Использование игры для развития ребенка дошкольного возраста
Использование развивающих игр в развитии и обучении дошкольников.
Воспитатель ГБДОУ детский сад №114 общеразвивающего вида Невского района Санкт – Петербурга Баку Любовь Георгиевна.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.
У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Перед педагогами стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Игра трактуется как способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.»
В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;
- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
- органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
- единство обучающих и воспитательных воздействий
В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
В основу развивающих игр положены два принципа обучения – это от простого к сложному и “самостоятельно по способностям”. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
– развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.
– их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.
– поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.
– развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.
В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства и т. д., что характерно для таких игр, как «Сложи узор», «Уникуб», «Цветок лотоса» и других. Каждая из развивающих игр, – как правило, модель действительности. Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации.
Большой вклад в разработку занимательного математического материала внесла З.А.Михайлова. Разработанная ею система работы с дошкольниками имеет развивающую направленность. З.А.Михайлова считает, что главными путями реализации программы математического развития детей являются познавательные и развивающие игры (игровые занятия), а также самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга и т.п., организуемые с детьми.
Б.П.Никитин разработал систему развивающих игр. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
В последние годы все чаще в практике дошкольных учреждений применяется игровая технология В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3–7 лет», направленная на развитие мышления, памяти, внимания. Основным принципом педагогической технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника. По словам В.В.Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность».
Успехом у педагогов детских садов пользуются приемы и методы ТРИЗ, разработанной Г.С.Альтшуллером. На данных приемах и методах основана программа «Умка» – ТРИЗ авторы Л.М. Курбатова и др.
Целью программы является развитие у дошкольника активных форм мышления в единстве с творческим воображением, развитие фантазии через обогащение предметно-пространственной среды детского сада (сказочного, игрового, эстетического, экологического, технического характера).
Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта.
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В этом помогают, уникальные по своим возможностям, дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, а также система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр и упражнений с этими материалами.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ребенок, приученный с раннего детства к действию по штампу, по готовому рецепту «типового решения» теряется там, где от него потребуется самостоятельное размышление и решение. П. Лич, автор книги о развитии детей до пяти лет, пишет: «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Библиография
1. Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта. Занимательные задания для детей 2 – 6 лет. – Серия «Развиваем внимание, память, логику». – М.: Школьная пресса, 2010. – 80 с.
2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
3. В.В.Воскобович и его развивающие игры. // еженедельник “Школьный психолог” издательского дома “Первое сентября” . –2000. -№37
4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? – М.: Гном и Д, 2007
5. Михайлова З.А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических играх. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб.; Детство – Пресс, 2007
6. Психология развития. Словарь/под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
7. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с.
8. https://www.razumniki.ru/razvivgames.html
Источник
Юдеева Оксана
Игровая деятельность и ее влияние на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В условиях стремительных изменений, которые происходят на современном этапе развития нашего общества, усиливаются требования к личности ребенка-дошкольника. Становление нового образовательного пространства требует не усвоения человеком большего количества информации и знаний, а готовности и открытости к общению, взаимодействию и партнерству, способности слушать, слышать и вести диалог, свободно обмениваться мнениями, искать нужную информацию, работать со знаниями и уметь их применять по назначению. Образовательный процесс должен быть построен по деятельному принципу. Поскольку игра в дошкольном детстве является основным видом деятельности, то именно этот вид деятельности должен приобретать все большую значимость и занять весомое место в жизнедеятельности ребенка-дошкольника.
Цель статьи – исследовать влияние игровой деятельности на всестороннее развитие ребенка-дошкольника.
Игра как вид деятельности занимает важное место в развитии детей дошкольного возраста. Заметим, что игра ребенка – это соответствующая дошкольному детству форма организации жизнедеятельности, эффективный метод и средство реализации образовательных задач по всем направлениям развития личности ребенка. Важность и значение игры в жизни ребенка-дошкольника невозможно недооценить и переоценить. Игра – это не прихоть, это необходимость, в которой ребенокудовлетворяет все свои потребности: в психологическом, умственном развитии, физическом (двигательной активности, интеллектуальном, речевом (в потребности общения, нравственном, трудовом, эстетическом.
Игра – это форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и разворачивается или в виде соревнования, или в виде изображения (исполнения, репрезентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний. Поэтому всякая игра – это школа произвольного поведения и деятельности, присущая поведению и деятельности взрослых.
