Использование воды для развития ребенка
Елена Касьянова
Влияние игр с водой на развитие ребёнка
«Нельзя сказать, что ты необходима
для жизни: ты – сама жизнь»
Антуан де Сен-Экзюпери о воде.
(«Планета людей»)
Вода, как особенный естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Игры с водой не только увлекают ребёнка, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир.
Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребёнка.
Игры с водой – «одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах» [4;22].
Игры с водой – «это эффективный способ саморегуляции. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой, зарядить ребёнка энергией жизни» [6;34].
Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, заполнение ёмкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью
Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, сенсомоторных координации. Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, а это в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.
Игры с водой позволяют «успешно развивать психические, познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления» [4;34].
Для детей, которые слабо владеют речью, ёмкость с водой становится, по нашему мнению, своеобразным театром одного актёра, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности. Происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.
Итак, игры детей с водой. … В чём же их особая ценность? На этот вопрос отвечают Е. В. Баранова, Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю.
1 они усиливают желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, воспитывают любознательность;
2 у ребёнкавключаются сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный, что способствует непроизвольному и более глубокому усвоению информации;
3 способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
4 совершенствует предметно- игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивает навыки общения;
5 помогают ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнёрства, а не просто наблюдателя;
6 создают благоприятную основу для развития эмоционально – чувствительной сферы ребёнка, ребёнок меньше утомляется;
7 усиливают концентрацию внимания, усидчивость и увеличивают работоспособность, доведению начатого дела до конца.
Из вышесказанного следует, что возможности воды для развития ребёнка огромны, но работ по данному направлению нам удалось найти крайне недостаточно.
Особая ценность, на наш взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» даёт большой воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.
А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.
На основе изученной и проанализированной психолого – педагогической литературы мы предполагаем, что игровые действия с водой будут способствовать психо – эмоциональному и мышечному расслаблению, развитию тонкой моторики и психическому развитию, повышению умственной активности, что может способствовать активному речевому развитию.
Источник
Елена Касьянова
Влияние игр с водой на развитие ребёнка
Многие педагоги – практики в настоящее время используют такой нетрадиционный подход, как игры с водой (Л. Б Баранова, 2006; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, 2007; Е. В. Баранова, 2009). Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный и кинестезический анализаторы. Органом осязания служит рука. С помощью осязания расширяется, углубляется и уточняется информация, получаемая другими анализаторами. Вода вызывает приятные тактильные ощущения. Здесь создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Также игры с водой вызывают положительный отклик детей, что позволяет предположить о повышении мотивации детей к занятиям по формированию сенсорных эталонов.
Опыт обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта показывает, что они обладают значительным потенциалом и в результате правильного организованного коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов (Т. В. Туманова, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова). А использование нетрадиционных подходов позволит усилить эффект коррекционного воздействия.
Вода, как особенный естественный и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Игры с водой не только увлекают ребёнка, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир
Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребёнка
Игры с водой – «одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах».
Так, игры с водой несут в себе информационную, эмоциогенную и регуляторную функции.
Взаимодействие с природным материалом позволяет ребенку получить информацию о качестве и свойствах воды, что способствует расширению представлений об окружающем.
Эмоциогенная функция проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональной реакции на него.
Регуляторная функция как бы проецирует знания на конкретную деятельность.
Игры с водой – «это эффективный способ саморегуляции. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой, зарядить ребёнка энергией жизни»
Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, заполнение ёмкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, а это в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.
Игры с водой позволяют «успешно развивать психические, познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления»
При использовании воды в коррекционном процессе происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения.
Итак, Е. В. Баранова, Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева видят особую ценность игр детей с водой в следующем
1 усиливают желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, воспитывают любознательность;
2 у ребёнкаодновременно включаются сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный, что способствует непроизвольному и более глубокому усвоению информации;
3 способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
4 совершенствуют предметно – игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивает навыки общения;
5 помогают ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнёрства, а не просто наблюдателя;
6 создают благоприятную основу для развития эмоционально – чувствительной сферы ребёнка, ребёнок меньше утомляется;
7 усиливают концентрацию внимания, усидчивость и увеличивают работоспособность, доведению начатого дела до конца.
Из выше сказанного следует, что возможности воды для развития ребёнка огромны, но опыт работы по данному направлению недостаточен.
