Использование икт в познавательном развитии ребенка
Актуальность. В соответствии с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность. Опыт моей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Поэтому я выбрала творческую тему “Информационно – коммуникационные технологии как средство развития познавательных способностей дошкольников”.
Перед началом работы по теме опыта мною были изучены исследования ведущих ученых и специалистов в области дошкольного образования (Духанина Любовь Николаевна., Волосовец Татьяна Владимировна., Веракса Николай Евгеньевич, Комарова Тамара Семеновна, Комарова Ирина Ивановна., др.). Они высказывают свою позицию «за» и «против» использования ИКТ в детском саду. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Опыт работы других показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное использование развивающих игр и программ способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Я придерживаюсь к позиции второй группы ученых и считаю, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса ИКТ – технологии для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
В своей работе я стремилась показать, как сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира посредством использования ИКТ.
Так как ИКТ-технология является инновационной педагогической технологией концепция моего опыта заключается в разработке системы мероприятий, направленной на развитие познавательной активности дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций) и компьютерных игр, что позволило совершенствовать формы, методы, приёмы работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения ИКТ, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников.
Цель моего опыта заключается в создании условий для повышение уровня познавательной активности дошкольников при помощи информационно-коммуникационных технологий.
Цель определяет следующие задачи:
Расширить сознание детей дошкольного возраста через получение более полной информации об окружающем мире посредством информационно – коммуникационных технологий
Формировать умение решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе познавательного развития.
Создать условия для развития самостоятельной познавательной деятельности.
Создать мультимедийную базу обучающих программ, презентаций, дидактических и методических материалов, которые могли бы использоваться в практике.
Работая по теме «ИКТ – как средство развития познавательных способностей дошкольников» я руководствуюсь следующими дидактическими принципами:
Принцип доступности – отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, таким образом, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип систематичности и последовательности заключается в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. Я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.
Принцип творческой активности заключается в том, что используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов
Принцип наглядности.
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.
Планируя мероприятия с использованием ИКТ, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
– четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;
– уточняю, на каком этапе я могу применить мультимедийные средства
– согласовываю выбранное средство с другими техническими средствами обучения;
– учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
– анализирую и обсуждаю с детьми основные вопросы изучаемого материала.
В своей работе я выделила три основных облати применения ИКТ – технологий для познавательного развития дошкольников:
Проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций.
Использование электронных дидактических игр;
Использование обучающих и развивающих компьютерных программ, игр и мультфильмов.
Более подробно я и хотела бы сегодня остановится на трех этих основных областях.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую я использую в своей работе, – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает мне возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Занятие с использованием мультимедийной презентации должно быть эмоциональным, ярким, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.
Одним из программных средств, используемых мною на занятиях, является программа компании Microsoft – Power Point.
При проведении НОД “Тайны снега и льда” использовала созданный в приложении Power Point демонстрационный материал – загадки о зиме, слайды на тему “Природа зимой”, схема проведения опытов со снегом и льдом, звукозапись “Времена года” Чайковского. Наиболее важную информацию на слайде я выделила, придав ей эффект анимации. Движение отдельных частей слайда привлекло внимание детей. Это повысило интерес детей к обучению и способствовала более качественному усвоению нового материала.
На занятии по теме “Космос” мною созданная презентация “Происхождения названий планет” позволила мне сделать НОД более яркой красочной и запоминающейся.
Детям нравится занятия на которых присутствует презентация, они ждут подобных занятий и работают на них с гораздо большей отдачей.
Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Я помогаю понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний. Решая подобные задачи во время НОД с использованием компьютера, они убеждаются в этом.
Занятия с применением ИКТ должны проходить с соблюдением требований СанПиНа, я их придерживаюсь:
Лучшим временем для работы с компьютером являются утренние часы или вторая половина дня после дневного сна.
Занятия для детей 5–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг.
Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет – 15 мин.
Экран монитора должен находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
Между занятиями обязательно проводятся динамические паузы (гимнастика для глаз, физкультминутки, пальчиковая гимнастика).
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
В течение 3-х лет, работая над темой «ИКТ как средство развития познавательных способностей» периодически применяла в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые из сети Интернет. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
Использовать электронные игры можно как при организации групповой работы, так ииндивидуально с одним ребенком, это очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета и создала медиатеку дидактических игр по образовательной области “Познавательное развитие” в которую входит более 50 игр.
Познавательное развитие
“Назови дорожный знак”
“Узнай геометрическую фигуру” (2 варианта)
“Что сначала, что потом” (4 варианта)
“Кто на кого похож”
“Зимние забавы”
“Явления природы”
“Достопримечательности Горного Алтая”
“Узнай профессию”
“С чем нельзя ходить в лес”
“Дикие и домашние животные”
“Дикие и домашние птицы”
“Времена года” (4 варианта)
“Один – много” (детёныши диких животных)
“Один – много” (овощи)
“Один – много” (фрукты)
.
Но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении. Мною были созданы следующие электронные дидактические игры: “Третий лишний”, “Кто кем был”, “Назови одним словом”, “Отгадай профессию”, “Забавная математика”, «Отгадай фигуру», «Четвёртый лишний» и т.д.
Созданная мною электронная дидактическая игра для детей среднего дошкольного возраста “Назови одним словом” направлена на обобщение и систематизацию знаний об окружающем мире и классификацию предметов. Красочные картинки и эффекты анимации привлекают внимание и интерес и способствуют более качественному процессу обучения детей. Перед детьми появляется слайд я предлагаю назвать то что на нем изображено: кузнечик, бабочка, стрекоза, божья коровка. После этого предлагаю детям назвать одним словом – это насекомые.
