Использование игры как средство развития личности ребенка

Использование игры как средство развития личности ребенка thumbnail

Деренская И.Б., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №91 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Игра как средство развития личности дошкольника

(из опыта работы)

Игра имеет важное значение для развития детей дошкольного возраста: в играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому она является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

Игра для ребенка становится главным способом освоения мира. Человек играющий – это человек, создающий мир, а, значит, человек творящий.

С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. С точки зрения педагогики, игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств. Игра носит развивающий характер и проникает в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

Основная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют и реализовывают ФГОС дошкольного образования.

Игровая технология – одна из эффективных современных образовательных технологий в системе дошкольного образования.

Цель: расширение кругозора, развитие самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности детей; приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Игра детей 3-4 лет носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер.

Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни – это скорее игра рядом, чем вместе. Игра детей 4-5 лет характеризуется переходом от «игры рядом» к игре в группах, появление ролевых и реальных взаимодействий. Главное в игре детей 5-6 лет – действие по правилам. Усвоение норм и правил выполнения роли. В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Игровые действия детей 6-7 лет становятся более сложными. В играх дети способны отражать сложные социальные события, могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль, могут договариваться между собой.

Одной из годовых задач в нашем детском саду была работа по теме «Воспитание

безопасного поведения детей на дорогах, улице, в транспорте». Какие же игры использовали педагоги для обучения детей правилам дорожной безопасности?

Сюжетно-ролевые игры, ситуативные можно проводить на территории детского сада, так и в помещении с использованием макетов, магнитной доски. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы- водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности). (старшая группа)

В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. При изучении и закреплении дорожных знаков дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ). У детей развивается речь, моторика, эмоциональное восприятие. (подготовительная группа)

Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума. Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей и подростков. Они способствуют развитию у детей зрительных, слуховых осязательных и других ощущений, уточняют знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, смекалку, речь. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» (таблицы с изображением дорожных знаков), «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и т.д.), можно собирать пословицы «7 раз погляди, а потом иди», «Опасностей много, а жизнь одна», «На дороге шутить – себе навредить», «Дорожный знак не говорит, правилу учит» и др.), «Подбери символ к дорожному знаку», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки, наборы кубиков разных размеров), «Собери транспорт», «Собери светофор», «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам», «Найди по описанию», «Что изменилось», «Путаница» и др. (старшая группа)

Активное участие принимают ребята в интеллектуально-познавательных играх. Играют команды по несколько человек или количество играющих определяется заранее. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества. «Самый умный на дороге», «Знатоки дорожных правил», «Пешеходная прогулка» и др.(подготовительная группа)

Еще одна годовая задача – «Физическое развитие детей через организацию двигательной активности».

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Для развития двигательной активности детей педагоги групп: 2 раннего возраста, 2 младшей группы используют в работе с детьми различные народные подвижные, хороводные игры. Включение фольклора в развитие двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых – предложенные детям для выполнения, подвижные игры должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии в возрастными особенностями детей. Русские народные подвижные и хороводные игры используются для закрепления двигательных умений и навыков, как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них интерес к физическим упражнениям, и активное правильное выполнение движений. В подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. В группах имеются картотеки подвижных и хороводных игр.

Читайте также:  Через игру развитие ребенка

Задачи по обучению детей подвижным играм в подготовительной группе (6-7 лет):

учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).

В методике проведения п/и педагоги используют следующие принципы:

  • Дети сами придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
  • Следует приучать детей к сдержанности, избегать ненужных криков, споров, проявлять положительные эмоции.
  • Окончание игры не должно быть неожиданным, поскольку это может вызвать негативную реакцию.

Для проведения спортивных игр:

  • Наряду с п/играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
  • Объясняя спортивные игры с элементами соревнования вы должны уточнить: правила, игровые приёмы, условия соревнования.
  • Педагогический анализ проводится сразу после окончания соревнования.

В группе так же имеются картотеки подвижных, спортивных игр.

Таким образом, из опыта работы видно, что в нашем учреждении созданы условия для игровой деятельности воспитанников. Личность ребенка гармонично развивается в игре (области развития: эмоционально-нравственное, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное)

Источник

Игра как средство развития личности.