Современное состояние проблемы развития игровой деятельности дошкольников говорит о том, что в дошкольном детстве необходимо уделять больше внимания этому процессу. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является творческая игра. Она является социальной по своей природе, происхождению и содержанию. В ней происходит развитие общения на равных “ ребенок – ребенок” или “ ребенок – группа детей”, что обеспечивает условия для сохранения физического и психического здоровья ребенка дошкольного возраста.
Современные психолого-педагогические исследования игры характеризуются сближением взглядов на нее как на ведущую деятельность детей дошкольного возраста, анализ ее воспитательных и развивающих возможностей и способов их актуализации. На этих проблемах сосредоточивался Л. Выготский и ученые, которые представляют его школу (. Запорожец, Д. Эльконин,. Усова и др.). Они убеждали, что воспитательный и развивающий потенциал игры может быть реализован только при условии направления ее взрослыми. Это мнение развито в трудах французского психолога. Валлона,ее поддерживали также представители педагогической науки: .Пфютце, .Хоппе, Л. Шройтер (Германия); Д. Ковач,. Весов, П. Бакони (Венгрия); Л. Белинова (Чехия);. Петрова, С. Аврамова (Болгария) и др. Выдающийся мыслитель XX века Й. Хензинги подчеркивал значимость игры как важной и жизненно необходимой формы общения, связанной с человеческим существованием, именно на начальных этапах онтогенеза, в обучении новым знаниям и навыкам.
Еще в V веке Жан-Жак Руссо справедливо заметил, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. Игра – это деятельность, обусловленная потребностью ребенка в выявлении активности.
В детском возрасте игра является нормой. Весомые аргументы в подтверждение значения игры для развития ребенка содержат труды И. Сеченова, И. Павлова, П. Лесгафта и др. Игра выступает не только фактором настроения, проявлением эмоций малыша, но и важным фактором развития всего организма маленького ребенка, а именно нервной и сердечно-сосудистой систем, функций головного мозга. С удовлетворением потребностей в активности, в новых впечатлениях, проявлении здоровых эмоций происходят жизненно важные физиологические и психические процессы в организме самого ребенка.
Еще в младшем дошкольном возрасте, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, у ребенка проявляется интерес к совместным играм со сверстниками, которые являются коллективными по своей природе. Постепенно, когда малыш взрослеет, происходит переход от игр “рядом” к играм “вместе”, в которых ребенок начинает самостоятельно общаться с другими детьми во время совместных игр, взаимодействовать, проявлять активность. Но чтобы научиться налаживать взаимодействие со сверстниками в игре, передавать и получать информацию об окружающей среде, согласовывать свои действия с действиями других детей, ребенку обязательно необходима помощь взрослого. Так, благодаря игровой деятельности ребенок усваивает общественный опыт, который способствует обогащению его знаниями, формированию практичных умений, навыков и духовных потребностей. В процессе игр у ребенка вырабатываются соответствующие взгляды и убеждения, эстетические чувства, закладывается характер.
По словам выдающегося педагога К. Ушинского, “игра – это мощное воспитательное средство, в котором реализуется потребность человеческой природы”. Каждый ребенок должен иметь право на детство, то есть, прежде всего, иметь право на развитие собственной игровой деятельности.
Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно действуют на его чувства. Если взрослому не удается пробудить в детях интерес к окружению, то и детские игры будут неинтересными и кратковременными..Макаренко говорил: “Если ребенок будет заниматься только играми, в которых он остается пассивным, то из него вырастет пассивный человек, привыкший смотреть на чужую работу, не привыкший преодолевать трудности”.. Макаренко подчеркивал, что “игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра”.
Влияние игры на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста многогранно,поскольку делает весомый вклад: в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, в становление самооценки и самосознания, в формирование представлений детей о мире взрослых людей, их действий и взаимоотношений.
То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, она моделирует социальные ситуации. Именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые заменители. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, которая передается из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотная запись и тому подобное.
Еще одним достоянием в умственном развитии ребенка дошкольного возраста, которое связано с игрой, является формирование способности понимать мнение второго человека, смотреть на вещи его глазами.
Во время игры ребенок максимально реализует свои возможности и способности. Игра для дошкольника – наиболее интересная деятельность. Игра дает детям возможность проявить собственную активность и самостоятельность.