Особая ценность игр с водой, на наш взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» даёт большой воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.
А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.
Источник
Содержание
«Чем напоить малыша в обычные дни и жару?» — каждый раз думает мама. И тут действительно стоит задуматься, потому как на выбор предлагается огромное количество напитков. Только вот дети раннего возраста могут пить далеко не все, что разрешается пить малышам постарше. Выбор напитка зависит от многих факторов: возраста ребенка, его самочувствия, времени суток и даже сезона.
Питьевой режим грудничка: когда давать воду?
Здоровый грудничок, который находится на естественном вскармливании и не получает прикорма, может отказываться от дополнительной жидкости. В таком случае настаивать не нужно. А вот если кроха начал есть фруктовое пюре — это уже другое дело. Для переработки продуктов, содержащих фруктозу, организму потребуется больше жидкости. А это говорит о том, что пора пересмотреть питьевой режим ребенка. В рационе появилась каша? Снова добавляем питье.
Не исключено, что малышу, находящемся на искусственном вскармливании, тоже достаточно той воды, которой разводят детское питание. А может, и нет. Определить это можно, предложив крохе ложечку-другую кипяченой воды и понаблюдав, как он пьет — с жадностью или вяло. Дело в том, что в детских смесях присутствует сахароза, поэтому малышам в большинстве случаев все-таки приходится давать дополнительно воду.
Увеличение количества жидкости в рационе детей раннего возраста
В некоторых случаях ребенку может потребоваться коррекция питьевого режима, то есть дополнительная жидкость вне зависимости от вида питания.
Такое случается при таких состояниях, как:
- Физиологическая желтуха
Печени новорожденного малыша иногда требуется несколько дней для адаптации в новых условиях. Чтобы помочь ей быстрее справиться, врачи советуют малышей, находящихся на естественном вскармливании, почаще прикладывать к груди, а искусственников допаивать водой из расчета 30—50 мл на 1 кг веса.
- Сухость слизистой оболочки
Если в комнате работает обогреватель, организм ребенка быстрее теряет воду. Чтобы малыш не испытывал жажду, следует чаще предлагать ему грудь или допаивать водой из ложечки (в зависимости от возраста и вида вскармливания).
- Повышенная температура тела
Если у ребенка высокая температура, ему просто необходима дополнительная жидкость. Для восстановления водного баланса, как и в вышеописанных случаях, подойдут материнское молоко или кипяченая вода.
- Диарея
При диарее малыш теряет много жидкости, которую нужно обязательно восполнять. Запавший родничок и темный цвет мочи — признаки обезвоживания. А это говорит о том, что вода ребенку нужна немедленно. Если кроха отказывается пить, воду нужно осторожно заливать ложечкой за щеку.
Какую воду давать малышу и сколько?
Какую воду давать детям раннего возраста — кипяченую или фильтрованную? Можно и ту, и другую. Главное, чтобы это была чистая питьевая вода. Для питья можно использовать водопроводную воду, пропущенную через специальный фильтр. Только после фильтрации ее еще нужно прокипятить и остудить примерно до 20 градусов. Однако если родители не уверены в безопасности воды из-под крана, лучше купить воду в аптеке или магазине.
Бутилированную воду можно давать малышам с самого рождения. Она хорошо утоляет жажду, безопасна и не требует кипячения. Такая вода мягче, чем обычная, что обусловлено меньшим содержанием минеральных веществ. Продукт с таким составом можно добыть только из глубоких подземных источников. Перед тем, как попасть в бутылки, бутилированная вода проходит дополнительную проверку и очистку, поэтому в ней нет тяжелых металлов и примесей, которые могут причинить вред здоровью малыша.
Кстати, в бутилированную воду, в том числе и предназначенную для детского питания, нередко добавляют витамины и микроэлементы. Такую воду можно давать малышам только по назначению врача. Дело в том, что минерализованная вода подходит далеко не всем. Например, если ребенок принимает витамины, то обогащенная ими же вода может привести к переизбытку этих веществ в организме и, как следствие, развитию той или иной болезни. Так, избыток кальция в организме может спровоцировать отложение камней в почках и желчном пузыре. А если вместе с препаратами йода давать обогащенную этим же веществом воду, могут появиться проблемы с работой щитовидной железы. Поэтому из полезной и простой воды лучше выбирать простую, чтобы не навредить здоровью малыша.