Игра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок не только познает окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире . Играя малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. В процессе игры ребенок примеряет на себя те или иные роли. При этом он не только становится на место своего персонажа и получает возможность посмотреть на мир его глазами, но и обогащает собственную личность новыми качествами и ощущениями, становится более глубоким человеком. Такое взаимопроникновение является основой для использования игры в процессе воспитания вообще и с целью развития личности в частности.

В ходе игры совершенствуются такие качества подрастающего человека как воля, мышление, воображение. Играя ребенок познает мир, удивляясь его полноте и многообразию. Принятые роли формируют и развивают его самого как индивидуальность. Именно в детстве, когда развитие личности происходит особенно интенсивно, роль игры для данного процесса велика как никогда.

Игра как средство развития личности является тем видом деятельности маленького человека, которая обогащает его внутреннее содержание. Особое значение при этом приобретают те навыки, которые привносят прогрессивные изменения сначала в игру, а затем и в его жизнь.

Подобные действия однажды появляются в игре, затем с какой-то периодичностью повторяются в ней, чтобы, в конце концов, стать реальной привычкой. Таким образом, игра становится обучающим и воспитательным приемом, который готовит ребенка к дальнейшей жизни.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи .Играя ,ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами- заместителями, иногда даже воображаемыми .В игре он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для ребенка, его надо учить играть- сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике и последовательности. Потом когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное-отношение между людьми В качестве сюжетов для таких игр нередко выбирается жизнедеятельность взрослых людей. Она становится образцом, который «проживается» ребенком в процессе его игровой деятельности. В целом менталитет и культура, труд и быт той общественной среды, в которой проживает ребенок, тесно связан с его жизненным опытом, отраженным в игре. Таким образом, именно игра оказывает влияние на преемственность поколений. Она формирует и развивает у ребенка те качества, которые понадобятся ему в его будущей деятельности. На этом этапе действия могут стать уже чисто символическими ,а реальные предметы заменяться другими ,с помощью которых можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом обозначающим действие. Когда ребенок пройдет весь этот игровой путь, он приобретет многое, значительно продвинувщись в своем развитии .Сначала формируются и осмысливаются сами действия с предметами, потом-отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимозависимость, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Дальше-нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений ,нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее. Следует прививать ребенку чувство заботы и сострадания к тем, кто более слаб – старикам, животным и т.п. Во время совместных походов полезно обсуждать с ребенком увиденное, давать оценку тому, что хорошо, и что плохо .Не стоит забывать, что ребенок только учится контролировать собственные эмоции, при этом следует демонстрировать ему собственный положительный пример и учить его спокойствию и самообладанию при возникновении непростых ситуаций.

Также посредством игры ребенок приобретает и отрабатывает навык нахождения наилучшего решения в той или иной ситуации. Грамотно организованные игры притупляют чувство агрессии и развивают совокупность позитивных качеств.

Игры являются залогом будущих успехов растущего человека. Прививают ребенку уверенность в собственных силах, а процесс познания приобретает особую привлекательность.

Игра-есть особая форма общения, сотрудничества, содружества ,которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень-на уровень мыслящей, творческой натуры.

Источник

Библиографическое описание:

Комарова, Н. В. Развивающие игры как средство развития личности / Н. В. Комарова, Л. А. Рыбакина, С. Ф. Фаткуллина. – Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – Т. 1. – Санкт-Петербург : Реноме, 2012. – С. 190-192. – URL: https://moluch.ru/conf/ped//21/1653/ (дата обращения: 25.05.2021).

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте

Игровая специфическая детская деятельность неоднородна. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяют три класса игр:

– игры, возникающие по инициативе ребёнка – самодеятельные игры;

– игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

– игры, идущие от исторически сложившихся традиции этноса – народные игры, которые могут возникнуть по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвигами. В состав первого класса входят: игра-экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры: сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей. Наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребёнка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребёнка и содержательным общением с взрослыми.

Второй класс включает в себя обучающие и досуговые игры. Все игры могут быть самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляются воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

– опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

– освоение учебной деятельностью, включение в неё детей идёт медленно;

– способствуют развитию у детей психических процессов;

– недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. Она имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  1. дидактическая задача;

  2. игровые действия;

  3. правила игры;

  4. результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Игровые действия – основа игры. В разных играх игровые действия различны и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры, их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет процессом познавательной деятельности, поведением детей, незаметно организует действия детей.