В игре все “понарошку” – и действия, и пространство, и роли. Ребенку достаточно провести черту,чтобы обозначить: “Здесь, за этой линией, где я стою, – наш дом”. Ребенок может открыть дверной замок воображаемым ключом или палочкой, которая его заменяет.
Именно в игре, а не в других каких-то видах деятельности, дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Игра для дошкольника – способ познания окружения. Играя, он познает цвет, форму, свойства материалов, числовые отношения, изучает растения, животных. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Еще К. Ушинский подчеркивал, что “ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда принуждают играться. Дети страдают от навязывания чужих образов, от попытки сдержать их фантазию”. И очень жаль, что взрослые не всегда понимают место и роль игры в жизни ребенка. Дошкольное детство – это полноценный этап жизни человека. И то, что заложено в нас природой, мы должны сполна использовать. Чтобы в будущем взрослый человек не имел проблем, младенчество должно быть прожито полноценно. Давно замечено, что человек, который в детстве в достаточной степени не привлекался к игре, во взрослой жизни выявляет недостаток определенных необходимых ему качеств и умений. В свое время русский психлг Алексей Лентьев отметил, щ причина превращения игры в ведущую деятельность дошкольников лежит в расширении осознанного им предметного мира. К нему принадлежат не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, с которыми он сам мжет действовать (псуда, дежда, телефн, телевизр, мбильний телефн, кмпьютер, но и предметы, действия взрослых, которые для него физически недстяжимы (автмбиль и т. п.) В сюжетн-рлевой игре мжна делать все,что недступно в реальнй жизни: самостоятельно управлять автмбилем, самолетом, пездм, делать пкупки, грести веслами.
В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. игра не требует от него в этом плане особых усилий, потому что не связана с получением какого-то практического результата. Поэтому в игре ребенок может полететь на Луну, стать смелым моряком, лечить больных, учить детей, то есть игра, с одной стороны, обеспечивает ребенку свободу, позволяет реализовать собственные желания, интересы, а с другой – особым образом помогает приобщиться к широкой сфере жизни взрослых, преодолевая их недоступность. В этом смысле игра расширяет горизонты детской жизни, позволяет активно отобразить окружение, лучше понять и усвоить сущность человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях.
Для развития ребенка на этапе дошкольного детства необходим взрослый человек, который является советчиком, помощником, другом, наставником, опорой и защитой, источником развития, сокровищницей информации.
Чтобы поддержать ребенка, взрослый должен ощущать в себе детство, развивать способность к пониманию детей и всего, что с ними происходит; мудро относиться к их поступкам, верить, что ребенок ошибается, а не нарушает правила умышленно, защищать его, не думать о нем плохо, несправедливо и, самое главное, не ломать индивидуальность ребенка, а исправлять и направлять его развитие, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Если взрослый без причины вмешивается в игры детей, нарушает их замысел, то дети привыкают действовать по указаниям, у них развивается неуверенность в собственных силах. Поэтому необходимо определить особенности методики управления творческим играм дошкольников.
Возникает вопрос: абсолютно свободен или самостоятелен ребенок в игре? Безусловно, нет. Его свобода и самостоятельность обусловлены способами деятельности, которыми он обладает, знаниями, которые он имеет.
Неправильно думать, что развитие игры в дошкольном возрасте может проходить стихийно, что ребенок постоянно, без всякого руководства со стороны взрослых, может понять общественные отношения, существующие между взрослыми людьми, общественный смысл их деятельности. Ведь новый смысл должен быть внесен в игру взрослыми.
Подражая взрослому, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдала в окружающей его жизни. Взрослые должны быть неравнодушными к тому, как и во что играют их дети. Сначала привычки, плохие или хорошие, а потом черты характера малыша формируются также в игре. Жестокое обращение со своей куклой, нежелание уступить второму ребенку игрушку, неряшливость в обращении со своими игрушками формируют такие негативные черты характера, как эгоизм, неряшливость, жестокость, упрямство и тому подобное. Но если ребенок заботливо относится к своим игрушкам, заботится и бережет их, в игре умеет выполнять возложенные на нее обязанности, подчиняется игровым правилам, то у такого ребенка обязательно сформируются такие ценные черты характера, как дисциплинированность, аккуратность, бережное отношение к предметам, чуткость к окружающим, дружелюбие.
