детей и позволяют последовательно подвести к пониманию достаточно сложных отношений окружающей действительности. Эти знания выступают как основа логической организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста [21].
Следует заметить, что познавательное развитие возможно только в деятельности, в результате которой развиваются психические процессы, формируются умственные, волевые и эмоциональные качества, усовершенствуются способности и характер личности. На это указывают исследования А. Леонтьева, Б. Теплова, С. Рубинштейна [13].
Современные ученые, исследуя процессы познавательного развития, в основном опираются на теорию Л.С. Выготского, расширяя и углубляя ее положения. Так, A.A. Люблинская утверждает, что любое предметное содержание знаний дошкольник может усвоить по-разному:
- в виде представлений (образы конкретных предметов);
- в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов, объединенных на основе общих существенных признаков);
- в виде знаний-сведений, которые он получает от взрослых.
В работах современных исследователей раскрывается когнитивная (познавательная) модель развития дошкольника (Т.А. Куликова, Л.М. Кларина, Н.Я. Михайленко). Внимание педагогов направляется на создание условий, способствующих овладению детьми средствами и способами познания окружающей действительности. Базисными средствами познания называются сенсорные эталоны, эталоны разных мер, нравственно-этические эталоны, модели, речь, «язык чувств». В соответствии с этим, способы познания включают: рассматривание, наблюдение, обследование объектов, сравнение, сопоставление, классификацию и вариацию, умозаключения и моделирование.
Феномен познавательного развития ребенка дошкольного возраста заключается в том, что благодаря его познавательной активности происходит зарождение первичного образа мира. Процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями, чувствами (Т.И. Гризик). По мнению Т.Н. Гризик, образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:
- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, интеллект, речь);
- информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
- отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира) [7].
Все компоненты познавательной сферы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Ребенка дошкольника интересует как мир предметов и объектов, так и мир событий и явлений. Структура познавательной деятельности определяется как способ взаимодействия компонентов системы и включает в себя:
- Цель – получить знания;
- Мотив – различен в зависимости от ситуации;
- Способы- познавательные умения, действия;
- Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели;
- Результат – получение знания.
Именно поэтому педагогам в ДОО важно правильно определить педагогическую позицию взрослого, соблюдая при этом важнейшие принципы – осознанность и активность ребенка, при получении необходимых знаний. Главная задача педагога не погасить познавательную активность и познавательные интересы воспитанников, развить их умственные способности, сформировать активно-положительное, заинтересованное отношение к миру. Сформированная устойчивая познавательная активность – качество необходимо ребенку на новой образовательной ступени – школьном обучении.
С.А. Козлова и С.В. Кожокарь определили условия, которые обеспечивают довольно стабильные познавательные потребности дошкольников:
- создание всесторонне пополняющейся предметно-пространственной среды как начала развития интереса;
- организация поисково-познавательного функционирования детей;
- привлечение детей к осуществлению творческих заданий;
- интегрирование образовательной деятельности;
- формирование представлений у детей о предстоящей работе;
- создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание;
- стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности; использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса [30].
Таким образом, познавательное развитие достаточно сложный психический процесс, в результате которого у ребенка развиваются память, речь, мышление, воображение и т.д. Познавательное развитие включает в себя следующие аспекты: активность, интерес и деятельность, результатом чего становится познание окружающей среды, общественной жизни, явлений природы и прочее. К концу дошкольного возраста итогом познавательного развития является приобретение ребенком нового качества – познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью.
Источник
Консультация для воспитателей
«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»
Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника. Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.
В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
Как указано в ФГОС ДО, планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые промежуточные. При этом итоговые результаты должны описывать интегративные качества ребенка, которые ребенок может приобрести в результате освоения Программы. Для определения уровня развитости таких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики. Они вносятся в шестой раздел обязательной части образовательной программы.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – система мониторинга) представляет собой совокупность апробированных, описанных в психолого-педагогической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития. Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.)
методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:
1.Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.
4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
5. Принятие решения об изменении деятельности.
Определение результативности деятельности ДОУ прежде всего связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, объектами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:
– физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;
– степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения;
– степень готовности ребенка к школьному обучению;
– удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, учителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.
При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы.
1.Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это хорошо»). Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.
2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние
заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т. п. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический экран. Лучше делать это незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы наблюдения.
3. При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.
4. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).
Результатом первого этапа (который длится около двух недель) будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.
Второй этап – уточняющий диагноз – опирается на дополняющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и родителей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты. Используются также
специальные методы диагностики, позволяющие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т. д.
Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми группы и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его. Второй этап занимает одну- две недели.
Третий этап – окончательный диагноз – заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией. Преимущественно используется метод экспертных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики информацию.
Результатом совместного обсуждения будет заполненная диагностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка.
Система мониторинга содержит девять интегративных качеств, соответствующих ФГОС ДО:
«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»,
«Любознательный, активный», «Эмоционально-отзывчивый»,
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»,
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»,
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»,
«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»,
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»,
«Овладевший необходимыми умениями и навыками».
Оценка уровня развития интегративных качеств личности дошкольника:
1 балл – ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества;
2 балла – ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества;
3 балла – ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества;
4 балла – ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию интегративного качества;
5 баллов – ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию качества.
Система мониторинга содержит пять образовательных областей, соответствующих ФГОС ДО: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», все это позволяет осуществить комплексный подход к оценке развития ребенка.
Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной
помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.
Таблицы мониторинга интегративных качеств и мониторинга образовательного процесса предлагается заполнять дважды в гад – в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности детей и освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается
итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности детей и освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании определенных интегративных качеств и реализации общеобразовательной программы в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов мониторинга интегративных качеств личности детей и мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями обусловлено квалификационными требованиям к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития и промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования каждого ребенка в соответствии с ФГОС ДО.
Источник