Подведение итогов – результат, подводится сразу по окончанию игры. Это может быть: подсчёт очков; выявление детей, которые выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребёнка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:

– формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

– формирование психических новообразований;

– формирование обще учебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;

– формирование навыков самоконтроля и самооценки;

– формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Таким образом, дидактическая игра – сложное, многогранное явление. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  1. игры с предметами (игрушками, природным материалом)

  2. настольные печатные

  3. словесные

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Еще можно использовать предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами младшие школьники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.

Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр в процессе учебной деятельности. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретённых в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.

Читайте также:  Ребенок 3 недели развитие

Для поддержания познавательной активности младших школьников используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения.

Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего – в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Детство рождает собственную культуру бытия ребенка. Значение игровой деятельности в культуре можно понять из потребности воспроизводства отношений человека к действительному миру, которые он в реальной ситуации осуществить не может, из потребности общения и обмена деятельностью и эмоциями. Игра имеет процессуальный и преходящий характер, ее цель – изменение личности. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Подражая чему-то красивому, возвышенному, опасному, чему-то другому, чем то, что окружает, ребенок никогда не теряет представления об «обычной действительности». Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны. По Л.С. Выготскому игра – это «общий корень» художественной деятельности ребенка. Дети всегда стремятся сочинять, сочинительство – это такая же деятельность воображения, как и игра. Игра выступает в качестве способа освоения им мира. В дальнейшем таким способом освоения мира становится учение, хотя игра и не исчезает полностью из жизни подростка. Игра обладает качествами, обращенными непосредственно к основным сущностным чертам человека; она выступает как своеобразное замещение реальной ситуации, как подлинно человеческая деятельность. Игра возникает с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности.

Постепенно игра начинает приобретать для младшего школьника более осознанный характер, становясь самым доступным средством познания мира, проявления и утверждения себя в нём.

Подбор обучающих игр на уроке способствует формированию и развитию психических функций учащихся и требует определенного мастерства учителя начальной школы. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребёнка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а её продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность, позволяет развивать внимание и память, создаёт условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно – мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребёнка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Литература:

  1. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Москва: “Эксмо-Пресс” 1998 г. – 216 с.

  2. Эрик Г.Эриксон. Детство и общество. – Изд. 2-е, 1996.

  3. Ладенко И.С. Игровое моделирование методологии и практики. Новосибирск: ” Наука”, 1997 г. – 386 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дидактическая задача, игровая задача, игровой замысел, познавательная активность, реальная ситуация, учебная деятельность.

Похожие статьи

игра, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность…

…деятельность, дидактическая задача, реальная ситуация, познавательная активность, игровой замысел, игровая задача, учебная

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками. игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность…

Применение дидактических игр на уроках математики

игра, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дидактическая задача, реальная ситуация, познавательная активность, игровой замысел, игровая задача, учебная деятельность.

Организация дидактической игровой деятельности…

Организация дидактической игровой деятельности дошкольников при формировании навыков счетной деятельности.

Занимательный и увлеченный характер дидактических игр позволяет детям невольно усваивать определенную познавательную информацию.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале…

Игровая деятельность дошкольников. Авторы: Николаева Лариса Юрьевна, Николаева Елена Александровна.

Действовать в рамках игровых правил при дидактических играх.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Игра, игровая деятельность…

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие. Похожие статьи.

Представление о дидактической игре и её роли в процессе…

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие. Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения…

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой…

игра, сюжетно-ролевая игра, ребенок, предметно-игровая среда, действие, роль, познавательная активность дошкольников, игровая деятельность, детский сад, ролевая игра.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале…

Основная деятельность дошкольника – игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно.

Мир игры доступен детям, в игре любой замысел может быть исполнен, в игре ребенок может стать космонавтом, врачом, водителем…

Применение дидактических игр в обучении математике

дидактическая игра, игра, ученик, игровая среда, учебный метод, психолого-педагогическая работа, метод обучения, правило игры, процесс обучения, учебная деятельность.

Источник