Электронная игра “Отгадай профессию” для детей старшего дошкольного возраста позволяет в игровой форме закрепить знание профессий. На слайде изображено 3 картинки, я загадываю загадку, а дети должны ее отгадать и показать картинку с соответствующей профессией.
Вот пример из игры “Забавная математика”, я предлагаю детям выполнить задание опираясь на картинку:
Сколько снежинок вырезал бегемот, жираф, лев?
Даша и Вика одного роста, Даша ниже Юли. Вика выше Гали. Кто ниже: Юля или Галя?
Сделать игру с помощью программы РоwerPoint при использовании картинок и анимации несложно. Для этого не нужно знать элементы программирования, а иметь лишь время и желание. При создании дидактических игр с использованием компьютера, я руководствовалась необходимостью повысить познавательную активность и интерес дошкольника. В игре с использованием ИКТ дети охотнее преодолевают трудности, свободнее вступают в диалог и высказывают свои мысли.
Еще одна область применение ИКТ в познавательном развитии дошкольников является использование развивающих компьютерных программ, игр и мультфильмов.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления.
Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
глубже постигаются понятия числа и множества;
быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
тренируется эффективность внимания и память
развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления
уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
Компьютерные игры классифицируются на обучающие и развивающие. В своей работе с детьми я использую следующие ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ:
Веселая азбука “Кирилла и Мефодия” 3-7 лет.
Забавные персонажи во главе с Зайцем познакомят ребенка с буквами и слогами, составлением слов и предложений. .
Программа Уроки математики знакомит детей с цифрами от 0 до 9 и числом 10, учит сравнивать числа и т.д.
В программе Уроки геометрии сформулированы Основные понятия геометрии доступно для дошкольника.
Компьютерные развивающие игры которые я использую в работе с детьми.
Вундеркинд+ 5-7 лет, включает 26 развивающих игр, объединенных общей задачей стимулировать познавательные интересы ребенка
Волшебный сон 5-7 лет,
В основе программы – сюжет из русских народных сказок, объединяющий в единое целое несколько игр
Доктор Дудиус на Земле 5-10 лет
Вместе с ученым доктором Дудиусом ребенок облетит земной шар и познакомится с более чем 80 странами мира.
Соблюдаю санитарно-гигиенические требования к проведению электронных дидактических и компьютерных игр:
Время, отводимое на игру: 4-5 минут;
Помещение, в котором проводятся электронные игры перед началом занятия должно быть проветрено, температура воздуха 19-21 С.
После проведения электронной игры с детьми проводится физкультминутка для снятия зрительного и мышечного напряжения.
Для повышения познавательного интереса воспитанников широко использую образовательные программы и мультфильмы. Среди них наибольший интерес вызывают:
1. «АБВГДейка»
2. «Уроки тетушки Совы”.
Развивающие и обучающие компьютерные игры, и мультфильмы я применяю в свободной деятельности детей для обобщения, систематизации и закрепления знаний полученных в ходе непосредственной образовательной деятельности.
Например, после проведения занятий по теме Осень во втору половину дня мы с детьми просмотрели мультфильм “Уроки тетушки Совы” на закрепление признаков осени.
Продуктом моей работы стала созданная электронная медиатека, которая включает в себя презентации и электронные дидактические игры на разные темы, собрана коллекция компьютерных развивающих и обучающих игр, различные физкультминутки, дидактические и раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки, лабиринты для развития мелкой моторики. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещая конспекты занятий на страницах интернет-сообщества маам.ру, и педразвитие. ру.
Создана личная страница на сайте детского сад “Медвежонок”, на котором разместила свои авторские материалы (конспекты занятий, материалы опыта работы, фотографии с мероприятий)
Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем и детьми безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Источник
ИКТ в познавательном развитии дошкольников.
Кулида А.А.
МАДОУ детский сад № 25
Армавир
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
Современные коммуникационные технологии, открывают широкий спектр возможностей для развития детей и ознакомления с мировыми шедеврами живописи, “живыми” книгами, “говорящими” словарями на разных языках, просмотра обучающих детских программ, в которых детям рассказывается об истории нашей цивилизации, народах и странах мира и многом другом.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. При этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, а так же развивает ребенка всесторонне.
Разумное использование в воспитательно – образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Использование мультимедийных презентаций позволяют нам сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра – одна из форм практического мышления. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.
При правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке, изобразительной деятельности помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета.
Использование ИКТ в познавательно – речевой деятельности с детьми дают высокие результаты в развитии учебно – познавательной деятельности. Эвристическая поисковая направленность занятий на компьютере, на интерактивной доске помогает детям решать сложные логические задачи, готовит их к обучению в школе.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Дети, в работе с которыми использовались ИКТ, показывают лучшие результаты:
– дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины ;
– глубже постигаются понятия числа и множества ;
– быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве ;
– тренируется эффективность внимания и память ;
– раньше овладевают чтением и письмом ;
– активно пополняется словарный запас ;
– развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз ;
– уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора ;
– воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
– развивается воображение и творческие способности ;
– развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе. Используя ИКТ, у детей формируются столь важные операции мышления, как обобщения, классификация, повышается самооценка дошкольников. Так как достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.
Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно прием удивления ведет за собой процесс понимания. Применение компьютерной техники в детском саду как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д.Чайновой.
Компьютер – мощное средство интеллектуального развития детей.
Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе с педагогами, родителями и детьми. Современный грамотный педагог просто обязан идти в ногу со временем: знать и умело применять в работе ИКТ, которые обогатят и разнообразят образовательный процесс, сделают его познавательным, интересным и занимательным для детей.
Источник