Взрослый специально должен выражать восторги по поводу удачных действий малоактивных детей, поддерживать их и поощрять к самостоятельной творческой деятельности. Замечено, что дошкольник тогда чувствует себя хорошо, когда даже его неправильные действия поддерживаются взрослым. Нельзя лишать ребенка права на ошибку. Это помогает малышу лучше осознать свою деятельность, выразить эмоциональное отношение к различным жизненным ситуациям, которые моделируются в самостоятельной игре. Ребенок учится сознательно контролировать течение игры, налаживать взаимодействие между игрушками-персонажами.
Положительные результаты дает использование опережающей положительной оценки деятельности детей. В ней нуждаются не только малоактивные дети. Отдельные дошкольники, достаточно активные в совместных играх с ровесниками, когда выполняют там второстепенные роли, чувствуют беспомощность во время самостоятельной индивидуальной игры. В этом случае педагогическая оценка играет роль стимула, способствует формированию у детей положительного отношения к индивидуальной игровой деятельности, уверенности в собственных действиях. На мой взгляд, основными средствами развития самостоятельной игровой деятельности дошкольников являются игры,возникающие по инициативе взрослого: строительные, двигательные, дидактические. В процессе таких игр воспитатель может развивать интерес к игровому взаимодействию, помогать детям усваивать новые игровые средства общения, учить устанавливать партнерские отношения со сверстниками, доводить начатую игру до конца, оценивать результаты собственной деятельности.
Игра является интерактивной, поскольку для того, чтобы играть, ребенок должен взаимодействовать с различными предметами и другими лицами, влиять на это лицо или предмет, реагировать на изменения, которые он вызывает. Эта деятельность является взаимной, даже предметы преображаются, когда с ними играют. Игра является открытой, образной, выразительной, творческой, разнообразной. игровой ситуации отсутствуют победители и побежденные. Когда дети играют, они погружены в процесс, где все, что они делают (если это не наносит ущерба им и тем, кто их окружает, является приемлемым и характеризует ценность этой деятельности. В то же время только игрой деятельность ребенка не ограничивается. Дказано, щ овладение деятельностьюхватывает такие взаимосвязанные между собой базисные особенности личности: инициативность, активность, свбда выбра и ответственность. акие особенности игры пмогают дшкольнику почувствовать себя в нерзрывном единстве с другими детьми, сохранить свю индивидуальность и непвтримость.
Детские игры вообще – это “единственный естественный труд ребенка, к которому он приступает без принуждения и внешнего влияния” (К. Ушинский). то же время они являются отличным спосбм приобретения практически всех качеств характера, которые мы ценим в людях, но которые част пытаемся прививать вербальными, т. е. слвесными метдами или прстым приучением, обучением или упражнением. В игре ребенок учится жить. Во время игры н дстаточно легк понимает суть и запоминает ее снвные правила. Даже более, во время игры, в зависимости от ее течения, ребенок должен оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения, познавать потребность в сотрудничестве, учиться становиться на место второго человека, смотреть на вещи его глазами. Также приучается уважать права другого участника игры, сдерживать себя и свои негативные эмоции, вырабатывает доброжелательность и искренность по отношению к партнерам по игре.
Выводы. Всестороннее развитие дошкольника в игре достигается прежде всего разнообразной направленностью содержания игр. Одна из актуальных задач современной дошкольной педагогики – действенное использование в образовательном процессе различных видов игр. Имеющееся разнообразие игр направляет их на всестороннее развитие детей-дошкольников, обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности, которые определяют интересы ребенка и его отношение к действительности, особенности взаимоотношений с другими людьми. В процессе игры, под правильным руководством взрослого, происходит становление ребенка как личности, в игре формируются те качества психики, которые необходимы в будущем для содействия обучению в течение всей жизни.
Использованная литература:
1. Артемова Л. В. Учись играя. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детских садов и родителей. – М.: Томирис, 1995. – 10c. 15
2. Завязун. Целенаправленная игровая деятельность дошкольника – залог успешного обучения в школе /. Завязун // Подготовка педагогов к внедрению государственных стандартов дошкольногои начального образования : сб. наук. -метод. трудов ; под ред.. Литнева,. Колесник,. Наумчук. –Житомир : Изд-во ЖДУ им. Ивана Франко, 2013. – С. 70-72.
3. Менджерицкая Д. Воспитателю детской игре / Д. Менджерицкая ; под. ред.. Марковой. –Москва : Просвещение, 1982. – 128 с.
4. Эльконин Д. Психология игры / Д. Эльконин. –Москва : Просвещение, 1976. – 228 с.
c.
Источник