Кстати, безопаснее всего давать крохе специальную детскую воду, которая продается в отделах диетического питания и аптеках. Такая вода не нуждается в кипячении, достаточно лишь подогреть ее до нужной температуры.
Внимание: детская вода бывает питьевая и для приготовления смеси. На питьевой воде лучше не готовить. Дело в том, что в детском питании свои микроэлементы, а питьевой воде — свои. В сумме получается слишком много.
Нормы потребления воды для ребенка
В жару малыш пьет много, это нормально. Тем не менее, за количеством выпитой жидкости нужно следить даже в жаркую погоду. Как дефицит, так и передозировка воды могут негативно отразиться на здоровье ребенка.
ВОЗ были разработаны суточные нормы потребления воды в зависимости от возраста малыша:
- от 6 месяцев до года — 50 мл воды на 1 кг веса. При этом в общий объем входит и жидкость, поступающая в организм с другой пищей;
- от года до трех — в этом возрасте воду малышу можно давать практически без ограничений, потому как кроха активно двигается. Нормальное потребление жидкости в этом возрасте — 1-1,2 литра в сутки;
- от трех до семи лет — примерно 1,5-1,7 л в сутки.
Витамины в летних напитках
С наступлением жары дети раннего возраста, как и старшего, хотят пить больше. И это нормально. В жару можно разнообразить их питьевой режим витаминными напитками, которые и жажду утолить помогут, и здоровья прибавят. В это время года в садах так много свежих фруктов и ягод! Ну как не побаловать кроху компотами, соками и морсами домашнего приготовления?
Витамины в свежих напитках — это, конечно, хорошо. Только о простой воде забывать тоже не следует, она в любом случае должна оставаться основным напитком для ребенка (да и для взрослого человека тоже).
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник
Инга Крылова
Консультация для воспитателей «Использование воды в развитии познавательной деятельности дошкольников»
Использование воды в развитии познавательной деятельности дошкольников
(ознакомление со свойствами воды)
Познавательная деятельность
активно развивается на протяжении всего дошкольного детства и отличается разнообразием методов и приемов, варьирующихся в зависимости от возраста детей.
На примере ознакомления детей со свойствами воды раскроем разнообразные
методы и приемы,
которые можно использовать в различных видах детской деятельности (во время режимных моментов, организованной, совместно с педагогом, самостоятельной, в совместной деятельности с семьей).
Со свойствами воды дети знакомятся на протяжении всего дошкольного возраста: в бытовой деятельности, на прогулке, на специально организованных занятиях, в продуктивной деятельности. Мы начали знакомить детей со свойствами воды уже в раннем возрасте. Для этого в группе организовали уютные уголки для игры детей с водой. Мы считаем
главными ценностями центров:
– самостоятельные игры с водой;
– мощный ресурс для обучения.
Очевидно одно – играя с водой и миниатюрными фигурками, ребёнок получает бесценный опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.
Для организации Центра воды нам потребовалось:
– емкости для воды (желательно прозрачные: пластиковые контейнеры, обрезанные 5-литровые бутылки, одноразовые стаканчики и т. п.);
– пластмассовые одноразовые соломинки (во время опытов находятся у каждого ребенка на индивидуальной салфетке или в стаканчике);
– предметы различного веса (для демонстрации «тонут-не тонут»)
-пульверизатор;
-тряпочки;
-бумажные, пенопластовые кораблики;
-краски, кисточки, палочки;
– соль, сахар;
-воронки, лейки.
Приемлимое место расположения Центра нашли возле окна.
Определили
Правила работы в Центре песка и воды.
Вода неминуемо будет проливаться. В этом нет признаков преднамеренности или неаккуратности детей, просто во время вдохновенной игры амплитуда движений рук широка и резка, координация действий в системе «глаза- рука» несовершенна. Чтобы не стоять у них над душой, не досаждать постоянными оговорками «осторожно, не пролей» и тем более не ограничивать время и характер действий, решили немного подстраховаться: положить на стол клеёнку, подготовить тряпочку. К «страховочным» действиям также относится подготовка клеёнчатых фартуков, которые сшили нам родители.
Для ознакомления со свойствами воды были подобраны опыты, позволяющие детям разного возраста самостоятельно сделать выводы о том, что вода бывает прозрачной, не имеет вкуса и запаха и т. п.
Вода не имеет вкуса. Для доказательства нальём в три чашки кипячёную воду: в одну чашку положим чайную ложку сахара, в другую – соли, а третью оставим нетронутой. Предложим ребёнку попробовать воду из всех чашек на вкус.
Убедиться в том, что вода не имеет запаха, можно понюхав разные жидкости, например шампунь, сок, и сравнив их запах с «запахом» чистой воды.
Покажем ребёнку, что вода льётся и принимает форму того сосуда, в который налита. Для игры даём юному исследователю лейку, наполненную водой, и несколько прозрачных баночек разной формы. Наливая в них воду, ребёнок сам убедится в свойстве воды заполнять собою сосуды любой формы.
Предложим ребёнку проверить поговорку «Водичка дырочку найдёт». Д Для опыта возьмём пластиковую бутылку, в нижней части которой проделаем несколько отверстий разной величины. Заполнив бутылку водой, малыш увидит, что она начнёт вытекать. Причём чем шире отверстие, тем толще будет струйка воды, льющейся бутылки.
Для измерения объёма бутылок разной формы предложим малышу мерный стаканчик и воронку. Вставив воронку в горлышко бутылки, покажите ребёнку, как надо аккуратно вливать в неё воду из мерного стаканчика. Не забывайте при этом вслух читать количество стаканчиков, которые вливаются в измеряемую ёмкость. Проделав то же самое с бутылкой другой формы, малыш узнаёт, в которую из них входит большее количество воды. И вместе с вами сможет сделать вывод о том, какая из двух бутылок больше.
Можно провести с ребёнком и ещё один интересный эксперимент, погружая в воду предметы, сделанные из разных материалов, и наблюдая, какие из них тонут, а какие нет. Обратите внимание ребёнка на то, что деревянные и полые игрушки, внутри которых находится воздух, плавают на поверхности воды, а металлические предметы тонут.
Познакомьте малыша со свойствами воды – растворителя. Для этого дайте ребёнку несколько прозрачных стаканчиков с водой и краску, акварель или гуашь. Ему будет интересно получать разные оттенки одного и того же цвета, добавляя в один стаканчик больше краски, а в другой – меньше. Можно создать и три оттенка, добавив в воду только чуть – чуть краски. А если очень постараться, оттенков станет ещё больше. Окрашивание воды поможет ребёнку понять закономерности смешения цветов. Сочетание красной и жёлтой краски даёт оранжевую воду, жёлтой и синей – зелёную, синей и красной – фиолетовую.
Когда юный художник закончит свои опыты по окрашиванию воды, поставьте её в морозильник. А на следующий день покажите ребёнку цветные льдинки и вместе понаблюдайте, как они будут таять. Таким образом малыш узнает ещё об одном свойстве воды – её способности превращаться на морозе в лёд.
Для того, чтобы продемонстрировать малышу способность воды превращаться в пар (испаряться, понаблюдайте вместе с ребёнком за кипящей водой. А затем проведите опыт: накройте ёмкость с вскипячённой водой крышкой и посмотрите, как сконденсированный пар снова превращается в капли воды и падает вниз.
Налейте в блюдце немного воды и оставьте его на несколько дней. В конце концов вода испарится, и блюдце станет пустым.
На прогулке вместе с ребёнком можно понаблюдать за лужей. В воде отражаются окружающие предметы, но они мгновенно исчезают, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают разной величины и глубины: большие и маленькие, глубокие и мелкие – одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Измерить глубину лужи можно палочкой или лопаткой.
Продемонстрируйте малышу животворное свойство воды. Для этого поставьте в воду ветки кустарника или дерева, через некоторое время на них появятся листочки. Если на дворе лето или осень, то можно поставить в воду цветок, а другой такой же оставить без воды – пусть ребёнок сам понаблюдает, какой из них завянет раньше.
Вот сколько интересных наблюдений можно сделать, изучая свойства самой обыкновенной воды.
Многие свойства воды дети узнают во время мытья рук, ухода за растениями, наблюдениями на прогулке, во время рисования красками, трудовой деятельности. Задача взрослого: обратить внимание на изменения, происходящие с водой, на её состояние и попросить ребенка подумать и объяснить, что происходит.
Для активизации любознательности детей можно использовать стихи, потешки, загадки о воде.
Список литературы:
1. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – С. 42-45.
2.«Программа воспитания и обучения в детском саду»,М. Мозаика-Синтез, 2008
3. О. А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего возраста по теме «Вода»М, Скрипторий, 2003
Источник